Биография мусоргского: краткое содержание, самое главное

Детство и юность

Модест Петрович Мусоргский, потомственный дворянин, родился 9 марта 1839 года в имении Карево, расположенном в Псковской губернии в 400 км от Санкт-Петербурга. Родители, состоятельные землевладельцы, происходили от прославленных смоленских князей, приходившихся потомками великой династии Рюриков.

Модест Мусоргский

Петр Алексеевич Мусоргский был сыном гвардейского офицера, владельца обширной усадьбы в Торопецком уезде. Унаследовав имение, он покинул службу в петербургском сенате и женился на Юлии Ивановне Чириковой, дочери отставного военного из соседнего села Наумово.

Поскольку родители не имели недостатка в средствах, детство Модеста прошло в атмосфере постоянного праздника. Окруженный заботами няни, мальчик с раннего возраста почувствовал вкус к русским песням и сказкам и проникся духом народных традиций и обычаев, а мать привила сыну вкус к классической музыке и стала учить его азам игры на пианино. В 7 лет будущий композитор без труда подбирал по слуху сложные фортепианные пьесы и дополнял их собственными импровизациями.

Модест Мусоргский (справа) и его брат Евгений

В 10-летнем возрасте Мусоргского отправили в немецкое учебное заведение, расположенное в Санкт-Петербурге, где мальчик продолжил занятия музыкой под присмотром пианиста и педагога Антона Августовича Герке и в 1852 году представил первую самостоятельно сочиненную пьесу для фортепиано. Родители радовались творческим успехам сына, но творческую карьеру всерьез не рассматривали. Потомки военных чтили семейные традиции и вскоре устроили Модеста в школу гвардейских офицеров, где царили строгость и дисциплина.

Юноша принял жесткий режим заведения, но заниматься музыкой не перестал. Благодаря врожденному таланту и приобретенному мастерству Мусоргский стал душой компании и регулярно выступал на вечеринках и праздниках, устраиваемых в школе. Тогда же Модест начал свой путь к алкоголизму, который был неотъемлемой частью разгульной студенческой жизни того времени.

Модест Мусоргский в молодости

В 1856 году будущий композитор окончил гвардейскую школу и получил назначение в санкт-петербургский Преображенский полк. Поселившись в столице, познакомился с военной и творческой российской элитой.

Вскоре молодой офицер стал постоянным участником вечеринок в доме композитора Александра Даргомыжского и подружился с прославленными русскими деятелями культуры в лице Владимира Стасова, Александра Бородина, Цезаря Кюи и Милия Балакирева. Последний взялся за «воспитание» и музыкальное образование Мусоргского, который решил оставить военную службу ради полноценной музыкальной карьеры.

Что значит опустить по беспределу. Последствия

Опускают по беспределу на зоне заключённых по разным причинам. Жертвами этой процедуры могут стать не только заключённые не традиционной сексуальной ориентации. Опустить по беспределу в тюрьме и на зоне могут и обычных сидельцев, и воровских авторитетов. Опущенные или по-другому «обиженки» («обиженые») считаются самой низшей кастой в криминальной среде, не имеющей по воровским понятиям никаких прав.

Статус обиженного после опускания человека закрепляется за ним пожизненно. Он обязан оповещать о нём других сидельцев, дабы не «зашкварить» их. В настоящих уголовных зонах изнасилование в качестве наказания применяется редко. Это попадает под воровское понятие беспредела. В основном там за нарушение понятий избивают или убивают. Другое дело зоны для несовершеннолетних преступников.

Такой беспредел на зоне малолеток весьма распространён. В отличие от взрослой зоны, на которой наказание назначается за конкретный косяк, у несовершеннолетних опустить могут за женственный вид или слабохарактерность.

Велики шансы быть опущенной по беспределу на зоне для женщин. В последнее время случаи опускания заключённых на зоне и в тюрьмах встречаются редко.

Несмотря на то, что беспредел на зоне снижается искоренить его полностью не удаётся. Очень часто в роли инициаторов процедуры опускания выступают надзиратели. Они специально натравливают одних сидельцев на других, используя для укрощения арестантов пресс-хаты. Обиженка навсегда теряет авторитет и уважение и никогда уже не сможет их себе вернуть.

Тот, кого решили опустить не обязательно подвергается групповому насилию. Чаще всего к нему применяются «законтачивание» или «запарафинивание». Это значит, что кандидату в опущенные могут сделать мочеиспускание на лицо или заставить его отпить из параши. Часто арестантов насилую бутылками или держателями швабр. Существуют и другие тюремные ритуалы опускания. После них опущенные занимают место в углу камеры у входа или у параши.

Модест Петрович Мусоргский кратко для детей биография

Статья посвящена краткой биографии Модеста Петровича Мусоргского — известного русского композитора, использовавшего в своем творчестве народное песенное искусство.

Биография Мусоргского: становление композитора

Мусоргский родился в 1839 г. в небольшом селе Псковской губернии. Музыкой начал заниматься с детства. Образование будущий композитор получил в петербургском военном училище.С 1856 г. Мусоргский начал службу в Преображенском полку. При этом он продолжал музыкальное образование, беря уроки игры на фортепиано. Изучал он также музыкальную теорию. Занятие музыкой сделали Мусоргского постоянным участником группы музыкантов «Могучая кучка». Впоследствии композитор стал наиболее ярким представителем этого объединения.В 1858 г. Мусоргский выходит в отставку и принимает решение посвятить всю жизнь музыкальной деятельности. Он пишет различные музыкальные произведения и романсы. Композитор становится одним из известнейших исполнителей на фортепиано. Мусоргский совершает множество поездок по стране, во время которых жадно впитывает в себя все многообразие народной жизни. Эти наблюдения впоследствии ложатся в основу его многочисленных романсов. Мусоргский начинает работу над большим количеством произведений, которые, к сожалению, далеко не все были закончены. В конце 60-х гг. композитор приступает к работе над масштабной оперой «Борис Годунов». После года напряженной работы он представил оперу на рассмотрение, но она была отклонена дирекцией императорских театров. Современники объясняли это чрезмерным новаторством произведения. Композитор сделал вокальные партии максимально приближенными к старинным народным песням, что безусловно в корне противоречило каноническим оперным традициям. Мусоргский приступает к переработке произведения и пишет вторую редакцию, которая наконец-то была принята. В 1874 г. состоялась премьера оперы Мусоргского «Борис Годунов», имевшая большой успех. Опера стала достижением всей «Могучей кучки», в ней нашли выражение основные идеи этого общества.Настоящим достижение в области фортепианной музыки стала сюита Мусоргского «Картинки с выставки», посвященная картинам Гартмана. Этот фортепианный цикл заключает в себе все богатство музыкальных приемов композитора и входит в число лучших произведений в этой области. В 1879 г. композитор совершил поездку по югу, результатом стало создание нескольких фортепианных пьес.

Биография Мусоргского: зрелые годы

Мусоргским было написано около 70 романсов и песен, в которых он смог глубоко проникнуть в истинно народные характеры, отразить психологию русского человека.Высшей ступенью в развитии музыкального таланта композитора стала работа над оперой «Хованщина», в которой автор хотел воплотить многогранную картину целой эпохи в истории государства. К сожалению, работа не была закончена Мусоргским при жизни. Закончил оперу Римский-Корсаков. Композитор вообще оставил после себя большое количество неоконченных произведений, которые увидели свет только после обработки Римским-Корсаковым. Даже «Борис Годунов» подвергся тщательной переработке, а авторский оригинал был издан только в 1920-х гг. Римский-Корсаков, внося свои изменения, утверждал, что его целью было придание самобытной манере Мусоргского профессионального облика, облагораживание его чересчур народного творчества, напоминающего обычные крестьянские песни. Однако академичность Римского-Корсакова, имея свои плюсы, одновременно наносила вред оригинальным произведениям Мусоргского. Композитор стремился в своих сочинениях передать дух народного самосознания, песенное творчество русского народа он считал огромным достижением и идеалом культурного развития. В этом заключается пламенный патриотизм Мусоргского и его глубокое знание народной психологии. Напряженная работа композитора не давала ему все-таки постоянного источника доходов. Трудности финансового положения заставили Мусоргского вновь поступить на службу. Казенная работа противоречила творческой натуре композитора и мешала его музыкальной деятельности. Мусоргский все чаще испытывает нервное перенапряжение, отрицательно сказывающееся на его здоровье. Композитор впадает в творческий кризис и начинает злоупотреблять алкоголем. В конце концов организм Мусоргского не выдерживает нагрузки и он попадает в больницу. Композитор скончался в 1881 г. Творчество Мусоргского вошло в историю музыки в России, как выражение исконного национального духа.

«Могучая кучка»

В 60-х годах Модест Петрович стал членом «Могучей кучки» — сообщества выдающихся композиторов Петербурга. К этому времени молодой человек успел стать прекрасно образованным и эрудированным российским офицером, свободно говорил на французском и немецком, понимал греческий язык и латынь.

Милий Алексеевич Балакирев, который был лишь двумя годами старше Модеста и являлся основателем «Могучей кучки», заставил молодого композитора больше времени уделять занятиям музыкой. Он сыграл важную роль в биографии Мусоргского. Милий Алексеевич лично руководил чтением оркестровых партитур, учил анализировать гармонию и форму произведений величайших композиторов мира, старался развить навыки критического мышления. До 1871 года мастер не создал ни одного крупного музыкального сочинения. Этот период биографии Модеста Мусоргского не ознаменовался ни одним значительным свершением. Композитор писал небольшие песни и романсы, но не сумел завершить ни одной оперы, хотя неоднократно предпринимал попытки.

Детство и отрочество Мусоргского

Семья композитора переехала из села Помутино в деревню Карево, когда родители потеряли двух сыновей-младенцев. До 10 лет Модест Мусоргский прожил в деревне. Эти годы запомнились мальчику на всю жизнь.

Деревенское детство

9 марта 1839 года. В селе Карево Псковской губернии в семье старинного дворянского рода Мусоргских родился четвёртый ребёнок — Модест. Усадьба стала местом рождения Филарета, а затем его брата — Модеста.

Отец мальчиков — Пётр Алексеевич — был сыном помещика, род которого вёл к Рюриковичам, и крестьянки, а мать — Юлия Чирикова — чистокровная дворянка.

Модест рос хрупким и болезненным мальчиком. Осмысленный взгляд выпуклых глаз и серьёзность малыша обещали особенную судьбу. Воспитанием ребёнка занимались няня и бабушка-крестьянка Арина. С раннего детства Модест воспитывался на русских сказках. Будучи взрослым, он скажет, что именно сказки послужили импульсом развития творчества.

Мальчику позволяли играть и дружить с крестьянскими детьми. В то же время Модеста обучали хорошим манерам, иностранным языкам.

1836 г. Модест получает грамоту на дворянство.

Первые уроки музыки мальчику давала мама. Ребёнок был удивительно способным

Обратив на это внимание, родители пригласили преподавательницу-немку

В 7 лет Модест играет пьесы Листа, а в девять — концерт Филда. Талант требовал дальнейшего развития.

Переезд в Петербург

1849 г. Семья Мусоргских переезжает в Петербург. Братьев устраивают в школу с гуманитарным уклоном, где преподавание ведётся на немецком языке. Детей поселили в пансионат Римгильда, где имелось фортепиано и Модест мог заниматься музыкой. Давать уроки музыки начинает профессор, прекрасный педагог и знаменитость Антон Герке. Его впечатляет успех ученика. Под руководством педагога мальчик пробует написать свои первые музыкальные работы.

1851 г. Модеста перевели в пансион Комарова, поскольку нужно было изучать русский язык и готовиться к дальнейшей учёбе. Семейные традиции предполагали посвящение себя служению Родине.

1852 г. Мальчик поступает в Школу гвардейских прапорщиков. Под впечатлением начала учёбы он сочиняет своё первое серьёзное произведение: опус «Прапорщик-полька», опубликованный отцом в одном из издательств. Его сочинение было утеряно, но в 1939 году его случайно отыскали.

Учась в школе, Модест продолжает брать уроки у Герке, много играет на фортепиано. Учёба даётся легко. Будучи любопытной и увлечённой натурой, он читает исторические книги и немецкую философию.

Детские годы, проведённые в деревне, наложили отпечаток на творчество Мусоргского. Любовь к природе и поэтичная душа отражены во многих его произведениях. Прочно врезался в его память перекликавшийся звон колоколов трёх церквей, расположившихся в округе села. Их малиновый перезвон он использовал в некоторых свои произведениях.

Краткая биография Мусоргского самое главное для детей творчество

Навигация по записям

←О свёкле детям

Пословицы на букву З→

Творчество Римского-Корсакова

За внешне суровым видом Николая Андреевича скрывался редкостной доброты человек, который был готов всегда прийти на помощь, подхватить дело, направить на путь истинный.

Ему не было еще и двух лет, а он уже хорошо усваивал все мелодии, которые напевала ему мать. А начиная с трех лет, составил с отцом дуэт — старший Римский-Корсаков играл на фортепиано, а младший великолепно отбивал такт на игрушечном барабане. В шесть лет он начал играть на фортепиано. Попытку написать первую увертюру (музыкальное произведение сложной формы) Николай предпринял в девять лет.

Учитель мальчика по музыке рассказал своему ученику о выдающемся композиторе Глинке, познакомил с сочинениями Шумана, Бетховена, Баха. По мере взросления у юноши открылся недюжинный талант композитора. Он создает работы, ставшими новаторскими на музыкальном поприще. Главным образом это оперы: «Псковитянка», «Майская ночь», «Снегурочка», «Ночь перед рождеством», «Садко», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане», «Кащей Бессмертный», «Сказание о граде Китяже и деве Февронии», «Золотой петушок», опера-балет «Млада».

Творческая деятельность Римского-Корсакова – это во многом пример для подражания. Выдающийся специалист, он не гнушался выполнением доработок, помогая обрести законченный вид произведениям Мусоргского, Бородина, Даргомыжского, готовил к изданию партитуры Глинки. С 1871 года и до конца жизни он был профессором Петроградской консерватории. У него было свыше двухсот учеников.

Римский-Корсаков сыграл огромную роль в развитии музыкальной культуры разных народностей, помогал композиторам других стран.

Творчество Римского-Корсакова пронизано идеями свободолюбия, демократии. В нем нашли широкое отражение народные мотивы, эпос, предания, легенды, мотивы Востока.

Римский-Корсаков сказал новое слово в программной симфонической музыке.К основным симфоническим произведениям автора относятся: «Увертюра на русские темы», «Испанское каприччио», сюита «Шехеразада» и три симфонии.

Вокальная лирика великого музыканта, представленная циклом «У моря», «Редеет облаков летучая гряда», «Нимфа», «Пророк», «Анчар», 79 романсами, а также сборниками народных песен, полна поэтического обаяния.

Творчество Римского-Корсакова – это принципиально новый этап в русской музыке, оно принадлежит мировой культуре.

Автор текста: Ирис Ревю

Краткая биография Мусоргского самое главное для детей творчество

Родился Модест Петрович Мусорский в семье дворян 21 марта 1939 года в селе Кареве псковской губернии. Мать с детства обучала его музыке. Первое свое образование юноша получил в одиннадцать лет, закончив Петропавловскую школу. Через год закончил обучение в пансионе Комарова. Спустя еще четыре года в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.

Одновременно со службой в лейб-гвардии юноша знакомится с А.А.Герке и учится у него виртуозной игры на фортепианно. Тогда же Модест знакомится с Даргомыжским и Балакиревым. Позже юноша становится участником группы «Могучая кучка», которая отложил свой отпечаток на творчество юного композитора..

С 1858 года оставив службу в чине прапорщика, юный композитор посвящает всего себя музыке. Спустя девять лет написана симфония «Ночь на лысой горе». Через год выходят романсы на стихи русских поэтов. Спустя еще шесть лет в Петербурге состоялась премьера оперы «Борис Годунов». Композитор ликовал, это был успех.

Годом ранее была начата работа над оперой «Хованщина». Работа над этим произведением продолжалась долгих семь лет. К сожалению, при жизни автора мир не увидел это произведение. Только спустя годы Римский-Корсаков доработал и инструментировал оперу.

В 1974 году композитором пишет десять произведений к рисункам Гартмана. Это знаменитые пьесы для фортепианно «Картинки с выставки». Чуть позже начинает трудиться над вокальным циклом «Песни и пляски смерти». Работа над циклом продолжается долгих три года.

Через два года Мусорский начинает работу над оперой «Сорочинская ярмарка». В ней присущи комедийные гоголевские мотивы. Однако это произведение не было закончено. Только после смерти автора опера было дописана Кюи.

Бедность вынуждает Мусорского вернуться на службу, которая не доставляла ему удовольствие, но позволяла, как то существовать. В это время Модест Петрович перестает писать.

Умер великий композитор 28 марта 1881 года нищим и забытым.

http://obrazovaka.ru/alpha/m/musorgskij-modest-petrovich-mussorgsky-modest-petrovichhttp://citaty.su/kratkaya-biografiya-musorgskogohttp://poisk-ru.ru/s9040t13.html

Краткая биография

  1. В конце 50-х гг. Модест познакомился с Александром Даргомыжским, Милием Балакиревым, Александром Бородиным и другими деятелями искусства. Балакирев взялся за музыкальное воспитание начинающего композитора. Ради музыки Мусоргский оставил военную службу.
  2. Модест вошёл в кружок М. Балакирева, впоследствии названый «Могучей кучкой». Это было творческое содружество выдающихся композиторов. Помимо Балакирева и Мусоргского, в него входили: композиторы Н. Римский-Корсаков, А. Бородин, Ц. Кюи и критик В. Стасов. Музыканты во главу угла ставили национальную идею, изучали российскую историю и фольклор. Причём именно Мусоргский всецело соблюдал эти принципы.
  3. С крупной музыкальной формой композитор начал работать с 1858 г., когда приступил к написанию первой своей оперы по трагедии Софокла «Эдип». Но эта работа так и не была закончена.
  4. В 1863 г. Модест Петрович приступил к опере «Саламбо» по роману Г. Флобера, но также её не окончил. Музыку, написанную для этой оперы, он использовал в дальнейшем.
  5. В это же время композитор работал над циклом пьес, получившим название «Детская». Этот цикл был высоко оценён отечественными и зарубежными критиками.
  6. В 1863 г. финансовое положение семьи Мусоргских стало тяжёлым, их имение перестало приносить доход. Модест был вынужден поступить на службу в качестве чиновника в Инженерное управление, через несколько лет он перешёл в Лесной департамент.
  7. В 1867 г. выходит сочинение для оркестра «Иванова ночь на Лысой горе».
  8. Первым законченным крупным произведением Мусоргского стала опера «Борис Годунов» по одноимённой драматической повести А. С. Пушкина. Окончательный вариант оперы композитор представил в 1870 г. Однако Дирекция Императорских театров постановку не согласовала, и поставить оперу удалось лишь 4 года спустя. «Борис Годунов» собирал полные залы, однако в прессе выходило множество отрицательных рецензий.
  9. В 1874 г. выходит фортепианный цикл «Картинки с выставки», ставший большой творческой удачей Мусоргского.
  10. В середине 70-х гг. Мусоргский задумал создать ещё одно крупное произведение, основанное на истории страны. В работе над «Хованщиной» ему помогал В. Стасов. Но эта работа продвигалась медленно, т.к. композитор параллельно отвлекался на другие проекты.
  11. В эти же годы певец Осип Петров предложил Модесту Петровичу написать комическую оперу «Сорочинская ярмарка» по произведению Гоголя. Над ней, как и над «Хованщиной» композитор работал до конца своих дней.
  12. В 1875 г. между участниками «Могучей кучки» стали возникать противоречия, группа постепенно распадалась. Мусоргский очень болезненно переживал этот процесс. Вдобавок у композитора начались финансовые проблемы, и он вынужден был подрабатывать аккомпаниатором на концертах и давать частные уроки музыки. Также деньгами ему помогали друзья.
  13. В 1878 г. умер близкий друг музыканта – певец Осип Петров. Это стало сильным ударом для Мусоргского. Усугубилась его нервная болезнь и пристрастие к алкоголю.
  14. В 1879 г. знакомая Модеста Петровича – певица Дарья Леонова – пригласила Мусоргского на гастроли по югу России в качестве своего аккомпаниатора. Это стало одним из последних светлых эпизодов в жизни композитора.
  15. 02.1881 Модест Петрович принял участие в вечере памяти Ф. М. Достоевского, где исполнил поразившую всех импровизацию.
  16. В середине февраля 1881 г. Мусоргский пережил приступ белой горячки, после чего был помещён в Николаевский военный госпиталь.
  17. Пока Модест Петрович находился в больнице его хороший друг и знаменитый художник Илья Репин написал его портрет. Картина была написана всего за 4 сеанса и закончена за 10 дней до кончины композитора. Художнику удалось запечатлеть на портрете не только внешность, но и характер великого музыканта.
  18. 03.1881 Модест Петрович Мусоргский скончался.

Портрет Репина

Биография

Детство

Родился Мусоргский в помещичьей семье. Отец его, Пётр Григорьевич, принадлежал старинному дворянскому роду. Мать, Юлия Ивановна (в девичестве — Чирикова), и привила маленькому Модесту любовь к музыке с детских лет. Он был четвёртым, самым младшим ребёнком в семье, но два старших брата умерли в младенчестве, и Модест воспитывался с братом Филаретом.

Образование

До 1849 года Модест получал домашнее образование, а затем вместе с братом поступил в немецкое училище Петришуле Санкт-Петербурга. Не закончив училища, будущий композитор поступил в Петербургскую Школу гвардейских подпрапорщиков. Во всё это время Мусоргский не оставлял занятий на фортепиано у Антона Горке.

Творческий путь

Мусоргский и музыка были неразрывно связаны между собой. Во-первых, он обладал прекрасным камерным баритоном, а поэтому на всех вечерах его просили что-нибудь исполнить. Во-вторых, будучи прекрасным пианистом, он рано стал сочинять музыкальные произведения. Его по достоинству смогли оценить музыкальные корифеи того времени — М. А. Балакирев, В. В. Стасов и Ц. А. Кюи, которые на тот момент времени уже организовали знаменитую «Могучую кучку». Одним из самых последовательных членов этого творческого кружка и стал Мусоргский.

Уже в 1852 году была издана его первая фортепианная пьеса «Подпрапорщик», навеянная учёбой в Школе гвардейских подпрапорщиков, после окончания которой Мусоргский 2 года служил в Преображенском полку.

В 1860 году его скерцо было исполнено под управлением Рубинштейна на концерте Русского музыкального общества.

После этого Мусоргский начинает работать уже над более крупными формами. Он начал писать музыку к знаменитой трагедии Софокла «Эдип», но так и не закончил это своё творение. Не законченными остались оперы на сюжет Флобера «Саламбо» и по пьесе «Женитьбы» Гоголя. Первым крупным замыслом, который Модест Петрович довёл до конца, стала опера «Борис Годунов».

Будучи бедным, он не может посвятить себя целиком любимой музыке. Из-за финансовых трудностей ему приходится постоянно работать на государственной службе: в Инженерном управлении, лесном департаменте, ревизионной комиссии Государственного контроля. Зарабатывал он и выступлениями.

С 1872 года Мусоргский работает над народной музыкальной драмой «Хованщина» и «Сорочинской ярмаркой» по Гоголю.

С середины 70-х годов в творчестве Мусоргского начинается кризис, который обусловлен развалом «Могучей кучки». Этот крах Модест Петрович во многом принял как предательство и малодушие её членов — Балакирева, Римского-Корсакова, Кюи и других. Следствием стала депрессия, закончившаяся алкоголизмом. В 1879 году певица Д. М. Леонова попыталась вытащить его из этого ужасного состояния, организовав для него гастроли по югу России.

Личная жизнь

Многие музыковеды до сих пор пытаются открыть тайны личной жизни Мусоргского, хотя всё прозаично просто. Модест Петрович никогда не был женат и не имел детей. Многие биографы объясняют эти факты нетрадиционной ориентацией композитора, о чём свидетельствуют его личные письма. Сердечными привязанностями Мусоргского стали Виктор Гартман и Арсений Голенищев-Кутузов.

Гартман был известным архитектором, талантливым сценографом, художником и очень интересным человеком. Многие объясняют запой композитора не развалом «Могучей кучки», а смертью Гартмана в 1873 году.

Граф Голенищев-Кутузов был поэтом, прозаиком, публицистом. Их отношения с Модестом Петровичем были неясными и смутными, но именно его многие биографы композитора называют трагической страстью всей жизни Мусоргского.

Рядом с его именем упоминается и женское имя — Надежда Петровна Опочинина, которая была ему близким другом, советчиком и ценителем его произведений. Она умерла в тот же год, что и Виктор Гартман, что усилило боль Мусоргского от потери самых близких ему людей.

Смерть

Умер Мусоргский в 1881 году в военном госпитале после приступа белой горячки. Был похоронен, как и многие великие люди того времени, на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий