Монтень, мишель де

Развивающее обучение

Подвергая сомнению различные обычаи и взгляды современного ему общества, Монтень высказывался против суровой дисциплины средневековых школ, за внимательное отношение к детям. Воспитание по Монтеню должно способствовать развитию всех сторон личности ребёнка, теоретическое образование должно дополняться физическими упражнениями, выработкой эстетического вкуса, воспитанием нравственных качеств.

Многие мысли Монтеня были восприняты педагогами 17-18 вв. Так, идея приоритета нравственного воспитания перед образованием подробно развита Локком, а высокая оценка воспитательного влияния сельской среды и отказ от принуждения в обучении явились своего рода основой теории естественного воспитания Руссо. Главной идеей в теории развивающего обучения по Монтеню является то, что развивающее обучение немыслимо без установления гуманных отношений к детям. Для этого обучение должно осуществляться без наказаний, без принуждения и насилия. Он считает, что развивающее обучение возможно только при индивидуализации обучения. В своей книге «Опыты» в главе «О воспитании детей» Монтень пишет: «Я хотел бы, чтобы воспитатель с самого начала, сообразуясь с душевными склонностями доверенного ему ребёнка, предоставил ему возможность свободно проявлять эти склонности, предлагая ему изведать вкус разных вещей, выбирать между ними и различать их самостоятельно, иногда указывая ему путь, иногда, напротив, позволяя отыскивать дорогу ему самому. Я не хочу, чтобы наставник один всё решал и только один говорил; я хочу чтобы он тоже слушал своего питомца.» Здесь Монтень следует Сократу, который, как известно, сначала заставлял говорить учеников, а затем уже говорил сам.
«Пусть учитель спрашивает с ученика не только слова затвержённого урока, но и смысл и самую суть его, и судить о пользе, которую он принёс, не по показаниям памяти своего питомца, а по его жизни. И пусть, объясняя что-либо ученику, он покажет ему это с сотни разных сторон и применит к множеству различных предметов, чтобы проверить, понял ли ученик как следует и в какой мере усвоил это».

«Пусть его душе будет привита благородная любознательность; пусть он осведомляется обо всём без исключения; пусть осматривает всё примечательное, что только ему не встретится, будь то какое-нибудь здание, фонтан, человек, поле битвы, происходящей в древности, места, по которым проходили Цезарь или Карл Великий».
«После того как юноше разъяснят, что же, собственно, ему нужно, чтобы сделаться лучше и разумнее, следует ознакомить его с основами логики, физики, геометрии и риторики; и, какую бы из этих наук он ни выбрал, — раз его ум к этому времени будет уже развит, он быстро достигнет в ней успехов. Преподавать ему должны то путём собеседования, то с помощью книг; иной раз наставник просто укажет ему подходящего для этой цели автора, а иной раз он изложит содержание и сущность книги в совершенно разжёванном виде». В этом заключаются основы педагогической теории Мишеля Монтеня.

Тематика

По происхождению Монтень — дворянин, получил классическое образование, работал в парламенте. Однако в 38 лет он решил полностью изменить свой уклад жизни. Закончил все дела и уединился в родовом замке близ Бордо и прожил там до конца своих дней.  Каждый день он писал небольшие заметки. Ему было, о чем поразмышлять, как-никак, за плечами был солидный жизненный опыт. Тематика сборника эссе «Опыты» самая широкая: от глубоких философских вопросов до бытовых неурядиц.

Новый взгляд на человека как на существо динамично развивающееся, о котором нельзя составить устойчивое и единообразное представление, рождает необходимость новых литературных форм, новых приемов изложения. Автор в себе самом акцентирует непостоянство, склонность к колебаниям, размышляет над зависимостью своих решений от внешних обстоятельств — короче, он подмечает такие душевные состояния, мимо которых проходила предшествующая литература. Утончается инструментарий психологического анализа, публицист как бы показывает внутренний мир личности, предельно крупным планом. Хотя к имени Бога он обращается достаточно часто, люди у него больше не руководствуются догматами церковной морали.

Монтеню-гуманисту наилучшим жизненным принципом представляется следование закону природы, соблюдение предписанной ею меры. Автор в духе Возрождения прославляет ценность повседневной жизни, а не загробной.

Проблемы познания в философии Монтеня

В теории познания Монтень отводит центральное место принципу скептицизма и сомнения, возрождая философскую традицию рассмотрения сомнения как одной из предпосылок достижения истинного знания. Подвергнув критике схоластику и теологию за забвение этого принципа, Монтень считает, что «новая философия» должна быть основана на скептицизме – то есть на стремлении все проверить, все подвергнуть самостоятельной оценке разума, не доверяясь никаким догмам и общепринятым положениям. И чем более традиционны эти положения, тем больше они нуждаются в проверке, так как раньше в них никто не сомневался.

Обоснованию скептицизма у Монтеня посвящена специальная XII глава 2-ой книги «Опытов», которая называется «Апология Раймонда Себона». Этот испанский теолог XV века пытался обосновать истины католической веры естественным, рациональным путем, а не доводами Священного писания. Монтень приходит к выводу, что своей цели он не мог достигнуть, так как разум не может дать нам убедительные и неоспоримые доказательства истин веры, но иного пути познания, кроме деятельности разума, у нас нет. Философ утверждает, что не существует также сверхразумных или внеразумных (интуиция, сон, религиозный, мистический экстаз) доказательств божественных истин, так как и они в конечном счете связаны с человеческим разумом. А иного орудия познания у человека нет.

Монтень задается вопросом, как же разум, признанный непригодным в качестве орудия познания бога, окажется состоятельным в процессе познания мира? Пытаясь ответить на него, автор «Опытов» предлагает использовать скептицизм для проверки всех человеческих знаний, и утверждает, что разум должен подвергнуть анализу сам себя. В этом суть знаменитого сомнения Монтеня, направленного на достижение достоверности наших знаний о мире.

Сомнению подвергается прежде всего знание существующее, наличное, именно оно подлежит контролю разума. Это связано с тем, что общепринятое знание никогда не проверяют, «никогда не добираются до основания, где коренится ошибка или слабое место», а «уверенность в несомненности есть вернейший показатель неразумия и крайней недостоверности».

Сомнение в изначальной достоверности знания есть изначальное «незнание», которое устанавливает ограниченность знаний о мире до тех пор, пока они не прошли строгой критической проверки разума. Это говорит о том, что в наших повседневных знаниях существует много предрассудков и непроверенных положений, к которым и необходимо относиться с сомнением. Незнание есть, таким образом, не отказ от разумного познания, а его предпосылка: только признав свое незнание, мы можем что-то познать, отбросив предвзятые и принятые на веру представления.

В то же время незнание у Монтеня есть также итог познания мира, который нельзя воспринимать как данность и как совершенный конечный результат. Он пишет: «В начале всякой философии лежит удивление, ее развитием является исследование, ее концом незнание». Констатируя ограниченность, несовершенство нашего знания на каждом конкретном этапе познания, Монтень приходит к выводу, что познание – это процесс, а процесс познания бесконечен.

Влияние Монтеня на психологию

Хотя не ученый, Монтень сделал наблюдения относительно тем в психологии. В его эссе он развил и объяснил свои наблюдения за этими темами. Его мысли и идеи затронули темы такой, как думается, мотивация, страх, счастье, детское образование, опыт и человеческая деятельность. Идеи Монтеня оказали влияние на психологию и являются частью богатой истории психологии.

Детское образование

Детское образование было среди психологических тем, о которых он написал. Его эссе По Образованию Детей, На Педантизме, и На Опыте объясняют взгляды, которые он имел на детском образовании. Сегодня некоторые его взгляды на детское образование все еще релевантны.

Взгляды Монтеня на образование детей были настроены против общих образовательных методов его дня. Он придирался и что преподавалось и как это преподавалось. Большая часть образования в течение времени Монтеня была сосредоточена на чтении классики и изучении через книги. Монтень не согласился с изучением строго через книги. Он полагал, что было необходимо обучить детей множеству путей. Он также не согласился со способом, которым информация представлялась студентам. Это представлялось в пути, который поощрил студентов брать информацию, которая преподавалась им как абсолютная правда. Студентам отказали в шансе подвергнуть сомнению информацию. Поэтому, студенты не могли действительно учиться. Монтень полагал, что, чтобы действительно учиться, студент должен был взять информацию и сделать ее их собственным.

В фонде Монтень полагал, что выбор хорошего наставника был важен для студента, чтобы стать хорошо образованным. Образование наставником должно было быть сделано в темпе студента. Он полагал, что наставник должен быть в диалоге со студентом, позволив студенту говорить сначала. Наставник должен также допускать обсуждения и дебаты, которые будут иметься. Через этот диалог это предназначалось, чтобы создать окружающую среду, в которой студенты будут самостоятельно учиться. Они были бы в состоянии понять свои ошибки и сделать исправления им по мере необходимости.

Индивидуализированное изучение также явилось неотъемлемой частью его теории детского образования. Он утверждал, что студент объединяет информацию, которую он уже знает с тем, что изучено и формирует уникальный взгляд на недавно изученную информацию. Монтень также думал, что наставники должны поощрить естественное любопытство студента и позволить им вещам вопроса. Он постулировал, что успешные студенты были теми, кто был поощрен подвергнуть сомнению новую информацию и изучить ее для себя, вместо того, чтобы просто принять то, что они получили известие от властей по любой данной теме. Монтень полагал, что любопытство ребенка могло служить важным обучающим инструментом, когда ребенку разрешают исследовать вещи, на предмет которых им любопытно.

Опыт был также основным элементом к изучению для Монтеня. Наставники должны были учить студентов через опыт, а не через простое запоминание знания, часто осуществляемого в книжных знаниях. Он утверждал, что студенты станут пассивными взрослыми; вслепую повинуясь и испытывая недостаток в способности думать самостоятельно

Ничто важное не было бы сохранено, и никакие способности не будут изучены. Он полагал, что изучение через опыт превосходило изучение с помощью книг

Поэтому он поощрил наставников обучать своих студентов через практику, путешествие и человеческое взаимодействие. При этом он утверждал, что студенты станут активными учениками, которые могли требовать знания себя.

Взгляды Монтеня на детское образование продолжают иметь влияние в подарке. Изменения идей Монтеня об образовании включены в современное изучение до некоторой степени. Он привел доводы против популярного способа преподавать в свое время, ободрительное индивидуализированное изучение

Он верил в важность опыта по книжным знаниям и запоминанию. В конечном счете Монтень постулировал, что пункт образования должен был учить студента, как иметь успешную жизнь, занимаясь активным и социально интерактивным образом жизни

Вера и Бог в понимании философа

Показывая несостоятельность идеологии контрреформации, ученый вместе с тем доносит до сознания читателей необычайно чистое и ясное понимание феномена Бога и веры.

Бога он усматривает существом абстрактным, вневременным, вездесущим, не связанным ни с человеческой логикой, ни с течением обыденной жизни. Таким образом, категорию Бога увязывает с существующей природой, с первопричиной всего сущего Мишель Монтень («Опыты»).

Содержание этого понятия, по мнению ученого, человеку дано осознать лишь трансцендентным путем, посредством веры.

Такое восприятие Бога связано с настолько глубокими изменениями личности, что по сути, человек, идущий по пути веры, проходит целую эволюцию. И в конце этого пути дары получает, по сути, уже другое существо.

Познавать Бога с помощью глубокой веры означает вступать в прямое общение с ним непосредственно. А это, в свою очередь, служит для искренно верующего защитой от сотрясания «человеческими случайностями» (насилием власти, волей политических партий, пристрастием к переменам, внезапной переменой взглядов).

Вместе с тем Монтень скептически относится к идее бессмертия души.

Изучение пороков цивилизации по принципу антитезы

В XVI веке в другом земном полушарии происходило окончательное покорение европейцами Нового Света. Как раз в то время, когда писал М. Монтень «Опыты». Краткое содержание этого агрессивного и недружественного действа нашло свое отражение и в главной книге философа.

Достаточно подробно ученый знал о ходе кампаний в Америке. Будучи на службе у короля, он присутствовал на организованных миссионерами встречах монарха со знатными индейскими вождями. А у него самого был слуга, десяток лет своей жизни посвятивший службе в Новом Свете.

Реальный облик обогатившихся нуворишей — завоевателей Америки — на поверку оказался неприглядным. Его по-граждански смело показал М. Монтень («Опыты»). Описание сути этого первого геополитического взаимодействия народов двух континентов свелось к банальному порабощению. Вместо того чтобы достойно нести в мир учение Христа, европейцы пошли путем грехов смертных.

Коренное же население Нового Света оказалось в библейской роли агнца на закланье. Ученый подчеркнул, что народ, живущий без богатства и бедности, без наследства и раздела имущества, без рабства, без вина, хлеба, металла, обладал душевными качествами более высокого порядка, чем европейцы. В словарном запасе туземцев даже не существовало слов, обозначающих ложь, обман, прощение, предательство, зависть, притворство.

Философ подчеркивает гармонию межличностных отношений коренного населения Нового Света. Не испорчены цивилизацией социальные устои их общин. Равных себе по возрасту они называют братьями, младших — детьми, старших — отцами. Старшие, умирая, передают свое имущество общине.

Афоризмы Мишеля Монтеня

Французский писатель, мыслитель эпохи Возрождения, философ, автор книги «Опыты» – Мишель Экем де Монтень родился 28 февраля 1533 г. на юго-западе Франции, в богатом фамильном замке Монтень, принадлежащем отцу. Отец – Пьер Экем, участник Итальянских войн, был в своё время мэром Бордо, мать – Антуанетта де Лопез – из семьи зажиточных арагонских евреев. Обучение маленького Мишеля началось с двух лет. Для воспитания отец использовал собственную педагогическую либеральную методику. Его учитель, немец, совершенно не владел французским языком и говорил с Мишелем исключительно на латыни. Более того, отец и мать также разговаривали с ним только на латыни, поэтому с детства Монтень освоил латынь как родной язык.

Отец стремился привить Мишелю любовь к наукам, когда мальчику исполнилось шесть лет, отдал его в коллеж города Бордо. После окончания колледжа он стал юристом.

В молодости Мишель Монтень живо интересовался политической деятельностью. Отец приобрел для него должность советника Бордоского парламента. Монтень пользовался репутацией образованного, ученого человека, многие государственные деятели, мыслители того времени были его добрыми знакомыми.

В 1565 г. Монтень женился, получив солидное приданое, которое укрепило его материальное положение. Когда в 1568 г. умер отец, Мишель стал наследником родового имения. Он продал судейскую должность, вышел в отставку и с 1571 г. поселился в замке.

В 1572 г. 38-летний Монтень приступил к работе над главным трудом в его творческой биографии – философско-литературными «Опытами», в которых излагал мысли по поводу исторических событий дней минувших и сегодняшних.

Как писал Монтень: «…утомленный рабским пребыванием при дворе и общественными обязанностями… решил скрыться в объятия муз, покровительниц мудрости». В результате, в 1580 г. вышли в свет две первые книги его «Опытов» – произведение, которое принесло Монтеню еще при жизни широкую известность, а впоследствии, мировую славу. На протяжении многих столетий эта книга будет одной из любимых читательской публикой.

В 1580-1581 гг. писатель путешествовал по Швейцарии, Германии, Австрии и Италии. Впечатления от этого путешествия отражены в его дневнике.

В это же время у Монтеня снова активизируется его общественная деятельность. Наследник престола Генрих Наваррский проявил благосклонность к Монтеню, но все его помыслы были посвящены «Опытам», он старался проводить, как можно больше времени в уединении.

Однако, желаниям Монтеня не суждено было сбыться. В 1581 г. он был избран мэром города Бордо. По-видимому, это было во время путешествия 1580-1581 гг. («Горожане Бордо избрали меня мэром их города, когда я был далеко от Франции и ещё дальше от мысли об этом»).

В 1586–1587 гг. Монтень, свободный от обязанностей мэра, продолжил литературные занятия и написал дополнения к первым книгам и третью книгу «Опытов», которые во многом носили автобиографический характер.

В 1588 г. Монтень встретил молоденькую девушку, Мари де Гурне, которая была страстной поклонницей его идей. Мари скрасила одиночество Монтеня и стала для него кем-то вроде приемной дочери. После смерти кумира она опубликовала посмертное издание «Опытов», над которыми тот продолжал трудиться до последнего вздоха.

Умер Мишель де Монтень 13 сентября 1592 г. от обострения давно мучавшей его каменной болезни в своем родовом замке.

Существуют ли настоящие идеалы?

Философы всего мира подчиняются авторитетам, — рассуждает Монтень. Они опираются на Фому Аквинского, Августина, Аристотеля и так далее. Но ведь эти авторитеты тоже могут ошибаться. То же можно сказать и о нашем собственном мнении. В чем-то оно верно, но не может служить авторитетом для других. Просто мы должны всегда понимать, что наше знание ограничено. Философ Мишель де Монтень замахнулся не только на авторитеты прошлого, но и на идеалы настоящего. Он критически рассматривает вопрос о добродетелях, альтруизме и моральных принципах вообще. Монтень полагает, что все это лозунги, которые используют власть имущие для манипулирования людьми. Человек должен жить свободно и достойно, как ему хочется, получать удовольствие. Тогда он будет любить других. Тогда он будет проявлять свое мужество, несовместимое со злобой, страхом и унижением.

Книги и философия

Во многих областях Мишель де Монтень стремился лояльно относиться к разным группам и мнениям. К примеру, он занимал нейтральную позицию по отношению к католической церкви и гугенотам, между которыми шли религиозные войны.

Философ пользовался большим уважением у многих общественных и политических деятелей. Он вел переписку с известными писателями и мыслителями, рассуждая на различные серьезные темы.

Монтень был мудрым и эрудированным человеком, что позволило ему заняться писательской деятельностью. В 1570 г. он начал работу над своим знаменитым трудом «Опыты». Стоит отметить, что официальное название данной книги – «Эссе», что буквально переводится как «попытки» или «опыты».

Интересен факт, что Мишель первым ввел в обиход слово «эссе», вследствие чего его стали употреблять и другие писатели.

Спустя 10 лет была издана первая часть «Опытов», которая приобрела огромную популярность среди просвещенной интеллигенции. В скором времени Монтень отправился в путешествие, посетив немало европейских стран.

Через какое-то время мыслитель узнал, что его заочно избрали мэром Бордо, что совсем его не обрадовало. Приехав во Францию он к своему удивлению понял, что отказаться от этой должности нельзя. В этом его заверял даже король Генрих 3.

В разгар гражданской войны, Мишель де Монтень делал все возможное, чтобы примирить гугенотов и католиков. Его труд был благосклонно принят обеими сторонами, по причине чего те и другие старались трактовать его в свою пользу.

В то время биографии Монтень опубликовал новые сочинения, а также сделал некоторые поправки в прежних. В итоге «Опыты» начали представлять собой сборник рассуждений на различные темы. Третье издание книги состояло из путевых заметок в ходе странствий автора по Италии.

Чтобы издать ее, литератор был вынужден отправиться в Париж, где его заключили в знаменитой Бастилии. Мишеля подозревали в сотрудничестве с гугенотами, что могло ему стоить жизнь. За мужчину заступилась королева, Екатерина Медичи, после чего он оказался в парламенте и в кругу приближенных лиц Генриха Наваррского.

Вклад в науку, который Монтень внес своим трудом, трудно переоценить. Это был первый пример психологического этюда, не соответствующего традиционным литературным канонам той эпохи. Опыт из личной биографии мыслителя переплетался с переживаниями и взглядами на природу человека.

Философскую концепцию Мишеля де Монтеня можно охарактеризовать как скептицизм особенного толка, который соседствует с искренней верой. Основной причиной человеческих действий он называл эгоизм. При этом к эгоизму автор относился вполне нормально и даже называл его необходимым для обретения счастья.

Ведь если человек начнет воспринимать проблемы других так же близко к сердцу, как свои собственные, то он не будет счастлив. Монтень негативно отзывался о гордости считая, что индивид не в состоянии познать абсолютную истину.

Философ считал стремление к счастью главной целью в жизни людей. Кроме этого он призывал к справедливости – каждому человеку следует воздавать по заслугам

Также он уделял большое внимание педагогике

По мнению Монтеня, в детях прежде всего необходимо взращивать личность, то есть развивать их умственные способности и человеческие качества, а не делать из них только докторов, юристов или священнослужителей. Одновременно с этим, воспитатели должны помогать ребенку получать наслаждение от жизни и стойко переносить все трудности.

Дискография

Студийные альбомы

Название Подробности Наивысшая позиция в чартах
AUS
  • Выпущен: 2016
  • Лейбл: Wonderlick Entertainment, Sony Australia
  • Формат: CD, цифровая дистрибуция, стриминг
4
  • Выпущен: 30 августа 2019
  • Лейбл: Wonderlick Entertainment, Sony Australia
  • Формат: CD, цифровая дистрибуция, стриминг
19

Мини-альбомы

Название Подробности Наивысшая позиция в чартах
AUS
Life of Montaigne
  • Выпущен: 21 ноября 2014
  • Лейбл: Wonderlick Entertainment, Sony Australia
  • Формат: CD, цифровая дистрибуция, стриминг

Синглы

Название Год Наивысшая позицияв чартах Сертификация Альбом
AUS
«I Am Not an End» 2014 Life of Montaigne
«I’m a Fantastic Wreck»
«Clip My Wings» 2015 Glorious Heights
«In the Dark» 2016
«» 98 *ARIA: Gold
«For Your Love» 2018 Complex
«Ready» 2019
«Love Might Be Found (Volcano)»
«Don’t Break Me» 2020
«–» denotes releases that did not chart.

Как приглашённый артист

Песня Год Наивысшая позицияв чартах Сертификация Альбом
AUS
«»(совместно с и Tom Thum) 2016 2 * ARIA: 6× Platinum
«Feel That»(совместно с ) 2017 Non-album single
«Best Freestylers in the World»(совместно с ) 2018
«—» denotes releases that did not chart or were not released in that territory.
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий