Леонид гайдай

Камео[править]

В некоторых своих фильмах Леонид Гайдай появлялся в камео. Как правило, он не указан в титрах. В большинстве из этих эпизодических ролей отражены элементы его биографии. Камео Леонида Гайдая:

«Пёс Барбос и необычный кросс» — медведь в вырезанной сцене. Когда «Трус» вбегал в какой-то шалаш, а выбегал из него без штанов, по сценарию из шалаша должен был вылезти медведь со штанами в лапах. Бюджет короткометражки не предусматривал работы с живым медведем, поэтому Никулин достал где-то чучело медведя, которое надели на Гайдая. Позже Гайдай сам вырезал сцену из-за её ненатуральности.

  • «Операция «Ы» и другие приключения Шурика».
    1. Новелла «Напарник» — один из актёров эпизода утренней переклички задержанных алкоголиков-тунеядцев (существует ничем не подтверждённая версия, что это — загримированный Гайдай) произносит: «Огласите весь список, пожалуйста!». Эта фраза взята из жизни Гайдая. В 1942 году его, стремившегося на фронт, отправили служить в Монголию, а когда всё-таки потребовался новый набор, Лёня на каждый род войск — кавалерия, флот, пехота — выкрикивал: «Я!» На что комиссар ответил: «Подождите вы, Гайдай. Дайте огласить весь список».
    2. Новелла «Наваждение» — в начальных кадрах выходит из института.

«Иван Васильевич меняет профессию».

В сцене, когда Шурик подбегает к магазину радиотоваров, закрытому на учёт, мимо него быстрым деловым шагом проходит высокий бородатый гражданин в тёмных очках, пиджаке и шляпе.

  • «Бриллиантовая рука» — появляется 3 раза:
    1. В массовке, когда берут интервью у Семёна Семёныча.
    2. В сцене сна Козодоева отрезанная рука Семён Семёныча принадлежит Гайдаю.
    3. Пьяный, которого показывают только по бёдра, — это тоже Гайдай, но его озвучивал Георгий Вицин.

«12 стульев» — самая заметная среди ролей Гайдая — архивариус Варфоломей Коробейников.

«На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» — последнее камео. Сумасшедший пьяный лудоман в жёлтой рубашке, которого выносят из казино, когда туда заходит герой Харатьяна (вдова Гайдая, Нина Гребешкова, говорила, что Гайдай под конец жизни на самом деле увлекся игровыми автоматами и проигрывал большие суммы денег).

По сети ходили и продолжают ходить слухи, что Гайдай снялся в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» в роли осветителя на съемочной площадке. Однако тем, кто знаком с настоящей внешностью Гайдая, несложно понять, что между этими двумя людьми вряд ли есть что-то общее.

Память

Могила Л. Гайдая

Мемориальная доскана доме 5, корпус 1 по ул. Черняховского, Москва, Россия.

Топонимика

  • Решением Курганской городской Думы от 26 мая 2016 года одной из новых улиц микрорайона Левашово было присвоено имя режиссёра.
  • В Свободном Амурской области есть кинотеатр им. Леонида Гайдая, рядом с которым установлен памятник режиссёру.
  • В 2003 году, в дни празднования восьмидесятилетия Гайдая, в Иркутске, где будущий режиссёр провёл своё детство, его имя было присвоено старейшему кинотеатру города «Художественный», который теперь носит название «Центр российского кино имени Л. И. Гайдая». В день рождения режиссёра, 30 января, на доме, где он жил, и на здании школы, где учился, были установлены мемориальные доски.
  • Имя Гайдая носит одна из площадей на территории киноконцерна «Мосфильм».
  • 10 октября 2012 года в Иркутске была открыта скульптурная композиция: троица Трус, Балбес и Бывалый и Леонид Гайдай, сидящий на режиссёрском стульчике, а рядом с ним пёс Барбос, держащий в пасти динамитную шашку.
  • 14 декабря 2013 года в Москве, на доме № 5, корпус 1 по улице Черняховского, где жил режиссёр, была открыта мемориальная доска.
  • 7 мая 2015 года в Иванове на здании школы № 49, в котором во время ВОВ находился госпиталь, в котором в 1943—1944 годах режиссёр проходил лечение, была установлена мемориальная доска.

Программы и фильмы о Леониде Гайдае

  • «Острова. Леонид Гайдай» (2002, телеканал «Культура»).
  • «Пёстрая лента. Леонид Гайдай. Ещё раз о Гайдае» (2004, «Первый канал»).
  • «Как уходили кумиры. Леонид Гайдай» (2005, телеканал ДТВ)
  • «Операция „Ы“ и другие приключения Леонида Гайдая» (2008, «Первый канал»).
  • «Леонид Гайдай. Необычный кросс» (2008, телеканал «ТВ Центр»).
  • «Леонид Гайдай. Великий пересмешник» (2013, «Первый канал»).
  • «Леонид Гайдай… и немного о „бриллиантах“» (2013, телеканал «Культура»).
  • «Леонид Гайдай. „Бриллиантовый вы наш!“» (2018, «Первый канал»).
  • . ТВ Центр. 2018.

Биография

Происхождение

Леонид Гайдай родился в городе Свободный Амурской губернии (сейчас Амурская область России). Отец Иов Исидорович Гайдай происходил из крепостных крестьян Полтавской губернии и в возрасте 22 лет сослан был за революционную деятельность на Дальний Восток, где работал на железной дороге. Мать Мария Ивановна Любимова была родом с Рязанщины. Леонид был третьим сыном в семье, его старший брат Александр (1919—1994) был журналистом и поэтом.

Леонид Гайдай. Иркутск, 1941 год

Летом 1923 года семья перебралась в Читу, затем — в Иркутск, где проживала в предместье Глазково недалеко от железнодорожного вокзала (ныне ул. Профсоюзная).

Учился в Иркутской железнодорожной школе № 42 (сейчас Лицей № 36 ОАО «РЖД»), которую окончил 21 июня 1941 года. Через 2 дня после окончания школы, 23 июня 1941 года, пошёл записываться добровольцем в армию, но его не взяли из-за возраста. Устроился рабочим сцены в Иркутском драматическом театре, где в это время прибыл в эвакуацию Московский театр сатиры. Смотрел все спектакли, ездил на гастроли.

С июня 1943 по январь 1944 года проходил лечение в эвакогоспитале № 1386 в Иваново, располагавшемся в зданиях нынешних школ № 49 и 31 (местечко Соснево), в итоге был признан непригодным к дальнейшему несению военной службы.

В 1947 году окончил театральную студию при Иркутском областном драматическом театре, где работал актёром и осветителем.

В 1949—1955 годах учился на режиссёрском факультете ВГИКа. На последнем курсе режиссёр Борис Барнет пригласил его на одну из главных ролей в музыкальную комедию «Ляна» (1955), в съёмках которой Гайдай также участвовал в качестве режиссёра-практиканта.

Карьера в кинематографе

С 1955 года работал режиссёром на киностудии «Мосфильм».

Полковой разведчик 381-й стрелковой дивизии сержант Леонид Гайдай в годы войны

В 1956 году совместно с Валентином Невзоровым поставил свой дебютный фильм — драму «Долгий путь» по мотивам сибирских рассказов Владимира Короленко.

В 1958 году на экраны вышла сатирическая картина «Жених с того света», едва не стоившая режиссёру карьеры. После редактирования и удаления всех неугодных начальству сцен от фильма осталось чуть больше половины. Несмотря на благосклонность к нему директора «Мосфильма» Ивана Пырьева, Гайдай был практически отстранён от режиссёрской работы.

Лишь в 1960 году после выхода историко-революционного фильма «Трижды воскресший», который Гайдай поставил по совету и протекции Пырьева и о котором впоследствии не любил вспоминать, он снова вернулся к жанру комедии. В 1961 году по инициативе того же Пырьева был создан комедийный киноальманах «Совершенно серьёзно», куда вошли короткометражные фильмы начинающих режиссёров, в том числе «Пёс Барбос и необычный кросс» Гайдая, в том же году номинированный на «Золотую пальмовую ветвь» за лучший короткометражный фильм на Каннском кинофестивале.

Эта работа принесла известность не только режиссёру, но и созданной им троице антигероев Трусу, Балбесу и Бывалому в исполнении Георгия Вицина, Юрия Никулина и Евгения Моргунова: в том же году на волне успеха Гайдай поставил ещё одну короткометражку с их участием — «Самогонщики».

В 1962 году экранизировал три новеллы О. Генри в рамках своего фильма «Деловые люди». Сделав перерыв в три года, режиссёр выпустил подряд три фильма, которые стали всенародно любимыми. Кинокомедия «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», состоящая из трёх киноновелл, заняла первое место в прокате 1965 года, а «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1967) и «Бриллиантовая рука» (1969) вошли в пятёрку самых кассовых советских фильмов (четвёртое и третье место, соответственно). Последняя в 1995 году победила в опросе телезрителей и была признана лучшей отечественной комедией за 100 лет, а режиссёр был награждён Призом РТР «Золотой билет» посмертно.

Памятник Леониду Гайдаю в г. Свободном

В 1970-х годах экранизировал классические произведения отечественных авторов: Ильи Ильфа и Евгения Петрова, Михаила Булгакова, Михаила Зощенко и Николая Гоголя. В 1981—1988 годах снимал сюжеты для киножурнала «Фитиль». Тогда же на экраны вышло несколько картин на оригинальные сюжеты, уже не пользовавшихся былым успехом. Последней работой стал российско-американский фильм «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» (1992).

По воспоминаниям коллег, был полноправным автором сценариев к своим фильмам, которые создавал совместно с Яковом Костюковским, Морисом Слободским, Владленом Бахновым и другими. Был членом Союза кинематографистов СССР.

Скончался 19 ноября 1993 года на 71-м году жизни в московской больнице в результате тромбоэмболии лёгочной артерии.

Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.

Отец Гайдая был на царской каторге

Мастер комедии Леонид Гайдай родился в самом начале 1923 года в Амурской области. Его отец происходил из семьи украинских крестьян. В 1908-м он был осужден и приговорен к каторжным работам, приняв на себя чужую вину. После каторги трудился железнодорожником. Там познакомился со своей супругой Марией.

В 1923 году семейство Гайдаев перебралось в Читу, потом в Приангарье…..

Маленький Леня был одаренным ребенком. Он жаждал играть на скрипке. В одном из журналов он прочитал, как самому сделать инструмент. С самодельной скрипкой мальчик решился поступать в музыкальное училище, но преподаватели отказали ему в этом начинании.

Тогда же, в детстве, Леня безумно полюбил кинематограф. Больше всего ему нравились ленты великого Чарли Чаплина. По нескольку раз он пересматривал его картины.

Служить в Монголии было стыдно

В середине июня 1941-го Гайдай Леонид, биография которого насыщенна и интересна, получил аттестат зрелости, а 23-го уже пошел в военкомат с целью записаться в добровольцы. Ему отказали, и тогда он устроился рабочим сцены в театре Иркутска, где на тот момент жил. Именно в стенах этого храма Мельпомены работала труппа известного столичного Театра сатиры.

Будущему режиссеру удалось посмотреть практически все постановки, а параллельно он обучался актерскому мастерству в театральной студии. Кроме того, ему уже довелось играть в некоторых спектаклях.

В 1942 году Гайдая все-таки призвали в Красную армию. Сперва он служил в мирной Монголии. Ему приходилось объезжать лошадей, которые были предназначены для фронта. Но, по его словам, находиться здесь, в глубоком тылу, было очень стыдно.

Как бы то ни было, новобранца отправили-таки на Калининский фронт. По его воспоминаниям, он считал, что по дороге его часть обязательно увидит столицу. А он никогда там не был. Ирония судьбы: солдат действительно провезли через город, но в метро и в ночное время суток…

На фронте Гайдай Леонид, биография которого гласит, что жизнь этого человека никогда не была простой и безоблачной, уже начал получать заслуженные награды. Он был разведчиком и не раз ходил в тыл противника. Однажды ему удалось забросать гранатами огневую вражескую точку, уничтожив несколько гитлеровцев.

А в 1943-м он получил тяжелейшее ранение ноги. На протяжении лечения ему пришлось перенести пять операций. Врачи даже планировали ампутировать изувеченную конечность. Но Гайдай не пошел на это.

Оправдывает звание комедиографа

На этом талант режиссера не иссяк — в 1971 году люди снова смеялись, просматривая в кинотеатрах комедию «12 стульев». Кстати, на роль Остапа Гайдай пробовал 22 артиста, многие из них были известны. Это Баталов, Миронов, Басов, Евстигнеев и другие. В итоге Бендером стал Арчил Гомиашвили, который на тот момент был неизвестен зрителю. В эпизоде Коробейникова играл сам Леонид Гайдай.

Комедии были визитной карточкой этого режиссера, и он поставил еще две, которые получили не меньшую славу. В 1973 зритель смеялся над «Иван Васильевич меняет профессию», а два года спустя над «Не может быть!».

Восьмидесятые также ознаменовались выпуском двух комедий, которые стали легендарными — «За спичками» и «Спортлото-82». В последнем немалую роль в комедийность фильма внес Пуговкин, который блестяще преподнес своего персонажа.

Влияние на другие фильмы

Леонид Гайдай оказал огромное влияние на отечественный кинематограф. Среди непосредственных откликов можно назвать:

  • На заре его творчества, в 1964 году, герои его фильмов Трус, Балбес и Бывалый появились в фильме Эльдара Рязанова — «Дайте жалобную книгу». В дальнейшем троица появится ещё в 5 фильмах других режиссёров, например, «Семь стариков и одна девушка».[уточнить].
  • В 1977 году вышел фильм-концерт по мотивам популярных комедий Леонида Гайдая — «Эти невероятные музыканты, или Новые сновидения Шурика». В концерте задействованы актёры и песни из фильмов режиссёра 1965-1975 годов. Наряду с «фаворитами», в фильме участвуют и актёры, снимавшиеся однократно, — Арчил Гомиашвили, Олег Даль, Светлана Светличная, — а также Валерий Золотухин, чей вклад в фильмы Гайдая ограничен исполнением песен.
  • В 1980 году вышел фильм «Комедия давно минувших дней», сценарий к которому написали сценаристы трёх фильмов Леонида Гайдая Яков Костюковский и Морис Слободской. В фильме Арчил Гомиашвили и Сергей Филиппов вернулись к образу Остапа Бендера и Кисы Воробьянинова, соответственно. Юрий Саранцев снова озвучил Гомиашвили. Также, в фильме участвуют 2 героя гайдаевской троицы — Бывалый (Евгений Моргунов) и Трус (Георгий Вицин).
  • В 1982 году вышел фильм «Не ждали, не гадали!», где Александр Демьяненко и Наталья Варлей играют профессора и его жену, что выглядит как продолжение биографии героев «Кавказской пленницы». Эту отсылку можно считать косвенно одобренной Гайдаем, поскольку автор сценария Роман Фурман вскоре принял участие в создании собственного фильма Гайдая «Опасно для жизни!».
  • В 1996 году вышел музыкальный телефильм «Старые песни о главном 2», в котором Александр Демьяненко и Наталья Варлей заново исполнили роли Шурика и Нины из фильма Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика в одной из сцен.
  • В 1997 году вышел музыкальный телефильм «Старые песни о главном 3», сюжет которого является формальным продолжением фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Согласно сюжету, в конце оригинального фильма Жорж Милославский, убегая от милиции, попал во времена Ивана Грозного и стал там Царём. Теперь героям фильма надо найти Ивана Грозного и вернуть его.
  • В 2005 году вышел музыкальный телефильм «Первый скорый», в котором Владимир Этуш и Наталья Варлей заново исполнили роли Саахова и Нины из фильма Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика в одной из сцен.

Ремейки

  • Сцена соблазнения из фильма «Бриллиантовая рука» Анной Сергеевной Горбункова была «воспроизведена» в телепередачах «Круиз МузОбоза» (1993) (в «роли» Горбункова выступил Вадим Казаченко, а в «роли» Анны Сергеевны — Татьяна Овсиенко) и «Старые песни о главном 2» (1996—1997) (в «роли» Горбункова выступил Николай Фоменко, а в «роли» Анны Сергеевны — Наташа Королёва).
  • В 2010 году вышел телефильм «Бриллиантовая рука 2», сочетающий документальные кадры, концертное шоу и постановочную сцену-ремейк с участием Марата Башарова (Козодоев), Гоши Куценко (Лёлик) и Сергея Светлакова (Горбунков).
  • В 2014 году вышел ремейк фильма «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» под названием «Кавказская пленница!». Фильм стал одним из крупнейших провалов в истории российского кино. При бюджете 3,5 млн долларов сборы в кинотеатрах составили 180 тысяч долларов. По рейтингу интернет-проекта «КиноПоиск» фильм набрал 1,1 балла из 10 возможных и входит в число худших фильмов за всю историю. Оригинал набрал 8,43 балла и занимает 18 место в списке 250 лучших фильмов.

Молодость и первый успех

Гайдай родился 30 января 1923 года в селе Свободный Амурской области, где он увековечен статуей. Его отец Иов Исидорович Гайдай пришел из украинской семьи крепостных в Полтавской губернии . В 22 года был приговорен к нескольким годам каторги за революционную деятельность и отправлен на Дальний Восток работать на железной дороге. Мать Леонида Мария Ивановна Любимова родилась в Рязанской области в русской семье. Она познакомилась со своей любовью через своего брата Егора, тоже работника каторги, который прислал ей фото своего друга вместе с предложением руки и сердца. По истечении срока полномочий Гайдая они поселились в Амурской области, где Гайдай продолжил работу на стройке железной дороги.

Леонид был третьим ребенком в семье. Его старший брат Александр (1919–1994) был известным поэтом и военным корреспондентом. Леонид с юных лет участвовал в любительской драматургии . Школу окончил 20 августа 1941 года. Буквально через два дня началась Великая Отечественная война .

В феврале 1942 года его зачислили в ряды Красной Армии . Сначала он служил в Монголии , затем окончил сержантские курсы, став командиром отделения . Работал в военной разведке . 20 декабря 1942 года Гайдай был награжден медалью «За боевые заслуги» за убийство трех фашистских солдат и захват заложников в бою за деревню Енкино. 20 марта 1943 года он был тяжело ранен, наступив на фугас . Он провел девять месяцев в военных госпиталях. В январе 1944 года он был отправлен домой инвалидом войны. В 1945 году он вступил в Коммунистическую партию.

Гайдай учился в школе-студии Иркутского окружного драматического театра, а после ее окончания в 1947 году снимался в театральных постановках. Затем он поступил в Московский институт кинематографии , мастерскую Григория Александрова , завершив учебу в 1955 году. Он женился на актрисе Нине Гребешковой , которая играла второстепенные роли в его будущих фильмах. Первоначально он работал помощником режиссера Бориса Барнета в фильме 1955 года « Лиана» , а затем снял первый из своих фильмов в 1956 году (историческая драма «Долгий путь» ). Его комедия 1958 года «Мертвое дело» была описана министром культуры Николаем Михайловым как «высмеивание советской действительности», в результате цензоры урезали ее до 47 минут и выпустили как «Жених из потустороннего мира» . Впоследствии он избегал откровенно политических тем.

Его первый успех пришел через шесть лет после окончания учебы, когда отрезок из сборника короткометражных фильмов « Совершенно серьезно» (1961) мгновенно стал очень популярным. В этом фильме Гайдай впервые представил комическое трио мошенников — Георгия Вицина , Юрия Никулина и Евгения Моргунова (он же «ВиНиМор», играющих персонажей Балбеса, Бывального и Труса), которые позже снялись в нескольких других его фильмах. После того, как его персонажи и режиссерский стиль завоевали любовь публики, его имя стало широко продаваться в кинотеатрах СССР.

Семья

Александр, Августина и Леонид Гайдай, 1920-е годы

  • Отец — Иов Исидорович Гайдай (18.05.1886—19.01.1965), железнодорожный служащий, из семьи потомственных крепостных крестьян, уроженец хутора Ореховщина на Полтавщине. Социал-революционер, в 1906 году был арестован за хищение средств у крупного производителя свёклы «на дело революции», скитался по тюрьмам, в 1908 году был осуждён на каторжные работы по постройке Амурской железной дороги, по истечении срока остался в Амурской области.
  • Мать — Мария Ивановна Гайдай (в девичестве — Любимова; 30.08.1890—1972), родом из Рязанской области.
  • Брат — Александр Иович Гайдай (1919—1994), журналист и поэт.
  • Сестра — Августа Иовна Гайдай (род. 1921).
  • Жена — Нина Павловна Гребешкова (род. 1930), актриса, заслуженная артистка РФ (2001), 40 лет прожили вместе.
    • Дочь — Оксана Леонидовна Гайдай (Худякова) (род. 27 ноября

      Внучка — Ольга Худякова — родилась в Малайзии, экономист, работает в банке.

      1957) — экономист, работает в банке.

Фильмы

В кино Леонид Гайдай дебютировал в 1955 году, причем как актер. Леонид Гайдай сыграл Алешку в комедии «Ляна». Но актерская биография у Гайдая не задалась, чего не скажешь о работе по другую сторону камеры. Уже через год Леонид Гайдай делает режиссерский дебют и выпускает драматический фильм «Долгий путь». Картину отметил лично знаменитый Михаил Ромм, который каким-то образом в чистой драме сумел рассмотреть задатки Гайдая-комедианта. Именно Ромм посоветовал Леониду Иовичу присмотреться к юмористическому жанру.

Тогда Гайдай выпускает сатирическую ленту «Жених с того света», из-за которой чуть было не лишился карьеры. От фильма после цензуры осталась едва половина, но даже после такой беспощадной нарезки начинающему режиссеру запретили снимать. Тогда Гайдай в первый и последний раз пошел на сделку с «Мосфильмом»: он сделал идеологическую драму о пароходе «Трижды воскресший», благодаря которой ему было разрешено работать дальше. Но сам режиссер этого фильма стеснялся до конца жизни.

В 1961 году он снимает короткометражки «Пес Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики», которые приносят всесоюзную славу не только режиссеру, но и троице персонажей Трус, Балбес и Бывалый в исполнении Георгия Вицина, Юрия Никулина и Евгения Моргунова.

Экранизировав несколько новелл американского юмориста О’Генри в картине «Деловые люди», Гайдай возвращается к советской действительности и дарит зрителям одну за другой бессмертные картины «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию», «Не может быть!». Эти фильмы стали лицом советского кинематографа для последующих поколений.

В 1970-х режиссер снова обратился к литературе, но на этот раз к родной. Леонид Гайдай экранизировал классические произведения российских авторов: Ильи Ильфа и Евгения Петрова, Михаила Булгакова, Михаила Зощенко и Николая Гоголя. Так появляется еще один бриллиант в коллекции Леонида Гайдая: знаменитая комедия «12 стульев».

Кстати, сам Леонид Гайдай нередко появлялся в своих фильмах в маленьких эпизодах. Наиболее крупная его роль — архивариус Варфоломей Коробейников в «12 стульях». В 80-х годах режиссер сделал еще одну классическую комедию «Спортлото-82», а также снимал многие из выпусков киноальманаха «Фитиль».

В 1989 году Леонид Гайдай получил звание народного артиста СССР.

https://youtube.com/watch?v=-UXgZ0DHU9s

Последними работами великого Леонида Гайдая были перестроечные картины «Частный детектив, или Операция «Кооперация» и «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди», в которых главную роль играл Дмитрий Харатьян.

Стоит добавить, что легендарный режиссер был весьма консервативен в подборе актерского состава. Большинство артистов снимались у него по многу раз. Например, Георгий Вицин, Виктор Уральский, Сергей Филиппов и Нина Гребешкова появлялись в его картинах около 10 раз. Также Гайдай любил работать с Натальей Крачковской, Александром Демьяненко и Леонидом Куравлевым.

Также узнаваемой деталью фильмов становились песни, которые исполняли персонажи картин. Культовыми благодаря появлению в фильмах Гайдая стали «Песня про зайцев», которую поет герой Юрия Никулина в «Бриллиантовой руки», «Теряют люди друг друга» с царского пира в «Иван Васильевич меняет профессию» или «Трутся спиной медведи о земную ось», которую поет главная героиня картины «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика».

Память о великом режиссере

В 2013 году в Москве была открыта мемориальная доска в честь Леонида Гайдая. Она установлена на доме, в котором жил режиссер до самой смерти. На церемонии открытия присутствовала семья актера и его коллеги: режиссер Николай Досталь, народный артист СССР Владимир Этуш и актер Дмитрий Харатьян. Евгений Герасимов, депутат Мосгордумы и известный актер, сожалеет о том, что память о режиссере нельзя увековечить на каждом московском доме, потому что фильмы Гайдая позволяли людям жить веселее. Он отметил, что таких комедий, которые можно было пересматривать несколько раз, сейчас нет.

Вести.ру сообщают, что Генеральный директор ВГТРК Олег Добродеев счастлив, что доска появилась именно на этом доме. Здесь жили Татьяна Пельтцер и Всеволод Санаев, но именно Гайдай был его душой. Раньше кинокритики относились к творчеству режиссера как к слишком народному, не сложному искусству. Однако сейчас стало понятно, что фильмы Гайдая останутся навсегда.

Владимир Этуш и вдова режиссера Нина Гребешкова разрезали красную ленточку после речей собравшихся. Этуш процитировал Гайдая, который после съемок говорил: » Еще по 50 и все». После этого сняли занавес, накрывавший доску. На ней появился улыбающийся Гайдай в очках и сигаретой в руке, передает ИТАР-ТАСС.

Авторы мемориальной доски — народный художник России Салават Щербаков и архитектор Василий Перфильев. 

Удачный поворот

Поехав в гости к родителям, Гайдай обнаружил на чердаке газету «Правда», в которой были стихи Олейника «Пес Барбос». Он увидел в этом увлекательный сюжет, жена его в этом поддержала. Вскоре была отснята короткометражка без слов, в которой Балбес, Трус и Бывалый получили популярность. Да, это был прорыв, в котором проявился комедиограф Гайдай Леонид Иович. Фильмография режиссера начала с этого дня интересовать окружающих. Сразу же была показана миру следующая короткометражка «Самогонщики» (1961), в ней фигурировала эта же комедийная тройка. Далее были отсняты «Деловые люди», «Вождь краснокожих» и «Родственные души».

Особое признание пришло к Гайдаю после выхода новелл «Операция Ы» в 1965 году. Год спустя «Кавказская пленница» закрепила его успех. Также фильмография Гайдая пополнилась в 1968 году «Бриллиантовой рукой». Все три фильма этого времени стали наиболее кассовыми.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий