Чему учил мудрец конфуций

Распространение конфуцианства

После смерти Конфуция философские учения его последователей начали формировать вокруг себя отдельные школы, по разным источникам, к III веку до н. э. их было от восьми до десяти, но точных сведений о многих из них не сохранилось. Конфуцианство стало основой государственной идеологии в период династии Хань, конфуцианская мораль и нормы нравственного развития вошли в официальную идеологию государства и сохранялись в таком качестве вплоть до начала XX века. Однако приписывать такое распространение учения одному Конфуцию будет неправильным: огромный вклад в формирование и развитие так называемого классического конфуцианства внес его ученик – ДунЧжуншу, прозванный за это «Конфуцием эпохи Хань».

Представители школы Дун Чжун-шу использовали творческий подход к работам Конфуция, объединив работы разных философских школ во всеобъемлющую доктрину, которая и стала впоследствии основой мировоззрения целого государства. Таким образом, конфуцианство стало неотъемлемой частью истории Китая – даже после прихода к власти коммунистического режима, на словах отвергавшего конфуцианство как мешающее прогрессу учение, но на деле оно оставалось главным моральным ориентиром. Культ самого Конфуция сложился значительно позже.

В I веке н. э. был образован так называемый конфуцианский канон. Помимо включения классических текстов в образовательную систему и обработки древних текстов, этот процесс также привел к созданию культа Конфуция. В период правления династии Тан – VII-X века – в китайскую духовную жизнь вмешался буддизм, оказывавший значительное влияние на экономическую и политическую жизнь в государстве. Проник он и в учение великого философа –через деятельность выдающегося политика Хань Юя классическое конфуцианство преобразовалось в то, что сейчас принято называть неоконфуцианством. Имперские амбиции европейских держав, в XIX веке разрывавших Китай культурной экспансией, привели к самому сильному и затяжному кризису в китайской истории. Жестокая колониальная политика привела в конечном счете к синтезу конфуцианской мысли и европейской культуры. Е

диного учения, как в случае с буддизмом, правда, не получилось – в развитии китайской философии наметился раскол. Основными направлениями стали: консервативное конфуцианство (помимо традиционной трактовки учения ориентировавшееся на Японию), либерально-западническое (ориентирующееся на США и отрицавшее традиционный взгляд на конфуцианство), радикально-марксистское (русифицированное, также отрицавшее традиционные ценности), социально-политический идеализм (также – суньятсенизм) и социально-культурологический идеализм (ставший основой современного неоконфуцианства).

Конфуцианство человеколюбие. Конфуцианство

Учение, возникшее в Древнем Китае и оказавшее огромное влияние на развитие духовной культуры, политической жизни и общественного строя Китая на протяжении свыше двух тысяч лет. Европейское название это учение получило от латинизированной формы фамилии и титула своего основателя — Конфуция. Конфуций (551 — 479 гг. до н. э.) жил в эпоху раздробленности страны и постоянных междоусобиц и в его учении в полной мере отразилась как эта эпоха, так и стремление к преодолению порожденного ею хаоса. Основы конфуцианства были заложены в VI в. до н. э. затем развиты его последователями Мэн — цзы, Сюнь — цзы и др.

С самого возникновения конфуцианство, выражая интересы господствовавшего класса, было активным участником в социально — политической борьбе. Оно призывало к укреплению общественного строя и сложившихся форм государственного управления путем строгого соблюдения древних традиций, идеализированных конфуцианцами, и определенных принципов взаимоотношений между людьми в семье и обществе. Конфуцианство считало всеобщим законом справедливости, закономерным и оправданным существование эксплуататоров и эксплуатируемых, по его терминологии — людей умственного и физического труда, причем первые господствуют, а вторые подчиняются им содержат их своим трудом. В Древнем Китае существовали различные направления, между которыми велась борьба, являвшаяся отражением острой социальной и политической борьбы различных общественных сил того времени. В связи с этим находятся противоречивые толкования конфуцианскими мыслителями основных проблем конфуцианства (о понятии «небо» и его роли, о природе человека, о связи этических принципов с законом и т. д.).

Основатель Конфуцианство-Конфуций и история о нём

Конфуций родился в 551 году до нашей эры. Отцом его был великий воин своего времени, прославившийся своими подвигами Шу Лянхэ. Шу Лянхэ в момент появления Конфуция был уже немолод.

К тому времени у него уже было девять дочерей , что делало его очень несчастным. Ему нужен был достойный продолжатель древнего аристократического рода. Старший сын Шу Лянхэ был очень слаб от рождения и воин не решался сделать его своим наследником. Поэтому наследником должен был стать Конфуций. Когда мальчику было два года и три месяца (китайцы считают возраст ребенка с момента зачатия ) , Шу Лянхэ скончался. Две предыдущие жены Шу Лянхэ, ненавидевшие молодую мать наследника, не стали сдерживать свою ненависть к ней, и, вырвав сына из атмосферы дрязг и скандалов, женщина вернулась в свой родной город.

Однако родители не согласились принять ее в дом, который она опозорила , выйдя замуж раньше двух старших сестер, да еще за человека намного старше. Поэтому мать с маленьким Конфуцием поселились отдельно от всех. Жили они очень замкнуто, однако мальчик рос веселым и общительным, много играл со сверстниками. Несмотря на бедность, мать растила его достойным преемником знаменитого отца. Конфуций знал историю своего рода, насчитывающую не одно столетие. Когда Конфуцию было семнадцать лет, умерла его мать, которой в ту пору едва исполнилось тридцать восемь лет.

С огромным трудом Конфуций разыскал могилу отца и в соответствии в религиозными обрядами похоронил рядом мать.

Выполнив свой сыновний долг, юноша возвращается домой и живет один. Из-за бедности он вынужден был делать даже женскую работу, которой раньше занималась его умершая мать. В то же время Конфуций помнил о своей принадлежности к высшим слоям общества. Выполняя обязанности отца семейства, Конфуций поступает на службу богатому аристократу Цзи , сначала управляющим складов, затем домашним слугой и учителем. Здесь впервые убедился Конфуций в необходимости образованности.

Служил Конфуций до обретения зрелости, чувство которой пришло к нему в возрасте тридцати лет. Позднее он скажет : «В пятнадцать лет я обратил свои помыслы к учебе. В тридцать лет я обрел самостоятельность. В сорок лет я освободился от сомнений. В шестьдесят лет я научился отличать правду от неправды. В семьдесят лет я стал следовать желаниям моего сердца и не нарушал ритуала «

К тридцати годам сложились и основные его этико-философские концепции , в основном касающиеся управления государством и обществом . Более четко сформулировав эти концепции, Конфуций открывает частную школу, появляются первые ученики, некоторые из них сопровождали своего Учителя в течении всей своей жизни. Желая использовать свои учения в практической деятельности, Конфуций присоединяется к изгнанному высшей аристократией царю и бежит в соседнее царство. Там он знакомится с советником могущественного царя Цзин Гуна Янь Ином и, беседуя с ним, производит очень хорошее впечатление. Воспользовавшись этим, Конфуций добивается встречи с самим царем, и, разговаривая с ним, потрясает Цзин Гуна глубиной и широтой своих познаний, смелостью и необычностью суждений, интересностью взглядов, высказывает свои рекомендации по управлению государством.

Возвратившись в родное царство, Конфуций становится известным человеком. По личным мотивам он отказывается от нескольких возможностей стать чиновником. Однако вскоре отвечает согласием на приглашение царя Дин-гуна и , продвигаясь по служебной лестнице, занимает пост сычкоу ( главного советника самого царя ). На этом посту Конфуций прославился многими мудрыми решениями. Вскоре обеспокоенное его увеличивающимся влиянием окружение царя вынуждает его «добровольно» покинуть свой пост После этого для Конфуция наступает пора странствий .

Долгие четырнадцать лет он в окружении учеников путешествует по Китаю , прославившись еще больше. Однако его желание вернуться на родину усиливается, и вскоре при содействии одного из бывших учеников Конфуций с большими почестями возвращается домой как очень уважаемый человек. К его помощи прибегают цари, многие из которых зовут его к себе на службу . Но Конфуций прекращает поиски «идеального» государства и все больше внимания уделяет своим ученикам. Вскоре он открывает частную школу. С целью сделать ее более доступной Учитель назначает минимальную плату за обучение. После нескольких лет преподавания в своей школе на семьдесят четвертом году жизни Конфуций умирает. Произошло это в 478 году до нашей эры.

Догматы конфуцианства. Конфуцианство

Конфуций
(латинизированный вариант имени
Кун-фу-цзы) родился в 551 г. до н.э. в
княжестве Лу, в эпоху раздробленности
Китая, потрясаемого смутами, мятежами
и войнами. Крушение древних устоев
семейного быта, продажность чиновников,
бедствия простого народа создали
ситуацию, когда возникла настоятельная
потребность в учении, возрождающем на
новом уровне древние патриархальные
традиции. Это учение и было провозвещано
мудрецом из княжества Лу.

Учитель Кун вёл
жизнь странствующего проповедника,
причём его проповеди были обращены,
главным образом, к аристократии Китая,
на которую он возлагал большие надежды.
Изречения Конфуция, собранные в книге Луньюй («рассуждения и беседы»),
стали своеобразной Библией конфуцианства.

Учение Конфуция
стало доминирующим в Китае далеко не
сразу: во времена царствования деспота
Цинь Ши Хуанди оно было фактически под
запретом: конфуцианцев жестоко
преследовали, их книги уничтожались.
Но уже в 1 в. до н.э. император У-ди,
которому, в целях консолидации страны,
нужна была авторитетная идеологическая
система, остановил свой выбор а
конфуцианстве. Место погребения Конфуция
было преобразовано в комплекс храмов.
Через 1000 лет после смерти Учителя храмы
в его честь начали строить в каждом
китайском городе. Претенденты на
получение учёных степеней и чиновничьих
должностей совершали в этих храмах
молитвенные ритуалы и жертвоприношения…
Таким образом, учение Конфуция обрело
черты религиозного культа. В эпоху
династии Тан ставшему уже легендарным
Учителю был присвоен титул «Первого
святого». Ещё позднее Конфуций был
удостоен титулов «Наставник государства»
и «Великий Учитель нации». Принципы
конфуцианства, в конце концов, стали
всецело определять социальную структуру
и внутриполитическую жизнь Китая.

Конфуций философские взгляды. Биография: Жизнь и взгляды Конфуция

Департамент образования и науки Кемеровской области

ГОУ СПО Аграрный колледж

Реферат

по дисциплине Социология

Тема: «Жизнь и взгляды Конфуция»

Выполнила: Студентка 306 гр. Технологов Колесникова Ю.В.

Проверил: Преподаватель

Микрюков Ю.Д.

Введение

Жизнь великого Конфуция

Философия и учения

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

С чем у обычного человека ассоциируется Китай? Ну, наверное, в первую очередь с легендарной многочисленностью китайцев, давно ставшей темой анекдотов. Затем вспоминаются иероглифы, шелк, китайская кухня, Великая Китайская стена, и, конечно, надпись «Made in China» на каждом втором товаре. А еще – Конфуций, один из великих учителей нравственности. Кстати, в Тайване, населенном китайцами, которые в свое время не пожелали строить коммунизм, даже день учителя празднуют в конце сентября – в день, когда родился Конфуций, учитель с большой буквы. Его называют «Учителем учителей» и «символом китайской нации». Его суждения и беседы (Луньюй) — краеугольный камень философии Древнего Китая.

Конфуций как великий философ

Философ Конфуций занимался исследованиями древности, обращался к генеалогии, изучал обряды, обычаи народов. Он всю жизнь пытался найти правителя, который послушает его, начнёт управлять, подчиняясь принципам нравственности. Но ни один император не воспринимал до конца слова великого философа. Ведь он призывал:

  • Избегать наказания по отношению к жителям, прибегать к карательным мерам в крайних случаях, когда народ отказывается повиноваться
  • Обучать, объяснять людям их ошибки, рассказывать об обязанностях, правах. Простые жители и правители должны находиться в гармонии

Подобные взгляды были в новинку для государства, поэтому не воспринимались всерьёз. В последние годы своей жизни он запечатлел на бумаге основные мысли, которые сделали его известным во всём мире. Его учение стало основой менталитета китайского народа, повлияло на развитие государства. Китай – первая страна, где зародились гуманистические принципы правления.

Конфуций предсказал свою смерть, рассказав одному из учеников об увиденном сне. Он говорил, что никто из правителей не хочет следовать его идеям, значит, смысл жизни потерян. Рядом с ним не было жены, детей, он ушёл из жизни спокойно, не произнеся ни одной молитвы.

Незадолго до его кончины умер сын Мудреца и некоторые ученики, что омрачило последние дни его существования. Смерть наследника не вызвала сильных переживаний, так как отношения были в разладе. Сын Конфуция отказывался учиться, думать о нравственности, управлении. Это вызывало негодование у философа, ведь именно в учении, совершенствовании управления для создания лучшего государства он видел смысл. Смерть же одного из учеников он воспринял слишком близко к сердцу, тосковал о потере. Он считал, что высшие силы пытаются его уничтожить, приближая время кончины.

После смерти о мыслителе заговорили, началось изучение заветов Конфуция, только тогда ему удалось прославиться. Мыслями прониклись не только последователи, верившие ему при жизни, но и жители соседних царств. То, о чём так мечтал Конфуций, свершилось, его наука приобрела популярность, заимела последователей.

Мудреца нельзя назвать философом, обращая к прямому смыслу слова, он был далёк от мистики, космологии. Учение и правила Конфуция полагались на рациональность и истину. Он был противником перемен, радикального искоренения устоявшихся традиций. Мыслитель не распространялся на тему духов, обрядов, поверхностно касался вопросов об устройстве мира.

Конфуций и конфуцианство наложили огромный отпечаток на жизнь китайского народа. День рождения мыслителя признан праздником, отмечается каждый год 28 сентября. Он известен как День национального учителя в Китае. Конфуций призывал правителей и жителей к гуманности, которая считалась высшей степенью добродетели. Единицы, по его мнению, обладали этим качеством.

Путь Конфуция нельзя назвать простым. Детство и юность философа проходили в бедности и лишениях. Юноше приходилось много трудиться, чтобы добиться признания. Но, несмотря на уважение со стороны правителей, многие идеи не находили отклика. Заветы Конфуция были признаны после смерти великого китайца, только тогда началось их тщательное изучение. Даже сейчас продолжают цитировать мысли древнего Мудреца. Высказывания Конфуция стали , передаются из уст в уста, как руководство к действию.

Идеи Конфуцианства

Человеческая добродетель и моральное поведение составляет основную идею конфуцианства. В качестве главной добродетели выступает доброта и почтение старших.

Сыновняя почтительность, а также братская любовь – это основа добродетели и правильного поведения, как в кругу семьи, так и в обществе в целом.

И прежде всего человек должен стремиться к нравственности и учится быть добродетельным, а уже домашний уют и насыщение себя пищей должно отступать на второй план.

В отношении правления народом поведение также должно быть добродетельным и править надо честно, и чиновниками для управления соответственно нужно ставить лишь честных людей.

Приличному человеку не свойственен дух состязания, нужно вести себя скромно. Также одной из главных идей конфуцианства является человеколюбие или любовь. Что также совпадает со многими религиями.

И еще данное учение учит не искать выгоды в окружающем, а просто выполнять свой гражданский долг.

Конфуцианство и даосизм

Даосизм — это древняя философия и верование, которое глубоко укоренилось в китайских обычаях и мировоззрении. Даосизм зародился в Китае 2000 лет назад.

Автором даосизма считается Лао-цзы (переводится как «Старый Мастер», «Старый Младенец» или «Мудрый Старец»; 604 – ок. 500 до н. э., точная дата смерти неизвестна).

Лао-цзы (604 г. – ок. 500 г. до н. э.)

Даосизм излагает о дао. Это переводится как «путь». Дао — это высший творческий принцип вселенной, всё в мире объединено и связано в нём. Это религия единства и противоположностей инь и ян.

Принцип инь ян видит мир, наполненный взаимодополняющими силами: светом и тьмой, жаром и холодом, действием и бездействием и так далее. Дао — не Бог, поэтому ему не поклоняются.

Даосизм включает в себя множество божеств, которым поклоняются в даосских храмах, а они являются частью вселенной и зависят, как и всё остальное, от дао.

Даосизм культивирует: достижение гармонии и единение с природой, саморазвитие, добродетельность и стремление к духовному бессмертию. Даосские практики включают в себя: регулярное чтение Священных Писаний, медитацию, фэн-шуй и другое.

Конфуцианство занимается социальными вопросами, а даосизм — поиском смысла. Они разделяют общие убеждения о человеке, обществе и вселенной. И конфуцианство, и даосизм появились как философии, но позже оба приняли религиозный подтекст.

Существует легенда, что Конфуций и Лао-цзы как-то встретились. Лао-цзы не согласился с мнением Конфуция о том, что нужно оглядываться на прошлое. Но независимо от разногласий между Лао-цзы и Конфуцием даосизм и конфуцианство послужили прекрасными ориентирами для Китая и соседних стран.

25 интересных фактов из жизни Конфуция

1.Генеалогическое древо Конфуция с историей приблизительно в 2500 лет является самым длинным в мире. На сегодняшний день древо охватывает 83 поколения клана Конфуция.

2.Конфуций известен также под именами: «Великий мудрец», «Самый мудрый ушедший учитель», «Первый учитель» и «Навеки образцовый учитель».

3. Цю («Qiū», дословно «Холм») — настоящее имя Конфуция, данное ему при рождении. Вторым именем учителя было Чжун-ни (仲尼Zhòngní), то есть «Второй из глины».

4. Конфуцианство, основанное Конфуцием и развитое его последователями, — одна из самых распространённых и самых древних учений в Китае и во всем мире.

5.Законы, изданные Конфуцием, основывались на его учениях и были настолько успешными, что преступность в царстве Лу сошла на нет.

6. Конфуций считал, что каждый гражданин должен уважать и чтить предков.

7. В 19 лет Конфуций женился на девушке по имени Ки-коан-ши из семьи Ци, жившей в царстве Сун. Через год у них родился сын, которого назвали Ли.

8. В 50 лет (501 год до н.э.) Конфуций занял пост судьи. В его руках сконцентрировался весь закон и порядок царства Лу.

9. Ученики Конфуция на основе высказываний и бесед учителя составили книгу «Сы шу» или «Четверокнижие».

10.«Золотое правило» Конфуция гласит: «Не делай другим того, чего не желаешь себе». Также ему приписывают изречение: «Что не выберешь сам, не навязывай другим».

11. Имя «Конфуций» возникло в конце XVI века в трудах европейских миссионеров, которые таким образом на латинском языке (лат. Confucius) передали сочетание Кун Фу-цзы (кит. упр. 孔夫子, пиньинь: Kǒngfūzǐ), хотя чаще используется имя 孔子 (Kǒngzǐ) с тем же значением «Учитель [из рода/по фамилии] Кун».

12. По мнению Конфуция человек должен превозмочь себя, культивируя личность посредством нравственности и гуманности, и уничтожить в себе варвара и эгоиста.

13. Согласно данным Комитета по генеалогии семьи Конфуция, действующего в Гонконге и Китае, родословные книги с перечислением потомства Конфуция считаются самыми объёмными в мире: они насчитывают 43 тысячи страниц и включают имена более 2 миллиона человек.

14. На должности судьи Конфуции пробыл пять лет, но козни злопыхателей привели к его отставке в 496 году до н.э.

15. Конфуций вернулся к преподаванию и в последующие 12 лет в качестве учителя завоевал всеобщую любовь и уважение.

16. Он верил, что элита страны станет положительным примером для остальной нации. Так, в обществе воцарятся мир и согласие.

17.К важнейшим человеческим качествам он относил честность, доброжелательность, покорность, вежливость и здравомыслие. Народных лидеров Конфуций воодушевлял быть образчиками благонравия.

18. Студентам Конфуций преподавал идеи древнекитайских мудрецов, которые изучил сам, чтобы добиться реформ в правительстве, погрязшем на тот момент в коррупции и самовластии.

19. Мать Конфуция скончалась, когда ему было 23. Спустя год (в 527 до н.э.) Конфуций сменил поприще и занялся педагогикой.

20. Когда Конфуцию было полтора года, умер его отец Шулян Хэ, военный офицер. Мальчик рос в нищете, но смог получить хорошее образование.

21. В возрасте 60 лет Конфуций оставил трудовую деятельность и вернулся на малую родину. Через 12 лет, 21 ноября 479 года до н.э. он скончался.

22. Один из самых выдающихся учеников Конфуция и его духовный наследник – китайский философ Мэнцзы. Самым любимым учеником мыслителя был Янь Хуей. Читайте еще: Мартин Лютер биография.

23. Несколько десятков тысяч потомков «учителя всех китайцев» живут за пределами Китая в Корее (34 тысячи) и Тайване.

24. С раннего детства Конфуцию пришлось усердно трудиться, чтобы прокормить семью. Начав простым рабочим, он выслужился до чиновника, ответственного за выдачу и прием зерна. Позже в его ведение поступил и скот.

25. Конфуций (имя при рождении Кун Цю) родился в 551 году до н.э. в городе Цэоу (ныне город Цюйфу в провинции Шаньдун), принадлежавшем царству Лу.

Конфуций биография. О Конфуции

Конфуций (кит. Кун-Цзы, реже кит. Кун Фу-Цзы, латинизировано как Confucius) — китайский мыслитель и философ. Его учение оказало глубокое влияние на цивилизацию Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство. Настоящее имя — Кун Цю , но в литературе часто именуется Кун-цзы, Кун Фу-Цзы («учитель Кун») или просто Цзы — «Учитель». И это не случайно: уже в возрасте немного более 20 лет он прославился как первый профессиональный педагог Поднебесной.

Биография Конфуция

Родился Конфуций в 551 г. до нашей эры в царстве Лу. Отец Конфуция Шу Лянхэ был храбрым воином из знатного княжеского рода. В первом браке у него родились только девочки, девять дочерей, а наследника не было. Во втором браке столь долгожданный мальчик родился, но, к несчастью, был калекой. Тогда, в достаточно почтенном возрасте (около 66 лет), он решается на третий брак, и его женой соглашается стать молодая девушка из рода Янь, которая считает, что нужно выполнить волю отца. Видения, которые посещают ее после свадьбы, предвещают появление великого человека. Рождению ребенка сопутствует множество чудесных обстоятельств. Когда подошло время родов, Шу Лянхе и Янь Чжи отправились совершать молебен в пещере глинистого холма, который по верованиям лусцев обладал магической силой. Там и родился Конфуций. Мальчика назвали Цю и дали прозвище Чжун Ни. Цю — холм, Ни — глина. Согласно традиции, на его теле имелось 49 знаков будущего величия.

Так родился Кун-фу-цзы, или Учитель из рода Кун, известный на Западе под именем Конфуция.

Отец Конфуция умер, когда мальчику было 3 года, и молодая мать посвятила всю жить воспитанию мальчика. Ее постоянное руководство, чистота личной жизни сыграли большую роль в формировании характера ребенка. Уже в раннем детстве Конфуций отличался выдающимися способностями и талантом предсказателя. Он любил играть, подражая церемониям, бессознательно повторяя древние священные ритуалы. И это не могло не удивлять окружающих. Маленький Конфуций был далек от игр, свойственных его возрасту; главным его развлечением стали беседы с мудрецами и старцами. В 7 лет его отдали в школу, где обязательным было освоение 6 умений: умение выполнять ритуалы, умение слушать музыку, умение стрелять из лука, умение управлять колесницей, умение писать, умение считать.

Конфуций родился с беспредельной восприимчивостью к учению, пробужденный ум заставлял его читать и, самое главное, усваивать все знания, изложенные в классических книгах той эпохи, поэтому впоследствии о нем говорили: «Он не имел учителей, но лишь учеников». При окончании школы Конфуций один из всех учащихся сдал сложнейшие экзамены со стопроцентным результатом. В 17 лет он уже занимал должность государственного чиновника, хранителя амбаров. «Мои счета должны быть верны — вот единственно о чем я должен заботиться», — говорил Конфуций. Позже в его ведение поступил и скот царства Лу. «Быки и овцы должны быть хорошо откормлены — вот моя забота», — таковы были слова мудреца.

«Не беспокойся о том, что не занимаешь высокого поста. Беспокойся о том, хорошо ли служишь на том месте, где находишься».

В двадцать пять лет за свои бесспорные достоинства Конфуций был отмечен всем культурным обществом. Одним из кульминационных моментов в его жизни стало приглашение благородного правителя посетить столицу Поднебесной. Это путешествие позволило Конфуцию в полной мере осознать себя наследником и хранителем древней традиции (таковым считали его и многие современники). Он решил создать школу, основанную на традиционных учениях, где человек учился бы познавать Законы окружающего мира, людей и открывать собственные возможности. Конфуций хотел видеть своих учеников «целостными людьми», полезными государству и обществу, поэтому учил их различным областям знания, основывающимся на разных канонах. Со своими учениками Конфуций был прост и тверд: «Почему тот, кто не задает себе вопросы «почему?», заслуживает того, чтобы я задавал себе вопрос: «Почему я его должен учить?». «Кто не жаждет знать, того не просвещаю. Кто не горит, тому не открываю. А тот, кто по одному углу не может выявить соотношения трех углов, — я для того не повторяю».

Философия Конфуцианства

Сам Конфуций стремился, чтобы как можно больше людей были образованными, грамотными и владели письмом и устной речью. Под словом образованность подразумевается, прежде всего, обучение нравственности и человеческой добродетели.

И конечно философия конфуцианства построена, прежде всего, на нравственности, а также преданности и искренности.

Здесь, если брать, например, искренность и честность, то эти принципы для китайских правителей были основополагающими. Так как именно они, по мнению Конфуция, позволили бы избежать многочисленных государственных переворотов, происходящих в Китае.

Согласно его учению Небо подарило человеку добрую природу, однако страсти омрачили ее и потому человеку нужно возвращаться к нравственности, чтобы она проявилась во всех его начинаниях.

Философия гуманизма в конфуцианстве ставит своей задачей победу над обычными человеческими страстями с помощью определенных правил поведения и возвращения к исконной добродетели, дарованной Небесами человеку.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий