Любимые женщины владимира маяковского: с отрочества и до смертного часа

«Пошли швырять в московские тюрьмы». Молодость за решеткой

Владимир Маяковский широко известен как один из главных революционных поэтов. И действительно, судьба столкнула его с социалистическими идеями очень рано — в 1905 году, на рубеже 12-летия, уроженца Кутаиси, по его собственным словам, «ввели в марксистский кружок». В 1908-м же дело приняло более серьёзный оборот. Тогда Маяковского исключили из гимназии — потерявшая отца и переехавшая из Кутаиси в Москву семья жила очень бедно и не могла оплачивать обучение.

Владимир Маяковский (внизу в центре) в кругу семьи в 1905 году. Сверху справа отец, умерший в феврале 1906-го. Фото — Википедия

Предоставленный сам себе, бывший гимназист познакомился с революционно настроенными студентами, начал увлекаться марксистской литературой, в 1908 году вступил в РСДРП (партию — предшественницу КПСС). Был пропагандистом в торгово-промышленном подрайоне и по ходу 1908—1909 годов трижды арестовывался: по делу о подпольной типографии, по подозрению в связи с группой анархистов-экспроприаторов и по подозрению в пособничестве побегу.

Про первый арест Маяковский позднее писал: «Ел блокнот. С адресами и в переплёте. Пресненская часть. Охранка. Сущёвская часть. Следователь Вольтановский (очевидно, считал себя хитрым) заставил писать под диктовку: меня обвинили в писании прокламации. Я безнадёжно перевирал диктант. Писал: «социяльдимократическая». Возможно, провёл. Выпустили на поруки».

Маяковский на учётной карточке Московского охранного отделения. Фото — ormvd.ru

Второй раз юноше также удалось отделаться «малой кровью»: «Взяли револьвер. Махмудбеков, друг отца, тогда помощник начальника Крестов, арестованный у меня случайно в засаде, заявил, что револьвер его, и меня выпустили».

А вот третий арест, связанный с беспрецедентным побегом 13 заключённых из Московской женской каторжной тюрьмы 1 июля 1909 г., имел более серьёзные последствия — юноше пришлось 11 месяцев провести в заключении, последние 6 — в одиночной камере Бутырской тюрьмы.

Обо всём этом поэт впоследствии написал:

«Юношеству занятий масса.Грамматикам учим дурней и дур мы.Меня жиз 5-го вышибли класса.Пошли швырять в московские тюрьмы».

Бутырская тюрьма, современный облик. Фото — Википедия

Судя по автобиографии, Маяковский реально был связан с подготовкой побега: «Живущие у нас (Коридзе (нелегальн. Морчадзе), Герулайтис и др.) ведут подкоп под Таганку. Освобождать женщин-каторжан. Удалось устроить побег из Новинской тюрьмы». Тем не менее, через 11 месяцев его отпустили за недостатком улик.

Позднее революционер Исидор Морчадзе вспоминал довольно смелое поведение юноши на дознании:

«Во время составления протокола, когда Владимиру Маяковскому пристав задал вопрос, кто он такой и почему пришёл сюда, Маяковский ответил каламбуром: «Я, Владимир Маяковский, пришёл сюда по рисовальной части, отчего я, пристав Мещанской части, нахожу, что Вл. Маяковский виноват отчасти, а посему надо разорвать его на части»».

Маяковский и его женщины. Интересные факты

• Главной женщиной в жизни Маяковского была Лилия Брик. Знакомству со своей роковой любовью Маяковский был обязан её сестре Эльзе, которая имела на него серьёзные виды и привела в гости. Но это не помешало замужней Лиле флиртовать с поэтом и даже поселить его в своей квартире. Таким образом, она отбила кавалера у сестры и «присвоила» его на всю жизнь.

• Несмотря на эту историю, Эльза с восторгом отзывалась о коротком романе с Маяковским: «Только он дал мне познать всю полноту любви. Физической — тоже».

• Владимира Владимировича семейный статус Брик не смущал нисколько. Своим знакомым поэт открыто заявлял, что Лилия Юрьевна — его жена. Настоящему мужу оставалось только смириться.

• Своей музе поэт преподнёс кольцо с выгравированными по кругу буквами «л», «ю», «б», что читается как бесконечное «люблю».

• Как ни странно, «мужья» Лили Брик неплохо ладили между собой. Осип восхищался творчеством Маяковского, тот отвечал ему доверием и даже дружбой на почве интереса к литературе.

• Долгое время участники любовного треугольника даже жили в одной квартире. Однако хранить друг другу верность даже в таком составе они не собирались. Маяковский ревновал Лилю и к мужу, и другим любовникам (которых было множество). А та, кажется, довольно спокойно относилась к его коротким связям с другими женщинами. И они не были редкими.

• Будучи в США, Владимир Владимирович увлёкся эмигранткой Элли Джонс (Елизаветой Зибер), которая впоследствии родила от него дочь.

• Второй ребёнок поэта, Глеб-Никита, родился от совсем уж «случайной» связи с художницей Елизаветой Лавинской. Отцовство Маяковского было установлено много лет спустя, что стало неприятным сюрпризом для мужа Лавинской. Но тому пришлось смириться: идея свободной любви в творческих кругах того времени была невероятно популярна.

• Вторая любовь Маяковского — но неразделённая — к юной эмигрантке Татьяне Яковлевой, которую он встретил в Париже. Тогда поэт отнёс в цветочный магазин весь свой гонорар за последнюю книгу, пожелав, чтобы его симпатии каждую неделю доставляли по букету. Владелец магазина честно выполнил заказ, и цветы приходили Яковлевой даже после смерти писателя. Это очень помогло женщине во время оккупации Парижа фашистами: она перепродавала букеты и покупала еду.

Татьяна Яковлева

• Хоть и в одностороннем порядке, но Маяковский настолько серьёзно увлёкся Яковлевой, что всерьёз хотел увезти её на родину и жениться. Ради этого он даже готов был подвинуть с пьедестала госпожу Брик. Этого самолюбие Лили не выдержало. Узнав о серьёзных намерениях своего знаменитого любовника, она написала ему письмо с просьбой вернуться в «семью». И Маяковский поддался.

• Чтобы окончательно избавиться от соперницы, Брик прибегла к помощи сестры. Эльза написала в письме, что Татьяна, якобы, выходит замуж за некоего богача, а Лиля зачитала это вслух при Маяковском.

• Об этом откровенно подлом заговоре Маяковский, похоже, так и не узнал. Спустя полгода он проводил чету Бриков в Берлин и ещё спустя несколько дней застрелился, оставив напоследок своё: «Лиля, люби меня».

• Интересно, что в то время у него был роман с другой девушкой — молоденькой и снова замужней студенткой Вероникой Полонской. Принимая ухаживания и даже соглашаясь на близость, она, тем не менее, не уходила от мужа, как того требовал любовник. Очевидно, даже Маяковскому к 36-ти годам надоели «свободные отношения». На этой почве постоянно возникали ссоры и скандалы.

• Действительно, 1930-й год начался для него неважно. Владимир Владимирович много болел, неудачно прошла его выставка и премьера пьесы «Баня»

Пошли слухи, что Маяковский исписался, и он, зная об этом, страдал.

• Сломленный градом неудач, поэт покончил собой, выстрелив себе в грудь. Это случилось после очередной размолвки с Полонской, всего через три минуты после её ухода из квартиры. Неудивительно, что родные поэта сочли девушку главной виновницей его гибели.

• В своём «завещании» поэт упомянул и Полонскую, и Брик: «В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил. Мама, сестры и товарищи, простите — это не способ (другим не советую), но у меня выходов нет. Лиля — люби меня. Товарищ правительство, моя семья — это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь — спасибо».

Творческий путь

Владимир Маяковский увлекался не только живописью и литературой, театром и кинематографом. Он создал трагедию «Владимир Маяковский», в постановке которой сыграл главную роль. Позже занялся написание сценария для фильма.

Осенью 1918 года в Театре музыкальной драмы Всеволода Мейерхольда состоялась премьера пьесы Вл. Маяковского «Мистерия-буфф». Оформлением декораций для спектакля занимался выдающийся художник-авангардист Казимир Малевич. Саму пьесу высоко оценил первый нарком просвещения А.В. Луначарский.

Первые стихотворения Володи появились в тюрьме. В 1912 было опубликовало первое произведение поэта — «Ночь». А уже в 1913 году вышел в свет первый сборник стихов Владимира Маяковского под названием «Я!». Он довольно скоро был распродан. В 1915 году написана одна из известнейших и выдающихся поэм серебряного века — «Облако в штанах».

Отдельным периодом творчества поэта можно считать работу в «Окнах сатиры РОСТА» — с 1919 по 1921 годы. Владимир Маяковский создавал агитационные плакаты с подписями на злободневные темы. Например, «Хочешь есть? Хочешь пить? Спеши в ударную группу образцоваго труда вступить» или «Ешь ананасы, рябчиков жуй — день твой последний приходит, буржуй!». Вообще тема революции имела большое значение в творчестве поэта. В. Маяковский даже посвятил одно из стихотворений десятилетнему юбилею Октябрьской революции. В 1920-х годах В.В. Маяковский отправился со своим литературным творчеством на гастроли в США и Европу, где пользовался успехом у публики.

Поэт пробовал себя в разных жанрах — он писал пьесы, сатиру, детские стихи (например, известное почти всем советским и российским ребятам «Что такое хорошо и что такое плохо»), поэмы, лирику. Также работал над изданием литературного журнала ЛЕФ (Левый фронт). Лефовцы выдвинули три новых принципа искусства:

  1. принцип социального заказа — творец должен осознавать и ощущать, на какую тему необходимо создавать произведения в зависимости от того, что происходит в стране и обществе;
  2. принцип литературы факта;
  3. принцип искусства-жизнестроения.

Мифология Брик

Личность Лили Брик порождала особую мифологию как при её жизни, так и после её ухода. В 1989 году в журнале «Театр» была напечатана статья Юрия Карабчиевского «Воскресение Маяковского», в которой автор изложил трогательную версию ухода «музы русского авангарда». По его словам, Лиля участвовала в освобождении уже упомянутого Сергея Параджанова из-за того, что была в него влюблена.Карабчиевский пишет:

«Лиля Юрьевна хорошо подготовилась к встрече. Прославленной фирме со звучным названием были заказаны семь уникальных платьев — очевидно, на каждый день недели. Он приехал — но только на несколько дней, повидаться и выразить благодарность, и уехал обратно в родной город, прежде чем она успела их все надеть…».

Уже тяжело больной Сергей Параджанов откликнулся на публикацию Карабчиевского возмущенным письмом. Цитата: «Известно (неоднократно напечатано), что она тяжело болела, страдала перед смертью и, поняв, что недуг необратим, ушла из жизни именно по этой причине. Наши отношения всегда были чисто дружеские. Также она дружила с Щедриным, Вознесенским, Плисецкой, Смеховым, Глазковым, Самойловой и другими моими сверстниками».

Лиля Брик умела и дружить, и любить. Перед смертью она завещала кремировать её тело и развеять прах. Этот обряд был совершён в поле под Звенигородом. «Характерный русский пейзаж — поле, излучина реки, лес… На опушке поставлена как бы точка её жизни — огромный валун, который привезли туда её поклонники. На нём выбиты три буквы — Л. Ю. Б».

Смерть

В 1930 году Владимир много болел и даже опасался потерять голос, что положило бы конец его выступлениям на сцене. Личная жизнь поэта превратилась в безуспешную борьбу за счастье. Он был очень одинок, ведь Брики – его неизменная поддержка и утешение, уехали за границу.

Нападки со всех сторон легли на Маяковского тяжёлым моральным грузом, и ранимая душа поэта не выдержала. 14 апреля Владимир Маяковский выстрелил себе в грудь, что и стало причиной его смерти.

Могила Владимира Маяковского

После кончины Маяковского его произведения попали под негласный запрет и почти не публиковались. В 1936 году Лиля Брик написала письмо самому И. Сталину с просьбой посодействовать в сохранении памяти о великом поэте. В своей резолюции Сталин высоко оценил достижения умершего и дал разрешение на публикацию произведений Маяковского и создание музея.

Лиля Брик – главная страсть или любовный треугольник

Имя этой женщины известно даже тем, кто к творчеству Маяковского относится весьма прохладно. Но в связи с чем? Чаще всего обыватели любят обсуждать непристойности на тему сожительства втроём супругов Брик и поэта. Да, в революционной стране нравы были далеки от пуританских. Но всё ли так на самом деле?

Слева на право: Осип Брик, Лиля Брик, Владимир Маяковский

Неоднозначное знакомство состоялось летом 1915 года. Младшая сестра Лили Эльза встречалась с поэтом и собиралась за него замуж. Удивительно, что эта выдающаяся женщина, ставшая в будущем известной писательницей Эльзой Триоле, практически единственная не получила от Маяковского стихотворения в подарок. Но есть сведения, что ей первой поэт прочитал знаменитое «Послушайте, ведь если звёзды зажигают — значит, это кому-нибудь нужно?». Владимир был частым гостем в семье Каганов. В этот день, который впоследствии Маяковский назовёт «радостнейшим», он зашёл за Эльзой, чтобы позвать её на прогулку. Лиля и Осип Брики приехали в гости навестить болеющего отца. Все познакомились между собой, и на этом всё.

Но через месяц Эльза с Владимиром приехали в Петроград к супругам, поэт прочитал «Облако…», и завертелось. Поэму он посвятил Ей. Все присутствующие поняли, что находятся в комнате в момент рождения новой звезды на поэтическом небосводе. А Маяковский понял, что встретил свою Любовь, свою Музу.

Так был ли любовный треугольник? На этот вопрос нет простого ответа. Лиля любила Осипа с детства (с 13 лет), он был старше и поначалу не отвечал ей взаимностью. Спустя годы они всё-таки заключили брак, поскольку у них было много общего: достойные семьи, хорошее образование, высокий уровень интеллекта, одинаковые взгляды на жизнь, да и Лиля всегда добивалась своего (она шла к этому браку 7 лет). Но к моменту знакомства с Маяковским в отношениях появилась трещина. У Осипа стали наблюдаться связи на стороне, Лиля романом с поэтом хотела вернуть былую страсть мужа. В дальнейшем она напишет, что брачные отношения с супругом себя исчерпали в 1916 году, а с Владимиром – в 1925 г.

Маяковский и Брик

И совместное проживание было основано не только на плотской любви втроём. К моменту переезда Бриков в Москву у Маяковского случились проблемы с жильём: его выселили из комнаты в коммунальной квартире, он судился, но проиграл. В дальнейшем было принято решение жить вместе, у супругов была большая жилплощадь и большие возможности.

Очень много написано про корысть Бриков по отношению к поэту, но это не совсем так: именно с их помощью он стал богатым и знаменитым. «Облако…» не брался печать ни один издатель, Осип оплатил первый тираж полностью из своих средств. Лиля писала статьи в газеты о пропаганде творчества футуристов. Если выражаться современным языком, способствовала раскрутке.

Даже когда Владимир ссорился с Лилей и выезжал из их общей квартиры, он продолжал тесно общаться с Осипом. Это была и настоящая дружба, и взаимовыгодное сотрудничество. Брик был умён, образован, вхож в нужные круги, состоял на службе в ЧК, безошибочно улавливал конъюнктуру рынка. Он лично расставлял запятые в произведениях, правил их, собирал материалы для поэмы «Ленин», договаривался с издателями и т.д. Именно Осип слепил Маяковскому образ революционного поэта, критики же считали его лишь «попутчиком», а не «пролетарским писателем».

Выставка в честь 20-летия его творчества состоялась с большими трудностями, никто из коллег по цеху и государственных деятелей её не посетил. Имели ли Брики право на деньги Маяковского, если фактически «пробивали» все публикации? К слову сказать, они и без поэта не бедствовали: дядя Лили возглавлял крупный банк, мать работала в крупнейшей частной фирме, осуществлявшей экспортно-импортные операции между СССР и Англией, а двоюродная сестра воспитывала детей Сталина.

Лиля и Владимир

Этот странный союз просуществовал 15 лет до самой смерти Владимира. Десять из них поэта сжигала страсть к несравненной Лиле. Он заказал кольцо с буквами «Л», «Ю», «Б». Если его вертеть, получается бесконечное «люблю». Лиля носила его всю жизнь, несмотря на связи с другими мужчинами, несмотря на несколько последующих браков. Она вдохновила Маяковского на создание «Лилички», «Про это», «Флейты-позвоночника» и других произведений. Ей, несмотря на романы с другими женщинами и наличие двух внебрачных детей, он завещает авторские права на свои сочинения (50%), но опять не было желающих их публиковать даже после его смерти. И тогда она обращается за помощью к самому Сталину, по сути, он и назначил после просьб Лили Маяковского главным поэтом СССР.

Внуки

Дети Маяковского, их судьба – это отдельная глава истории гениального поэта. Теперь их уже, к сожалению, нет в живых. Но линию памяти продолжают внуки и правнуки.

Известно точно, что сын Маяковского – Глеб-Никита – был трижды женат. От этих браков у него родилось четверо детей (два сына и две дочери). Сын-первенец назван в честь отца-поэта Владимиром, а младшая дочь – в честь матери – Елизаветой. Дети Маяковского пошли по стопам предка и стали заслуженными творческими деятелями (скульпторами, художниками, педагогами). Сведения об их судьбе представлены довольно скудно и обрывочно. Известно лишь, что старший внук-тезка поэта (Владимир) умер в 1996 году, а внучка держит детскую художественную мастерскую. Род Маяковского продолжают пять внуков Глеба-Никиты (Илья, Елизавета, Михаил, Александр и Анастасия). Илья Лавинский работает архитектором, Елизавета – художником театра и кино.

О Патрисии Томпсон информация для российского общества до 1990-х годов была закрыта. Однако с доказательством родства с известным поэтом возник резонный вопрос продолжения рода. Есть ли дети у дочери Маяковского? Как оказалось, у Патрисии Томпсон есть сын Роджер, он работает адвокатом, женат, но своих детей не имеет.

Смерть

В апреле 1930 года Владимир Маяковский покончил жизнь самоубийством, застрелившись из пистолета. В оставленной поэтом предсмертной записке была такая строчка: «В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте».

Лиля Брик вспоминала, что это была не единственная попытка литератора уйти из жизни. Она вспоминала, как в 1916-м году её разбудил телефонный звонок от Володи, который собирался стреляться. Но тогда поэта остановила осечка оружия.Последней, кто видел поэта живым, была актриса Вера Полонская (подруга поэта).

Вокруг самоубийства В.В. Маяковского до сих пор ходят слухи и легенды — доподлинно неизвестны причины. Согласно официальной версии, поводом стали проблемы «личного порядка». Однако до сих пор не исключена версия убийства. В последние годы жизни в творчестве поэта было заметно разочарование во власти, энтузиазм и восторг убавились. Спорно и появление предсмертной записки, которая была написана карандашом — ведь именно карандашом проще всего подделать почерк. В протоколе письмо не упоминается, оно есть лишь в итоговом заключении по делу.

Личная жизнь поэта

Летом 1915 года Владимир Маяковский знакомится с семьей Бриков — Лилей Юрьевной и Осипом Максимовичем, которые занимались доходным, по тем временам, коралловым бизнесом. Вскоре поэт безоглядно влюбляется в молодую Лилю, знакомит со своими друзьями-литераторами. Б. Пастернак, В. Каменский, Д. Бурлюк, М. Горький, В. Шкловский, другие знаменитые писатели и художники становятся частыми гостями этого богемного салона. В этом же году Маяковским была написана поэма «Облако в штанах».

Маяковский был довольно резким и грубым человеком. Но в то же время с нежностью и безграничной любовью относился к Лиле Брик. Он долгое время дружил с этой семейной парой, а затем вообще переехал к ним в дом. Как ни странно, Осип, муж Лили, никак не отреагировал на развитие бурного романа, он корректировал произведения Маяковского и продолжал с ним профессиональное сотрудничество. Осип Брик в молодости получил юридическое образование, но стал известным литератором и критиком.

Маяковский, сохраняя свою любовь к Лиле Брик на протяжении длительного времени, все же имел отношения и с другими дамами. Импозантный, высокий красавец с одного взгляда мог влюбить в себя не только молоденьких девиц, но порой и серьезную замужнюю женщину. Он не был официально женат. Но дети все-таки у него были.

В 1920 году Владимир Маяковский работал в «Окнах РОСТа», где и познакомился с миловидной художницей Лилей (Елизаветой) Лавинской. Она была замужем, однако увлеклась поэтом и 21 августа 1921 года родила сына, которому дали двойное имя — Глеб-Никита. Поскольку поэт никогда не интересовался детьми и не претендовал на отцовство, ребенка записали на фамилию мужа Елизаветы, Антона Лавинского. Несмотря на определенные сложности в семье, Глеб-Никита окончил Суриковский институт и стал скульптором-монументалистом. Одна из самых известных его работ — памятник Ивану Сусанину, который воздвигли в Костроме в 1967 г.

В середине двадцатых годов Маяковский уезжает в Америку, где выступает с чтением своих произведений и навещает друга Давида Бурлюка. В это же время знакомится с русской эмигранткой Элли Джонс (настоящее имя Елизавета Зиберт), которая стала для него милой спутницей и переводчицей. Отношения между ними были очень серьезными, поэт хотел жениться и создать настоящую семью. Но затем все изменилось. Однако Элли Джонс родила от него дочку, Хелен-Патрисию Джонс, с которой Маяковский несколько лет спустя встретился во Франции.

Вы здесь

Главная » Литература » Причина смерти Маяковского и Есенина.

04
дек
2010

Причина смерти Маяковского и Есенина.

Причина смерти Маяковского и Есенина
Мы помним, чего стоила Маяковскому его преданность делу революции. Выстрел в сердце поставил точку над решением всех проблем. А ведь незадолго до этого были написаны стихи «Сергею Есенину», в которых поэт с горечью от утраты сказал:
В этой жизни
помереть
не трудно.
Сделать жизнь
значительно трудней.

Есть какая-то трагическая связь между смертями двух больших русских поэтов. Оба любили, сопротивлялись жизненным обстоятельствам, творили, оба покончили жизнь самоубийством. Почему? Что их заставило принять такое решение?

Причинами самоубийства Маяковского считают следующие: неразделенная любовь, проигнорированная правительством авторская выставка «20 лет работы», одиночество, болезнь горла. Всё это, по официальной версии, привело к добровольному уходу из жизни. Неубедительно. Если бы все уходили из жизни по этим причинам, тогда бы весь мир уже давно превратился в кладбище. У кого горло не болело? Кто не чувствует себя одиноким? Чьи трудовые заслуги высоко оценены? Вряд ли найдется человек, который на все вопросы ответит положительно. Нет, причина кроется в чем-то другом. В том, без чего человек не мыслит своей жизни. В чём же? Попытаемся разобраться.

О смерти Есенина до сих пор ходит множество слухов. В последнем биографическом фильме о поэте с Сергеем Безруковым в главной роли выдвигается версия, что убийство было выполнено по приказу НКВД. Создание подобного многосерийного детектива – дань моде и спросу потребителя. Упадочнический поэт, «московский озорной гуляка», хулиган Сергей Есенин якобы мешал строительству социализма. Думаю, версия ошибочная, и у этой смерти другая причина, которую надо искать в стихах самих поэтов.

Для того чтобы отыскать её, нужно проникнуться творчеством поэтов, понять, чем они жили и дышали и без чего не представляли своей жизни.
Маяковский – пламенный трибун, оратор, агитатор революции:
Грудью вперед бравой!
Флагами небо оклеивай!
Кто там шагает правой?
Левой!
Левой!
Левой!
Клятвой в любви к Родине звучат его слова: «Читайте, завидуйте, я – гражданин Советского Союза!» Верой в светлое будущее страны проникнуты строки:
Я знаю –
город
будет,
я знаю –
саду
цвесть,
когда
такие люди
в стране
в Советской
есть!
И эти: «Отечество славлю, которое есть, но трижды – которое будет!»

Совсем другие интонации звучат в творчестве Есенина, певца рязанских просторов:
Тебе одной плету венок,
Цветами сыплю стежку серую.
О Русь, покойный уголок,
Тебя люблю, тебе и верую.

Интонации другие, а суть – одна: Родина, Россия. Только веруют в нее поэты по-разному.
Маяковский – за новую Россию, Есенин – за Русь уходящую. О разном поют? Вовсе нет. Боль у них общая – судьба России, любовь к ней, искренняя, до боли в сердце, до невозможности жить с неразделённой любовью. Если человек любит всеми силами своей души, как могут любить поэты, то жизнь без любви для них ничего не стоит. Офелия бросилась в озеро из-за неразделённой любви, а не потому, что Гамлет убил её отца Полония и брата Лаэрта. Как это ни прискорбно звучит, но смерть родных она бы пережила, а вот без любви Гамлета не видела смысла жить. Так и Маяковский с Есениным любили Россию, но … Глашатай революции разочаровался в сталинских «свершениях», понял, что его Россию губят, а он не в силах её спасти. Понял, что обмануты надежды, что нет и не будет той Родины, о которой мечтал в стихах. Выход был найден один – выстрел в сердце.

Есенин тоже потерял любимую Русь:
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты – в ризах образа…
Не видать конца и края –
Только синь сосет глаза.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!» —
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою»

Поэт не понимал и не принимал социалистического строительства с его индустриализацией и электрификацией, чувствовал себя лишним и ненужным в «буднях великих строек». Его Русь уходила от него. А как жить без неё? Без любимой – хоть в петлю! Вот вам и вся разгадка причины смерти.
Маяковский и Есенин – такие разные… А любовь у них – одна: Родина, Россия. От невозможности жить без неё, от осознания того, что над ней глумятся, что она уже потеряна, что не в силах что-либо изменить в сложившихся обстоятельствах, поэты приняли решение уйти из жизни. Только смерть могла унять их невыносимую боль за Отечество, спасти от одиночества и отчаяния.

«Сегодня сидишь вот, сердце в железе»

(«Лилечка», 1916 г.)

Владимир Маяковский и Лиля Брик. 1915 год. Фото: Википедия

Лилю Брик часто называют музой Маяковского, но в целом сложность отношений четы Брик и поэта почти не поддается описанию. Познакомились они еще до революции, в 1913 году. Тогда Брики ни о какой поэзии не думали, занимались бизнесом, и вряд ли двадцатилетний Маяковский (который к тому же совсем недавно отсидел в тюрьме по политическому делу), писавший не слишком понятные стихи, произвел на приземленных предпринимателей серьезное впечатление. Но в итоге их отношения продолжались до самой смерти поэта и были весьма противоречивыми, их не упростил даже развод Лили и Осипа в 1925 году.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий