Портрет: моно лизы и какие тайны закодировал в ней леонардо

Семья

Антонмария ди Нолдо Герардини – отец Лизы, дважды овдовел. В первом браке он был женат на Лизе ди Джованни Филиппо де Кардуччи, а во втором — на Катерине ди Мариотто Ручеллиа, которые обе умерли во время родов. Третий брак состоялся в 1476 году с Лукрецией дель Качио. Семейство Герардини было древним, аристократическим, но обедневшим и потерявшим во Флоренции свое влияние. Оно было достаточно обеспеченным и пользовалось доходами ферм в Кьянти, на которых производилось оливковое масло, вино, выращивались пшеница и скот.

Лиза Герардини была самым старшим ребенком и родилась 15 июня 1479 года на Виа Маджио. Ее назвали в честь бабушки по отцовской линии. Кроме нее, в семье было три сестры и три брата.

Семья, живя во Флоренции, несколько раз переезжала и, наконец, поселилась по соседству с Пьеро да Винчи, отцом Леонардо.

Научные исследования «Мона Лизы»

Новая технология фотографии поможет узнать, что скрыто под слоями краски. Французский инженер Паскаль Код, использует ультрасовременные камеры, чтобы выяснить, почему у Джоконды нет бровей. Прибор с высоким разрешением делает снимки в разном диапазоне световых волн.

исследование картины «Мона Лиза»

«Я обнаружил брови, используя всего три фильтра в видимом глазу диапазоне, нам даже не пришлось применять инфракрасный диапазон, потому что слои краски на поверхности картины очень тонкие. Нет ясного научного ответа, как брови исчезли. Мы можем только предположить, что реставратор, который работал с полотном «Мона Лизы» удалил брови, потому что они были нарисованы на слое лака», — инженер Паскаль Код.

Ученые не нашли подтверждения восторженным отзывам Вазари, возможно он видел другую версию «Мона Лизы». Многие знаменитые картины после нескольких этапов реставрации сильно изменились.

Реставратор Эрнст Люкс спас множество шедевров и прекрасно знает о недостатках старинных методов восстановления картин: «Только представьте себе, сколько раз их реставрировали, используя раствор из скипидара, спирта и аммиака, в который могли добавить лавандовое масло и луковый сок. Все эти растворы объединяет то, что они очень едкие».

Может это и есть, описанная Вазари «Мона Лиза», просто ее великолепные брови ресницы исчезли в процессе многочисленных реставраций. Однако Вазари указывает на еще одну особенность портрета, который отсутствует у «Моны Лизы» из Лувра. Он был не завершен. Может быть, автор описывает Айзелуортскую Мону Лизу, английское приобретение Хью Блейкера?

Сегодня это полотно хранится в секретном месте в Швейцарии в бронированном сейфе. С момента появления портрет сменил нескольких владельцев, в 2008 году ее приобрела группы международных инвесторов. Имена покупателей и цена, которую они заплатили за картину, держится в тайне. Еще одна деталь подтверждает описание Вазари, задний план не прорисован.

не прорисованный задний план в картине Айзелуортская Мона Лиза

Пейзаж на картине почти отсутствует, но даже в таком виде полотно может оказаться работой Леонардо, а то, что она не завершена, объясняется занятостью художника.

Беспокойный ум Леонардо, его неустанный интерес к окружающему миру, нестандартный образ мыслей, новые области исследований, замыслы полотен — сделали его человеком, который откладывал работу над картинами, так и оставляя их незавершенными, брался за новый проект.

Местонахождение и кража Моны Лизы

На эту картину заглядывались не только многие знатоки искусства, но и известные короли и политические деятели. После того, как ее выкупил король Франции Франциск 1 она долгое время была украшением его двора и его последователей. Но когда отгремела французская революция полотно попало в Лувр и находилось там вплоть до того, пока ее не заметил и не захотел себе Наполеон.

Он не был особым ценителем искусства, но восхищался да Винчи, как неподражаемым изобретателем и хотел иметь при себе такую дорогую ему вещь. Бонапарт распорядился, чтобы Мону Лизу повесили у него в спальне. Но надолго она там не осталась и вернулась назад в музей.

После с картиной произошел печальный инцидент, в 1911 году ее похитили, причем сделал это сотрудник, на которого никто бы и не подумал. Зато в краже начали подозревать Пабло Пикассо и одного поэта. Ее бы скорее всего так и не нашли, но алчность вора сыграла ему совсем не на руку. Спустя два года после похищения, он решил продать ее по объявлению на чем и попался.

Не исключено, что во время Второй Мировой Войны ее похитители нацисты, потому что в ранние годы еще есть свидетельства о ее местонахождениях, а потом полотно пропадает на три года и только в 1945 году возвращается в музей.

После она еще несколько раз выставлялась в разных городах, но с 2005 года Мона Лиза не покидала Лувр.

Состояние полотна и покушения на картину

На сегодняшний день состояние Джоконды вызывает опасения и значительно ухудшилось. Ее краски очень потемнели и полотно сильно отличается от первоначального варианта. Есть даже предположение, что рукава платья Джоконды были изначально красного цвета и только спустя время приобрели свой сегодняшний цвет. Также картина сильно потрескалась, что тоже искажает внешний вид.

Не обошлось и без вандализма. На Мону Лизу покушались четыре раза. Первый раз был в 1956 году. В нее бросили кислотой, тем самым повредив низ полотна. Второй раз в нее бросили камень, и он повредил локоть женщины, а вот третий и четвертый были безвредными, так как после второй попытки ее поместили под пуленепробиваемое стекло.

Еще один интересный факт про картину Мона Лиза. Знаменитый уличный художник Бэнкси решил изменить образ женщины на полотне и нарисовал ее в полный рост, но при этом в не очень приличной позе. На его рисунке Джоконда поднимает юбку и всем показывает свою пятую точку. Может он хотел сказать, что ей надоело, что на нее все всё время пялятся? Ему же принадлежит и интерпретация – Джоконда с гранатометом.

Изменения, постигшие Джоконду; копия Джоконды из Прадо

Как утверждают исследователи, краски на картине значительно потемнели и то, на что мы ходим смотреть в Лувр сегодня, лишь отдаленно напоминает оригинал. Этому уже никто не удивляется, так как для творений да Винчи это – обычная ситуация (как в случае с той же «Тайной вечерей»).

То, как могла выглядеть Мона Лиза, нам демонстрирует копия картины из музея в Прадо, которая выполнялась, как считается, одновременно с оригиналом в мастерской художника.

Отреставрированная копия из Прадо

То есть был кто-то (есть версия, что это мог быть Салаи (пункт № 1 в нашем списке)), кто одновременно с мастером, вслед за ним, писал эту работу. Копию просветили рентгеном и выяснили, что она подвергалась тем же исправлениям, которые были нанесены да Винчи в ходе написания картины.

Копия сохранилась намного лучше и теперь мы можем видеть все цветовые нюансы, которые восхищали «тех, кто жил до нас» и мог видеть картину без искажений, нанесенных  временем.

Интересно, что пейзаж на копии когда-то был закрашен черной краской – скорее всего, потому, что она висела во дворце на стене с другими картинами и портретами, выполненными на черном фоне – чтобы не выделялась.

Копия из Прадо до реставрации

Сейчас этой слой сняли и у нас есть возможность сравнить эти работы. При этом можно предположить, что одежда «оригинальной Джоконды» изначально была более яркая, чем мы привыкли видеть.

Долк Лундгрен, «Последняя Мона», 2008

Этот норвежский граффити художник, чьи ранние работы принимали за Бэнкси, всегда работает на грани юмора и трагедии, его холсты — это заборы и заброшки крупнейших городов мира, кисти — баллончики с краской. Произведения этого художника не претендуют на вечность: как и любое граффити они подвергаются опасности каждый день. А самого художника обвиняют в вандализме. Этот художник и сам себя называет себя Кинжалом (Dolk в переводе с норвежского «нож», «кинжал»). В работе «Последняя Мона» Лундгрен вместо реального кинжала, правда, он использует в качестве деструктивного элемента валик и алую краску, тем самым показывая, что ничто не вечно.

Долк Лундгрен, «Последняя Мона», 2008

Пророчества

Еще одна сфера, с которой связывают имя Леонардо да Винчи – пророчества. По основной версии экспертов и историков, предсказания Леонардо да Винчи писал для развлечения придворного общества. Итальянец давал словесное описание предметам или явлениям, при этом так их завуалировав, что в итоге они становились своей противоположностью. Слушатель должен был отгадать и назвать предмет. Некоторые загадки, по мнению исследователей, несли скрытые послания и пророческий смысл, который со временем разгадали. Например: Леонардо предсказал появление летательных аппаратов, телефонной и интернет связи, двуручной пилы, сельскохозяйственных машин. Многие предсказания пророчат человечеству ужасные, кровавые, трагические события.

Кто изображен на полотне?

Начну с того, что автором этого бесценного полотна является никто иной, как сам Леонардо да Винчи. На его счету очень много знаменитых работ, но эта была его любимой. Он посвятил ей очень много времени в отличие от других работ. Предположительно, Леонардо писал ее с 1503 по 1505 год.

По поводу того, кто изображен на картине ведется много споров. Основная версия такова: на полотне написан портрет Лизы Герардини, жена торговца шелком по имени Франческо дель Джокондо (отсюда и второе название картины). О том, что это портрет этой дамы свидетельствует запись в дневнике ученика Леонардо да Винчи, который ее и унаследовал.

Также, по другим версиям, называется около 6 женщин, которые могли быть моделями для этого произведения искусства. Но самые смелые из всех версий таковы, что это портрет самого автора в женском образе или же тот самый ученик мастера, а может и просто красивая женщина, о которой никто ничего не знал.

История создания картины

«Мона Лиза» — лишь сокращенное название картины. В оригинале оно звучит как «Портрет госпожи Лизы Джокондо» (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo). С итальянского слово ma donna переводится как «моя госпожа». Со временем оно превратилось в просто mona, от него и пошло общеизвестное название картины.

Биографы-современники художника писали, что он редко брал заказы, но с Моной Лизой изначально была особая история. Он отдавался работе с особой страстью, тратил на ее написание почти все свое время и увез ее с собой во Францию (Леонардо покидал Италию навсегда) вместе с другими избранными картинами.

Известно, что картину художник начал в 1503-1505 году и лишь в 1516 наложил последний мазок, незадолго до своей смерти. Согласно завещанию, картина была передана ученику Леонардо, Салаи. Остается неизвестным то, как картина перекочевала обратно во Францию (скорее всего Фрациск I приобрел ее у наследников Салаи). Во времена Людовика XIV картина перекочевала в Версальский дворец, а после Французской революции ее постоянным домом стал Лувр.

В истории создания нет ничего особенного, больший интерес вызывает дама с таинственной улыбкой на картине. Кто же она?

Согласно официальной версии, это портрет Лизы дель Джокондо, молодой жены видного флорентийского торговца шелками Франческо дель Джокондо. О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати. Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь. Франческо дель Джокондо был большим поклонником искусства и живописи, покровительствовал художникам. Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней.

Но историки-современники Леонардо не так однозначны. По мнению Джорджо Вазари, моделью могли быть Катерина Сфорца (представительница правящей династии Итальянского Возрождения, считалась главной женщиной той эпохи), Чечилия Галлерани (возлюбленная герцога Людовика Сфорца, модель еще одного портрета гения – «Дама с горностаем»), мать художника, сам Леонардо, юноша в женском одеянии и просто портрет женщины-эталона красоты эпохи Возрождения.

Ученики Леонардо

Возможно, что юный любовник Леонардо, будучи талантливым художником, создал копию работы учителя. Наличие одной или нескольких версий «Моны Лизы» еще не дает основание утверждать, что Леонардо своей рукой нарисовал две разные картины одну в 1503 году и вторую значительно позже. По мнению историков, другая «Мона Лиза», то есть отличная от той, что висит в Лувре, также вышла из мастерской художника.

Скорее всего, не один Салай скопировал «Мону Лизу» в мастерской Леонардо. В мадридском музее Прадо недавно была обнаружена копия, на которой голова, плечи и пальцы претерпели те же дорисовки, что Джоконда из Лувра. Кто-то вносил изменения в копию одновременно с оригиналом.

одна из копий Моны Лизы

Копирование картин прямо в мастерской или создание их версий, обычное дело для великих художников того времени, у большинства из них были мастерские и небольшие картины, например, изображение «Богоматери» писались в нескольких вариантах с помощью учеников. Для Леонардо это тоже привычная практика, можно назвать их работами под маркой Леонардо.

Художник и сам уверял, что существуют три вида картин — полотна высшего качества, к которым можно отнести «Мону Лизу», полотна средней руки такие как «Мадонна с веретеном» и другие образы «Мадонны» — созданные Леонардо и учениками и наконец, качественное ремесленничество, то есть работа из мастерской Леонардо. Есть достоверные сведения о подобных представлениях да Винчи.

Но доказывает ли это что «Мона Лиза» была создана в мастерской Леонардо, возраст холста совпадает, краски типичные для эпохи Леонардо. Ну, одно отличие ставит под сомнение ее подлинность все знаменитые работы Леонардо, «Мадонна с младенцем и святой Анной», «Иоанн Креститель», «Мадонна в скалах», были написаны на дереве, в отличие от Айзелуортской Мона Лизы. Зачем писать на холсте то, что уже изображено на дереве?

В библиотеке Ватикана хранится ценная коллекция Леонардо под названием «Кодекс Урбинос». В своем трактате о живописи Леонардо посвящает целую главу приемам работы с холстом. Он явно изучал, и набивал руку в живописи на холсте, не была ли Айзелуортская Мона Лиза одним из его экспериментов? Рентген картины поможет в этом разобраться.

В своем трактате мастер подробно описывает, как подготовить холст, но не упоминает использование чистых свинцовых белил, какое интересное упущение, но не для человека, стоящего на пороге новых открытий.

рентген снимок Айзелуортской Мона Лизы

Научные исследования говорят о том, что Леонардо использовал разные техники, такое ощущение, что каждая картина написана по-новому. Когда пишут по дереву базовый слой свинцовых белил оживляет цвета, придает им яркость и позволяет создать эффект трехмерного изображения, характерный для Леонардовской «Мона Лиза», но и сам рецепт смешивания красок уже само по себе произведение искусства.

Фернан Леже, «Мона Лиза с ключами», 1930

Мона Лиза Леже — одно из самых экспериментальных полотен художника. Он многие годы экспериментировал с композицией: убирал фрагменты картин, играл с ними вне перспективы, экспериментировал с ракурсами и цветом. Влияние сюрреализма здесь очевидно. Изображенные объекты не имеют поддержки, а словно плавают в космосе. Влияние сюрреализма проявляется и в причудливом сопоставлении предметов, отсутствии отношения друг другу. Что касается изображения Мона Лизы — так он вовсе обесценивает ее образ. Для него это не культовый образ, а просто очередной растиражированный элемент поп-культуры. Делая на этом акцент, Леже помещает образ женщины на задний план, перекрывая ее изображение связкой ключей.

Фернан Леже, «Мона Лиза с ключами», 1930

Леже создал множество картин, на которых изобразил ключи, и однажды сказал об этой картине: «В один день, нарисовав связку ключей, я спросил себя, какой элемент в мире меньше всего связан со связкой ключей, и я ответил себе: человеческое лицо. Я вышел на улицу и увидел в витрине портрет Моны Лизы… Я не знаю контраста острее, чем между связкой ключей и Моной Лизой».

Великий секрет да Винчи

Да Винчи никогда не считал себя художником и скульптором. Знаменитый итальянец называл себя, прежде всего, ученым и исследователем. Его величайшие изобретения намного веков опережали время. По эскизам, сохранившимся после смерти Леонардо, можно смело определить, что некоторые изобретения гения невозможно было создать в ту эпоху, так как многих материалов еще даже не существовало.

Удивительно, но Леонардо да Винчи еще в XV веке создал подводную лодку, акваланг, скафандр, ласты, парашют, лыжи, многоствольное скорострельное оружие – прототип первого пулемета. Многие работы изобретателя долгое время были зашифрованы. Например, необычный робот да Винчи, которого потом воссоздали по чертежам гениального итальянца. Леонардо также принадлежит изобретение подшипников, воротов и рычагов, способных поднимать тяжесть.

Известность Джоконды

Картина была очень высоко оценена среди современников Леонардо, но с десятилетиями она стала забытой. Вплоть до XIX века о ней не вспоминали до того момента, как писатель-романтик Теофиль Готье рассказал про «джокондовскую улыбку» в одном из своих литературных произведений. Странно, но до этого момента эту особенность картины называли просто «приятной» и никакой тайны в ней не было.

Настоящую популярность среди широкой публики картина приобрела в связи со своим таинственным похищением в 1911 году. Газетная шумиха вокруг этой истории набрала картине огромную популярность. Ее удалось разыскать лишь 1914 году, где она была все это время – остается загадкой. Ее похитителем был Винчецо Перуджо, работник Лувра, по национальности итальянец. Точные мотивы похищения неизвестны, вероятно он хотел вывести полотно на его историческую родину Леонардо, Италию.

Мона Лиза в наши дни

«Мона Лиза» по-прежнему «живет» в Лувре, ей, как главной художественной приме, выделено отдельное помещение в музее. Несколько раз она страдала от вандализма, после чего в 1956 году ее поместили в пуленепробиваемое стекло. Из-за этого она сильно бликует, поэтому разглядеть ее иногда бывает проблематично. Тем не менее – именно она привлекает своей улыбкой и мимолетным взглядом большинство посетителей Лувра.

Загадка Моны Лизы

Август 1911 года, в парижском Лувре, в галерее Ренессанса висит небольшой портрет «Мона Лизы», который пока малоизвестен. Но вскоре он станет притчей во языцех. После закрытия музея, один из работников Винченцо Перуджи подходит к картине и вынимает ее из рамы. Он прекрасно знаком с экспозицией музея, незадолго до этого его приняли на должность реставратора.

Перуджи тщательно заворачивает бесценную деревянную раму в ткань, на следующее утро у всех на виду он покидает музей, неся под мышкой «Мону Лизу». Пропажу картины обнаружат только к вечеру и о ней начнут писать все газеты. До кражи об этой работе Леонардо знали, разве что эксперты.

Имя «Мона Лиза» в одночасье стало известно, в каждом доме. Скандал превращает ее в суперзвезду, полицейские допрашивают подозреваемых, но так и не находят сотрудника Лувра. «Мона Лиза» пропала. Никто не знал, найдется ли она.

В это время торговец произведениями искусства путешествует по Англии в поисках редких работ и по его утверждению, получает в графстве Сомерсет интересное предложение. Единственное, что удалось узнать это имя покупателя — Хью Блейкер.

Семейная жизнь

Госпожа Лиза дель Джокондо прожила свою жизнь в мире и согласии со своим супругом. Она воспитывала его сына от первой жены Камиллы Ручелаи. Мачеха Лизы, Катерина и Камилла были родными сестрами.

Лиза дель Джокондо своим браком подняла собственный социальный статус, поскольку семья, в которую она вошла, была значительно более состоятельной, чем ее собственная. Через восемь лет, в 1503 году, Франческо купил для своей семьи новый дом на Виа делла Стафа, рядом с его старым домом.

На карте исторического центра Флоренции красным отмечен дом, где жили Франческо и Лиза, фиолетовым – дома родителей Лизы. Первоначально они находились на северном берегу, ближе к реке Арно, а затем на юге на другом побережье.

У супругов родилось пять детей: Пьеро, Камилла, Андреа, Джокондо и Мариетта. Впоследствии Камилла и Мариетта будут пострижены в монахини. Камилла, принявшая при пострижении имя Беатриче, умерла в 18 лет и похоронена в Санта-Мария-Новелла. Мариетта приняла имя Людовика и стала уважаемым членом монастыря Сант-Орсола.

Интересные факты из жизни Леонардо да Винчи

В раннем детстве мальчика разлучили с матерью-крестьянкой. Леонардо забрал отец-нотариус на воспитание. Как незаконнорожденный, мальчик не носил фамилии в нынешнем понимании данного слова. «Да Винчи» всего лишь означало, что родился будущий изобретатель в городе с таким названием.

В 1466 году в возрасте 14 лет юный художник приехал во Флоренцию − интеллектуальный центр всей Италии и нанялся подмастерьем в мастерскую Верроккьо. Изучал премудрости черчения, химии, металлургии, работу с такими материалами как: металл, гипс, кожа. Одновременно с ним проходили обучение такие ныне известные личности, как: Перуджино, Лоренцо ди Креди, Аньоло ди Поло. А через 6 лет Леонардо стал квалифицированным мастером.

Левша от рождения, да Винчиписал особым образом писал, используя «зеркальное отражение». Самые первые записи талантливого ученого практически невозможно прочесть. Более того, Леонардо писал, прибегая к слуховому методу, то есть мог соединить сразу несколько слов в одно или же, наоборот, разделить одно на слоги. Благодаря такой особенности, многие труды ученного до сих пор не расшифрованы.

По мнению историков и исследователей жизни знаменитого итальянца, Леонардо да Винчи не употреблял мяса. Такие выводы сделали на основе некоторых высказываний самого ученого. У художника было много увлечений, даже кулинария и искусство сервирования. Долгое время занимал пост распорядителя придворных пиров, облегчил труд поварам, изобретя особые кулинарные приспособления.

Леонардо да Винчи не любил спешки, не торопился заканчивать произведения и никогда не исправлял. Например, если картина повреждалась, да Винчи даже не пытался восстановить полотно, тем самым позволяя течению жизни вмешиваться и вносить коррективы.

Некоторые реплики на Мона Лизу в других видах искусства

«Джоконда» вдохновила Макса фон Шиллингса на создание в 1915 году одноименной оперы.
Портрет Леонардо являлся вдохновением для песни Mona Lisa американского лирика Рэя Эванса: «Ты теплая, ты настоящая, Мона Лиза?// Или лишь холодное и одинокое, одинокое произведение искусства?» Песня была записана в 1950 году джазовым пианистом и вокалистом Нэт Кинг Коул (Nat King Cole), позже перезаписана его дочерью Натали, а также многими другими.
Было снято множество фильмов, в частности «Мона Лиза» (1986) и написано несколько романов, в том числе киберпанк Уильяма Гибсона «Мона Лиза Овердрайв» (1988) и книга канадской писательницы Рэйчел Уайетт «Мона Лиза» (1999). Роман аргентинского писателя Мартина Капарроса Valfierno (2004) описывает период из жизни человека, который руководил кражей Моны Лизы в 1911 году из Лувра.

Декоративно—прикладное искусство, рекламная индустрия просто поглотили шедевр Леонардо. Банные полотенца, гобелены, зонтики и многие другие предметы домашнего обихода несут ее томный образ. Портрет Мона Лизы воспроизводится при помощи всего на свете: от масла и баллончиков с краской до использованных автобусных билетов и кофейных зерен.

Факты о Мона Лизе

  • Приставка Мона означает «мадонна» или «миледи», а Лиза – это просто имя.
  • Личность человека на картине навсегда осталась загадкой. Часть исследователей склонны думать, что это автопортрет Леондардо да Винчи в женском образе, однако большинство считают Мона Лизу 24-х летней Лизой Геральдиной, известной также под именем Лиза дель Джокондо, которая была женой купца Франческо дель Джокондо. Также, возможно, что это портрет матери художника.
  • В 1956 году в Лувре произошло чрезвычайное происшествие. Хьюго Унгаза кинул камнем в портрет, от чего шедевр получил повреждение около левого локтя Мона Лизы.
  • Как вы думаете, сколько стоит эта картина? Сотни тысяч долларов? Миллионы? Миллиарды? Нет! Она бесценна! И именно поэтому шедевр всё ещё без страховки.
  • Интересные факты о Мона Лизе Леонардо да Винчи нужно обязательно дополнить тем, что женщина, изображённая на картине, не имеет бровей. Достоверно не известно, почему так случилось. Считают, что брови они стёрты во время одной из реставраций в средние века, так как тогда полностью удалять брови было в моде. Также есть мнение, что картинка преднамеренно незакончена автором.
  • Картина распологается в специальном зале в Лувре. Эта комната была создана за 7 млн. долларов именно для Мона Лизы. Шедевр находится под бронированным стеклом, а необходимая температура поддерживается с помощью компьютера и сложной системы датчиков.
  • Мона Лиза была завершена в замке Амбуаз во Франции приблизительно в 1505 году. По одной из гипотез Леонардо да Винчи похоронен в этом замке.
  • В зрачках Мона Лизы нарисованы микроскопические цифры и буквы. Их видно только с помощью специального оборудования. Считается, что это дата завершения картины и инициалы автора.
  • Мона Лиза считается одной из самых разочаровавших достопримечательностей. Столько шума и легенд, а приходишь в музей, она спрятана под стекло, и так далеко от тебя… всего лишь картина…
  • Особая волна популярности Моны Лизы возникла после похищения. 21 августа 1911 года картина была украдена Винченцо Перуджо, сотрудником парижского музея. В ходе расследования было уволено руководство Лувра, под подозрением оказались известные люди, такие как Пабло Пикассо и Гийом Аполлинер. Картина в результате была обнаружена 4 января 1914 года в Италии. После этого с ней было проведено несколько выставок, и затем она была возвращена в Париж. Мотивы преступления достоверно неизвестны, вероятно, что Перуджо хотел вернуть шедевр на родину Леонардо да Винчи.

https://youtube.com/watch?v=sNwsYks-9-U%3F

  • В годы Второй мировой войны Адольф Гитлер создал комиссию, которую возглавил искусствовед Ганс Поссе. Цель комиссии – захватить как можно больше произведений искусств для грандиозного музея фюрера. Однако Мона Лиза была укрыта в замке Шамбор. Точное местоположение хранилось в строгом секрете. Это спасло картину от очередного похищения.
  • Рассказывая про интересные факты о Мона Лизе Леонардо да Винчи, нужно упомянуть о пейзаже за этой женщиной. Скорее всего, это несуществующая местность. Однако, есть гипотезы, что это итальянские районы Монтефельтро или Вальдарно.
  • Секрет Мона Лизы кроется в её улыбке. Если смотреть на портрет в целом, то кажется, что женщина улыбается. Однако, если опустить взгляд ниже, убрав её глаза из поля зрения, иллюзия улыбки пропадает.
  • Сегодня картина находится в плохом состоянии. Её краски значительно потемнели, что произошло из-за склонности Леонардо да Винчи к экспериментам (он использовал не традиционный состав красок). Также на полотне образовались трещины, некоторые из которых видны невооружённым взглядом. В связи с этим теперь Мона Лиза не покидает стен Лувра, сотрудники музея не отправляют её на выставки.

Эксплуатация образа Моны Лизы

Про копии мы уже говорили. Есть еще Донна Нуда – обнаженная версия Джоконды. Автор картины не известен, но считается, что она была написана в одно время с героиней нашего рассказа.

Сумасшедшую популярность Джоконда получила после того, как ее украли. Что началось! Все газеты сообщали об этом происшествии.

И это познакомило широкую аудиторию масс, не посещающих музеи, с Моной.

Картину нашли, ее украл итальянский эмигрант, работник Лувра (на момент кражи уже уволившийся оттуда). Работу обнаружили у него под кроватью. Он не хотел сделать ничего плохого, просто лелеял мечту вернуть шедевр на родину, в Италию.

Бешеная популярность приносит иногда странные плоды. Некоторые художники вдруг стали издеваться над Джокондой. С ней стали экспериментировать.

Это сейчас мы знаем десятки фотожаб на Мону Лизу (смотри ниже) и только улыбаемся им. А тогда публика была оскорблена до глубины души, чего, вероятно, и добивались художники.

Например, Малевич в своей композиции перечеркнул изображение Джоконды и написал «Частичное затмение».

Марсель Дюшан пририсовал ей усики (какое кощунство! – негодовали зрители), после чего написал вообще неприличное L.H.O.O.Q. («у нее горячая задница», в смысле «девушка сильно возбуждена»).

Энди_Уорхол, Мона Лиза

Сегодня Мона Лиза находится под пуленепробиваемым стеклом, публика не может к ней приблизиться на расстояние более 3-х метров, так как мешают турникеты. Для картины выделен отдельный зал, где всегда полно зрителей. Ее посещают 8 миллионов туристов в год!

…И последнее, что хочу сказать исходя из собственного опыта. Если вы поедете в Лувр смотреть Мону Лизу, то, скорее всего, вас ждет разочарование. Вы ее не рассмотрите по нескольким причинам:

  1. Это маленькая темная доска размером со средних размеров книгу.
  2. От турникета, за который нельзя заходить, до стены – несколько метров.
  3. Пуленепробиваемое стекло отсвечивает, и вы видите не саму картину, а туристов впереди вас в отражении.
  4. Между вами и турникетом – толпа фотографирующих и волнующихся, так же, как вы, зрителей, которые пытаются что-то увековечить на своих телефонах, подняв их выше голов.
  5. Перед этим вы выстоите две очереди: при входе в Лувр на улице, потом в кассу. И будете очень уставшими.

В общем, если вы попадете в Лувр, попробуйте насладиться другими шедеврами живописи, а образ Моны Лизы оставьте себе тот, что запечатлен у вас в памяти. Проявите уважение к себе и не разрушайте миф о ее загадочности. Ведь она заслуживает романтического к ней отношения, не правда ли?)

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий