Мавзолей в галикарнасе

Архитектура

Согласно описаниям, сохранившимся до наших дней, Галикарнасский мавзолей внешне был совсем нетипичным сооружением Древней Греции. В плане гробница представляла собой почти квадрат, со сторонами примерно 33 и 39 метров.

Здание было украшено множеством статуй. В верхней части сооружения были установлены 36 колонн, между каждой из которых стояли статуи. Крыша была выполнена в форме пирамиды. На ее вершине была установлена статуя в виде колесницы, которой управлял царь и его жена. Во время археологических раскопок были найдены около 20 статуй львов, длиной в 1,5–1,6 метра. Фундамент здания был углублен примерно на 2,5 метра в землю.

Сергей Архипкин

Строительство

Ещё в те времена, когда Галикарнасский мавзолей был только-только построен, он уже заметно выделялся на фоне других древнегреческих сооружений. Если классические античные храмы были с прямоугольным основанием, а высота самой постройки не должна была превышать длины фасада, то мавзолей обладал квадратным основанием, а его высота была намного больше, чем длина фасада. Но, невзирая на нарушение древнегреческих канонов, мавзолей сразу же завоевал славу по всему античному миру. Это уже не просто усыпальница очередного царя, но символ целой эпохи и одно из самых монументальных сооружений в мире.

Первый ярус мавзолея полностью занимал крупный кирпичный цоколь с мраморным покрытием. Второй же ярус больше всего напоминал классические греческие храмы: ровно тридцать шесть колонн по периметру, чья задача была в подпорке массивной крыши, имеющей пирамидальную форму. Сама же крыша состояла из двадцати четырёх ступеней, а на вершине этой «пирамиды» находилась огромная скульптура, изображавшая царскую чету, находящуюся в колеснице, которая была запряжена четвёркой лошадей. Высота самого здания в целом занимала сорок шесть метров.

Останки царя и его супруги находились внутри мавзолея. Для супружеской пары специально изготовили два массивных мраморных саркофага, которые охраняли каменные скульптуры львов. Внутри самого сооружения было множество барельефов, изображавших различные эпизоды и сцены из древнегреческих легенд. В основном здесь были представлены древнегреческие боги и знаменитые герои. Снаружи здание охранялось массивными статуями воинов. Исходя из всего описания, неудивительно, что сооружение сразу же было признано настоящим чудом света.

Самому Мавсолу так и не было суждено при жизни увидеть завершение строительных работ. Так, постройка была бы и заброшена, если бы не его супруга, Атемисия, продолжавшая фанатично любить своего мужа. Изо всех сил она пыталась ускорить строительство и бросала всё больше денег и ресурсов мастерам и строителям. Однако, при всём желании, ей также не довелось дожить до того момента, как здание будет полностью возведено.

Получившееся сооружение получилось настолько массивным и величественным, что храмы и святилища таких богов, как Арес, Гермес и Афродита, на его фоне казались совсем маленькими и неказистыми. Они полностью оказались в тени царской усыпальницы.

Работа великих мастеров

Как считает современная историческая наука, сам царь Мавсол, опираясь на опыт египетских фараонов, начал строительство своей гробницы ещё при жизни, в середине шестидесятых годов IV в. до н.э. Она была замыслена как уникальное сооружение, расположенное в центре города, среди дворцов и храмов. Гробница должна была символизировать могущество и богатство царя Карий. Чтобы после смерти ему можно было воздавать надлежащие почести, она должна была сочетать в себе одновременно и гробницу, и храм. Для строительства пригласили лучших архитекторов и скульпторов: Пифия, Сатира, Леохара, Скопаса, Бриаксида и Тимофея. После смерти царя Артемисия велела ускорить строительство, и, как считают большинство учёных, в 350 году до н.э., вскоре после её смерти от безмерной тоски по почившему супругу, гробница была достроена. Впрочем, сохранились некие сведения, что отделочные работы продолжались ещё в тридцатых и даже двадцатых годах до н.э. Гробница галикарнасского тирана была построена как почти квадратное здание, первый этаж которого был собственно усыпальницей Мавсола и Артемисии. Эта громадная погребальная камера высотой около 20 метров была сооружена из сырцового кирпича и обложена изумительной красоты плитами белого мрамора, отесанными и отполированными на персидский манер. По верху первого яруса шёл фриз. С восточной стороны мавзолея это была битва эллинов с амазонками — амазономахия работы великого Скопаса, считавшегося непревзойдённым мастером «передавать тончайшие оттенки душевного состояния человека». Кроме него, по словам Плиния, над фризом по другим сторонам сооружения работали Леохар, Бриаксид и Тимофей. Там были изображены состязания Пелопа, подвиги Тесея и битва кентавров с лапифами. На втором этаже, окружённом колоннадой из 36 колонн, находился погребальный храм — целла, где хранились жертвоприношения. Между колоннами стояли разнообразные статуи. Третьим же ярусом была крыша в виде 24-ступенчатой пирамиды, увенчанной мраморной квадригой. Там в колеснице, запряжённой четвёркой лошадей, стояли статуи Мавсола и Артемисии. Общая высота мавзолея достигала 46 метров. Вокруг гробницы размещались статуи львов и скачущих всадников.

Сообразительный правитель

Когда-то на юго-западе Анатолийского полуострова обитали карийцы — народ хетто-лувийской группы. Начиная с VII века до н.э. или немногим ранее того их страна — Кария — подверглась колонизации древними греками. Как результат здесь сложился вполне жизнеспособный и даже плодотворный симбиоз двух народов. Кария процветала, хотя и оказалась сначала под властью мощного Лидийского царства, а затем ещё более могущественной Персии. В 385 году до н.э. сатрапом Карий персидский царь Артаксеркс II назначил Гекатомна, который стал родоначальником династии Гекатомнидов. Когда в 377 году до н.э. он умер, правопреемником стал его сын Мавсол, женатый на собственной сестре Артемисии. Для династии Гекатомнидов это было типично и в дальнейшем, хотя подобный обычай укоренился отнюдь не в греческой, а скорее в восточных культурах — Элама, Персии и Древнего Египта. Именно в период правления царя Мавсола, продлившийся по 352 год до н.э., Кария и её главный город Галикарнас достигли наивысшего процветания. Мавсол оказался талантливым дипломатом, умевшим прекрасно использовать наёмный флот и армию. Он по сути добился независимости Галикарнаса от персидского владычества, а также захватил всю юго-восточную часть Малой Азии. Французский писатель Проспер Мериме так характеризовал его правление: «Мавсол умел выжимать соки из подвластных ему народов, и ни один пастырь народа, выражаясь языком Гомера, не умел глаже стричь своё стадо. В своих владениях он извлекал доходы из всего: даже на погребение он установил особый налог… Он ввёл налог на волосы. Он накопил огромные богатства. Этими-то богатствами и постоянными сношениями карийцев с греками объясняется, почему гробница Мавсола была причислена последними к семи чудесам света».

Чудо света № 1: Висячие сады Семирамиды

Читать дополнительно: Висячие сады Семирамиды

Вавилонский царь Навуходоносор II (605—562 до н. э.) для борьбы против главного врага — Ассирии, чьи войска дважды разрушали столицу государства Вавилон, заключил военный союз с Кнаксаром, царем Мидии. Одержав победу, они разделили территорию Ассирии между собой. Военный союз их был упрочен женитьбой Навуходоносора II на дочери мидийского царя Семирамиде. Пыльный и шумный Вавилон, расположенный на голой песчаной равнине, не радовал царицу, выросшую в гористой и зеленой Мидии. Чтобы утешить ее, Навуходоносор приказал возвести “висячие сады”. В архитектурном плане “висячие сады” представляли собой пирамиду, состоявшую из четырех ярусов-платформ, их поддерживали колонны высотой до 25 м. Нижний ярус имел форму неправильного четырехугольника, наибольшая сторона которого составляла 42 м, наименьшая — 34 м. Чтобы предотвратить просачивание поливной воды, поверхность каждой платформы сначала покрывалась слоем тростника, смешанного с асфальтом, затем двумя слоями кирпича, скрепленного гипсовым раствором, поверх всего укладывались свинцовые плиты. На них толстым ковром лежала плодородная земля, куда были высажены семена различных трав, цветов, кустарников, деревьев.

Пирамида напоминала вечно цветущий зеленый холм. В полости одной из колонн помещались трубы, по ним вода из Евфрата насосами день и ночь подавалась на верхний ярус садов, откуда она, стекая ручейками и небольшими водопадами, орошала растения нижних ярусов. В 331 г. до н. э. войска Александра Македонского захватили Вавилон. Прославленный полководец сделал город столицей своей громадной империи. Именно тут, в тени “висячих садов”, он и скончался. После смерти Александра Вавилон постепенно приходит в упадок. Сады оказались в запущенном состоянии. Мощные наводнения разрушили кирпичный фундамент колонн, платформы обрушились на землю. Так погибло одно из чудес света.

Слышал, что возможна путаница, и сады назвала совсем не в честь той самой девушки-возлюбленной Навуходоносора, которую на самом деле звали по-другому. Говорят, что Семирамида была как раз ассирийской правительницей, и с вавилонянами враждовала.

Безумная любовь

Когда Мавсол умер, править стала его убитая горем жена Артемисия. Римский историк Авл Геллий писал: «Говорят, что Артемисия питала к своему супругу необыкновенную любовь, любовь, не поддающуюся описанию, любовь беспримерную в летописях мира… Когда он умер, Артемисия, обнимая труп и проливая над ним слезы, приказала перенести его с невероятной торжественностью в гробницу, где он и был сожжён. В порыве величайшей горести Артемисия приказала затем смешать пепел с благовониями и истолочь в порошок, порошок этот высыпала в чашу с водой и выпила. Кроме того, её пламенная любовь к усопшему выразилась ещё иначе. Не щадя никаких издержек, она воздвигла в память своего покойного супруга замечательную гробницу, которая была причислена к семи чудесам света». Однако Авл Геллий был не совсем точен. Артемисия умерла через два с небольшим года после смерти мужа, и роскошную гробницу за такое время построить было просто невозможно. Отметим и то, что её краткое правление прошло в непрекращающихся войнах и смутах. Римский учёный-энциклопедист Витрувий повествует: «Когда после смерти Мавсола на трон вступила его жена Артемисия, жители Родоса возмутились, что всеми городами Карий владеет женщина, и послали весь свой военный флот завоевать её царство. Получив это сообщение, Артемисия приказала своему флоту… спрятаться в тайной гавани, а остальным жителям занять крепостные стены. Когда родосцы пристали со своей военной флотилией к пристани, царица повелела, чтобы их приветствовали с крепостных стен, обещая сдать город. Родосцы оставили свои корабли и вошли в город, а Артемисия в это время внезапно появилась из тайной гавани со своим флотом и напала на родосцев… Родосцам некуда было бежать, они были окружены и перебиты прямо на площади. Воины и гребцы Артемисии заняли родосские корабли и отправились по направлению к Родосу. Жители острова увидели свои корабли, увенчанные лавровыми венками, и решили, что это с победой возвращаются их сограждане. Они разрешили кораблям пристать к берегу. Артемисия захватила Родос, приказала казнить его правителей и в честь своей победы повелела соорудить в Родосе памятник с двумя бронзовыми скульптурами. Одна из них символизировала родосскую державу, а другая — её собственную особу. По велению мстительной Артемисии скульптура изображала, как она, Артемисия, выжигает знак рабства на теле Родоса. Религиозные представления родосцев мешали им разрушить памятник (ибо уничтожать священные памятники, поставленные в честь победы, — святотатство). Они обнесли впоследствии это место стеной и приставили стражу из лучших греческих воинов, чтобы никто этот памятник не увидел».

Крепость

Галикарнасский мавзолей строили на века, а потому он, за исключением пирамид, продержался большее время, нежели другие чудеса света. Целых две тысячи лет он гордо стоял на своём исконном месте, пережив великое множество войн и катастроф. Однако постепенно и он обратился в руины в результате землетрясения, произошедшего в тринадцатом столетии. В XV веке развалины мавзолея были превращены в крепость родосскими рыцарями (Мальтийский орден госпитальеров). Ныне это Замок Бодрум, находящийся в современной Турции. Другое чудо света – Александрийский маяк, также было превращено в крепость.

Что касается ценных вещей, среди которых современники вспоминали золотые урны, в которых хранился прах царской четы, они, к сожалению, пропали. Мавзолей разграбили задолго до того, как руины стали собственностью родосских рыцарей.

Впервые руины мавзолея были найдены английским археологом Чарльзом Томасом Ньютоном в 1846 году, который отправился туда с научно-исследовательской экспедиции. Именно тогда и было обнаружено большинство археологических находок, которые ныне представлены в европейских музеях. Среди них учёные нашли остатки барельефов, плиты, а также скульптуры колесницы со статуями Мавсола и его супруги.

Часть археологических находок находится в музее, который сейчас располагается на месте легендарного сооружения. В музее представлена коллекция фрагментов барельефов. Также там есть макеты, благодаря которым можно увидеть, как выглядел мавзолей в древние времена. Другая же часть археологических находок находится в Стамбульском и Британском музеях.

Судьба Мавзолея в Галикарнасе

Когда правитель Карии скончался, строительство Мавзолея еще не было завершено, а полностью отделка помещений закончилась только в 350 году до н.э. Усыпальница пережила и завоевание Галикарнаса Македонским, и нападение пиратов в начале I тысячелетия. Но в начале XV века в Малой Азии побывали мальтийцы, которые окончательно разрушили здание, забрав мраморные и каменные плиты для строительства крепости Св. Петра, которая располагалась на том самом месте, где стоял дворец Мавсола и Артемиссии. К концу XVI века от Мавзолея осталось одно основание.

Раскопки гробницы Мавсола, руководил которыми Кристиан Джеппезен, были закончены только в 1966-1977-х годах. По найденным барельефам, статуям и другим элементам обстановки и конструкции был восстановлен облик Мавзолея. Его проект послужил основой для строительства Здания Муниципалитета в Лос-Анжелесе, Мемориала Воинам в Индиане, лондонской церкви Св. Джорджа и многим другим архитектурным памятникам современности.

Начало строительства

Несмотря на то, что уже в IV веке до н.э. государство было колонией персидской Империи, Мавсол правил властно и упрямо, стараясь не прогибаться под имперским давлением. Его положение было столь крепким, а связи настолько широкими, что даже после подавления поднятых им же восстаний ему удавалось оставаться на троне. Во время правления энергичного и амбициозного царя Геликарнас превратился в столицу Карии.

При этом строительство гробницы, которая впоследствии вошла в список семи самых прославленных достопримечательностей античного мира, было начато задолго до смерти правителя – приблизительно в 353 году до н.э. Проект Мавзолея разрабатывался греческими архитекторами – Сатиром и Пифеем. Для оформления постройки были наняты скульпторы Тимофей, Леохар, Скопас и Бриаксид. А всего в строительстве принимали участие сотни талантливейших мастеров, чьи имена, к сожалению, не сохранились в истории.

Любовь Мавсола и Артемисии породила чудо света

У Мавсола и Артемисии не было детей, и Мавзолей был единственным свидетельством их любви, благодаря которому Галикарнас вошел в историю. История великой любви Артемисии дошла до нас только в скупых записях историков Плиния и Геллия, но она до сих пор может сильно взволновать любого.

«Говорят, что любовь Артемисии к ее мужу Мавсолу была сильнее всех поэтических творений о любви и всех человеческих страстей. Когда смерть пришла к Мавсолу, Артемисия, плача и заламывая руки, повелела сжечь его тело и устроила пышные похороны. Терзаясь скорбью по мужу, она приказала превратить его кости в прах, смешала его с духами и, добавив воды, выпила. («Ибо, — как добавляет Валерий Максим, — она хотела стать живым памятником Мавсолу».)


Царица Артемисия решила построить своему мужу Мавсолу мавзолей

Артемисия свою страстную любовь проявила еще и другим способом. С безмерным старанием и щедростью она построила для увековечения памяти мужа знаменитую гробницу, столь прекрасную, что ее считают одним из семи чудес света.

Она посвятила гробницу духу Мавсола и повелела сложить о нем песнопения. С этой целью она назначила великую награду в деньгах и других ценностях. Сложить панегирики в честь Мавсола съехались многие благородные мужи, известные своим талантом и касноречием. И пока она была жива, она жила в печали, и печаль свела ее в могилу…».

Чудо света № 2: Мавзолей в Галикарнасе

Читать дополнительно: Мавзолей в Галикарнасе

В 352 г. до н. э. в г. Галикарнасе (Малая Азия) умер царь Мавсол. По обычаю тех времен труп царя был сожжен, пепел помещен в погребальную урну. В одной из дошедших до нас легенд говорится о том, что вдова царя Артемисия решила построить великолепную усыпальницу и тем самым увековечить память о муже (по другой исторической версии, строительство гробницы было начато при жизни Мавсола, Артемисия лишь завершила его). Гробница Мавсола, названная римлянами мавзолеем, представляла собой величественное и необычное по форме сооружение, построенное из кирпича и облицованное изнутри и снаружи белым мрамором. Высота его достигала 60 м. Первый этаж, где покоилась урна с прахом, имел вид громадного куба высотой 20 м и площадью 5 тыс. кв. м. Второй этаж был обнесен с наружной стороны великолепной колоннадой. Здесь хранились жертвоприношения. Следующий этаж был выполнен в виде многоступенчатой пирамиды, ее венчали фигуры Мавсола и Артемисии, управляющих квадригой — четверкой лошадей, запряженных в колесницу. К строительству и украшению мавзолея были привлечены известные мастера, в том числе прославленные скульпторы Скопос, Бриаксид, Леохар. Последний служил придворным скульптором Александра Македонского, его творчество высоко ценил древнегреческий философ Платон (ил. на с. 373). Одно из чудес света — мавзолей в Галикарнасе существовал почти 2 тыс. лет. Он был окончательно разрушен крестоносцами в 1522 г.

Мавзолей объединил три знаменитых стиля

Мавзолей в галикарнасе удивлял прежде всего своей архитектурной идеей: впервые в греческой архитектуре в нем соединялись все три знаменитых стиля — дорический, ионический и коринфский. Основой всего сооружения был «огромный пьедестал из проконнесского мрамора».

На самом деле он был только облицован мрамором, а его основу составлял массивный фундамент из необожженного кирпича. Современники восхищались его размерами, затратами на постройку, но прежде всего непревзойденным совершенством его художественного оформления.

Пьедестал имел форму прямоугольника с размерами 18,9×42,3×11,1 метра. На нем стоял храм-гробница, окруженный 36 ионическими колоннами, несущими крышу в форме 24-ступенчатой пирамиды. Между колоннами и по бокам гробницы помещалось богатое скульптурное украшение.


Мавзолей в Галикарнасе реконструкция

Обломки мраморных львов и мифологических фигур, найденные здесь в прошлом веке при раскопках, свидетельствуют, что скульптуры выполняли великие мастера. Вершина пирамиды увенчана площадкой, на которой возвышалась скульптурная группа — Мавсол с Артемисией на колеснице, запряженной четверкой коней. Общая высота Мавзолея от основания до вершины скульптурной группы составляет 46 метров.

Проект гробницы разработали архитекторы Пифей и Сатир.

«Судьба осчастливила этих двух, — писал Витрувий, — редчайшим и высочайшим даром. Их замысел воплощали в реальность мастера, чьи произведения окружены вечной и немеркнущей славой. Величайшие художники соревновались между собой, чтобы украсить Мавзолей и тем самым способствовать его великолепию. И каждому досталось по одной стороне здания. Это были Леохар, Бриаксис, Скопас и Пракситель и, возможно, сам Тимофей…».

Скопасу досталась восточная часть Мавзолея. Он изобразил на ней битву греков с амазонками. Значительная часть оформленного Скопасом восточного фриза сохранилась, и мы можем восхищаться мастерством великого скульптора древности, который умел «передавать тончайшие оттенки душевного состояния человека».

Согласно античным описаниям, сюжетами для оформления других сторон Мавзолея в Галикарнасе стали героические подвиги Тесея, состязания Пелопа и битва кентавров с лапифами.

Авторы замечательных скульптур львов, богов и героев, которые украшали колоннаду храма, неизвестны.

Трехметровую скульптурную группу Мавсола с Артемисией на вершине храмовой пирамиды создал, согласно античным историкам, сам архитектор Мавзолея — Пифий, а по мнению современных исследователей — Бриаксис.

Артемисия умерла еще до завершения украшений Мавзолея, а сам Мавзолей в галикарнасе простоял 19 веков. Землятресение XIII века немного повредило гробницу царя, но в XV веке мавзолей был уничтожен родосскими рыцарями, которые брали его камни на строительство крепости Святого Петра. В XIX веке были раскопаны его остатки, которые сейчас хранятся в Галикарнасском зале Британского музея.

Смешение стилей

В итоге мавзолей являл собой смешение архитектурных решений, типичных для разных стран. Если идея первого яруса была позаимствована у месопотамских зиккуратов, то идея второго яруса — у греческого храма, а третьего — у египетской пирамиды. Также в элементах усыпальницы использовались элементы всех трёх знаменитых греческих стилей: дорического, ионического и коринфского. Так, окружавшие второй ярус колонны были ионическими, а колонны, стоявшие внутри погребальной камеры, — коринфскими. Интересно и то, что среди реконструкций облика гробницы царя Мавсола есть одна весьма необычная. Она представляет гробницу как по сути древнеегипетскую пирамиду, разорванную по центру пополам колоннадой греческого храма, ведь с абсолютной точностью всё-таки не доказано, что стены первого яруса были именно вертикальными. Не исключено, что они имели наклон и, возможно, достаточно существенный. Словом, галикарнасский мавзолей, сохраняя во многом греческие традиции и строительные приёмы, несёт в себе явное влияние восточной архитектуры. Прототипов ему в греческой архитектуре не было, зато последователей оказалось множество. Подобного рода сооружения впоследствии возводились как в Древнем Риме, так и в различных районах Ближнего Востока. Впрочем, как и положено копиям и подражаниям, они были менее удачны, чем гробница царя Мавсола. Она была столь знаменита, что римляне называли мавзолеями все крупные усыпальницы. Сооружение оказалось весьма прочным, простояло 1900 лет. В XIII веке оно было сильно повреждено во время большого землетрясения, а в XV столетии дело разрушения довершили рыцари-иоанниты, использовавшие элементы гробницы при строительстве крепости Святого Петра

В XIX веке европейские путешественники по Малой Азии обратили внимание на то, что стены турецкой крепости Бодрум, перестроенной из ио-аннитского замка Святого Петра, сложены не столько из каменных глыб, сколько из восхитительного качества мраморных плит, которые неизвестный гений населил барельефами с неистовыми людьми и богами. Английским учёным удалось установить, что это элементы «Амазономахии» работы Скопаса

Со временем было найдено ещё множество элементов Галикарнасского мавзолея. Ныне основная их часть хранится в Британском музее, остальные — в других музеях мира.

Метки: Тайны 20 века, погребение, гробница, мавзолей, царь, Кария, Мавсол, Галикарнас

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий