Николай михайлович карамзин: биография, карьера и личная жизнь

Семья

Екатерина Андреевна Карамзина, вторая жена

Н. М. Карамзин был женат дважды и имел 10 детей:

  • Первая жена (с апреля 1801 года) — Елизавета Ивановна Протасова (1767—1802), сестра А. И. Плещеевой и А. И. Протасова, отца А. А. Воейковой и М. А. Мойер. По словам Карамзина Елизавету он «тринадцать лет знал и любил»

    Софья Николаевна (5.03.1802—4.07.1856), с 1821 года фрейлина, близкая знакомая Пушкина и друг Лермонтова.

    . Она была женщиной очень образованной и деятельной помощницей мужу. Имея слабое здоровье, в марте 1802 года родила дочь, а в апреле скончалась от послеродовой горячки. Некоторые исследователи считают, что именно в её честь названа героиня «Бедной Лизы».

  • Вторая жена (с 08.01.1804) — Екатерина Андреевна Колыванова (1780—1851), внебрачная дочь князя А. И. Вяземского и графини Елизаветы Карловны Сиверс, единокровная сестра поэта П. А. Вяземского.
    • Наталья (30.10.1804—05.05.1810)
    • Екатерина Николаевна (1806—1867), петербургская знакомая Пушкина; с 27 апреля 1828 года была замужем за отставным подполковником гвардии князем Петром Ивановичем Мещерским (1802—1876), женатым на ней вторым браком. Их сын писатель и публицист Владимир Мещерский (1839—1914)
    • Андрей (20.10.1807—13.05.1813)
    • Наталья (06.05.1812—06.10.1815)
    • Андрей Николаевич (1814—1854), после окончания Дерптского университета, был вынужден по здоровью находиться за границей, позднее — отставной полковник. Был женат на Авроре Карловне Демидовой. От внебрачной связи с Евдокией Петровной Сушковой имел детей.
    • Александр Николаевич (1815—1888), после окончания Дерптского университета служил в конной артиллерии, в молодости был великолепным танцором и весельчаком, был близок с семьей Пушкина в его последний год жизни. Женат на княжне Наталье Васильевне Оболенской (1827—1892), детей не было.
    • Николай (03.08.1817—21.04.1833)
    • Владимир Николаевич (5.06.1819 — 7.08.1879), член консультации при министре юстиции, сенатор, владелец имения Ивня. Отличался остроумием и находчивостью. Был женат на баронессе Александре Ильиничне Дука (1820—1871), дочери генерала И. М. Дука. Потомства не оставили.
    • Елизавета Николаевна (1821—1891), с 1839 года фрейлина, замужем не была. Не имея состояния, жила на пенсию, которую получала как дочь Карамзина. После смерти матери проживала вместе со старшей сестрой Софьей, в семье сестры княгини Екатерины Мещерской. Отличалась умом и безграничной добротой, принимая все чужие горести и радости близко к сердцу. называл её «примером самоотвержения». В семье её ласково звали — Бабу.

Софья Николаевна, дочьЕкатерина Николаевна, дочьАндрей Николаевич,сынВладимир Николаевич,сынЕлизавета Николаевна, дочь

Проза Карамзина

Отображенные в прозе эстетические принципы Карамзина встречаются и в его теоретических трудах. Он настаивает на отходе от классицистической зацикленности на рационализме к сенситивной стороне человека, его духовному миру.

Основная задача – склонить читателя к максимальной эмпатии, заставить переживать не только за героя, но и вместе с ним. Таким образом, сопереживание должно привести к внутреннему преобразованию человека, заставить его развивать свои духовные ресурсы.

Художественная сторона произведения так же построена, как и у стихотворений: минимум речевых сложных оборотов, пышности и вычурности. Но дабы те же записки путешественника не были сухими отчетами, в них ориентация на отображение менталитета, характеров выходит на первый план.

Повести Карамзина детально описывают происходящее, зацикливаясь на чувственной природе вещей. Но так как впечатлений от заграничной поездки было много, то на бумагу они переходили сквозь сито авторского «Я». Он не привязывается к упроченным в сознании ассоциациям. Например, Лондон ему запомнился не Темзой, мостами и туманом, а вечерами, когда зажигают фонари, и город сияет.


Персонажи находят писателя сами – это его попутчики или собеседники, которых Карамзин встречает в ходе путешествия. Стоит отметить, что это не только знатные особы. Он без стеснения общается и со светскими львицами, и с бедными студентами.

Николай Михайлович Карамзин

(1766-1826)

Родился Николай Михайлович Карамзин 1 декабря 1766г. в семье
симбирского помещика, происходившего из старинного дворянского рода.
Воспитывался он в частном московском пансионе. В отрочестве будущий писатель
зачитывался историческими романами, в которых его особенно восхищали «опасности
и героическая дружба». По дворянскому обычаю того времени еще мальчиком
записанный на военную службу, он, «войдя в возраст», поступил в полк, в котором
давно числился. Но армейская служба тяготила его. Молодой поручик мечтал
заняться литературным творчеством. Смерть отца дала Карамзину повод попросить
отставку, а полученное небольшое наследство позволило осуществить давнюю мечту-
поездку за границу. 23-летний путешественник посетил Швейцарию, Германию,
Францию и Англию. Эта поездка обогатила его разнообразными впечатлениями.
Вернувшись в Москву, Карамзин издал «Письма русского путешественника», где
описал все, что поразило его и запомнилось в чужих краях: пейзажи и внешность
иноземцев, народные нравы обычаи, городскую жизнь и политический строй,
архитектуру и живопись, свои встречи с писателями и учеными, а также различные
общественные события, свидетелем которых он был, в том числе и начало
Французской революции(1789-1794гг.).

Несколько лет Карамзин издавал «Московский журнал», а затем журнал
«Вестник Европы». Он создал новый тип журнала, в котором соседствовали
литература, политика, наука. Разнообразные материалы в этих изданиях были
написаны легким, изящным языком, подавались живо и занимательно, поэтому они не
только были доступны широкой публике, но и способствовали воспитанию
литературного вкуса у читателей.

        Карамзин
стал главой нового направления в русской литературе — сентиментализма. Основная
тема сентиментальной литературы _ трогательные чувства, душевные переживания
человека, «жизнь сердца». Карамзин одним из первых начал писать о радостях и
страданиях современных, обыкновенных людей, а не героев древности и
мифологических полубогов. Кроме того, он первым ввел в русскую литературу
простой, всем понятный язык, близкий к разговорному.

        Огромный
успех принесла Карамзину повесть «Бедная Лиза». Чувствительные читатели и
особенно читательницы проливали над ней потоки слез. Пруд у Симонова монастыря
в Москве, где утопилась из-за неразделенной любви героиня произведения Лиза,
стали называть «Лизин пруд»; к нему совершались настоящие паломничества.
Карамзин давно собирался всерьез заняться историей России, написал несколько
исторических повестей, среди которых такие блестящие произведения как «Марфа
Посадница», «Наталья, боярская дочь».

        В 1803г.
писатель получил от императора Александра официальное звание историографа и
разрешение работать в архивах и библиотеках. В течение нескольких лет Карамзин
изучал древние летописи, работая круглые сутки, испортив при этом зрение и
подорвав здоровье. Карамзин считал историю наукой, которая должна воспитывать
людей, наставлять их в повседневной жизни.

        Николай
Михайлович был искренним сторонником и защитником самодержавия. Он считал, что
«самодержавие основало и воскресило Россию». Поэтому в центре внимания историка
было становление верховной власти в России, правление царей и монархов. Но не
каждый правитель государства заслуживает одобрения. С негодованием относился
Карамзин ко всякому насилию. Так, например, историк осуждал тираническое
правление Ивана Грозного, деспотизм Петра и ту жесткость, с которой он проводил
реформы, искореняя древние русские обычаи.

        Огромный
труд, созданный историком за сравнительно короткое время, имел ошеломляющий
успех у публики. «Историей государства Российского» зачитывалась вся
просвещенная Россия, ее читали вслух в салонах, обсуждали, вокруг нее велись
жаркие споры. Создавая «Историю государства Российского», Карамзин использовал
огромное количество древних летописей и других исторических документов. Чтобы
читатели могли получить истинное представление, историк в каждом томе поместил
примечания. Эти примечания – итог колоссального труда.

        В 1818г.
Карамзин был избран почетным членом Петербургской Академии наук.

Литература

На заре литературной карьеры Николай Карамзин отправился в Европу. Писатель встретился с Иммануилом Кантом, посмотрел на Великую французскую революцию. Итогом путешествия стали «Письма русского путешественника». Эта книга принесла известность Карамзину. Подобных произведений до Николая Михайловича еще не писали, поэтому философы считают творца родоначальником современной русской литературы.


Молодой Николай Карамзин

Вернувшись в Москву, Карамзин начинает активную творческую жизнь. Он не только пишет истории и рассказы, но и руководит «Московским журналом». Издание публиковало произведения молодых и известных авторов, в том числе и самого Николая Михайловича. В этот период времени из-под пера Карамзина выходят «Мои безделки», «Аглая», «Пантеон иностранной словесности» и «Аониды».

Проза и стихи чередовались с рецензиями, разборами театральных постановок и критическими статьями, которые можно было прочитать в «Московском журнале». Первая рецензия, созданная Карамзиным, появилась в издании в 1792 году. Писатель делился впечатлениями от ироикомической поэмы «Виргилиева Енеида, вывороченная наизнанку», написанной Николаем Осиповым. В этот период творец пишет повесть «Наталья, боярская дочь».


Повесть Николая Карамзина «Бедная Лиза»

Карамзин добился успехов в поэтическом искусстве. Поэт использовал европейский сентиментализм, который не вписывался в традиционную поэзию того времени. Никаких од Ломоносова или Державина, с Николая Михайловича начался новый этап развития поэтического мира в России.

Карамзин восхвалял духовный мир человека, оставляя без внимания физическую оболочку. «Язык сердца» использовал творец. Логичные и простые формы, скудные рифмы и практически полное отсутствие троп – вот что представляла собой поэзия Николая Михайловича.


Памятник Николаю Карамзину

В 1803 году Николай Михайлович Карамзин стал официально историком. Соответствующий указ подписал император Александр I. Писатель стал первым и последним историографом страны. Вторую половину жизни Николай Михайлович посвятил изучению истории. Государственные посты Карамзина не интересовали.

Первым историческим произведением Николая Михайловича стала «Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях». Карамзин представил консервативные слои общества, выразил их мнение относительно либеральных реформ императора. Писатель творчеством пытался доказать, что Россия не нуждается в преобразованиях. Эта работа представляет набросок к масштабному труду.


«История государства российского» Николая Карамзина

Только в 1818 году Карамзин издал свое главное творение – «Историю государства российского». Она состояла из 8 томов. Позже Николай Михайлович выпустил еще 3 книги. Эта работа помогла сближению Карамзина с императорским двором, в том числе с царем.

Карамзин — писатель

Собрание сочинений Н. М. Карамзина в 11 тт. в 1803—1815 гг. было напечатано в типографии московского книгоиздателя Селивановского.

«Влияние последнего <Карамзина> на литературу можно сравнить с влиянием Екатерины на общество: он сделал литературу гуманною», — писал А. И. Герцен.

Сентиментализм

Публикация Карамзиным «Писем русского путешественника» (—) и повести «Бедная Лиза» (; отдельное издание ) открыли в России эпоху сентиментализма.

Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма. Сентиментализм идеалом человеческой деятельности полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Его герой более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг.

Публикация этих произведений имела большой успех у читателей того времени, «Бедная Лиза» вызвала множество подражаний. Сентиментализм Карамзина оказал большое влияние на развитие русской литературы: от него отталкивался[источник не указан 2403 дня], в том числе, романтизм Жуковского, творчество Пушкина.

Поэзия Карамзина

Поэзия Карамзина, развивавшаяся в русле европейского сентиментализма, кардинально отличалась от традиционной поэзии его времени, воспитанной на одах Ломоносова и Державина. Наиболее существенными были следующие отличия:

Карамзина интересует не внешний, физический мир, а внутренний, духовный мир человека. Его стихи говорят «на языке сердца», а не разума. Объект поэзии Карамзина составляет «простая жизнь», и для её описания он использует простые поэтические формы — бедные рифмы, избегает обилия метафор и других тропов, столь популярных в стихах его предшественников.

«Кто же милая твоя?»
Я стыжусь; мне, право, больно
Странность чувств моих открыть
И предметом шуток быть.
Сердце в выборе не вольно!..
Что сказать? Она… она.
Ах! нимало не важна
И талантов за собою
Не имеет никаких;
Странность любви, или бессонница ()

Другое отличие поэтики Карамзина состоит в том, что мир для него принципиально не познаваем, поэт признаёт наличие разных точек зрения на один и тот же предмет:

Один голос
Страшно в могиле, хладной и тёмной!
Ветры здесь воют, гробы трясутся,
Белые кости стучат.
Другой голос
Тихо в могиле, мягкой, покойной.
Ветры здесь веют; спящим прохладно;
Травки, цветочки растут.
Кладбище ()

Проза Карамзина

Первое издание «Истории» Карамзина на польском языке

  • «Евгений и Юлия», повесть ()
  • «Письма русского путешественника» (-)
  • «Бедная Лиза», повесть ()
  • «Наталья, боярская дочь», повесть ()
  • «Прекрасная царевна и счастливый карла» ()
  • «Сиерра-Морена», повесть ()
  • «Остров Борнгольм» ()
  • «Юлия» ()
  • «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода», повесть ()
  • «Моя исповедь», письмо к издателю журнала ()
  • «Чувствительный и холодный» ()
  • «Рыцарь нашего времени» ()
  • «Осень»
  • Перевод — пересказ «Слова о полку Игореве»
  • «О дружбе» (1826) писателю А. С. Пушкину.

Реформа языка Карамзина

Проза и поэзия Карамзина оказали решительное влияние на развитие русского литературного языка. Карамзин целенаправленно отказывался от использования церковнославянской лексики и грамматики, приводя язык своих произведений к обиходному языку своей эпохи и используя в качестве образца грамматику и синтаксис французского языка.

Карамзин ввёл в русский язык множество новых слов — как неологизмов («благотворительность», «влюблённость», «вольнодумство», «достопримечательность», «ответственность», «подозрительность», «промышленность», «утончённость», «первоклассный», «человечный»), так и варваризмов («тротуар», «кучер»). Также он одним из первых начал использовать букву Ё.

Изменения в языке, предлагаемые Карамзиным, вызвали бурную полемику в -х годах. Писатель А. С. Шишков при содействии Державина основал в 1811 году общество «Беседа любителей русского слова», целью которого была пропаганда «старого» языка, а также критика Карамзина, Жуковского и их последователей. В ответ в 1815 году образовалось литературное общество «Арзамас», которое иронизировало над авторами «Беседы» и пародировало их произведения. Членами общества стали многие поэты нового поколения, в том числе Батюшков, Вяземский, Давыдов, Жуковский, Пушкин. Литературная победа «Арзамаса» над «Беседой» упрочила победу языковых изменений, которые ввёл Карамзин.

Несмотря на это, позже произошло сближение Карамзина с Шишковым, и, благодаря содействию последнего, Карамзин в 1818 году был избран членом Российской академии. В том же году он стал членом Императорской Академии наук.

Реформа языка Карамзина

Влияя на литературу, творчество Карамзина не могло не коснуться изменений в речи. Основной задачей писателя стало приближение к живому, разговорном языку. Он стремился к очищению его от устаревшей лексики, вычурных объяснений. Но при этом всем Николай Михайлович был также и противником злоупотребления простонародными словами, такими, что не вписываются в понимание качественной речи, доступной, но красивой.

Карамзин обогащал русский язык, придумав много новых слов, благодаря сложению основ, трансформации словосочетаний или привнося их из других языков. Среди этих слов: промышленность, влюбленность, человечность и другие.

Примечания

  1. Венгеров С. А. А. Б. В. // Критико-биографический словарь русских писателей и ученых (от начала русской образованности до наших дней). — СПб.: Семеновская Типо-Литография (И. Ефрона), 1889. — Т. I. Вып. 1—21. А. — С. 7.
  2. 123 Карамзин Николай Михайлович // Большая советская энциклопедия: / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969. https://wikidata.org/wikipedia/Track:Q17378135″>
  3. 12 Encyclopædia Britannica

    https://wikidata.org/wikipedia/Track:Q5375741″>https://wikidata.org/wikipedia/Track:P1417″>https://wikidata.org/wikipedia/Track:P2450″>

  4. 123Макогоненко Г. П. Карамзин // Краткая литературная энциклопедия — М.: Советская энциклопедия, 1962. — Т. 3.

    https://wikidata.org/wikipedia/Track:Q4239850″>https://wikidata.org/wikipedia/Track:Q4275947″>

  5. идентификатор BNF: платформа открытых данных — 2011. https://wikidata.org/wikipedia/Track:Q19938912″>https://wikidata.org/wikipedia/Track:P268″>https://wikidata.org/wikipedia/Track:Q54837″>
  6. к. и. н. Мишанина Е. В. Об оренбургском происхождении Н.М. Карамзина (рус.) // Портал «Культура Оренбуржья». — 2020. — 17 марта.
  7. по другим данным в селе Михайловка Оренбургской губернии
  8. Карамзин Николай Михайлович. Интернет-проект «Русский биографический словарь» (rulex.ru) (Проверено 3 мая 2014)
  9. Бестужев-Рюмин К. Н. Карамзин, Николай Михайлович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  10. Фриче В.М.; Луначарский А.В. «Карамзин Н.М.»(неопр.) . Литературная энциклопедия; В 11 т.; Москва (1929—1939). Проверено 29 апреля 2013.
  11. Кривошеев Ю.; Лурье Е. «Поскребя русского, татарина не найдешь»(неопр.) . «Русский обозреватель» (06.10.2008). Проверено 29 апреля 2013. Архивировано 29 апреля 2013 года.
  12. Замечательные питомцы Московского университета.
  13. Карамзин Николай Михайлович Архивная копия от 22 октября 2007 на Wayback Machine
  14. ИРЛ в 4 т., 1981, Т. 2., С. 51−79. — Петрунина Н. Н. Проза 1800−1810-х гг..
  15. ИРЛ в 10 т., 1941, Т. 5., Ч. 1., С. 106−120. — Кучеров А. Я. Сентиментальная повесть и литература путешествий..
  16. Минчик С. С. Грибоедов и Крым. — Симферополь: Бизнес-Информ, 2011. — С. 172−175.
  17. ИРЛ в 10 т., 1953, Т. 6., С. 501−562. — Степанов Н. Л. Прозаики двадцатых−тридцатых годов.
  18. Lib.ru/Классика: Карамзин Николай Михайлович. «Виргилиева Энеида, вывороченная наизнанку» (неопр.) . az.lib.ru. Проверено 10 марта 2020.
  19. История государства Российского: В 4 книгах. Книга четвёртая (т. X—XII)
  20. Летопись Московского университета
  21. Эйдельман Н. Я. , 1983, Ч. II., Гл. Пример единственный. (недоступная ссылка —история ,копия ).
  22. Н. Коняев. Романовы. Расцвет и гибель династии. Вече, 2003. Стр. 465.
  23. Александро-Невская Лавра — Карамзин Николай Михайлович
  24. Герцен А. И. Собрание сочинений в тридцати томах — М.: Издательство АН СССР, 1954. — Т. 7., С. 190. — О развитии революционных идей в России. Гл. III. Пётр I. Архивная копия от 27 сентября 2013 на Wayback Machine
  25. В. В. Одинцов. Лингвистические парадоксы. Москва. «Просвещение», 1982.
  26. Авторство Пушкина часто подвергается сомнению, эпиграмма включена не во все полные собрания сочинений. Подробнее про атрибуцию эпиграммы смотри здесь: Б. В. Томашевский. Эпиграммы Пушкина на Карамзина.
  27. А. С. Пушкин как историк | Великие россияне | История России
  28. Карамзин Н. М. История государства Российского, Т. VI., Гл. VII., 1842, С. 226−228.
  29. «При издании сего шекспирова творения…» — Вестник Европы, 2014, №40-41 (неопр.) .
  30. Н. М. Карамзин: от культа Шекспира к шекспиризму (неопр.) .
  31. Гамаюнов Л. С. Из истории изучения Индии в России / Очерки по истории русского востоковедения (Сборник статей). — М.: Изд-во вост. лит., 1956. — С. 83.
  32. Каринишина Л. М. «Пример самоотвержения» // Московский журнал. — 2014. — № 11. — С. 24—31.

Подробная биография

Николай Михайлович Карамзин – величайший русский писатель и историк, основатель сентиментализма.

Николай Михайлович Карамзин появился на свет 12 декабря 1766 года в Симбирской губернии. Его отец был потомственным дворянином и обладал собственным имением. Как и большинство представителей высшего общества, Николай получил домашнее образование. В подростковом возрасте он покидает родной дом и поступает в Московский университет Иоганна Шадена. Он делает успехи в изучении иностранных языков. Параллельно с основной программой, парень посещает лекции известных просветителей и философов. Там же и начинается его литературная деятельность.

В 1783 Карамзин становится солдатом Преображенского полка, где служит вплоть до смерти своего отца. После извещения о его кончине, будущий писатель отправляется на свою родину, где и остаётся жить. Там он знакомится с поэтом Иваном Тургеневым, состоящим в масонской ложе. Именно Иван Сергеевич предлагает Николаю присоединиться к этой организации. После вступления в ряды масонов, юный поэт увлекается литературой Руссо и Шекспира. Его мировоззрение постепенно начинает меняться. В итоге, увлечённый европейской культурой, он разрывает все связи с ложей и отправляется в путешествие. Посещая ведущие страны того периода, Карамзин становится свидетелем революции во Франции и приобретает новых знакомых, самым известных из которых был популярный философ того времени Иммануил Кант.

Новаторская повесть

Чтобы понять великое наследие писателя, пожалуй, стоит остановиться подробнее на его «Бедной Лизе». Она вызвала такой ажиотаж и успех, что начались даже массовые поездки к местам событий, описанным в произведении.

Эта небольшая повесть вывела русскую литературу на новый европейский уровень. Простым и понятным персонажам повести теперь можно было сопереживать, подобно известным героям Гете и Руссо. В произведении новаторство буквально во всем.

В «Бедной Лизе» Карамзин вывел на арену образ очень милого читателю рассказчика, который искренне сопереживает героям и заинтересован в их судьбах. Это человек сердечный, открытый душой, который сразу располагает к себе читателя. Все это выдержано в лучших традициях сентиментализма и так необычно для русской литературы.

Пейзаж играет особую роль в произведении и становится отражением состояния души героев. Это тоже стало художественным открытием Николая Карамзина.

Язык повести — тоже абсолютное новшество в русской литературе. Как известно, в 18-м веке еще господствовала теория трех штилей М. Ломоносова: высокий, средний и низкий.

Карамзин же наглядно показал, что такие строгие рамки только тормозят развитие литературы. Создание простого и понятного, но при этом дворянского языка вызвало настоящий фурор. Стало понятно, что именно такой язык сможет вытеснить французский из обихода и отстоять самобытность русского слова. Так Карамзин смело замахнулся на настоящую языковую реформу в России.

Значение труда Н.М. Карамзина

Уже первые публикации «Истории» потрясли современников. Её читали взахлёб, открывая для себя прошлое своей страны. Многие сюжеты писатели использовали в дальнейшем для художественных произведений. Например, Пушкин взял из «Истории» материал для своей трагедии «Борис Годунов», которую посвятил Карамзину.

Но, как всегда, были и критики. В основном современные Карамзину либералы возражали против этатистской картины мира, выраженной в труде историка, и его веры в действенность самодержавия.

Этатизм – это мировоззрение и идеология, абсолютизирующие роль государства в обществе и пропагандирующая максимальное подчинение интересов личностей и групп интересам государства; политика активного вмешательства государства во все сферы общественной и частной жизни.

Этатизм рассматривает государство как самый высший институт, стоящий над всеми остальными институтами, хотя своей целью он ставит создание реальных возможностей для всестороннего развития личности и государства.

Либералы упрекали Карамзина в том, что он в своём труде следил только за развитием верховной власти, которая постепенно приняла формы современного ему самодержавия, но пренебрёг историей самого русского народа.

Существует даже эпиграмма, приписываемая Пушкину:

В его «Истории» изящность, простота Доказывают нам без всякого пристрастья Необходимость самовластья И прелести кнута.

Действительно, к концу жизни Карамзин являлся убеждённым сторонником абсолютной монархии. Он не разделял точки зрения большинства мыслящих людей на крепостное право, не был ярым сторонником его отмены.

Он скончался в 1826 г. в Петербурге и похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Памятник Н.М. Карамзину в Остафьево

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий