Мишель де монтень

Развивающее обучение

Подвергая сомнению различные обычаи и взгляды современного ему общества, Монтень высказывался против суровой дисциплины средневековых школ, за внимательное отношение к детям. Воспитание по Монтеню должно способствовать развитию всех сторон личности ребёнка, теоретическое образование должно дополняться физическими упражнениями, выработкой эстетического вкуса, воспитанием нравственных качеств.

Многие мысли Монтеня были восприняты педагогами 17-18 вв. Так, идея приоритета нравственного воспитания перед образованием подробно развита Локком, а высокая оценка воспитательного влияния сельской среды и отказ от принуждения в обучении явились своего рода основой теории естественного воспитания Руссо. Главной идеей в теории развивающего обучения по Монтеню является то, что развивающее обучение немыслимо без установления гуманных отношений к детям. Для этого обучение должно осуществляться без наказаний, без принуждения и насилия. Он считает, что развивающее обучение возможно только при индивидуализации обучения. В своей книге «Опыты» в главе «О воспитании детей» Монтень пишет: «Я хотел бы, чтобы воспитатель с самого начала, сообразуясь с душевными склонностями доверенного ему ребёнка, предоставил ему возможность свободно проявлять эти склонности, предлагая ему изведать вкус разных вещей, выбирать между ними и различать их самостоятельно, иногда указывая ему путь, иногда, напротив, позволяя отыскивать дорогу ему самому. Я не хочу, чтобы наставник один всё решал и только один говорил; я хочу чтобы он тоже слушал своего питомца.» Здесь Монтень следует Сократу, который, как известно, сначала заставлял говорить учеников, а затем уже говорил сам.
«Пусть учитель спрашивает с ученика не только слова затвержённого урока, но и смысл и самую суть его, и судить о пользе, которую он принёс, не по показаниям памяти своего питомца, а по его жизни. И пусть, объясняя что-либо ученику, он покажет ему это с сотни разных сторон и применит к множеству различных предметов, чтобы проверить, понял ли ученик как следует и в какой мере усвоил это».

«Пусть его душе будет привита благородная любознательность; пусть он осведомляется обо всём без исключения; пусть осматривает всё примечательное, что только ему не встретится, будь то какое-нибудь здание, фонтан, человек, поле битвы, происходящей в древности, места, по которым проходили Цезарь или Карл Великий».
«После того как юноше разъяснят, что же, собственно, ему нужно, чтобы сделаться лучше и разумнее, следует ознакомить его с основами логики, физики, геометрии и риторики; и, какую бы из этих наук он ни выбрал, — раз его ум к этому времени будет уже развит, он быстро достигнет в ней успехов. Преподавать ему должны то путём собеседования, то с помощью книг; иной раз наставник просто укажет ему подходящего для этой цели автора, а иной раз он изложит содержание и сущность книги в совершенно разжёванном виде». В этом заключаются основы педагогической теории Мишеля Монтеня.

Учение о мудрости в обыденной жизни

Сверхпопулярной в Европе XVI-XVII веков была книга «Опыты» Монтеня. Чуткий ум ученого уловил новые социальные реалии становления буржуазного общества. Философ в условиях тоталитаризма призвал к жизни античные идеи индивидуализма, толерантности, ироничного отношения к действительности.

Монтень заявляет, что для человека абсолютным злом не является некий эклектический, выдуманный инквизицией дьявол. Зло, с его точки зрения, есть верование без улыбки, фанатичная вера в единственную истину, не подвергающуюся сомнениям. Именно она служит основой для разворачивания спирали насилия в обществе.

Философ искал и находил (о чем мы расскажем ниже) принципы построения идеального общества. Он относился к свободе личности как к высшей ценности.

По мнению философа, для счастливой жизни человека в ней должны быть уравновешены удовольствия и забота о собственном здоровье. Ведь, судя по логике античных мудрецов, большинство удовольствий манят и привлекают людей для того, чтоб его погубить.

В своей книге де Монтень («Опыты») воспроизводит забытое в средневековой Европе античное учение о ловушках сознания, которым человек подвержен.

В частности, совсем немногим людям дано осознать настоящую природную красоту, скрытую за внешней простотой. Человеку не свойственно напрячь свой ум для того, чтоб уловить «тихое сияние красоты».

Этика Монтеня

Рассматривая этику как учение о разумной, добродетельной жизни, Монтень предлагает новый гуманистический нравственный идеал, противопоставляя его религиозному, схоластическому, основанному на обычаях и традициях. Целью всякой истинной философии является, по его мнению, добродетель, и она должна быть «прекрасной, торжествующей, любвеобильной, кроткой, но вместе с тем и мужественной, питающей непримиримую ненависть к злобе, неудовольствию, страху и гнету».

В своем учении о нравственности Монтень исходит из единства души и тела, физической и духовной природы человека, что означает счастье человека как целого. Считая, «что бессмертие души обещают нам только бог и религия, ни природа, ни наш разум не говорят нам об этом», философ убежден, что человек не должен уповать на загробную жизнь, а проявлять свою нравственность, разумное поведение в отведенное человеку короткое время в земной жизни. Человек должен принимать жизнь во всей ее сложности, достойно переносить страдания духа и тела, мужественно исполнять свое земное предназначение, и образцом такого нравственного поведения для него служит жизнь крестьян. Эта позиция Монтеня особенно восхищала Льва Толстого, и «Опыты» были одной из его любимых книг.

Таким образом, главное в этике Монтеня – признание самодостаточности человеческой жизни, прожитой достойно, соединяющей в себе интересы самой личности и других людей, а ее цель и смысл – в самой жизни.

Книги и философия

Во многих областях Мишель де Монтень стремился лояльно относиться к разным группам и мнениям. К примеру, он занимал нейтральную позицию по отношению к католической церкви и гугенотам, между которыми шли религиозные войны.

Философ пользовался большим уважением у многих общественных и политических деятелей. Он вел переписку с известными писателями и мыслителями, рассуждая на различные серьезные темы.

Монтень был мудрым и эрудированным человеком, что позволило ему заняться писательской деятельностью. В 1570 г. он начал работу над своим знаменитым трудом «Опыты». Стоит отметить, что официальное название данной книги – «Эссе», что буквально переводится как «попытки» или «опыты».

Интересен факт, что Мишель первым ввел в обиход слово «эссе», вследствие чего его стали употреблять и другие писатели.

Спустя 10 лет была издана первая часть «Опытов», которая приобрела огромную популярность среди просвещенной интеллигенции. В скором времени Монтень отправился в путешествие, посетив немало европейских стран.

Через какое-то время мыслитель узнал, что его заочно избрали мэром Бордо, что совсем его не обрадовало. Приехав во Францию он к своему удивлению понял, что отказаться от этой должности нельзя. В этом его заверял даже король Генрих 3.

В разгар гражданской войны, Мишель де Монтень делал все возможное, чтобы примирить гугенотов и католиков. Его труд был благосклонно принят обеими сторонами, по причине чего те и другие старались трактовать его в свою пользу.

В то время биографии Монтень опубликовал новые сочинения, а также сделал некоторые поправки в прежних. В итоге «Опыты» начали представлять собой сборник рассуждений на различные темы. Третье издание книги состояло из путевых заметок в ходе странствий автора по Италии.

Чтобы издать ее, литератор был вынужден отправиться в Париж, где его заключили в знаменитой Бастилии. Мишеля подозревали в сотрудничестве с гугенотами, что могло ему стоить жизнь. За мужчину заступилась королева, Екатерина Медичи, после чего он оказался в парламенте и в кругу приближенных лиц Генриха Наваррского.

Вклад в науку, который Монтень внес своим трудом, трудно переоценить. Это был первый пример психологического этюда, не соответствующего традиционным литературным канонам той эпохи. Опыт из личной биографии мыслителя переплетался с переживаниями и взглядами на природу человека.

Философскую концепцию Мишеля де Монтеня можно охарактеризовать как скептицизм особенного толка, который соседствует с искренней верой. Основной причиной человеческих действий он называл эгоизм. При этом к эгоизму автор относился вполне нормально и даже называл его необходимым для обретения счастья.

Ведь если человек начнет воспринимать проблемы других так же близко к сердцу, как свои собственные, то он не будет счастлив. Монтень негативно отзывался о гордости считая, что индивид не в состоянии познать абсолютную истину.

Философ считал стремление к счастью главной целью в жизни людей. Кроме этого он призывал к справедливости – каждому человеку следует воздавать по заслугам

Также он уделял большое внимание педагогике

По мнению Монтеня, в детях прежде всего необходимо взращивать личность, то есть развивать их умственные способности и человеческие качества, а не делать из них только докторов, юристов или священнослужителей. Одновременно с этим, воспитатели должны помогать ребенку получать наслаждение от жизни и стойко переносить все трудности.

Вера и Бог в понимании философа

Показывая несостоятельность идеологии контрреформации, ученый вместе с тем доносит до сознания читателей необычайно чистое и ясное понимание феномена Бога и веры.

Бога он усматривает существом абстрактным, вневременным, вездесущим, не связанным ни с человеческой логикой, ни с течением обыденной жизни. Таким образом, категорию Бога увязывает с существующей природой, с первопричиной всего сущего Мишель Монтень («Опыты»).

Содержание этого понятия, по мнению ученого, человеку дано осознать лишь трансцендентным путем, посредством веры.

Такое восприятие Бога связано с настолько глубокими изменениями личности, что по сути, человек, идущий по пути веры, проходит целую эволюцию. И в конце этого пути дары получает, по сути, уже другое существо.

Познавать Бога с помощью глубокой веры означает вступать в прямое общение с ним непосредственно. А это, в свою очередь, служит для искренно верующего защитой от сотрясания «человеческими случайностями» (насилием власти, волей политических партий, пристрастием к переменам, внезапной переменой взглядов).

Вместе с тем Монтень скептически относится к идее бессмертия души.

Развитие положений стоицизма и эпикурейства

Религиозному догматизму Мишель Монтень противопоставил культурные античные традиции эпикурейства и стоицизма. Подобно Эпикуру, французский философ называл этику (науку о морали и нравственности) важнейшей для гармонизации общества и «лекарством для души» каждого человека. Именно этика, по его мнению, может стать уздой для пагубных страстей человека. Отдает должное стоическим взглядам о превосходстве чистого разума над изменчивыми чувствами человека книга «Опыты».

Мишель Монтень, осмысливая главные этические ценности, ставит добродетель превыше любых человеческих качеств, в том числе и пассивной доброты. Ведь добродетель является следствием разумных целенаправленных волевых усилий и приводит человека к преодолению своих страстей. Именно благодаря добродетели, по мнению Монтеня, человек может изменить свою судьбу, избежать грозящих ему фатальных необходимостей.

Ученый сформулировал многие постулаты современной европейской культуры. Причем его мышление предельно образно. Например, показывая порочность искусственного неравенства людей в феодальном обществе, философ говорит о «бессмысленности становиться на ходули, ведь все равно придется идти своими ногами. Кроме того, человек даже на самом возвышенном троне будет восседать на собственном седалище».

О чем книга?

Начнем с того, что Мишель Монтень (а не Марсель, не путайте), вопреки расхожему мнению, не имеет отношения к художественной литературе. Он ввел в обиход жанр эссе, написав целый сборник эссеистики. «Опыты» — подробный дневник мысли философа, которая охватила и оценила многие явления, проблемы и события эпохи. Автор выказал свое личное отношение к происходящему.

Эти эссе — нечто большее, чем рефлексия. Их автор — натура незаурядная, тонкая и образованная, мыслитель, усвоивший лучше иных гуманистов уроки античной философии. Он познает самого себя (подчеркивая, что миссия невыполнима) с целью познать весь мир. Движения своей души он обязательно проверяет аналитическим умом, мудростью, почерпнутой из ученых трудов, опытом, приобретенным с годами. Произведение стало одной из лучших книг о человеке позднего Возрождения и человеке вообще. Писатель утверждает, что люди воплощают в себе всю божественную природу. Это утверждение разительно отличается от средневековых взглядов на личность, согласно которым любимое творение Божие порочно и виновато перед ним (первородный грех). У каждого из нас, как считал эссеист, свой жизненный путь и возможность управлять им. Конечно же, в средние века считалось, что судьбы вершит божественное предопределение. Публицист пошел против условностей, не побоялся сказать новое слово.

Монтень удерживает себя от морализаторства (а это нелегко в условиях, когда господствуют средневековые нравы). Его мнение не выглядит как априорная истина, он всегда предоставляет читателю судить и размышлять. Он оказался прав: его книга понравилась даже французскому обывателю. Сборник приобрел широкую известность. Его новаторство проявляется в искренности рассказчика и бесстрашии его самонаблюдения. Читатель узнает писателя ближе, чем многих реальных знакомых.

Память

  • Имя Мишеля Монтеня носит улица в VIII округе Парижа.
  • Имя Мишеля Монтеня носит с 1990 года Университет Бордо III.
  • Во французской элитарной Национальной школе администрации по традиции каждому выпуску присваивается имя выдающегося деятеля прошлого. Выпуску 1988 года было присвоено имя Мишеля Монтеня.
  • В честь Мишеля Монтеня неоднократно выпускались почтовые марки: во Франции в 1943 году, в Монако в 1980 (к 400-летию «Опытов») и 1996 годах.
  • В 2012 году Парижский монетный двор выпустил памятную монету номиналом 10 евро в серии «Евро регионов», посвящённую Аквитании и несущую изображение и цитату из Мишеля Монтеня («Mon métier et mon art, c’est vivre» — «Жизнь — вот моё занятие и моё искусство»).
  • Труд Мишеля Монтеня «Опыты» включён в том 25 издаваемой с 1952 года в США серии «Великие книги западной цивилизации».

Изучение пороков цивилизации по принципу антитезы

В XVI веке в другом земном полушарии происходило окончательное покорение европейцами Нового Света. Как раз в то время, когда писал М. Монтень «Опыты». Краткое содержание этого агрессивного и недружественного действа нашло свое отражение и в главной книге философа.

Достаточно подробно ученый знал о ходе кампаний в Америке. Будучи на службе у короля, он присутствовал на организованных миссионерами встречах монарха со знатными индейскими вождями. А у него самого был слуга, десяток лет своей жизни посвятивший службе в Новом Свете.

Реальный облик обогатившихся нуворишей — завоевателей Америки — на поверку оказался неприглядным. Его по-граждански смело показал М. Монтень («Опыты»). Описание сути этого первого геополитического взаимодействия народов двух континентов свелось к банальному порабощению. Вместо того чтобы достойно нести в мир учение Христа, европейцы пошли путем грехов смертных.

Коренное же население Нового Света оказалось в библейской роли агнца на закланье. Ученый подчеркнул, что народ, живущий без богатства и бедности, без наследства и раздела имущества, без рабства, без вина, хлеба, металла, обладал душевными качествами более высокого порядка, чем европейцы. В словарном запасе туземцев даже не существовало слов, обозначающих ложь, обман, прощение, предательство, зависть, притворство.

Философ подчеркивает гармонию межличностных отношений коренного населения Нового Света. Не испорчены цивилизацией социальные устои их общин. Равных себе по возрасту они называют братьями, младших — детьми, старших — отцами. Старшие, умирая, передают свое имущество общине.

Познай самого себя

Каждый человек — частичка человечества и его отражение, считает Монтень. Поэтому, чтобы познать все человечество, мыслитель решил познать самого себя. Он долгое время изучал движения своей души, свои мысли и чувства и в итоге изложил наблюдения на бумаге, чтобы сделать их общим достоянием.

Из «Опытов» мы узнаём, что Монтень считал себя скептиком. В чем же заключался скептицизм философа? Прежде всего, он не уверен, что человек в принципе способен познать мир. Если абсолютная истина и существует, человеку она недоступна. Все истины, провозглашаемые людьми, относительны и справедливы только для своего времени. Например, некоторые из античных философов были уверены, что душа человека после его смерти переселяется в другое тело. Средневековые богословы утверждали, что душа попадает либо в ад, либо в рай. Возможно, позже появятся другие теории, но какая из них истинна, человек знать не может.

Скептицизм Монтеня распространялся и на человеческую нравственность. Всеми поступками людей в первую очередь движет эгоизм, утверждал он, и это абсолютно нормально. Человек прежде всего должен заботиться о своем счастье и душевном покое — в этом залог благополучия всего общества. «Делай свое дело и познай самого себя», — повторял философ слова Платона, которые считал девизом своей жизни. Задача каждого человека — изучить себя, свои склонности и характер и выработать в себе счастливое состояние духа и способность противостоять жизненным невзгодам.

Афоризмы Мишеля Монтеня

Французский писатель, мыслитель эпохи Возрождения, философ, автор книги «Опыты» – Мишель Экем де Монтень родился 28 февраля 1533 г. на юго-западе Франции, в богатом фамильном замке Монтень, принадлежащем отцу. Отец – Пьер Экем, участник Итальянских войн, был в своё время мэром Бордо, мать – Антуанетта де Лопез – из семьи зажиточных арагонских евреев. Обучение маленького Мишеля началось с двух лет. Для воспитания отец использовал собственную педагогическую либеральную методику. Его учитель, немец, совершенно не владел французским языком и говорил с Мишелем исключительно на латыни. Более того, отец и мать также разговаривали с ним только на латыни, поэтому с детства Монтень освоил латынь как родной язык.

Отец стремился привить Мишелю любовь к наукам, когда мальчику исполнилось шесть лет, отдал его в коллеж города Бордо. После окончания колледжа он стал юристом.

В молодости Мишель Монтень живо интересовался политической деятельностью. Отец приобрел для него должность советника Бордоского парламента. Монтень пользовался репутацией образованного, ученого человека, многие государственные деятели, мыслители того времени были его добрыми знакомыми.

В 1565 г. Монтень женился, получив солидное приданое, которое укрепило его материальное положение. Когда в 1568 г. умер отец, Мишель стал наследником родового имения. Он продал судейскую должность, вышел в отставку и с 1571 г. поселился в замке.

В 1572 г. 38-летний Монтень приступил к работе над главным трудом в его творческой биографии – философско-литературными «Опытами», в которых излагал мысли по поводу исторических событий дней минувших и сегодняшних.

Как писал Монтень: «…утомленный рабским пребыванием при дворе и общественными обязанностями… решил скрыться в объятия муз, покровительниц мудрости». В результате, в 1580 г. вышли в свет две первые книги его «Опытов» – произведение, которое принесло Монтеню еще при жизни широкую известность, а впоследствии, мировую славу. На протяжении многих столетий эта книга будет одной из любимых читательской публикой.

В 1580-1581 гг. писатель путешествовал по Швейцарии, Германии, Австрии и Италии. Впечатления от этого путешествия отражены в его дневнике.

В это же время у Монтеня снова активизируется его общественная деятельность. Наследник престола Генрих Наваррский проявил благосклонность к Монтеню, но все его помыслы были посвящены «Опытам», он старался проводить, как можно больше времени в уединении.

Однако, желаниям Монтеня не суждено было сбыться. В 1581 г. он был избран мэром города Бордо. По-видимому, это было во время путешествия 1580-1581 гг. («Горожане Бордо избрали меня мэром их города, когда я был далеко от Франции и ещё дальше от мысли об этом»).

В 1586–1587 гг. Монтень, свободный от обязанностей мэра, продолжил литературные занятия и написал дополнения к первым книгам и третью книгу «Опытов», которые во многом носили автобиографический характер.

В 1588 г. Монтень встретил молоденькую девушку, Мари де Гурне, которая была страстной поклонницей его идей. Мари скрасила одиночество Монтеня и стала для него кем-то вроде приемной дочери. После смерти кумира она опубликовала посмертное издание «Опытов», над которыми тот продолжал трудиться до последнего вздоха.

Умер Мишель де Монтень 13 сентября 1592 г. от обострения давно мучавшей его каменной болезни в своем родовом замке.

Гражданская и человеческая позиция

Он противопоставил принцип «философствовать — значит сомневаться» догматической теологии, схоластике, отвлеченной от жизни, мотивированно выступил с критикой католиков в религиозном нечестии, несоблюдении христианских заповедей.

При этом заметим, что по своей сути философ не был трибуном, общественным лидером. Хотя для его современников откровением кажутся выводы, которые сделал Мишель де Монтень.

«Опыты», написанные рукой философа-гражданина, содержат сожаление о том, что «небесное и божественное учение» пребывает в «руках порочных». Это он осознал, «пропустив поток размышлений сквозь себя». (Следует понимать особенности его личности.)

Монтеню как человеку была свойственна раздражаемость ума, поэтому он предпочитал не вступать в дебаты и творил исключительно в уединении. Свои работы он читал узкому кругу друзей и этим был вполне удовлетворен. Его критический ум не приемлел чинов и авторитетов. Любимой фразой Мишеля была следующая: «Для камердинера героев не существует!» Он все происходящее соотносил со своей личностью. «Моя метафизика — изучение самого себя», — говорил философ.

Кабинет писателя находился на третьем этаже башни замка Монтень, и его окна допоздна были освещены…

Проблемы познания в философии Монтеня

В теории познания Монтень отводит центральное место принципу скептицизма и сомнения, возрождая философскую традицию рассмотрения сомнения как одной из предпосылок достижения истинного знания. Подвергнув критике схоластику и теологию за забвение этого принципа, Монтень считает, что «новая философия» должна быть основана на скептицизме – то есть на стремлении все проверить, все подвергнуть самостоятельной оценке разума, не доверяясь никаким догмам и общепринятым положениям. И чем более традиционны эти положения, тем больше они нуждаются в проверке, так как раньше в них никто не сомневался.

Обоснованию скептицизма у Монтеня посвящена специальная XII глава 2-ой книги «Опытов», которая называется «Апология Раймонда Себона». Этот испанский теолог XV века пытался обосновать истины католической веры естественным, рациональным путем, а не доводами Священного писания. Монтень приходит к выводу, что своей цели он не мог достигнуть, так как разум не может дать нам убедительные и неоспоримые доказательства истин веры, но иного пути познания, кроме деятельности разума, у нас нет. Философ утверждает, что не существует также сверхразумных или внеразумных (интуиция, сон, религиозный, мистический экстаз) доказательств божественных истин, так как и они в конечном счете связаны с человеческим разумом. А иного орудия познания у человека нет.

Монтень задается вопросом, как же разум, признанный непригодным в качестве орудия познания бога, окажется состоятельным в процессе познания мира? Пытаясь ответить на него, автор «Опытов» предлагает использовать скептицизм для проверки всех человеческих знаний, и утверждает, что разум должен подвергнуть анализу сам себя. В этом суть знаменитого сомнения Монтеня, направленного на достижение достоверности наших знаний о мире.

Сомнению подвергается прежде всего знание существующее, наличное, именно оно подлежит контролю разума. Это связано с тем, что общепринятое знание никогда не проверяют, «никогда не добираются до основания, где коренится ошибка или слабое место», а «уверенность в несомненности есть вернейший показатель неразумия и крайней недостоверности».

Сомнение в изначальной достоверности знания есть изначальное «незнание», которое устанавливает ограниченность знаний о мире до тех пор, пока они не прошли строгой критической проверки разума. Это говорит о том, что в наших повседневных знаниях существует много предрассудков и непроверенных положений, к которым и необходимо относиться с сомнением. Незнание есть, таким образом, не отказ от разумного познания, а его предпосылка: только признав свое незнание, мы можем что-то познать, отбросив предвзятые и принятые на веру представления.

В то же время незнание у Монтеня есть также итог познания мира, который нельзя воспринимать как данность и как совершенный конечный результат. Он пишет: «В начале всякой философии лежит удивление, ее развитием является исследование, ее концом незнание». Констатируя ограниченность, несовершенство нашего знания на каждом конкретном этапе познания, Монтень приходит к выводу, что познание – это процесс, а процесс познания бесконечен.

Биография

Изначально семья будущего философа была купеческой. Его отец, немец, даже не говорящий по-французски, звался Пьером Эйкемом. Мать же, Антуанетта де Лопез, была из семьи беженцев из испанской провинции Арагон – они покинули эти места во время преследований евреев. Но отец Мишеля сделал прекрасную карьеру, и даже стал мэром Бордо. Город этот сыграл впоследствии огромную роль в жизни философа. За выдающиеся заслуги перед Бордо Пьер Эйкем был введен во дворянство, и поскольку он владел землей Монтень и замком, к его фамилии была сделана соответствующая приставка. В замке родился и сам Мишель. Отец сумел дать сыну самое лучшее домашнее воспитание, которое только было возможно в то время. Он даже в семье говорил с Мишелем только по-латыни, чтобы мальчик не расслаблялся.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий