Макс вебер, немецкий социолог, основатель «понимающей социологии»

Рационализм и методология

Его острый интерес к социальным явлениям, таким как мистицизм, противоречащий современному миру, и лежащему в его основе рационализму, проходит параллельно с поздним пробуждением эстетических и эротических талантов Вебера. В 1910 г. после разрушения общественного порядка европейского среднего класса, он начал серию важных дискуссий с Георге и его близким учеником, поэтом Фридрихом Гундольфом. Примерно в то же время Вебер вступил во внебрачные отношения, получив, возможно, первый опыт сексуальной близости. Одно из его самых блестящих поздних эссе «Религиозные отрицания мира и их направления» содержит анализ противоречивых отношений между эротикой, аскетизмом и мистическими формами религиозности и общего процесса рационализации.

Тогда же немецкий философ попытался укрепить уважение к социологии как дисциплине, определив для нее методологию и проанализировав религиозные культуры Индии и Китая в сравнении с западной религиозной традицией. Критически важным в последний период своей биографии Макс Вебер стоически занимался рассмотрение условий и последствий рационализации политической и экономической жизни на Западе. Это было сделано в работе «Экономика и общество» (1922) и журнальных статьях.

Поздние работы

В 1903 г. Вебер смог возобновить научную деятельность, а наследство, полученное в 1907 г., сделало его финансово независимым. Он не преподавал до конца I мировой войны

Характер его самой важной работы после частичного выздоровления предполагает, что его длительная болезнь привела его к блестящему пониманию взаимоотношений кальвинистской морали и компульсивного труда, в отношениях между различными религиозными этиками и социально-экономическими процессами и многих других важных вопросов. Свой самый значимый труд он писал в течение 17 лет между пиком болезни и смертью

Интеллектуальную широту социологии Вебера трудно переоценить. Он превзошел достижения таких предшественников, как Карл Маркс и Эмиль Дюркгейм. Неудовлетворенный интеллектуальными традициями социальных наук и права в немецких и западных университетах, Вебер стремился разработать научный подход, который бы позволил преодолеть их недостатки. Хотя он никогда полностью не определял систематическую исследовательскую программу, объясняющую его сравнительную методологию, его очерки об историческом развитии восточного и западного обществ позволяют составить о нем общее представление

Вебер продемонстрировал, что сравнительный метод имеет важное значение, поскольку поведение институтов в обществах невозможно понять изолированно. Даже его популярная работа о связи между пуританством и развитием капитализма на Западе не может быть полностью понята без ссылки на его труды о подобных институтах – например, исследования азиатских религий и древнего иудаизма

В рамках подготовки к написанию своего главного сочинения, которое он так никогда и не завершил, немецкий философ создал идеальный тип – методологический инструмент для сравнительной социологии. Вебер, анализируя историю западных обществ, сосредоточился на рационализме как на уникальной и центральной силе, формирующей все западные институты, включая экономику, политику, религию, семью, слои общества и музыку. Эти типологии оказали решающее влияние на развитие последующих, более специализированных социологических запросов.

Речь во Фрайбурге

Кульминацией ранней научной карьеры Вебера была его инаугурационная речь во Фрайбурге 1895 года, в которой результаты его 5 лет исследований аграрных проблем Германии к востоку от Эльбы стали обвинительным актом исторически устаревшей юнкерской аристократии. Однако, по его мнению, существующие либеральные партии не могли бросить им вызов. Рабочий класс также не был готов принять ответственность на себя. Только нация в целом политически созревшая благодаря сознательной политике заморской имперской экспансии, могла привести Германию к уровню политической зрелости, достигнутому французами в революционную и наполеоновскую эпохи и англичан в ходе их имперской экспансии в XIX ​​в. В этом отношении Фрейбургская речь продвигала идеологию «либерального империализма», привлекая поддержку таких важных либеральных публицистов, как Фридрих Науман и Ханс Дельбрюк.

После смерти отца в августе 1897 г. биография Макса Вебера отмечена началом проблем с нервной системой. Его возвращение к преподаванию осенью привело к кратковременной передышке, которая закончилась в начале 1898 г. первыми признаками нервного срыва, которые сделал его неработоспособным между 1898 и 1903 годами. В течение 5 лет он периодически попадал в лечебные учреждения, страдая внезапными рецидивами после медленного выздоровления и тщетных усилий разорвать эти циклы путешествиями. В разгар болезни он оставил преподавание в Гейдельберге.

Наука и социология

Помимо юриспруденции Макса Вебера интересовала и социология, а точнее, социальная политика. Ученый даже присоединился к «Союзу социальной политики», где с единомышленниками изучал интересующие его моменты.

Основные идеи членов общества базировались на главном принципе: по их мнению, экономическую науку нужно рассматривать как инструмент, который позволяет решать социальные проблемы в обществе текущей эпохи. В то же время Вебер вплотную занялся и политикой, присоединившись к левоцентристской партии.

Портрет Макса Вебера

В 1984-м Макс Вебер перебрался во Фрайбург, где стал преподавать экономику в университете. Параллельно ученый собрал вокруг себя интеллектуалов того времени, образовав так называемый «круг Вебера», куда вошли, пожалуй, самые интересные персоны того времени: Марк Блок, Роберт Михельс, Вернер Зомбарт и другие.

Также Макс Вебер продолжил изучать экономику и историю права в разрезе социологии и социальных теорий. Примерно в то время и появилось понятие понимающей социологии, предложенное Вебером.

Социолог Макс Вебер

В 1897-м Макс Вебер серьезно поссорился с отцом, а спустя два месяца тот умер, так и не помирившись с сыном. Это горе серьезно повлияло на психику Макса Вебера, ученый впал в депрессию, стал страдать из-за бессонницы и постоянного нервного напряжения. Вебер перестал преподавать и несколько месяцев провел в санатории, а затем на два года отправился в Италию, откуда возвратился только весной 1902 года.

Примечательно, что ученый подробно описал свои страхи, расстройства и начавшиеся отклонения в психическом состоянии, однако его супруга уничтожила эти записи, побоявшись, что они могут стать причиной запрета остальных трудов мужа.

Книги Макса Вебера

В 1903 году Макс Вебер оправился от потрясения, вызванного смертью отца, и вернулся к научной работе, однако преподаванию предпочел пост помощника редактора в научном журнале. Годом позднее в том же издании Вебер опубликовал свой ключевой труд, получивший название «Протестантская этика и дух капитализма», посвященный взаимодействию культуры и религии, а также их влиянию на становление экономической системы.

Деятельность Союза социальной политики разочаровывала ученого, и в 1909 году Макс Вебер вышел из состава этой организации и вместе с Георгом Зиммелем, Вернером Зомбартом, Рудольфом Голдшидом основал собственную «Немецкую социологическую ассоциацию», став ее первым казначеем и идейным вдохновителем.

Макс Вебер

Тремя годами позднее Вебер покинул и эту организацию, попытавшись организовать собственную политическую партию. Идеей Макса Вебера стало объединение либералов и социал-демократов, однако это начинание обернулось провалом.

В самом начале Первой мировой Макс Вебер отправился на фронт добровольцем, где организовывал полевые госпитали и армейские больницы. Фронтовые дни изменили взгляды ученого на экспансию Германии. Если изначально Вебер поддерживал политику кайзера, то некоторое время спустя стал одним из ее ярых критиков.

Последнее фото Макса Вебера

Также Макс Вебер выступал за демократизацию политической системы в Германии, введение всеобщего избирательного права и конституционные реформы, в частности, введение института президентства в противовес существующей бюрократии. Также Вебер выдвигал собственную кандидатуру на парламентских выборах, однако не набрал необходимого количества голосов в поддержку.

В 1919 году Макс Вебер, разочаровавшись в политике, возвратился к преподаванию. Последние лекции ученого позднее были собраны под обложками книг «Наука как призвание и профессия» и «Политика как призвание и профессия». Однако далеко не все взгляды Вебера были встречены с одобрением: некоторые его воззрения на текущую политику, легитимность власти, а также на события Ноябрьской революции собрали под окнами ученого демонстрацию правых.

Идеальный тип

Чтобы выявить причинно-следственные связи и осмыслить поведение человека Максом Вебером был введён термин «идеальный тип». Этот идеальный тип является исксусственно-логически сконструированным термином, позволяющим выделять основные черты изучаемого социального феномена. Идеальный тип образован не абстрактными теоретическими построениями, а основан на проявлениях, имеющих место в реальной жизни. Причём, само понятие является динамическим – т.к. социум и область интересов его исследователей могут меняться, необходимо образование новых типологий, которые будут соответствовать этим изменениям.

Макс Вебер интересные факты.

Интересные факты из жизни Карла Мария фон Вебера

1. Небесный знак

В двенадцать лет Вебер сочинил свою первую комическую оперу «Сила любви и вина». Партитура оперы хранилась в шкафу. Вскоре самым непостижимым образом этот шкаф сгорел со всем его содержимым. Причем, кроме шкафа, ничего в комнате не пострадало. Вебер воспринял этот случай как «знак свыше» и решил навсегда отказаться от музыки, посвятив себя литографии.Однако несмотря на небесное предостережение, страсть к музыке не проходила и в четырнадцать лет Вебер написал новую оперу «Немая лесная девушка». Опера была впервые поставлена в 1800 году. Потом ее довольно часто ставили в Вене, Праге и даже Петербурге. После такого весьма удачного начала музыкальной карьеры Вебер перестал верить в приметы и разные «знаки свыше».

2. Завистник № 1

Нелюбовь Вебера к чужой славе была поистине беспредельна. Особенно непримирим он был к Россини: Вебер постоянно рассказывал всем, что Россини совершенно бездарен, что его музыка — всего лишь мода, о которой забудут через пару лет…- Этот выскочка Россини вообще не заслуживает даже того, чтобы о нем говорили! — сказал как-то Вебер.- Передайте ему, что меня бы это очень устроило, — отозвался на это Россинни.

3. Девиз

Девизом творчества Вебера были знаменитые слова, которые композитор попросил поместить в виде собственного автографа на выпущенной гравюре с его портретом: «Вебер выражает волю Божью, Бетховен — волю Бетховена, а Россини… волю венцев»

4. Сам себе Сальери

В Бреславле с Вебером случился трагический случай, чуть не стоивший ему жизни. Вебер пригласил друга на ужин, и в ожидании его сел поработать. Замерзнув во время работы, он решил согреться глотком вина, но в полутьме отхлебнул из винной фляги, в которой отец Вебера держал серную кислоту для гравировальных работ. Композитор упал бездыханным. Друг Вебера тем временем запаздывал и пришел лишь с наступлением ночи. Окно композитора светилось, но на стук никто не отвечал. Друг толкнул незапертую дверь и увидел безжизненно лежащее на полу тело Вебера. Рядом валялась разбитая фляга, от которой шел едкий запах. На крики о помощи из соседней комнаты выбежал отец Вебера, вдвоем они отвезли композитора в больницу. К жизни Вебер был возвращен, однако рот и горло были страшно сожжены, а голосовые связки не действовали. Так Вебер потерял свой красивый голос. Всю дальнейшую жизнь он вынужден был говорить шепотом.Одному из своих друзей он как-то сказал шепотом:- Говорят, Моцарта погубил Сальери, Я же обошелся без него…

5. К сожаленью, день рожденья только раз в году…

Вебер очень любил животных. Дом его напоминал зоосад: охотничья собака Али, серая кошка Мауне, обезьянка-капуцин Шнуф и мног птиц окружали семейство музыканта

Любимцем был большой индийский ворон -каждое утро он важно говорил композитору: «Добрый вечер».Однажды жена Каролина сделала ему поистине чудесный подарок. Специально ко дню рождения Вебера были сшиты костюмы для зверей, и наутро забавное шествие отправилось в комнату именинника — поздравлять!.

Али был превращен в слона с длинным хоботом и большими ушами, нопону ему заменяли шелковые носовые платки. За ним шла кошка, переодетая в осла, с парой домашних туфель вместо мешков на спине. Следом ковыляла обезьянка в пышном платье, у нее на голове кокетливо подпрыгивала шляпа с большущим пером…Вебер по-детски запрыгал от радости, и тут началось нечто невообразимое: он забыл про свои болячки, неудачи и даже про композиторов-конкурентов…Животные и счастливый Вебер носились по стульям и столам, а серьезный ворон бесконечное количество раз сказал всем:- Добрый вечер!Жаль, что Россини этого не видел…

6. Гадкий ангел

Когда «Волшебный стрелок» был поставлен в Праге, главную женскую партию пела Генриетта Зонтаг — очень маленькая, очаровательная и чрезвычайно робкая певица. Это была девушка ангельской красоты, однако Веберу она не слишком нравилась из-за робости и неуверенности.- Хорошенькая девочка, но пока довольно тоненькая, — разводил руками композитор.

7. Тонкости критики

В парижских газетах время от времени появлялись восторженные похвалы величайшему из величайших маэстро всех времен и народов — Веберу. Причем хвалебные статьи неизвестного автора были написаны со знанием всех тонкостей музыки композитора. И не удивительно, ведь эти дифирамбы Веберу пел… сам Вебер.

8. Маэстро и его дети

Вебер был настолько влюблен в себя, что с согласия жены трое из его четверых детей были названы именами отца-композитора: Карл Мария, Мария Каролина и Каролина Мария .

Макс Вебер статьи. Макс Вебер

Макс Вебер (1864-1920) — немецкий социолог, историк, экономист и юрист. В
своей методологии проводил разграничение опытного знания и ценностей; разработал
концепцию «понимания», по которой социальное действие объясняется через
истолкование индивидуальных мотивов, и теорию идеальных типов — абстрактных и
произвольных мысленных конструкций исторического процесса. В происхождении
западноевропейского капитализма решающую роль отводил протестантизму.

Использованы сведения примечаний к кн.: Конт-Спонвиль Андре. Философский
словарь / Пер. с фр. Е.В. Головиной. – М., 2012.

Вебер (Weber) Макс (1864— 1920) — немецкий социолог, разрабатывавший вопросы
методологии социального познания, культурологии, экономики. Большое влияние на
буржуазное обществоведение оказали его исследования по социологии религии и
исторической роли протестантизма. Социально-философская концепция Вебера
создавалась как альтернатива материалистическому пониманию истории. Он считал,
что экономика не является основой социальной жизни, напротив, формы
экономической деятельности зависят от культурных, прежде всего
религиозно-этических, факторов. Плодотворное научное исследование общества, по
Веберу, опирается на т. н. идеальные типы, которые не являются обобщением фактов
или описанием действительности, а коренятся в господствующих в обществе
ценностях и представляют собой гипотетические модели, позволяющие упорядочить
эмпирический материал. «Капитализм» — такая характерная модель, смысл которой
придает понятие духа капитализма, выражающегося в стремлении к экономической
эффективности, прибыли, рациональной организации общественной жизни. В работах
«Протестантская этика и дух капитализма» (1904—1905), «Хозяйственная этика
мировых религий» (1916— 1919) и др. Вебер обосновывает мысль, что в практическом
утверждении этих черт решающую роль сыграл протестантизм. Его историческую
заслугу Вебер видит в следующем: 1) кальвинистское понимание предопределения к
спасению избранных сделало деловой успех симптомом избранности и тем самым —
эффективным стимулом к предпринимательской деятельности; 2) протестантизм
санкционировал рационализацию производства и буржуазного политико-правового
порядка; 3) протестантская (или «пуританская трудовая») этика утвердила в
общественной практике такие типично буржуазные нормы и ценности, как
бережливость, трудолюбие, расчетливость, честность в деловых отношениях,
благоговейное отношение к собственности. Из всех мировых религий протестантизм в
наибольшей степени соответствовал духу капитализма, с чем Вебер связывает
быстрый культурно-экономический прогресс Западной Европы и США. В концепции
Вебера религия обрела характер автономного и решающего фактора исторического
развития.

Влияние понимающей социологии

Появление понимающей социологии Макса Вебера и её развитие самым серьёзным образом повлияло на западную социологию середины и второй половины XX столетия. Даже в настоящее время она является предметом бурных споров в сфере теоретико-методологических проблем социологического знания в целом. Те исходные предпосылки, которые сформулировал Макс Вебер, впоследствии развивались такими известными социологами как Эдвард Шилз, Флориан Витольд Знаненцкий, Джордж Герберт Мид и многими другими. А благодаря деятельности американского социолога Талкотта Парсонса по обобщению концепций понимающей социологии, теория социального действия послужила фундаментальной отправной точкой для всей поведенческой науки современности.

Мышление в социологии

Ранние работы Вебера были связаны с индустриальной социологией; однако, его наибольшая известность прибывает из его более поздней работы по социологии религии и социологии правительства.

Социологические теории Вебера вызвали большой переполох в социологии двадцатого века. Он разработал понятие «идеальные типы», которые являются примерами ситуаций в истории, которые могут быть использованы в качестве ориентиров для сравнения и противопоставления различных обществ..

Социология религии

В 1905 году он опубликовал свое знаменитое эссе «Протестантская этика и дух капитализма». В этом эссе он связал рост капитализма с формами накопления денег протестантами..

Он показал, как цели некоторых протестантских конфессий, в частности кальвинизма, сместились в сторону рациональных средств экономической выгоды как способа выражения того, что они были благословлены.

Он утверждал, что рациональные корни этой доктрины вскоре стали несовместимыми и более крупными, чем религиозные. Поэтому, наконец, последние были отброшены.

Вебер признал, что капиталистические общества существовали до кальвинизма. Однако это указывало на то, что религиозные взгляды не поддерживали капиталистическое предприятие, а ограничивали его..

Только протестантская этика, основанная на кальвинизме, активно поддерживала накопление капитала как знак Божьей благодати.

Религия в Китае и Индии

В своих работах «Религия Китая» (1916 г.), «Религия Индии» (1916 г.) и «Древний иудаизм» (1917–1918 гг.) Вебер представил западному миру всестороннее изучение религий в тех частях света, где царили амбиции империализма. Западные были поставлены на карту.

Этот подход анализирует основные элементы социальных институтов и исследует, как эти элементы связаны друг с другом. Его изучение социологии религии позволило новый уровень межкультурного понимания и исследований.

Социальная экономика

Вебер считал, что экономика должна быть широкой наукой, охватывающей не только экономические явления, но и неэкономические явления..

Эти неэкономические явления могут влиять на экономику (экономически значимые явления) или могут зависеть от экономических явлений (экономически обусловленные явления).

Имя, которое Вебер дал этому широкому типу экономики, было социальной экономикой. Размышления Вебера в этой области обеспечили платформу для продуктивного междисциплинарного диалога между экономистами и социологами..

стратификация

Макс Вебер сформулировал теорию стратификации трех составляющих: социальный класс, класс статуса и политический класс — концептуально разные элементы. Эти три измерения имеют последствия для того, что Вебер назвал «жизненными возможностями».

Политический класс

Относится к членству в политической сфере.

Антипозитивистская революция

Макс Вебер вместе с Карлом Марксом, Парето и Дюркгеймом был одним из основателей современной социологии. Тем временем Дюркгейм и Парето, следуя за Контом, работали в позитивистской традиции, Вебер создал и работал в антипозитивистской, герменевтической и идеалистической традициях..

В его работах началась антипозитивистская революция в социальных науках, которая подчеркнула контраст между естественными и социальными науками, в основном из-за социальных действий человека.

взносы

Вклад Макса Вебера в область социологии имел большое значение и побудил многих авторов классифицировать его как одного из великих институционалистов в этой области..

Его работа помогла социологии превратиться из академического экзотического продукта в легитимную дисциплину на университетском уровне. За тот вклад, который Вебер сделал со своими социологическими работами, его считают представителем «третьего пути»..

Третий путь — это политические подходы, которые не являются марксистскими или антимарксистскими. Эта характеристика его работы привела к тому, что Вебер стал одним из самых влиятельных социологов в истории..

Работа Вебера оказала большое влияние на последующее развитие различных социологических тем. К ним относятся религия, образование, право, организация, семья и даже этносоциология.

Теоретическая литература по социологии

Самым важным вкладом, который сделал Вебер, было теоретическое развитие социологии в его книге. Экономика и общество.  По мнению нескольких исследователей этой дисциплины, эта книга является наиболее представительной в социологии двадцатого века.

Вебер также опубликовал другие книги, которые являются ключевыми в преподавании любой программы академической социологии. Среди этих книг: Протестантская этика и дух капитализма, Социология религии и Методология общественных наук.

Рационализм в социологии

Вебер в своем объяснении человеческих отношений и значения мира и истории отмечает разницу между старой интерпретативной концепцией и его объяснением эмпирически рационального мира..

В соответствии с этим Вебер разработал конкретные концепции для исторической интерпретации. Эти понятия содержали, помимо эмпирических знаний, рациональную интерпретацию.

Именно поэтому теории Вебера отличались от традиционно метафизических интерпретаций.

Вклад в политику

Многие из вкладов Вебера в социологию были в области политики. По словам Вебера, наибольшая политическая ценность была найдена в национальном государстве, которое впоследствии вызвало несколько критических замечаний..

В нескольких своих политических идеях Вебер был назван продолжателем мысли Макиавелли..

Эти идеи были не очень хорошо приняты европейскими социологами, однако они привели к важным дебатам, которые привели к большему развитию политической социологии во всем мире..

Социология в религии

Одним из наиболее признанных вкладов Вебера в социологию является его работа по социологии в религии. Его исследования в области привели к публикации его работы «Социология религии».

Некоторые авторы, близкие к религиозной социологии, стали называть Вебера «христианским социологом». Это основано на работе, проделанной Вебером в этой области, и его уважении к религиозности..

Вышесказанное происходит несмотря на тот факт, что Вебер прямо заявил, что он не имеет большого сходства с религиозной мыслью.

Влияние в современной социологии

Вклад, который Вебер внес в социологию благодаря своим научным знаниям, по-прежнему широко используется для разработки современных социологических теорий..

В основном это объясняется тем, что теории Вебера, не намереваясь делать это напрямую, сохранили старую социологическую традицию. Именно эта характеристика его мышления определила его как представителя «третьего пути».

Личная жизнь

В 1893 году Макс Вебер сочетается браком со своей дальней родственницей по линии матери — Марианной Шнитгер. Их знакомство состоялось ещё в раннем детстве. Следует сказать, что между супругами были теплые и доверительные отношения. Марианна, как и её муж, занимаясь научной деятельностью, с легкостью вступала в дискуссии мужчин, ей были не чужды такие науки как:

  • Социология.
  • Юриспруденция.
  • Философия.
  • История.
  • Социология.
  • Право.

Она была для Вебера скорее идеологическим соратником и другом, нежели музой. Их брак был бездетным, но этот факт не мог отрицательно сказываться на их совместной жизни. Марианна всегда была рядом с Максом, знала все его работы и во многих из них принимала участие в качестве слушателя и критика. До последнего дня Марианна была со своим мужем вместе, а после его смерти издала книгу о жизни Макса. Эта книга содержала описание жизни её супруга и становления как учёного и политика. Главным достоинством этой семьи являлось духовная близость, исключительное взаимопонимание, уважение и обоюдное взаимопонимание.

С женой Марианной

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий