Характер и личные качества петра i

Тест по теме: Личность Петра I великого

Лимит времени: 0

0 из 4 заданий окончено Вопросы:

  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4

Информация

Проверь себя! Исторический тест по теме: Личность Петра I великого

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Тест загружается…

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

Правильных ответов: 0 из 4 Ваше время:

Время вышло

Вы набрали 0 из 0 баллов (0)

  1. Нет рубрики 0%
  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  1. С ответом
  2. С отметкой о просмотре
  1. Задание 1 из 4

    В каком году родился Петр 1?

    Правильно

    Неправильно

  2. Задание 2 из 4

    Дата смерти Петра 1

    Правильно

    Неправильно

  3. Задание 3 из 4

  4. Задание 4 из 4

Интересные факты о Петре 1

  • Рост Петра 1 и размер ноги абсолютно не соответствовали между собой. Чтобы устранить несоответствия, Петру Великому приходилось носить обувь на размеры больше.
  • Император государства Российского был ярым противником пьянства и пытался бороться с ним разными способами. «За пьянство» он награждал чугунной медалью, вес которой составлял семь килограммов. Данную награду вешали на пьяницу таким образом, что он не мог ее снять, и человек должен был ходить с ней целых семь дней.
  • Петр 1 хорошо разбирался во многих вещах. Он овладел мастерством каменщика, плотника, садовника и многими другими, но не смог научиться плести лапти.
  • Одним из увлечений Петра было удалять у людей больные зубы.

Детская жизнь Петра I Великого

Личность Петра I была сформирована в первую очередь его окружением и семьей. Появился на свет он 30 мая (9 июня) 1672 года в царском доме Алексея Михайловича в Москве. Он был самым младшим сыном, однако он всегда оставался одним из самых здоровых и бойких сыновей. Мать Петра I, Наталья Кирилловна Нарышкина, была второй женой царя.

С первых лет жизни Петр отмечал тягу к знаниям и военному делу. Ему выписывали лучших учителей того времени, чтобы он постигал науку и грамоту. Живя при царском дворе, он был окружен детьми приближенных к царю семей, что и сформировало его круг общения на всю оставшуюся жизнь.

Записи тех времен гласят, что уже в возрасте трех лет Петр I активно играл в военные игры со своими друзьями и всегда выступал в роли лидера. Подобную роль ему позволяло занимать положение его семьи, однако подобное рвение не могло остаться незамеченным. Отдельного внимания заслуживает его тяга к строительству кораблей.

Детство Петра I было «переполнено» его учителями: Я. Брюсом, П. Гордоном, Ф Лефортом. Именно последний внедрил в него тягу к кораблестроению. Однажды они отправились на одно из озер близ загородного дома его семьи, где его учитель соорудил плот. С его помощью он и юный царевич оказались на середине озера, что поразило будущего царя до глубины души. В будущем он отмечал, что именно это событие побудило его создать одну из первых флотилий того времени.

Отношение Пушкина к Петру I на примере основных произведений

Стихотворение «Стансы», созданное в 1826 году, стало одним из первых произведений, посвященных теме Петра. Практически все оно является восхвалением великого императора. Александр Сергеевич хочет, чтобы Николай стал таким же монархом, как и его выдающийся предшественник. Николай I – это правнук Петра I. Он правил во времена Пушкина. Николай в годы жизни Александра Сергеевича обещал осуществить новое преобразование в стране. И Пушкин мечтал о реформах, сравнимых по значительности и масштабам с петровскими. В повести Александра Сергеевича «Арап Петра Великого» представление о личности Петра развивается. Он и здесь показан как зачинатель, строитель всего нового.

Путешествие в Европу

В двух словах: У Великого посольства, в которое Петр отправился в начале царствования, было две цели. Первая — дипломатическая: России были нужны союзники против Турции. Но их найти не удалось

Второй (возможно, более важной) целью была учеба: Петр хотел увидеть все сам и всему научиться

Самостоятельное царствование Петра началось с двух антитурецких кампаний — так называемых Азовских походов. В результате второго похода турецкая крепость Азов была взята, и это открыло России путь в Азовское море. Вместе с тем Петру стало понятно, что продолжать воевать с Турцией в одиночку Россия не сможет. Антитурецкая Священная лига, в которую Россия вошла еще при царевне Софье, продолжала существовать, но бездействовала, и Петр вместе с посольством отправился в Европу, чтобы договориться о совместных действиях. Но союзникам было не до Турции

Их внимание было приковано к Испании, где находился при смерти король Карл II: у него не было наследников, и вся Европа ждала скорой войны за испанское наследство. Договоренностей по поводу Османской империи русским послам достичь так и не удалось

Дипломатия была не единственной и, по крайней мере для Петра, не основной целью Великого посольства. Будучи человеком очень любознательным и восприимчивым ко всему новому, он хотел все увидеть своими глазами и всему научиться. Он стал первым правителем России, покинувшим территорию своего государства.

Особенно сильно его интересовало кораблестроение. Корабль для него был образцом рациональности: в нем все должно быть продумано до мелочей, каждая деталь должна иметь свою ясную функцию.

Петр I в Зандаме, Голландия. 1697 год

Дольше всего посольство задержалось в Голландии. Амстердам был совершенно не похож на русские города и произвел на царя огромное впечатление. Кроме того, Петр некоторое время работал плотником на голландской верфи. Впрочем, полученные там уроки кораблестроения его не удовлетворили: задачей Петра было не просто узнать, как строить корабли, но и понять, почему это надо делать именно так, а не иначе. Объяснить принцип устройства корабля голландцы не могли: они просто делали все, как их отцы и деды. Видимо, Петр посетовал на это английскому королю и одновременно статхаудеру  Статхаудер — в Голландии глава исполнительной власти. Голландии Вильгельму III, и тот ответил, что в Англии корабли строят иначе — по чертежам. И Петр отправился в Англию. Там он продолжил учиться: работал на верфях, ходил в музеи, бывал в Гринвичской обсерватории и, как считается, встречался с Исааком Ньютоном.

Уже возвращаясь из Великого посольства в Москву, Петр встретился с саксонским курфюрстом Августом Сильным, и тот подсказал ему новое направление внешней политики — шведское. Они договорились о военном союзе, Петр заключил мир с турками и объявил войну Швеции.

Эпоха Петра I

Экономическая и культурная жизнь страны,  возросшая военная мощь —  все это позволило России стать  на уровень великой державы. Особенность петровских преобразова­ний состоит в том, что ­они носили всеобъемлющий  характер. Историк Н.М. Карамзин в начале  XIX века считал, что на путь, пройденный Россией  при Петре I, без него потребовалось бы шесть столетий.

Г. Кнеллер «Петр I»

Новшества были во всем: в области  струк­туры государственного аппарата, строительст­ва вооруженных сил, промышленного развития, внешней политики, живописи, архитектуры, распро­странения  науки,  градостроительства.  И сам Петр был личностью незаурядной. Разносторонность его деятельности поражает:  он  был полководцем и флотоводцем, дипломатом и  законодателем. Он прекрасно владел и пером, и топором.

По его сло­вам,  обязанности царя  сводятся к «двум необходимым делам правления»: к распорядку, внутреннему благоустройству,  обороне и внешней  безо­пасности государства. Он по­нимал общее благо как частный интерес каждого.

Но невозможно говорить о петровских реформах только как о результате деятельности одного человека, пусть даже  такого неординарного, каким был Петр. Такой воз преобразований невозможно было тянуть в одиночку. У Петра I было много помощников, «друзей», как он сам называл их.  Но и здесь проявилась его незаурядность: он имел дар угадывать талант и предвидеть возможности человека. Среди сподвижников Петра — люди различных национальностей и различного социального положения: голландцы, шведы, греки, представители аристократических фамилий и бывшие крепостные. Основанием для продвижения по службе и успехов в карьере являлись не  происхождение и «порода», а способности, знания, навыки, стремление к развитию и образованию.

Вступление на трон Петра I

 С первых месяцев рождения царь Федор Алексеевич отмечал, что именно младший сын больше всего годен для получения власти. Старшие его сыновья отличались слабым здоровьем и «тягой к жизни», поэтому они не подходили в роли наследника. На трон Петр Великий воссел в возрасте десяти лет, после смерти его отца, совместно со своим сводным братом.

Уже на детских Петр I фото можно отметить осмысленный взгляд юного царя, который понимал всю сложность его должности и возложенной на него ответственности. Мать Петра I играла большую роль в получении его сыном трона, так как процесс передачи власти сопровождался конфликтами между семьями Нарышкина и Милославского.

Несмотря на полученную власть, Петр I вместе с матерью был отправлен в ссылку, где юный царь полностью лишился поддержки царского двора. Он остался без своих учителей и науки, а также попросту тратил свой потенциал на игры и развлечения. Уже в будущем царь должен был учиться грамоте на посту царя и считал, что это время было бездарно потеряно.

По достижению совершеннолетия царь Петр I уничтожил стрельцов при дворе царевны Софьи, а после и вовсе отправил ее в ссылку в Новодевичий монастырь. Данные события имели место в сентябре 1689 года, что и считается началом правления Петра I.

Экономические преобразования

Социально-экономическое положение России было незавидным. В условиях агрессивной внешней политики, постоянном ведении войн, стране требовалось много ресурсов и денег. Реформаторский ум Петра упорно искал способы добычи новых финансовых источников.

Была проведена налоговая реформа. Главной её особенностью было введение подушной подати — осуществлялся сбор средств с каждого человека, ранее же налог взимался со двора. Это позволило наполнить бюджет, но усилило социальное напряжение, увеличилось количество крестьянских восстаний и бунтов.

Для развития отсталой русской промышленности Пётр 1 активно пользовался помощью иностранных специалистов, приглашал ко двору лучших европейских инженеров. Но рабочих рук катастрофически не хватало. Поэтому с ростом производства и открытием новых фабрик, вместо платы подушного, крепостной мог приписаться к заводу и обязаться отрабатывать там определённое количество времени.

Пётр поощрял построение фабрик, наделял коммерсантов широким рядом льгот. А также строились предприятия за государственные деньги, а позже передавались в частные руки. Если выбранный владелец фабрики не справлялся с производством и шёл в убыток, Пётр отбирал предприятие обратно в собственность государства, а нерадивого промышленника мог и казнить.

Но топорные русские изделия не могли достойно конкурировать с продвинутыми европейскими. Для поддержки отечественного производства Пётр начал пользоваться политикой протекционизма — были введены высокие пошлины на ввоз иностранных товаров.

Пётр активно способствовал торговле. Он понимал, что для этого необходимо развивать удобную транспортную систему. Были проложены новые водные каналы (Ивановский, Староладожский, Тверецкий), строились сухопутные пути сообщения.

При правлении Петра 1 была также проведена денежная реформа. Рубль начал равняться 100 копейкам, или 200 деньгам. Чеканились более облегчённые серебряные монеты. Для торговых необходимостей в обиход были введены медные круглые монетки. Для нужд государства было учреждено 5 монетных дворов.

Правление Петра I Великого — создание Российской Империи 1694-1725

Имя Петра I называется в числе первых среди наиболее известных правителей России — именно он, согласно официальной истории, создал условия для преобразования Русского царства в Российскую Империю. Ниже перечислены наиболее значительные события в внешней и внутренней политике, произошедшие за время его правления.

Начало правления Стрелецкий бунт 1682 года и царствование с Иваном V

После смерти царя Алексея Михайловича, на трон Русского царства взошёл его сын — Фёдор. Спустя 6 лет Фёдор умер, не оставив наследника, а перед боярами встал выбор — кого из братьев возводить на трон. Иван был старшим, но болезненным ребёнком, поэтому было принято решение в пользу более «перспективного» Петра.

Однако, с таким решением были категорически не согласны родственники царевича Ивана, клан Милославских. Воспользовавшись недовольством среди стрельцов, они подбили их на восстание, в результате которого большая часть родственников Петра I из клана Нарышкиных были убиты или сосланы, а на престол вместе с Петром был коронован Иван. При этом, ввиду малолетнего возраста обоих царей, фактическим правителем признавалась их старшая сестра царевна Софья Алексеевна.


Царевна Софья Алексеевна Романова

Низложение царевны-регентши Софьи

К 1689 году Петр уже был женат, и в свои 17 лет уже имел право на престол. Несмотря на попытки царевны-регентши удержать власть в своих руках, к тому времени она не была популярна ни в народе, ни среди бояр — большая часть подданных присягнула законному царю, а Софья была сослана в монастырь.

Тем не менее, непосредственное правление Петра I началось только после смерти его матери в 1694 году.

Окно в Европу – немецкая слободка

На фоне этих событий вполне закономерными выглядят стремления молодого царя ко всему европейскому. Нельзя не отметить и роль Кукуя — немецкой слободки, которую любил посещать император. Приветливые немцы и их аккуратный быт резко разнился с тем, что видел Петр в остальной части той же Москвы. Но дело, конечно, не в аккуратных домиках. Государь проникся самим жизненным укладом этого небольшого кусочка Европы.

Многие историки считают, что именно посещение Кукуя отчасти сформировало исторический портрет Петра 1. Кратко говоря, будущие прозападные взгляды. Нельзя забывать и о знакомствах, заведённых царем в немецкой резервации. Там он познакомился с отставным швейцарским офицером Францем Лефортом, который стал основным военным советником, и очаровательной Анной Монс — будущей фавориткой первого императора. Оба эти человека сыграли немаловажную роль в истории России.

Не судите, да не судимы будете

Если внимательно изучать исторический портрет Петра 1, созданный авторами бесчисленных трудов, можно прийти к простому выводу: столь масштабные личности нельзя судить однобоко. Строгие разграничения по типу «белого и черного» тут неприемлемы. К тому же для критики или, наоборот, восхваления необходимо четко разбираться в существовавших в то время законах и устоях. И то, что кажется порой диким и страшным нашим современникам, было простой обыденностью для разных слоев населения России начала XVIII века.

Портрет Петра Великого нельзя составить, используя современные нравственные ценности. Такой подход будет «плоским» и эмоциональным. Он помешает трезво оценить историческую реальность Московского государства, а затем Российской Империи XVIII века.

Поэтому нужно просто попытаться объективно сосредоточиться на нейтральном жизнеописании первого русского императора и всего, что с ним было связано. Ведь такие личности, как правило, оставляют след не только в политике и государственном устройстве.

А. С. Пушкин. Полтава. Как обрисован в поэме Петр I?

Как обрисован в поэме Петр I? Какими художественными средствами выражено отноше­ние поэта к Петру как императору и воину? Сопоставьте изображение Петра перед боем, во время боя и во время празднования победы. Что объединяет и что отличает эти описания?

На протяжении всего своего творчества Пушкин был увлечен фигурой Петра I: поэт стремился осознать и оценить роль этого выдающегося деятеля в истории Рос­сии. Мужество Петра, его страстная увле­ченность делом, стремления, направлен­ные на благо России, желание познавать новое не могли не импонировать Пуш­кину.

В «Полтаве» образ Петра романтизиро­ван, император воспринимается как полу­бог, вершитель исторических судеб Рос­сии.

Выходит Петр. Его глаза Сияют. Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен,

Он весь, как Божия гроза.

Сочетание ужасного и прекрасного в об­разе Петра подчеркивает его сверхчелове­ческие черты: он и восхищает, и внушает ужас своим величием. Его появление вдохновило войско, приблизило к победе, удесятерило силы. Воины с восторгом приветствуют появление своего императо­ра, его присутствие придает им силы, вдохновляет на трудный бой. Петр был очень популярен среди солдат и офице­ров, потому что всегда находился на поле боя, принимал участие в сражениях, де­лил со всеми походные трудности. Его ув­леченность передавалась воинам, они ува­жали Петра за силу, стойкость, мужество, его преданность России. Пушкин любует­ся Петром и на поле брани («Могущ и ра­достен, как бой…»), и после битвы, ког­да облик царя совсем другой: он спокоен и горд славной победой.

Пирует Петр. И горд, и ясен,

И славы полон взор его.

Прекрасен, благороден этот государь, победивший Карла и не возгордившийся успехом, умеющий по-царски отнестись к своей победе.

В шатре своем он угощает Своих вождей, вождей чужих,

И славных пленников ласкает,

И за учителей своих Заздравный кубок поднимает.

Сопоставьте описания Петра и Карла. Какой прием использует Пушкин в создании образов? В чем, по-вашему, значение этого приема? Как вы думаете, сравнение императоров только лишь от­ражает реальные события Полтавского боя или в этом скрывается нечто большее, характеризующее замысел автора?

Описания Петра и Карла, шведского ко­роля, контрастны, в основу этих описаний положен прием антитезы — противопо­ставления. Описание Петра динамично: с горящим взором он вихрем проносится перед полками, могучий, красивый, в не­терпении от предстоящего сражения, го­товый ринуться в бой. Карл предстает не­подвижным, задумчивым, он страдает от раны, его смущенный взор выражает вол­нение. Боевой клич Петра контрастирует со слабым движением руки Карла. Пуш­кин хочет показать, что ни Карл, ни его войско ни верят в победу, в отличие от русской армии и ее славного полководца, которых ведет в бой высокое чувство пат­риотизма.

Отрочество

Пришло время поговорить о тайне имени Петр и его значении для юноши. Общительность и легкость Петра-подростка притягивает товарищей. У таких людей друзей и единомышленников просто не счесть

Прирожденное красноречие и любознательность позволяют парню общаться на любые темы, интриговать и привлекать внимание. Именная форма одаривает человека коммуникабельностью, целеустремленностью, чувствительностью и другими ценными чертами

Все это делает Петра популярным в любом возрасте.

Однако парень никогда не скрывает своих чувств и отношения к окружающим и может высказать личное мнение о человеке. Петр не готов мириться с недостатками окружения и готов прямо в глаза выразить недовольство, сам того не понимая, что такое поведение и провоцирует его обиды. Подростку тяжело смириться с неидеальным обществом. Освободившись от такой дурной привычки, Петр обретет личное спокойствие и успех.

Что касается мнительности и неуверенности в себе, то здесь необходимо над собой поработать. На помощь могут придти родители, периодически подбадривая подростка и реализуя его лидерский потенциал. Задатки у обладателя данной именной формы просто огромные

Важно не упустить тот момент, когда мальчик будет нуждаться в полезных советах и «пинках». При правильном воспитании из Петра вырастает сильная духом личность с большим и добрым сердцем

Учеба в школе харизматичному Петру дается довольно легко. Широкие возможности, таланты и трудолюбие делают мальчишку одним из лучших учеников в классе

Не менее важно, что после окончания школы парень стремиться продолжить свое развитие и проявляет инициативу к поступлению в высшее учебное заведение

Образ Петра I в поэме Пушкина «Полтава»

(1 вариант) Обращаясь к исторической тематике, Александр Сергеевич Пушкин пишет поэму «Полтава». Произведение написано в 1828 году. В этот период поэт был увлечен личностью Петра I, его военными победами. В поэме «Полтава» А. С. Пушкин создает образ Петра, гениального полководца, который своей деятельностью притягивает простых русских солдат. Внешность царя примечательна. Перед решающим Полтавским боем со шведами весь облик Петра говорит о его готовности к решающей схватке. Сам Бог руководит его действиями: Тогда-то свыше вдохновенный Раздался звучный глас Петра: «За дело, с Богом!» Характеризуя царя-полководца, Пушкин одновременно использует антонимы, показывая тем самым «божью грозу» для шведов и мудрого военного начальника для русских воинов: .Выходит Петр. Его глаза Сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, Он весь, как божия гроза. Непосредственно во время Полтавского боя Петр сам принимает участие в сражении: «он промчался пред полками, могущ и радостен, как бой», воодушевляя своим личным примером полк. После битвы русский царь пирует, отмечая победу, и в этом эпизоде Петр вновь прекрасен своей душевной щедростью: При кликах войска своего, В шатре своем он угощает Своих вождей, вождей чужих, И славных пленников ласкает, И за учителей своих Заздравный кубок подымает. Итак, анализируя текст пушкинской поэмы «Полтава», видим, что поэта привлекает полководческий дар Петра I, его желание укрепить границы России и показать всем, в первую очередь шведам, военную силу своей страны. Петр в поэме — олицетворение военного гения. И для А. С. Пушкина здесь важна не только конкретная историческая личность российского самодержца, но и его победы на благо отечества: В гражданстве северной державы, В ее воинственной судьбе, Лишь ты воздвиг, герой Полтавы, Огромный памятник себе. (2 вариант) А. С. Пушкин в поэме «Полтава» описывает победу, взросление и славу Петра I, и России. Была та смутная пора, Когда Россия молодая, В бореньях силы напрягая, Мужала с гением Петра. О вспыльчивости Петра, царя и человека, мы узнаем из рассказа Мазепы, который вспоминает, с чего началась ненависть его к Петру, что не мешает старику объективно оценивать силу русских и предвидеть поражение Карла. Во время боя Петр в изображении А. С. Пушкина подобен божьей грозе, Бог на его стороне, он «свыше вдохновленный»: «За дело, с Богом!» Как и всегда в изображении А. С. Пушкина, Петр одновременно «прекрасен» и «ужасен». Солдаты приветствуют Петра многократным «ура», рядом с ним «птенцы гнезда Петрова», «сыны», товарищи «в пременах жребия земного, в трудах державства и войны». И Петр перед боем могуч и радостен, он вновь хочет помериться силами с человеком, давшим ему не один урок, но изменились времена, и перед взором Петра Уж не расстроенные тучи Несчастных нарвских беглецов, А нить полков блестящих, стройных, Послушных, быстрых и спокойных. Полтавский бой выигран. Уроки хороших учителей пошли впрок. «И горд, и ясен И славы полон взор его». В шатре, который Петр покинул перед боем, теперь пирует победитель, он угощает «своих вождей, вождей чужих, и славных пленников ласкает». Победитель великодушен, он поднимает чашу за здоровье тех, кто научил его воевать, проигрывать достойно и выигрывать с честью: Прошло сто лет — и что ж осталось От сильных, гордых сих мужей, Столь полных волею страстей? Их поколенье миновалось — И с ним исчез кровавый след Усилий, бедствий и побед. Как Фальконе воздвиг в городе Петра скульптуру, ставшую символом Петербурга и ожившую на страницах этой поэмы, так Петр в памяти русской воздвиг себе «нерукотворный памятник» дел своих.

Северная война

Несмотря на откровенный скептицизм европейских политиков, Петр 1 начинает задумываться о Балтике. Правящая элита была в то время серьезно обеспокоена растущими амбициями другого молодого стратега — шведского короля Карла XII. Отчасти поэтому европейцы поддержали московского царя в его стремлении получить часть приморских балтийских земель для открытия там верфей и портов. Казалось, что иметь два-три порта России вполне можно позволить, а неминуемая война за Балтику всерьёз ослабит Швецию, которая, хоть и победит слабых русских, но серьёзно увязнет в материковой части дикой Московии.

Так началась долгая Северная война. Она длилась с 1700 по 1721 год и закончилась неожиданным разгромом шведской армии под Полтавой, а также утверждением российского присутствия на Балтике.

Внешняя политика — расширение границ

Направления

Подробнее о внешней политике Петра I

Европейское (Северо-западное) — затяжной военный конфликт со Швецией (Северная война 1700-1721), целью которого было побережье Балтийского моря, а также внедрение культурных и промышленных традиций Европы в будущей Российской империи.

Азиатское — противостояние на юго-западном направлении с Турцией за доступ к Азовскому и Черному морям (Азовские походы 1695-1696, Прутский поход 1711), а также юго-восточный Каспийский поход против Персии в 1722-1723 годах, предпринятый для расширения влияния России на побережье Каспийского моря и в Закавказье.

Великое посольство

Еще с детства много времени проводящий в Немецкой слободе, Пётр I много общался с немцами, а также иностранными гостями царского двора. Европа была интересна царю, а превосходство западных технологий над отсталым в промышленном плане Русским царством виделось ему хорошим примером организации отечественного производства. Одержав первую значительную победу в ходе второго азовского похода 1696 года, он отправился в продолжительную поездку по странам Европы, став первым российским правителем совершившим длительный выезд за рубеж. Вернувшись, царь не только привёз с собой большое количество разных инструментов и мастеров, но и желание коренным образом изменить культуру русского народа.


Подробнее о Великом посольстве Петра I

Азовские походы 1695-1696


Карта азовских походом 1695-1696 Азовские походы

Первая осада Азова началась в конце июня 1695 года. Первый поход не увенчался успехом — осаждённых снабжали с моря, а действия русской армии были плохо скоординированы. Осада была снята 2 октября, на захваченных участках оставили гарнизон в 3000 стрельцов, а Пётр I усвоил урок — отправился строить новые верфи и корабли. 16 мая 1696 года русские войска вновь приступили к осаде Азова. Поддержка артиллерии и флота, отрезавшего турецкую крепость от снабжения морским путем, принесли плоды — 19 июня гарнизон Азова сдался. В качестве базы для русского флота в 1698 году был основан Таганрог.

Великая Северная война со Швецией 1700-1721


Основные этапы Северной войны со Швецией Подробнее о Северной войне со Швецией

Швеция успешно действовала в начале войны — шведы разгромили русскую армию под Нарвой 30 ноября 1700 года. Это поражение стало одной из ключевых точек в начале реформ Петра I — большая их часть была направлена на повышение качества организации снабжения и комплектования армии, строительства новых кораблей, развития военной промышленности, а также обучения собственных квалифицированных офицерских кадров. Следующим переломным моментом стала битва со шведами под Полтавой в 8 ноября 1709 года — более чем в два раза превосходящая численностью русская армия уже была хорошо вооружена и укомплектована собственными офицерами. Потерпевший поражение Карл XII бежал в Османскую империю.

К 1713 году русская армия смогла выдавить шведов из континентальной Европы. После ряда крупных морских побед над Швецией, а также высадке русских десантов, Швеция была вынуждена признать поражение и 10 сентября 1721 года подписала Ништадский мирный договор.

Кратко о результатах Северной войны:

  • К Русскому царству были присоединены Ингрия, Карелия, Эстляндия, Лифляндия, основан Санкт-Петербург — за это Швеции Петр I заплатил компенсацию в 2 млн талеров.
  • Обеспечен выход к балтийскому морю для русского торгового флота и налаживание морской торговли с европейскими государствами
  • Потеряны все завоевания азовских походов.
  • Сумма налогов в русском царстве с 1701 по 1724 год возросла в 3,5 раза, что в совокупности многочисленными военными жертвами среди мирного населения привело к серьезному экономическому и демографическому кризису.
  • Территория будущей Финляндии с 1714 по 1721 годы подвергалась многочисленным грабежам и насилию со стороны русских и шведских войск — данный период вошёл в историю финнов под названием «Большая ненависть».
  • После победы над шведами Сенат и Синод решили преподнести Петру I титул императора всероссийского

Русско-турецкая война 1710-1713

Турция вмешалась в войну на стороне Швеции в 1710 году и окружив русские войска во время их Прутского похода 1711 года вынудила Петра I вернуть захваченный ранее Азов, а также разрушить Таганрог. Заключение с турками Адрианапольского мирного договора в 1713 году, позволило Петру I избежать войны на два фронта, но все завоевания азовских походов были утеряны.


Прутский поход 1711

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий