Подробная биография пушкина, творчество пушкина по периодам

Павел Михайлович Юдин

Прозвища: «Чёрт», «Кис».

Юдин не отличался особенными талантами. Но учился он прилежно и из лицея вынес для себя много полезного.

Павел был нелюдим, он любил уединение, не принимал активного участия в общих затеях. С Пушкиным они не были особо близки. Однако поэт посвятил ему стихотворение «К Юдину»:

«Ты хочешь, милый друг, узнатьМои мечты, желанья, целиИ тихий глас простой свирелиС улыбкой дружества внимать…

…Мой друг, я для тебя воспелМечту, младых певцов удел…»

После лицея Павел поступил в Коллегию иностранных дел вместе с Пушкиным.

В первом потоке вместе с Александром Сергеевичем Пушкиным училось всего 30 человек. Мы перечислили только тех, кто был наиболее близок к поэту.

Ночные чтения

Перемена в юном Пушкине произошла резко, благодаря тому, что у него появилась няня с ее любовью, заботой и сказками. Повлияло и общение с бабушкой Марией Алексеевной Ганнибал, в деревне у которой подросток проводил лето.

Сашу было не узнать. Он больше не сидел, скрючившись в углу, а бегал по комнатам, прыгал через стулья, громко смеялся. Стал непоседой, егозой. Или Сверчком, как его прозвали потом ровесники в Лицее.

Интерес к литературе у него появился рано. В восемь лет он бегло читал и хорошо писал. По ночам тайком пробирался в огромную библиотеку отца и листал книги античных авторов, французских, российских. В этом же возрасте стал сочинять. Первые произведения были на французском языке. Это эпиграммы на своих гувернеров и учителей. По словам брата Левы, он имел великолепную памятью и в 11 лет «знал наизусть всю французскую литературу».

Прощание с поэтом

Ранение Пушкина оказалось смертельным – пуля перебила шейку бедра, проникла в живот, разворотила кишечник и раздробила крестец. Выздоровление при таких повреждениях было невозможным, и доктор Арендт не скрывал от своего пациента истинного положения дел.

Умирал Александр Сергеевич на протяжении двух дней. Все это время он находился в сознании. Кратковременное облегчение сменялось такими мучительными болями, что в какой-то момент поэт решил застрелиться, но бдительный Данзас отобрал у него пистолеты. Все это время в квартире Пушкиных дежурили друзья семьи: В. А. Жуковский, супруги Вяземские, князь П. И. Мещерский, В. Даль, Е. Загряжская. Приводя в порядок свои дела, поэт пригласил священника и причастился, несколько раз подолгу разговаривал с женой, а также обменивался записками с императором.

29 января (10 февраля по н. с.) 1837 г. все было кончено. В 14.45 Александр Сергеевич Пушкин скончался от перитонита. Наталья Николаевна настояла, чтобы в гроб покойного положили не в камер-юнкерском мундире, а во фраке. В ночь с 30 на 31 января тело Пушкина отвезли в Придворно-Конюшенною церковь. 1 февраля состоялась панихида. На похороны собралась огромная толпа, поэтому во избежание давки, в церковь пускали по пригласительным билетам.

Александр Сергеевич желал быть похороненным рядом с матерью в Святогорском монастыре Псковской губернии. Его воля была исполнена. К месту погребения гроб с телом покойного сопровождал А. И. Тургенев. В августе 1841 г. по распоряжению вдовы на могиле Пушкина было установлено надгробие работы петербургского мастера А. Пермагорова.

Дельвиг

Антон Антонович Дельвиг был ленив, учился неохотно, за что был порицаем учителями и попадал в пушкинские эпиграммы. Но в нем рано проснулся интерес к литературному творчеству. По окончании лицея он был направлен в Министерство внутренних дел, где и прослужил до конца своих дней. Но это совсем не мешало ему заниматься литературной и издательской деятельностью.

Дельвигу Пушкин посвятил не одно стихотворное послание.

Лицейскую дружбу Пушкин и Дельвиг пронесли до конца их недолгой жизни. Он был одним из трех друзей Пушкина, посетивших его в ссылке. Есть сведения, что Пушкин и Дельвиг встречались на Кавказе. Дельвиг умер рано, в 32 года.

«Смерть Дельвига нагоняет на меня тоску. Помимо прекрасного таланта, то была отлично устроенная голова и душа незаурядного закала. Он был лучшим из нас. Наши ряды начинают редеть», — написал Пушкин Плетневу, узнав о смерти друга.

Какова роль царскосельского лицея в формировании мировоззрения Пушкина. Подобные документы

Биография А.С. Пушкина

Семья А. Пушкина и их влияние на судьбу великого поэта. Роль Арины Родионовны в жизни Пушкина. Учеба поэта в Царском Лицее. Помолвка Пушкина с Натальей Гончаровой. Творчество периода Болдинской осени. Роковая дуэль, на которой Пушкин был смертельно ранен.

Детство А.С. Пушкина

Места, в которых проходило детство великого русского поэта А.С. Пушкина. Страсть к чтению, успешная учеба. Впечатления Пушкина от окружающего мира, литературной среды, книг, начало поэтического творчества. Любовь поэта к природе, народным сказкам.

Лицейские годы и их отражение в творчестве А.С. Пушкина

Воспитание молодого поэта. Поступление и учёба в Царскосельском лицее. Лицейская дружба. Первая любовь. Грустные дни расставанья. Роль лицейских лет жизни Пушкина в становлении его как личности. Фундамент его гениального творчества.

Александр Сергеевич Пушкин

Биография А.С. Пушкина. Детство и лицей. Этапы становления политических взглядов Пушкина — влияние Чаадаева на его кругозор. Литературные общества. Нерадикальность программы Пушкина и дурная репутация в правительстве. Болдинская осень в творчестве поэта.

Лицейские годы Пушкина

Детские годы Пушкина, домашнее образование и воспитание. Поступление и учеба в Царскосельском Лицее, программа и методы обучения. Читательский интерес Пушкина, встречи юного поэта с известными литераторами того времени. Выпуск из Лицея, экзамены.

Биография Александра Сергеевича Пушкина

А.С. Пушкин — великий русский поэт, драматург и прозаик, создатель современного русского литературного языка. Биография: происхождение, детство, семья, лицейская юность; в Михайловском — формирование поэта; дуэль. Литературная и культурная роль Пушкина.

Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина

Значение творчества А.С. Пушкина для русской литературы. Детство и лицейские годы поэта. Жизнь на Кавказе и в Одессе. Ссылка в Михайловское. Жизнь в Москве, самовольный отъезд на Кавказ. Болдинская осень, свадьба поэта. Дуэль и трагическая гибель поэта.

Гофман о политическом мировоззрении Пушкина

Исследование книг М.Л. Гофмана, написанных в эмиграции и посвященных изучению политической биографии А.С. Пушкина. Формирование политического мировоззрения русского поэта в Лицее и в петербургский период, его отношение к идеалам дворянских революционеров.

Творчество Александра Сергеевича Пушкина

Презентация по биографии А.С. Пушкина. Символичность дня и места рождения поэта. Нрав отца, характер матери — внучки Ганнибала, генеалогическое древо и гебр семьи. Основные поэмы, роман в стихах, проза. Обучение в Царскосельском Лицее. Исповедь и кончина.

Семья А.С. Пушкина

Изучение биографии А.С. Пушкина — величайшего русского поэта и писателя, родоначальника новой русской литературы, создателя русского литературного языка. Краткие сведение о членах его семьи. Описание фамильного герба Пушкиных. Трагическая кончина поэта.

Пушкин о лицее цитаты. Наше все: 15 цитат Пушкина на все случаи жизни

6 июня 1799 года (25 мая по старому стилю) родился самый прославленный поэт России – Александр Сергеевич Пушкин. Особенности российского образования сделали так, что большинство людей, закончив школу, помнят лишь клише вроде «Пушкин – наше все» и главные вехи его биографии. Иными словами, закормили Пушкиным.

Тем временем поэт был человеком даже по нашим временам вполне современным, жизнерадостным, веселым, горячим, хулиганистым, бесконечно талантливым и, несмотря на немилость власти, горячо любившим Россию.

Ну а главной заслугой поэта считается создание современного литературного языка. Пушкин как бы подвел общий знаменатель под то, что было сделано до него Ломоносовым, Карамзиным, введя наиболее гармоничные нормы русского языка.

В честь дня рождения А.С. Пушкина мы подобрали для вас 15 цитат, характеризующих поэта и подходящих, пожалуй, под любую жизненную ситуацию.

***

ТЬМЫ НИЗКИХ ИСТИН МНЕ ДОРОЖЕ
НАС ВОЗВЫШАЮЩИЙ ОБМАН.


***

ВДОХНОВЕНИЕ – ЭТО УМЕНИЕ ПРИВОДИТЬ СЕБЯ В РАБОЧЕЕ СОСТОЯНИЕ.

***

ЧЕМ МЕНЬШЕ ЖЕНЩИНУ МЫ ЛЮБИМ,
ТЕМ БОЛЬШЕ НРАВИМСЯ МЫ ЕЙ,
ТЕМ ЕЕ БЫСТРЕЕ ГУБИМ
СРЕДЬ ОБОЛЬСТИТЕЛЬНЫХ СЕТЕЙ.




***

ВОТ ЗДЕСЬ ЛЕЖИТ БОЛЬШОЙ СТУДЕНТ;
ЕГО СУДЬБА НЕУМОЛИМА.
НЕСИТЕ ПРОЧЬ МЕДИКАМЕНТ:
БОЛЕЗНЬ ЛЮБВИ НЕИЗЛЕЧИМА!




***

БЛАЖЕН, КТО СМОЛОДУ БЫЛ МОЛОД,
БЛАЖЕН, КТО ВОВРЕМЯ СОЗРЕЛ.

***

ЛЮБВИ ВСЕ ВОЗРАСТЫ ПОКОРНЫ;
НО ЮНЫМ, ДЕВСТВЕННЫМ СЕРДЦАМ
ЕЕ ПОРЫВЫ БЛАГОТВОРНЫ,
КАК БУРИ ВЕШНИЕ ПОЛЯМ.




***

БЫТЬ МОЖНО ДЕЛЬНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ
И ДУМАТЬ О КРАСЕ НОГТЕЙ.


***

ГЕНИЙ И ЗЛОДЕЙСТВО –
ДВЕ ВЕЩИ НЕСОВМЕСТИМЫЕ.


***

ГЛУПАЯ КРИТИКА НЕ ТАК ЗАМЕТНА, КАК ГЛУПАЯ ПОХВАЛА.

***

ПОВТОРЕННОЕ ОСТРОЕ СЛОВО СТАНОВИТСЯ ГЛУПОСТЬЮ.

***

ВО ВСЯКОМ СЛУЧАЕ, В АДУ БУДЕТ МНОГО ХОРОШЕНЬКИХ, ТАМ МОЖНО БУДЕТ ИГРАТЬ В ШАРАДЫ.

***

О ЧЕМ ШУМИТЕ ВЫ, НАРОДНЫЕ ВИТИИ?
ЗАЧЕМ АНАФЕМОЙ ГРОЗИТЕ ВЫ РОССИИ?
ЧТО ВОЗМУТИЛО ВАС? ВОЛНЕНИЯ ЛИТВЫ?
ОСТАВЬТЕ: ЭТО СПОР СЛАВЯН МЕЖДУ СОБОЮ,
ДОМАШНИЙ, СТАРЫЙ СПОР, УЖ ВЗВЕШЕННЫЙ СУДЬБОЮ,
ВОПРОС, КОТОРОГО НЕ РАЗРЕШИТЕ ВЫ.






***

КТО ЖИЛ И МЫСЛИЛ, ТОТ НЕ МОЖЕТ В ДУШЕ НЕ ПРЕЗИРАТЬ ЛЮДЕЙ.

***

НЕСНОСНО ВИДЕТЬ ПРЕД СОБОЮ
ОДНИХ ОБЕДОВ ДЛИННЫЙ РЯД,
ГЛЯДЕТЬ НА ЖИЗНЬ КАК НА ОБРЯД,
И ВСЛЕД ЗА ЧИННОЮ ТОЛПОЮ
ИДТИ, НЕ РАЗДЕЛЯЯ С НЕЮ
НИ ОБЩИХ МНЕНИЙ, НИ СТРАСТЕЙ.






***

ГОРДИТЬСЯ СЛАВОЮ СВОИХ ПРЕДКОВ НЕ ТОЛЬКО МОЖНО, НО И ДОЛЖНО; НЕ УВАЖАТЬ ОНОЙ ЕСТЬ ПОСТЫДНОЕ МАЛОДУШИЕ.

Бабушка и няня

Так как родители не особо тепло относились к А. С. Пушкину, будущий поэт любил проводить свое время с бабушкой и няней.

Бабушка Мария Алексеевна Ганнибал, которая обладала мягкостью характера, не только нанимала для будущего писателя учителей и гувернеров, но и сама обучала Александра русской грамоте и письму. Бабушку А. С. Пушкина можно назвать его первым учителем, которому поэт позже посвятит несколько стихотворений.

Особую роль в жизни А. С. Пушкина играла няня Арина Родионовна Яковлева, которая делилась с мальчиком фольклорными сведениями: народными поверьями, сказками, поговорками и пословицами. Это сказалось в дальнейшем на творчестве А. С. Пушкина, который не только посвятил своей няне несколько произведений, но и воспользовался сюжетами рассказанных ею сказок для написания своих работ.

Молодость

Положенные 2 месяца отпуска вчерашний лицеист планировал провести в селе Михайловском, о чем вспоминал потом в «Автобиографических записках»: «Вышед из Лицея я почти тотчас уехал в псковскую деревню моей матери. Помню, как обрадовался сельской жизни, русской бане, клубнике и проч., но всё это нравилось мне не долго. Я любил и доныне люблю шум и толпу…»

По возвращении в Петербург поэт со всей страстью своей пылкой натуры бросается в бурлящий водоворот столичной жизни. От неповоротливого мальчугана не осталось и следа. Теперь Пушкин ловок, гибок, горяч и ни минуты не сидит на месте. Он регулярно бывает на светских приемах, посещает театр, участвует в заседаниях «Арзамаса». В это время Александр Сергеевич увлеченно работает над начатой ещё в лицее поэмой «Руслан и Людмила».

В 1818 г. Пушкин вошёл в литературно-политический кружок «Зеленая лампа». На заседаниях участники кружка читали стихи, обсуждали историко-публицистические (в том числе и антиправительственные) статьи и обзоры. Тайных сообществ Александр Сергеевич сторонился, но поддерживал дружеские отношения со многими будущими декабристами, а его остро-политические стихи и эпиграммы («К Чаадаеву», «Вольность», «Деревня» и др.) «разгуливали» в списках по Петербургу.

Михаил Лукьянович Яковлев

Прозвище: «Паяс 200 номеров».

Свое прозвище Яковлев получил за то, что умел мастерски изображать других людей.

Он подмечал особенности походки, движения тела, выражения лиц и мимику разных людей, а потом демонстрировал это все в виде небольшого представления. Яковлев кривлялся и паясничал, а друзья должны были отгадать, кого он изображает.

Ученик из него был прилежный, но за кривляние он получил характеристику «настоящая язва».

После лицея Яковлев старательно поддерживал дружеские связи, у него дома не однократно собирались выпускники. За это его назвали «старостой», а его квартиру «лицейским подворьем».

Служил чиновником на разных государственных должностях.

Друзья

Еще во время поступления в лицей, Пушкин познакомился в Иваном Пущиным. Они оказались близки по духу, и сразу сдружились.

В лицее они жили в соседних комнатах: Пушкин в №14, а Пущин — в №13. На ежедневных прогулках они часто ходили в паре, увлеченно беседуя.

Со стороны они казались очень разными: Пушкин был невысокого роста, вспыльчив, а Пущин же наоборот был высоким и спокойным человеком.

Но между ними была крепкая дружба, которую они впоследствии смогли пронести через всю жизнь.

С другими лицеистами Пушкин нашел общий язык не сразу. По-началу он был угрюм, серьезен. Любую шутку в свой адрес воспринимал в штыки. И лицеисты сразу поняли, что с таким как он шутки плохи.

Среди лицеистов у Пушкина были и другие близкие друзья: Вильгельм Кюхельбекер (Кюхля) и Антон Дельвиг (Тося).

Первый славился обидчивым нравом, чем постоянно пользовались лицеисты. У Вильгельма было больше всего прозвищ. Дельвиг же прославился тем, что был невероятно ленив.

Бреду своим путем

Характерные черты лицейского периода Пушкина явно видны и в стихотворении «Лициния», где критично отображена жизнь России во главе с деспотом Аракчеевым. Поэт пишет рассказ «Бова», поэзия представлена произведениями «Безверие», «Наполеон на Эльбе» — под впечатлением бегства императора с острова. А еще эпиграммы. Например, «Двум Александрам Павловичам». Здесь он сравнивает царя Александра I c его тезкой, гувернером из Лицея — «подлым и гнусным глупцом».

Если резюмировать лицейский период Пушкина кратко, то все меньше в его стихах подражательности, все больше пробивается смелый, свежий и сильный голос.

Еще впереди те шедевры, которые позволят назвать Александра Сергеевича «солнцем нашей поэзии». Тем не менее, именно молодые годы поэта были той базой, благодаря которой он получил свои представления о подлинной литературе.

Учеба

К сожалению, Пушкин не был прилежным учеником. Казалось, что кроме сочинения стихов его ничто не увлекало. Иногда его даже выгоняли с уроков за то что вместо изучения предмета он писал стихи и совершенно не слушал учителя.

Он с удовольствием занимался французским, русской словесностью и латынью. С радостью посещал спортивные мероприятия (фехтование, верховая езда, танцы).

Но другими предметами он заниматься не желал: математика, логика — это давалось ему с большим трудом. Немецкий язык он считал уродливым.

Прочими предметами: географией, историей, правом, каллиграфией и рисованием он занимался неохотно и без прилежания. Но, несмотря на это, от занятий был некоторый толк. Например, позже он сделает большое количество набросков и рисунков к своим стихам.

Только няня и бабушка

А про няню Арину Родионовну и ее сказки в лицейский период Пушкина мы наслышаны. Муза в стихотворении «Сон» выступает в образе «мамушки». Это было навеяно воспоминаниями об Арине Родионовне. Именно она также стала прообразом няньки Орины Егоровны в повести «Дубровский».

И зять Арины Родионовны Никита Тимофеевич, ставший «дядькой» мальчика и искренне его любивший, напоминает верного слугу Савельича из «Капитанской дочки». Козлов, так преданно любивший своего барчука Сашу всю жизнь, будет провожать его и в последний путь на кладбище Святогорского монастыря. Эти люди, одни из немногих, кто действительно ценил поэта таким, каким он был.

Семья Пушкиных

Как сообщает Википедия, прадедом поэта был африканец Абрам Петрович Ганнибал, воспитанник Петра Первого. Отца Пушкина звали Сергей Львович, мать — Надежда Осиповна. В семье было восемь детей.

Родители, братья и сёстры

Если взглянуть на родословную семьи, то их корни уходят ко временам Александра Невского. В презентации для 5 класса о детстве Пушкина можно отметить, что писатель унаследовал от прадеда необычную внешность: смуглую кожу, крупный нос, тёмные курчавые волосы.

Отец семейства Сергей Львович был образованным и умным помещиком. Он был знаком со многими писателями, состоял в литературных кружках и нередко сам сочинительствовал. Он владел двумя имениями — Болдино и Михайловское, но не занимался хозяйством и был на грани банкротства. Мать Надежда Осиповна была женщиной красивой. Её мало интересовали домашние дела, в основном она посвящала время развлечениям.

Они поженились в 1796 году в Москве, а через три года у них родился первенец Александр. Далее родились ещё семеро детей, и только трое дожили до зрелого возраста. Кроме Александра, это были:

  1. Сестра Ольга. Пушкин был дружен с ней, доверял ей свои секреты. Она была образованной, волевой и решительной.
  2. Брат Лев. Он был самым младшим в семье, родители его очень любили. Отношения между братьями были тёплыми и доверительными.

Бабушка и няня

Александр с детства был обделён родительской любовью. Ласку и заботу он в основном получал от своей бабушки по материнской линии Марии Алексеевны Ганнибал. Летом он проводил время у неё в подмосковном селе Захарове.

Маленький Саша учился у бабушки русской грамоте и слушал её рассказы о своём знаменитом прадедушке. Марию Алексеевну очень заботило, что её внук был замкнут и мог плохо учиться, а потом начать штудировать учебники. Он бросался из крайности в крайность. Несмотря на всё это, Пушкин:

  • Великолепно владел французским, немецким и английским языками.
  • Писал стихи, сочинял басни.
  • Изучал французскую литературу.
  • Разыгрывал перед сестрой Ольгой небольшие комедии.

В содержании доклада на тему «Детство Пушкина» в 5 классе невозможно не упомянуть о самой известной няне России — Арине Родионовне. В точности её фамилия неизвестна. Учёные разделились на два лагеря: одни именуют её Яковлевой, другие — Матвеевой.

Полной информации о ней не сохранилось. Известно, что Арина Родионовна была крепостной в семье Ганнибалов, няней Пушкина и кормилицей его сестры Ольги.

Она знала много сказок, песен и небылиц, которые читала маленькому Саше перед сном.

Интересный факт: именно няня поведала своему воспитаннику об избушке на курьих ножках и семи богатырях. Александр делал краткие пометки и записывал за няней её мысли. Уважение и понимание царили между Ариной Родионовной и тогда ещё будущим поэтом. Сама же няня любила Сашу, не требуя ничего взамен.

Лицей

В то время заниматься образованием своих детей посредством гувернеров в домашних условиях считалось нормой. Но и привилегированные учебные заведения давали детям прекрасные знания. В семье было принято решение о поступлении одиннадцатилетнего Александра в Царскосельский лицей, где он проучится шесть лет. Благодаря связям отца и пройденным экзаменам, с 19 октября 1811 года юный поэт начал обучение в учебном заведении, ориентированном на подготовку государственных чиновников.

Детство и юность Пушкина прошли в эпоху неоднозначную. Война 1812 года не могла пройти бесследно для молодого пылкого воображения. Более того, преподаватели лицея доносили до учеников идеи свободы и равенства, патриотизма. Уже в лицейские годы молодой Александр вступает в ряды литературного сообщества «Арзамас», на собраниях которого активно отстаивает свое видение литературы и общества в целом. Печатается его первое сочинение, а на выпускном он читает свое стихотворение «Безветрие».

Именно патриотическими стихотворениями окрашена юность и детство Пушкина. Краткое содержание его работ того времени говорит нам о страстном желании перемен, о стремлении к прославлению родного языка и культуры. Именно с такими яркими впечатлениями вышел в мир юный автор, знакомый нам с детства.

Вольнолюбивая лирика Пушкина

Образы стихотворения «Узник»

После окончания Лицея Пушкин поселился в Петербурге. Поэта увлекла столичная жизнь, насыщенная балами, театральными спектаклями, спорами в литературных обществах. Он посещал собрания обществ «Арзамас» и «Зеленая лампа», где читал свои произведения. Пушкин сблизился с передовыми людьми своего времени. В столичном обществе стали распространяться дерзкие стихи и едкие эпиграммы молодого поэта, их переписывали, заучивали наизусть. Пушкин стал голосом прогрессивной дворянской молодежи. С особой силой мятежное свободолюбие отразилось в стихотворениях «К Чаадаеву», «Деревня»,оде «Вольность» др.Вольнолюбивая лирика Пушкина дошла и до Александра I. Император назвал стихи настолько «возмутительными», что за них полагалась ссылка в Сибирь. Пушкин был вызван к генерал-губернатору М.А. Милорадовичу, на квартире поэта предполагался обыск, чтобы опечатать рукописи. Пушкин признался, что дома нет рукописей, потому что он все сжег. Но предложил записать все заново и написал по памяти целую тетрадь. Милорадович, покоренный чистосердечным признанием и благородством поэта, пообещал похлопотать о снисхождении государя. За Пушкина вступились В.А. Жуковский, Н.М. Карамзин. Пушкина сослали не в Сибирь, а в южные губернии.

После приезда в Екатеринослав, Пушкин серьезно заболел. Направлявшийся на Кавказ генерал Николай Раевский выхлопотал разрешение выехать Пушкину для лечения на Кавказские минеральные воды в его сопровождении. После двух месяцев пребывания на Кавказе Пушкин, Раевский и члены семьи генерала путешествовали по Крыму.

После Крыма с его прекрасной природой морского побережья, в 1820 г. Пушкин был определенна службу чиновником в Кишиневе, провинциальном городе посреди однообразной степи. Оказавшись в глухой провинции вдалеке от друзей, Пушкин, испытывая чувство одиночества и внутренней несвободы, записал: «Теперь я один в пустынной для меня Молдавии». Вынужденная разлука с близкими людьми, монотонная жизнь в глуши,однообразная и скучная служба, нежелание находиться под надзором начальства заставляли чувствовать себя невольником. Кишинев был застроен одноэтажными домишками, над ними мрачно возвышалось здание острога из серого камня с узкими окошками, выходящими в тюремный двор. Во дворе были прикованы к столбу цепями два орла с подрезанными крыльями. В неволе гордые птицы не стали ручными, но на свободу улететь не могли, разделив участь узников. Пушкину довелось посетить острог, беседовать с арестантами, наблюдать за орлами. Эта трагичная картина изображена в стихотворении «Узник», написанном в 1822 г. и отражающем настроение самого поэта.

Главная тема стихотворения – свобода. В каждой строчке говорится о свободе, хотя само слово не употребляется поэтом ни разу. Композиция стихотворения состоит из двух частей, которые противопоставлены по настроению и интонации. Начало стихотворения передает тяжесть переживаний лирического героя, оказавшегося «за решеткой в темнице сырой». Каждое слово первой строки создает образ неволи: движение отсутствует, пространство ограничено, нет света и тепла.  Далее в описании действий орла усиливается ощущение неволи: «Клюет, и бросает, и смотрит в окно…» Герой чувствует общность их судеб, видя, как его «грустный товарищ» обреченно клюет свою пищу, словно с ним «задумал одно». Гордой птице, как и лирическому герою присущи свободолюбивые порывы.

Описания, наполненные мраком и тоской, сменяются красочными картинами, в которых преобладают белый и синий цвета, много света, простора и надежды. Атмосфера сырого каземата отходит на второй план, уступая место мысленному полету лирического героя к морским просторам и горным вершинам. Образы природной стихии: море, горы, ветер являются символами свободы. Начавшееся унылым рассказом повествование сменяется страстным свободолюбивым призывом: «Давай улетим!» Авторская идея заключена о том, что свобода является врожденной потребностью любого живого существа. Человек, словно птица, создан для свободы.Вольнолюбивые мотивы были центральными в ранней лирике Пушкина.

Кюхля

Так лицеисты прозвали долговязого, худощавого Вильгельма Кюхельбекера. На первых курсах товарищи по лицею были безжалостны к нелепому, глуховатому Кюхле. Пушкин тоже не щадил его, донимал эпиграммами и шутками, на которые был большой мастер.

Эта эпиграмма стоила Пушкину дуэли, которая закончилась благополучно для обоих. Позволив Кюхельбекеру выстрелить, Пушкин отказался стрелять под предлогом, что пистолет забился снегом. Потом друзья помирились.
Несмотря на насмешки, в глубине души все любили этого странного длинного паренька. Несмотря на свою неуклюжесть, он был способным к учебе, талантливым поэтом.

В своем посвящении на день Лицея Пушкин посвятил несколько строк и Кюхельбекеру:

Вильгельм Кюхельбекер с отличием окончил лицей в чине титулярного советника. Его, как и Пушкина, зачислили в коллегию иностранных дел.

Кюхельбекер тоже присутствовал на Сенатской площади во время декабрьского восстания, и даже пытался стрелять в генералов, однако его пистолет дал осечку.

Вильгельм Кюхельбекер пережил Пушкина всего на 7 лет. Он умер в Тобольске от чахотки в 1846 году.

Строгостью и не пахло

Однако, никакой особой строгости в Лицее не было. Даже телесные наказания в лицейский период Пушкина были отменены, в отличие от других учебных заведений. В целом атмосфера была либеральная, демократическая.

Учение Сверчку давалось легко. Педагоги нелюбимых Пушкиным предметов особых требований к нему не предъявляли. Так, учитель математик, зная отношение Саши к этой науке, только журил его.

А вот российскую и зарубежную словесность Пушкин обожал. И как всегда много читал беллетристики, исторических книг.

Друзья-лицеисты создали свой литературный кружок. Выпускали рукописные журналы, играли в игры по мотивам произведений классиков того времени.

Благодаря этому Пушкин, другое прозвище которого было Француз (поскольку он блистал знаниями этого языка), влюбился в родную речь. Да так, что впоследствии создал современный русский стиль письма.

Стихи Пушкина лицейского периода – это остроумные, меткие эпиграммы, сценки, лирика. Он даже начал поэму «Руслан и Людмила». Но закончил лишь через три года после выхода из Лицея — в 1820.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий