Франц шуберт: биография, личная жизнь и творчество композитора

Примечания

  1. ↑ , с. 609.
  2. ↑ Шуберт Франц Петер / Ю. Н. Хохлов //  :  / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  3. ↑ ШУБЕРТ Франц // Энциклопедия Кольера. — Открытое общество (рус.). — 2000.
  4. Шуберт, Франц-Петер // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  5. Walther Dürr, Andreas Krause (Hrsg.): Schubert Handbuch, Bärenreiter/Metzler, Kassel u.a. bzw. Stuttgart u.a., 2. Aufl. 2007, S. 68, ISBN 978-3-7618-2041-4
  6. Dietmar Grieser: Der Onkel aus Preßburg. Auf österreichischen Spuren durch die Slowakei, Amalthea-Verlag, Wien 2009, ISBN 978-3-85002-684-0, S. 184
  7. Andreas Otte, Konrad Wink. Kerners Krankheiten großer Musiker. — Schattauer, Stuttgart/New York, 6. Aufl. 2008, S. 169, ISBN 978-3-7945-2601-7
  8. Жизнь Франца Шуберта в документах. По публикациям Отто Эриха Дейча и другим источникам / Сост., общ. ред и прим. Ю. Хохлова. М.: Музгиз, 1963. С. 691.
  9. Deutsch О. Е., In collaboration with D. R. Wakeling, Schubert. Thematic catalogue of all his works in chronological order, London, 1951
  10. Переработанное и дополненное издание: Franz Schubert. Thematischer Verzeichnis seiner Werke in chronologischer Folge… Neuausgabe in deutscher Sprache bearb. und hrsg. von der Editionsleitung der Neuen Schubert-Ausgabe und W. Aderhold, Kassel, 1978
  11. В. Галацкая. Франц Шуберт // Музыкальная литература зарубежных стран. Вып. III. — М.: Музыка. 1983. — С. 155
  12. В. Галацкая. Франц Шуберт // Музыкальная литература зарубежных стран. Вып. III. — М.: Музыка. 1983. — С. 212
  13. CD Hyperion CDJ 33002.
  14. CD Hyperion CDJ 33010.
  15. Ныне исполняется именно в четвёртой редакции
  16. В традиционном русском переложении — «Нет, только тот, кто знал».
  17. Другие примеры: D 235 и D 237; D 351 и D 562; D 484, D 705 и D 714.
  18. ↑ Kreissle von Hellborn, Heinrich (1865). , pp. 297—332.
  19. Gibbs, Christopher H. (2000). The Life Of Schubert. Cambridge University Press, pp. 61—62, ISBN 0-521-59512-6.
  20. Например, Крайсль на с. 324 описывает интерес к творчеству Шуберта в 1860-х годах, а Гиббс на с. 250—251 описывает размах торжеств по случаю столетия композитора в 1897 году.
  21. Liszt, Franz; Suttoni, Charles (translator, contributor) (1989). An Artist’s Journey: . University of Chicago Press, p. 144. ISBN 0-226-48510-2.
  22. ↑ Newbould, Brian (1999). Schubert: The Music and the Man. University of California Press, pp. 403—404. ISBN 0-520-21957-0.

Первые сочинения

В период обучения в конвикте Франц начал сочинять. В биографии Шуберта указано, что ему было тогда тринадцать лет. Он пишет музыку с огромным увлечением, часто в ущерб школьным занятиям. Среди его первых сочинений — ряд песен и фантазия для фортепиано.

Демонстрируя выдающиеся музыкальные способности, мальчик обращает на себя внимание известного придворного композитора Антонио Сальери. Он начинает занятия с Шубертом, во время которых обучает его контрапункту и композиции

Учителя и ученика связывают не только музыкальные занятия, но и теплые отношения. Эти занятия продолжались и после ухода Шуберта из конвикта.

Наблюдая бурное развитие музыкальной одаренности своего сына, отец стал тревожиться о его будущем. Понимая тяжесть существования музыкантов, даже самых знаменитых и признанных, отец пытается уберечь Франца от такой участи. Он мечтал видеть своего сына школьным учителем. В качестве наказания за чрезмерное увлечение музыкой он запрещает сыну бывать дома по выходным и праздникам. Однако запреты не помогли. Шуберт-младший не смог отказаться от музыки.

Биография Франца Шуберта

Биография великого музыканта говорит о том, что Шуберт смог написать больше 1000 музыкальных произведений. Ценители музыки классического стиля знают Франца Шуберта не только за счет легендарной «Серенады». Он является автором многих маршей, опер, сонат и оркестровых увертюр. И всё это он успел создать за 31 год жизни.

При жизни Шуберта состоялся только один его концерт. Это произошло в 1828 году в Вене. Данный концерт нигде не анонсировали, а поэтому послушать композитора пришло мало людей. Это связано с тем, что в этот же момент и в этом же городе выступал Паганини. 

Одним из самых известных произведений Шуберта считается Большая до-мажорная симфония. Ее мир услышал только спустя годы после смерти музыканта. Эту композицию нашли случайно в бумагах брата покойного. Впервые она прозвучала в 1839 году.

Многие произведения Шуберта опубликовались лишь спустя много лет после его смерти – в конце 19 века.

Детство и юношество

Франц Петер Шуберт родился 31 января 1797 года в городке Химмельпфортгрунд, который расположен в Австрии. Его папа был школьным учителем, а мама – поваром. Франц – младший из 4 оставшихся в живых сыновей Шубертов. Всего в семье родилось 14 детей, но многие из них умерли.

К 10-летнему возрасту Шуберт умел мастерски играть на скрипке, пианино и органе, а также замечательно пел. В 1808 году мальчик получил стипендию для обучения в венской школе-интернате и начал петь в хоре при придворной часовне императора. Его наставниками там были композитор Антонио Сальери и придворный органист Венцель Ружичка.

В 13-летнем возрасте Шуберт создал свою первую композицию – «Фантазия для фортепианного дуэта», а спустя год вышла его первая песня «Жалоба Агари». Незаконченная оперетта «Der Spiegelritter» тоже принадлежала тому периоду.

В 15 лет у Франца сломался голос, и из-за этого ему нужно было уйти из хора и покинуть колледж, но его музыкальное обучение на этом не завершилось. Сальери бесплатно давал одаренному мальчику уроки композиции и контрапункта.

Уже к 19 годам Франц Шуберт составил около 1000 песен.

Взрослая жизнь

В 1814 году Франц стал заниматься преподавательской деятельностью в школе. Отец Шуберта был против того, чтобы сын был композитором, и поэтому побуждал его работать учителем. Шуберт преподавал в школе на протяжении 3 лет, но все свободное время он уделял музыке и писал свои известные песни.

У Шуберта дела пошли лишь после его знакомства с Францем фон Шобером и знаменитым баритоном Михаэлем Фоглем. Обществу нравились песни Шуберта, которые Фогль пел в каждом венском салоне. В 1818 году композиция Франца впервые была напечатана, а 1 марта в Вене произошло первое публичное представление «Итальянской увертюры до мажор». После этого музыкант бросил работу в школе и переехал в Желиз для обучения музыке 2 дочерей графа Эстерхази. Данный период отмечается в жизни Шуберта новым творческим всплеском.

В 20-летнем возрасте у Шуберта уже было примерно 500 композиций.

В 1820 году Франца наняли 2 оперных театра для составления нескольких опер.

Болезнь и последние годы жизни

К 1822 году у композитора возникли проблемы не только с деньгами, но и со здоровьем. Историки говорят, что он заразился сифилисом от проститутки.

Невзирая на прогрессирующую болезнь, Шуберт продолжил творить. В это время он создал такие знаменитые свои работы, как «Восьмая симфония», «Странная фантазия» для фортепиано, цикл песен «Die Schöne Müllerin», опера «Fierrabras»и «Die Verschworenen».

В свой последний год жизни, Шуберт оставался преданным собственному ремеслу. Именно в этот период был создан один из великих фортепианных дуэтов – «Фантазия фа минор». Помимо этого, музыкант завершил «Струнный квинтет до мажор», который историки называют финальным произведением классической эпохи. Единственный концерт Шуберта состоялся за 6 месяцев до его смерти. Концерт был успешным и принес хорошую прибыль, что и позволило бедному музыканту приобрести пианино.

Франц Шуберт умер в 1828 году в возрасте 31 года.

НАШИ ЛЮДИ

Zedd
Музыка

немецкий музыкант, диджей и продюсер

ZAZ
Музыка

французская певица, выступающая под псевдонимом ZAZ

Zardonic
Музыка

Агреда, так же известный как Zardonic, Венесуэльский клавишник, DJ, музыкант, продюсер, известный по своим музыкальным проектам в таких жанрах, как drum and bass, dark ambient, black metal и minimal techno

Zaho
Музыка

алжирская R’n’B певица, ныне проживающая в Монреале и Квебеке

Yung Lean
Музыка

шведский рэп-исполнитель

Yuki (певица)
Музыка

японская певица, музыкант и композитор

Yppah
Музыка

это произнесенное наоборот слово «happy»

Youth Lagoon
Музыка

американский певец и музыкант-мультиинструменталист, выступающий под псевдонимом Youth Lagoon

Уход из конвикта

Не закончив обучения в конвикте, Шуберт в тринадцатилетнем возрасте решает уйти из него. Этому способствовал ряд обстоятельств, о которых повествует биография Ф. Шуберта. Во-первых, мутация голоса, которая больше не позволяла Францу петь в хоре. Во-вторых, чрезмерная увлеченность музыкой оставила далеко позади его интерес к остальным наукам. Ему назначили переэкзаменовку, но Шуберт не воспользовался этой возможностью и оставил обучение в конвикте.

Вернуться к учебе Францу все же пришлось. В 1813 году он поступил в обычную школу св.Анны, окончил ее и получил свидетельство об образовании.

Интересные факты биографии Шуберта

  • Франц Шуберт появился на свет 31 января 1797 года в столице Австрии – Вене. Событие это произошло в семье Теодора Шуберта, простого учителя приходской школы, музыканта-любителя и Элизабет Шуберт, дочери слесаря. Помимо Франца в семье родилось 13 детей, девять из которых умерли ещё во младенчестве.
  • От природы каждый человек тянется к мелодии. Шуберт не просто тянулся, музыка звучала в нем самом. Это и не удивительно. В его многочисленной семье очень любили музыку. Отец играл на скрипке и фортепиано, старшие братья – Игнац и Фердинанд, не отставали от главы семейства и стали первыми наставниками будущего композитора. Кроме того, Вена начала 19 века – это не просто столица европейского государства, а центр, приют для музыкантов и композиторов со всего континента, ищущих славы и наполняющих воздух большого города мелодиями своего народа.
  • Много в биографии Франца Шуберта интересных фактов из жизни. К примеру, с раннего возраста он прекрасно владел искусством игры на трёх музыкальных инструментах: скрипка, фортепиано и орган. Когда у мальчика обнаружили прекрасный голос, его отправили учиться вокалу к регенту приходской церкви, и уже в одиннадцать он был принят «певчим мальчиком» в венскую придворную капеллу. Вероятно, в будущем Франц мог бы стать талантливым исполнителем, но музыка, беспрестанно звучавшая в его голове, искала выхода.
  • Вскоре наступил неизбежный период ломки голоса, и Франц был изгнан из капеллы. Встал вопрос о будущем юного музыканта. Чтобы добиться успеха в качестве композитора, одних способностей, пусть даже самых выдающихся, не достаточно. Отец Шуберта прекрасно это понимал. Скромному и застенчивому юноше не хватало смелости, решительности и некой находчивости. Поэтому по настоянию отца Шуберт избрал иной путь – скромного учителя музыки, который не обещал славы, но давал верный кусок хлеба.
  • Франц поступил на службу в школу, где преподавал его родной отец. Всё шло как нельзя лучше. Но это была лишь видимость. Каждый день он ждал с нетерпением окончания ненавистных уроков, преследуя одну единственную цель – остаться наедине с собой и своей музыкой. За один только год он написал 150 песен.
  • Нельзя жить двойной жизнью долго. В 1822 году терпению Франца пришёл конец: он бросил стабильную работу, семью, друзей и отправился в никуда. Как и предполагал его добрый отец, юного композитора ждали серьезные испытания. Жалкие гроши, на которые невозможно было купить одежду и хоть как-то питаться – таковым был его основной доход несколько лет. Помогли ему пробиться друзья, такие же бедные, но восторженные и преданные своему делу музыканты, как и он сам.
  • В возрасте 31 года Шуберт тяжело заболел. Врачи поставили неутешительный диагноз – тиф. К тому моменту уже было создано восемь симфоний, восемь квартетов, два трио, двадцать сонат и множество других прекрасных произведений. После смерти музыканта часть его наследия была опубликована сразу, но всё же большая продолжала долго храниться в шкафах и ящиках.

Обучение

В шестилетнем возрасте мальчик пошёл в приходскую школу. Здесь обнаружился не только его удивительный музыкальный слух, но ещё и потрясающий голос. Ребёнка взяли петь в церковный хор, где он исполнял довольно сложные сольные партии. Церковный регент, часто бывавший в семье Шубертов на музыкальных вечеринках, учил Франца пению, теории музыки и игре на органе. Вскоре все окружающие поняли, что Франц – одарённый ребёнок. Особенно таким достижениям сыночка радовался папа.

В одиннадцатилетнем возрасте мальчика отдали в школу с пансионом, где готовили певчих в церковь, она называлась в то время конвикт. Даже сама обстановка в школе благоприятствовала, чтобы музыкальные таланты Франца развивались.

В школе был ученический оркестр, его сразу определили в группу первых скрипок, изредка Францу даже доверяли дирижировать. Репертуар в оркестре отличался своим разнообразием, ребёнок познал в нём разные жанры музыкальных произведений: увертюры и сочинения для вокала, квартеты и симфонии. Друзьям он рассказывал, что наибольшее впечатление на него произвела моцартовская симфония соль минор. А сочинения Бетховена были для ребёнка наивысшим образцом музыкальных произведений.

В этот период Франц начал сам сочинять, он делал это с огромным увлечением, что даже ставило музыку в ущерб остальным школьным предметам. Особенно тяжело давались ему латынь с математикой. Отца насторожило такое чрезмерное увлечение Франца музыкой, он стал тревожиться, зная путь всемирно известных музыкантов, от такой участи своего ребёнка ему хотелось оградить. Он даже придумал наказание – запрет приезда домой на выходные и праздничные дни. Но на развитие дарования юного композитора не влияли никакие запреты.

А потом, как говорится, всё случилось само собой: в 1813 году у подростка сломался голос, ему пришлось покинуть церковный хор. Франц приехал домой к родителям, где начал обучение в учительской семинарии.

Биография

Детство

Франц Петер Шуберт родился в пригороде Вены в приюте

учителя приходской школы Лихтенталя, музыканта-любителя. Отец его, Франц Теодор Шуберт, происходил из семьи моравских крестьян; мать, Элизабет Шуберт (урождённая Фиц), была дочерью силезского слесаря. Из их четырнадцати детей, девять умерли в раннем возрасте, а один из братьев Франца — Фердинанд, также посвятил себя музыке.

Франц очень рано проявил музыкальные способности. Первыми его наставниками стали домочадцы: отец учил играть на скрипке, а старший брат Игнац — на фортепиано. С шести лет он учился в приходской школе Лихтенталя. С семи лет он брал уроки игры на органе у капельмейстера Лихтентальской церкви. Регент приходской церкви М. Хольцер учил его пению.

Благодаря своему красивому голосу в возрасте одиннадцати лет Франц был принят «певчим мальчиком» в венскую придворную капеллу и в Конвикт (школу с пансионом). Там его друзьями стали Йозеф фон Шпаун, Альберт Штадлер и Антон Хольцапфель. Венцель Ружичка преподавал Шуберту генерал-бас, позже Антонио Сальери взял Шуберта к себе на бесплатное обучение, преподавал контрапункт и композицию (до 1816 года). Шуберт занимался не только пением, но и познакомился с инструментальными произведениями Йозефа Гайдна и Вольфганга Амадея Моцарта, так как он был второй скрипкой в оркестре Конвикта.

Вскоре проявился его талант композитора. С 1810 по 1813 годы Шуберт написал оперу, симфонию, фортепианные пьесы и песни.

В учёбе Шуберту тяжело давались математика и латынь, и в 1813 году его отчислили из хора, так как ломался голос. Шуберт вернулся домой и поступил в учительскую семинарию, которую окончил в 1814 году. Затем устроился преподавателем в школу, где работал его отец (в этой школе он работал до 1818 года). В свободное от работы время он сочинял музыку. Изучал преимущественно Глюка, Моцарта и Бетховена. Первые самостоятельные произведения — оперу «Увеселительный замок сатаны» и мессу фа мажор — он написал в 1814 году.

Зрелость

Работа Шуберта не соответствовала его призванию, и он предпринимал попытки утвердиться в качестве композитора. Но издатели отказывались публиковать его работы. Весной 1816 года ему отказали в должности капельмейстера в Лайбахе (ныне Любляна). Вскоре Йозеф фон Шпаун познакомил Шуберта с поэтом Францем фон Шобером. Шобер устроил Шуберту встречу с известным баритоном Иоганном Михаэлем Фоглем. Песни Шуберта в исполнении Фогля стали пользоваться большой популярностью в венских салонах. Первый успех Шуберту принесла баллада Гёте «Лесной царь» («Erlkönig»), переложенная им на музыку в 1816 году. В январе 1818 года первая композиция Шуберта вышла в печать — песня Erlafsee (в качестве дополнения к антологии под редакцией Ф. Сартори).

Среди друзей Шуберта были чиновник Й. Шпаун, музыкант-любитель А. Хольцапфель, поэт-любитель Ф. Шобер, поэт И. Майрхофер, поэт и комедиограф Э. Бауэрнфельд, художники М. Швинд и Л. Купельвизер, композиторы А. Хюттенбреннер и Й. Шуберт, певица А. Мильдер-Гауптман. Они были поклонниками творчества Шуберта и периодически оказывали ему материальную помощь.

В начале 1818 года Шуберт оставил работу в школе. В июле он переехал в Желиз (ныне словацкий город Жельезовце) в летнюю резиденцию графа Иоганна Эстерхази, где стал преподавать музыку его дочерям. В середине ноября он вернулся в Вену. Второй раз он был у Эстерхази в 1824 году.

В 1823 году его избрали почётным членом Штирийского и Линцского музыкальных союзов.

В 1820-х годах у Шуберта начались проблемы со здоровьем. В декабре 1822 года он заболел, но после пребывания в больнице осенью 1823 года его здоровье улучшилось.

Последние годы

Первая могила Шуберта

С 1826 по 1828 годы Шуберт жил в Вене, за исключением короткого пребывания в Граце. Должность вице-капельмейстера в часовне императорского двора, на которую он претендовал в 1826 году, досталась не ему, а Йозефу Вайглю. 26 марта 1828 года он дал свой единственный публичный концерт, который имел большой успех и принёс ему 800 гульденов. Между тем были напечатаны его многочисленные песни и фортепианные произведения.

Композитор умер от брюшного тифа19 ноября 1828 года в возрасте неполных 32 лет после двухнедельной лихорадки. Согласно последнему желанию, Шуберта похоронили на Верингском кладбище, где за год до того был погребён боготворимый им Бетховен. На памятнике выгравирована красноречивая надпись: «Музыка похоронила здесь прекрасное сокровище, но ещё более прекрасные надежды. Здесь покоится Франц Шуберт». 22 января 1888 года его прах вместе с прахом Бетховена перезахоронили на Центральном кладбище Вены. Позже вокруг их могил образовался знаменитый участок захоронений композиторов и музыкантов.

Личная жизнь

Нужда стала помехой в женитьбе на любимой девушке Терезе Горб. Он полюбил её ещё в церковном хоре. Она совсем не была красавицей, наоборот, девушку можно было назвать дурнушкой: белые ресницы и волосы, следы оспы на лице. Но Франц заметил, как преображалось её круглое личико с первыми аккордами музыки.

Но мать Терезы растила её без отца и не желала дочери такой партии, как нищий композитор. И девушка, поплакав в подушку, пошла под венец с более достойным женихом. Она вышла замуж за кондитера, жизнь с которым была долгой и благополучной, но серой и однообразной. Тереза умерла на 78-ом году жизни, к тому времени прах человека, который любил её всем сердцем уже давно успел истлеть в могиле.

Песни – основа творческого наследия Шуберта

Говоря о творческом наследии этого замечательного композитора, обычно всегда выделяют его песенный жанр. Шуберт написал огромное количество песен – около 600. Это не случайно, поскольку одним из самых популярных жанров композиторов-романтиков становится именно вокальная миниатюра. Именно здесь Шуберт в полной мере смог раскрыть основную тему романтического направления в искусстве – богатый внутренний мир героя с его чувствами и переживаниями. Первые песенные шедевры были созданы молодым композитором уже в семнадцатилетнем возрасте. Каждая из песен Шуберта – это неподражаемый художественный образ, рожденный от слияния музыки и поэзии. Содержание песен передается не только текстом, но и музыкой, которая точно следует за ним, подчеркивая самобытность художественного образа и создавая особенный эмоциональный фон.

В своем камерно-вокальном творчестве Шуберт использовал как тексты знаменитых поэтов Шиллера и Гете, так и поэзию своих современников, имена многих из которых стали известны благодаря песням композитора. В своей поэзии они отражали духовный мир, присущий представителям романтического направления в искусстве, который был близок и понятен молодому Шуберту. При жизни композитора были изданы лишь некоторые из его песен.

Творчество Франца Шуберта

Франц Шуберт. Акварель Вильгельма Августа Ридера (1825)Музыкальный дар Шуберта складывался на почве музыкальных традиций Вены. Классическая школа (Гайдн, Моцарт, Бетховен), многонациональный фольклор (австро-немецкий, венгерский, славянский, итальянский), танцы и домашнее музицирование сформировали основу творчества Шуберта.Расцвет шубертовского творчества относят к 20-м годам XIX в. В это время он создаёт свои лучшие инструментальные произведения: лирико-драматическую «Неоконченную» симфонию (1822) и жизнеутверждающую до-мажорную Девятую симфонию, которую в 1838 г. в рукописях обнаружил Р. Шуман. Эти симфонии долгое время были неизвестны, а сам Шуберт не слышал ни одной из своих симфоний в профессиональном исполнении.Для театра Шуберт написал около 20 произведений (оперы, зингшпили, музыку к спектаклям), но всегда сталкивался с трудностями и неудачами при их постановках.Писал он и духовные произведения, в том числе 2 мессы.Он создал 22 сонаты для фортепиано, 22 квартета, около 40 других ансамблей. Его 8 экспромтов и 6 музыкальных моментов положили начало романтической фортепианной миниатюре.Шуберт создал 2 вокальных цикла на стихи В. Мюллера: «Прекрасная мельничиха» (1823) и «Зимний путь» (1827).Первый цикл «Прекрасная мельничиха» является своего рода романом в песнях. Молодой человек, полный надежд и светлых планов, отправляется навстречу счастью. Вся природа способствует ему и создает жизнерадостное настроение. И вот ручей приводит его к мельнице. Вспыхивает любовь к дочери мельника. Но где любовь, там и ревность, сомнения, тревога… Покой и утешение герой находит в журчащих, убаюкивающих струях ручья…Второй цикл «Зимний путь» наполнен скорбными воспоминаниям одинокого скитальца, трагическими раздумьями, иногда светлыми грезами. Последнюю песню «Шарманщик» считают символом жизни Шуберта: бродячий музыкант, монотонно крутящий свою шарманку, нигде не находит покоя и умиротворения. Шуберт уже был тяжело болен, измучен постоянной нуждой и редким пониманием своего творчества.Цикл «Лебединая песня» создан на стихи различных поэтов, в том числе Г. Гейне, который был близок Шуберту по мировосприятию.Музыка романтика Шуберта оказала сильное влияние на композиторов-романтиков следующих поколений. Его музыка наполнена теми простыми человеческими чувствами, которые свойственны людям любой национальности – они изображают душевный мир человека

Шуберт обладал очень важным качеством: он умел средствами музыки говорить о самом важном в жизни людей, причём говорить с особой простотой и искренностью, что было и в самом его характере. Поэтому его искусство остаётся вечно юным и близким людям

  • < Назад
  • Вперёд >
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий