Конфуций и его учение

Введение

Конфуций

Конфуций (рисунок из книги «Мифы и легенды Китая» — E.T.C. Werner, 1922)

Конфу́ций (кит. 孔子 Кун-Цзы, реже кит. 孔夫子 Кун Фу-Цзы, латинизировано как Confucius; ок. 551 до н. э.(-551), Цюйфу — 479 до н. э.) — древний мыслитель и философ Китая. Его учение оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство. Настоящее имя — Кун Цю (孔丘 Kǒng Qiū), но в литературе часто именуется Кун-цзы, Кун Фу-Цзы («учитель Кун») или просто Цзы — «Учитель». И это не случайно: уже в возрасте немногим более 20 лет он прославился как первый профессиональный педагог Поднебесной.

Возможно, что деятельность его отличалась гораздо более скромными размерами, чем её описывают конфуцианцы последующих веков. До победы легизма школа Конфуция была только одним из многих направлений в интеллектуальной жизни Воюющих Царств, в период, известный под названием Сто школ. И только после падения Цинь возрождённое конфуцианство достигло статуса государственной идеологии, который сохранился до начала XX в., лишь временно уступая место буддизму и даосизму. Это, естественно, привело к возвеличиванию фигуры Конфуция и даже её включению в религиозный пантеон.

Введение

Китай — страна
древней истории, культуры, философии; уже в середине второго
тысячелетия до н. э. в государстве Шан-Инь (XVII-XII вв. до н. э.)
возникает рабовладельческий уклад хозяйства. Труд рабов, в которых
обращали захваченных пленных, использовался в скотоводстве, в
земледелии. В XII веке до н. э. в результате войны государство
Шань-Инь было разгромлено племенем Чжоу, которое основала свою
династию, просуществовавшую до III в. до н. э.

Китай как
государство был сформирован в начале II-го тысячелетия до нашей эры.

Древнекитайское государство
представляло собой иерархическую деспотию. Во главе государства стоял
монарх. Наследственный монарх являлся также первым жрецом и
единственным землевладельцем. Далее по иерархии стояла земельная
аристократия, за аристократами находились простолюдины.

Во II-ом и начале I-го тысячелетия
до нашей эры в Китае преобладало религиозное мировоззрение. Китайцы
полагали, что всё, существующее и происходящее в мире — зависит от
предопределения неба. Поэтому считалось, что глава государства
является «сыном неба». Жители Китая верили, что их жизни
зависят от влияния некоторых духов, поэтому имели место
жертвоприношения этим духам.

По мнению древнекитайских
философов — мир возник из хаоса. Утверждалось, что два духа: инь
(женское начало) и янь (мужское начало) упорядочили бесформенный
хаос, породив при этом мир.

В начале I-го тысячелетия до нашей
эры формируется натурфилософская концепция. Те же самые духи, которые
оказывают влияние на жизнь людей, представлены как некоторые
материальные силы. Предполагается существование некоего эфира,
состоящего из материальных частиц ци. В результате воздействия на
этот эфир духов инь и янь, получаются тяжёлые, женские частицы –
инь-ци и мужские, лёгкие частицы – янь-ци. Эти частицы
порождают пять первоначал, из которых формируется всё существующее.

Это следующие первоначала: Вода,
Огонь, Дерево, Металл, Земля.

В философских взглядах древнего
Китая складывается представление о Дао. Дао – это безличная
мировая закономерность, которой подчиняются и природа и люди

В VI-III-ем веках до нашей эры в
жизни Китая происходят значительные изменения. Высокими темпами
развивается сельское хозяйство, применяются новейшие орудия труда и
инструменты, появляется частная собственность на землю, начинаются
социальная борьба и войны между государствами. Древнейший Китай
включал в себя 24 княжества, но уже к I-ому тысячелетию до нашей эры
в Китае насчитывалось 156 княжеств.

Все эти причины повлияли на
древнекитайскую культуру и философию, обусловив борьбу различных
философско-политических школ. Китайские философы в основном
занимались проблемой достижения порядка в обществе.

Наиболее влиятельными
философско-политическими школами были последователи следующих учений:
Даосизм, Конфуцианство, Моизм, Мин-цзя, Фа-цзя.

Данная работа посвящена изучению
Конфуцианства.

Человеколюбие

Что же подразумевал под этим понятием Конфуций? По его мнению, чтобы стать таковым, китаец должен обладать пятью качествами характера: уметь держаться достойно и не попадать впросак, широтой кругозора завоёвывать толпу, внушать другим доверие, управлять с помощью милосердия и быть успешным за счёт собственной сообразительности. Но часто великий учитель признавался своим ученикам, что он не может назвать себя полностью человеколюбивым. Ведь эти качества – только верхушка айсберга.

Например, однажды Конфуций строго осудил человека, который вместо положенных трёх лет носил траур по родителям всего год. Философ назвал его аморальным и полностью лишённым человеколюбия.

Неоконфуцианство

Неоконфуцианство,
идеалистическая школа китайской философии, сложившаяся в основном в
период Суй (10—13 вв.). Неоконфуци
анство
сформировалось в процессе борьбы с буддизмом и даосизмом, подвергаясь
в то же время их влиянию. Ранними предшественниками Неоконфуци
анства
можно считать писателя и философа 8—9 вв. Хань Юя и его ученика
Ли Ао, которые поставили задачу обновления и дальнейшего развития
конфуцианства с целью
преодоления влияния даосского и буддийского учений в Китае. В отличие
от раннего конфуцианства с его главным образом этико-политическими
концепциями, в Неоконфуци
анстве
значительное место занимают вопросы онтологии, натурфилософии и
космогонии. Один из основателей Неоконфуци
анства
мыслитель 11 в. Чжоу Дунь-и, или Чжоу-цзы, выдвинул понятие «великого
предела» (тай цзи) как первоосновы мира. Этому абсолютному
«великому пределу» подчиняется мир природы и мир
этических отношений как единая система, как две стороны единого
целого. Учение Чжоу-цзы восприняли и развивали Чжан Цзай и братья Чэн
Хао и Чэн И. Наиболее видным представителем Неоконфуци
анства
был крупный сунский учёный 12 в. Чжу
Си — комментатор, историк, философ-дуалист. Он привёл в
систему основные философские представления своих предшественников.

Чжу
Си, Чжу-цзы (1130—1200), китайский философ, историк,
комментатор классических книг; самый видный представитель
неоконфуцианства. Написал
свыше 20 научных трактатов, в том числе по юриспруденции, военному
делу, астрономии, географии. Будучи в 1179—83 начальник области
Нанькан (провинции Цзянси), Чжу Си создал широко известную тогда в
Китае школу Бай-лу дун («Пещера белого оленя»). Чжу Си
обобщил основные идеи конфуцианских мыслителей — от Конфуция до
Чжоу Дунь-и, Чжан Цзая и братьев Чэн И и Чэн Хао.

В трудах Чжу Си
развивается дуалистическая концепция двух взаимосвязанных и
неразделимых начал: идеального — «ли» («закон»,
«принцип», «правило»), предшествующего всему
и возвышающемуся над всем, и материального — «ци»
(«вещество», «материальная сила»). «Ли»
нуждается в прикреплении к определенной «ци» и в то же
время необходимо для «ци» как закон его существования.
Оба эти начала соединяются в бесформенном «тай-цзи»
(«великом пределе», «великом праначале»),
который существует во всех вещах, взятых как целое, и в каждой в
отдельности, и который как высший принцип объединяет принципы,
действительные и возможные, всех вещей и существ.

Неоконфуцианский
синтез Чжу Си стал доминирующим течением в последующей китайской
философии, оказав сильное влияние и на развитие философской мысли в
Корее и Японии. Отобранное и прокомментированное Чжу Си конфуцианское
«Четверокнижие» («Сы шу») являлось главным
предметом государственным экзаменов в Китае с 14 в. до начала 20 в.
Ч. С. — автор исторического труда «Тун цзянь ган му»
(«Главные устои всеобщего зерцала») — новой версии
известного произведения Сыма Гуана «Цзы чжи тун цзянь»
(«Всеобщее зерцало, управлению помогающее»).

Неоконфуцианство
поддерживало реакционную концепцию древнего конфуцианства о
незыблемости существующих социальных порядков, о естественном
характере разделения людей на высших и низших, на «благородных
мужей» и «мелких людишек». Неоконфуцианцы
пересмотрели толкование основного свода конфуцианской канонической
литературы — «Пятикнижия» («У цзин»).
По предложению Чжу Си новым конфуцианским каноном было провозглашено
«Четверокнижие» («Сы шу»).

В конце 13 —
начале 14 вв. Неоконфуци
анство
стало официальной идеологией. Н. сохраняло своё господствующее
положение в философской и общественно-политической мысли Китая до
начала 20 в. Оно оказало большое влияние на философские взгляды в
Японии, Корее и Вьетнаме.

Конфуцианство

В эпоху правления династии Хань (2 век до н.э. — 3 век н.э.) учение Конфуция возвели в ранг идеологии Поднебесной. В это время конфуцианство стало столпом китайской морали и сформировало образ жизни китайского народа. Конфуцианство сыграло решающую роль в формировании облика китайской цивилизации.

Основа конфуцианской философии — построение общества, основой которого является гармония. Каждый член этого общества стоит на своем месте и выполняет предначертанную ему функцию. Основа отношений между верхами и низами — лояльность. Философия строится на пяти главных качествах, присущих праведному человеку: уважение, справедливость, ритуал, мудрость, благопристойность.

«Жэнь» — «уважение», «великодушие», «доброта», основополагающая категория в китайской философии. Это главная из пяти благодетелей, которыми должен обладать человек. «Жэнь» включает в себя три главные составляющие: любовь и сострадание к людям, правильное отношение двух людей между собой, отношение человека к окружающему миру, в том числе — к неодушевленным предметам. Человек, постигший «Жэнь», пребывает в равновесии с окружающим миром, выполняя «золотое правило морали»: «не навязывать другому то, чего не желаешь себе». Символ «Жэнь» — дерево.

«И» — «справедливость». Человек, следующий «И», делает это не из эгоистических побуждений, а потому что путь «И» — единственно верный. Он основан на взаимности: родители тебя вырастили, а ты в благодарность их почитаешь. «И» уравновешивает «Жэнь», давая человеку твердость в противоборстве эгоизму. Благородный человек ищет справедливости. Символ «И» — металл.

«Ли» — «ритуал», означает «благопристойность», «этику», «церемонии». В это понятие китайский философ вложил возможность благодаря ритуалам поведения сглаживать конфликты, мешающие состоянию мирового единства. Человек, овладевший «Ли», не только почитает старших, но и понимает их роль в обществе. Символ «Ли» — огонь.

«Чжи» — «мудрость». «Чжи» — качество благородного человека. «Здравый смысл» отличает человека от животного, «Чжи» освобождает от сомнений, не давая волю упрямству. Борется с глупостью. Символ в конфуцианстве — вода.

«Синь» — «благонадежность». Благонадежным считается тот, кто чувствует добро. Другое значение — добросовестность и непринужденность. «Синь» уравновешивает «ритуал», предупреждая неискренность. «Синь» соответствует Земле.

Конфуцием разработана схема достижения цели. Согласно философии, если следовать девяти главным правилам, можно стать успешным человеком:

Идите к своей цели, пусть даже медленно, не останавливаясь.
Держите свой инструмент остро отточенным: ваша удача зависит от того, насколько хорошо вы подготовились.
Не меняйте поставленную цель: не важны только методы ее достижения.
Делайте только по-настоящему важное и интересное для вас дело, прикладывая максимальные усилия.
Общайтесь только с теми, кто развивается: он поведет вас за собой.
Работайте над собой, делайте добро, мир вокруг вас — зеркало вашего внутреннего «я».
Не позволяйте обидам сбить вас с пути, негатив не притягивает к вам позитив.
Контролируйте свой гнев: за все придется платить.
Наблюдайте за людьми: каждый может вас чему-то научить или предостеречь.

В противовес конфуцианству в Китае распространён ещё ряд философских школ. Всего насчитывается около ста направлений. Основное место занимает даосизм, основанный Лао-цзы и Чжуан-цзи.

В философском учении Лао-цзы подчеркивает нашу неразрывную связь с космосом. Для каждого человека существует единственный путь, предначертанный свыше. Людям несвойственно влиять на мировое устройство. Путь человечества — смирение. Лао-цзы призывает человека не пытаться влиять на ход событий вокруг. Даосизм — философия с мистическим началом, взывающая к эмоциям человека. Конфуцианство с его рационализмом обращается к разуму человека.

В Европе о Конфуции узнали в середине XVII века — с приходом моды на все, что связано с восточной культурой. Первое издание «Лунь юя» на латыни вышло в 1687 году. В это время набирало обороты иезуитское миссионерство, в том числе и в Китае. В Европу приехали первые посетители из Поднебесной, что подогревало интерес публики к неизведанному и экзотическому.

У истоков философии

Учение Конфуция, как и другие великие китайские религиозные и философские течения, зародилось в Китае в VI–V веках до нашей эры. Именно в это время на смену золотой эре государства приходят хаос и разруха. Был нарушен главный принцип империи «кто богат, тот знатен». Люди, не имевшие к аристократии никакого отношения, обладали богатством за счёт железа, которое начали активно добывать. Все это нарушило гармонию и спровоцировало междоусобицы.

Возобновить порядок должны были массовые течения и учения, которые возникали как грибы после дождя. Некоторые просуществовали всего пару десятилетий. Другие же – конфуцианство, даосизм, легизм – настолько прочно внедрились в культуру Китая, что просто невозможно представить сегодняшнюю страну без них. Таким образом, учение Конфуция на пустом месте не возникло. Во время разрухи и бедствий великий философ размышлял над принципами и методами, которые смогли бы навести порядок. И главным способом достижения гармонии, по его мнению, был сам человек, его воспитание, мораль и поведение.

Основные идеи конфуцианства

Цель конфуцианства — это сотворение гармоничного общества по древнему образцу, где у каждого человека есть своя функция.

Это гармоничное общество создаётся на концепции преданности. Должна присутствовать лояльность во взаимоотношениях между начальством и подчинёнными, целью которой является поддержание гармонии и непосредственно самого социума.

Основой конфуцианского учения является гуманизм. На практике, однако, с течением времени конфуцианство накопило новые идеи. Некоторые из них:

Ритуал — Ли (礼)

Изначально это означало «пожертвовать». Исходя из первоначального церемониального значения, этот термин был расширен, чтобы включить светское церемониальное поведение. Затем он приобрёл ещё более размытый смысл — значение приличия или вежливости, которые окрашивали повседневную жизнь.

Сыновняя почтительность — Сяо (孝)

Уважение и послушание, которое сын должен выражать своим родителям (особенно своему отцу). Однако этот подход был распространён по аналогии и на другие взаимоотношения: между отцом и сыном, правителем и подчинённым, мужем и женой, старшим братом и младшим братом, между друзьями.

Были предписаны определённые обязанности для каждого из участников в этих взаимоотношениях. Такие обязанности были также распространены и на умерших, что привело к почитанию предков, перед которыми живые выступали как сыновья своих отцов-предков.

Верность — Чжун (忠)

Это было особенно актуально для социального класса, к которому принадлежало большинство учеников Конфуция.

У обладателей политической власти обязательно должна была присутствовать верность: сына — отцу и членам клана, чиновника — вышестоящему князю, а князя — Сыну Неба.

Вся феодальная система была создана на этой основе, и, следовательно, правитель, для того чтобы быть верным, обязан править также и искренне, и гуманно и быть прежде всего справедливым.

Гуманность — Жэнь (仁)

Возможно, лучше всего этот принцип выражен в конфуцианской версии золотого правила нравственности: «Не делай другим того, чего не пожелаешь себе».

Человек будет тем, каким он себя сотворил, а не тем, кем он родился. А китайский философ Мэн-цзы полагал, что все рождаются хорошими людьми, но потом могут не устоять перед соблазном, поддаться слабости и измениться к худшему.

Справедливость — И (义)

Справедливость включает в себя мышление и действия с собственной точки зрения. Это требует рациональных действий и самообуздания, чтобы противостоять искушению, и стойкости, чтобы выполнять свой долг. Справедливость — это прежде всего целостность.

«Лунь Юй»

Эта книга – основа всего конфуцианства. В ней записаны все высказывания, мысли и утверждения Конфуция. Ученики философа по крупицам собирали эти ценные сведения, в результате появился сборник, состоящий из коротких бесед философа со своими последователями. Они формируют все принципы и догмы, которые проповедует конфуцианство. Кратко и точно в книге передан весь жизненный путь Конфуция:

  • 15 лет. Помыслы обращены к образованию.
  • 30 лет. Обретение самостоятельности.
  • 40 лет. Избавление от сомнений.
  • 50 лет. Познание воли Неба.
  • 60 лет. Умение отличать правду от лжи.
  • 70 лет. Следование за желаниями сердца и умение не нарушать Ритуал.

В этих коротких строчках – весь Конфуций. Его длинный путь от образования до свободного следования желанием сердца и соблюдения норм поведение стал ориентиром, нравственным и священным, для всей китайской философии. Конфуцианство (философия этого учения и моральные принципы передаются из поколения в поколения) почитается всеми жителями Китая.

Добродетели благородного мужа

Центральная фигура государственной системы, созданной Конфуцием, — цзюнь-цзы (благородный муж)

Это самый обычный член общества, который соблюдает все ритуалы, но не только потому, что так положено, но и потому, что осознаёт их важность. Главная добродетель благородного мужа — жень, или человеколюбие

Другие важные качества идеального члена общества: ли (соблюдение этикета); и (справедливость), чжи (мудрость); синь (добрые намерения).

В одной из многочисленных конфуцианских притч ученик спрашивает мастера: «Что означает быть благородным мужем?» «Совершенствовать себя, чтобы тем самым обеспечить благоденствие народа», — отвечает тот. Характеристики благородного мужа, а также другие воззрения Конфуция описаны в трактате «Лунь юй», составленном учениками философа после его смерти.

Идеал так и остался бы идеалом, если бы Конфуций не разработал систему воспитания и обучения молодежи. Что же он предлагает сделать для того, чтобы все члены общества стремились к самосовершенствованию? С самого раннего детства нужно воздействовать на сознание человека, объясняя ему разницу между добром и злом, гармонией и хаосом. Если воспитывать новое поколение в духе «вэнь», что переводится как «культура», то люди самостоятельно будут выбирать путь золотой середины, избегая во всем крайностей и стремясь к гармонии.

Конфуций биография. О Конфуции

Конфуций (кит. Кун-Цзы, реже кит. Кун Фу-Цзы, латинизировано как Confucius) — китайский мыслитель и философ. Его учение оказало глубокое влияние на цивилизацию Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство. Настоящее имя — Кун Цю , но в литературе часто именуется Кун-цзы, Кун Фу-Цзы («учитель Кун») или просто Цзы — «Учитель». И это не случайно: уже в возрасте немного более 20 лет он прославился как первый профессиональный педагог Поднебесной.

Биография Конфуция

Родился Конфуций в 551 г. до нашей эры в царстве Лу. Отец Конфуция Шу Лянхэ был храбрым воином из знатного княжеского рода. В первом браке у него родились только девочки, девять дочерей, а наследника не было. Во втором браке столь долгожданный мальчик родился, но, к несчастью, был калекой. Тогда, в достаточно почтенном возрасте (около 66 лет), он решается на третий брак, и его женой соглашается стать молодая девушка из рода Янь, которая считает, что нужно выполнить волю отца. Видения, которые посещают ее после свадьбы, предвещают появление великого человека. Рождению ребенка сопутствует множество чудесных обстоятельств. Когда подошло время родов, Шу Лянхе и Янь Чжи отправились совершать молебен в пещере глинистого холма, который по верованиям лусцев обладал магической силой. Там и родился Конфуций. Мальчика назвали Цю и дали прозвище Чжун Ни. Цю — холм, Ни — глина. Согласно традиции, на его теле имелось 49 знаков будущего величия.

Так родился Кун-фу-цзы, или Учитель из рода Кун, известный на Западе под именем Конфуция.

Отец Конфуция умер, когда мальчику было 3 года, и молодая мать посвятила всю жить воспитанию мальчика. Ее постоянное руководство, чистота личной жизни сыграли большую роль в формировании характера ребенка. Уже в раннем детстве Конфуций отличался выдающимися способностями и талантом предсказателя. Он любил играть, подражая церемониям, бессознательно повторяя древние священные ритуалы. И это не могло не удивлять окружающих. Маленький Конфуций был далек от игр, свойственных его возрасту; главным его развлечением стали беседы с мудрецами и старцами. В 7 лет его отдали в школу, где обязательным было освоение 6 умений: умение выполнять ритуалы, умение слушать музыку, умение стрелять из лука, умение управлять колесницей, умение писать, умение считать.

Конфуций родился с беспредельной восприимчивостью к учению, пробужденный ум заставлял его читать и, самое главное, усваивать все знания, изложенные в классических книгах той эпохи, поэтому впоследствии о нем говорили: «Он не имел учителей, но лишь учеников». При окончании школы Конфуций один из всех учащихся сдал сложнейшие экзамены со стопроцентным результатом. В 17 лет он уже занимал должность государственного чиновника, хранителя амбаров. «Мои счета должны быть верны — вот единственно о чем я должен заботиться», — говорил Конфуций. Позже в его ведение поступил и скот царства Лу. «Быки и овцы должны быть хорошо откормлены — вот моя забота», — таковы были слова мудреца.

«Не беспокойся о том, что не занимаешь высокого поста. Беспокойся о том, хорошо ли служишь на том месте, где находишься».

В двадцать пять лет за свои бесспорные достоинства Конфуций был отмечен всем культурным обществом. Одним из кульминационных моментов в его жизни стало приглашение благородного правителя посетить столицу Поднебесной. Это путешествие позволило Конфуцию в полной мере осознать себя наследником и хранителем древней традиции (таковым считали его и многие современники). Он решил создать школу, основанную на традиционных учениях, где человек учился бы познавать Законы окружающего мира, людей и открывать собственные возможности. Конфуций хотел видеть своих учеников «целостными людьми», полезными государству и обществу, поэтому учил их различным областям знания, основывающимся на разных канонах. Со своими учениками Конфуций был прост и тверд: «Почему тот, кто не задает себе вопросы «почему?», заслуживает того, чтобы я задавал себе вопрос: «Почему я его должен учить?». «Кто не жаждет знать, того не просвещаю. Кто не горит, тому не открываю. А тот, кто по одному углу не может выявить соотношения трех углов, — я для того не повторяю».

Основа построения человеческих отношений

Философствование Конфуция на тему взаимоотношений между людьми сводится к созданию наиболее доверительных, чутких человеческих связей. Избежание конфликтных ситуаций не было сущностью трактатов. Автор стремился к идеализации общества, в котором просто не кому будет конфликтовать. Каждого отдельного человека философ рассматривал членом большой семьи, где все почитают отца (правителя), как главенствующую личность.

Для того, чтобы понимать, доверять друг другу необходимо обладать таким качеством, как снисходительность, то есть способностью принимать и прощать не желаемое к себе отношение окружающих.

Каждый человек обладает как благородными личностными качествами, так и низменными. Понятие снисходительности заключается в одобрении первых, не замечанием вторых. Основная мысль о взаимоотношениях сводится к следующему: «Стоя высоко, будь снисходителен к подчиненным, оказавшись внизу, будь снисходителен к тем, кто смеется над тобой».

Ведущие принципы учения Конфуция

Всего насчитывается двадцать два принципа конфуцианского учения. Кратко можно выделить пять основных.

Уважение. Жень — самая главная добродетель, символизирует дерево. Уважение по Конфуцию, как и доброта, великодушие позволяют приобрести равновесие с окружающей действительностью.

Справедливость. И — символизирует металл. Справедливость позволяет руководствоваться не личными интересами, а всеобщими, отвергает эгоизм.

Верность обычаям. Ли — его еще называют ритуалом, символизирует огонь. Использование ритуалов помогает личности приблизиться к единству, миру, позволяет осознать свое место в обществе.

Мудрость. Чжи — ее еще зовут здравым смыслом, символизирует воду. Чжи отличает человека от животного, позволяет избавиться от упрямства, глупости.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий