Макс вебер: основные идеи и воззрения

История жизни Карла Мария фон Вебера

После новых приступов болезни Вебер уезжает на курортное лечение и из Бад-Либвердна часто пишет Каролине Брандт, ставшей его ангелом-хранителем. После многочисленных ссор влюбленные, наконец, обрели взаимное согласие. 

Освобождение Берлина после лейпцигского поражения Наполеона неожиданно пробудило в композиторе патриотические чувства. Он сочиняет музыку к «Дикой охоте Лютцова» и «Песне меча» из сборника стихов Теодора Кернера «Лира и меч». 

Однако вскоре он впал в депрессию, вызванную не только новыми приступами болезни, но и серьезными разногласиями с Брандт. Вебер склоняется к тому, чтобы покинуть Прагу, и лишь тяжелая болезнь директора театра Либиха задержала его в Чехии. 

19 ноября 1816 года в жизни композитора произошло большое событие — он объявил о своей помолвке с Каролиной Брандт. Воодушевленный, он за короткий срок пишет две сонаты для фортепьяно, большой концертный дуэт для кларнета и фортепьяно и несколько песен. 

В конце 1817 года Вебер вступает в должность музыкального директора немецкой оперы в Дрездене. Наконец-то он остепенился и не только стал вести оседлый образ жизни, но и навсегда покончил со своими все более изнурительными любовными связями. 4 ноября 1817 года он женился на Каролине Брандт. 

В Дрездене Вебер написал свое лучшее произведение — оперу «Вольный стрелок». Впервые он упомянул об этой опере в письме тогда еще невесте Каролине «Сюжет подходящий, жуткий и интересный». Однако 1818 год уже заканчивался, а работа над «Вольным стрелком» почти не начиналась, что и неудивительно, ведь он имел 19 заказов от своего работодателя — короля. 

Каролина ждала ребенка и была на последнем месяце беременности не совсем здорова. После долгих мучений она родила девочку, а Карл едва успевал выполнять заказы. Едва он закончил мессу ко дню чествования королевской четы, как поступил новый заказ — оперу на тему сказок «Тысячи и одной ночи». 

В середине марта Вебер слег, а через месяц умерла его дочь. Каролина пыталась скрыть от мужа несчастье. 

Вскоре она и сама тяжело заболела. Тем не менее, Каролина поправилась гораздо быстрее мужа, который впал в настолько глубокую депрессию, что не мог писать музыку. Удивительно, но лето получилось продуктивным. В июле и августе Вебер много сочинял. Только вот работа над «Вольным стрелком» никак не продвигалась вперед. Новый, 1820 год снова начался несчастьем — у Каролины случился выкидыш. Благодаря друзьям композитор сумел преодолеть кризис и с 22 февраля приступил к завершению «Вольного стрелка». 3 мая Вебер смог гордо заявить «Увертюра «Невесты охотника» завершена, а вместе с ней и вся опера. Честь и хвала Господу». 

Премьера оперы состоялась 18 июня 1821 года в Берлине. Ее ждал триумфальный успех. Бетховен с восхищением сказал о композиторе «В общем мягкий человек, я от него этого никак не ожидал! Теперь Вебер должен писать оперы, только оперы, одну за другой». 

Между тем здоровье Вебера ухудшалось. Впервые у него пошла кровь горлом. 

В 1823 году композитор завершил работу над новой оперой «Эврианта». Его беспокоил невысокий уровень либретто. Премьера оперы, тем не менее, в целом прошла успешно. Зал восторженно принял новую работу Вебера. Но успех «Вольного стрелка» повторить не удалось. 

Дрезден. Могила Карла Марии фон Вебера и его семьи

Болезнь стремительно прогрессирует. Композитора преследует непрекращающийся изнурительный кашель. В невыносимых условиях он находит силы для работы над оперой «Оберон». 

1 апреля в лондонском «Ковент-Гардене» состоялась премьера «Оберона». Это был беспримерный триумф Карла Марии фон Вебера. Публика даже вынудила его выйти на сцену — событие, которое до тех пор не случалось в английской столице. 

Переводы

  • (перевод — 1946) ISBN 0-19-500462-0
  • Теория Социально-экономической Организации (перевод Толкотта Парсонса тома 1 Экономики и Общества) (оригинальный — 1915?, перевод — 1947)
  • Макс Вебер на методологии общественных наук (перевод 1949)
  • Общая Экономическая История — Социальные Причины Распада Древней Цивилизации (оригинальный — 1927, перевод 1950)
  • (перевод — 1951)
  • Древний иудаизм (оригинальные 1917-1920, часть Gesammelte Aufsatze zur Religionssoziologie в 1920-1921, перевод — 1952)
  • Макс Вебер на законе в экономике и обществе (перевод — 1954)
  • Город (оригинальный — 1921, перевод — 1958)
  • (перевод — 1958)
  • Рациональные и социальные фонды музыки (перевод — 1958)
  • Три типа законного правила (перевод — 1958)
  • Фундаментальные понятия в социологии (перевод — 1962)
  • Аграрная социология древних цивилизаций (перевод — 1976)
  • Критический анализ Stammler (перевод — 1977)
  • (перевод — 1978)
  • На здании обаяния и учреждения (перевод — 1994)
  • (перевод — 1994)
  • Российские Революции (оригинальный — 1905, перевод — 1995)
  • Эссе в экономической социологии (перевод — 1999)

Переводы неизвестной даты:

  • Roscher и Knies и логическая проблема исторической экономики (оригинальный? — 1903-1905)
  • Социология сообщества (перевод-?)
  • Социология религии (перевод-?)
  • (перевод-?)
  • Отклонение и значение мира (перевод-?)
  • Объективность социологического и социально-политического знания, (оригинальный? — 1904)
  • Политика как призвание, (оригинальный? — 1918)
  • Наука как призвание,
  • Социология Rulership и Religion, (перевод-?)
  • Протестантские секты и дух капитализма,

Макс Вебер: социология власти

Первое, на чем следует остановиться, – это определение государственной власти, предложенное Вебером. По Веберу, это институт, обладающий монополией на применение силы. В своем научном труде «Политика как призвание и профессия» он уточнял, что насилие не  единственное, но специфическое  средство государства и что в наступившую эпоху отношение государства к насилию «особенно интимно». Если в древние и менее цивилизованные периоды истории физическое насилие было обычным делом, то сейчас право на физическое насилие выдается различным структурам или отдельным лицам в той мере, в какой государство допускает такое насилие .

Другими словами, единственным источником прав на насильственные действия является государство. Далее Макс Вебер в теории выделял 3 типа политической власти.

Типы политической власти:

  1. Харизматический.
  2. Традиционный.
  3. Рационально-легальный.

По Веберу, харизматический тип власти очень нестабилен и потому мигрирует в более четкие форматы. Традиционный тип тоже не вполне устойчив и часто уходит в прошлое путем революций. На определенной стадии развития социум всегда приходит к рационально-легальному виду власти, который предполагает государственный менеджмент и институт госслужбы.

В своем научном труде «Хозяйство и общество» Макс Вебер выделил разные виды управления на уровне государства . Однако в контексте социологии власти нас интересуют исследования Вебером бюрократии и чиновничьего аппарата как социального института. Бюрократизация, по Веберу, является действенным и более рациональным, чем прочие, вариантом менеджмента больших территорий. Это ключевой признак рационально-легального вида власти. Чтобы бюрократизация произошла, а чиновничество сформировалось как государственный институт, нужны определенные условия.

Основные предпосылки возникновения бюрократии:

  • Увеличение подведомственной территории и численности подконтрольного населения.
  • Увеличение сложности управленческих задач.
  • Формирование монетарной экономики.

В идеале, государственное управление должно иметь четкую иерархию, строго определенные компетенции для каждого госслужащего, четко прописанные правила (протоколы) работы. Само же чиновничество должно проходить специальную подготовку и обучение.

В то же время, признавая бюрократический аппарат наиболее эффективным средством организации государственной власти, Вебер видел в нем риск для соблюдения свобод отдельного гражданина. Поэтому для создания системы сдержек и противовесов обществу нужны авторитетные политики и мощный класс предпринимателей.

При этом Вебер вовсе не говорил, что политик обязан разделять все постулаты христианской этики. Более того, он полагал, что в политике не место праведникам, потому что тут должна превалировать этика убеждений и этика ответственности за собственные действия .

К слову, в какой-то степени подобный подход он считал уместным и для науки. До сих пор ходит байка, что перед началом своей лекции «Наука как призвание и профессия» в университете Мюнхена Вебер спросил у аудитории, есть ли кто-то, кто идет в науку, чтобы спасти Отчество и сделать мир лучше? Всех поднявших руку ученый цинично удалил из аудитории, заявив, что таким людям в науке не место .

Макс Вебер и его теория бюрократии по сей день вызывают интерес научной общественности. Так, ученых интересует проблема ограничения власти бюрократии в контексте взглядов Вебера , а также вклад теории бюрократизации Вебера в парадигму индустриального общества .

Это далеко не полный список интеллектуального наследия, оставленного великим ученым Максом Вебером и сохранившего актуальность по сей день. Заметим, что сгенерировать такой огромный массив знаний можно лишь при условии, что вы много читаете и нестандартно мыслите. Нестандартно мыслить можно научиться на нашей программе «Когнитивистика. Развитие мышления», где вы сможете освоить новые приемы мышления и применить их на практике.

Мы не обещаем, что после нашего курса вы станете великим ученым и оставите масштабное интеллектуальное наследие. Но если вы хотите получить шанс на то, что ваши мысли будут интересны кому-то, кроме вас, их нужно формулировать и фиксировать. Конечно, кто-то может привести в пример Сократа, который не записывал свои мысли, потому что это делает более слабой память. Однако эта умная мысль дошла до потомков только потому, что ее записал Платон.

А в заключение предлагаем пройти небольшой тест по теме статьи:

Мы желаем вам быть решительней на пути к знанию и истине. И обязательно делиться нестандартными мыслями с другими людьми!

Политика и правительство

Примерно в то время, когда он публиковал свою работу о протестантской этике, немецкая культура среднего класса, в которой воспитывался Вебер, испытала первые спазмы распада. Протестантская мораль, принятая им в качестве неотъемлемой судьбы, подверглась нападению со стороны молодежного движения, авангардных литературных кругов, в центре которых были поэт Стефане Георге, неоромантик Фридрих Ницше и Зигмунд Фрейд, а также славянских культурных идеалов, примером которых являются произведения Льва Толстого и Федора Достоевского. Немецкий философ провел решающее разграничение между харизматическими, традиционными и правовыми формами власти, что нашло отражение в позже опубликованной работе Вебера «Политика как призвание и профессия».

Харизматическая власть или харизма относится к дару духовного вдохновения, лежащему в основе власти религиозных пророков или экстраординарных политических лидеров. В изучении харизмы Вебер касался тем, которые впервые затронул Ницше.

Детство

Макс появился на свет через год после того, как его родители заключили брак. После него в семье родилось ещё восемь детей, из которых две девочки умерли в младенчестве, а зрелого возраста достигли четыре брата и две сестры. Брат Альфред также стал знаменитым философом, экономистом и социологом.

Мама очень тяжело рожала Максимилиана, в результате чего у неё появился жар, и своего первенца она не смогла кормить грудью. Новорождённого мальчика вскормила другая женщина – жена столяра, социал-демократа.

С ранних лет ребёнок рос на удивление самоудовлетворённым и погружённым в свои игры. Казалось, что ему никто не нужен. Он всегда играл в одиночестве, а взрослые, наблюдая за ним, поражались, как дитя двух с половиной лет от роду выстраивает из чурок вокзал, ставит в него поезд с пассажирами и маленькими вагончиками, бумажными полосками имитирует пар. Так он мог играть часами и при этом что-то беспрерывно болтать.

Вскоре ребёнка настигла опасность: он переболел односторонним менингитом. Его жизнь висела на волоске, малышу грозила водянка головного мозга, слабоумие или смерть. Мать не отходила от мальчика ни на шаг, жертвуя другими детьми. Болезнь привела к тому, что Макс стал вести ещё более затворнический образ жизни из-за постоянных судорог, нервных страхов и приливов крови. Когда маленькому Веберу было пять лет, семья поехала на море в Боркум. Мать хотела укрепить здоровье сына, пыталась заносить его в воду на руках. При этом ребёнок поднимал такой душераздирающий крик, что курортники требовали немедленно прекратить эту процедуру.

В 1869 году семейство Веберов переехало в Берлин, куда отца пригласили на должность оплачиваемого члена городского совета. Здесь началась его бурная парламентская деятельность, бесконечные заседания, поездки, путешествия.

Наука и социология

Помимо юриспруденции Макса Вебера интересовала и социология, а точнее, социальная политика. Ученый даже присоединился к «Союзу социальной политики», где с единомышленниками изучал интересующие его моменты.

Основные идеи членов общества базировались на главном принципе: по их мнению, экономическую науку нужно рассматривать как инструмент, который позволяет решать социальные проблемы в обществе текущей эпохи. В то же время Вебер вплотную занялся и политикой, присоединившись к левоцентристской партии.

Портрет Макса Вебера

В 1984-м Макс Вебер перебрался во Фрайбург, где стал преподавать экономику в университете. Параллельно ученый собрал вокруг себя интеллектуалов того времени, образовав так называемый «круг Вебера», куда вошли, пожалуй, самые интересные персоны того времени: Марк Блок, Роберт Михельс, Вернер Зомбарт и другие.

Также Макс Вебер продолжил изучать экономику и историю права в разрезе социологии и социальных теорий. Примерно в то время и появилось понятие понимающей социологии, предложенное Вебером.

Социолог Макс Вебер

В 1897-м Макс Вебер серьезно поссорился с отцом, а спустя два месяца тот умер, так и не помирившись с сыном. Это горе серьезно повлияло на психику Макса Вебера, ученый впал в депрессию, стал страдать из-за бессонницы и постоянного нервного напряжения. Вебер перестал преподавать и несколько месяцев провел в санатории, а затем на два года отправился в Италию, откуда возвратился только весной 1902 года.

Примечательно, что ученый подробно описал свои страхи, расстройства и начавшиеся отклонения в психическом состоянии, однако его супруга уничтожила эти записи, побоявшись, что они могут стать причиной запрета остальных трудов мужа.

Книги Макса Вебера

В 1903 году Макс Вебер оправился от потрясения, вызванного смертью отца, и вернулся к научной работе, однако преподаванию предпочел пост помощника редактора в научном журнале. Годом позднее в том же издании Вебер опубликовал свой ключевой труд, получивший название «Протестантская этика и дух капитализма», посвященный взаимодействию культуры и религии, а также их влиянию на становление экономической системы.

Деятельность Союза социальной политики разочаровывала ученого, и в 1909 году Макс Вебер вышел из состава этой организации и вместе с Георгом Зиммелем, Вернером Зомбартом, Рудольфом Голдшидом основал собственную «Немецкую социологическую ассоциацию», став ее первым казначеем и идейным вдохновителем.

Макс Вебер

Тремя годами позднее Вебер покинул и эту организацию, попытавшись организовать собственную политическую партию. Идеей Макса Вебера стало объединение либералов и социал-демократов, однако это начинание обернулось провалом.

В самом начале Первой мировой Макс Вебер отправился на фронт добровольцем, где организовывал полевые госпитали и армейские больницы. Фронтовые дни изменили взгляды ученого на экспансию Германии. Если изначально Вебер поддерживал политику кайзера, то некоторое время спустя стал одним из ее ярых критиков.

Последнее фото Макса Вебера

Также Макс Вебер выступал за демократизацию политической системы в Германии, введение всеобщего избирательного права и конституционные реформы, в частности, введение института президентства в противовес существующей бюрократии. Также Вебер выдвигал собственную кандидатуру на парламентских выборах, однако не набрал необходимого количества голосов в поддержку.

В 1919 году Макс Вебер, разочаровавшись в политике, возвратился к преподаванию. Последние лекции ученого позднее были собраны под обложками книг «Наука как призвание и профессия» и «Политика как призвание и профессия». Однако далеко не все взгляды Вебера были встречены с одобрением: некоторые его воззрения на текущую политику, легитимность власти, а также на события Ноябрьской революции собрали под окнами ученого демонстрацию правых.

Странствующее музыкальное детство Вебера

Карл Мария Фридрих фон Вебер родился в небольшом городе Эйтине в Голштинии, на севере Германии, 18 декабря 1786 года в семье страстного любителя музыки, антрепренера странствующих драматических трупп Франца Антона Вебера.

Детские годы будущего композитора были тесно связаны с обстановкой и атмосферой кочующего провинциального немецкого театра, что в дальнейшем определило, с одной стороны, интерес композитора к музыкально-драматическим жанрам, а с другой — профессиональное знание законов сцены и тонкое ощущение специфики музыкально-драматического искусства.
В детстве Вебер проявлял равный интерес и к музыке и к живописи

Первое знакомство Вебера с музыкой осуществлялось под руководством отца и старшего брата Эдмунда. В раннем детстве будущий композитор проявлял равный интерес и к музыке, и к живописи. Несмотря на трудности, возникавшие в связи с частыми переездами семьи из одного города в другой, Франц Антон Вебер стремился дать сыну профессиональное музыкальное образование.

В 1796 году в Хильдбургхаузене Карл Мария брал уроки игры на фортепиано у И. П. Гейшкеля, в 1797 и в 1801 году в Зальцбурге изучал основы контрапункта под руководством Михаила Гайдна, в 1798—1800 годы в Мюнхене занимался композицией с придворным органистом И. Н. Кальхером и пением у И. Е. Валези (Валлисхаузера).

В 1798 году под руководством Михаила Гайдна Вебер написал шесть фугетт для клавира — первый самостоятельный опус композитора. Вслед за этим последовал большой ряд новых сочинений в разных жанрах:

  • шесть вариаций на оригинальную тему
  • двенадцать аллеманд и шесть экосезов для клавира
  • большая юношеская месса Es-dur
  • несколько песен для голоса с фортепиано
  • шуточные каноны для трех голосов
  • опера «Сила любви и вина» (1798)
  • незавершенная опера «Немая лесная девушка» (1800)
  • зингшпиль «Петер Шмолль и его соседи» (1801), получивший одобрение Михаила Гайдна

Большой сдвиг в творческом развитии композитора наступил в 1803 году, когда после скитаний по многим городам Германии Вебер приехал в Вену, где встретился с известным музыкальным педагогом аббатом Фоглером. Последний, заметив пробелы в музыкально-теоретическом образовании Вебера, потребовал от юноши большого кропотливого труда. В 1804 году, по рекомендации Фоглера, семнадцатилетний Вебер получил место директора музыки (капельмейстера) в бреславльском оперном театре. С этого момента наступил новый период (1804—1816) в жизни и творчестве композитора.

ВЕБЕР Максимилиан Карл Эмиль

Страница 1 из 13

ВЕБЕР Максимилиан Карл Эмиль, известный как Макс Вебер  (1864–1920 гг.) – немецкий социолог, философ, историк, политический экономист, основатель влиятельного течения в социологии религии. Родился в Эрфурте, центральном городе Тюрингии, был первым из семи детей состоятельного и известного государственного служащего, члена Национальной либеральной партии, ярого шовиниста и поклонника канцлера Отто фон Бисмарка (1815–1898 гг.). Он несколько раз избирался депутатом прусского ландстага, а позже добрался и до имперского парламента – рейхстага, где стал одним из руководителей либеральной фракции. Мать была женщиной строгой и глубоко верующей, имела в числе прочих французские гугенотские корни (хотя наиболее известный её предок – генералиссимус Альбрехт фон Валленштейн – прославился как защитник католической веры), в течение всей жизни выражала преданность своим моральным принципам. Характер занятий отца предопределил политическую и академическую природу семейных дискуссий (салон чиновника собирал множество видных учёных и общественных деятелей). Однако атмосфера в семье была наполнена не только интеллектуальными дискуссиями, но очень запутанными личными отношениями, что не только способствовало развитию Макса Вебера и его брата Альфреда (также ставшего исследователем в области социологии), но и повлияло на его здоровье и характер творчества. В 1869 г. семья Веберов переехала в Берлин и поселилась в одном из пригородов столицы – Шарлоттенбурге. В раннем детстве Макс заболел менингитом; вынужденное затворничество развило в нём созерцательность, которая с годами переросла в страсть к чтению и литературным опытам. Учёба сначала в частной школе, а затем в одной из берлинских классических гимназий отнюдь не сделала его более общительным. Хотя отношения с товарищами и преподавателями складывались вполне нормально, царившая в этих заведениях почти военная дисциплина ему явно не нравилась. Большую часть времени Макс посвящал чтению, а на Рождество 1876 г. подарил родителям два исторических эссе: «О направлении германской истории, с особым указанием на фигуры Императора и Папы Римского» и «О римском имперском периоде, от Константина до переселения народов» (по другим источникам, «Размышления о национальном характере, развитии и истории индогерманских народов»). Но занятия с учителями не производили на него никакого впечатления и были для него скучными. В то время как преподаватели выражали возмущение столь непочтительным поведением, Макс тайно прочитал все сорок томов полного собрания сочинений Иоганна Вольфганга фон Гёте (1749–1832 гг.), а ещё до поступления в университет познакомился с большим числом произведений других классиков. В 1882 г. он поступил на юридический факультет Гейдельбергского университета (одного из самых престижных в стране), кроме юриспруденции изучал ещё историю и теологию, колеблясь между карьерой политика и учёного, затем (после годичной службы в армии) был переведён в Берлинский университет. Пишут, что его студенческая жизнь была похожа на жизнь любого нормального немецкого «бурша» – с вечеринками и потасовками, и первые несколько лет студенческой жизни будущий учёный с мировым именем провёл «употребляя пиво и занимаясь фехтованием». Он с неизменным энтузиазмом посещал военные сборы, но всё-таки избрал карьеру учёного. Исследователи полагают, что на принятие этого решения повлияла семья сестры его матери. Ида и Генрих Баумгартены жили в то время в Страсбурге, и Макс часто бывал в их доме (однако отец не приветствовал эту дружбу и даже воспользовался своими связями, чтобы ускорить присвоение сыну офицерского звания). В это время отношения между родителями стали более напряжёнными: отец был склонен к «земным наслаждениям», а мать по-прежнему непреклонно следовала догмам кальвинизма и «стремилась вести аскетическую жизнь». Во время семейных ссор Макс всё чаще становился на сторону матери, постепенно отстраняясь от отца. Одновременно с обучением в университете он работал в качестве младшего адвоката, в 1886 г. сдал экзамен, позволявший ему официально заниматься данным видом деятельности.

<< Первая < Предыдущая 1 Следующая > Последняя >>

Строение оперы и ее музыкальные особенности

«Вольный стрелок» начинается с увертюры, в которой преобладают плавные мелодии валторн. Перед зрителем рисуется таинственная романтическая картина леса, слышится поэзия древних охотничьих сказаний. В основной части увертюры описывается борьба противоположностей. Заканчивается вступление торжественно-величественной кодой.

Действие первого акта разворачивается на фоне массовых жизнерадостных сцен. Мы видим картины крестьянских праздников, прекрасно воссозданные благодаря хоровой интродукции, народным музыкальным мотивам. Мелодия звучит так, как будто ее действительно играют деревенские музыканты, а деревенский незатейливый вальс отличается простотой и наивностью.

С праздником резко контрастирует ария егеря Макса, которая полна тревоги и смятения. А в застольной песне второго егеря Каспара отчетливо слышится острый ритм, побуждающий к стремительным действиям.

Второй акт разделяется на две картины, контрастирующие друг с другом. В первой части мы слышим сначала беспечную ариетту Анхель, которая служит для оттенения душевной чистоты и глубины чувств ее подруги Агаты. Картина наполнена чередованием песенных мелодий и выразительных речитативов, которые помогают глубже понять девичьи переживания. Заключительная часть наполнена радостью, светом и блеском.

Однако уже во второй картине начинает возрастать драматическое напряжение. И основная роль здесь отдана оркестру. Аккорды звучат необычно, глухо и мрачно, наводя ужас, а партия скрытого от зрителей хора усиливает таинственность. Веберу удалось добиться потрясающе правдоподобного музыкального изображения разгула нечисти и демонических сил.

Третий акт также разделен на две картины. Первая погружает зрителя в спокойно-идиллическую атмосферу. Партия Агаты пронизана поэтичной светлой тоской, а хор подружек окрашен в мягкие тона, в которых чувствуются национальные мотивы.

Вторая часть открывается хором охотников, сопровождающимся звуком охотничьих рожков. В этом хоре слышны народные немецкие напевы, которые позднее получили мировую популярность.

Заканчивается опера развернутой ансамблевой сценой с хором, сопровождающейся радостной мелодией, лейтмотивом проходящей через все произведение.

Рационализм и методология

Его острый интерес к социальным явлениям, таким как мистицизм, противоречащий современному миру, и лежащему в его основе рационализму, проходит параллельно с поздним пробуждением эстетических и эротических талантов Вебера. В 1910 г. после разрушения общественного порядка европейского среднего класса, он начал серию важных дискуссий с Георге и его близким учеником, поэтом Фридрихом Гундольфом. Примерно в то же время Вебер вступил во внебрачные отношения, получив, возможно, первый опыт сексуальной близости. Одно из его самых блестящих поздних эссе «Религиозные отрицания мира и их направления» содержит анализ противоречивых отношений между эротикой, аскетизмом и мистическими формами религиозности и общего процесса рационализации.

Тогда же немецкий философ попытался укрепить уважение к социологии как дисциплине, определив для нее методологию и проанализировав религиозные культуры Индии и Китая в сравнении с западной религиозной традицией. Критически важным в последний период своей биографии Макс Вебер стоически занимался рассмотрение условий и последствий рационализации политической и экономической жизни на Западе. Это было сделано в работе «Экономика и общество» (1922) и журнальных статьях.

Высокая должность

В 1803 году произошло значительное развитие в творчестве будущего создателя немецкой романтической оперы. В этот год Вебер приезжает в Вену, после длительного путешествия по всей Германии. Здесь он знакомится с очень знаменитым в то время преподавателем музыки аббатом Фоглером. Этот человек быстро отметил пробелы, существовавшие в музыкально-теоретических знаниях Карла, и взялся за их восполнение. Композитор упорно занимался и был высоко награжден. В 1804 году его, семнадцатилетнего юношу, приняли копельмейстером, то есть руководителем, в бреславльский оперный театр, благодаря протекции Фоглера. Этим событием ознаменовался новый период творчества и жизни Вебера, который включает следующие временные рамки – с 1804 по 1816.

Наука и социология

Кроме правоведения Макса Вебера интересовала и социология, а именно – социальная политика. Он вплотную увлекся политикой, примкнув к левоцентристской партии.

В 1884 г. молодой человек обосновался во Фрайбурге, где начал преподавать экономику в высшем учебном заведении. Вскоре ему удалось собрать вокруг себя самых лучших интеллектуалов, основав так называемый «круг Вебера». Макс исследовал экономику и историю правоведения под призмой социальных теорий.

Со временем, Вебер ввел термин – понимающей социологии, в которой акцент делался на понимании целей и смысла социального действия. Позже понимающая психология стала базой для феноменологической социологии, этнометодологии, когнитивной социологии и т.д.

В 1897 г. Макс рассорился с отцом, который скончался через пару месяцев, так и не помирившись с сыном. Смерть родителя негативно повлияла на психику ученого. Он впал в депрессию, не мог спать по ночам и постоянно находился в взвинченном состоянии.

В результате, Вебер оставил преподавательскую деятельность и несколько месяцев лечился в санатории. Потом он около 2-х лет провел в Италии, откуда приехал только в начале 1902 г.

В следующем году Макс Вебер пошел на поправку и смог вновь возвратиться к работе. Однако вместо преподавания в вузе он решил занять должность помощника редактора в научном издании. Через несколько месяцев в том же издании был напечатан его основной труд – «Протестантская этика и дух капитализма» (1905).

В данной работе автор рассуждал о взаимодействии культуры и религии, а также их влиянию на развитие экономической системы. В последующие годы биографии Вебер изучал религиозные течения Китая, Индии и древний иудаизм, стараясь отыскать в них причины тех процессов, которые обусловили различия между хозяйственным устройством Запада и Востока.

Позже Макс образовал собственную «Немецкую социологическую ассоциацию», став ее лидером и идейным вдохновителем

Но через 3 года он вышел из ассоциации, переключив свое внимание на основание политсилы. Это привело к попыткам объединения либералов и социал-демократов, однако проект так и не был реализован

В начале Первой мировой войны (1914-1918) Вебер отправился на фронт. В данный период биографии он занимался обустройством военных госпиталей. За эти годы он пересмотрел свои взгляды на экспансию Германии. Теперь он в жесткой форме начал критиковать политический курс кайзера.

Макс призывал к демократии в Германии, вместо процветающей в ней бюрократии. Вместе с этим, он принял участие в парламентских выборах, но не смог заручится необходимой поддержкой избирателей.

К 1919 г. мужчина разочаровавшись в политике, решив снова заняться преподавательской деятельностью. В последующие годы он издал труды «Наука как призвание и профессия» и «Политика как призвание и профессия». В последней работе он рассматривал государство в разрезе некоего института, обладающего монополией на законное применение насилия.

Стоит заметить, что далеко не все идеи Макса Вебера были положительно встречены обществом. Его взгляды в определенном смысле повлияли на развитие экономической истории, теории и методологии экономики.

Личная жизнь

Зрители и слушатели помнят Марию не только по песням, но и по скандальному разводу с бывшим мужем Парвизом Ясиновым, ради которого в 2006 году Вебер покинула группу «Тутси». Через пару месяцев после волевого решения артистка подарила мужу наследника Оскара, однако крепкую семью супруги так и не построили. Парвиз ушел от Марии к экс-солистке группы «t.A.T.u» Юлии Волковой, которая также родила ему сына Самира.

Долгое время Вебер молчала о личной жизни, и только в сентябре 2016 года поклонники узнали, что их любимица вновь вышла замуж. Избранник певицы — бизнесмен Сергей Бунин, председатель совета директоров РМГ, правая рука Владимира Киселева, он старше Марии на 8 лет. На свадьбе у влюбленных присутствовали участницы группы SEREBRO, Александра Савельева, а также все экс-коллеги Марии по группе «Тутси»: Леся Ярославская, Ирина Ортман и Анастасия Крайнова.

Мария Вебер и сын

Певица планировала первые годы в браке пожить друг для друга, а потом уже позаботиться о продолжении рода. Однако спустя 2 года, в ноябре 2018-го, стало известно, что Маша Вебер и Сергей Бунин развелись. О причинах расставания с мужем Вебер не распространялась.

Социальную жизнь харизматичная особа совмещает с работой над новыми треками, фотосессиями и съемками во всевозможных передачах. Все запечатленные моменты Вебер выкладывает в «Инстаграм».

Мария внимательно следит за фигурой. При росте 170 см она старается удерживать низкий вес (54-57 кг) благодаря занятиям спортом. Дважды в неделю певица посещает тренажерный зал и бывает у массажиста

Заботу о здоровье и красоте артистка считает важной: на сцене она всегда выглядит великолепно, что отмечают поклонники

Сочинения

  • «Hinterlassene Schriften», изд. Геллем (Дрезден, 1828);
  • «Karl Maria von Weber Ein Lebensbild», Макса Марии фон В. (1864);
  • «Webergedenkbuch» Кохута (1887);
  • «Reisebriefe von Karl Maria von Weber an seine Gattin» (Лейпциг, 1886);
  • «Chronol. thematischer Katalog der Werke von Karl Maria von Weber» (Берлин, 1871).

Концерты для фортепиано и оркестра, op. 11, op. 32; «Concert-stück», op. 79; струнный квартет, струнное трио, шесть сонат для фортепиано и скрипки, ор. 10; большой концертный дуэт для кларнета и ф-но, ор. 48; сонаты ор. 24, 49, 70; полонезы, рондо, вариации для фортепиано, 2 концерта для кларнета с оркестром, Вариации для кларнета и фортепиано, Концертино для кларнета с оркестром; andante и rondo для фагота и оркестра, концерт для фагота, «Aufforderung zum Tanz» («Invitation à la danse») и др.

Фортепианные произведения

Вариации «Шьоне Mинка»(нем. Schöne Minka), op. 40 J. 179 (1815) на тему украинской народной песни «Їхав козак за Дунай»

Оперы

  • «Лесная девушка» (нем. Das Waldmädchen), 1800 — сохранились отдельные фрагменты
  • «Петер Шмоль и его соседи» (нем. Peter Schmoll und seine Nachbarn), 1802
  • «Рюбецаль» (нем. Rübezahl), 1805 — сохранились отдельные фрагменты
  • «Сильвана» (нем. Silvana), 1810
  • «Абу Гасан» (нем. Abu Hassan), 1811
  • «Вольный стрелок» (нем. Der Freischütz), 1821
  • «Три Пинто» (нем. Die drei Pintos) — не закончена; завершена Густавом Малером в 1888 году.
  • «Эврианта» (нем. Euryanthe), 1823
  • «Оберон» (нем. Oberon), 1826

Заключение

Макс Вебер без сомнения являлся крупнейшей фигурой не только в немецкой, но и мировой гуманитарно-социальной мысли двадцатого века. Его признавали основоположником религиозной социологии, а также первопроходцем в изучении влияния религиозных идей на общественную и хозяйственную жизнедеятельность.

Долгое время его концепции считались альтернативными учению марксизма. Кроме того, он признан основоположником науки о социологии, входил в число основателей либерально-демократической партии Германии.

Следует сказать, что его знаменитый труд об идеальных типах государства является до сих пор актуальными в сфере мировой политической деятельности.

Без преувеличения Макс Вебер являлся гением своего времени, который оставил свой след в мировой научной мысли.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий