Интересные факты о леонардо да винчи: открытия, биография, тайны

Его исследования в области анатомии были не так уж и значительны


Изображение витрувианского человека известно всем

Использование трупов с целью изучения анатомии было запрещено церковью, поэтому рисункам Леонардо придавали большее значение. Но его современники — Микеланджело, Дюрер, Амуско и Везалий — все они тоже проводили исследования в области анатомии, так что да Винчи опять не был единственным.

Леонардо был острожен со своими рукописями, он не хотел, чтобы кто-то использовал добытые им знания. Шарль Этьен создал наиподробнейший дневник по анатомии человеческого тела, где описал все внутренние органы, мышцы, артерии, вены, в то время как записки Лео хранились под замком несколько веков. Его заслуги в области науки опять-таки под вопросом, он ничем не выделялся среди современников.

Тайна картины «Мона Лиза»

«Мона Лиза» («Портрет госпожи Лизы дель Джокондо») – самое известное произведение живописи эпохи Раннего Возрождения. Достоверно неизвестно, когда именно написана картина. Эксперты склоняются к мнению, что в начале XV века (1503-1505 года).

К многочисленным тайнам и загадкам Леонардо да Винчи можно отнести и личность натурщицы, позирующей художнику для создания произведения искусства. По сей день вокруг картины витает много слухов. По самой достоверной гипотезе считается, что на холсте изображен портрет Лизы Герардини, жены торговца из Флоренции Франческо дель Джокондо. По словам Джорджа Вазари, автора биографии художников из Италии, да Винчи потратил 4 года на написание портрета, но не доделал его, пополнив тем самым список незаконченных работ. А после и вовсе увез картину из Флоренции, не отдав заказчику.

Есть и более невероятные предположения. Например, что «Джаконда» − автопортрет да Винчи, на котором художник нарисовал себя в женском образе.

Загадочной улыбкой «Мона Лиза» как раз обязана принципу сфумато. В зависимости от того, как смотреть на портрет, изображенная улыбка может показаться загадочной или нежной, или и вовсе зловещей. Более того, с течением времени создавалось впечатление, что уголки губ нарисованной красавицы приподнимаются выше.

После смерти Леонардо в 1519 году картина «Мона Лиза» по наследству перешла ученику художника по имени Салаи, а тот в свою очередь оставил полотно сестрам, скончавшись в 1524 году. Во времена Французской революции произведение гениального художника оказалось в Лувре. В годы Второй мировой войны «Мону Лизу» постоянно перевозили в разные места, чтобы спасти от нацистских захватчиков. В 1945 году картина вернулась в Лувр и с тех пор покидала музей всего трижды из-за выставок в США, Японии и России.

Тайные письмена

Среди загадок Леонардо после тайны «Моны Лизы» чаще всего обсуждается его зеркальный почерк. Гений был левшой. Большинство своих записей он сделал наоборот: слова шли справа налево и прочитать их можно было только с помощью зеркала. Есть версия, согласно которой да Винчи так писал, чтобы не смазывать чернила. Другая гипотеза гласит, что ученый не хотел, чтобы его труды стали достоянием глупцов и невежд. Скорее всего, правильный ответ на этот вопрос мы уже никогда не узнаем.

Не меньшей тайной является и личная жизнь великого Леонардо. О ней мало что известно, поскольку гений не стремился выставлять ее напоказ. А потому сегодня существует масса самых невероятных гипотез на этот счет. Впрочем, это тема для отдельной статьи.

Бесспорным и очевидным остается вклад Леонардо да Винчи в мировое искусство, его неординарный ум, который мог практически одновременно осмыслять проблемы из совершенно различных областей человеческого знания. Мало кто в истории может в этом смысле сравниться с Леонардо. При этом он был достойным представителем своей эпохи, вобрав в себя все идеалы Ренессанса. Он подарил миру искусство Высокого Возрождения, заложил основы более точной передачи реальности, создал канонические пропорции тела, воплотившиеся в рисунке «Витрувианский человек». Всей своей деятельностью он фактически победил представление об ограниченности нашего разума.

Леонардо да Винчи и его творения

Если существование некоторых творений Леонардо доказано, и они даже дожили до наших дней, то другие остаются своеобразными легендами. Так, говорят, что отец Леонардо был озадачен поисками мастера для росписи щита, о чем его попросил один знакомый, и в итоге попросил расписать его сына.

Леонардо решил нарисовать устрашающую голову горгоны Медузы, и стал пристально изучать для этого ящериц, змей, насекомых, и прочих неприятных существ. В итоге нарисовал настолько страшное чудовище, что его отец испугался, увидев его. Оценив работу, он отдал знакомому щит, купленный у старьевщика, а произведение своего сына продал за сто дукатов во Флоренции.

Картина Леонардо да Винчи «Автопортрет»

Многим людям было бы интересно увидеть, как Леонардо выглядел при жизни. С одной стороны, у него есть автопортрет, где он изобразил себя в старости. Но с другой — специалисты имеют массу сомнений касаемо того, что на этой картине он изобразил именно себя. Скорее всего, это просто один из этюдов или черновиков для Тайной вечери.

Первый заказ Леонардо получил в 1483 году, и делал его целых три года. А потом еще судился 25 лет, потому как францисканское братство, которое наняло его для росписи алтаря, отказало в оплате.

Именно Леонардо открыл и представил миру такое понятие, как Золотое сечение. Сам он нередко именовал его божественной пропорцией.

Тайная вечеря — история создания, мифы и легенды

В 1495 году Леонардо да Винчи приступил к созданию фрески «Тайная вечеря», на которой изображалась последняя совместная трапеза Христа и апостолов, где Иисус сообщил, что среди них есть предатель. Герцог Людовик Сфорца закал художнику роспись трапезной монастыря Санта-Мария-делле-Грацие. К сожалению, сведения о точной дате начала работ по росписи утрачены. Настоящее название росписи – «Ultima cena», в переводе с итальянского означает «Последний ужин». Закончена работа над картиной в 1498 году.

При написании «Тайной вечери» мастер использовал особую технику росписи. При создании фресок обычно стены покрывали влажной штукатуркой, но художник писал по сухой поверхности. Так что, назвать «Тайную вечерю» фреской в полном смысле этого слова нельзя.

Все 12 апостолов условно разделены на группы по три человека. В росписи есть и другие признаки, указывающие на число 3. Например, контур фигуры самого Иисуса напоминает треугольник, а позади располагается 3 окна. Специалисты и знатоки утверждают − это скрытая отсылка к Новому Завету.

Образ предателя Христа списан с оборванца, которого ученики художника нашли валявшимся в канаве. Пьяного и грязного, мужчину приволокли в монастырь и Леонардо тут же принялся за работу. Когда же образ был перенесен на стену, выяснилось, что именно с этого человека за 3 года до этого писали изображение Иисуса.

Некоторые эксперты считают, что на фреске присутствует и портрет самого художника. Образ апостола Фаддея (вторая фигура справа) внешне схож с Леонардо.

Секреты и загадки картины

Лишняя рука. Если присмотреться, то на фреске среди апостолов справа от Христа изображена рука с ножом (или кинжалом) и создается впечатление, что она никому не принадлежит. Искусствоведы после долгих споров пришли к заключению, что рука принадлежит апостолу Петру, славящемуся вспыльчивым нравом, просто вывернута неестественным образом. Однако, существует и другая теория. Якобы рука действительно не принадлежит никому из присутствовавших на той трапезе людей, и Леонардо изобразил таким образом некую угрозу, нависшую над миром;

Закончил роспись художник в 1498 году. К сожалению, оригинал «Тайной вечери» Леонардо да Винчи сохранился не полностью. Произведение многократно подвергалось вандализму, влиянию влаги, неаккуратным попыткам сохранить, восстановить и перевезти картину в безопасное место. Во Вторую мировую войну монастырь Санта-Мария-делле-Грацие, где хранится «Тайная вечеря», попал под авиа налет и пострадал от бомб. Картина пережила более 6 реставраций, самая глобальная из которых началась в 1978 году и длилась 21 год.

Интересные факты

  • Леонардо, по всей видимости, не оставил ни одного автопортрета, который бы мог ему быть однозначно приписан. Учёные усомнились в том, что знаменитый автопортрет сангиной Леонардо, изображающий его в старости, является таковым. Считают, что, возможно, это всего лишь этюд головы апостола для «Тайной вечери».
  • В Западной Европе в 15 веке существовал такой идеал женщины: S-образный силуэт, изогнутая спина, круглое бледное лицо с высоким чистым лбом. Чтобы соответствовать идеалу, женщины выбривали волосы на лбу и выщипывали брови — точно так же, как у Моны Лизы на знаменитой картине Леонардо.
  • В 1483 году да Винчи получает свой первый в Милане заказ, — на роспись алтаря от францисканского братства Непорочного зачатия. Спустя три года работа была закончена, а затем еще 25 лет длилось судебное разбирательство по поводу оплаты работы.
  • Он виртуозно играл на лире. Когда в суде Милана рассматривалось дело Леонардо, он фигурировал там именно как музыкант, а не как художник или изобретатель.
  • Термин “золотое сечение” ввел Леонардо да Винчи. Он еще называл это “божественная пропорция”.
  • По некоторым предложениям, Леонардо любит плотские утехи с мужчинами. В 24-летнем возрасте привлекался к суду по иску о содомии (гомосексуализме). Его оправдали. Но, впрочем, до конца жизни Леонардо ни разу не был женат и неизвестно ни об одном его романе с женщиной.
  • Он был большой любитель игр со словами, Леонардо оставил в Codex Arundel длинный список синонимов для обозначения мужского пениса.
  • Леонардо первым установил, что свет Луны — это свет Солнца, отраженный от Земли.
  • Леонардо первым объяснил, почему небо синее. В книге «О живописи» он писал: «Синева неба происходит благодаря толще освещённых частиц воздуха, которая расположена между Землёй и находящейся наверху чернотой».
  • Леонардо был амбидекстром — в одинаковой степени хорошо владел правой и левой руками. Говорят даже, что он мог одновременно писать разные тексты разными руками. Однако большинство трудов он написал левой рукой справа налево.
  • Считается, что да Винчи был вегетарианцем (Андреа Корсали в письме к Джулиано ди Лоренцо Медичи сравнивает Леонардо с одним индусом, который не ел мяса). Часто приписываемая да Винчи фраза «Если человек стремится к свободе, почему он птиц и зверей держит в клетках?.. человек воистину царь зверей, ведь он жестоко истребляет их. Мы живем, умерщвляя других. Мы ходячие кладбища! Ещё в раннем возрасте я отказался от мяса» взята из английского перевода романа Дмитрия Мережковского «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи».
  • Леонардо в своих знаменитых дневниках писал справа налево в зеркальном отражении. Многие думают, что таким образом он хотел сделать тайными свои исследования. Возможно, так оно и есть. По другой версии, зеркальный почерк был его индивидуальной особенностью (есть даже сведения, что ему было проще писать так, чем нормальным образом); существует даже понятие «почерка Леонардо».
  • В числе увлечений Леонардо были даже кулинария и искусство сервировки. В Милане на протяжении 13-ти лет он был распорядителем придворных пиров. Он изобрёл несколько кулинарных приспособлений, облегчающих труд поваров. Оригинальное блюдо «от Леонардо» — тонко нарезанное тушеное мясо, с уложенными сверху овощами, — пользовалось большой популярностью на придворных пирах.
  • За два года до смерти у да Винчи отнялась правая рука, он не мог передвигаться без посторонней помощи. Умер в 1519 году в 67-летнем возрасте.

По материалам: Wikipedia

Eggheado — это познавательная статья к завтраку.

«Тайная вечеря»: история создания

В числе знаковых работ Леонардо, созданных в Милане, находится знаменитая картина «Тайная вечеря». Написана она была на одной из торцовых стен трапезной доминиканского монастыря под названием Санта-Мария делле Грацие. Первые эскизы и зарисовки, относящиеся к этому произведению, появились в конце 1400-х годов, а этап непосредственного рисования начался в 1496 году.

Неизвестно, когда картина была закончена. Одни утверждают, что примерно через год роспись была уже готова, другие датируют финал грандиозной работы 1498 годом. Как бы то ни было, появление «Тайной вечери» произвело фурор в мире средневекового искусства. К ней потянулась бесконечная череда паломников-живописцев, желавших скопировать композицию. Так появились множественные реплики, причем интересно, что формат их исполнения был очень разный: фрески, графические рисунки, мозаичные витражи и даже ковры. Часть из них хранятся в собраниях Эрмитажа и Лувра.

Прекрасное знание основ перспективы позволили Леонардо добиться максимально возможной воздушной объемности, от чего создавался эффект, что картина является продолжением помещения трапезной. Религиозные сцены, хоть и выглядели торжественно и драматично, но создавали ощущение близости со зрителем. Подкупала и человеческая понятность сюжета, несмотря на всю монументальность и масштабность панно.

К сожалению, время не щадит никого и ничто. Великие произведения тоже не застрахованы от разрушений, а еще больше от варварского отношения людей. Так произошло и с «Тайной вечерей». Еще при жизни художника краски на стене начали тускнеть, причиной тому стала банальная сырость. В 1652 году монахам вздумалось расширить дверной проем, результатом чего изображение ног Христа и сидевших рядом апостолов канули в лету. Пострадала композиция и от рук горе-реставраторов, в частности, в 1726 году никому не известный художник Белотти самоуверенно заявил, что умеет «оживлять» краски и взял на себя ответственность переписать всю картину. Итог оказался неутешительным.

Следующим испытанием, которое пришлось пережить многострадальной живописи, стало вторжение в Италию наполеоновских войск. Когда в 1796 году они вошли в Милан, то разместили конюшню как раз на территории монастыря Санта-Мария. Солдаты, не отдавая себе отчет, какая реликвия оказалась у них прямо перед глазами, с бахвальством развлекались, бросая кирпичи в головы апостолов.

Во время бомбардировок во Вторую мировую войну не выдержала боковая стена трапезной — рухнула без каких-либо вариантов к спасению. Восстановительные работы по ее укреплению и расчистке росписи были завершены только в 1954 году, а капитальная реставрация закончилась относительно недавно, в 1999 году. Спустя века можно снова наслаждаться чистыми красками и мастерством великого живописца.

Начало обучения

В 1466 году 14-летний юноша поступил подмастерьем художника в мастерскую Верроккьо. Андреа дель Верроккьо — флорентийский скульптор и живописец, яркий представитель эпохи Возрождения. Помимо да Винчи у него учились Пьетро Перуджино, Аньоло ди Поло, Лоренцо ди Креди и Сандро Боттичелли, в мастерской бывали известные мастера, например, Гирландайо.

Сама школа располагалась во Флоренции, на тот момент это был интеллектуальный центр Италии. Это позволило Леонардо изучить гуманитарные науки, черчение и химию, получить необходимые технические навыки в работе с металлом, кожей, гипсом. Занимался молодой ученик и моделированием, скульптурой и рисованием.

Время ученичества пришлось на начало Возрождения, когда во Флорентийский академиях разрабатывались теории нового искусства.

Интересные факты из биографии Леонардо да Винчи

Леонардо появился на свет в семье богатого землевладельца и нотариуса Пьеро да Винчи и простой крестьянской девушки Катерины. Как и многие дети из знатных семей, он получил хорошее домашнее образование. Но всё же полагал, что ему не хватало знаний в языках.
Интересно отметить, но великий учёный был своего рода виртуозом игры на лире. Однажды даже был суд над ним, и в нём он предстал, прежде всего, как музыкант.
Самая большая тайна в истории человечества – улыбка Джоконды. Чему она улыбается, что в ней скрыто – над этим вопросом уже сотни лет бьются великие художники, философы и ученые. Есть множество версии

Каждая из них заслуживает внимание, но истины так никто и не достиг.
Одна теория утверждает, что улыбка Моны Лизы произошла от сознания того, что она втайне от всех вынашивала своё дитя.
Другие ученые полагают, что во время написания прекрасного портрета, молодую женщину развлекали специально приглашенные артисты.
В этой связи нельзя не упомянуть о главной теории, сообразно которой загадочная картина – есть не что иное, как автопортрет самого автора, Леонардо да Винчи.
А вот американские ученые предложили досконально изучить улыбку Джоконды бесстрастному исследователю – специальной компьютерной программе. И она выдала свой вердикт, равнодушно и невозмутимо: большая часть улыбки – счастье

Но есть в ней и презрение, испуг и злость, которым соответствует 9, 6 и 2 процентов.
Современно подводное снаряжение своим появлением во многом обязано изобретениям Леонардо да Винчи. Именно он составил свод правил для тех, кто собирается погрузиться на дно морское. Также он изобрел и в подробностях описал аппарат для дыхания под водой.
Почему у неба синий цвет – эти вопросом задавались многие. Но первый правильный ответ принадлежит Леонардо. В своей книге «О живописи» он говорил о том, что синий цвет появляется благодаря слою «освещенных частиц воздуха», который находится между Землей и чернотой, расположенной сверху.
Леонардо да Винчи хорошо владел как правой, так левой руками.
У него с детства был один серьезный недуг – нарушение способности читать, так называемая «словесная слепота».

Известно, что это связано с работой левого полушария. Наверное, поэтому великий ученый писал зеркальным способом.
Для того, чтобы правильно изображать человека на картинах, Леонардо активно занимался анатомией – строением человеческого тела. Для этого он расчленял тела умерших людей и делал с них зарисовки. Его анатомические рисунки долгое время оставались никому неизвестными. Впервые они были опубликованы в 19 столетии, и внесли огромный вклад в развитие анатомии.
Леонардо да Винчи увлекался инженерным делом и занимался строительством каналов. Именно его именем был назван теоретический принцип, позволяющий определять время образования тех или иных слоев земной коры.
Благодаря геологическим открытиям, он пришел к выводу, что возраст Земли намного старше, нежели допускала Библия.
Картины Леонардо да Винчи не подписаны. Но ученые знают, что он всегда оставлял краткие опознавательные знаки. Таких символов было очень много и не все до сих пор известны. Поэтому сегодня всё еще есть шанс обнаружить новый шедевр живописца.

Сын нотариуса

Дата рождения Леонардо да Винчи — 15 апреля 1452 года. На свет он появился в солнечной Флоренции, в местечке Анкиано, недалеко от городка Винчи. Более всего о его происхождении свидетельствует имя, фактически означающее «Леонардо родом из Винчи». Детство будущего гения предопределило во многом всю его дальнейшую жизнь. Отец Леонардо, молодой нотариус Пьеро, был влюблен в простую крестьянку Катерину. Плодом их страсти и стал да Винчи. Однако вскоре после рождения мальчика Пьеро женился на богатой наследнице и оставил сына на попечение матери. Судьбе было угодно распорядиться так, что их брак оказался бездетным, потому в трехлетнем возрасте маленький Лео был разлучен с матерью и стал проживать с отцом. Эти события оставили на будущем гении неизгладимый отпечаток: все творчество Леонардо да Винчи было пронизано поиском образа покинутой в детстве матери — Катерины. По одной из версий именно ее художник запечатлел на знаменитой картине «Мона Лиза».

Последние годы, смерть и наследники

В 1516 году по приглашению короля Леонардо переехал в замок Кло-Люсе, расположенный неподалеку от королевского замка Амбуаз. Помимо ренты на проживание гость получил звание первого королевского художника, архитектора и инженера. В эти годы Леонардо практически не рисовал: он занимался организацией придворных празднеств и проектами канала между реками Луарой и Соной, главной лестницы замка Шамбор, планированием нового дворца в Роморантане, для которого требовалось изменить русло реки.

В 1517 году у да Винчи онемела правая рука, ему стало сложно передвигаться без помощи. Последний год он провел в постели. 23 апреля 1519 года Леонардо составил завещание, а 2 мая умер в окружении учеников в возрасте 67 лет. Прах мастера был погребен в замке Амбуаз.

Наследником гения стал Франческо Мельци — его ученик и близкий друг, который в 15 лет поступил в мастерскую в 1506 году. Он всюду сопровождал учителя, даже в Риме (1513) и Париже (1516). Франческо стал главным распорядителем творческим наследием живописца — картинами, библиотекой, инструментами и разнообразными документами. Другой ученик — Салаи — и слуга разделили виноградники мастера.

БИОГРАФИЯ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

Родился в 1452 году вблизи города Винчи (откуда и произошла приставка его фамилии). Его художественные увлечения не ограничиваются живописью, архитектурой и скульптурой. Не смотря на громадные заслуги в области точных наук (математики, физики) и естествознания, Леонардо не находил достаточной поддержки и понимания. Лишь спустя многие годы его работы были по-настоящему оценены.

Увлекаясь идеей создания летательного аппарата, Леонардо да Винчи разработал сначала простейший аппарат (Дедала и Икара) на основе крыльев. Новой его идеей стал аэроплан с полным управлением. Однако ее воплотить в жизнь не удалось из-за отсутствия мотора. Также знаменитой идеей ученого является аппарат с вертикальным взлетом и посадкой.

Изучая законы жидкости и гидравлику в целом, Леонардо внес значительный вклад в теорию шлюзов, портов канализации, проверив идеи на практике.

Знаменитыми картинами Леонардо да Винчи являются «Джоконда», «Тайная вечеря», «Мадонна с горностаем», и многие другие. Леонардо был требователен и точен во всех своих делах. Даже увлекаясь живописью, он настаивал на полном изучении объекта перед началом рисунка. 

Рукописи Леонардо да Винчи бесценны. Их полностью опубликовали лишь в 19-20 веках, хотя еще при жизни автор мечтал издать часть З. В своих заметках Леонардо отмечал не просто размышления, а дополнял их рисунками, чертежами, описанием.

Будучи талантливым во многих областях, Леонардо да Винчи внес значимый вклад в историю архитектуры, искусства, физики. Умер великий ученый во Франции в 1519 году.

Не оставил никакого действительно значимого наследия


К сожалению, ни одна из идей Лео так и не стала гиптезой

Мы привыкли думать, что Леонардо был гением, по факту он не обладал должными знаниями ни в одной из наук, будь то химия, медицина, социология, астрономия, математика или физика. Он не оставил после себя ни научных трудов, ни просто идей или технологий, даже собственных теорий как, например, Бэкон или Ньютон.

Его единственной самостоятельной идеей была гипотеза о том, что Всемирного потопа, вероятно, и вовсе не было. Такие выводы были сделаны на основании наблюдений горных пород, которые маэстро, само собой, оставил при себе, вместо того, чтобы придать их огласке. Он был талантливым учёным, имел представление о строении человеческого тела, но называть его гением науки было бы нечестно, ведь были и другие великие люди в то время: Гилберт, Фибоначчи, Браге, Меркатор, которые тоже внесли свой вклад в развитие общественного сознания Ренессанса.

Творческое наследие

Леонардо да Винчи многими воспринимается непревзойденным гением и инженером, специалистом практически во всех областях. Впрочем, многие считают, что да Винчи был не самым образованным человеком для своей эпохи.

Среди достижений Леонардо стоит отметить следующие:

  1. Живопись. Мастер уделял рисованию мало времени по сравнению с инженерным делом, работал медленно и оставил довольно скромное наследие, причем многие работы утрачены или сильно повреждены. Однако его вклад в мировое искусство все же велик, а сама живопись перешла на новый уровень — в сторону реализма. Наиболее известны следующие картины Леонардо да Винчи: «Мона Лиза», «Крещение», «Дама с горностаем», «Иоанн Креститель», «Мадонна Бенуа». Также сохранились несколько незавершенных работ (например, «Святой Иероним» и «Поклонение волхвов»), фрески (самая известная «Тайная вечеря»), рисунки («Автопортрет», «Витрувианский человек) и графика. О нескольких потерянных работах сохранились только названия (например, «Леда и лебедь» Леонардо да Винчи), также ряд произведений имеет спорное авторство.
  2. Инженерное дело. При жизни признание получило только одно открытие — колесцовый пистолет, который позволял высекать искру, не прибегая к открытому огню. Но гораздо больше да Винчи интересовали полеты. Он изучал птиц и летучих мышей, делал много зарисовок и проводил опыты, которые окончились неудачно. Сперва он хотел создать аппарат, который приводился бы в движение силой рук (как у Дедала и Икара), но вскоре сосредоточился на мысли о полной свободе человека от прибора. Так появилась первая идея аэроплана. Также мастер работал над аппаратами вертикального взлета и предложил схему телескопа.
  3. Анатомия и медицина. Да Винчи проводил вскрытие людей и животных, делал зарисовки их органов и скелетов. После его смерти остались тысячи рисунков, но при жизни они не публиковались.
  4. Литература. После смерти Леонардо осталось более 50 тысяч оригиналов документов на самые разные темы, но до наших дней сохранилось не больше трети. От дневников уцелело около 7 тысяч страниц. Сам Леонардо не считал себя литератором и говорил, что пишет на разговорном языке интеллигентных людей. Это помогло его записям избавиться от излишнего пафоса и искусственности, которые были свойственны литературным формам. При жизни труды не были напечатаны, после смерти Мельци выпустил «Трактат о живописи» — главный и самый знаменитый его труд о философии, истории и живописи.
  5. Изобретения Леонардо да Винчи. Ученому приписывают множество проектов изобретений, некоторые из которых так и остались только на бумаге. Среди наиболее известных: танк (колесница с пушками, защищенная броней), вертолет (винт), парашют (тканевый купол), скафандр (кожаный костюм с трубками для воздуха), велосипед, автомобиль (самоходная телега с пружинным механизмом) и другие.

https://youtube.com/watch?v=eP4bHDi5xrU

Сведения Вазари

Однако вероятнее всего, это только легенда. По крайней мере, биография Леонардо да Винчи, изложенная Вазари, не содержит упоминания об этом. Автор приводит другие сведения. Трудясь над картиной, гений действительно долго не мог завершить лик Христа. Он так и остался незаконченным. Художник полагал, что не сможет изобразить необыкновенную доброту и великое всепрощение, которым должно светиться лицо Христа. Он даже не собирался искать для него подходящую модель. Однако даже в таком незавершенном виде картина поражает до сих пор. На лицах апостолов отчетливо видны их любовь к учителю и страдание из-за неспособности постичь все то, что он им говорит. Даже скатерть на столе выписана так тщательно, что ее нельзя отличить от настоящей.

Живопись знаменитого художника

Итальянский гений был очень разносторонен, но большинство людей думают о нем исключительно как о живописце. И это неспроста. Живопись Леонардо да Винчи – истинное искусство, а его картины – настоящие шедевры. Над загадками самых известных произведений, вышедших из-под кисти флорентийца, бьются тысячи ученых со всего земного шара.

Выбрать несколько картин из всего многообразия довольно сложно. Поэтому в статье будут представлены топ-6 самых известных и самых ранних работ автора.

1. Первая работа известного художника — «Маленький набросок долины реки».

Это действительно аккуратный рисунок. На нем изображен замок и небольшой лесистый склон. Набросок сделан быстрыми штрихами с помощью карандаша. Весь пейзаж изображается таким образом, что создается впечатление, как будто мы смотри на картину с какой-то высокой точки.

2. «Туринский автопортрет» – создан художником примерно в 60 лет.

Эта работа интересна для нас прежде всего тем, что именно она дает представление о том, как выглядел великий Леонардо да Винчи. Хотя бытует мнение, что здесь изображен совершенно другой человек. Многие искусствоведы считают «автопортрет» эскизом к знаменитой «Джоконде». Эту работу считают одним из лучших произведений Леонардо.

3. «Мона Лиза» или «Джоконда» — самая знаменитая и, пожалуй, самая таинственная картина итальянского художника, написанная примерно в 1514 — 1515 годах.

Она сама по себе является самым интересным фактом о Леонардо да Винчи. С картиной связано столько теорий и предположений, что невозможно перечесть их все. Многие специалисты утверждают, что на полотне изображена обычная итальянская женщина на фоне весьма необычного пейзажа. Одни считают, что это портрет герцогини Костанцы д’Авалос. По мнениям других на картине жена Франческо дель Джоконды. Но существует и более современная версия. Она гласит, что великий художник запечатлел вдову Джованни Антонио Брандано по имени Пачифика.

4. «Витрувианский человек» — рисунок, созданный как иллюстрация для книги ориентировочно в 1490-1492 годах.

На нем очень хорошо изображен обнаженный мужчина в двух слегка разных позициях, которые нанесены друг на друга. Эта работа получила статус не только произведения искусства, но еще и научного труда.

5. «Тайна вечеря» Леонардо да Винчи — картина, на которой показан момент объявления Иисусом Христом своим ученикам о том, что он будет предан одним из них. Создана в 1495-1498 годы.

Эта работа столь же загадочна и таинственна, как и «Джоконда». Пожалуй, самым по-настоящему удивительным в этой картине является история ее написания. По мнению многих историков, Леонардо да Винчи долго не мог написать Иуду и Христа. Как-то раз ему посчастливилось найти в церковном хоре одного прекрасного юношу, одухотворенного и светлого настолько, что сомнения у автора исчезли – вот он, прототип Иисуса. Но образ Иуды по-прежнему оставался незаконченным. Долгие три года Леонардо разгуливал по злачным закоулкам, разыскивая самого опустившегося и гнусного человек. Однажды он нашел такого. Это был пьяница в сточной канаве. Да Винчи привел его в мастерскую и написал с него Иуду. Каким же невообразимым было удивление автора, когда выяснилось, что он написал Иисуса и предавшего его ученика с одного и того же человека, просто встреченного в разные периоды жизни последнего.

«Тайна вечеря» Леонардо да Винчи знаменита и тем, что по правую руку от Христа мастер изобразил Марию Магдалину. Из-за того, что он разместил ее именно так, многие стали утверждать, что она являлась законной женой Иисуса. Даже появилась гипотеза о том, что контуры тел Христа и Марии Магдалины обозначают букву M, что означает «Matrimonio», то есть брак.

6. «Мадонна Литта» — картина, посвященная Богоматери и Младенцу-Христу.

Мадонна с младенцем на руках –это весьма традиционный религиозный сюжет. Но именно картина Леонардо да Винчи стала одной из лучших в данной тематике. На самом деле этот шедевр не очень большого размера, всего 42 x 33 см. Но она все равно по-настоящему поражает воображение своей красотой и чистотой. Эта картина примечательна еще и своими загадочными деталями. Почему младенец держит в руке птенца? По какой причине у его матери распорото платье в том месте, где младенец прижимается к груди? И почему картина столь темная?

Живопись Леонардо да Винчи – это не просто прекрасные полотна, это целый отдельный вид искусства, поражающий воображение своим непередаваемым великолепием и завораживающими тайнами.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий