Доклад жизнь и научная деятельность ломоносова 7 класс сообщение

Смерть великого ученого

В последние годы жизни Ломоносов трудился над работой под названием «Древняя российская история», в которой рассматривались самые острые вопросы происхождения и развития российского государства.

Скончался Михаил Ломоносов от воспаления легких 15 апреля (4 по старому стилю) 1765 г. в Санкт-Петербурге. На момент смерти ему было всего 54 года, и все надеялись на благополучный исход болезни. Похоронили величайшего российского ученого на Лазаревском кладбище.

Единственным живым прямым потомком, который сейчас живет в Эстонии, является музыкант и режиссер Пэтэр Волконский (1954 г.р)., обладающий довольно большим потенциалом в области актерского мастерства.

Михаил Васильевич Ломоносов – это один из самых талантливы поэтов XVIII века. Его перу принадлежит русская ода высокого гражданского и философского звучания. В копилке его произведений много поэм, сатир, трагедий, поэтических посланий, а также уникальных филологических трудов.

В честь Ломоносова были названы многие научные учреждения по всей стране. Его имя носят также объекты культуры и образования, среди которых Московский государственный университет, Музей Российской Академии Наук, Московская Государственная Академия тонкой химической технологии, Поморский государственный университет, а также огромное количество образовательных учреждений в России и за рубежом.

Увековечить имя гения благодарные потомки решили, назвав в его честь город в Ленинградской области, горные и подводные хребты в Северном Ледовитом океане и на Новой Земле, и даже один из кратеров на Луне.

«Михайло Ломоносов» – так назвали уникальный спутник, разработанный отечественными учеными, который был предназначен для проведения качественных исследований в верхней атмосфере, направленных на изучения особенностей транзиентных световых явлений.

Малоизвестные факты из биографии Ломоносова смотрите в следующем видео:

Возможно вам также будет интересно узнать биографию Льва Толстого.

Поэзия М.В. Ломоносова

Михаил Васильевич Ломоносов — один из крупнейших научных деятелей середины XVIII в., развивающих идеи Петра и стремящихся к распространению в России просвещения и наук. В поэзии Ломоносов проявил себя как талантливейший поэт и обогатил русскую поэтическую традицию новыми приемами и стилями. Деятельность Ломоносова как поэта способствовала завершению эры силлабического стихосложения, к которому тяготели его предшественники Кантемир и Тредиаковский, и обусловила начало нового этапа развития русского стихосложения, когда главным стихотворным размером становится четырехстопный ямб — стихотворный размер, нормой которого является расположение ударений на четных слогах, и этот размер достиг своего расцвета в творчестве А. С. Пушкина.

Поэтическое творчество Ломоносова можно разделить на два этапа:

— немецкий период, который связан с пребыванием Ломоносова в Германии в качестве студента;

— русский период, который начался после возвращения Ломоносова из Германии в Россию.

Для немецкого периода поэтического творчества Ломоносова характерны следующие особенности:

— использование в начале своего поэтического творчества силлабического типа стихосложения, знакомого Ломоносову по творчеству и виршам Симеона Полоцкого;

— влияние на творчество Ломоносова одного из представителей барокко немецкого поэта Гюнтера;

— знакомство с немецкими литературными школами и использование их канонов и правил в построении новых законов русского стихосложения;

— знакомство с местными литературными течениями, которые возникали после «смерти» литературного стиля барокко, — одним из таких направлений стал немецкий классицизм;

— близость Ломоносову общественно-государственного и гражданского пафоса классицизма, однако это направление не имело решающего значения в его поэтическом творчестве;

— преобладание лирических стихотворений;

— начало реформы стихосложения и новые веяния в этой области заключались в следующем:

* отход от канонов Тредиаковского;

* чередование мужских и женских рифм;

* использование нового для русской поэзии стихотворного размера — ямба, и среди произведений, написанных в этом размере, можно выделить следующие:

! переведенное небольшое стихотворение Анакреона, ставшее первым русским ямбическим стихотворением;

! торжественная ода на победу русских войск над турками и на взятие крепости Хотин, написанная в 1739 г. и включавшая в себя 280 стихов, и в ней чередовались рифмы мужские и женские.

Для русского периода поэтического творчества Ломоносова характерны следующие особенности:

— изменения в тематике поэтического творчества, которые выражались в следующем:

* исчезновение любовной лирики: нежных личных стихов о печальной или счастливой любви;

* преобладание больших государственных тем (тема строительства и укрепления новой государственности и просвещения), и его поэзия теперь служит отстаиванию его политических убеждений и помогает делу всей его жизни — продолжению дела Петра по распространению в России просвещения;

* создание стихотворного произведения «разговор с Анакреоном», имеющего своеобразную художественную структуру, которая заключается в следующем:

! построена в форме литературного диалога двух поэтов

! вначале дан перевод оды Анакреона;

! затем следует стихотворный ответ на эту оду самого Ломоносова;

! чередование переводов и ответов Ломоносова;

— понимание литературы как государственного дела;

— полный переход к такому литературному жанру, как торжественная, или похвальная, ода.

Роль Ломоносова как основоположника классицизма в России

Ломоносов как реформатор русского языка и стихосложения

В России после реформ Петра Великого началась эпоха культурных преобразований. Будучи сторонником петровских реформ, Ломоносов в своей деятельности руководствовался идеями прогресса, благодаря ему начался новый период культурной и интеллектуальной русской жизни.

Ломоносова считают родоначальником эстетического и литературного течения классицизма в России. Это течение, возникшее в XVII в. во Франции, было ориентировано на классические образцы античного искусства и стало базовым для идеологических взглядов эпохи Просвещения. Ломоносов, изучая традиции европейской культуры, использовал их в своем творчестве, но при этом учитывал многообразие национального культурного опыта. Отличительными чертами русского классицизма и стихотворчества Михаила Ломоносова стали гражданская и патриотическая направленность.

В 1739 г. Ломоносов прислал в Российское собрание при Академии наук, заботившееся о чистоте русской речи,«Письмо о правилах российского стихотворства». В своем труде Ломоносов выступил как реформатор русского стихосложения,предложил идеи для совершенствования грамматики русского языка, составления его словарей.

Ломоносов развил учение своего предшественника поэта Василия Тредиаковского о том, что языку русского народа и его фольклору присущи мелодика, тональность, создаваемая ударными слогами, оттого нужно создавать стихи, соответствующие строению русского языка, который большинством считался непригодным для стихосложения. Реформа Ломоносова привела к эволюции русского поэтического языка: вместо силлабической системы стихосложения, основанной на количестве слогов в строчке, была предложена силлабо-тоническая, в основе которой было ритмическое чередование ударных слогов. Тредиаковский выделил двусложные размеры: хорей (ударение на 1 слоге) и ямб (ударение на 2 слоге), Ломоносов добавил трехсложные: дактиль (ударный 1 слог), амфибрахий (ударение на 2 слоге) и анапест (ударный 3 слог). Ломоносов отдавал предпочтение четырехстопному ямбу, этот размер стал любим многими русскими поэтами: Державиным, Баратынским, Пушкиным, Лермонтовым и др.

В «Предисловии о пользе книг церковных в российском языке» Ломоносов, стремясь к классической ясности, разграничил сферы применения церковнославянского и русского разговорного языков. Он сформулировал теорию «трех штилей», которая станет базовой для всей классицистической поэзии. К высокому стилю Ломоносов относил церковнославянские и общего употребления русские слова, к среднему – часто употребляемые русские слова с незначительным количеством церковнославянских, к низкому – русские, не используемые в церковнославянских текстах, иногда и просторечные. Каждый стиль подходил конкретным жанрам: высоким предназначалось писать ораторские речи, оды и героический эпос; средним – трагедии, элегии, сатиры, низким – стихотворные послания, эпиграммы,басни, песни.

Ломоносов в своих трудах подошел к литературным процессам с научной точки зрения, определив стилистику языка, систематизировав литературные жанры и правила словоупотребления.Он показал, что русский язык своей поэтичностью не уступает латыни и западноевропейским языкам, заложил основы национального стихосложения и новой поэзии, избавив ее от «тяжеловесного речения». Способствовали совершенствованию русской словесности написанные Ломоносовым «Российская грамматика» и первый учебник по риторике на русском языке «Краткое руководство к красноречию», по которому обучались почти 170 лет.

Краткая биография Ломоносова

Среди биографий ученых Ломоносов занимает особое место потому, что он вошел в науку еще и как астроном и приборостроитель, географ и металлург, геолог, поэт, филолог, художник, историк и генеалог, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики.

Такое количество областей знаний дает нам полное право утверждать, что Михаил Ломоносов – это один из немногих примеров универсального гения.

Едва ли краткая биография Ломоносова позволит нам осветить все стороны жизни этой уникальной личности, но самое главное мы вам расскажем.

Ранние годы

Родился Михаил Ломоносов 8 ноября 1711 г. в селе Мишанинская, что в Архангельской губернии. До середины XVIII века деревни Денисовка и Мишанинская существовали порознь, а затем были объединены в одно село Ломоносово.

Родители Ломоносова были состоятельными людьми, так как отец Василий был деятельным и трудолюбивым рыбаком. Михаил с ранних лет начал выходить с отцом в море.

Грамоте и чтению Ломоносов обучался у дьячка местной Дмитровской церкви. В возрасте 14-ти лет Михаил уже умел читать и грамотно писать, что для того времени и места была немало.

Когда маленькому Михаилу было 8 лет, умерла его родная мать. Отец женился еще два раза, и последняя, третья жена, с самого начала возненавидела Михаила Ломоносова.
Это сильно угнетало юного гения, и он, узнав, что отец собрался его женить, в 19 лет решает бежать в Москву.

Ранним декабрьским утром он убегает из дому, и через три дня догоняет караван рыбаков, направляющийся в Москву. Упросив их не прогонять его, он благополучно прибывает с ними в столицу.

Годы учебы и деятельность

Чтобы поступить в Славяно-греко-латинскую академию, Ломоносов подделал документы, выдав себя за сына холмогорского дворянина. Дело в том, что простому крестьянину дорога в учебные заведения была закрыта.

Так начинается тяжелый период в биографии Ломоносова. Бедность и постоянная нужда лишали будущего ученого многих насущных потребностей, но он с невероятным упорством продолжал обучение, поглощая все новые и новые знания.

В 1734-1735 проходит учебу в Киево-Могилянской академии, а затем возвращается в Москву заканчивать Славяно-греко-латинскую академию.

В 1736, в числе лучших студентов, отправляется учиться в Германию, где изучает технические и естественные науки. Параллельно он осваивает иностранные языки и изучает европейскую литературу. Начинает делать переводы художественных произведений.

Краткая биография Михаила Ломоносова не позволяет во всей красе рассказать, какой невероятно пытливой и любознательной натурой он был. Он изучает множество наук, ставит опыты, выступает с лекциями. Но даже при такой колоссальной занятости он умудряется регулярно и углубленно заниматься поэзией, литературой и историей.

В 1739 он женится в Германии на дочери квартирной хозяйки, а в 1741 Михаил Васильевич возвращается на родину в Россию.

В 1742 Ломоносов был назначен адъюнктом физики в Петербургской академии наук, а через 3 года стал профессором химии.

Уникальное наследие

Вклад Ломоносова в самые разные сферы науки очень велик. Например, именно он впервые выдвинул идею о том, что весь материальный мир состоит из атомов и молекул. Официально ученый мир заговорил об этом только спустя 100 лет.

Также он заложил основы физической химии, которая объясняет химические явления на основе законов физики.

Его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи и многие фундаментальные законы, в числе которых одно из начал термодинамики.

Независимо от Леонардо да Винчи (чьи работы были найдены гораздо позже), Михаил Ломоносов изобрел первый прототип вертолёта.

Его литературное творчество содержит произведения на разных языках: «История Российская», трагедии «Тамара и Селим», «Демофонт», стихотворения и многое другое.

В 1754 году Ломоносов разработал проект Московского университета, который позже был назван в его честь. Кроме всего сказанного, краткая биография Ломоносова знаменательна открытием закона сохранения материи, написанием работ по теории цвета, построением множества оптических приборов.

Большой вклад Ломоносов внес также и в историю. Ученый создал «Краткий российский летописец с родословием», где описал главные события истории России с 862 по 1725 год. Это издание облегчило работу с историческими документами и стало очень популярно среди читателей.

Михаил Васильевич серьезно занимался риторикой и словесностью став, по сути, основоположником русского языка.

Кончина

Смерть настигла Михаила Ломоносова в возрасте 54 лет. Умер великий ученый от воспаления легких 4 апреля 1765 года, и был похоронен на Лазаревском кладбище в Санкт-Петербурге.

Доклад про Ломоносова 3, 4, 5, 7 класс, по литературе

Михаил Васильевич Ломоносов был уроженцем села Денисовка Архангельской губернии. Датой его рождения было 19 ноября 1711 года. Родился мальчик в простой крестьянской семье. Отец являлся зажиточным хозяином. Он увлекался ловлей рыбы. Отец часто брал Михаила с собой в плавания. Именно там мальчик впервые стал всерьез задумываться над законами природы и бытия. Здесь была заложена основа его будущих исследований в различных областях науки и техники. Михаил был весьма наблюдательным и любопытным. Он с детства интересовался такими вопросами, как: откуда появляется северное сияние, каков физический состав льдины, какие факторы влияют на изменение погоды и другие проблемы.

Мама Михаила была довольно образованной женщиной. Она с раннего детства научила его чтению книг, письму. Мальчик с огромным увлечением много читал. С каждым днем у Ломоносова росла жажда знаний. Михаил рано понял, что хочет заниматься именное наукой. В глубинке юноша не мог развиваться дальше и он принимает решение идти в Москву.

Ему едва исполнилось 19 лет, когда он принял окончательное решение добраться до Москвы. Ему предстоял огромный тяжелый путь в несколько тысяч километров. Несмотря на большое расстояние, Ломоносов пережил все невзгоды и препятствия и в 1731 году он поступил в Московскую славяно-греко-латинскую академию.

Не пошло и пяти лет, как Михаил освоил фундамент всех наук и окончательно принял решение посвятить свою жизнь исследованиям и экспериментам. После окончания академии, юношу отправили в качестве лучшего ученика обучаться в Германию.

На протяжении пяти лет в Германии Ломоносов изучал точные и гуманитарные науки. Старался всегда глубоко познавать дисциплины и внимательно слушать лекции знаменитых ученых.

Все это позволило в дальнейшем самому выстраивать теории. Когда Михаил после учебы в Германии вернулся на родную землю, то ему предложили занять небольшую должность в Академии наук. В течение следующих четырех лет ученый начинает заниматься со студентами в рамках лекционных занятий. Кроме того, большую часть времени святило науки проводит за исследованиями в области химии и физики.

Михаил Васильевич долгое время работает над исследованиями в различных областях науки и его научные труды были признаны ведущими российскими и зарубежными учеными.

Ломоносов стал основоположником лаборатории в области химии которая была создана по его эскизам. На базе химической лаборатории Ломоносов изучал особенности и характеристику различных минералов и руд. Михаил Васильевич проводил высокоточные опытные эксперименты.

Огромный вклад внес ученый в формирование русского научного языка. Свою деятельность он сосредоточил на систематизации терминологии и разработке новых научных категорий. При этом он старался в основном использовать русский язык и ограничить употребление иностранных терминов с той целью, чтобы развивать в данном направлении родной язык и отечественную науку.

Ломоносов всегда указывал на богатство родного языка и поэтому прежде всего говорил о широком использовании общенародного словарного богатства русского языка на основе придания словам и их сочетаниям новейшие терминологические значения.

Светило науки Михаил Васильевич Ломоносов стал основоположником великого русского научного языка.

Кроме того, ученый заложил фундамент русского литературного и художественного языка. В 1758 году Ломоносов создает великий труд по названием «Российская грамматика». Положения издания освещали все достижения ученого в области развития русского языка. Знаменит ученый еще и своими выдающимися достижениями в области литературы, которые на протяжении многих лет восхищали продолжают восхищать ученых и простых людей. Труды получили признание и в кругу великих поэтов и писателей.

Торжественные оды Ломоносова пользовались огромной популярностью при дворе. Их хвалила сама императрица Елизавета Петровна. Благодаря этому он смог воплотить в жизнь свои самые заветные проекты. Одной из таких заветных идей было желание открыть в России университет, где будут получать образование все достойные молодые люди. При поддержке графа Шувалова этот проект был утвержден императрицей.

Таким образом, следует отметить, что вклад Михаила Васильевича Ломоносова в развитие отечественной науки и литературы бесценен и еще многие и многие века люди буду благодарны ему за те открытия, которые он совершил.

Учеба Ломоносова в юношеские годы

Очень рано будущий поэт и ученый научился читать (мать его была дочерью дьякона, грамоте могли его научить и соседи, и дьячок местной церкви). Еще мальчиком, ему удалось достать грамматику церковно-славянского языка Смотрицкого и «Арифметику» Магницкого, прочитать стихотворное переложение «Псалтыри» Симеона Полоцкого. Эти книги оказали большое влияние на умственное развитие подростка (позже он называл их «вратами своей учености»,) но особенно большую роль в жизни юного Ломоносова сыграла «Арифметика». В ней мальчик нашел, кроме курса начальной математики, сведения по географии, астрономии, физике, навигации. Книги вызвали в нем жажду знаний, которую вскоре уже не могло удовлетворить повторное перечитывание учебников, давно уже выученных наизусть пытливым юным читателем.

Зимой 1731 г. девятнадцатилетний Ломоносов достал паспорт и вместе с рыбными обозами пешком пошел в Москву — учиться. Это было первым большим жизненным подвигом Ломоносова. Ему не только удалось попасть в Москву, но и поступить в
единственную в то время высшую школу — «Славяно-греко-латинскую академию».

Биографы Ломоносова, рассказывая о годах его учения, подчеркивают, что преподавание в Славяно-греко-латинской академии» носило
схоластический характер, учащимся сообщалось немало нелепостей (например, рассуждение о весе ангелов). Но все же учащиеся приобретали в академии и немало ценных знаний. Здесь Ломоносов в совершенстве изучил латинский и греческий языки, а ведь на латинском языке писались и печатались в те времена все научные сочинения; изучил он правила силлабического стихосложения и ораторского искусства; познакомился с выдающимися произведениями античной литературы. Книги великих мыслителей древности и вышедшие в Петровскую эпоху сочинения ученых нового времени расширили кругозор талантливого юноши, дали толчок глубоким размышлениям о мире, о его строении, о жизни.

Отличное знание латинского языка дало возможность Ломоносову изучить сочинения французского ученого и мыслителя Декарта, получить ясное представление об учении великого польского астронома Коперника, совершившего переворот в науке о вселенной.

Юноше Ломоносову приходилось учиться в исключительно тяжелых условиях. Уже будучи профессором Петербургской Академии наук, Ломоносов писал вельможе И. И. Шувалову: «Имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку (полкопейки) хлеба и на денежку квасу, протчее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил».

Чем больше расширялся круг знаний Ломоносова, тем меньше удовлетворяло его учение в Академии, тем больше тянуло к высотам науки, но не схоластической, а науки, связанной с жизнью.

Презентация на тему: » Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765). Биография» — Транскрипт:

1

Михаил Васильевич Ломоносов ( )

2

Биография Михаил Васильевич Ломоносов родился 8(21) ноября 1711 года далеко на севере, в деревне близ старинного города Холмогоры. Его мать, Елена Ивановна, дочь дьякона из соседнего села умерла, когда Михайле исполнилось 9 лет. Отец, Василий Дорофеевич, был преуспевающим рыбаком-артельщиком, имевшим несколько судов и собственные промыслы на мурманском побережье.

3

Подобно всем детям из крестьянских семей Михайло рано начал трудиться: сначала помогал по дому, а уже в 10-летнем возрасте стал ходить с отцом в море. В лет стал учиться читать и писать по Псалтири и грамматике XVII века, осваивая азы точных наук по учебнику арифметики, изданному уже при Петре I. Учился старательно и плодотворно.

4

Дьячок, обучавший Ломоносова грамоте, через год после начала занятий пал перед ним на колени и чистосердечно признался, что передал ему все, что знал, и ничему больше научить его не может. В 1730 году тайком от отца Михайло уходит пешком вместе с обозом в Москву, надеясь там продолжить свое обучение.

5

В возрасте 19 лет он поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Ему удалось окончить 12- летний курс менее чем за 6 лет, и в 1735 году его в числе 12 лучших учеников направляют в университет при Академии наук в Петербурге для продолжения обучения. Там он за несколько месяцев так преуспел в науках, что осенью 1736 года, когда было решено послать троих студентов в Германию для изучения химии и горного дела, он был выбран как наиболее достойный.

6

В Германии Ломоносов учился с 1736-ого по 1741 годы. Наряду с физикой, химией и геологией за это время овладел немецким, французским, итальянским и английским языками ( латынь и греческий он изучил в Москве), он стал отличным рисовальщиком. Но самым главным за этот период времени стало то, что Ломоносов сформировался как поэт и теоретик литературы.

7

«Бесспорных гениев, с бесспорным «новым словом» во всей литературе нашей было три: Ломоносов, Пушкин и частью Гоголь», — писал Ф.М.Достоевский

8

Ломоносовскую жажду познания, казалось, вообще нельзя было утолить. Он овладел 11-ю языками и за несколько дней до смерти начал изучать 12-ый – арабский. Умер Ломоносов 4 апреля 1765 года. Погребен на кладбище Александро- Невской лавры в Петербурге «при огромном стечении народа»

9

И сейчас имя М.В.Ломоносова в России пользуется всенародной любовью и уважением.

10

«Случились вместе два Астронома в пиру…» Птолемей – древнегреческий ученый, родился около 90 г., а умер около 160 г.н.э. Он разработал математическую теорию движения планет вокруг Земли. Коперник – польский ученый, родился на 13 веков позже Птолемея. Его заслуга – теория обращения планет вокруг Солнца.

11

Подумаем над вопросами… Какова тема этого стихотворения? В чем его необычность? Могли ли встретиться Коперник и Птолемей? Кто разрешил их спор? Какие доводы для этого использовал повар? Почему сцена, описанная Ломоносовым, выглядит забавно?

12

Новый материал Юмор – изображение героев в смешном виде. Юмор – смех веселый и доброжелательный.

13

Роды и жанры литературы эпослирикадрама Рассказ о чем- либо, находящемся вне автора: повествование о героях, событиях. Например, былины, которые написаны стихами и в которых рассказывается про богатырей. Рассказы, повести, романы Лирические произведения – это передача чувств, мыслей, переживаний, то есть того, что находится внутри автора. стихотворения Произведения, предназначенные для исполнения на сцене, написаны чередующимися репликами с пометками и замечаниями автора. пьесы, сценки

14

Подведем итоги урока А.С.Пушкин так сказал о М.В.Ломоносове: « Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник, стихотворец, он все испытал и все прошел…» Как вы понимаете эти пушкинские слова?

15

Домашнее задание с. 46 в. 1 (по два произведения на каждый жанр) в. 2 — письменно

Другие биографии:

  • Александр Сергеевич Даргомыжский

    Александр Сергеевич Даргомыжский, музыкальный деятель, педагог и автор музыкальных произведений середины 19-го века, появился на свет 2 (14) февраля 1813 года в российской глубинке, в Тульской губернии

  • Ахматова Анна Андреевна

    Анна Андреевна Ахматова – одна с самых величайших поэтесс двадцатого столетия.

  • Гончаров Иван Андреевич

    Иван Гончаров — знаменитый писатель появился на свет в Симбирске 6 июня 1812 года. Это было непростое для России время, так как шла война с французскими захватчиками

  • Аркадий Аверченко

    Аркадий Аверченко – замечательный отечественный юморист, писатель, публицист, народный деятель, произведения которого всегда поднимали настроение простым людям, которые приходя домой после работы, сразу принимались читать его произведения

  • Михаил Богданович Барклай де Толли

    Михаил Богданович Барклай де Толли выдающийся российский полководец, шотландского происхождения родился в поселке Памушис, неподалёку от Литвы. Точной даты рождения Михаила Богдановича не установлено, известна только предположительная дата,

Интересные истории из жизни Ломоносова

А теперь приведем несколько интересных историй из биографии нашего великого ученого.

Разбойники

Известен случай, как однажды вечером на Ломоносова, находящегося на Васильевском острове, напали три матроса.

Однако сын рыболова, вспомнив свои корни, как разъяренный лев атаковал первого нападающего. Не ожидая такого поворота событий, два других бросились убегать.

Схватив за одежду поваленного на землю матроса, Михайло потребовал сказать ему имена удравших хулиганов. Тот все выложил и признался, что они с друзьями хотели его ограбить.

— Каналья! – закричал Ломоносов, — так я же тебя и ограблю!

И, сняв с хулигана одежду, он отнес ее домой в качестве трофея.

Две телеги

Эта история не имеет достоверных источников, но сама по себе довольно забавна.

Говорят, что когда Ломоносов написал оду в честь годовщины восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, последняя была столь восхищена ею, что велела наградить гениального поэта 2 тысячами рублей.

Однако крупных денег на тот момент в казне не оказалось, и чиновники распорядились выдать указанную сумму медными деньгами.

Таким образом, к Ломоносову домой привезли литературную премию в виде двух телег с деньгами.

Вещий сон

Однажды, возвращаясь из Германии на корабле, Михаил Ломоносов во сне увидел небольшой остров в океане, на котором в детстве он бывал со своим отцом.

Во сне ему привиделся разбитый корабль и сам отец. Прибыв в Петербург, он срочно отправился на родину в Холмогоры. Там его брат сообщил, что отец, вместе с другими рыбаками, отправился в море на ловлю, и вот уже 4 месяца от них нет никаких известий.

Обеспокоенный Михаил Васильевич указал брату точные координаты показанного во сне острова, и попросил безотлагательно отправиться туда.

Добравшись до указанного места, рыбаки нашли обозначенный остров, на котором обнаружили тела пропавших односельчан, в числе которых действительно был Василий Ломоносов.

Главные достижения

От физики и до астрономии практически нет областей, в которой Ломоносов не оставил бы свой след. Главной страстью его была наука во всех её проявлениях. Пушкин же называл его «нашим университетом».

Теория электричества и метеорология

В созданной им теории электричества и метеорологии естествоиспытатель сделал попытку рассмотреть все электрические явления, известные в его время. В 1752 году он начал свою работу над теорией, но из намеченных 8 глав он рассмотрел 1 полностью, а 2 лишь частично

Его внимание перетянула на себя работа «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих». Все наблюдения приводили к выведению закономерностей, которые дали толчок к созданию основ теории электричества

И отличных результатов принесла совместная и независимая работа с Г. В. Рихманом. Первый электроизмерительный прибор экспериментального наблюдения был создан в сотрудничестве с Рихманом, который был убит ударом молнии в ходе наблюдения за грозовыми явлениями. Ломоносова очень тревожила эта трагическая случайность. Ведь этот случай пытались использовать как рычаг давления на закрытие его исследований. Но, несмотря на это, он хлопочет за семью погибшего, чтобы им выплачивалась пенсия.

Георг Вильгельм Рихман

Когда же свет увидел доклад «Слово», Михаилу Васильевичу пришлось доказывать, что его работа разительно отличается, от созданной Б. Франклином. Он указывает, что его зарубежный коллега лишь строит догадки и предположения. В то же время у естествоиспытателя есть доказанные явления и расчеты их подтверждающие. К тому же работа Франклина попала к Ломоносову, когда его «Слово» уже было практически готово.

Твердая ртуть

Он первым вместе с физиком А.Брауном получил ртуть в твердом состоянии. Открытие радовало Ломоносова не тем, что они были первооткрывателями этого явления. Больше его вдохновляло, что ртуть в твердом состоянии подтверждала некоторые положения его корпускулярно-кинетической теории. Замороженная ртуть позволила создать новую модель твердого тела. А электропроводность этого вещества позволила отнести ртуть к металлам.

Прототип вертолета

Ломоносов опередил Леонардо да Винчи в создании действующего прототипа летательного аппарата. Ведь труды последнего были найдены значительно позже. Правда, он не представлял, что на этих приборах можно совершать полёты. Он создавал его для подъёмов метеоприборов. Документально подкреплено, что аэродромическая машина была действующей и работала. Конечно, оригинальный экземпляр не сохранился, но в музеях хранятся репродукции аппарата.

Циркумполярная карта

Ещё за год до назначения Михаила Васильевича в географический департамент, он составил развернутый план работы всего департамента

Его внимание было обращено и на организационные моменты работы, и на штатный состав работников, и на качество данных, которым обладает департамент. Поэтому он прописал строгий регламент работы сотрудников, расширил и укрепил штат новыми картографами и геодезистами

А для улучшения сведений о природе и географии страны он стал инициатором отправления «географических запросов» по губерниям и провинциям. Они состояли из 30 пунктов, на которые необходимо было дать развернутый ответ. В итоге за три года в период 1761-1764 было собрано 4 тома ответов на эти самые запросы. Они позволили сформулировать обстоятельную топографию половины государства. Также Ломоносов создал карту полушарий, которая была названа циркумполярной. Выпущена она была большим тиражом и помогла создать первый русский учебный глобус.

Создание русского ямба

Под влиянием Ломоносова приняли ямб основным размером в метрики своей поэзии Пушкин и Державин.

Отрывок из произведения «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» отлично демонстрирует пример применения четырехстопного ямба и мужской рифмы.

Доклад про Ломоносова сообщение

Поздней осенью 1711года, в деревеньке возле Архангельска, семья Ломоносовых подарила миру сына, который станет впоследствии величайшим человеком страны.

Детство будущего учёного прошло в жестких условиях небольшого острова, где жила их семья. Знавшая грамоту мать Михаила, Елена Ивановна, учила сына читать и писать. Жестокая болезнь рано забрала её из жизни, и мальчик остался без матери.

Василий Дорофеевич, отец Михаила, занимался рыболовным промыслом. Он имел собственное мореходное судно, и часто брал в море своего сына. Мальчишка в таких походах закалялся физически, он становился сильным и здоровым юношей. С детства любознательный, в таких морских путешествиях он с интересом наблюдал за природными явлениями.

После смерти матери, Михаил бегал к соседу Шубину, который занялся его образованием, и уже к двенадцати годам, мальчишка грамотно писал, много читал. Новая жена отца была против увлечения Михаила книгами, она старалась загрузить его домашней работой, парень постоянно должен был что-нибудь делать по хозяйству. Тяга к знаниям заставила Михаила покинуть отчий дом и отправиться в Москву. Учился Ломоносов всегда с охотой и старанием, впитывая в себя знания, как губка. Он изучал различные дисциплины, и во всех них был успешен.

Серьезное отношение к учебе и скрупулезное изучение наук, сделало Михаила Васильевича, простого русского паренька из крестьянской семьи, величайшим человеком эпохи. Ломоносов занимался не только наукой, но и творчеством. Всесторонне развитая личность, он был талантлив абсолютно во всем. Михаил Васильевич сделал много изобретений и открытий. Всю свою жизнь он посвятил науке, и всю жизнь добивался просвещения народа, стремился к тому, чтобы все дети получали образование.

Умер Михаил Ломоносов в возрасте 55 лет.

3, 4, 5, 7, 9 класс, по литературе. Окружающий мир кратко

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий