Северная война (1700-1721)

Дибич

Один из основных участников Греческой войны с турецкой стороны, Кютахья Решид-Мехмед-паша (англ.)русск. (Битва при Пета, Первая осада Месолонгиона, Третья осада Месолонгиона, Битва при Каматеро, Битва при Фалероне), со своими турецко-албанскими силами был переброшен на Балканский фронт, где и отличился 28 мая (9 июня) 1829 года у Варны и 29 мая (10 июня) у Шумлы. Шумла сдалась 17 (29) июня после семинедельной осады. 14 (26) июля[уточнить] русская армия перешла Балканский хребет.

Это событие заставило английскую дипломатию не только вновь взвесить политику ограничения греческой территории, но в какой-то момент Веллингтон, как и французская дипломатия, стал склоняться к созданию Греческой империи вместо Османской империи как барьера на пути российской экспансии. 7 (19) августа Дибич взял без боя Адрианополь. 2 (14) сентября турки подписали Адрианопольский мир. В пункте 10 этого мира (из 16) султан, не поддававшийся дипломатическим давлениям даже после Наваринского сражения, подписался под Лондонскими протоколами 10 (22) марта 1829 года, чем официально признавал воссозданное греческое государство. Об этом событии Карл Маркс впоследствии писал:

Битва за Гангут (1714 г.)

В первой четверти XVIII века Россия и Швеция вели кровавую войну, которая веками определяла Северную Европу. Историки часто указывают, что решающим моментом в Великой Северной войне (1700-1721) была Полтавская битва (1709 г.), когда русская армия разгромила шведов. Но это только половина истории. Швеция была также морской сверхдержавой, и России пришлось ее уничтожить, чтобы добиться полной победы.

Царь Петр I много лет строил Российский флот почти с нуля, а в 1714 году он получал преимущества в битве при Гангуте (полуостров Ханко). Почти два десятка русских галер атаковали шведский флот более чем дюжины судов, в том числе 1 плашкоут, который представлял собой тяжелый военный корабль, известный своей мощной артиллерией.

Лично возглавляя атаку, Питер умно использовал погоду и тот факт, что шведы разделили свои силы. Русские сумели дойти и захватить почти все вражеские корабли.

Битва за Гангут была первой победой ВМФ России на открытом море. Наряду с Полтавской битвой она сломал спину шведской власти и гарантировал победу России в Северной войне.

Упадок и новый подъём российского флота

Однако столь успешный период в истории российского морского флота завершился со смертью Петра I. Если в 1726 году, благодаря прежней инерции, ещё было заложено одно судно, то в последующие 4 года никаких работ не производилось. Построенные же ранее корабли ветшали и приходили в негодность. В результате к 1730 году, когда на российский престол взошла Анна Иоанновна, некогда мощный отечественный флот насчитывал всего 50 судов, из которых лишь треть была способна выйти в море.

При всех негативных сторонах правления Анны Иоанновны исследователи отмечают её значительный вклад в историю создания российского флота. Едва освоившись в роли правительницы одного из обширнейших государств мира, она озаботилась возрождением его военно-морских сил. В 1732 году по её указу была создана Комиссия для разработки и проведения в жизнь морской реформы. В её состав вошли лучшие флотоводцы того времени.

Параллельно с этим проводились работы по реконструкции старых и созданию новых судостроительных верфей. В итоге за десятилетний период царствования Анны Иоанновны было спущено на воду около 150 кораблей, из которых почти сотню построили в Архангельске ─ городе, получившем статус ведущего центра отечественного судостроения.

Память

  • В память побед при Гангуте и при Гренгаме (одержанных в разные годы в один и тот же день — день памяти святого Пантелеимона) была построена в Санкт-Петербурге Пантелеймоновская церковь. Нынешнее здание — в 1735—1739 годах, на месте более старого, построенного при Петре I. В 1914 году по инициативе Императорского Российского военно-исторического общества на фасаде Пантелеимоновской церкви были укреплены мраморные мемориальные доски с перечнем полков, сражавшихся при Гангуте и Гренгаме. (Напротив церкви, на торце дома № 11 по улице Пестеля, находится также памятная доска в честь защитников Ханко (современное название Гангута) во время Великой Отечественной войны).
  • В честь победы была выпущена Медаль «За победу при Гангуте».
  • В здании Пантелеимоновской церкви открыта экспозиция, рассказывающая о сражениях петровского галерного и парусного флота на Балтике, об отваге русских воинов в Северной войне и героизме моряков при обороне полуострова Ханко в начале Великой Отечественной войны.

В рамках празднования 200-летия Гангутского сражения в 1914 году была выпущена медаль «В память 200-летия морского сражения при Гангуте».

5 августа 2007 года в Петергофе прошёл праздник, посвящённый победам русского флота в Северной войне 1700—1721 годов. Он назывался «День Гангута и Гренгама».

На монетах и почтовых марках
25 рублей — 300-летие Российского флота. Гангутское сражение, реверс.
 
Почтовый блок СССР, 1989 год — 275 лет Гангутскому сражению.  (ЦФА № 6098)
 
Почтовый блок России, 2014 год — 300 лет Гангутскому сражению.  (ЦФА № 1844).
 

Подготовка к схватке

Главной целью Петра I в ходе Северной войны являлся захват территории современной Ленинградской области, а также Карелии и Финляндии. Для этого ему необходимо было военное доминирование в водах Финского и Ботнического залива, где господствовал шведский флот. К1714 году уже был одержан ряд важных тактических побед в этом направлении. Пали Выборг, Рига, Ревель, Пернов, Гельсингфорс, Бьернеборг, превратившиеся в базы русского флота на Балтике. Однако главная битва была ещё только впереди. Планировалась высадка десанта на территорию современной Финляндии из Финского залива

В свою очередь шведы, чтобы блокировать наступление русских моряков, на данных направлениях предприняли попытку заблокировать главные морские силы русских у полуострова Гангут, находившегося на стратегически важном направлении к устью Финского залива. Данные места были удобны большими глубинами, в которых могли ходить глубоководные парусные корабли, в то время как русские галеры с гребцами более уверенно себя чувствовали в шхерах на мелководье

У берега и вблизи небольших островов шведы были бессильны перед русскими, в то время как на большой воде имели явное преимущество. Русские знали об этом. В 1713 году разведчики искали обходные пути, чтобы, минуя Гангут, выйти в Балтику, но тщётно. Решено было дать шведам бой, для чего на балтийских верфях заложили несколько новых кораблей. В 1714 году в Финский залив вышли два новых корабля «Рафаил» и «Гавриил». Весной того же года пришло несколько купленных за границей судов. К весне 1714 года русский флот на Балтике имел 16 современных линейных кораблей, правда по ряду качеств уступавших шведским аналогам. Кроме того, русский флот располагал 150 гребными галерами и полугалерами.

Сражение гребного и парусного флота

Шведский флот значительно превосходил российский. В нем преобладали парусные суда, которые могли развивать большую скорость и были более маневренными.

Однако они серьезно зависели от погодных условий. В составе шведских кораблей были фрегаты, линейные корабли, большие галеры и 2 галиота, на которых находились мощные пушки.

У русских в основном были гребные судна, уступавшие в мощности и скорости парусным кораблям. Когда Апраксин на горизонте увидел шведскую эскадрилью, он решил отступить в Тверминнскую бухту, где оставался несколько недель. Он прекрасно понимал, что если бы он вступил в сражение с противником, то наверняка проиграл бы его.

Когда о состоянии дел доложили русскому императору, он поспешил на помощь своей флотилии. Став во главе эскадры, он направился к Гангуту. Интересен факт, что во время Гангутского сражения Петр 1 командовал под псевдонимом Петр Михайлов.

Оценивая силы противника, Петр Первый начал размышлять о том, какую тактику выбрать для предстоящего сражения со шведами. Продумав все самым тщательным образом, он составил весьма оригинальный тактический план.

Сражение

Картина Алексея Боголюбова

Пётр ожидал такого решения. Он решил воспользоваться разделением сил противника. Ему благоприятствовала погода. Утром 26 июля (6 августа) стояло безветрие, из-за чего шведские парусные корабли утратили манёвренность. Авангард русского флота (20 кораблей) под командованием командора Матвея Христофоровича Змаевича начал прорыв, обходя шведские корабли и оставаясь вне пределов досягаемости их огня. Вслед за ним осуществил прорыв другой отряд (15 кораблей). Таким образом надобность в переволоке отпала. Отряд Змаевича заблокировал отряд Эреншельда у острова Лаккиссер.

Полагая, что и другие отряды русских кораблей будут продолжать прорыв тем же путём, Ваттранг отозвал отряд Лиллье, освободив, таким образом, прибрежный фарватер. Воспользовавшись этим, Апраксин с главными силами гребного флота прорвался по прибрежному фарватеру к своему авангарду. В 14 часов 27 июля (7 августа) русский авангард в составе 23 кораблей атаковал отряд Эреншельда, построившего свои корабли по вогнутой линии, оба фланга которой упирались в острова. Две первые атаки шведам удалось отбить огнём корабельных орудий. Третья атака была предпринята против фланговых кораблей шведского отряда, что не позволило противнику использовать преимущество в артиллерии. Вскоре они были взяты на абордаж и захвачены. Пётр I лично участвовал в абордажной атаке, показав морякам пример мужества и героизма. После упорного боя сдался шведский флагман — прам «Элефант». Были захвачены все 10 кораблей отряда Эреншельда. Часть сил шведского флота сумела уйти к Аландским островам.

Карта из статьи «Гангутское сражение» («Военная энциклопедия Сытина»)

Впрочем, санкт-петербургский исследователь П. А. Кротов, исследовав архивные документы, указал на ряд неточностей в традиционном восприятии битвы. Он показал, что атак в битве было не три, а одна (миф о трёх атаках создан шведами для показания их упорного сопротивления). Результаты исследования учёный изложил в монографии «Гангутская баталия 1714 года».

Победа у полуострова Гангут стала первой крупной победой русского регулярного флота. Она обеспечила ему свободу действий в Финском и Ботническом заливах, эффективную поддержку русских войск в Финляндии. В Гангутском сражении русское командование смело использовало преимущество гребного флота в борьбе с линейным парусным флотом шведов, умело организовало взаимодействие сил флота и сухопутных войск, гибко реагировало на изменения тактической обстановки и погодных условий, сумело разгадать манёвр противника и навязать ему свою тактику. Также Гангутское сражение было одним из последних крупных сражений в истории флота, в котором решающую роль сыграл абордажный бой.

За этот бой Пётр I был произведён в вице-адмиралы.

В сентябре 1714 года в Петербурге состоялись торжества по случаю Гангутской победы. Победители прошли под триумфальной аркой, на которой был изображён орёл, сидевший на спине у слона («Elefant» переводится на русский язык как «слон»). Надпись гласила: «Русский орёл мух не ловит».

«Элефант» в боевых действиях больше не участвовал, а стоял вместе с другими трофейными судами в Кронверкском проливе, огибающем Заячий остров с севера (между современным Артиллерийским музеем и Петропавловской крепостью). В 1719 году царь приказал отремонтировать «Элефант», в 1724 году — вытащить на берег у Кронверкской гавани и хранить вечно как боевой трофей. Но к 1737 году прам сгнил, и его разобрали на дрова.

9 августа в честь этого события в России официально установлен праздник — День воинской славы.

Решающая битва

В самом узком месте перешейка началось строительство «переволока». Увидев, что русские собираются перетаскивать корабли по суше, шведы совершили стратегическую ошибку. Шведский адмирал принял решение разделить свою эскадру. У Пангута должно было остаться семь линейных кораблей и два фрегата под руководством самого Ваттранга. Вторая часть шведского флота, состоящая из восьми линейных кораблей и двух бомбардировочных кораблей, пошла к Тверминне для удара по парусным русским судам. Третья часть эскадры из одного фрегата, шести галер и трёх шхерботов отправились к тому месту, где, по мнению шведов, должны были быть спущены на воду русские корабли после переволока по суше. Таким образом, у мыса Гангут к 25 июля осталось лишь треть шведской эскадры. Даже погода благоприятствовала русским войскам. Наступил полный штиль, и шведы оказались прикованы к месту своей стоянки у берега. Русский флот приготовился к прорыву. Утром 26 июля 1714 года два отряда галер под руководством Лефорта и Змаевича, пройдя на вёслах под прикрытием шхер 15 миль, обошли оставшуюся у Гангута часть шведской эскадры. Враг слишком поздно обнаружил манёвр русских. В растерянности шведы попытались с помощью шлюпок оттащить тяжёлые парусные корабли на середину залива, чтобы затем оружейными выстрелами предотвратить прорыв оставшейся части русского флота. Понимая, что сражения не избежать, Ваттранг благодаря подувшему ветру выстроил шведские корабли в боевой порядок. В создавшейся ситуации обогнуть флот шведов уже было нельзя из-за мощных пушек. Оставалось в очередной раз обмануть врага. На рассвете 27 июля в рассветной дымке русский флот пошёл на прорыв. 98 галер с 15 тысячами солдат на борту благополучно миновали шведский флот. Шведская эскадра оказалась окружена, и Пётр I предложил шведам сдаться. Но те отказались, ожидая помощи от двух других частей эскадры. Шведы расположили свои корабли в виде вогнутого полумесяца. В центре стоял 18-пушечный фрегат «Элефант», на его флангах с обеих сторон по три галеры, в сумме имевшие 84 пушки. Вторую линию составляли три шхербота, вместе обладавшие 16 орудиями. В целом русским войскам противостояли 941 шведский моряк и 116 пушек. Русские пошли в лобовую атаку, разделив корабли на три части: авангард, основные силы и арьергард. В авангарде шли 11 парусных судов и по шесть галер на флангах. После сигнала к бою русские галеры направились к шведским кораблям. Подпустив противника на расстояние в 300-400 метров, шведы открыли пушечный огонь, расстреливая русские галеры практически в упор. Атака провалилась с большими потерями. Однако спустя всего полчаса русские повторили штурм шведского флота. Вторую атаку постигла та же печальная участь. Третья атака — теперь на фланги шведской эскадры — началась в 4 часа дня. Искусно маневрируя, русские корабли вплотную подошли к шведам. Начался абордажный бой. Первыми пали галеры шведов «Транан», «Эрн», «Грипен», «Лаксен», «Геден» и «Валфиш». В течение трёх часов шёл штурм «Элефанта», завершившийся полной победой русских. В плен попало 580 шведов. Потери русских составили 127 человек убитыми и 342 ранеными. Во время прибытия в Петербург, после первой крупной победы Балтийского флота, город встретил моряков салютом. С этого момента русский флот стал доминирующей силой на Балтике, а шведы сосредоточили свой флот на обороне Стокгольма, уже не помышляя о былой военно-морской гегемонии.

Метки: эпоха Романовых, Россия, корабль, сражение, Война и Отечество, море, флот, Северная война, Пётр Первый, Швеция, битва, Финский залив, август, победа, Гангут, , Дмитрий Соколов

Новые типы кораблей и пушек

Крымская война и Синопское сражение характерны с точки зрения применения новых типов кораблей и новых пушек. Применение в промышленности паровых моторов привело к идее переноса их на корабли. До этого корабли были только парусными, а значит сильно зависели в движении от ветра. Первый пароход был построен в Америке в 1807 году. Эти пароходы работали по принципу гребного колеса и были уязвимы. После этого от колеса избавились и появились классические пароходы. Россия, последней из мировых держав, стала применять паровые двигатели в кораблестроении. Первый гражданский пароход был построен в 1817 году, а первый военный пароход «Геркулес», был спущен на воду в 1832 году.

Вместе с развитием пароходов развивались и корабельные пушки. В одно время с развитием пароходов появились «бомбические пушки». Они была разработаны французским артиллеристом Анри-Жозеф Пексан. В основе использования лежал принцип сухопутной артиллерии. В основе лежал принцип бомбы. Сначала снаряд пробивал брешь в дереве корабля, а затем взрывалась бомба, нанося основной урон. В 1824 году удалось добиться уникального события — двумя выстрелами был затоплен двухдечный линейный корабль!

Как Россия осталась без морпехов

С этого момента и до 1811 года русский флот всегда располагал морской пехотой, хотя численность ее колебалась, а структура регулярно менялась. Впервые морпехи стали обычными пехотинцами по распоряжению императора Александра I, которому потребовалось усилить свою сухопутную армию за счет морских полков. А флотское командование не стало этому препятствовать (несмотря на то, что за век с лишним морская пехота не раз и не два доказала свою состоятельность и пользу). С этого момента история морской пехоты в России прервалась. В 1813 году морские полки восстановили, но в структуре военного министерства, а не флота, а в 1833 году из названия этих полков исчезло и слово «морской». Попытку воссоздать морскую пехоту предпринял в 1911 году Главный морской штаб Российской империи, и в 1914 году были сформированы четыре батальона морпехов, один из которых позднее развернули в полк, но в полной мере реализовать идею помешала Первая мировая война и грянувшие за нею революции.

Рядовой и обер-офицер Морских полков, 1812-1817 годы. Иллюстрация из монографии Александра Висковатова «Историческое описание одежды и вооружения российских войск», 1841-1862 годы

Особенности кораблестроения на Руси

На Руси были свои традиции изготовления судов. Для их постройки не приглашались голландские кораблестроители, наше искусство судостроения было ничем не хуже европейского. К тому же русские корабли отличались тем, что они сразу были приспособлены к определенным условиям.

Тонкости их производства шлифовалось десятилетиями. К сожалению, в результате многочисленных войн, набегов секреты мастерства были утеряны. Уже начиная с конца XVI века, когда назрела необходимость регулярного флота, русские цари обращались к иноземцам за помощью. В основном, это были голландцы, потому что именно они считались первыми в корабельном мастерстве.

Русский флот XVI века

Задолго до этого времени на Руси уже сформировались свои нормы в судостроении. Каждый корабль отличался своими особенностями, которые позволяли ему выполнять свои функции. Палубные корабли допетровского времени были нескольких разновидностей:

  • Карбас — парусное, в основном промысловое судно;
  • Шитик — небольшое плоскодонное судно с парусом;
  • Ладья — парусное гребное судно, которое предназначалось как для торговли, так и для военных действий;
  • Струг — гражданское или военное судно на Руси;
  • Чайка — небольшой плоскодонный челн.

Кораблестроение на Руси до Петра Первого нельзя обозначить как безуспешное. Оно переживало спад после татаро-монгольского нашествия, когда силы государства были направлены на развитие армии, а не флота. Хотя промысловые и гражданские корабли в это время строились также, как и раньше, согласно древнерусским традициям с поправкой на время. Эти суда были преимущественно речные, для морских переходов они не годились.

Расцвет судостроения на Руси был в IX-XII веках. Возможно, еще раньше, однако письменные источники того времени до нас не дошли. Известно, что славянам был известен путь «из варяг в греки», то есть от Балтийского до Черного моря. Новгородские купцы, осваивая торговлю со Скандинавией и Англией, пользовались морскими путями. Для того, чтобы плавать по морю с товарами, изготавливали крупные, на 30-40 человек суда.

На Юге, по Черному морю также плавали наши корабли и ладьи. Это были купеческие судна, которые преимущественно доходили до Царьграда, центра торговых путей того времени. Или военные, целью завоевания которых был также Царьград или близлежащие территории.

История

Корабли строили на Руси задолго до Петра Первого. С переменным успехом это искусство развивалось с 12 века. Но при отсутствии выхода к морю, все ограничивалось одним-двумя суднами. Как, например, «Фредерик», который был построен в Нижнем Новгороде и в том же году погиб. Для постоянного, массового производства не хватало профессионалов-корабельщиков и денег.

Корабль “Фредерик”

До этого была попытка массового производства была предпринята в конце XV века, когда были выделены деньги на постройку верфи в Соловецком монастыре. Около Белого моря было удобное место для строительства кораблей, но эта идея так и не была реализована. Также, как и попытка Бориса Годунова построить флот при помощи иноземных мастеров.

Правда, казаки пытались поставить кораблестроение на постоянную основу, начав выпуск судов для переброски военных сил в борьбе против турок. У них были свои быстроходные «Чайки», предназначенные для внезапного нападения на галеры. В морских боях запорожцы сумели достичь определенного мастерства, о чем говорят их победы и воспоминания современников конца 17 века.

Чертёж конструкции казачьего судна “Чайка”

Считается, что начало кораблестроения в России положил парусник «Орел», который был построен по приказу царя Алексей Михайловича, отца Петра 1. Именно этот корабль, а не «Фредерик», который по сути был голштинский, стал родоначальником российских судов. День кораблестроителя отмечается по дате, когда царь отдал приказ о строительстве «Орла».

Сражение при Гренгаме

Сражение при Гренгаме — морское сражение, произошло 27 июля (7 августа) 1720 года в Балтийском море около острова Гренгам (южная группа Аландских островов), является последним крупным сражением Великой Северной войны. Так же это была вторая по значимости победа и без того молодого российского флота в годы Северной войны

Вся её важность была в том , что она была одержана в тот момент, когда Швеция хотела заручиться помощью и защитой великой английской эскадры, которая в это время расположилась в Балтийском море и приступила к совместным маневрам с парусным флотом Швеции.

Предыстория сражения

После Гангутского сражения, Англия озабоченная возрастанием могущества русской армии, образовала военный альянс со Швецией. Однако демонстративное приближение объединённой англо-шведской эскадры к Ревелю не заставило Петра І искать мира, и эскадра отошла к берегам Швеции. Пётр I, узнав об этом, приказал переместить русский флот от Аландских островов к Гельсингфорсу, а около эскадры оставить несколько лодок для патрулирования. Вскоре одна из этих лодок, попавшая на мель, была захвачена шведами, в результате чего Пётр приказал вернуться флоту обратно к Аландским островам.

26 июля (6 августа) русский флот под командованием М. Голицына в составе 61 галеры и 29 лодок приблизился к Аландским островам. Российские разведывательные лодки заметили шведскую эскадру между островами Лемланд и Фритсберг. Из-за сильнейшего ветра атаковать её было невозможно, и Голицын принял решение взять курс идти к острову Гренгам с целью подготовки хорошей позиции среди шхер.

Бой

Когда 27 июля (7 августа) русские корабли приблизились к Гренгаму, что бы занять удобные позиции для атаки противника, шведский адмирал К. Г. Шёблада, имевший 156 орудий, неожиданно снялся с якоря и пошёл на сближение, подвергнув русский флот массированному обстрелу. Наши галеры взяли курс на мелководье в проливе между островами Флисе и Гренгам , куда и попали преследующие его шведские корабли. Кровопролитный бой длился около четырех часов и завершился нашей безоговорочной победой. Результатом этого был захват в плен четырех Шведских фрегата. Остальные шведские суда смогли отступить. Шведы в этом сражении потеряли 407 человека ранеными и 103 убитыми. Русский флот потерял 203 человека ранеными и 82 убитыми.

Итоги сражения

Эта победа русского гребного флота над парусным флотом Швеции была свидетельством русского военно-морского искусства. Шведский флот был ослаблен, что произвело большое впечатление на все европейские государства, в особенности на Англию.
Битва приблизила заключение Ништадтского мира.

Память

• В память побед при Гангуте и при Гренгаме (одержанных в разные годы в один и тот же день — день памяти святого Пантелеимона) была построена в Санкт-Петербурге Пантелеймоновская церковь. В 1914 году по инициативе Императорского Российского военно-исторического общества на фасаде Пантелеимоновской церкви были укреплены мраморные мемориальные доски с перечнем полков, сражавшихся при Гангуте и Гренгаме.

• В здании Пантелеимоновской церкви открыта экспозиция, рассказывающая о сражениях петровского галерного и парусного флота на Балтике, об отваге русских воинов в Северной войне и героизме моряков при обороне полуострова Ханко в начале Великой Отечественной войны.

• Петр I наградил всех участников боя специально выбитой медалью, а Голицына – шпагой с гравировкой «За добрую команду».

Предпосылки военного конфликта

В 18 веке армия Османской империи входила в число сильнейших в мире. Прославленные янычары своей жестокостью наводили ужас на противников. Под турецким игом изнывали народы ряда балканских, африканских и причерноморских стран. В акватории Восточного Средиземноморья, Черного и Азовского морей господствовал турецкий флот. Российских кораблей в этих морях не было. На севере черноморского побережья (в Крыму и Приазовье) располагались мощные османские крепости, надёжно запирающие устья крупных рек для прохода русских кораблей. Этот плацдарм служил трамплином для постоянных набегов на русские земли турок и крымских татар.

К 1768-му году неизбежность войны между Российской и Турецкой империями обуславливалась следующими причинами:

обострением конфликтной ситуации в Причерноморье и Приазовье;
турецким недовольством действиями России в Польше;
подстрекательством Порты Австрийским и Французским правительствами;
важностью для успешного развития экономики российского государства свободного выхода в акваторию Чёрного моря.

Война получилась продолжительной и кровопролитной, но одной из ее важнейших морских битв стало Чесменское сражение 1770 года. Оно проходило в Чесменской бухте Эгейского моря у побережья Малой Азии с 5 по 7 июля 1770 г.

Подготовка к борьбе за выход к Балтийскому морю

В начале 17 века Швеция представляла собой страну, армия которой имела прекрасное тактическую боеспособность. Шведский морской флот по своей военной мощи считался одним из самых сильных в мире. Усилиями русской дипломатии был заключен военный союз между Россией, Польшей и Данией. Первые боевые действия союзников России в начале северной войны не были успешны. На море Россию смог поддержать только датский флот. Польша на то время не имела боеспособных морских кораблей. Однако Дания поспешила заключить с Швецией мирный договор у же в августе 1700 года, в начале Северной войны.

Русский царь продолжал осуществлять целенаправленную военную подготовку. На Олонецких верфях были построены несколько парусных и гребных судов, в том числе знаменитый «Штандарт» и «Золотой орел». Однако боеспособность российского флота зависела не только от количества и качества боевых кораблей, но также и от уровня подготовки моряков. В связи с этим в 1707 году открываются первые школы, осуществляющие военную подготовку специалистов различного уровня: артиллеристов, инженеров, врачей и т.д.

Фрегат «Штандарт» точная копия боевого корабля, построенного Петром Великим в 1703 году

Противостояние флотов двух держав

К весне 1714 года Россия овладела всем югом Финляндии и значительной частью её центральной территории. Но одних сухопутных завоеваний было недостаточно. Для выхода к Балтийскому морю необходима была победа над шведским флотом, беспрепятственно контролировавшим его акваторию. Именно эта задача и была поставлена Петром I перед командованием российской эскадры.

В июне возникла необходимость в укреплении сил гарнизона, охранявшего захваченный русскими войсками порт Абу, являвшийся важным стратегическим объектом. С этой целью к берегам Гангута была направлена флотилия из девяноста девяти гребных кораблей под командованием Ф. М. Апраксина. В её состав входили шестьдесят семь галер и тридцать две скампавеи (небольшие суда для перевозки десанта). Шведы ожидали появления в этом районе российских кораблей, и им наперехват выдвинулся весь их военный флот во главе с вице-адмиралом Густавом Ватрангом – опытным флотоводцем, до тонкостей изучившим военное дело.

Морские сражения на Балтике

Историки придают большое значение морским сражениям на Балтике, благодаря которым в итоге Россия смогла преодолеть экономическую изоляцию, заполучив наконец выход к Балтийскому морю.

После знаменитой битвы на мысе Гангут в сознании общественности европейских стран изменилось представление о непобедимости Шведского флота. Россия продемонстрировала свою огневую мощь, доказав на примере, что способна отвоевать выходы к Балтике.

Морское сражение на балтике

Если еще оставались какие либо сомнения насчет того, что Россия превратилась в сильную военно-морскую державу, то они были развеяны после сражения при Гренгаме. Когда русская эскадра обнаружила шведские корабли рядом с островами Лемланд и Фритсберг, погодные условия не позволили русским морякам сразу же вступить в бой, что было воспринято шведскими моряками как проявление слабости. После того, как шведские корабли начали открыто атаковать российскую флотилию, русские корабли продемонстрировали свою огневую мощь. Прекрасная боевая подготовка морских артиллеристов сделала свое дело. В результате битвы при Гренгаме шведский флот потерпел сокрушительное поражения. Россия окончательно укрепила свое господство в Финском заливе.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий