Мендель грегор иоганн

Биография

Иоганн Мендель родился 20 июля 1822 года в крестьянской семье Антона и Розины Мендель в маленьком сельском городке Хейнцендорф (Австрийская империя, позже Австро-Венгрия, теперь Гинчице (часть села Вражне) у Нового Йичина, Чехия). Дата 22 июля, которая нередко приводится в литературе как дата его рождения, на самом деле является датой его крещения.

Помимо Иоганна в семье были две дочери (старшая и младшая сестры). Интерес к природе он начал проявлять рано, уже мальчишкой работая садовником. Проучившись два года в философских классах института Ольмюца (в настоящее время Оломоуц, Чехия), в 1843 он постригся в монахи Августинского монастыря Святого Фомы в Брюнне (ныне Брно, Чехия) и взял имя Грегор. С 1844 по 1848 год учился в Брюннском богословском институте. В 1847 году стал священником. Самостоятельно изучал множество наук, заменял отсутствующих преподавателей греческого языка и математики в одной из школ. Сдавая экзамен на звание преподавателя, получил, как ни странно, неудовлетворительные оценки по биологии и геологии. В 1849—1851 годах преподавал в Зноймской гимназии математику, латинский и греческий языки. В период 1851—1853 годов, благодаря настоятелю, обучался естественной истории в Венском университете, в том числе под руководством Унгера — одного из первых цитологов мира.

Будучи в Вене, Мендель заинтересовался процессом гибридизации растений и, в частности, разными типами гибридных потомков и их статистическими соотношениями.

В 1854 году Мендель получил место преподавателя физики и естественной истории в Высшей реальной школе в Брюнне, не будучи дипломированным специалистом. Ещё две попытки сдать экзамен по биологии в 1856 году окончились провалом, и Мендель оставался по-прежнему монахом, а позже — аббатом Августинского монастыря в Старе Брно.

Вдохновившись изучением изменений признаков растений, с 1856 по 1863 год стал проводить опыты на горохе в экспериментальном монастырском саду и сформулировал законы, объясняющие механизм наследования, известные нам как «Законы Менделя».

8 марта 1865 года Мендель доложил результаты своих опытов брюннскому Обществу естествоиспытателей, которое в конце следующего года опубликовало конспект его доклада в очередном томе «Трудов Общества…» под названием «Опыты над растительными гибридами». Этот том попал в 120 библиотек университетов мира. Мендель заказал 40 отдельных оттисков своей работы, почти все из которых разослал крупным исследователям-ботаникам. Но работа не вызвала интереса у современников.

Мендель сделал открытие чрезвычайной важности, и сам сначала был, по-видимому, в этом убеждён. Но потом он предпринял ряд попыток подтвердить это открытие на других биологических видах, и с этой целью провёл серию опытов по скрещиванию разновидностей ястребинки — растения семейства Астровые, затем — по скрещиванию разновидностей пчёл

В обоих случаях его ждало трагическое разочарование: результаты, полученные им на горохе, на других видах не подтверждались. Причина была в том, что механизмы оплодотворения и ястребинки, и пчёл, имели особенности, о которых в то время науке ещё не было известно (размножение при помощи партеногенеза), а методами скрещивания, которыми пользовался Мендель в своих опытах, эти особенности не учитывались. В конце концов великий учёный сам разуверился в том, что совершил открытие.

В 1868 году Мендель был избран аббатом Старобрненского монастыря и больше биологическими исследованиями не занимался

Только в начале XX века, с развитием представлений о генах, была осознана вся важность сделанных им выводов (после того, как ряд других учёных, независимо друг от друга, заново открыли уже выведенные Менделем законы наследования)

Мендель умер 6 января 1884 года и не был признан своими современниками. На его могиле установлена плита с надписью «Мое время ещё придёт!»

На окраине Брно в Старобрненском монастыре августинцев установлена мемориальная доска и памятник возле палисадника. В музее Менделя имеются его рукописи, документы и рисунки. Также есть различные инструменты, например, старинный микроскоп и другие инструменты, которые учёный использовал в работе.

Изображен на австрийской почтовой марке 1984 года.

Карьера

Будучи дипломированным журналистом, свободно разговаривающая на английском языке Юлия сотрудничала с журналом «Форбс», который издается в Украине с 2011 года, и американским изданием Politico. Вскоре у Мендель появился опыт работы на телевидении: она готовила материалы для телеканалов ICTV, «Интер» и «Эспрессо-ТВ». На канале «1+1» ей доверили размещать авторские статьи в колонке «ТСН. Блоги».

Журналист Юлия Мендель

Получив грант World Press Institute, Юлия Мендель в 2015-м с группой журналистов-иностранцев побывала в Америке и познакомилась с работой редакций The Wall Street Journal, The New York Times и телеканала CNN.

По словам Юлии, переломным моментом в карьере оказалась поездка в Йельский университет, выпускниками которого стали 41-й и 43-й президенты США Джордж Буш – старший и Буш-младший, Мерил Стрип и Пол Ньюман. В Йеле украинка прошла журналистский тренинг.

В 2018-м в Украине грянул скандал: Юлия Мендель в тандеме с российским корреспондентом «Нью-Йорк Таймс» Эндрю Хиггинсом написала разоблачающую статью о коррупции в украинском военно-промышленном комплексе.

Юлия Мендель на телевидении / Електронні Вісті

В публикации говорилось, что с начала военного конфликта на востоке страны расходы на «оборонку» удвоились, достигнув $ 6 млрд. Это более 5% ВВП Украины. Такие огромные суммы породили у чиновников соблазн, побороть который они не смогли. Хиггинс и Мендель рассказали о нечистоплотности власти, сросшейся с бизнесом, о злоупотреблениях чиновников служебным положением и сдерживании борьбы с коррупцией.

Журналисты написали о покупке военным министерством у компании «Богдан Моторс» санитарных автомобилей для фронта. Помимо плохого качества, машины производятся мощностями компании, которую связывают с бизнес-интересами действовавшего в то время президента Петра Порошенко.

Пресс-секретарь президента Украины Юлия Мендель / Navigator News

Депутаты Верховной рады, журналисты и блогеры из круга Порошенко поспешили обвинить Юлию во лжи, назвав публикацию «вбросом» без доказательной базы.

До президентских выборов 2019 года и громкого назначения Мендель работала консультантом по коммуникациям во Всемирном банке. Недавно окончила евроатлантическую академию (WEASA) в Варшаве.

Детство и юность

О годах детства и юности Юлии информация скудная. На момент назначения Мендель пресс-секретарем Владимира Зеленского в биографии государственной служащей оказалось немало «белых пятен», которые женщина не спешит заполнять. Известно, что она родилась в сентябре 1986 года на юге Украины, в небольшом курортном городке Геническ, что в Херсонской области.

Юлия Мендель / ТСН

Кто по профессии родители Юлии Мендель, неизвестно. Вопрос национальности остается открытым, но многие предполагают, что фамилия президентского спикера имеет еврейское происхождение.

После окончания школы девушка отправилась в Киев и поступила в национальный университет им. Тараса Шевченко. Успешно окончила вуз, получив степень кандидата филологических наук.

Генетика в медицине

Врач-генетик, работающий в медицинской сфере, обязан знать основы генетики, уметь пользоваться электронным микроскопом, спектометром и работать со специальными компьютерными программами. В качестве материала для анализа врач использует венозную кровь пациента, мазок со слизистой рта, плацентарной жидкости, т.е. он должен знать, как и в каком случае надо взять образцы для анализа.

Так кто такой генетик? Чаще всего под этим названием подразумевают врача, однако профессия инженера-генетика и агронома-генетика со временем станет более обычным понятием, чем сейчас. Область применения научных достижений в генетике будет только расширяться.

Биография

Памятник-бюст Г. Менделю в Колтушах. Фото 2011 г.

Иоганн Мендель родился 20 июля 1822 года в крестьянской семье смешанного немецко-славянского происхождения, в маленьком сельском городке Хейнцендорф на моравско-силезской границе (Австрийская империя, позже Австро-Венгрия, теперь Гинчице (часть села Вражне) у Нового Йичина, Чехия). Дата 22 июля, которая нередко приводится в литературе как дата его рождения, на самом деле является датой его крещения.

Помимо Иоганна в семье Антона и Розины Мендель были две дочери (старшая и младшая сестры). Интерес к природе он начал проявлять рано, уже мальчишкой работая садовником. После деревенской школы Мендель в 1840 окончил шесть классов гимназии в Троппау (сейчас Опава). Затем в 1841 поступил в философские классы института Ольмюца (в настоящее время Оломоуц, Чехия), и окончил их. Хорошие отношения с духовными лицами — преподавателями университета, а также серьёзные материальные затруднения привели Менделя к решению «занять положение, освобождающее от мучительных забот о пропитании». В он постригся в монахи Августинского монастыря Святого Фомы в Брюнне (ныне Брно, Чехия) и взял имя Грегор. С 1844 по 1848 год учился в Брюннском богословском институте. В 1847 году стал священником. Самостоятельно изучал множество наук, заменял отсутствующих преподавателей греческого языка и математики в одной из школ. Сдавая экзамен на звание преподавателя, получил неудовлетворительные оценки по биологии и геологии. В 1849—1851 годах преподавал в Зноймской гимназии математику, латинский и греческий языки. В период 1851—1853 годов, благодаря настоятелю, обучался естественной истории в Венском университете, в том числе под руководством Франца Унгера — одного из первых цитологов мира.

Будучи в Вене, Мендель заинтересовался процессом гибридизации растений и, в частности, разными типами гибридных потомков и их статистическими соотношениями.

В 1854 году Мендель получил место преподавателя физики и естественной истории в Высшей реальной школе в Брюнне, не будучи дипломированным специалистом. Ещё две попытки сдать экзамен по биологии в 1856 году окончились провалом, и Мендель оставался по-прежнему монахом, а позже — аббатом Августинского монастыря в Старе Брно.

Вдохновившись изучением изменений признаков растений, с 1856 по 1863 год стал проводить опыты на горохе в экспериментальном монастырском саду и сформулировал законы, объясняющие механизм наследования, известные нам как «Законы Менделя».

В ходе двух заседаний, 8 февраля и 8 марта 1865 года, Мендель доложил результаты своих опытов брюннскому Обществу естествоиспытателей, которое в конце следующего года опубликовало конспект его доклада в очередном томе «Трудов Общества…» под названием «Опыты над растительными гибридами». Этот том попал в 120 библиотек университетов мира. Мендель заказал 40 отдельных оттисков своей работы, почти все из которых разослал крупным исследователям-ботаникам. Но работа не вызвала интереса у современников.

Мендель сделал открытие чрезвычайной важности, и сам сначала был, по-видимому, в этом убеждён. Но потом он предпринял ряд попыток подтвердить это открытие на других биологических видах, и с этой целью провёл серию опытов по скрещиванию разновидностей ястребинки — растения семейства Астровые, затем — по скрещиванию разновидностей пчёл

В обоих случаях его ждало трагическое разочарование: результаты, полученные им на горохе, на других видах не подтверждались. Причина была в том, что механизмы оплодотворения и ястребинки, и пчёл, имели особенности, о которых в то время науке ещё не было известно (размножение при помощи партеногенеза), а методами скрещивания, которыми пользовался Мендель в своих опытах, эти особенности не учитывались. В конце концов, великий учёный сам разуверился в том, что совершил открытие.

В 1868 году Мендель был избран аббатом Старобрненского монастыря и больше биологическими исследованиями не занимался

Только в начале XX века, с развитием представлений о генах, была осознана вся важность сделанных им выводов (после того, как ряд других учёных, независимо друг от друга, заново открыли уже выведенные Менделем законы наследования).

Доклад: Грегор Мендель

МЕНДЕЛЬ, ГРЕГОР ИОГАНН (Mendel, Gregor Johann) (1822–1884), основоположник учения о наследственности. Родился 22 июля 1822 в Хейнцендофе (Австро-Венгрия, ныне Гинчице, Чехия).

Учился в школах Хейнцендорфа и Липника, затем в окружной гимназии в Троппау. В 1843 окончил философские классы при университете в Ольмюце и постригся в монахи Августинского монастыря св.Фомы в Брюнне (Австрия, ныне Брно, Чехия). Служил помощником пастора, преподавал естественную историю и физику в школе. В 1851–1853 был вольнослушателем в Венском университете, где изучал физику, химию, математику, зоологию, ботанику и палеонтологию. По возвращении в Брюнн работал помощником учителя в средней школе до 1868, когда стал настоятелем монастыря.

В 1856 Мендель начал свои эксперименты по скрещиванию разных сортов гороха, различающихся по единичным, строго определенным признакам (например, по форме и окраске семян). Точный количественный учет всех типов гибридов и статистическая обработка результатов опытов, проведенных им в течение почти 10 лет, позволили ему сформулировать основные закономерности наследственности – расщепление и комбинирование наследственных «факторов».

Мендель показал, что эти факторы разделены и при скрещивании не сливаются и не исчезают. Хотя при скрещивании двух организмов с контрастирующими признаками (например, семена желтые или зеленые) в ближайшем поколении гибридов проявляется лишь один из них (Мендель назвал его «доминирующим»), «исчезнувший» («рецессивный») признак вновь возникает в следующих поколениях.

Теперь наследственные «факторы» Менделя называются генами.

О результатах своих экспериментов Мендель сообщил Брюннскому обществу естествоиспытателей весной 1865; год спустя его статья была опубликована в трудах этого общества. На заседании не было задано ни одного вопроса, а статья не получила никакого отклика.

Мендель послал копию статьи К.Негели, известному ботанику, авторитетному специалисту по проблемам наследственности, но Негели также не сумел оценить ее значения.

И только в 1900 непонятая и забытая работа Менделя привлекла к себе всеобщее внимание: сразу три ученых, Х. де Фриз (Голландия), К.Корренс (Германия) и Э.Чермак (Австрия), проведя почти одновременно собственные опыты, убедились в справедливости выводов Менделя

Закон независимого расщепления признаков, известный теперь как закон Менделя, положил начало новому направлению в биологии – менделизму, ставшему фундаментом генетики.

Сам Мендель, после неудачных попыток получить аналогичные результаты при скрещивании других растений, прекратил свои опыты. До конца жизни он занимался пчеловодством, садоводством, вел метеорологические наблюдения. Умер Мендель 6 января 1884.

Среди трудов ученого – Автобиография (Gregorii Mendel autobiographia iuvenilis, 1850) и ряд статей, включая Эксперименты по гибридизации растений (Versuche ber Pflanzenhybriden, в «Трудах Брюннского общества естествоиспытателей», т. 4, 1866).

Список литературы

Мендель Г. Опыты над растительными гибридами. М., 1965

Тимофеев-Ресовский Н.В. О Менделе. – Бюллетень Московского общества испытателей природы, 1965, № 4

Мендель Г., Ноден Ш., Сажрэ О.

Избранные работы. М., 1968

Наука

Мендель, естествоиспытатель и в то же время религиозный деятель, фигура неординарная. Пикантности ситуации добавляет то, что изучаемая им в будущем область дала начало новой научной дисциплине, раскладывающей теорию божественного замысла на геномы. Тяга Грегора к знаниям всепоглощающая. Непрестанно читал тома научной литературы, заменял педагогов на уроках в местной школе. Мужчина мечтал сдать экзамен на преподавателя, но провалился по геологии и биологии.

Грегор Мендель

В 1849-1851 годах преподавал студентам Зноймской гимназии языки и математику. Позже переехал в Вену, где до 1853-го сам обучался естественной истории в Венском университете под патронажем ботаника и одного из первых цитологов Франца Унгера и физике у знаменитого Кристиана Доплера.

По возвращении в Брюнне преподавал эти дисциплины в Высшей реальной школе, хоть и не был дипломированным специалистом. В 1856-м снова пытался сдать экзамены на педагога, но вновь не сдал биологию. В этом же году Мендель серьезно увлекается научными опытами с растениями, интерес к гибридизации которых проявил еще в Вене. На протяжении 7 лет, до 1863 года, Грегор экспериментировал с горохом в монастырском саду и в эти годы совершил открытия.

Бюст Грегора Менделя

Работы по гибридизации растений проводились задолго до Менделя, но лишь ему удалось вывести закономерности и структурировать основные тезисы работы, которыми генетики будут пользоваться вплоть до 70-х годов ХХ века.

В более чем 10 тыс. экспериментов участвовали свыше 20 разновидностей гороха, отличавшихся цветками и семенами. Титанический труд, учитывая, что каждую горошину нужно осматривать вручную. Для передачи в скрещенных формах лишь одного признака «сморщенный-гладкий» Грегор отсмотрел более 7 тыс. горошин, а таких признаков в работе было 7.

Полученные знания легли в основу учения о наследственности, на котором базируется генетика. В 1865-м опубликовал научный доклад «Опыты над растительными гибридами» в одном из томов Общества брюннских естествоиспытателей, где сформировал основные закономерности наследования, вошедшие в историю как законы Менделя.

Ботаник Грегор Мендель

Обобщенно полученные монахом сведения звучат так:

  • Гибриды первого поколения одинаковы и носят доминантный признак одного из родителей. Например, скрещивая горох с белыми и красными цветками, рождается потомство только с красными соцветиями.
  • Гибриды второго поколения расщепляются, то есть делятся на тех, кто получит доминантные признаки родителя, и тех, кто получил рецессивные не случайно, а в математически выраженном соотношении.
  • Оба признака встречаются в разных комбинациях и существуют обособленного, при этом гибрид с проявленным доминантным признаком может быть носителем рецессивных задатков и, наоборот, которые проявятся в следующих поколениях.
  • Мужские и женские гаметы объединяются случайно, а не в соответствии с задатками, которые они несут.

Грегор был уверен, что исследовательские достижения имели фундаментальное значения для развития науки, поэтому заказал десятки оттисков работы и разослал видным ботаникам того времени. Увы, современников публикация не заинтересовала. Только профессор университета в Мюнхене Карл фон Негели посоветовал проверить теорию на других видах.

Памятник Грегору Менделю

Мендель совершил ряд экспериментов по скрещиванию на иных растениях и насекомых – любимых с детства пчелах. К сожалению, Грегора ждало разочарование. По стечению обстоятельств и выбранный им вид растения, и пчелы имели особенности процесса оплодотворения и могли размножаться партеногенезом – «девственным путем». Из-за этого данные, полученные на опытах с горохом, не подтвердились.

Его вклад в науку оценили гораздо позже – в начале ХХ века, когда в 1900 году ряд ученых независимо друг от друга озвучили постулаты, выведенные Менделем еще в предшествовавшем столетии. Этот год принято обозначать годом рождения науки генетики. Роль менделизма в ней велика.

Портрет Грегора Менделя

Советский генетик Борис Астауров описал научные поиски Грегора так:

Early Life

Gregor Johann Mendel was born Johann Mendel on July 22, 1822, to Anton and Rosine Mendel, on his family’s farm, in what was then Heinzendorf, Austria. He spent his early youth in that rural setting, until age 11, when a local schoolmaster who was impressed with his aptitude for learning recommended that he be sent to secondary school in Troppau to continue his education. The move was a financial strain on his family, and often a difficult experience for Mendel, but he excelled in his studies, and in 1840, he graduated from the school with honors.

Following his graduation, Mendel enrolled in a two-year program at the Philosophical Institute of the University of Olmütz. There, he again distinguished himself academically, particularly in the subjects of physics and math, and tutored in his spare time to make ends meet. Despite suffering from deep bouts of depression that, more than once, caused him to temporarily abandon his studies, Mendel graduated from the program in 1843.

That same year, against the wishes of his father, who expected him to take over the family farm, Mendel began studying to be a monk: He joined the Augustinian order at the St. Thomas Monastery in Brno, and was given the name Gregor. At that time, the monastery was a cultural center for the region, and Mendel was immediately exposed to the research and teaching of its members, and also gained access to the monastery’s extensive library and experimental facilities.

In 1849, when his work in the community in Brno exhausted him to the point of illness, Mendel was sent to fill a temporary teaching position in Znaim. However, he failed a teaching-certification exam the following year, and in 1851, he was sent to the University of Vienna, at the monastery’s expense, to continue his studies in the sciences. While there, Mendel studied mathematics and physics under Christian Doppler, after whom the Doppler effect of wave frequency is named; he studied botany under Franz Unger, who had begun using a microscope in his studies, and who was a proponent of a pre-Darwinian version of evolutionary theory.

In 1853, upon completing his studies at the University of Vienna, Mendel returned to the monastery in Brno and was given a teaching position at a secondary school, where he would stay for more than a decade. It was during this time that he began the experiments for which he is best known.

Научная деятельность

В докладе о научной деятельности Грегора Менделя следует указать следующую интересную деталь: труды, содержащие его научные достижения, стали пользоваться интересом исследователей вопросов наследственности только в XX веке. Скончавшийся в 1884 году учёный этого уже не застал. А при жизни его заслуги не были оценены научным сообществом — доклады об экспериментах и сформулированных выводах вызывали скепсис.

В рефератах на тему «полная биография Грегора Иоганна Менделя» нередко отдельно отмечают интересный факт, что стать основоположником научного направления, которое подвергло сомнению Божественный замысел и разложить «по полочкам» все механизмы наследования, объяснив всё особенностями генома, выпало человеку, имеющему церковный сан.

Обучался Мендель с большим энтузиазмом. Он очень много читал, заменял в местной школе педагогов на уроках различных направлений. Одним из его устремлений было сдать экзамен и стать преподавателем, однако этого сделать не удалось: будущий учёный не выдержал двух экзаменов;

  • по геологии;
  • по биологии.

С 1849 по 1851 годы Мендель занимался преподаванием в гимназии, донося до студентов знания по математике и различным языкам.

Позднее, переехав в Вену, изучал в университете ботанику до 1853 года. Примечательно, что в венском университете Мендель обучался биологии у Франца Унгера — одного из первых специалистов в области цитологии, а физике — у Кристиана Доплера.

Ещё во время обучения в венском университете у Грегора Менделя зародился интерес к гибридизации растений. После неудачи со сдачей экзамена по биологии он всерьез увлекся биологическими опытами. Эксперименты, которые он проводил, высаживая горох прямо в монастырском саду, продлились около 7 лет — до 1863 года. К этому периоду и принадлежат даты совершённых им открытий.

Формулировка однозначных выводов, которые в дальнейшем легли в основу учения о наследственности, стала возможной в результате проведения огромного титанического труда. В ходе экспериментов было высажено и рассмотрено более 20 разновидностей гороха, различия между которыми касались и цветов, и семян. Для изучения механизмов наследования каждого из признаков пришлось детально изучить и описать более 7000 горошин.

Результатом этого многолетнего труда явилась публикация в 1865 году научного доклада под названием «Опыты над растительными гибридами». Доклад был опубликован в одном из томов общества брюннских естествоиспытателей и содержал в себе ключевые закономерности и механизмы наследования. Позднее они войдут в историю как законы Менделя.

https://youtube.com/watch?v=btW7OecpOAY

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий