Люмпены

Люмпены — это…

Люмпен (с нем. Lumpen – лохмотья) — это собирательное понятие, обозначающее массы людей, которые в силу определенных причин оказались исключены из гражданского общества.

Это слово введено в оборот теоретиком коммунизма Карлом Марксом для общего названия бездомных, нищих, бродяг, криминальных личностей и иных асоциальных элементов. Также в эту категорию принято включать людей, лишенных собственности и профессии, перебивающихся случайными заработками и рассчитывающих на различные формы господдержки.

Категория люмпенов формируется из разных слоев в результате процессов люмпенизации. Они находятся внизу социальной лестницы и выступают составной частью андеркласса. Последний иначе называется социологами «социальным дном» и отличается высокой степенью социального неблагополучия.

Маргинализация как причина девиаций

Маргинализация является одной из причин девиаций. Главным признаком маргинализации выступает разрыв социальных связей, причем в «классическом» варианте вначале рвутся экономические и социальные связи, а затем и духовные. В качестве характерной черты социального поведения маргиналов можно назвать снижение уровня социальных ожиданий и социальных потребностей.

Последствием маргинализации является неизбежная примитивизация отдельных сегментов общества, которая проявляется в производстве, быту и духовной жизни человека.

Другая группа причин девиантного поведения связана с распространением различного рода социальной патологии, в частности значительным ростом алкоголизма, наркомании, психических заболеваний, а также , как следствие всего этого, ухудшением генетического фонда населения в целом.

Маргиналов, как правило, относят к деклассированным элементам общества ( к деклассированным элементам общества относятся также люмпены — бродяги, попрошайки, нищие). Поэтому, маргиналы — это те, которые в силу обстоятельств по каким-то причинам лишились своих социапьных характеристик и в то же время не приобрели взамен новой системы норм и ценностей (например, бывшие рабочие заводов, которые лишились однажды работы из-за экономического кризиса или спада, или крестьяне, согнанные со своей земли в ходе индустриализации).

Мы коротко рассмотрели маргиналов, их характерные особенности, а также причины их крайнего образа жизни.

Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

Копировать ссылку на этот терминLeave This Blank:Leave This Blank Too:Do Not Change This:Вы можете подписаться на наши рассылки, для этого введите Ваш адрес электронной почты: Статья в рубриках: Словарь терминов /

Добавить сайт в избранное Распечатать Если Вы хотите разместить свою информацию в этой или другой статье, то обращайтесь, обсудим.

Кто такие люмпены: корни жизненной философии

Историки определили, что первые люмпены появились еще во времена античности, и породило этот класс рабовладельческое государство. В древнеримском обществе экономика строилась на использовании труда многочисленных рабов, и мелкие землевладельцы, не в силах конкурировать с большими хозяйствами, быстро разорялись. Это породило массовое переселение потерявших землю крестьян в город.

Номинально они обладали всеми правами, как граждане римского государства: могли участвовать в выборах, имели право голоса на городских собраниях. Однако никакой собственности у них не было, и работы – тоже, что вынуждало их поддерживать свое существование за счет «продажи» своих голосов в поддержку богатых клиентов, или оказывать другие мелкие услуги.

Римское правительство решило оказывать материальную помощь этим людям в виде увесистой меры зерна (примерно полтора кг в день), которую они получали по особым спискам.

В одном только Риме люмпен-пролетариат к началу первого тысячелетия насчитывал около 300 тысяч. Он стал принимать активное участие во всех политических и военных потасовках. Не имея собственных конструктивных интересов, эти люди готовы были служить любому – лишь бы обеспечить себе пропитание и получение нехитрых удовольствий.

Известные личности

Яркий пример маргинальных личностей – заселение целых кварталов нью-йоркскими эмигрантами, китайцами Чайна-Тауна и русскими Брайтон-Бич. Многие приезжие не могут влиться в американское общество, сменить свои ценности на новые. Причиной этого служит их сложившийся менталитет.

Ещё одним примером является российское общество, в 90-х годах 20 века разделившееся на две группы. К одной относились представители низших слоёв общества, к другой – новых русских. И тех, и других называли маргиналами.

Маргинальными личностями считались известные во всём мире писатели, поэту, учёные, художники. При жизни несхожесть с остальными представителями общества, непонимание их взглядов, творчества заставляла социум относить их к умалишённым, изгоям.

Современный мир выделил ещё одну группу – людей, всё свободное время отдающих компьютеру, живущих в виртуальной реальности.

К примерам маргиналов в истории относят:

  • Диогена – философа Древней Греции;
  • С. Разина – казака с Дона, возглавившего восстание крестьян, произошедшее в 1670-1671 гг.;
  • Е. Пугачёва – украинского крестьянина, под предводительством которого прошло крестьянское восстание на Подолье в 1813-1835 гг.

В литературе существуют свои маргинальные личности. Таковыми считают:

  • Дж. Мориарти – из «Цикла произведений о Шерлоке Холмсе» Артура Конана Дойля;
  • О. Бендера – из «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова;
  • П. Шарикова – из «Собачьего сердца» Михаила Булгакова;
  • Р. Раскольникова – из «Преступления и наказания» Фёдора Достоевского;
  • Е. Базарова – из «Отцов и детей» Ивана Тургенева.

В любом обществе в любое время встречались маргиналы. Каждый полноправный член общества должен поступать так, чтобы у маргинальных личностей были условия для того, чтобы нормально, полноценно жить в социуме.

10 признаков маргинальной личности

Исследователи данного вопроса выявили характерные признаки маргиналов, которые проявляются у данного типа людей. Маргинальный образ жизни подразумевает неопределённость, которую некоторые называют свободой, напряжение (стресс) и неуверенность в завтрашнем дне.

Внутренние и внешние признаки маргинального человека:

1. Утрачены связи с привычным окружением (эмоциональные, моральные, материальные, духовные, ментальные).

2. Отсутствует привязанность к месту.

3. Потеряны связи с людьми, которые раньше были близкими друзьями, родственниками.

4. Часто нет постоянного места жительства.

5. Агрессия по отношению к другим людям, противопоставление себя, провокативное поведение.

6. Болезни и физическая слабость из-за образа жизни.

7. Собственная система ценностей, моральных и материальных, которую человек противопоставляет обществу и миру.

8. Проблемы с психикой, неадекватность, поведение «не от мира сего».

9. Пренебрежение моральными установками.

10. Готовность совершать противоправные действия по отношению к обществу, которое оказалось враждебным, двойные стандарты для себя и окружающих людей.

Период маргинального поведения может быть ограничен по времени. Это связано с благоприятными условиями.

Но благоприятный сценарий подходит не для всех. Люди, сознательно избравшие этот путь (бродяги, радикалы, революционеры, маргинальная молодёжь со своими субкультурами и экстремисты), не стараются приспособиться.

Наоборот, они всеми силами продолжают свою «войну» с социумом. Асоциальный маргинал может измениться и вернуться к прежнему образу жизни, если ему окажут помощь, но чаще всего такие люди этого не желают.

Маргинальный элемент присутствует в любом обществе. Такой человек может появиться в среде обычных людей и в высших кругах. Маргиналами в разное время называли великих писателей, религиозных деятелей и актёров. Не за то, что они вели асоциальный образ жизни алкоголиков и наркоманов, а потому что их ценности отличались от общепринятых.

Опустившийся человек, влачащий полуживотное состояние от дозы до дозы не то же самое, что актёр, презревший престижные вечеринки и брендовую одежду. И тот и другой маргиналы, но между ними огромная пропасть. У каждого из них свой набор моральных ценностей, не совпадающих с окружающим социумом, но между ними нельзя поставить знак равенства, они маргиналы совершенно с разных точек зрения.

Таким образом, мы видим, что понятие «маргинал» имеет широкие рамки и при его использовании нужно учитывать дополнительные аспекты.

Люмпен: значение слова

Бывает, что термин «люмпен» путают с другим термином, находящимся примерно в той же социальной плоскости, но в то же время отличающимся рядом особенностей. Это маргинал. Людей с асоциальным поведением, бомжей, преступников в современном обществе принято называть не люмпенами, а именно маргиналами. В современном мире эти два термина стали синонимами, хотя между ними есть различия.

У этих понятий есть только один схожий элемент. Представители обоих этих классов находятся внизу социальной лестницы, в некотором отдалении от остального общества.

Между социальными уровнями

Маргиналы находятся между социальными группами и другими слоями населения, на так называемом краю. Об этом говорит и перевод слова, означающий «находящийся на краю», а пошло определение от слова «край».

Это люди, отошедшие от своей социальной группы, но не сумевшие примкнуть к другой. Это относится как к отдельно взятому индивидууму, так и к группе. Интенсивное появление и увеличение такого класса населения обычно происходит во время революций, когда ситуация в государстве нестабильная, и многие люди не могут решить для себя, какой путь избрать.

След в русской литературе

Выделяются маргиналы и люмпены своей особенной психологией, достаточно ярко запечатленной в нашей классической литературе, например, у Максима Горького, описавшего, кто такие люмпены. В пьесе «На дне» он собрал представителей всех социальных прослоек: Барон – из дворянства, Актер – из людей искусства, Сатин – из технической интеллигенции, Бубнов – из мещан, Лука – из крестьян, а Клещ – из пролетариев.

Но не всех маргиналов можно отнести к люмпенам. Достаточно быть не согласным с установками своего круга, оставаясь внешне на той же социальной ступеньке. Так, в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?», на самом деле, жить плохо всем – от священников до холуев.

Если с этой позиции рассмотреть героев «Вишневого сада» Чехова, то все они подпадают под определение маргиналов: помещики, которых обстоятельства заставляют продавать землю; прислуга, с которой расстаются; лакей, до сих пор переживающий отмену крепостной зависимости; студент-недоучка, грезящий о революции.

Горький составил психологический портрет представителя еще одного варианта маргинальности – человека, который бунтарски «выламывается» (писательское определение) из своего классового окружения, категорически не принимая его ценностей, и в то же время, продолжая с успехом выполнять свои профессиональные функции («Егор Булычев и другие»).

Значение слова маргинал

Как социология определяет значение слова «маргинал»? Это личность, которая практически не участвует либо полностью исключена из какой-либо социальной группы (экономической, культурной, политической). Маргинал считается избыточным материалом, за которым необходимо присматривать, мониторить, контролировать. С одной стороны, маргинал никому не нужен. С другой стороны, социум не может от него избавиться в силу своих демократических подходов к каждому индивиду.

Маргинал может физически находиться в какой-то группе, однако фактически не считаться ее членом. Вспомним пример про школьника, который является изгоем в своем классе. Физически его тело находится в группе других детей, однако одноклассники не общаются с ним, не дружат, игнорируют, гнобят его.

Маргинал физически находится в группе, однако психологически, эмоционально и морально располагается за ее пределами. Он не является ее частью, не участвует в создании ее биографии, не развивает, не выполняет определенных ролей, не придерживается ее норм и правил. Присутствие такой личности позволяет группе понять, где заканчиваются ее границы. Сам маргинал обладает объективным видением группы, он свободен и в любой момент может ее покинуть, поскольку не связан с нею никакими аспектами.

В классическом варианте маргиналом называют человека, который находится на границе двух групп (а не исключен из них). Он как бы является участником двух групп, которые по своей направленности, правилам или деятельности противоречат друг другу. Однако человек чувствует конфликт внутри себя, несогласие ни с одной из групп. Он не может сделать окончательный выбор, к какой из групп примкнуть, отказавшись от другой. Таким образом, маргинал – это человек, который является частью двух разноплановых групп, не приписывающий себя ни к одной из них.

Маргиналом может быть каждый! Здесь необходимо всего лишь деградировать, опуститься на самое дно, отказаться от всего, что ценится обществом. Таким человеком можно стать, если перестать стремиться к тем вершинам, которые считаются общественно значимыми:

  1. Работать, чтобы заработать много денег.
  2. Искать любимого человека, чтобы создать с ним семью.
  3. Вести здоровый образ жизни.
  4. Интересоваться общественной жизнью, участвовать в ней.
  5. Иметь друзей, налаживать с ними связи.
  6. Следить за своей внешностью, соблюдать гигиену.
  7. Совершенствоваться: развивать достоинства и устранять недостатки.
  8. Учиться, чтобы стать образованным человеком.

Если, к примеру, всего выше перечисленного не делать, то можно легко стать одним из маргиналов. Для достижения маргинального образа жизни достаточно лишь отказаться от прогресса и достижений общества, его правил и этикета, устремлений и пропаганды. Следует перестать быть законопослушным гражданином, который желает быть частью общества, и начать жить просто своей жизнью, устанавливая свои правила, которые не затрагивают интересы социума.

Следует понимать, что маргинал – это не всегда страдающий от патологических зависимостей, асоциальный и неблагополучный человек. Есть личности, которые предпочитают одиночное плавание. Они не принадлежат ни одной группе, однако могут работать либо иметь семью. Они создают целостность коллектива, однако не участвуют в его развитии:

  1. На работе человек ни с кем не общается, однако выполняет работу.
  2. В семье человек просто числится членом, но абсолютно не участвует в жизнях своих родственников.

Первыми маргиналами были рабы, которым удалось избавиться от своего рабского существования, однако они не смогли приспособиться с новым условиям сразу. Таким образом, они уже не причислялись к рабам, при этом еще не могли называться членами культурного общества.

Дать статус «маргинал» человеку может кто угодно, кто по тем или иным причинам его не принимает, осуждает его образ жизни либо не считает нормальным членом общества. Такая форма «навешивания ярлыков» или «клеймения» присуща многим культурным людям, которые, к сожалению, еще не совсем являются образованными, поэтому не понимают сути маргинальной жизни. Однако если человек действительно является маргиналом, то он может принять для себя решение, продолжать оставаться таким либо вернуться к общественному образу существования.

Признаки маргинальности:

  • Разрыв духовных, социальных, экономических связей в прежней жизни.
  • Психические внутренние проблемы из-за неспособности найти свое место.
  • Мобильность по причине отсутствия привязанностей и жилья.
  • Легкость привлечения в противоправную деятельность.
  • Выработка личной системы ценностей.
  • Враждебность к нормам общества.

перейти наверх

Процесс люмпенизации

В обществе под влиянием неблагоприятных факторов (война, революция, насильственная смена власти, неудачные реформы и другие) может начаться процесс люмпенизации.

Это социально-регрессивное явление, которое отличается выпадением больших масс людей из принятого ритма социальной жизни и сопровождается формированием обширного «социального дна».

Его основу составляют нищие и обездоленные с ярко выраженной негативной оценкой происходящего. Параллельно массово распространяется психология люмпенов в рамках прогрессирующего социального кризиса.

В России проблема люмпенизации обострилась в 90-е годы XX века, когда в результате рыночных реформ четверть населения оказалась за чертой бедности. Типичными явлениями общественной жизни стали социальная незащищенность граждан, безработица (что это?) и рост преступности.

Общие сведения и классификация

Маргиналы , это личности, которые ввиду определенных факторов лишились своих социальных функций, но не присоединяются к другим, когда находятся за пределами группы людей. На сегодняшний день маргиналом могут называть модное понятие, которое затрагивает идею свободы, когда личность находится за границами каких-либо систем, законов, которые навязаны определенной структурой.

Маргиналами называют, например:

  • личность, которая отправилась в Тибет, искать смысл жизни,
  • кругосветный путешественник, который живет на колесах,
  • хиппи, который отрицает социальную иерархию,
  • фрилансер, который не имеет корпоративных условностей,
  • миллионер, который стоит выше всех остальных людей в виду своей большой обеспеченности,
  • отшельник, который живет, не используя достижения науки, бытовую технику.

Впервые в психологии данный термин был употреблен в 1928 году Р. Парком. Тогда такое понятие подразумевало под собой индивида, который занимает среднее положение между городскими и сельскими жителями. По сути, это личность, которая ранее проживала в селе, а потом, оказавшись в городе, продолжала сохранять свои культурные ценности, не имела возможности вписаться в устой городской цивилизации. Привычки и поведение такой особы является неприемлемым в социальной среде местности города. На сегодняшний день этим термином называют не только таких людей, это понятие стало значительно шире. Социологи называют маргиналами тех личностей, поведение которых выходит за границы правил и рамок, принятых в определенной социальной группе. В психологии маргинала рассматривают, как индивида, который физически принадлежит к какой-то определенной социальной группе, а эмоционально, морально и психически находится за гранью. Маргинал , это человек, который живет в определенной социальной среде, но отказывается воспринимать принципы и ценности, которые ему навязаны. На сегодняшний день существуют синонимы данного понятия, такие как «белая ворона», «изгой», «нигилисты», «неформалы», «индивидуал».

Когда личность оказывается в социуме, который ей не родственен, события могут развиваться по двум сценариям:

  • личность не способна найти себе место, ее мучают противоречия,
  • на маргинала направлены активные нападки, на которые он вынужден отвечать агрессивным поведением.

Различают пять типов маргиналов.

  1. Этнические. Причиной становления является миграция, особенно, когда она является вынужденной. Например, у беженцев. При переселении у людей возникают сложности, которые препятствуют нормальной адаптации в виду различий культуры, языка. Оказавшись на территории чужого государства, человек не может приспособиться к его порядку, законам, менталитету, вероисповеданию. Основная особенность такого типа в том, что коренные жители отказываются их воспринимать, как равных себе.
  2. Политические. Такие личности активно противостоят действующей власти. У таких индивидуумов нет гражданской ответственности, отсутствует терпимость по отношению к любой правящей партии. Даже если к власти приходят те, кого маргинал поддерживал ранее, он перестает это делать, тем самым противопоставляет ей себя. Таких личностей не устраивают большинство законов, утвержденных в стране, для самовыражения они могут их нарушать.
  3. Экономические. Сюда относят людей, которые имеют или очень маленький, или очень большой доход. В первом случае индивид ощущает свою ничтожность из-за того, что не способен зарабатывать, как другие люди. Во втором же, ощущает свое превосходство над другими, считает, что он лучше всех. Основная особенность этого типа , это показное отношение негативного характера к окружающим людям, импульсивность, попытки демонстрации того, что именно он лучше, чем остальное общество. Возрастает такая категория маргиналов в период финансовых кризисов.
  4. Биологические. Сюда относятся трансгендеры и люди, которые имеют психические отклонения или инвалидность. Такие личности неспособны существовать на равных правах с остальными членами общества, по причине того, что последние их отвергают.
  5. Социальные. Сюда относят индивидов, которые разочаровались в людях или тех, у которых произошли изменения в социальном положении, причем, как в лучшую, так и в худшую сторону. Личность становится замкнутой, отделяет себя от других людей, ведет вызывающе. Может использовать общество в качестве ресурса, необходимого для достижения определенной цели.

Определение

Советские социологи относили к этой группе лиц без определенного места жительства, проституток, заключенных, включая уже освободившихся, бродяг и психически больных людей.

Таким образом, в социологии под деклассированным элементом понимается человек, опустившийся по разным причинам на самое дно общества. Такой индивидуум не работает, не относит себя ни к одной из социальных групп, не стремится стать нормальным, в общепринятом смысле этого слова, членом социума. Кроме того, он абсолютно равнодушен к событиям, происходящим в государстве.

Большинство граждан любой страны принадлежит к той или иной социальной группе. Тем не менее, существует немногочисленная категория людей как бы выпавших из жизни социума и морально опустившихся. Представителя такой прослойки общества и называют деклассированным элементом.

*§ 2-1. Социальная структура общества

Маргиналы, люмпены. В любом обществе есть люди, которые занимают в устоявшейся социальной структуре специфическое положение.

Маргиналы (от лат. marginalis — находящийся на краю) — это люди из групп, занимающих промежуточное положение между устойчивыми общностями. Маргинализация как социологическое явление означает промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами. Данное понятие появилось в американской социологии в 1920-е гг. для обозначения проблем адаптации иммигрантов к новым социальным условиям. Маргиналы могут как опускаться на дно общественной жизни, так и повторно встраиваться в социальную систему.

«Маргинальность — понятие, характеризующее пограничные, промежуточные, стоящие на рубеже культур явления, социальные субъекты и статусы… Маргинализация подразумевает разрыв, потерю объективной принадлежности к некоей социальной общности без последующего вхождения в иную общность или без полной адаптации в ней. Маргинал — это человек, имеющий отношение к двум различным группам, не принадлежащий ни к одной из них полностью… Субъективное представление маргинала о себе и его объективное положение противоречивы: он поставлен в ситуацию борьбы за выживание. Поэтому маргинальная личность обладает рядом характерных черт: беспокойством, агрессивностью, неоправданным честолюбием. Социальное поведение маргинала создаёт сложности как самому человеку, так и общающимся с ним людям. Долгое время в социологии маргинальность оценивалась негативно. В последнее время социологи изменили к ней отношение, увидев в этом социальном явлении положительную сторону» (В. В. Минаев и др.).

Предположите, какие стороны маргинальности как социального явления получили положительную оценку социологов. Приведите примеры положительного влияния маргиналов на общество.

К люмпенам (от нем. Lumpen — лохмотья) относят людей, опустившихся на дно общественной жизни, — бродяг, нищих, бездомных.

Термин был введён немецким философом XIX в. Карлом Марксом для обозначения деклассированных слоёв населения (бродяги, нищие, уголовные элементы и другие асоциальные личности).

Сегодня под люмпенами понимаются лица, которые не имеют собственности, живут случайными заработками или не работают и живут на государственные социальные пособия. Как правило, это выходцы из различных социальных слоёв и классов. Процесс увеличения численности этой группы получил название люмпенизации населения.

https://humanconstanta.by

Ознакомтесь с тремя историями бездомных людей на сайте проекта.

Сформулируйте причины, по которым люди лишились дома. Есть ли общие черты, в чём заключаются различия?

● Изучите интерактивную карту, на которой отмечены государственные и негосударственные организации, которые помогают бездомным людям в Беларуси.

● Найдите учреждения и инициативы, которые помогают бездомным в вашем регионе. Узнайте, чем ещё можно им помочь.

В современном обществе появляются также новые определения для людей, которые не включены в устойчивые группы. Британский экономист и аналитик Гай Стэндинг в работе «Прекариат: новый опасный класс» (2011 г.) описывает новую угрозу-вызов для мира, которая заключается в быстром формировании и росте нового класса. Он уже получил собственное название прекариат. Происходит оно от английского слова precarious, что означает «неустойчивый», «нестабильный», и proletariat — пролетариат.

По мнению Г. Стендинга, для людей прекариата особенно характерны четыре основные ощущения: постоянное недовольство своим положением и жизнью в целом; аномия, т. е. потеря ориентиров в повседневном существовании; беспокойство и отчуждение от социума. Главной характеристикой представителей названного класса является статус «постоянно временно занятых». Эти люди могут в любой момент стать безработными. Отсутствие постоянного дохода или стабильного заработка делает их положение хронически шатким. На Западе для такого типа занятости населения возник даже специальный термин «Mc Jobs» — работа в Макдональдсе. В системе социальной стратификации автор поставил прекариат на предпоследнюю позицию перед беднотой, живущей и умирающей на улицах.


Доработайте схему. Опишите социальные явления и движения, базой для которых могут стать маргиналы и люмпены.

Разные категории люмпенов

Разница присутствует, но в современно русском языке, маргинал стал не самостоятельным классом, а всего лишь ответвлением в классе люмпенов. Сохранив первоначальное определение — вне общества, его отождествляют с представителем низов либо с беспринципным, не соблюдающим норм морали человеком. В словаре последняя категория называется подонками. Сейчас все три определения перемешались между собой, и нет между ними какой-то четкой разграничительной черты.

При этом маргинал — это не обязательно низшая ступень социальной пирамиды, хотя в большинстве случаев это так. И, как говорилось выше, люмпены и маргиналы находятся примерно в одном социальном положении.

Но если углубиться в значение термина, то к маргиналам можно отнести тех людей, которые пришли в общество, отличное от их, от привычного им образа жизни.

Конечно, такие примеры единичны, и в современном обществе подобные отличия не ставят индивидуума против людей. Но, рассматривая определение слова, не стоит забывать о более глубоком значении термина.

Кто такие люмпены

Карл Маркс – основоположник теории классовой борьбы — первым ввел в употребление термин «люмпен-пролетариат», которым обозначил низшие и самые обездоленные слои рабочего класса. Недаром он происходит от немецкого слова lumpen, которое в переводе означает «лохмотья».

Разумеется, подобная прослойка в обществе увеличивается в периоды экономических кризисов, и не только за счет потерявших работу пролетариев. Поэтому сегодня под люмпенами нередко подразумевают представителей любого социального класса, потерявших работу и живущих в нищете.

О люмпенизации общества социологи говорят в тех случаях, когда в стране в силу массовой безработицы и обнищания населения увеличивается доля деклассированных элементов. Подобные негативные социальные процессы могут иметь серьезные последствия для государства.

Деклассированные элементы, люмпены, утратив нравственные ориентиры, легко вовлекаются в преступную деятельность, слепо повинуясь воле более сильных личностей. А в моменты кризисов они, как правило, используются противоборствующими политическими силами в целях дестабилизации обстановки в стране.

Люмпен как низкий социальный статус

В сегодняшней терминологии маргиналов можно разделить на три подкатегории:

  1. Стабилизирующая. Люди, сумевшие сохранить свой статус.
  2. Понижающая. Изменив условия жизни, подстроились под среду обитания и со временем, возможно, превратятся в люмпенов.
  3. Повышающая. Пытаются выбраться на более высокий социальный уровень, учатся, осваивают новые профессии.

Главное отличие люмпенов от других беднейших слоёв населения заключается в асоциальном образе жизни. Эти люди не стремятся найти работу, их устраивает то, как они живут. Они перебиваются случайными заработками на работе, которая не требует высокой квалификации. Иногда работа связана с нарушением закона. Мелкие преступления, наркомания, пьянство —  обычное дело в этой социальной среде. В этом заключается ещё одно отличие от маргиналов, у которых может быть образование и определенная профессиональная квалификация, которые не обязательно опустились на самое дно жизни.

Часть маргиналов пытается выбраться обратно туда, откуда они попали в низшие слои населения, тогда как предыдущую категорию устраивает тот стиль жизни, которую они ведут. Различия между этими людьми достаточно большие и очевидные. Хотя маргиналы тоже оказались в стороне от общества, часть из них старается вернуться к более благополучной жизни.

Изначальное определение

Изначально американский социолог называл маргиналами людей, попавших в промежуточную социальную группу. Например, к такой категории принято относить человека, который находится в промежуточном положении между городскими и сельскими жителями. То есть он родился и ранее жил в деревне, потом переехал в город. Но при этом все его культурные ценности были сформированы сельским укладом жизни. Соответственно, в устои и требования городской среды он не вписывается. Его привычки, образ жизни, поведение, внешний вид для социальной среды города неприемлемы.

Сам термин маргинальности получил очень широкое распространение в социологии, и маргиналами называют людей, чьё поведение и образ жизни не вписываются в общепринятые правила и нормы. Также социологи отмечают, что маргинал – это тот человек, который одновременно принадлежит к двум разным социальным группам. То есть маргиналы не подходят полностью ни к одной социальной группе.

Типы маргинальности

Есть несколько типов маргиналов. Их деление очень понятное, поскольку базируется на причинах развития такого особого образа жизни. Итак, типы маргинальности могут быть следующими:

  1. Экономический, когда люди по определённым причинам остаются без работы и источника дохода, без жилья. Но к этому же виду относятся и очень обеспеченные люди, поскольку из-за чрезмерного богатства становятся оторванными от коллег, друзей, родственников. То есть это в равной степени олигархи и нищие.
  2. Этнический, когда люди в связи с определёнными обстоятельствами вынуждены поменять место жительства. Они оказывают среди представителей другой расы, культуры, народности, национальности. Приспособиться к чужой религии, языку, культуре, обычаям они могут не всегда. Яркий пример – эмигранты.
  3. Религиозный, когда люди не могут определиться с вероисповеданием, при этом они не причисляют себя к атеистам, неверующим или представителям определённой веры.
  4. Криминальный, когда человек отказывается от общепринятых моральных норм и не принимает созданные государством законы, что становится причиной правонарушений и преступлений.
  5. Социальный, когда происходит смена экономических систем, в результате чего люди не могут адаптировать к новым реалиям.
  6. Политический, который связан с революционными или иными переломными моментами в историческом развитии страны либо мира.
  7. Возрастной, когда возникает конфликт старшего поколения с более молодым.
  8. Биологический, что связано с отказом от больных людей или личностей с ограниченными умственными способностями. Так, изгоями становятся люди с синдромом Дауна, инвалиды, ВИЧ-инфицированные и т. д.

Важно понимать, что личности, которые не вписываются в рамки и сложившуюся систему ценностей, существовали всегда.

Примеры маргинальности

Если сложно понять, что собой представляют маргиналы, то стоит привести наглядные примеры. Так, существуют настоящие кварталы из эмигрантов. Это Брайтон-Бич, где много переселенцев из России, и китайский Чайна-Таун. Эмигранты обладают иным менталитетом, нежели население той страны, в которой они оказались. Как результат им сложно приспособиться к новым условиям. Они не могут адаптировать к ним. Им сложно принять новые ценности.

Что интересно, иногда под маргиналами понимаются всемирно известные художники, поэты, писатели. Это настоящие гении, но при жизни обществу они казались сумасшедшими. В результате настоящие гении из-за своей несхожести и уникальности становились изгоями.

Истории известно несколько маргиналов, которые в определённой степени изменили развитие событий в мире. К числу таковых принято относить Емельяна Пугачева, Степана Разина, Диогена Синопского.

Положительные стороны маргинальности

Обычно само это слово несёт негативную коннотацию. Но не всегда значение этого понятия носит отрицательную окраску. Здесь есть нечто положительное.

Казалось бы, как маргинальной человек может означать нечто хорошее? Но маргинальность — это ещё и новое мировоззрение, интересное мышление, новаторская деятельность, источник прогресса.

Учёные отмечают и положительные действия высокой мобильности маргиналов. Благодаря такой особенности они всегда могут:

  • получить новое образование;
  • переехать на другое место жительства, туда, где им будет максимально комфортно;
  • сменить страну;
  • найти хорошую работу.

Ещё одна положительная черта маргинальности – несхожесть с остальными представителями общества. Это уникальность и индивидуальность. Благодаря этому каждый маргинал может найти себя в той сфере жизни, где ещё никто не начал реализовывать своих проектов. Парадоксально, но как раз маргиналы из-за своей уникальности нередко наживают колоссальные состояния.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий