Лев толстой и церковь

В чем суть толстовства

В течение 1880-х гг. у Толстого выходит сразу несколько произведений, таких как «Исповедь», «В чем моя вера» и «Воскресение» в которых писатель подробно высказывает свои духовные мысли и идеи. Впоследствии складывается новое религиозное течение, получившее распространение не только в России, но и в Западной Европе, Индии и Японии ‒ Толстовство. Известным сторонником учения был Махатма Ганди, с которым писатель часто общался посредством писем. 

Основные каноны толстовства были таковы: непротивление злу насилием, нравственное саморазвитие и опрощение. Жизнеучению Толстого был характерен синкретизм, поэтому вы найдете общие черты с даосизмом, буддизмом, конфуцианством и другими идейными течениями. Будучи сторонником этого религиозного течения, человек, вольно становится вегетарианцем и отказывается от употребления табака и алкоголя. 

Священный синод считал толстовство религиозно-социальной сектой, вредно влияющей на верующих людей. На этой ноте отношения с церковью у писателя стали неоднозначными. 

Толстовство — религиозно-этическое течение, которое создал Л. Н. Толстой

На смену православия граф Толстой создал свое религиозное течение — толстовство, основы которого изложил в произведениях «Исповедь», «В чем вера моя?», «О жизни», «Христианское учение».

Вкратце: толстовство — христианские заповеди с полным отсутствием традиций, ритуалов и мистицизма.

Тостовство
христианские заповеди с полным отсутствием традиций, ритуалов и мистицизма

Толстой принимает за основу своего течения слова  из Евангелия: «Не противься злу».

Личное бессмертие, авторитет церкви, государственную поддержку церкви, существующие формы принуждения писатель отвергает и осуждает.

Мнение, которое высказывал Лев Толстой о религии, быстро распространялось среди соотечественников, а толстовство набирало последователей.

Автор книги: Лев Толстой

Жанр: Русская классика, Классика

Серия:Весь Толстой в один кликЯзык:русскийРазмер:

  • Комментарии |
  • Просмотров: 885 |
  • 0
    Оценок: 0

Описание книги

Последнее впечатление о книге

  • Salamandra11071993:
  • 8-05-2020, 18:12

Это мое первое серьезное знакомство с творчеством Льва Николаевича. Я, конечно же, читала и другие его произведения, но скорее потому, что надо было – школьную программу никто не отменял.

Ещё
Я думала, что уже не пересекусь с ним в будущем, ан нет – я ударилась в веганство и первая книга, которую все советуют при таких изменениях в жизни — это «Первая ступень».

Что я могу сказать по поводу прочитанного — это шедевр. Толстой для меня предстал совсем в другом свете. Первая ступень — больше статья, чем полноценное произведение. Статей в свое время Толстой писал много, и все они были направлены на разоблачение высшего класса и его пороков.

Я пишу, что думаю, и то, что не может нравиться ни правительству, ни богатым классам, уже 12 лет, и пишу не нечаянно, а сознательно, и не только оправдываться в этом не намерен, но надеюсь, что те, которые желают, чтобы я оправдывался, постараются хоть не оправдаться, а очиститься от того, в чем не я, а вся жизнь их обвиняет…

С каждым пунктом данной статьи я полностью согласна и, самое печальное, что идут столетия, а она не теряет своей актуальности. Уже не первый раз я встречаю произведения 19-20 века, которые при прочтении воспринимаются, как обличающие именно наши современные пороки.

Не только не приучен человек к труду, ко всем условиям всякого плодотворного труда, сосредоточенного внимания, напряжения, выдержки, увлечения делом, уменья исправить испорченное, привычки усталости, радости совершения, но приучен к праздности и пренебрежению всяким произведением труда, приучен к тому, чтоб портить, бросать и вновь за деньги приобретать всё, что вздумается, не думая, даже никогда о том, как что делается.

Очень похоже на нас, не правда ли?

В «Первой ступени» Толстой поднимает проблемы ложной подачи христианского учения людям, отсутствия в жизни многих воздержания и умеренности, падение морали высшего общества и эксплуатация им простого народа и, конечно же, поднимает вопрос перехода людей на вегетарианский образ жизни, как решение многих проблем преследующих людей того времени. Темы злободневные, интересно раскрытые и теперь, я наконец-то поняла, почему Толстой занимал такую высокую позицию в обществе, и почему, по сей день, он популярен за границей. Такие мудрые люди рождаются раз в столетие, а нам остается только впитывать их мудрость и делать правильные выводы.

Свернуть

Остальные комментарии

Скачать книгу в форматах: fb2 rtf epub txt mobi html 

Граф Л.Н. Толстой

Л. Н. Толстой родился 9.09.1828 года в дворянской семье в имении Ясная Поляна.

В 1830 году потерял мать, а в 1837 году — отца.

9 сентября 1828
день рождения Льва Толстого

Опеку над Л. Н. Толстым взяла тетя, к которой он переехал в Казань. Начальное образование Лев Николаевич получил дома.

В 1843 году Толстой поступил в Императорский Казанский Университет на факультет восточных языков, после из-за неуспеваемости перевелся на юридический. В 1847 году отчислился из Университета без ученой степени.

С 1847 по 1851 год молодой граф поправляет дела в имении, открывает школы для крестьянских детей и занимается музыкой. Всю сознательную жизнь Лев Николаевич ведет дневник.

Это увлечение в будущем вдохновит Толстого на создание литературных произведений.

Участие в первой обороне Севастополя в 1854-1855 годах сделало писателя почетным гражданином города

В 1851 по 1855 год Л. Н. Толстой посвящает себя военной службе: принимает участие в сражениях с горцами и в Крымской войне.

За время несения службы Толстой пишет историю «Детство», в которой описывает детские воспоминания. В 1852 году известный в то время журнал «Современник» принимает историю, критики положительно оценивают «Детство» и ставят Толстого в один ряд с популярными писателями того времени.

В 1854 году Лев Николаевич публикует «Отрочество» — продолжение «Детства».

Во время Крымской войны на свет выходит трилогия «Севастопольские рассказы», где Толстой пишет о противоречиях войны.

В 1857 году Лев Николаевич публикует повесть «Юность», которая завершает рассказы «Детство» и «Отрочество».

В литературных кругах Толстой получает большую популярность.

1862
в этом году граф женится на С.А. Берс, которая позже станет матерью его 13 детей

В 1865 году в «Русском вестнике» публикуют первую главу романа «Война и мир», а 1869 году произведение издается целиком.

С 1873 по 1877 год частями публикуется роман «Анна Каренина». Романы Льва Николаевича получают высокие оценки публики, а гонорары значительно обогащают писателя.

«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему» — первые строки одного из самых популярных русских романов за рубежом

Завершение романа «Анна Каренина» приводит писателя к духовному кризису, Толстой теряет вдохновение. Граф начинает задумываться о бытии.

В духовных поисках Лев Николаевич обращается в православную церковь, но не находит ответов на свои вопросы и вместо того, чтобы продолжить поиск, начинает продвигать свои собственные убеждения.

Посредник
в 1883 году, Толстой создает издание Посредник, где он описывает свои религиозные взгляды

Следующей успешной работой графа стала повесть «Смерть Ивана Ильича», изданная в 1886 году. В 1898 году Толстой пишет повесть «Отец Сергий», где критикует собственные духовные убеждения.

В 1899 году выходит последний крупный роман писателя «Воскресение». В этом романе Толстой критикует силовые структуры, общество и государство в целом. В будущем В. И. Ленин назовет Льва Николаевича «зеркалом революции».

Поздние работы графа — очерки об искусстве, сатирические пьесы и небольшие рассказы.

20 ноября 1910
день смерти Льва Толстого

В октябре 1910 года Толстой подается в паломничество и в ноябре этого же года Лев Николаевич умирает.

Существует мнение: граф в последние годы жизни осознал несовершенство своих духовных убеждений и отправился в Оптину Пустынь для беседы со старцем Иосифом, которая так и не состоялась из-за болезни старца.

До конца своих дней Лев Толстой и церковь не смогли найти компромисс, несмотря на то, что ни в одном в храме анафема писателю не провозглашалась.

Благодаря вкладу в мировую литературу, классик был 7 раз (с 1901 г. по 1906 г. и в 1909г.) номинирован на Нобелевскую премию

Педагогические идеи

Педагогическая теория Толстого был основана на принципе свободного воспитания. Он считал, что ребенок от рождения совершенен, добр и правдив. Воспитывать его – всё равно, что портить, поскольку нравственность взрослых значительно ниже, чем у детей. Задача воспитателя, по Толстому, – создать благоприятные условия для полного раскрытия потенциала ребенка.

Философия свободного воспитания предполагала отказ от целенаправленного воздействия на детей со стороны родителей и учителей, которое рассматривалось, как насильственное навязывание своих взглядов, убеждений и воли.

Толстой был против школ, организованных правящим классом, и выступал за создание самими крестьянами народных школ. В 1859 году писатель основал Яснополянскую школу для детей крестьян. Политика учебного заведения была удивительной: дети могли не ходить на занятия, если пропадало настроения, и не слушать педагога, если становилось скучно.

Особое внимание уделялось индивидуальным особенностям детей. Педагоги и сам писатель с трепетом относились к потребностям, интересам и любознательности каждого ученика

Активно культивировалось раскрытие творческих талантов, для этого Толстой применял различные нетривиальные методы обучения.

Лев Николаевич считал важным не только взращивать в детях нравственность и эстетический вкус, но и с ранних лет приучать их к посильному труду и самообслуживанию. Писатель отрицал телесные наказания.

Анафема

Кого и за что отлучают от церкви?

  1. Отрицающим бытие Божие и утверждающим, яко мир сей есть самобытен и вся в нем без Промысла Божия и по случаю бывает: анафема.
  2. Глаголющим Бога не быти Дух, но плоть; или не быти Его Праведна, Милосерда, Премудра, Всеведуща и подобная хуления произносящим: анафема.
  3. Дерзающим глаголати, яко Сын Божий не Единосущный и не Равночестный Отцу, такожде и Дух Святый, и исповедающим Отца и Сына, и Святого Духа не Единого быти Бога: анафема.
  4. Безумне глаголющим, яко не нужно быти ко спасению нашему и ко очищению грехов пришествие в мир Сына Божия во плоти, и Его вольное страдание, смерть и воскресение: анафема.
  5. Неприемлющим благодати искупления Евангелием проповеданного, яко единственного нашего ко оправданию пред Богом средства: анафема.
  6. Дерзающим глаголати, яко Пречистая Дева Мария не бысть прежде рождества, в рождестве и по рождестве Дева: анафема.
  7. Не верующим, яко Дух Святый умудри пророков и апостолов и чрез них возвести нам истинный путь к вечному спасению, и утверди сие чудесами, и ныне в сердцах верных и истинных христиан обитает и наставляет их на всякую истину: анафема.
  8. Отмещущим бессмертие души, кончину века, Суд будущий и воздаяние вечное за добродетели на небесех, а за грехи осуждение: анафема.
  9. Отмещущим вся Таинства святая, Церковью Христовою содержимая: анафема.
  10. Отвергающим соборы святых Отец и их предания, Божественному Откровению согласная, и Православно-Кафолическою Церковью благочестно хранимая: анафема.
  11. Помышляющим, яко православнии Государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению и при помазании на царство дарования Духа Святаго к прохождению великого сего звания на них не изливаются; и тако дерзающим против их на бунт и измену: анафема.
  12. Ругающим и хулящим святыя иконы, ихже Святая Церковь к воспоминанию дел Божиих и угодников Его, ради возбуждения взирающих на оныя ко благочестию, и ко оных подражанию приемлет, и глаголющим оныя быти идолы: анафема.

Поведение графа Толстого вынудило церковь отлучить от себя великого писателя.

Толстовство после смерти классика быстро перестало привлекать внимание людей, а семья Льва Николаевича продолжила исповедовать православие

Реакция графа на послание

Ответила на послание в начале жена писателя Софья Андреевна. Неделями позже она отправила свое письмо в газету «Определения», в котором выразила недовольство идеями Священного синода об отказе отпевать Льва Николаевича при смерти, назвала служителей Церкви «духовными палачами». 

Спустя месяц граф Толстой напишет «ответ Синоду», который напечатали лишь летом 1901 года с множественными поправками. Более 100 строк письма цензура убрала из текста из-за «оскорбления религиозных чувств», также был нанесен запрет на перепечатывание текста в другие издания. 

Позднее здоровье русского писателя ухудшилось, и его жена решила попытаться примирить мужа с церковью, из-за чего возникло много конфликтов в их отношениях. 

Отношение к семье

Мать Толстого умерла, когда писателю было 2 года, отец скончался спустя 6 лет. Мучительные мытарства по тетушкам и опекунам, тоска по родительской любви нашли отражение в творчестве Толстого. Многие его произведения имеют автобиографические истоки.

В своих воспоминаниях Лев Николаевич признавался, что мечтал создать семью с 15 лет. Будучи состоявшимся писателем, он начал целенаправленно искать жену. В невестах побывали и соседка по имению, и дочь поэта Фёдора Ивановича Тютчева, и племянница высокопоставленного научного деятеля. Но все они по разным причинам не устраивали Толстого.

Позже писатель познакомился с Софьей Андреевной Берс, которая впоследствии и стала его женой. Историки до сих пор спорят, был ли этот выбор наилучшим. Ведь после венчания с Софьей Толстой написал в своем дневнике: «Не она».

С дневником Толстого связана печальная история, которая не прошла бесследно для семейного благополучия Толстых. Писатель принял решение показать свои откровенные записи молодой супруге. Дневник содержал детальные описания любовных похождений Толстого, а также информацию о внебрачном сыне, который был рожден от служанки. Софья Андреевна восприняла эти сведения крайне болезненно, они не давали ей покоя на протяжении всей жизни.

Несмотря на это, первые 15 лет брака были счастливыми и плодотворными. Толстой всегда хотел иметь много детей (всего в семье Толстых родилось 13 детей, пятеро умерли в младенчестве). Он был преданным мужем и зажиточным помещиком, сосредоточенным на преумножении богатства семьи.

В конце 1870-х годов в жизни Толстого случился духовный переворот, который изменил ценностные ориентиры. Писатель понял, что стяжательство, деньги, имущество – это зло. Он отписал всю собственность на имя жены и детей, отказался от гонораров и авторских прав на произведения, написанные после 1881 года. Толстой принял решение жить скромной жизнью во благо всех людей. Софья Андреевна не была готова к подобным переменам, что приводило к многочисленным конфликтам между супругами.

Что говорят религиозные тексты

Ответ есть в религиозных текстах. |Фото: halal-tv.ru.

В ветхозаветных текстах все достаточно просто: Моисей вывел избранный народ из Египта и по провидению Бога привел его к Земле Обетованной, где только что спасенные от рабства евреи должны были схлестнуться в войне за родину с превосходящими их амореями.

Однако, по преданию, израильтяне усомнились в том, что смогут победить, а значит пошли против слова Бога. За что Господь наказал избранный народ, заставив его скитаться те самые 40 лет по пустыне, пока в нем не умрут все мужчины старше 20 лет. Лишь после этого евреи смогли сделать то, что требовалось от них самого начала – завоевать Ханаан.

Что говорят нам история и археология

В истории есть событие очень похожее на Исход. |Фото: w-dog.ru.

Здесь стоит понять главное: никакого Исхода в том виде, в котором его описывают ветхозаветные тексты, судя по всему не было. И дело здесь даже не в том, что описывались (и переписывались) все эти истории намного позже самих событий.

Исход вообще не бьется с данными археологии. Однако, все-таки нечто подобное в античной истории было. И скорее всего именно это событие, оставшись в «народной памяти», в последствии легло в создание религиозного мифа об исходе евреев из Египта.

Историки и археологи ищут следы Исхода с 19 века. |Фото: rusalincenter.ru.

Речь идет о завоевании Египта гиксосами. Судя по всему, гиксосы были большой группой племен, которая образовалась на территории Сирии.

Где-то в XVIII-XVII веках до нашей эры они вторглись в Египет и смогли его покорить, основав собственную династию фараонов. Однако в последствии в Египте случилась очередная гражданская война между правящими династиями и закончилось все тем, что гиксосов стали изгонять обратно в Малую Азию. Не исключено, что именно это древнее событие и легко в формирование легенды об Исходе евреев.

Любопытно, что отождествлять Исход и изгнание гиксосов стали еще во времена поздней Римской Империи. Кстати, не нужно думать, что евреев не было в Египте. Древняя Палестина активно общалась со всеми соседями, в том числе воевала и торговала. Так что «наших людей» в Древнем Египте хватало и далеко не все они были рабами, захваченными в ходе походов.

В поэзии

Толстой — сапожник

В стихотворении обыгрывается увлечение графа Толстого сапожным делом, начав­шееся в конце 1880-х годов, когда писатель приобрел сапожный инстру­мент и начал шить обувь (пара ботинок была даже выполнена Толстым по зака­зу
Афанасия Фета). Философа Владимира Соловьева, бывшего с Толстым в поле­мике, вдохновил наивный взгляд Толстого на творчество Шекспира и на искус­ство в целом:

Толстой — вегетарианец

Стихотворение было впервые опубликовано в газете «Комсомольская правда» 18 сентября 1928 года и написано по  случаю празднования столетия со дня рождения Толстого. Вегетарианство Толстого подается в тексте
как отрицание и неприятие розни и крови, что восходит к одному из главных религиозно-этических принципов писателя — непротивлению злу насилием. В тексте воспроизводятся высказывания толстовцев на вечере 14 сентября
1928 года в Политехническом музее: они выступали в том числе за упразднение Красной армии и прекращение карательной политики против врагов Советского Союза. Сам Маяковский придерживался противоположной точки зрения.

В поисках истины

Достоевский и Толстой были современниками, живущими в одной стране. Они знали друг о друге, но так и не встретились. Однако оба, каждый по-своему, всю жизнь занимались поисками истины. Религиозные искания Толстого привели к тому, что он, по меткому замечанию обер-прокурора Священного Синода К. Победоносцева, стал «фанатиком своего же собственного учения», создателем очередной лжехристианской ереси. Произведения же Ф. М. Достоевского помогают до сих пор постигать главные тайны бытия Божия и человека. Мне по жизни встречалось немало людей, которые не любят читать Достоевского. Это и понятно: слишком много неприкрытой, откровенной, порой довольно тягостной правды о человеке открывается нам в его романах. И эта правда не просто впечатляет, она заставляет глубоко задуматься над самым важным вопросом, который каждый из нас должен решить для себя положительно или отрицательно. «Главный вопрос, которым я мучился сознательно и бессознательно всю мою жизнь, – существование Божие…» – напишет Достоевский, будучи зрелым человеком. Может показаться странным, но в последний месяц перед своей смертью, по воспоминаниям очевидцев, гений мировой литературы Л. Толстой перечитывал «Братьев Карамазовых» Достоевского. Не ответа ли искал классик в произведениях другого?

Толстой сожалел, что так и не смог познакомиться с Достоевским, потому что считал его едва ли не единственным серьезным автором в русской литературе, с которым бы очень хотел поговорить о вере и о Боге. Не особо ценя Федора Михайловича как писателя, Лев Толстой видел в нем религиозного мыслителя, способного существенно воздействовать через свои произведения на ум и душу человека.

Дочь Достоевского в своих воспоминаниях приводит рассказ тогдашнего Петербургского митрополита, пожелавшего присутствовать на чтении Псалтири по усопшему писателю в церкви Святого Духа Алесандро-Невской лавры. Проведя часть ночи в храме, митрополит наблюдал за студентами, которые, стоя на коленях, все время по очереди читали псалмы у гроба покойного Достоевского. «Никогда я не слышал подобного чтения псалмов! – вспоминает он. – Студенты читали их дрожащим от волнения голосом, вкладывая душу в каждое произносимое слово. Какой же  магической силой обладал Достоевский, чтобы так вновь обратить их к Богу?» Исследовательница творчества Достоевского Татьяна Касаткина пишет, что «…по свидетельству многих православных священников, в 70-е годы XX века, когда в России росло уже третье поколение атеистов, и внуков воспитывали бабушки – бывшие комсомолки, и, казалось, молодежь окончательно потеряна для Церкви, вдруг молодые люди во множестве стали креститься и воцерковляться. Когда священники спрашивали их: «Что привело вас в церковь?» – многие отвечали: «Читал Достоевского». Именно поэтому в советское время литературные критики не жаловали автора «Братьев Карамазовых» и его произведения не очень охотно включали в школьную программу. А если включали, то акцент больше делался на бунтарских поползновениях Раскольникова и Ивана Карамазова, а не на христианских достоинствах старца Зосимы.

Отчего же так получается, что произведения одного ведут людей к Богу, а другого – уводят от Него?

Критика Церкви

Произошедший со Львом Николаевичем духовный переворот на фоне осмысления жизни изменил его отношение к Церкви, как к социальному институту. Толстой считал, что Церковь перестала быть нравственным руководителем общества, поскольку не предъявляет к христианину никаких моральных требований. Скорее наоборот, Церковь подстроилась под исторически сложившийся уклад жизни, признав рабство и войны, разводы и суды.

По мнению Толстого, религия стала оправданием государственного порядка, который проявляется, как главенство одних над другими. А Церковь – лишь приманка. С ее помощью можно легко управлять, подавлять и властвовать над людьми.

Писатель считал глупой историю о грехопадении первого человека, не принимал понятие Троицы, отрицал существование ада и рая. Он считал церковные таинства «собранием суеверий и колдовства». После смерти писатель завещал ни в коем случае не подпускать к его мертвому телу священнослужителя и не совершать традиционных церковных обрядов.

В итоге Толстой пришел к полному отрицанию Церкви и всех ее догм, считая, что этот институт не имеет права навязывать свои указания людям. В ответ Священный Синод отлучил графа Льва Николаевича Толстого от Православной Церкви, опубликовав соответствующее Послание в газете в 1901 году.

Споры о «правильности» воззрений Толстого идут до сих пор. Мы считаем, что из его философии нужно взять лучшее и руководствоваться в своей жизни идеями доброты и ненасилия, гуманности и любви. Благотворность их влияния неоспорима. Будьте милосердны, друзья. Пусть в вашей душе живет гармония!

В музыке

Толстой как фольклорный образ

Песня «Жил-был великий писатель» в исполнении Алексея Козлова. 2002 годМузыка народная, слова Алексея Охрименко, Сергея Кристи, Владимира Шрейберга, рисунки Михаила Заровного.

История о жизни Толстого была написана приятелями-москвичами Алексеем Охрименко, Сергеем Кристи и Владимиром Шрейбергом в 1947–1953 годах и впоследствии получила широкое распространение как анонимная. Публи­кация оригинального
текста относится к началу 1990-х. Существует несколько вариантов песни с названиями «Жил-был великий писатель», «Я родственник Лёвы Толстого», «В старинном и знатном семействе», «В деревне
той, Ясной Поляне» и др. Главное отличие авторского текста от его вариантов в том, что в последних появляется образ незаконнорожденного сына писателя, с которым идентифицирует себя лирический герой и, напоминая о своем
происхождении, просит подаяние. В некоторых вариантах упомянута судьба Катюши Масловой, героини романа «Воскресение», который «читать невозможно без слез», а также фигурируют Плеханов и Ленин — как
личности, полярно оценивающие значимость Толстого. Любопытны альтернативные варианты смерти Толстого: по одной версии, он умер от скарлатины, по другой — погиб под Севастополем в чине генерала, сразив много фашистов,
но продолжает олицетворять весь комплекс коммунистических идей.

Во всех песнях образ Толстого контрастирует с образом его жены Софьи Андреевны, которая в одном из вариантов «продалась доллару, теперь в Америке живет». Сам же писатель выступает как мученик, страдавший в браке
с ней, а потому ищущий утешения либо в отъезде, либо в общении со «славянами» и «неграми различных мастей», либо в любви. В современной культуре можно встретить все варианты исполнения,
вплоть до танцевальных.

Толстой — предтеча Махатмы Ганди

Опера «Сатьяграха», I акт, «Ферма Толстого (1910)». Композитор Филип Гласс. 1979 год

Опера «Сатьяграха» американского композитора Филипа Гласса основана на истории жизни индийского политического и общественного деятеля Махатмы Ганди и рассказывает о мыслителях, идеи которых на него повлияли, —
о Рабиндранате Тагоре, Мартине Лютере Кинге и Льве Толстом.

С 1893 года Ганди работал юристом в Южной Африке и возглавил ненасиль­ственную борьбу против правительственных мер, притесняющих индийцев. «Ферма Толстого» — так называлось организованное им поселение для семей индийских переселенцев в ЮАР, оставшихся без кормильцев (Ганди вел в тот момент переписку с писателем). В первом акте оперы, посвященном Толстому, писатель как бы со стороны наблюдает за жизнью фермы, за толпой
индийцев и хаосом борьбы — и дает им оценку. Личность Толстого является связующей для всего действия, поскольку именно его образ в опере задает идеи, общие для всех ее участников, — противление злу не насилием,
а любовью и единение всех людей под эгидой этого лозунга, вне зависимости от того, где они нахо­дятся — в Индии (Рабиндранат Тагор) или Африке (Мартин Лютер Кинг).

Толстой — чудный старик

Песня «Писателю» на стихи Михаила Пророкова в исполнении группы «Вежливый отказ». 2002 год

Песню группы «Вежливый отказ» про заблудившегося в двух соснах старика следует рассматривать в том числе в контексте музыкального альбома «Герань» и вообще всего
творчества группы, которая много поет о войне, судьбе и выборе.

Толстой как обязательная программа интеллектуала

Песня «Too Much» в исполнении группы Bonaparte. 2008 год

Песня гедонистической инди-панк-группы из Берлина Bonaparte поется от име­ни молодого человека, которому нравится эрудированная девушка, знающая очень много обо всем (санскрит, экономику, Джеймса Джойса, Толстого). Он же любит более простые
вещи (ее голос, ее волосы, рок-н-ролл) и просто хочет с ней встретиться, рифмуя «Толстой» и «плейбой» (возможно, это намек на этическое учение писателя, проникнутое христианским само­ограничением).

Нравственные аспекты жизни

Продолжая рассуждать на тему смысла жизни, Толстой выделял два подхода к существованию человека в мире: жизнь ради себя и жизнь для Бога. Под жизнью ради себя писатель подразумевал достижение земных целей, характерных для конечного бытия. Жизнь для Бога – это жизнь во благо, ради человеческого существования в бесконечном его продолжении.

Толстой считал, что жизнь ради себя – это путь в никуда, который предполагает насилие и унижение других ради собственного благополучия. Лев Николаевич видел смысл жизни в отречении от своей личности ради познания и исполнения воли Бога.

Жить не так, как хочешь ты, а так, как хочет Бог – значит пожертвовать собой, отдать все, чем владеешь, другому человеку – такова формула нравственности, по мнению Толстого. Отказ от своеволия, эгоцентированности – есть отказ от насилия.

Можно выделить три ключевых момента, которые вкладывал Толстой в понятие нравственности:

  1. Человек несет абсолютную ответственность за свою жизнь, которая выражается в соблюдении разумной воли. Главная задача бытия – забота о бессмертной душе.
  2. Основной движущей силой и ориентиром человека должна быть любовь. Она проявляется в гуманном отношении к окружающим.
  3. Философия ненасилия предполагает не только отказ от физического доминирования и принуждения к своей воле, но и борьбу против эгоизма во всех сферах человеческой деятельности.

Именно в этике ненасилия Толстой нашел смысл своего существования.

Была ли анафема?

 

В послании Священного синода о Льве Толстом публично заявили об отлучении русского писателя от православной церкви. Помимо отлучения, в тексте Толстого назвали «лжеучителем», отвергающим важнейшие догматы православия. 

И действительно, Лев Николаевич отрицал Троичность Бога, непорочное зачатие и то, что Иисус Христос воскрес, но как таковой анафемы от церкви он не получал. Все потому, что процедура отлучения к 1901-ому году была упразднена, а последним обладателем анафемы стал гетман Мазепа в 18-ом веке. 

Стоит отметить, что с началом развития толстовства ряд церковных иерархов пытались официально отлучить великого писателя от церкви, но по разным причинам сделать этого им не удалось. 

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий