Термен, лев сергеевич

Первая крупная авантюра

Мечты довели Ивана до Санкт-Петербурга — в столицу хотели попасть все амбициозные молодые люди большой страны.

Петербургская академии наук

Юноша устроился на работу корректором в типографию Академии Наук и, по некоторым сведениям, получил разрешение издавать собственный журнал. Информация о выходе нового журнала «Парнасские ведомости» появилась в газете «Санкт Петербургские ведомости». В новости говорилось, что это будет издание «об астрономии, химии, механике, музыке, экономии и о прочих других учёностях, а в прибавлении будут помещены критические, любовные, забавные и красноречивые сочинения». В этом объявлении всем, кто хочет получать журнал по подписке, предлагалось сразу оплатить годовой абонемент.

А.К. Беггров. Петербург. Вид на Неву. 1912 — Русский музей

Ни одного номера не дошло до наших дней, ряд историков вовсе сомневаются, что он был издан. Однако известно, что Тревогин влез в долги и не получив никакой прибыли, вынужден был бежать из Петербурга. «Так очутился Тревогин за границей на положении бездомного бродяги», — пишет советский исследователь литературы XVIII века Леонид Светлов.

Терменвокс Страдивари

— Сохранились ли инструменты каких-то особых статей? Условный “терменвокс Страдивари”? Или есть “люксовые” модели из ценных пород дерева с драгоценным декором?

— Что касается декора, инкрустировать терменвокс – дело нехитрое. А вот с качеством звучания все обстоит сложнее. Безусловно, модели работы Льва Сергеевича остаются эталонными.

Концертных моделей Лев Сергеевич сделал не так много, обыкновенно они создавались для конкретных исполнителей – например, знаменитый в профессиональных кругах “сентябрьский” терменвокс, созданный в 1938 для Люси Бигелоу Розен, считается лучшим терменвоксом, существующим на Западе.

Исключительными исполнительскими характеристиками обладает и терменвокс, сделанный Львом Терменом для виртуоза Клары Рокмор. В России несколько моделей было создано Львом Сергеевичем для себя и дочери Натальи. Сейчас нет каких-либо более-менее приемлемых эквивалентов среди современных моделей.

Меня часто спрашивают – неужели так сложно собрать хороший терменвокс? Ведь сейчас хватает электронщиков, да и сама электроника шагает вперед невероятными темпами.

Я привожу такой пример: предположим, у нас есть замечательный мастер по дереву, делает сложные и красивые вещи, но этого недостаточно, чтобы создать скрипку Страдивари или даже просто хорошую скрипку. В случае с терменвоксом то же самое.

Термен и женщины: шпион, который ее любил

Особый шарм в глазах женской аудитории Джеймсу Бонду придает то, что он пользуется успехом у дам, но при этом несчастлив в любви на всю жизнь. В фильме «На секретной службе Ее Величества» единственную девушку, с которой суперагент вступил в брак, убили на следующий день после свадьбы.

Супруга Термена Екатерина приехала к нему в США через полгода. Однако виделись они редко, и в конце концов женщина сообщила, что встретила другого. Счастливый соперник оказался американским фашистом, и в советском посольстве Термену настоятельно порекомендовали развод.

В то же время изобретатель отнюдь не был обделен вниманием женщин. Роман с самой одаренной из учениц, бравших у него уроки игры на терменвоксе, Кларой Рейзенберг, начался еще до развода Термена

Они любили танцевать до упаду в дансингах, вместе усовершенствовали его изобретение. Но девушка в итоге вышла замуж за юриста Роберта Рокмора.


Лавиния Уильямс. 1961 год 

А Термен в 1935 году встретил 18-летнюю Лавинию Уильямс. Темнокожая красавица африканских, индейских и ирландских кровей, художница, интеллектуалка и полиглот танцевала в труппе «Американский негритянский балет». Этот коллектив помогал Термену в работе над новым электромузыкальным инструментом, терпситоном: изобретатель добивался того, чтобы играть на этом устройстве можно было с помощью танца. Двадцатилетняя разница в возрасте не помешала бурному роману. В 1938-м Термен и Лавиния поженились.

Однако в 1930-е годы в США расизм был повседневным явлением, и перед ученым сразу же закрылись многие двери. К тому же его бизнесу нанесла удар Великая депрессия. Термен лишился связей в высших кругах, за которые его, вероятно, особенно ценила разведка. В конце 1938 года ученого отозвали на родину. Лавинию уверили, что она сможет последовать за мужем через две недели, но так никогда и не выдали разрешения на въезд в Советский Союз.

Термен вернулся в СССР в разгар сталинских репрессий. «Пробыл на свободе я полгода», — вспоминал бывший агент.

Примечания[править | править код]

  1. ↑ // Музыкальный энциклопедический словарь / гл. ред. Г. В. Келдыш. — М.: Сов. энциклопедия, 1990. — 672 с. — 150 000 экз. — ISBN 5-85270-033-9.
  2. Дата рождения Льва Термена — 15 августа по юлианскому календарю была пересчитана согласно Декрету о введении в Российской республике западноевропейского календаря, при этом не было учтено, что в 19 веке разница между календарями была 12 дней, а не 13. Тем не менее, именно 28 августа стало официальным днем рождения Льва Термена.[источник не указан 1258 дней]
  3. Жирнов Е. . КоммерсантЪ. Власть. (26.02.2002).
  4. Дрозд-Королева О., Королев А.  (недоступная ссылка). mobimag.ru (01.02.2007). Дата обращения: 20 июня 2017.
  5. Кокин Л. М. Из физтеха в Гранд-опера // Юность академиков: Документальная повесть.— 2-е изд., доп. — М.: Сов. Россия, 1981. — С. 89—102.
  6. Рейнов, Н. М. Физики-учителя и друзья / Н. М. Рейнов. Л.: Лениздат, 1975. — 255 с., л. фотографий. стр. 227
  7. ↑ . Люди. «Econet» (14 ноября 2014). Дата обращения: 15 декабря 2014.
  8. ↑ . История. Meduza (14 февраля 2016). Дата обращения: 16 февраля 2016.
  9.  (англ.). National Cryptologic Museum.
  10. Harold C. Schonberg. . The New York Times (April 26, 1967).
  11. Паулина Вильк (Paulina Wilk). . «Polityka», Польша (17/12/2013).
  12. Петровский А. В. Психология и время. — Питер, 2007. — ISBN 9785469016755.
  13. ВПб на 1897. О. III. С. 386; на 1899. С. 520; на 1901. С. 571; на 1903. С. 650; на 1905. С. 635; на 1906. С .699; на 1907. С. 699; на 1909. С. 777; на 1911. С. 879; на 1913. С. 624; ВПг на 1915. С. 649; на 1917. С. 675; на 1923. O.XI. С. 489.

Легенды и мифы семьи Термен

— Однако вернемся к семейной истории. Трудно поверить, что личность Льва Термена, достаточно легендарная в отечественной истории, не оставила после себя фамильных преданий.

— Знаете, когда задают такие вопросы, все предания моментально выветриваются из головы – если только нет пары “домашних заготовок”. Бабушка Наталья Львовна рассказывала, что прадед с легкостью поднимал на одной руке табуретку с ее мамой – было такое маленькое представление.

А еще вспоминают, что Лев Сергеевич спокойно засовывал два пальца в розетку – и ничего. Правда, проверять наследственность таким оригинальным способом я не готов.

Что же касается истории семьи, наш род берет начало во Франции XVI века. В Петербург Термены впервые попали при Екатерине Второй, это были братья Theremin, ювелир и эмальер, некоторые их работы можно встретить в Эрмитаже и Лувре.

— Известно, что Лев Термен был выдающимся изобретателем в самых разных сферах. Разрабатывал системы сигнализации, беспилотные летательные аппараты, подслушивающие устройства – чего стоит эндовибратор в декоративном панно, которое подарили пионеры посольству США в Москве.

Несколько лет это панно без элементов питания и электроники прослушивало разговоры ничего не подозревающих американцев. Кем все-таки Лев Сергеевич считал себя – изобретателем или музыкантом?

— Причем разгадали ту историю с панно даже не американцы, а британские спецслужбы. Фактически это был первый в мире пассивный радиопередатчик, поэтому Льва Термена называют пионером радиометок, которые сейчас повсеместно используются.

Лев Сергеевич не позиционировал себя как музыкант, хотя в его игре на терменвоксе чувствуется большая музыкальная культура. Но, конечно, в первую очередь Лев Термен – гений.

— К тому же, помимо терменвокса он приложил руку и к другим инструментам.

— Лев Сергеевич создал целый ряд музыкальных инструментов. Уже в 20-е годы был создан клавишный гармониум – фактически полифонический синтезатор, который уже в то время был достаточно компактным и портативным.

Также он сконструировал терменклавиатуру – одноголосный синтезатор, способный имитировать тембр разных музыкальных инструментов. Была и термен-виолончель, и Ритмикон – ритм-машина, которую он создал в соавторстве с американским авангардным композитором Генри Кауэллом, можно сказать, первый секвенсор.

На этом список не заканчивается, однако именно терменвокс для Льва Сергеевича всегда был самым любимым инструментом и, мне кажется, за ним самое большое будущее.

— И все-таки правда ли, что Лев Термен не хотел возвращаться в СССР, поэтому советские спецслужбы его попросту выкрали?

— Ну, учитывая, что он увез с собой на родину три тонны оборудования, это представляется маловероятным. Лев Сергеевич не планировал оставаться в Америке навсегда, он не менял гражданство. Конечно, 1938 год был не лучшим временем, чтобы вернуться в Россию, но историю не изменить.

Литература

  • Гинзбург В., Пульвер В. Телевидение. Передача движущихся изображений по способу Л. С. Термена. // Радиолюбитель, 1927. — № 1. — с. 13—16.
  • Крымский В. Первый публичный концерт Л. С. Термена в Нью-Йорке // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1928.— 2 февраля (№ 5485).— С. 2.
  • Гольдштейн М. Отец электронной музыки: Изобретатель Лев Термен живет в Москве // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1978.— 28 мая (№ 24581).— С. 7.
  • Урвалов В. А. Очерки истории телевидения. — М.: Наука, 1990.
  • Галеев Б. М. Советский Фауст (Лев Термен — пионер электронного искусства) // Приложение к журналу «Казань», 1995.
  • Ковалёва С. Не более и не менее. Жизнь Льва Термена // Русская мысль, 1998. — № 4248
  • Назайкинский Е. ТВМ // Музыка и информатика. — М., 1999.
  • Lobanova Marina. Lew Termen: Erfinder, Tschekist, Spion // Neue Zeitschft für Musik, 1999, H. 4. S. 50—53.
  • Albert Glinsky, Robert Moog. Theremin: Ether Music and Espionage. — University of Illinois Press, 2005. — 403 с.
  • Ковалева С. К. Л. Термен. Феномен XX в.. — М., 2008.
  • Иванян Э. А. // Энциклопедия российско-американских отношений: XVIII-XX века. — М.: Международные отношения, 2001. — ISBN 5-7133-1045-0.

Родились в этот день

Я обещал Ленину

Термен Лев Сергеевич28 августа 1896

Во время встречи, показывая изобретенный инструмент, он объяснял принцип его работы, а Ленин пытался исполнить на терменвоксе «Жаворонка» Глинки.
 
Русский изобретатель, создатель оригинального музыкального инструмента — терменвокса, лауреат Сталинской премии I степени, Лев Сергеевич Термен родился 28 августа 1896 г. в Санкт-Петербурге. Окончил консерваторию по классу виолончели, параллельно обучался на физическом и астрономическом факультетах Санкт-Петербургского университета. В 1919—1920 гг. изобрел электромузыкальный инструмент терменвокс.  Будучи весьма разносторонним человеком, Термен создал множество различных автоматических систем (автоматические двери, автоматы освещения и т. д.), сигнализаций и охранных устройств. Изобрел одну из первых телевизионных систем — «Дальновидение». Долгое время Лев Термен жил в Америке, открыл свою студию, и был популярен в Нью-Йорке. В его студии бывали Джордж Гершвин, Морис Равель, Яша Хейфец, Иегуди Менухин, Чарли Чаплин, Альберт Эйнштейн. В круг его знакомых входили финансовый магнат Джон Рокфеллер, будущий президент США Дуайт Эйзенхауэр. С лучшими оркестрами Лев Термен давал многочисленные концерты по Америке и Европе. Вернувшись в Россию, Л.С. Термен безуспешно пытался устроиться на работу. В марте 1939 г. его арестовали, предъявив обвинение в подготовке убийства Кирова. Изобретателя вынудили признаться, что группа астрономов из Пулковской обсерватории готовилась поместить фугас в маятник Фуко, а Термен должен был послать из США радиосигнал и взорвать фугас, как только к маятнику подойдет Киров. Термена приговорили к 8 годам лагерей, и отправили в лагерь на Колыму. Первое время Термен отбывал наказание в Магадане, но уже через год был переведен в туполевское конструкторское бюро, «шарашку». Здесь его ассистентом был С. П. Королев, впоследствии — известный конструктор космической техники. В 1947 г. Термен был реабилитирован, но продолжил работу в закрытых конструкторских бюро в системе НКВД. За подслушивающую система «Буран» получил Сталинскую премию 1 степени.
В марте 1991 г. ему предложили вступить в КПСС, и он стал членом партии в возрасте 95 лет. На вопрос: «Зачем?», отвечал: «Я обещал Ленину». До самой смерти Лев Термен был полон энергии и даже шутил, что он бессмертен. В доказательство предлагал прочитать свою фамилию наоборот: «Термен — не мрет».
Умер Лев Сергеевич Термен в Москве 3 ноября 1993 года.
 

   

Кликните на фото для просмотра
Фото к статье: 2

Возвращение в СССР

Чем бы не начинал заниматься Термен, его увлечение музыкой всегда одерживало верх. В его знаменитую студию на 54-й авеню частенько приходил Альберт Эйнштейн, и они вместе музицировали. Физик — на скрипке, изобретатель — на терменвоксе. Термен даже взялся за осуществлние идеи Эйнштейна по соединению музыки и пространственных образов. Ее воплощением стал новый инструмент – ритмикон. Он представлял собой огромные колеса с нанесенными на них узорами, которые вращались перед стробоскопом. При изменении высоты звука, менялась частота вспышек и сами рисунки, создавая эффект движения стен помещения. Но он решил пойти еще дальше и изобрести такой инструмент, который бы рождал музыку из танца – терпситон. Принцип его работы такой же, как у терменвокса, только звуки извлекаются всем телом танцора. Для создания концертной программы Термен пригласил группу Афроамериканской балетной компании. С терпситоном дело не заладилось, но Термена покорила танцовщица труппы, мулатка Лавиния Вильямс, которую он решил сделать своей женой. В Америке 1938 года подобный брак сулил множество неприятностей, и Термен лишается важных для разведки контактов и получает приказ срочно вернуться в Советский Союз.

Надо сказать, что за все годы пребывания в СССР после отъезда из Штатов, во всем мире Термена благополучно похоронили, и в энциклопедиях даже стоял год его смерти – 1938. Период безвестия прекратился после того, как журналист New York Times, готовивший репортаж о Московской консерватории, не проведал, что великий Термен жив. Начался переполох, и перепуганное начальство уволило престарелого механика (а именно в такой должности он работал), и все его оборудование попросту выбросили на помойку. В последние годы жизни Термен работал в акустической лаборатории при МГУ, где по-прежнему занимался усовершенствованием своего терменвокса. На пике его славы музыкальные критики указывали на то, что Термен нередко фальшивил. Ученые-физики поговаривали, что ничего принципиально нового он не изобрел, но список музыкантов, использующих терменвокс, с каждым годом неуклонно растет. В шутку Термен всегда говорил, что его фамилию стоит читать наоборот — «Не мрет». И эта шутка оказалась на редкость правдивой.

Термен и заграница

Сначала он объездил всю Европу. Творчеством Льва Термена восторгались величайшие умы прошлого столетия, включая самого Эйнштейна. Его называли настоящим феноменом ХХ века. Потом была командировка в Америку, которая затянулась на добрый десяток лет. За это время ученый купил кадиллак, создал собственную компанию по производству электронных сигнализаций и разработал систему охраны знаменитых тюрем Алькатрас и Синг-Синг.

Для жены-танцовщицы Лев Термен создал особый инструмент

Он арендовал шестиэтажный особняк. Открыл там музыкальную студию, лаборатории, мастерские и школу для обучения игры на терменвоксе. Последний американская музыкальная компания уже тогда запустила в массовое производство.

В его друзьях числились Джордж Гершвин, Морис Равель, Чарли Чаплин и будущий президент Соединенных Штатов Дуайт Эйзенхауэр.

Лавиния Уильямс, 1961

В Америке же Термен сначала завел роман, а потом поставил штамп в паспорте темнокожей красавице-танцовщице Лавинии Вильямс и придумал для нее терпситон.

Суть инструмента заключалась в следующем: на пол клали металлический лист, и тот работал антенной. Музыка появлялась сама во время танца от движения. На терпситоне довелось танцевать и Айседоре Дункан.

Из Парижа в Сибирь

Императрица Екатерина II решила юношу строго не наказывать и простить ему ошибки молодости — в 1783 году Тревогина на два года посадили в «смирительный дом», то есть тюрьму с тяжелыми работами. А позже 24-летнего Ивана отправили в Сибирь служить солдатом — а ведь он боялся армии еще в Харькове!

Ирина Баранова

Однако Тревогин чем-то понравился местным властям и они ходатайствовали о переводе его из солдат в учителя французского языка в местное училище — видимо немногие ученые люди заезжали в отдаленные губернии. Позже Тревогин преподавал в частном пансионе и давал частные уроки — однако обратно в столицу он вернуться не мог, состоял на положении ссыльного, доклады о нем местные власти отправляли в тайную полицию.

Сибирская ссылка стала для Тревогина практически отдушиной — наконец он смог много писать и продолжать развивать свои утопические идеи. Он стал почти отшельником — перестал преподавать и увлекся сочинительством. Но вскоре тяжело заболел и умер в 29 лет.

Людвиг Кнаус. Ученый за работой — ГМИИ им А.С. Пушкина

Тайная полиция решила перестраховаться — и велела опечатать и отправить в Петербург бумаги и сочинения покойного. Могилу же его сравнять с землей, дабы избежать потенциального паломничества поклонников мистификации Тревогина.

Про несостоявшегося принца вымышленного государства было написано несколько исторических заметок и приключенческая повесть — все исследователи его натуры восхищаются тем, что авантюрист стремился не к богатству и славе, а преимущественно к приумножению знаний.

Расскажи-ка мне, дружок, что такое терменвокс

Терменвокс уже давно угнездился в массовой культуре – и его загадочное название, и потусторонние переливы с космическим вибрато, и ретрофутуристический дизайн: деревянный ящичек с ручками настройки и двумя антеннами.

Вертикальная отвечает за высоту, горизонтальная загогулина сбоку – за громкость.

Чем ближе рука к антенне справа, тем выше звук. Чем ближе к антенне слева – тем громче. Если прислушаться, напоминает не то человеческий голос, не то скрипку, не то духовые.

При этом “предтеча синтезаторов” – штука целиком и полностью аналоговая, в ней нет никаких микросхем. Видимо, потому Петр Термен и говорит не “электронная музыка”, а “электромузыка”.

— Стоит услышать ваше имя, как сразу представляется образ: славный продолжатель прадедовских традиций идет по стопам великого предка. А вся семья от мала до велика засыпает и просыпается с терменвоксом. Наверняка все было иначе?

— Моя бабушка (Наталья Термен, дочь Льва Термена) с 1980-х годов профессионально играет на терменвоксе. И да, действительно, бывали времена, когда я засыпал и просыпался под терменвокс.

Думаю, что это случалось со всеми членами нашей семьи. Поэтому терменвокс органично вошел в мою жизнь. Я очень благодарен Наталье Львовне за то, что она привила мне аутентичную звуковую культуру работы с инструментом.

— То есть, это бабушкино влияние?

— Все не так просто. Понятно, когда люди узнают мою фамилию, то сразу представляют себе, как я с раннего детства учился играть на терменвоксе. Но никто специально меня не учил.

Дело в том, что Лев Сергеевич всегда сам ремонтировал и настраивал терменвоксы, и после его смерти в 1993 году инструменты перестали работать. В доме остался один рабочий терменвокс. Естественно, ребенка к нему не подпускали. С практической точки зрения я впервые попробовал поиграть на терменвоксе около семи лет назад.

— Насколько легко научиться на нем играть? Существует легенда, что Ленин при встрече с Терменом исполнил “Жаворонка” Глинки чуть ли не с первого раза.

— Как вспоминал Лев Сергеевич, в 1922 году его пригласили в Кремль продемонстрировать терменвокс Владимиру Ильичу. Устроили небольшой концерт, аккомпанировала секретарь Ленина, Фотиева, она была пианисткой.

Ленин решил попробовать сам. Лев Сергеевич помог Ленину, играя его руками “Жаворонка” Глинки а дальше Владимир Ильич, ориентируясь на слух, повторяя движения рук , вполне удачно наиграл мелодию. Эта история стала своего рода “визитной карточкой” для терменвокса в Советском Союзе.

Кстати, первые серийные терменвоксы были выпущены в США в начале 1930-х при непосредственном участии Льва Термена. Была целая рекламная кампания, уверявшая, что это самый простой инструмент на свете, и каждый может легко освоить его.

Конечно, то было преувеличение. Хотя у терменвокса есть любопытная черта. Все мы знаем: чтобы играть музыку, нужен музыкальный слух. Но как мы определяем его наличие?

— Нужно что-нибудь спеть? Или сыграть?

— Вот. Это в принципе неправильно. Так мы проверяем не музыкальный слух, а способность управлять голосовыми связками. Или руками. Человек может прекрасно слышать, что он сфальшивил, но что он кому докажет? В итоге неизменный вердикт “медведь на ухо наступил”.

На самом деле у большинства людей музыкальный слух есть, просто нуждается в развитии. У меня недавно был случай: ко мне на занятия пришла ученица. Она всегда считала, что у нее очень плохо со слухом, даже не пробовала заниматься музыкой. А когда мы начали упражнения, то она очень легко и точно попала в ноты. Это произвело большое впечатление и на нее, и на меня.

Биография

Лев Термен родился в дворянской православной семье с французскими корнями (по-французски родовая фамилия писалась как Theremin). Мать — Евгения Антоновна и отец — известный юрист Сергей Эмильевич — на образование Льва денег не жалели.

Начало карьеры

Первые самостоятельные опыты по электротехнике Лев Термен осуществил ещё в годы обучения в Петербургской первой мужской гимназии.

В 1916 году окончил Петербургскую консерваторию по классу виолончели, параллельно обучался на физическом и астрономическом факультетах Петербургского университета.

В боевых действиях Первой мировой войны не участвовал. В 1916 году его призвали в армию и направили на ускоренную подготовку в Николаевское инженерное училище, а затем на офицерские электротехнические курсы. Революция застала его младшим офицером запасного электротехнического батальона, обслуживавшего самую мощную в империи Царскосельскую радиостанцию под Петроградом.

Leon Theremin plays thereminvox.(Lev Theremin, Lev Termen,Лев Сергеевич Термен))

Все видео

Расцвет карьеры

В 1919 году Термен стал заведующим лабораторией Физико-технического института в Петрограде.Его взял на работу в Физико-технический институт в Петрограде Абрам Иоффе.

Параллельно с 1923 года сотрудничал с Государственным институтом музыкальной науки в Москве. В 1920 изобрёл электромузыкальный инструмент «Терменвокс», сделавший его впоследствии очень известным. В литературе, посвященной жизни Ленина, описана его встреча с Терменом в Кремле в марте 1922 года. Во время встречи Лев Сергеевич показывал свой инструмент, объяснял принцип его работы, а Ленин пытался исполнить на терменвоксе «Жаворонка» Глинки.

Будучи весьма разносторонним человеком, Термен изобрёл множество различных автоматических систем (автоматические двери, автоматы освещения и т. д.), сигнализаций и охранных устройств. В 1925—1926 годах изобрёл одну из первых телевизионных систем — «Дальновидение».

Американский период

В 1928 году Термен, оставаясь советским гражданином, переехал в США. По приезде в США он запатентовал терменвокс и свою систему охранной сигнализации и продал лицензию на право производства этих устройств компании RCA (Radio Corporation of America).

По указанию начальника советской военной разведки Яна Берзина на заработанные деньги Термен организовал компанию «Teletouch» и арендовал в Нью-Йорке на 99 лет шестиэтажное здание для музыкально-танцевальной студии. Это дало возможность создать в США торговые представительства СССР, под «крышей» которых могли работать советские разведчики.

С 1931 по 1938 годы Термен был директором Teletouch Inc. Тогда же он разработал системы сигнализаций для тюрем Синг-Синг и Алькатрас.

Термен и телевидение

Точнее дальновидение. В 1926 году ученый, наряду с постоянной концертной деятельностью, открыл способ беспроволочной передачи картинки на расстояние. Собственно, это и было телевидение. Его имя мелькнуло в прессе рядом с именем Эдисона, но потом исчезло с газетных страниц, а после так и не вошло ни в один учебник.

Одним из первых ученый разрабатывал идею создания телевидения

Да и вообще регулярное телевещание в Советском Союзе стартовало только в 1936. Причиной, возможно, послужил один случай, произошедший с ученым: Термена пригласили на ковер в Кремль, он направил объектив своего аппарата в окно, демонстрируя дальновидение, и на экране вырос Сталин.

Большие люди дружно подпрыгнули, вскрикнули, испугались, и решили дальновидение засекретить, запретить, забыть и вычеркнуть из памяти, как страшный кошмар, а самого ученого отправить с гастролями куда подальше.

Во всем виноват Хичкок

— У терменвокса как будто сложилось две судьбы. Одна – в классической музыке, другая – в кино, где он обычно отвечал за потусторонний или футуристический антураж. Можно ли сказать, что в России и на Западе терменвокс пошел разными путями?

— Вопрос сложный. Сам Термен видел свое изобретение классическим инструментом, и в 30-е годы на Западе среди его учеников было много серьезных исполнителей на терменвоксе, игравших классику.

В то же время в России у него был всего один активно концертирующий ученик, Константин Ковальский. Он выступал вплоть до конца 1960-х, исполнял академическую музыку, записывал партии терменвокса для советских кинофильмов. В Америке имен было гораздо больше. Но когда Лев Сергеевич покинул Америку и официально считался там погибшим, терменвокс плотно вошел в жизнь американского кинематографа и создал “космический”, “зловещий” звуковой штамп.

Началось все в 1945 году с фильма Альфреда Хичкока “Завороженный”, где звучит замечательная музыка композитора Миклоса Рожа. Есть история, что виртуоз терменвокса и ученица Льва Термена Клара Рокмор отказалась от работы в этом фильме из-за своих гастролей со Стоковским.

Поэтому пригласили записать партию терменвокса доктора Сэмюэля Хоффмана, который был профессиональным врачом-ортопедом, а в свободное время играл на терменвоксе и скрипке в злачных заведениях Лос-Анджелеса.

На тот момент в городском музыкальном профсоюзе числилось едва ли не 400 терменвоксистов. После отъезда Термена каждый обладатель серийного инструмента оказался вправе называться музыкантом – при Льве Сергеевиче такого не было. Он поставил условие: терменвокс покупать можно, но для публичных выступлений нужна специальная лицензия. Таким образом он хотел установить некий ценз качества для исполнителей.

В конце 50-х годов появляется все больше низкопробных фильмов. Бюджеты маленькие, музыки как таковой нету, зато очень нужно сопроводить появление условного Дракулы каким-то жутким эффектом.

Именно в этом ключе и начинают активно использовать терменвокс. И в рок-музыку этот инструмент уже приходит как шумовой – нельзя не вспомнить Led Zeppelin, Pink Floyd, многие так называемые гаражные группы, которые его очень активно использовали.

Тогда же рынок наводнило огромное количество терменвоксов. Никто толком не знал, как на них играть, зато экзотический шум “из воздуха” всем очень нравился.

В этом плане пути западной и российской культуры разошлись уже в 1950-е годы. На Западе увлеклись экспериментами, а в СССР Лев Термен начал активно восстанавливать инструменты и позиционировать терменвокс с академической точки зрения. И старался контролировать ситуацию вплоть до начала 1990-х годов.

— Получается, что мы как бы проскочили вульгаризацию терменвокса и продолжаем классическую традицию, заложенную изобретателем инструмента. О чем, кстати, свидетельствуют и произведения, звучавшие на Международной неделе консерваторий.

— Я хотел бы отметить, что произведения для терменвокса, которые прозвучали на закрытии фестиваля, это действительно очень большой подарок для терменвокса. Оригинального репертуара для инструмента не так много, а хорошей музыки – еще меньше.

И здесь, мне кажется, довольно уникальный случай, когда четыре замечательных петербургских композитора написали очень разноплановые, яркие произведения, раскрывающие терменвокс с разных сторон.

Классическая музыка оставляет широкое поле для экспериментов, и очень приятно, что петербургские композиторы ищут и находят точки соприкосновения новых веяний с привычными формами. Состоялась премьера произведения доцента петербургской консерватории Екатерины Ивановой-Блиновой – BMW для терменвокса, ди-джея и струнного оркестра.

Преподаватель кафедры специальной композиции и импровизации Светлана Нестерова написала фантазию “Солярис” для терменвокса, фортепиано и струнного оркестра.

Николай Мажара, преподаватель кафедры композиции, написал “Рапсодию” для терменвокса и оркестра. Антон Танонов, заведующий кафедрой композиции, посвятил свой концерт для терменвокса с оркестром Льву Термену, для меня было большим удовольствием исполнять эту музыку.

На самом деле это действительно историческое событие

Я уверен, что Льву Сергеевичу было бы очень приятно, что петербургские композиторы, композиторы его родного города, в котором он родился, в котором родился терменвокс, всерьез, с большой любовью и вниманием отнеслись к его инструменту

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий