Казимир малевич: жизнь и творчество художника

Автопортрет


На протяжении жизни Казимир Малевич не раз создавал свои автопортреты, каждый из которых написан в своем стиле, он помогает передать эмоциональное состояние художника.

Самый необычный его автопортрет был написан незадолго до его смерти, в 1933 году. Он изобразил себя не сломленным репрессиями и тяжелой болезнью, а победителем, с гордо поднятой головой. Малевич был готов оспаривать свое право на свободу творчества.

Он одет в венецианский костюм Эпохи Возрождения, который подчеркивает революционный характер его творчества. Вместо подписи – черный квадрат, который как бы говорит о том, что Малевич верит в свою правоту.

Как Малевич понимал живопись?

«Когда пропадет привычка видеть в картинах изображение уголков природы, мадонн и бесстыдных венер, тогда только увидим чисто живописное произведение».

«Квадрат» остается в верхнем углу стены, точно так же, как иконы в русских домах, подтверждающие его превосходство перед другими картинами. Комната заполнена более чем 150 рисунками, многие из которых редко доступны для публики, распространяются на разных этапах художника, является большой выставкой на выставке. Достаточно было бы рассказать о траектории Малевича из тем сельской местности, от которой художник ушел, проходя через импрессионистическое влияние, к так называемому кубизму-футуризму и его возвращению к фигуративному после долгой паузы без живописи.

Малевич придумал термин – беспредметность. На картине мы должны видеть беспредметность, и только в этом случае картина настоящая. Потому что если видим предмет – значит, этот предмет существует в мире. Если же он существует – значит, художник не нарисовал ничего нового. Тогда зачем он вообще рисовал? Такая вот философия.

Кроме знаменитого «Черного квадрата» Малевич нарисовал еще белый и красный квадраты. Но они почему-то не стали настолько популярными.

Авторство утратило свою значимость. Произведения Малевича и его учеников, многие из которых с надписями на немецком языке, приобрели в Тейт особую комнату. Они теоретизируют и описывают утопию того момента: супрематизм как неизбежное следствие истории искусства.

Его авангард стал рассматриваться как буржуа. Казимир Малевич, его работа и его история. Казимир Малевич, увлекательная история о революционных идеалах и самой силе искусства. Казимир Малевич Северинович был русским художником и теоретиком искусства. Он родился под Киевом в Украине. Он был пионером геометрического абстрактного искусства и создателем супрематического авангардного движения. Наряду с Кандинским и Мондрианом Малевич является одним из изобретателей и теоретиков нефигуративного искусства.

Итак, смысл картин Малевича в том, что художник придумывает то, чего никогда не было и не будет. Этим он будоражит публику. Публике же нравится обсуждать, осуждать или наоборот – восхищаться. Вот поэтому к Малевичу пришла популярность, а споры о его творчестве не утихают до сих пор. Но Малевич – это не только супрематизм.

Будучи основателем супрематизма, он привел геометрический абстракционизм к своей простейшей форме, будучи первым художником, использующим абстрактные геометрические элементы. Термин «супрематизм» относится к абстрактному искусству, основанному на «превосходстве чистого художественного чувства» вместо визуального представления объектов.

Выросший в царской России, он был свидетелем Первой мировой войны и Октябрьской революции из первых рук. Его ранние эксперименты в качестве живописца привели его к изобретению супрематизма, визуального языка, охватывающего геометрические формы и яркие цвета, синтезированные работой «Черный квадрат». Одна из определяющих работ модернизма, его картина была раскрыта миру после нескольких месяцев секретности и снова спряталась почти полвека после смерти ее создателя.

Личная жизнь

В 1896 году Казимир Малевич с родителями переехал в Курск. Спустя три года 20-летний чертежник женился на дочери местного пекаря Казимире Зглейц. Свадьба оказалась двойной: на сестре Казимиры Марии женился брат Казимира – Мечислав.

В 1992 году у супругов родился первенец Анатолий (умер от тифа в 15 лет). А в 1995-м появилась дочь Галина.

Совместная жизнь пары дала трещину вскоре после рождения детей: жена считала увлечение мужа рисованием баловством. Малевич уехал в Москву, и отношения супругов ухудшились.

Казимир Малевич с дочерью

Личная жизнь не наладилась и после воссоединения семьи в Москве: Казимира забрала детей и устроилась фельдшером в психиатрической больнице в селе Мещерском в Подмосковье. Вскоре женщина влюбилась и, бросив сына и дочь на попечение коллеги, уехала с возлюбленным в неизвестном направлении.

Казимир Малевич приехал в Мещерское за детьми и познакомился с Софьей Рафалович, женщиной, на попечении которой остались дети. В 1909 году Софья и Казимир сыграли свадьбу, а в 1920-м у них родилась дочь Уна, названная в честь «УНОВИСа».

Казимир Малевич с женой Натальей

Жена поддержала увлечение мужа творчеством, взяла на себя бытовые проблемы и, пока супруг совершенствовал технику рисования, зарабатывала деньги для семьи. В 1925 году семейная идиллия закончилась: Софья умерла, оставив супруга с 5-летней Уной на руках.

Казимир Малевич через 2 года женился третий раз: его супругой стала младшая на 23 года Наталья Манченко.

Направление живописи художника

Разброс интересов Малевича был очень широк. За годы деятельности он испробовал себя в разных жанрах: начал с реализма, затем увлекся импрессионизмом, символизмом, перешел к кубизму и футуризму, смешав их в так называемый кубофутуризм. Такое разнообразие объясняется постоянным поиском себя как художника, желанием экспериментировать и создать нечто новое. И этим новым стало направление, названное Малевичем супрематизмом.

Это название пошло от латинского слова supremus, означающее «наивысший, доминирующий». Само направление изначально описывало доминирование цвета над всем остальным в живописи, отказ от ее предметности. Малевич выступал за беспредметность, так называемое чистое творчество, свободное от привязки к конкретным образам. Постепенно это новое видение искусства вылилось в желание комбинировать простейшие плоские фигуры, переходя как бы внутрь их плоскости, смещая взор на внутреннее движение фигуры. Последнее демонстрировалось в виде переходов одного тона краски в другой, с помощью разнообразных текстур и мазков.

По сути супрематизм стал во главе русского авангарда и оказал огромное влияние на целую плеяду художников, а также использовался некоторыми дизайнерами и архитекторами.

Биография Казимира Малевича

Казимир Северинович Малевич родился в украинской столице в 1878 году 23 февраля в семье управляющего заводом по производству сахара. Его отец и мать имели польское происхождение. У них было 14 детей, но лишь девять братьев и сестер художника дожили до совершеннолетия. Казимир, который был старшим ребенком, часто ездил с отцом по службе. На всю жизнь он запомнил красоту украинской природы и тяжелую жизнь крестьян.

Казимир Малевич, будущий мастер авангарда, с пятнадцати лет много рисовал, он даже поступил в местную художественную школу, но в 1896 году вместе с семьей уехал жить в Курск. Здесь он женился на дочери врача Казимире Зглейц и устроился на работу в железнодорожное управление.

С группой энтузиастов Казимир Малевич открыл в городе художественный кружок, но этих занятий ему показалось недостаточно. Уже в 1905 году он в первый раз подает документы в столичное училище живописи. Таких попыток было три, но ни одна из них не увенчалась успехом.

Перебравшись с семьей в Москву, Казимир Малевич начинает заниматься у Ивана Рерберга, основателя Московского Товарищества художников, который считался одним из важнейших лиц в столичном мире искусства. До 1910 года Казимир Малевич довольно часто демонстрирует свои произведения на мероприятиях Товарищества.

В 1909 году художник женится во второй раз на писательнице Софье Рафалович. Он много времени проводит в живописном селе Немчиновка, где находится дом его тестя. Это место авангардист впоследствии назовет своим любимым, здесь он найдет и последнее пристанище.

В 1911 году живописец выступает с речью на третьей встрече «Союза молодежи» в Питере. Еще через год его работы экспонируются на выставке «Ослиный хвост» в Москве.

Супрематизмом художник-абстракционист называл наивысший уровень развития искусства, освобожденного от всего лишнего. Впервые он использовал этот термин применительно к большой группе своих работ, выставленных на питерской экспозиции «Ноль-десять» в 1915 году. Среди почти сорока картин автора был и «Черный квадрат».

Несмотря на кажущуюся простоту этой работы, химический анализ подтвердил, что автор использовал не одну, а три краски. Все они были самодельными — жженая кость, темная охра и натуральный состав насыщенного зеленого цвета. К ним художник добавил обычный мел, чтобы избавиться от специфического глянцевого эффекта, присущего работам, выполненным масляными красками.

В 20-х годах прошлого столетия Казимир Малевич активно вел преподавательскую работу в Киеве, выставлял свои картины в Германии, России и Польше. В этот же период он женился в третий раз. В 30-х годах художник работал в Русском музее.

В 1935 году после тяжелой болезни знаменитый авангардист скончался. Его прах захоронен возле поселка Немчиновка.

Творчество

Началась полоса признания творчества Малевича. В 1911 году он участвовал в выставке «Московский салон», через несколько месяцев повез свои полотна в Петербург на выставку объединения авангардистов «Союз молодежи». В 1912 году поехал в Мюнхен на совместную выставку с немецкими экспрессионистами.

В 1915 году Казимир основал новое направление в живописи супрематизм и написал самую знаменитую картину «Черный квадрат». Отныне в своем творчестве художник использовал геометрические фигуры и минимум красок. Чаще всего в картинах встречается черный цвет, но иногда мрачная характеристика его «собственного Я» разбавлена желтыми и красными оттенками.

Самые известные работы этого направления:

  • «Скачет красная конница»;
  • «Белое на белом»;
  • «Красный квадрат»;
  • «Черный круг».

В ноябре 1917 года Малевич стал председателем «Бубнового валета». В 1918 году переехал в Петроград, где создавал декорации для театральных постановок.

С 1919 года руководил «Мастерской по изучению нового искусства супрематизма» в Москве. Затем в Витебске возглавил мастерскую Народного художественного училища.

В 1922 году его полотна были представлены на первой русской художественной выставке в Берлине.

С 1923 года назначен директором музея художественной культуры в Петрограде.

В 1924 году возглавил Ленинградский государственный институт художественной культуры.

Но с 1926 года со стороны советской власти начались гонения на представителей «реакционного» искусства. Находясь в Германии, Малевич опасался худшего и составил завещание, согласно которому его картины остались в этой стране. Художника заподозрили в шпионаже и арестовали по возвращении на родину.

В декабре 1930 года Казимир вышел на свободу. Тюрьма не сломила его, и Малевич стал посредством холста и кисти критиковать коллективизацию и раскулачивание. В его творчестве начался крестьянский цикл, ярким примером которого стала работа «На жатву (Марфа и Ванька)».

В последние годы писал портреты в жанре реализма. Осталась незаконченной его картина «Соцгород».

Творчество

В 1908 году молодой человек выпустил произведения на крестьянскую тематику, выполненные в стиле неопримитивизма: 

  • «Крестьянка с ведрами»;
  • «Жница»;
  • «Косарь»;
  • «Уборка ржи». 

Особенностью серии стали фигуры крестьян, которые прослыли простыми и сильно увеличенными. Несколько картин Малевич изобразил в кубофутуристическом духе, они завершали крестьянскую серию картин.

Спустя время будущий авангардист вошел в состав Союз молодежи. Тогда его финансовое положение было плачевным: вместо холста он начал использовать мебель. Полотна, изображенные на нескольких полочках этажерки:

  • «Туалетная шкатулка»;
  • «Станция без остановки»;
  • «Корова и скрипка». 

Два изображения были в стиле кубофутуризма, а третье – в духе алогизма. Последнее, ставшее манифестом, выступило против привычных законов искусства.

В этот период объединение приступило к постановке «Победа над Солнцем». Казимир Малевич занимался декорациями, а также нарисовал эскизы для костюмов.

На представлении полотен под названием «Трамвай В», проходившем в 1915 году, маэстро показал 16 работ. Большая часть была классическими кубофутуристическими изображениями. Однако «Композиция с Моной Лизой» явила фон белого цвета, геометрию и необычные локации изображений на картине стали новыми чертами направления.

Когда прошла выставка Казимир Малевич уже начал подготовку к следующей демонстрации. Активное развитие получили абстракции, которые позже обозвали супрематизмом, означающим преобладание. 

Истоки зародившихся черт стиля описаны в брошюре «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм», где провозглашалось перевоплощение в духовное творчество и подчеркивалось главенство цвета над живописными аспектами. Геометрия – основа стиля, на которой строились новшества в духе супрематизм.

Черный квадрат Малевича: значение картины

Изображение отличалось отсутствием сюжета. Казимир Малевич – творец, создавший уникальное искусство, в котором имя и отображение полностью совпадали. Многие достаточно негативно приняли эту картину, запретив ее относить к футуризму.

О собственных творениях он отзывался как о «здоровой форме Искусства», где нет оценочных критериев «нравится» либо «не нравится». В 1919 году прошла именная выставка творца «Казимир Малевич. Движение от импрессионизма к супрематизму».

Малевич написал 4 отличающихся по размеру «Черных квадрата». Они представлены в разных российских музеях. Один из «Черных квадратов» является закрашенным изображением. Малевич объяснил, что мысль о создании возникла, как озарение, поэтому времени искать чистый холст не было, он взял первое, что попалось под руку. Помимо этого художник утверждал, что квадрат означает чувство, а фон белого цвета – ничто.

На одной из своих первых выставок в Петербурге, Казимир Малевич повесил свое творение туда, где обычно висели иконы. Таким способом он бросил вызов публике, разделившейся на почитателей и противников нового искусства.

Даже на сегодняшний день «Черный квадрат» считается эталоном живописи, где изображение и название идет без сюжетного искажения и дополнительного смысла.

Детство и юность

Казимир Северинович Малевич родился в Киеве 23 февраля 1879 года. Биография художника загадочна и полна «белых пятен». Одни называют годом рождения будущего кубиста 1879-й, другие – 1978-й. По официальной версии Малевич родился в Киеве, но есть и те, кто склонен считать малой родиной художника белорусский городок Копыль, а отцом Казимира – белорусского этнографа и фольклориста Северина Малевича.

Казимир Малевич в молодости

Если придерживаться официальной версии, то родители крестили Казимира Малевича в середине марта 1879 года в Киевском костеле святого Александра, свидетельством чего является архивная запись в приходской книге.

Отец будущего абстракциониста – шляхтич Северин Малевич – родился в местечке Турбов Подольской губернии Российской империи (сегодня Винницкая область Украины). В Турбове Северин Антонович трудился управляющим на сахароваренном заводе промышленника Николая Терещенко. Мама Казимира Малевича – Людвига Александровна Галиновская – присматривала за домом и воспитывала многочисленное потомство: у Малевичей родилось четырнадцать детей, но до зрелого возраста дожили девять из них – пятеро сыновей и четыре дочки.

Мама Казимира Малевича Людвига Александровна

Казимир – первенец четы Малевичей. В семье общались на польском языке, но знали украинский и русский. Будущий художник считал себя поляком, но в период коренизации в анкетах записывался украинцем.

До 12 лет Казимир Малевич прожил в селе Моевка Ямпольского уезда Подольской губернии, но из-за работы отца до 17 лет по году-полтора жил в селах Харьковской, Черниговской и Сумской губерний.

Портрет Казимира Малевича

В детстве Казимир Малевич о рисовании знал мало. Интерес к холсту и краскам у подростка проявился в 15 лет, когда сын с отцом побывал в Киеве. На выставке юный Малевич увидел поразивший его портрет девочки, сидящей на скамейке и чистящей картошку. Картина стала отправной точкой для желания взяться за кисть. Заметив это, мама на день рождения купила сыну набор красок.

Увлечение Казимира рисованием оказалось так велико, что 17-летний сын упросил отца позволения поступить в Киевскую художественную школу, основанную русским художником-передвижником Николаем Мурашко. Но проучился Малевич в Киеве только год: в 1896 году семья перебралась в Курск.

Последние годы жизни

В период революции и смены власти в стране, Казимир Малевич активно поддерживал большевиков. Это позволило ему войти в число художников, которым разрешалось устраивать выставки не только на территории СССР, но и за границей. В 1927 г. Малевич решил воспользоваться привилегией и отправился в Европу, где с успехом провел выставку в Варшаве. 

Однако, в этом же году советское правительство перестало поддерживать представителей «реакционного» авангардного искусства. Испортилось отношение и к Малевичу, яркому представителю авангарда. Находясь в Берлине, художник получил приказ срочно возвращаться на родину. 

Большинство выставочных картин Малевич оставил у немецких знакомых, т. к. планировал в ближайшем будущем выставку в Париже. Но вернуться в Европу художнику было не суждено. 

По прибытии в СССР Казимир Малевича арестовали по обвинению в шпионаже, он пробыл в заключении 3 недели. Хотя после освобождения художник получил возможность провести персональные выставки в Москве и Киеве, гонения на него не прекратились. 

В 1930 г. Казимир Малевич попадает в тюрьму уже на 3 месяца. Неволя не сломила художника. Но его мировоззрение изменилось. Он постепенно отходит от супрематизма и абстракционизма, возвращаясь к пейзажам и портретам в жанре традиционного реализма.


Автопортрет

В 1933 г. у Казимира Севериновича обнаружили рак предстательной железы. Работать он больше не мог. Пенсию от Союза художников Малевичу не платили, потому умирал он в нищете. Но художник не был брошен и одинок. Рядом с ним находились любимые женщины: мать, жена, дочери Галина и Уна. 15 мая 1935 г. Казимира Малевича не стало.

Похоронить себя эксцентричный художник просил в гробу в форме креста. Пожелание не было исполнено, тело кремировали. Прах художника покоится на кладбище с. Немчиновка Подольского района Московской области, где он любил бывать при жизни. 

Оценка, продажа и скупка картин Малевича

Как оценить картину Малевича

Кажущаяся простота сюжетов Малевича привлекает охотников создавать подделки его работ и выдавать их за оригинал. Одна из таких работ даже долгие годы висела на стене музея, пока несколько лет назад ее не разоблачили эксперты Германии. Оказалось, что картина «Черный прямоугольник, красный квадрат» была написана неизвестным автором примерно в 1970-е годы и в свое время была успешно продана заказчику.

По этой причине при покупке и продаже картины известного художника стоит быть крайне внимательным. Перед сделкой рекомендуется оценить картину Малевича силами независимых экспертов. Экспертизу и оценку картины мы можете провести с помощью нашей галереи в одном из ведущих центров экспертизы. Сотрудники центра проведут комплексную экспертизу картины Малевича, в ходе которой подтвердят ее подлинность, опишут состояние материалов и другие нюансы.

Где и как продать картину Малевича

Если вы владеете оригиналом картины художника и желаете продать ее, мы охотно поможем вам найти на нее покупателя. Торопиться в этом вопросе не стоит, так как работы Малевича появляются на рынке редко и являются желанными для любого поклонника живописи. Мы поможем вам найти такого покупателя, который предложит вам наиболее выгодную цену.

Однако если думаете о том, как продать картину Малевича срочно, тогда мы можем выкупить ее у вас сразу после проведения экспресс-оценки (проводим сами). Скупку картин Малевича мы проводим на комиссионных условиях.

Наши контакты

Для заключения сделки или уточнения информации свяжитесь с нами.

Позвоните по телефону: +7 (495) 969-14-05.

Напишите на электронную почту: info@lermontovgallery.ru

Заходите в московском офис по адресу Дурасовский переулок, д. 5, стр.1.

«Черный квадрат»

«Черный квадрат» Малевича одна из его самых обсуждаемых работ. Она входит в цикл работ художника, посвященных супрематизму. В нем он исследовал базовые возможности композиции и света. Помимо квадрата, в этом триптихе присутствуют картины «Черный крест» и «Черный круг».

Картину Малевич написал в 1915 году. Работа была сделана для итоговой выставки футуристов. Работы Малевича на выставке «0,10» 1915 г. были вывешены, что называется, в «красном углу». В том месте, где в русских избах традиционно висела икона, располагался «Черный квадрат». Самая загадочная и самая жуткая картина в истории отечественной живописи.

Три ключевые супрематические формы — квадрат, крест и круг, в теории искусства считались эталонами, которые стимулируют дальнейшее усложнение всей супрематической системы. Именно от них в дальнейшем уже рождаются новые супрематические формы.

Многие исследователи творчества художника многократно пытались отыскать изначальный вариант картины, который бы располагался под верхним слоем краски. Так, в 2015 году была проведена рентгеноскопия. В результате удалось вычленить еще два цветных изображения, которые располагались на этом же холсте. Первоначально была нарисована кубофутуристическая композиция, а над ней еще и протосупрематическая. Только затем все заполонил черный квардрат.

Также ученым удалось расшифровать надпись, которую художник оставил на полотне. Это слова «Битва негров в темной пещере», которые отсылают знатоков искусства к знаменитому монохромному произведению Альфонса Алле, которое тот создал в 1882 году.

Не случайно и название выставки, на который демонстрировались работы Малевича. Фото с вернисажа можно до сих пор отыскать в старых архивах и журналах того времени. Присутствие цифры 10 обозначало предполагаемое организаторами количество участников. А вот ноль говорил о том, что будет экспонироваться «Черный квадрат», который, по замыслу автора, собирается все свести к нулю.

Краткая биография

  1. В Курске устроился на должность чертёжника на железной дороге, которой тяготился. Одновременно занимался творчеством, организовал художественный кружок.
  2. В 1899 г. женился на Казимире Зглейц.
  3. Обвенчался в католическом храме с Казимирой Ивановной Зглейц в 1902 г.
  4. В 1905 г. переехал в Москву (без семьи). Супруга была против и осталась с детьми в Курске. Это внесло раскол в его семейную жизнь. В Москве посещал студию Ф.И. Рерберга. Сделал попытку поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но не был принят. Была и повторная безрезультатная попытка поступления. Поселился в Лефортово в художественной коммуне вместе с тридцатью другими начинающими художниками.
  5. В 1906 г. вернулся в Курск. Поступил на прежнюю службу в Управление железной дороги.
  6. В 1907 г. окончательно переехал в Москву с семьёй вслед за матерью, которая устроилась заведующей столовой.
  7. Размолвки в семье Малевича продолжались, и в 1908 г. Казимира с детьми уехала от мужа, устроившись фельдшером в психиатрическую больницу. Оттуда она с врачом больницы уехала, бросив детей. Их взял под опеку сотрудник больницы М. Рафалович.
  8. В 1909 г. вступил в брак с дочерью Рафаловича, Софьей Михайловной Рафалович.
  9. С 1910 г. начались постоянные выставки работ Малевича: в обществе художников «Бубновый валет», которые порвали с реалистической живописью и выступали за формализм в искусстве; в объединении экспрессионистов «Синий всадник»; в выставке «Мишень» (1913). Оформлял футуристические издания.
  10. В 1913 г. состоялась премьера футуристической оперы М. Матюшина и А. Кручёных «Победа над Солнцем», декорации и эскизы костюмов к ней создал Малевич. Это один из первых примеров синтеза искусств.
  11. В 1915 г. участвовал в футуристической выставке.
  12. В этом же году основал направление в авангардистском искусстве, которое назвали «супремати́зм»(в переводе с латинского «наивысший»).
  13. В 1915 г. создал свой знаменитый «Чёрный квадрат» – манифест супрематизма. Картина – часть триптиха, в который входили ещё две картины: «Чёрный круг» и «Чёрный крест».
  14. В 1917 г. начал сотрудничать с советской властью, занимал различные посты в области художественного воспитания молодёжи и просветительской работы, входил в отдел ИЗО Наркомпроса.
  15. В 1918 г. переехал в Петроград, где создал декорации к спектаклю В. Мейерхольда по пьесе В. Маяковского «Мистерия-Буфф».
  16. В 1919 г. возвратился в Москву. Здесь продолжил создание супрематических работ.
  17. В ноябре 1919 г. переехал в Витебск, где жил и работал Марк Шагал. Руководил его мастерской.
  18. В 1919 г. в Москве открылась выставка работ художника.
  19. К 1920 г. образовалась группа УНОВИС (Утвердители Нового Искусства). Малевич пишет работы по теории живописи и философии.
  20. В 1923 г. в Москве прошла персональная выставка, посвящённая 25-летию его творческой деятельности.
  21. С 1923 по 1926 гг. заведует музеями художественной культуры в Петрограде.
  22. С 1927 г. живёт в Киеве. Преподаёт в Художественном институте. Пишет статьи художественной тематики.
  23. В 1927 г. – третий брак с Наталией Манченко.
  24. В 1927 г. в Варшаве организована его персональная выставка. Она была продолжена в Берлине. По возвращении был арестован и обвинён в шпионаже. Провёл несколько недель в тюрьме.
  25. В 1927-1930 гг. преподавал в Киеве.
  26. В 1928-1929 гг. состоялось несколько выставок его работ. Был назначен Луначарским народным комиссаром ИЗО Наркомпроса.
  27. В 1930 г. против него начались репрессии: увольнение из Института истории искусств под предлогом его беспартийности, затем арест по подозрению в шпионаже. Провёл в тюрьме 3 месяца.
  28. В 1932 г. занял пост руководителя Экспериментальной лаборатории в Русском музее.
  29. В 1932 г. начал писать портреты в стиле супрематизма, русской иконы и эпохи Возрождения.
  30. В 1933 г. начался рак предстательной железы.
  31. Умер 15 мая 1935 г. в Ленинграде.
  32. Был кремирован, урну с прахом захоронили близ деревни Немчиновка Московской области под его любимым дубом. Дом в Немчиновке принадлежал отцу Софьи. Здесь Малевич работал в последний период жизни и завещал себя похоронить.
  33. В годы войны могила была разорена и потеряна. Позже её местонахождение установили, но там было пахотное поле. В 1988 г. установлен памятный знак на опушке леса, в 2 км от реального погребения.

Творчество

Писать картины, по собственным воспоминаниям, Малевич начал в 1894 г. Работал в технике масляной живописи. Его первый пейзаж с изображением лунной ночи быстро нашел покупателя. Работу оценили в 5 руб.

После рисовальной школы Казимир увлекся импрессионизмом и работал в этом стиле вплоть до переезда в столицу в 1905 г. В Москве Малевич жил в коммуне художников. Здесь он много общался с другими живописцами, впитывал их знания, опыт. 

В поисках собственного творческого почерка художник копировал манеру именитых мастеров, много писал в духе импрессионизма, неоимпрессионизма («Портрет члена семьи художника», «Пейзаж с желтым домом»).


Портрет члена семьи художника

С 1910 г. начинается период авангардизма в творчестве Малевича. Он вступает в «Бубновый валет», самое крупное объединение раннего русского авангарда. Картины того периода:

  • «Садовник»;
  • «Мозольный оператор в бане»;
  • «Купальщик»;
  • «Полотеры».

Тогда же художник создает свою первую крестьянскую серию. Она начинается с полотен в духе неопримитивизма, на которых фигуры людей демонстративно увеличены, искажены: 

  • «Уборка ржи»; 
  • «Крестьянка с ведрами и ребенком»; 
  • «Крестьянки в церкви»; 
  • «Жницы».

Серия заканчивается картинами в стиле футурокубизма: «Женщина с ведрами», «Утро после вьюги в деревне». 


Женщина с ведрами

Малевич искал себя в импрессионизме, примитивизме, кубизме и других направлениях авангарда. Ни один из них не соответствовал его взглядам на взаимодействие искусства и реальности. И в 1915 г. Казимир Северинович основал новое направление в авангардистском искусстве супрематизм (от лат. «наивысший»). 

В своей книге он писал, что творчество возможно, только если предлагаемая форма не берет начала ни в чем, уже созданном природой.

Малевич видел смысл искусства не в копировании натуры, а в создании качественно новой реальности на холсте. В основе 3 фигуры: квадрат, круг, крест. Из этих первоформ художник и строил свои супрематические картины. Основные цвета: черный, синий, желтый, красный. 


Супрематическая композиция

Впервые супрематические полотна Малевич продемонстрировал на Последней футуристической выставке картин «0.10». Здесь в числе еще 38 работ первый раз экспонировался «Черный квадрат», размещенный в «красном углу» наискосок, как икона. Этот манифест супрематизма был воспринят современниками неоднозначно, что не помешало полотну получить широкую известность. 

Очень скоро изображения в стиле супрематизма стали популярны в декоративно-прикладном искусстве. Шарфы, сумки, шкатулки, коврики с изображением геометрических фигур стремительно входили в моду. Супрематизм проник в архитектуру, дизайн, кино, фотографию. 

Черный квадрат: значение картины 

История создания одной из самых известных в мире картин окутана флером таинственности. Безусловно, с подачи автора. По степени загадочности и обсуждаемости с «Черным квадратом» может сравниться только «Джоконда» Леонардо да Винчи. 

Из воспоминаний Казимира Севериновича известно, что идея возникла во время работы над декорациями к опереПобеда над солнцемв 1913 г. Часть занавеса представляла собой закрашенный черной краской квадрат.

Окончательно же образ картины сложился позже, когда художник увидел со спины гимназиста с огромным черным ранцем за плечами. Идущего по снегу ребенка совсем не было видно. Только движущийся квадрат, олицетворяющий собою прошлое и будущее человека. 

В других воспоминаниях Казимир Малевич отмечал, что картина родилась внезапно и писалась грозовой ночью после недели беспокойства и скверного самочувствия. Художник утверждал, что в картине можно рассмотреть лик Бога.


Черный квадрат

Есть версия случайного создания «Черного квадрата»: у художника не получалась какая-то работа, он разнервничался и зарисовал холст черной краской. Эту догадку опровергает химический анализ холста, который установил, что картина написана тремя самодельными красками:

  • охрой;
  • жженой костью;
  • натуральным составом зеленого цвета.

К ним для избавления от глянцевого эффекта автор добавил мел. Это говорит о том, что он продумывал свой шедевр до мелочей. Со временем краска на картине потрескалась. Теперь исследователи пишут о загадочных узорах, складывающихся из этих трещин. 

Вкладывал ли автор какой-то смысл в это изображение? Однозначного ответа нет. У каждого он свой. Утверждать можно одно: «Черный квадрат» принес Казимиру Малевичу долгожданную славу, скандальную, но вечную. 

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий