Насколько серьезны проблемы российских моногородов? варианты решения и государственные программы

Судьба советских моногородов

История России знала организацию похожих городов начиная с XVIII века, эпохи петровских преобразований. Организация новых производств — суконных мануфактур и железоделательных заводов — требовала значительного числа трудовых ресурсов в районах нового освоения (Тула, Урал, Подмосковье). Часть заводов-поселков так и осталась монопрофильными городами (Ирбит, Аша). Затем в конце XIX века стали создаваться моногорода на базе легкой и угольной промышленности (Шуя, Орехово-Зуево, Павлов Посад). Параллельно появились шахтерские города-поселки в Кемеровской и Ростовской областях.

В начале 1930-х годов с развитием территориально-промышленных комплексов монопрофильные города возникали как их часть (Магнитогорск, Новокузнецк). Часть монопрофильных городов периода индустриализации была построена силами заключенных ГУЛАГа, в том числе Воркута, Норильск. В 1940-х гг. значительное число моногородов возникло в период Великой Отечественной войны.

После 1950 года активное строительство новых мощностей в восточной части страны стало определяющим фактором для размещения производительных сил. В эти годы появились узкоспециализированные центры «городов-энергетиков», преимущественно сложившиеся при тепловых и атомных электростанциях, примеры — Волгореченск, Кировск (Ленинградская область), Новомичуринск. Узкая специализация возникла во многих центрах в 1960—1980 гг., занятых добычей нефти и газа в Западно-Сибирском нефтегазовом комплексе (Нефтеюганск, Урай, Мегион).

Реализация оборонной и атомной политики привела к созданию закрытых городов с ограничением въезда и выезда граждан, организации спецснабжения и выделению их в самостоятельные административные образования (Ленинск (Байконур), Арзамас-39, Снежинск, Полярный, Курчатов, Серов).

Диапазон численности населения монопрофильных городов мог колебаться от 5-6 тысяч человек до городов с более чем полумиллионным населением (Тольятти).

Социальная сфера, здравоохранение и образование составляли основу обеспечивающей инфраструктуры для градообразующего предприятия. При примате промышленного производства было четкое понимание: для устойчивого воспроизводственного цикла промышленности нужны условия и для воспроизводства среды и человеческого капитала в городе. Поэтому в монопрофильных муниципальных образованиях от градообразующих предприятий шло постоянное финансирование социальной сферы. Что касается влияния на власть — в определенной степени это был дуумвират директора завода и официального руководителя города.

Диапазон численности населения монопрофильных городов мог колебаться от 5-6 тысяч человек до городов с более чем полумиллионным населением (Тольятти). Фото ShinePhantom / wikipedia.org

Меню категорий

  • Поможем получить льготные государственные деньги малому бизнесу, НЕ попавшему в список
  • Создание инфраструктуры за счет бюджета региона ППРФ 1704, 1705
  • Субсидии промышленности 2021 ППРФ 194
  • Государственно-частное партнерство ГЧП и МЧП, концессии
  • NEW! Как в кризис развивать промышленный парк? Как выстраивать взаимоотношения УК и резидентов?
  • Антикризисные меры при убытках от самоизоляции
  • Узнать про поддержку Вашего бизнеса (проекта) в Республике Татарстан
  • Кто относится к малому бизнесу?
  • Где взять недорогие деньги? субсидии, льготы
  • Поддержка малого и среднего бизнеса в моногородах
    • Что такое моногород?
    • Полный перечень моногородов РФ январь 2020
      • Классификация моногородов
      • Моногорода — это нормальное явление экономики
      • Перечень 319 моногородов на 2015 год
      • Рейтинг 250 крупнейших городов России 2017 года
      • Перечень 334 моногородов на 2020 год
      • Льготные 0% и 5% годовых займы Фонда развития моногородов на кап.вложения
      • Льготные 0% и 5% годовых займы Фонда развития моногородов на кап.вложения
      • Льготные 0% и 5% годовых займы Фонда развития моногородов на кап.вложения
      • О моногороде Елабуга на портале ФРМ
      • О моногороде Зеленодольск на портале ФРМ
      • О моногороде Камские Поляны на портале ФРМ
      • О моногороде Менделеевск на портале ФРМ
      • О моногороде Набережные Челны на портале ФРМ
      • О моногороде Нижнекамск на портале ФРМ
      • О моногороде Чистополь на портале ФРМ
    • Единый перечень мер поддержки моногородов
    • Преференции и льготы резидентам территорий опережающего развития (ТОСЭР) в моногородах
    • Бизнес-омбудсмен по моногородам РФ: «особые территории» быстро оправятся после пандемии
    • Сборники лучших муниципальных практик
  • Земельные участки в аренду без проведения торгов
  • Поддержка УК и резидентов промышленных площадок и индустриальных парков
  • Инвестиционная инфраструктура Республики Татарстан
  • Льготы и преференции для УК и резидентов особых экономических зон (ОЭЗ)
  • Преференции и льготы УК и резидентам территорий опережающего развития (ТОР)
  • Льготы по налогам для региональных инвестиционных проектов РИП
  • Помощь микро-бизнесу от государства
  • Поддержка экспорта и международной деятельности компании
  • СПИК 2: Специальный инвестиционный контракт для инвестора
  • СЗПК Субсидии налоговые льготы по соглашению о защите капиталовложений 67-ФЗ
  • Нефинансовые и финансовые меры повышения производительности труда
  • Субсидии и гранты на развитие изобретательства и инноваций
  • ПРОЧИЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ ЛЬГОТЫ СУБСИДИИ 2019-2024 годы в РТ и РФ
    • Национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости»
    • Финансовая поддержка субъектов МСП
    • Национальный проект Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы
    • Отмененные программы, дейстовавшие ранее
    • Правила распределения субсидий МЭР РФ регионам на поддержку МСП с 2017 года
    • Аренда муниципальных зданий по нулевой ставке
    • Программы поддержки отечественной промышленности
    • Программы Фонда развития промышленности
    • Субсидии промышленности Минпромторга РФ (свод)
    • Программа Энергосбережение 2014-2020 годы
    • Развитие и поддержка социального предпринимательства
    • Бесплатные услуги РЦК по технологическому и рыночному «выращиванию»
    • Какие еще льготы и преференции предусмотрены для малых и средних предприятий
    • Краткий путеводитель по программам поддержки бизнеса
    • Межмуниципальное взаимодействие. Агломерации
    • Меры поддержки промышленности и цифровизации производства
    • Программы поддержки с сайта Фонда развития моногородов ФРМ
    • Создание регионального центра компетенций по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ

Пути решения проблемы

Программа «Моногород» может иметь несколько механизмов выхода из сложившейся ситуации. Первый из них – рыночный. Для его исполнения нужен переезд работников в те населенные пункты, которые смогут предоставить им работу. Однако здесь есть свои сложности. Среди них – нехватка жилья и отсутствие свободных вакансий на рынке труда. Низкая мобильность рабочей силы связана и с громадными пространствами нашей страны. К тому же пожилым людям, которых много в моногородах, трудно срываться с места, проходить переквалификацию и адаптироваться к новым условиям.

Наиболее приемлемые пути решения проблем моногородов состоят в масштабной поддержке государства или в эволюции городских функций. В первом случае площадка неработающих предприятий может быть использована для развития какого-либо нового бизнеса. Тогда государство должно законодательно закрепить ряд льгот для тех, кто будет выпускать здесь продукцию. Во втором случае произойдет утрата городом своих первоначальных функций. Предприятие будет закрыто, и населенный пункт станет центром сельскохозяйственного региона.

Моногород это. Значение термина

Понятие «моногород» в практике нашей страны означает не что иное, как «город-завод». Он обозначает теснейшую связь между существованием населенного пункта и достаточно крупным предприятием. При этом завод или фабрику называют не иначе, как градообразующими. На сегодняшний день в законодательной базе невозможно найти, что означает «моногород». Это слово лишь подразумевается в нормативных актах, которые упоминают градообразующие предприятия.

Существует определенная методика Минрегиона, по которой можно выявить моногород. Это такой населенный пункт, в котором свыше двадцати пяти процентов жителей являются работниками одного предприятия. Причем выпускаемая этим заводом или фабрикой продукция на 50% имеет отношение только к одной определенной отрасли.

Моногород – это довольно сложная структура. Здесь наблюдается неразрывная связь между предприятием и населенным пунктом. Причем крупнейший завод или фабрика ведут не только экономическую деятельность. На такое предприятие возлагается и нагрузка социального характера, что позволяет обеспечивать все условия жизнедеятельности в данном населенном пункте. Однако такая ситуация приводит к тому, что выпускаемая продукция имеет высокую себестоимость. В нее включаются затраты на поддержание социальной сферы. В результате конечный продукт из-за своей высокой стоимости не способен выдержать конкуренцию на рынке.

Моногорода в современной России. Библиографическое описание:

Проблема реструктуризации и развития монопрофильных городов (моногородов), экономика которых полностью зависит от довольно успешных, испытывающих проблемы или ставших полностью неконкурентоспособными в новых рыночных условиях одного или двух предприятий, является сегодня для России чрезвычайно острой в социальном, экономическом, политическом плане. Властные структуры, предприятия и жители большинства из них оказываются неспособными своими силами компенсировать всё возрастающие риски динамичной внешней экономической среды, исключающие возможность устойчивого развития города.

Моногородом в России, согласно нормативной документации Министерства регионального развития РФ, называется поселение, отвечающее хотя бы одному из двух признаков :

  • доля работающих на одном градообразующем предприятии или группе предприятий, осуществляющих деятельность в рамках единой производственно-технологической цепочки, составляет не менее 25% экономически активного населения города;

  • объем производства градообразующего предприятия или группы предприятий, осуществляющих деятельность в рамках единой производственно-технологической цепочки, составляет более 50% объема промышленного производства города.

Независимые эксперты расширяют официально предложенный список критериев отнесения города к монопрофильному, указывая на следующие его характерные признаки :

  • наличие в городе одного или нескольких однотипных предприятий, относящихся к одной отрасли, или обслуживающих один узкий сегмент отраслевого рынка, притом, что остальные предприятия города обслуживают только внутренние нужды города или проживающих в нем людей;

  • наличие в городе цепочки технологически связанных предприятий, работающих на один конечный рынок, кроме предприятий, обслуживающих внутренние нужды города;

  • значительная зависимость доходной части бюджета города от деятельности одного (или нескольких) крупных предприятий;

  • низкая диверсификация сфер занятости населения города (однородный профессиональный состав);

  • значительная удаленность города от других, более крупных населенных пунктов (что снижает возможности мобильности жителей), при наличии в городе первых двух признаков или отсутствие развитой инфраструктуры, обеспечивающей связь города с внешним миром (дороги автомобильные и железные, телефонная сеть и т.д.).

В целом, идея создания и развития моногородов такова: моногорода специализируются на отдельных градообразующих отраслях, продукция которых способна привлекать в город денежные потоки (за счет потока этой продукции из предприятий города в другие города – «экспортные» денежные потоки в пределах страны). С развитием градообразующих отраслей связываются возможности дальнейшего развития города. Предприятия градообразующей отрасли создают спрос на факторы производства (рабочую силу, финансовые ресурсы, различные виды оборудования, сырья, электроэнергию, тепло, воду, газ, производственные площади, очистные сооружения и т.д.); их рабочие формируют спрос на потребительские товары и услуги. Эти виды спроса в большей части удовлетворяются предприятиями градообслуживающих отраслей, возникающими на территории города (системы электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, канализации, транспорта, строительство, торговля, пищевая промышленность и т.д.) и обеспечивающими нормальное функционирование ведущей градообразующей отрасли. Распределение предприятий города по основным отраслевым группам дает возможность отнесения каждого города к некоторому абстрактному типу: центр нефтехимии, центр машиностроения, металлургический центр, город-порт, город-курорт и т.п.

Успешные моногорода. Названы десять лучших моногородов России

МОСКВА, 25 июня, ФедералПресс. На пресс-конференции в Москве был представлен рейтинг лучших моногородов России, который был составлен Фондом развития моногородов. Призеры отбирались из всех 319 российских моногородов. Эксперты оценивали активность и эффективность работы органов местного самоуправления в ходе реализации задач программы «Комплексного развития моногородов».

По мнению экспертов, представленный топ-10 способствует выявлению самых сильных и перспективных сторон моногородов-лидеров, а также позволяет определить самые успешные проекты по улучшению качества жизни в муниципалитетах подобного рода.

Как заявила заместитель председателя Внешэкономбанка и руководитель приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов» Ирина Макиева, моногорода России за два года действия приоритетной программы президента РФ «Комплексное развитие моногородов» смогли привлечь 762 миллиарда инвестированных рублей.

Из показателей, которых удалось достичь за два года реализации программы, Макиева назвала 285 отремонтированных центральных улиц в моногородах, 266 отремонтированных поликлиник, передачу 319 моногородам 400 машин скорой помощи и формирование территорий опережающего развития в 59 моногородах.

«10 процентов населения страны проживает во всех моногородах России, соответственно, все то, что мы сделали в моногородах, можно проецировать на всю Россию, и вот, что у нас получилось. За два года действия программы создано свыше 250 тысяч рабочих мест. В этой цифре кроются и постоянные рабочие места, и временные, потому что для некоторых моногородов временные рабочие места — это действительно большой результат, ведь самое главное — качество жизни и доходы населения», — подчеркнула Макиева.

Среди трех лидеров первого в истории уникального рейтинга развития моногородов страны попали моногорода – Кумертау (Башкортостан), Елабуга и Набережные Челны (оба – Татарстан). За ними следуют Заречный (Пензенская область), Таштагол (Кемеровская область), Губкин (Белгородская область), Мирный (Якутия), Павловск (Воронежская область), Красный Яр (Омская область) и Полысаево (Кемеровская область).

По словам директора Фонда развития моногородов Ильи Кривогова, «в этих десяти городах сбалансированно реализуются программы, которые направлены на социальное развитие, на формирование условий для образования, а также на то, чтобы привлекать инвесторов и работать с федеральными институтами развития».

Представители ВЭБ на презентации отметили, что при составлении данного топа применялись 19 показателей, среди которых – взаимодействие с федеральными институтами развития, создание условий для малого и среднего предпринимательства и новых рабочих мест. Кроме того, в этом рейтинге брались в расчет результаты программы «5 шагов благоустройства» (благоустройство ключевых объектов социнфраструктуры).

Для справки, предметом деятельности Фонда развития моногородов является развитие моногородов с наиболее сложной социально-экономической ситуацией. В России из 319 моногородов такими принято считать 100 в 30 регионах РФ.

Фото: ФедералПресс / Дмитрий А. Алексеев

География

Что значит моногород для нашей страны? Это населенный пункт, поддерживающий работу крупного предприятия, и, соответственно, вносящий свою лепту в экономическое развитие государства. Для максимальной эффективности работы моногородов их всегда располагали с привязкой к крупным месторождениям, промышленному поясу развития государства и т. д.

Так, в агломерационной зоне находятся такие моногорода, как Воскресенск, Кириши и Новомосковск. Их градообразующими объектами являются предприятия, относящиеся к металлургической и химической промышленности. Высокий экономический статус моногорода-спутника агломерационной зоны возникает в связи с его близостью к крупному административному центру. Это позволяет государству выделять меньший объем финансирования на поддержание социальной среды такого населенного пункта.

На восточных и северных территориях России построено большое количество моногородов, специализирующихся на обработке сырьевых ресурсов. Это Нижневартовск и Сургут, Усинск и Новый Уренгой.

Традиционно для размещения моногородов использовалась территория промышленного пояса страны, которая располагается на Урале и юге Сибири. Здесь построены Краснотурьинск, Белорецк, Саяногорск и др. Моногорода данного пояса, предприятия которых относятся к металлургии и машиностроению, наименее благополучны в развитии социальной сферы. Такая ситуация сложилась в связи с их значительной удаленностью от крупных административных центров.

Отличительная черта моногородов

Населенные пункты, построенные в непосредственной близости от крупных предприятий, имеют с ними неразрывные связи. Причем это наблюдается не только в экономической, но и в социальной сфере. Само градообразующее предприятие обеспечивает жизнедеятельность населения.

Во времена СССР рабочие моногородов получали ведомственное жилье. На балансе фабрик и заводов находились котельные и детские сады, учебные заведения и поликлиники. Производственный комплекс нес все расходы по обеспечению социальных объектов, включая затраты в себестоимость собственной продукции. С приходом рыночной экономии это привело к неконкурентоспособности таких предприятий.

Моногорода России википедия. Понятия «градообразующее предприятие» и «монопрофильный город»

В актуальных законодательных актах РФ нет четкого объяснения данных понятий. Считается, что предприятие является градообразующим, если на промышленном объекте трудоустроено более 25% населения города. Монопрофильными же называют города, возникшие вокруг определенного промышленного объекта.

Самым известным примером моногорода можно назвать Тольятти, где в 1966 году началось строительство крупнейшего в СССР автомобильного завода (фото ниже). До этого события, к началу пятидесятых годов население города составляло всего 12 тыс. человек, но уже 1970 г. число горожан достигало 250 тысяч, а в 1990 г. насчитывалось 640 тысяч жителей.

Кроме того, многие поселения на Урале или в Сибири возникали именно по схеме монопрофильных городов. Таким населенным пунктом также можно назвать Ноябрьск, история которого берет начало с 1975 года, когда на лед местной реки высадилось 40 человек, целью которых было освоение месторождений нефти и газа. Уже через 10 лет в Ноябрьске проживало 68 тысяч человек, большинство из которых как раз и обеспечивали добычу и переработку нефти и газа.

Общее количество моногородов в России неизвестно по той причине, что в актуальном законодательстве не существует единого перечня критериев, соответствие которым позволило бы отнести определенный населенный пункт к списку тех, что возникли вокруг градообразующего предприятия. Однако официальный «Перечень моногородов» от 24.11.2015 года включает в себя 319 муниципальных образований. Некоторые из них отличаются стабильными темпами развития, другие находятся в упадке, а часть и вовсе оказалась на грани банкротства. В зависимости от сложившейся социально-экономической ситуации такие города разделяют по трем категориям.

Возникшие проблемы

С приходом девяностых годов прошлого столетия основная часть моногородов оказалась в сложной ситуации. Этому способствовали:

— спад уровня производства;

— разрыв связей плановой экономики;

— неспособность основной продукции конкурировать на рынке;

— большое количество социальных объектов на балансе предприятий.

Все эти факторы в значительной степени повлияли на ухудшение качества жизни населения моногородов. Проблема таких заводских поселков заключена в том, что расположенные на их территории предприятия потеряли значительную часть рынка сбыта. Особенно тяжелое положение сложилось в тех населенных пунктах, в экономике которых доминировал находящийся рядом производственный комплекс. Как могут выйти из кризисной ситуации такие моногорода? Поддержка государства требуется им непременно.

В особенно трудном положении оказались закрытые моногорода. В связи с потерей спроса на продукцию они оказались на грани исчезновения. Отсутствие финансирования со стороны государства привело к прекращению научных исследований и росту безработицы. На сегодняшний день программа моногородов закрытого типа должна исходить из имеющегося в них огромного антикризисного потенциала. К тому же государство, заботящееся о своей обороноспособности и безопасности, намерено продолжать финансировать деятельность этих высокотехнологичных предприятий. На сегодняшний день закрытые моногорода начали выпускать продукцию на экспорт. К примеру, расположенный в Новоуральске электрохимический комбинат поставляет малообогащенный уран в Испанию, Германию, Францию, Швецию, Великобританию, Финляндию и в страны СНГ.

Обзор российских моногородов. Моногорода России: Развитие возможно

253 тысячи рабочих мест, 285 отремонтированных центральных улиц, 761 миллиард рублей привлеченных инвестиций. Таковы результаты действия федеральной программы «Комплексное развитие моногородов».

Сегодня в Москве награждали глав лучших моногородов России, развитие которых заметнее остальных. В их число вошли Мирный, Кумертау, Елабуга, Таштагол, Полысаево и другие.

Город – трудяга, город — угольщик. Именно так говорят о Полысаеве – небольшом населенном пункте на 26 тысяч жителей, расположенном в Кемеровской области. Он был образован в 1952 году на землях Кольчугинского рудника и стал одним из крупнейших угледобывающих промышленных центров страны. Ежегодно в городе производилось продукции на сумму до 19 млрд рублей. Так было до кризисного 2008-го, когда в стране один за другим стали консервировать угольные предприятия.

Правительство России 09:30 — 25 Июня

«Очень серьезный кризис в угольной отрасли, в результате чего было закрыто множество предприятий. Появились целые города, в которых полное отсутствие перспективы развития», — заявил и. о. губернатора Кемеровской области Сергей Цивилёв .

Полысаево начал стремительно умирать. Люди стали покидать город в поисках лучшей жизни. Перед руководством региона встала сложнейшая задача – оживить территорию, привлечь инвестиции, создать комфортную для жизни инфраструктуру. В кратчайшие сроки в Полысаево был возведен бетонный завод. В планах – завершение строительства предприятия по производству гидравлики для горно-шахтного оборудования. В российский Детройт пришли немецкие инвестиции.

г.Полысаево, Кемеровская область. Фото: www.globallookpress.com

«Теперь у нас появляется предприятие прямо здесь, под рукой. Это, конечно, очень удобно для угольщиков. Это понижает себестоимость приобретенного оборудования, позволяет быстро производить замену и ремонт без простоев оборудования, потому что очень часто доставка какого-то узла занимает от нескольких недель и может быть даже больше месяца. Конечно, простой техники очень негативно влияет на экономику предприятия, — отметил господин Цивилёв. — И теперь у нас такое предприятие прямо в Кузбассе в Полысаево».

В реальной экономической политике ситуация сложнее

Несмотря на множество концепций, развиваемых отечественными учеными, доступ к лучшему зарубежному опыту, внимание федерального центра к нынешним 321 моногородам и более 13,5 млн человек (9,2% всего населения страны), проблема моногородов, к сожалению, до сих пор не становится предметом системной государственной структурно-инвестиционной политики. Основные усилия государства точно синхронизируются с циклами самочувствия мировой экономики

Поставленные задачи по комплексному развитию моногородов в основном не достигаются. Так, согласно опросу, проведенному Счетной палатой РФ среди жителей моногородов в 2017 году, 70% опрошенных (в 2015-м их было 60%) считали социально-экономическую ситуацию в своих городах неблагоприятной или «терпимой с трудом»

Основные усилия государства точно синхронизируются с циклами самочувствия мировой экономики. Поставленные задачи по комплексному развитию моногородов в основном не достигаются. Так, согласно опросу, проведенному Счетной палатой РФ среди жителей моногородов в 2017 году, 70% опрошенных (в 2015-м их было 60%) считали социально-экономическую ситуацию в своих городах неблагоприятной или «терпимой с трудом».

После кризиса 2008—2009 гг. новый «перезапуск» внимания к моногородам произошел в 2015 г. и выразился в разработке нового инструмента — появилась возможность создавать на территории моногородов территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) с сопутствующим предоставлением льгот по налогам и обязательным платежам во внебюджетные фонды. Говорить об оценке эффективности этого инструмента, на наш взгляд, для большинства моногородов преждевременно, так как они совсем недавно включились в этот инструмент.

В 2016 году начала работать новая федеральная приоритетная программа «Комплексное развитие моногородов». На ее реализацию с 2017 по 2020 год планировалось выделить 25,3 млрд рублей с предоставлением льготных займов под 5% на срок до 8 лет на финансирование инвестиционных проектов. Ключевая цель была заявлена прежняя — снизить их зависимость от работы градообразующих предприятий. Изначально к концу 2018 года планировалось создать 230 тыс. новых рабочих мест, не связанных с такими предприятиями, привлечь 170 млрд рублей инвестиций, вывести из списка «моно» 18 городов, сделав их городами с устойчивой экономикой.

После проверок Счетной палаты и многих экспертных обсуждений Программа развития моногородов досрочно прекратила свое действие, официально — из-за необходимости согласования с механизмами национальных проектов. Вместо нее с середины 2019 года в рамках плана реализации Стратегии пространственного развития обсуждается принятие новой профильной программы с корректировкой мер политики.

Отметим, что в настоящее время отсутствует публичный постоянный мониторинг работы уже запущенных проектов ТОСЭР с целью дальнейшей поддержки успешных и возможного отсева неуспешных. На наш взгляд, можно было сформировать практику подготовки подобных отчетов Минэкономразвития России, как уже делается для оценки эффективности использования средств в проекты, поддержанные Инвестиционным фондом РФ.

Очень важно подчеркнуть, что на разных этапах развития эффект от ТОСЭР в моногородах имеет смысл оценивать по-разному. В начале производственной фазы важно количество резидентов, начатых инвестиционных проектов и динамика занятости

Затем, по мере развертывания проекта, ключевыми показателями могут стать накопленный объем инвестиций, увеличение доходов городского бюджета.

Можно было сформировать практику подготовки подобных отчетов Минэкономразвития России, как уже делается для оценки эффективности использования средств в проекты, поддержанные Инвестиционным фондом РФ. Фото: economy.gov.ru

[править] История

Советская плановая экономика была направлена ​​на создание промышленных предприятий в рациональных местах, основанных на военных, политических, бюрократических и экономических критериях. Целью было максимальное усиление региональной специализации. Доминирующее предприятие отвечало не только за производство, но и за предоставление населению социальных услуг, таких как жилье, уход за детьми и т. д.

После распада СССР градообразующие предприятия многих моногородов перестали быть востребованными, что повлекло за собой неблагоприятную социальную обстановку в таких моногородах, в первую очередь — увеличение числа безработных.

Частные собственники также в большинстве случаев отказывались предоставлять социальные услуги населению моногородов, ссылаясь на такую ​​практику как «экономически неэффективную», однако попытка правительства делегировать ответственность за предоставление социальных услуг от компаний вновь созданным местным муниципалитетам была в основном неудачна, поскольку им не хватало ресурсов для завершения преобразования. Это привело к радикальному снижению качества жизни в моногородах, богатство которых на протяжении большей части советского периода превышало средний уровень.

Согласно исследованию, проведенному российским правительством в 1999—2000 годах, в России было 467 городов и 332 небольших поселка, которые можно было отнести к моногородам. Общее население этих городов составляло 25 миллионов человек, или шестую часть всего населения страны. На 900 предприятий моногородов, большинство из которых занято в таких отраслях тяжелой промышленности, как обрабатывающая промышленность, производство топлива, деревообработка, целлюлоза и металлургия, приходилось более 30 % промышленного производства.

Распоряжением правительства РФ от 29 июля 2014 года № 1398-р был утвержден официальный перечень моногородов России, насчитывающий 313 наименований.

В сентябре 2014 года СМИ сообщили, что глава российского правительства Дмитрий Медведев заявил о создании Фонда развития моногородов, в задачи которого будет входить финансирование транспортной и коммунальной инфраструктуры, а также привлечение инвестиций.

Что такое моногорода и почему это проблема

Моногорода – это такие населенные пункты, где большая часть трудоспособного населения работает на одном предприятии или в одной отрасли. Соответственно, есть градообразующие предприятия, на которых работает много жителей города.

Монопрофильные города – это проблема многих стран, в том числе экономически развитых. Возникали они в условиях ускоренной индустриализации – когда во времена СССР нужно было быстро организовать производство или добычу какого-нибудь ресурса, рядом просто строили город. Это было нужно, чтобы «привязать» место проживания рабочих и обслуживающего персонала к самому производству.

В американской версии многие моногорода были основаны во времена «Золотой лихорадки», и с исчерпанием запасов золота в недрах опустели и города.

В российском законодательстве моногорода присутствуют только в федеральном законе о банкротстве. Там лишь указывается, что если как минимум 25% населения города занято на одном предприятии, то банкротство этого предприятия будет проходить по другой процедуре.

Большая часть российских моногородов характеризуются безработицей, оттоком населения и ростом среднего возраста жителей, низкими доходами, снижением общей экономической активности.

На практике это означает, что город становится депрессивным, из него активно уезжает молодежь, а остаются жить пенсионеры, бюджетники и представители силовых служб – те, кто получает доходы от государства.

Проблема существования моногородов актуальна для многих стран мира, в том числе они есть и в Европе, и в США. Причины почти всегда одинаковы. Например, города знаменитого «ржавого пояса» Америки опустели после 1970-х годов в постиндустриальную эпоху. В Европе проблема связана со спадом в угольной и сталелитейной промышленности (особо это коснулось Рурской области в Германии).

Моногорода в России стали проблемой со спадом экономической активности после развала СССР в 90-х годах, тогда как в западной практике эти проблемы решают с 60-70-х годов XX века и уже накоплено достаточно опыта.

Магнитогорск — 392,3 км²

Магнитогорск или, как ласково называют его местные жители, «Магнитка» является одним из крупнейших промышленных центров черной металлургии в мире (В МИРЕ!), о чем и свидетельствует герб города — черный треугольник. Конечно, здесь жалуются на экологию, как и в других металлургических городах — да, крупная промышленность в нашей стране в советские времена не учитывала в такой степени экологических вопросов, поэтому современным предприятиям, особенно металлургам, приходится разбираться с накопленными проблемами. Местные власти нашли выход: планируется строительство «спутников» города — экологических поселений в лесных предгорьях уральской зоны Башкирии.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий