Александр бинх

Почему Н. В. Гоголь писал только на русском?[править | править код]

Николай Васильевич был уверен, что русский язык вбирает в себя многочисленные наречия, что может самые разные противоположности в себя впитывать и обогащаться.

Гоголь утверждал необходимость поддержки и развития единственно русского литературного языка, подчеркивая:

Нам надо писать по-русски: надо стремиться к поддержке и упрочению одного, владычного языка для всех родных нам племен. Доминантой для русских, чехов, украинцев и сербов должна быть единая святыня — язык Пушкина, какою является Евангелие для всех христиан.

Русский язык за 18 минут

Краткая история русского языка.

Летаргический сон или смерть?

Гоголь постоянно думал о захоронении заживо и ужасно боялся такой участи. Поэтому за 7 лет до своей смерти оформил завещание, где указал похоронить его только тогда, когда появятся видимые признаки разложения. Умер Гоголь в возрасте 42 лет, после голодания перед Великим постом в течение 15 дней. В ночь с 11 на 12 февраля за неделю до смерти писатель сжигает в печи второй том «Мертвых душ», объясняя это тем, что его попутал злой дух. Писателя похоронили на третий день после смерти. В 1931 году некрополь, где был похоронен Гоголь, ликвидировали и приняли решении и переносе могилы писателя на Новодевичье кладбище. После вскрытия могилы обнаружили отсутствие черепа Гоголя (по словам Владимира Лидина), позже появляется слух, что череп в могиле был, но повернутый на бок. Огласки эта информация долгие годы не предавалась и только в 90-х годах вновь заговорили о том, не был ли Гоголь случайно похоронен в состоянии летаргического сна?

Существуют некоторые факты, подтверждающие, что Гоголь мог быть похоронен заживо. Привожу то, что мне удалось найти.

После перенесенного малярийного энцефалита 1839 году Гоголь часто падал в обморок, который приводил к многочасовому сну. На основании этого у писателя развилась фобия, что его могут похоронить заживо, пока он будет находиться без сознания.

Но официальных свидетельств о том, что в 1931 году при вскрытии могилы обнаружили череп, повернутый на бок, нет. Свидетели же эксгумации дают разные показания: одни говорят, что все было в порядке, другие утверждают, что череп был повернут в бок, а Лидин вообще не увидел черепа на должном месте. Полностью развенчивает эти мифы наличие посмертной маски. Ее невозможно сделать на живом человеке, даже если он находится в летаргическом сне, потому что человек все равно отреагирует на высокую температуру во время процедуры и начнет задыхаться от заполнения гипсом внешних органов дыхания. Но этого не было, Гоголь был похоронен после естественной смерти.

Посмертная маска Гоголя

Гоголь терпеть не мог грозу

В пору гроз писатель старался все время проводить дома, так как не на шутку боялся грохота грома и сверкания молний. Он говорил, что это природное явление негативно действует на его нервное состояние, которое мешало создавать шедевры.

Гоголь умер не своей смертью

В течение жизни мир Гоголя был окутан мистическими событиями, поэтому до сих пор неизвестно при каких обстоятельствах умер писатель. Как утверждают эксперты, сравнительно молодой и совершенно здоровый человек умер из-за связи с мистическими силами.

Николай Васильевич видел себя мертвым

За несколько дней до собственной смерти писатель видел свое тело со стороны, у него были видения, в которых он слышал потусторонние голоса. Незадолго до этого он впал в нервное расстройство, узнав о смерти жены своего друга.

Тело Гоголя хоронили дважды

Самое главное сведение из биографии, которое разошлось по миру после смерти писателя в том, что через 79 лет тело перезахоронили, а при открытии крышки гроба заметили. Что голова была повернута на бок.

Хлебные шарики были музой писателя

После смерти друзья кратко рассказали каким был Гоголь. Биография, интересные факты и общее впечатление о нем навсегда оказалось в душах поклонников его творчества. Близкие сообщили, что писателю было легче развивать мысль, раскатывая хлебные шарики по столу.

Личная жизнь литературного деятеля никак не налаживалась, родственники считали, что это связано с тем, что его душа была проникнута мистикой и потусторонним миром. Кроме того, будучи подростком, Гоголь писал необычные истории со страшным концом.

Приезд Гоголя в Петербург

Зимой 1828 года, после окончания гимназии, Николай Васильевич решает отправится в Петербург. Биография Гоголя получает новый виток. К тому времени уже скончался его отец (смерть была скоропостижной, для всей семьи это был настоящий удар), сын как мог пытался поправить дела поместья, которые без главы семейства начали расстраиваться, так как мать оказалась совершенно не приспособлена для ведения большого хозяйства. Но в этих делах Гоголь не очень преуспел, оказав самую большую помощь семье тем, что отказался от своей доли наследства, чтобы мать могла эти средства распределить между младшими дочерями.

Возвращаться домой Гоголю совершенно не хотелось и он отправился в столицу, томимый желанием служить Отечеству, сделать для России нечто великое и полезное. Каким образом он может быть полезен государству, он не мог сказать наверняка, но тогда еще точно не связывал это с литературой, думая, что сможет пригодиться на поприще государственной службы. 

Эмиль Визель. Нежинская гимназия высших наук. 1830-е. Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук, Санкт-Петербург

Однако, Петербург встретил его совсем недружелюбно. Выяснилось, что скудных сбережений Гоголя совершенно не достаточно, чтобы жить и кормиться в дорогой столице. Служба в Департаменте уделов, куда он смог поступить, оказалась однообразной, нудной, скучной и на редкость формальной из-за чего Гоголь вскоре бросил ее. Он пытался поступить в театр, ведь чувствовал в себе талант и великое желание служить искусству, но так и не прошел ни одного прослушивания.

Говорят, его не брали из-за невыразительного голоса, хотя для многих его одноклассников это было совершенной неожиданностью, ведь они видели Гоголя на сцене и точно знали, что в нем заложен колоссальный актерский талант! Его произведения тех лет либо вообще не хотели печатать, либо не пользовались популярностью. Насмешки литературных критиков больно ранили чувствительное самолюбие будущего классика, он переживал мучительные поиски своего призвания и места в жизни. 

Биография Гоголя: кратко

Будущий писатель родился 1 апреля 1809 г. (зодиак — Рыбы) в Сорочинцах Полтавской губернии в дворянской семье Василия Афанасьевича Гоголя-Яновского и его супруги Марии Ивановны Косяровской. Машу выдали замуж в 14 лет, жениху было 28. Мария родила дюжину детишек, но не все младенцы выживали.

Вся жизнь мальчика проходила в сельской обстановке малороссийского быта. Позже эти впечатления были положены в основу его повестей. Даже из Петербурга в своих письмах он просил мать написать ему какие-нибудь подробности по истории или этнографии края.

В 10 лет он поступил в полтавскую гимназию, а затем его перевели Нежин, где он проучился семь лет. Подростка нельзя было назвать прилежным учеником, но его прекрасная память позволяла ему за пару дней подготовиться к экзамену.

Иностранные языки ему давались с трудом, но учителя всегда хвалили его за рисование и успехи в русской словесности.
В гимназии историю нужно было зубрить, а по литературе предлагались тексты XVIII в.

Преподавателю словесности не нравились сочинения Пушкина и Жуковского, хотя гимназисты интересовались романтикой. Нередки преподаватели пускали в ход розги, не избежал их и Николай.

Многие гимназисты занимались самообразованием. Они скидывались понемногу и приобретали журналы; выпускали собственный, где Гоголь писал элегии. Но в тайне от друзей он уже написал трагедию и несколько повестей.

В 1825 г. умер отец, что стало тяжелым ударом для юноши. В 16 лет Николай мечтает об общественной деятельности, но пока не связывает ее с литературой.

Начало творчества

В 1829 г. в Петербурге он поступил на работу помощником столоначальника с чином коллежского регистратора и прослужил полтора года. Работа чиновника не нравилась, но опыт впоследствии пригодился для написания повестей.

Он много времени проводит в обществе своих земляков. Но позже замечает, что история и традиции Малороссии интересуют столичное общество и у него появляются планы «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

В гимназические годы Гоголь написал «Ганца Кюхельгартена». Критики буквально обрушились на автора. В результате, он выкупил и сжег весь тираж.

В 1830 г. происходит судьбоносное знакомство начинающего писателя с Жуковским, Плетневым, а затем и с Пушкиным. Александр Сергеевич не только дружески принял его, но и подарил несколько сюжетов, например «Ревизора». Впоследствии Пушкин с восторгом отозвался о «Вечерах на хуторе…».

В 1834 г. Гоголь получает должность адъюнкта по кафедре истории в столичном университете. Высокообразованное общество много дало молодому писателю и каждое следующее произведение, словно всходит на новую ступень мастерства. В это же время писатель познакомился и подружился с фрейлиной Александрой Росетти (Смирновой).

Жизнь в Европе

Летом 1836 г. Николай Васильевич почти на 10 лет покидает Россию и путешествует по европейским странам. В Париже он встречает А. О. Смирнову и узнает о трагической смерти Пушкина.

В 1837 г. — переезжает в Рим, который ему понравился живописностью природы, архитектурой и огромным собранием произведений искусства. Здесь ему работалось легко и создал много замечательных повестей и романов.

С 1841 г. — вновь колесит по Европе. Живет у друзей — Жуковского, Смирновой, Толстых, но его все чаще одолевают религиозно-пророческие мысли.

У Гоголя с раннего возраста было слабое здоровье. В 1845 г. он переживает душевный кризис, пишет завещание, сжигает рукопись II т. «Мёртвых душ», а затем принимает решение постричься в монахи.

В 1847 г. писатель переезжает в Неаполь, а через несколько месяцев отплывает в Иерусалим. Он ожидал чуда, стоя у Гроба Господня, но ничего подобного не почувствовал, чем был огорчен до глубины души и уехал к матери.

Страх смерти

В начале 1852 г. писателем овладевает страх смерти, иногда он молится всю ночь, ему слышатся голоса, которые твердят, что его смерть близка. 11 февраля он совсем отказывается от пищи, соблюдая пост. Спустя 9 дней, врачи приняли решение о принудительном питании и лечении. Гоголь был истощен и к вечеру потерял сознание.

Дом на Никитском бульваре в Москве, где последние годы жил Гоголь. Здесь был сожжён второй том «Мёртвых душ»». Здесь писатель скончался.

Николай Васильевич отошел в мир иной утром 21 февраля 1852 г. Ему было неполных 43 года. Он умер в бедности. Гениальный писатель не имел своего угла и был одинок.

Видео

Дополнительная информация по теме «Николай Васильевич Гоголь: краткая биография» в этом видео.

https://youtube.com/watch?v=GOSeRxUzJ4E

МирТесен

Александра Осиповна Россет

Считается, что Гоголь не отличался особой красотой и статью. В первую очередь его внешний вид портил длинный нос и невысокий рост. Также Гоголь имел достаточно своеобразный характер и его некоторые поступки иногда вызывали недоумение у окружающих. Этим можно объяснить тот факт, что классик не пользовался особой популярностью у дам

Но красавица Сашенька, с которой Николая Васильевича познакомили друзья, не могла не привлечь внимание Гоголя. Эта красавица была императорской фрейлиной и находилась в центре светской жизни

Она была дружна со многими писателями и поэтами. С Николаем Васильевичем у них сложились ровные дружеские отношения. Хотя Александра Осиповна догадывалась о чувствах писателя. И хотя об особой любви к писателю речи не шло, она относилась к нему трогательно и нежно. Перспективы развития этих отношений не было.

В первую очередь помешало положение в обществе Александры Осиповны, которая не могла себе выбрать в мужья человека, более низкого по происхождению. Поэтому ее замужество никого не удивило. Супруг Николай Смирнов был, как и положено, богатым и достаточно влиятельным чиновником. Замуж она вышла за представителя своего круга, а не нищего писателя. Мечты о семейной жизни были бы пустыми.

Что его жена общается с Гоголем, Смирнов знал, но понимал, что за рамки дружбы отношения не выходят, поэтому закрывал на них глаза. в течение долгого времени между ними велась переписка. В своих письмах Николай Васильевич называл Россет-Смирнову ласточкой Роззети.

Факты из жизни Гоголя

  • 20 марта 1809 года в небольшом селе Большие Сорочинцы родился Н.В. Гоголь. Известно, что семья была многодетная: на свет появилось всего двенадцать детей. Русский писатель родился третьем по счету.
  • С самого детства он очень любил рукоделие. С помощью спиц он вязал шарфики, кроил и шил родным сестрам разные наряды, шейные платки, самостоятельно ткал пояса.
  • Кроме того, он был страстным почитателем и ценителем миниатюрных изданий. Точно установлено, что он, не понимая и не испытывая особой любви к точным наукам, переписал математическую энциклопедию только потому, что формат её издания был около десяти сантиметров в длину и семи в ширину.
  • По характеру он был крайне робким и замкнутым. Как только на пороге показывался незнакомый человек, он сразу же исчезал. При этом очень любил друзей и близких. Непрестанно звал их в гости и угощал блюдами собственного приготовления – варениками и галушками. В качестве десерта предлагал своё любимое лакомство – козье молоко с ромом, который шутя прозвал «гоголем-моголем».

  • Часто на письменном столе писателя лежали хлебные шарики. Он катал их во время работы, и уверял друзей в том, что они – настоящие помощники в решении невозможных задач. За вдохновением он обращался не только к ним. Различные сладости, и, особенно, припасенный в кармане сахар помогали автору повести «Ночь перед Рождеством» поймать «музу».
  • Интересные факты из жизни Гоголя, краткие, но интересные рассказы о мистических фактах биографии писателя, которые никто не знает, а также его подробная биография были описаны во многих монографиях, посвященных великому русскому писателю..
  • В тридцать пятом году позапрошлого столетия выходит удивительный сборник «Миргород». Именно в этом журнале впервые публикуется знаменитое эпическое произведение «Тарас Бульба» и повесть «Вий» –  одно из самых страшных и одновременно необычайных и мистических произведений Н.В. Гоголя. Откуда заимствован его сюжет? На этот вопрос русский писатель отвечал прямо: это древнее сказание, которое он когда-то давно услышал, записал и пересказал слово в слово. С одной стороны, нельзя не верить гению. А с другой – ни ученые, ни языковеды так и не нашли ничего подобного ни в народных легендах, ни в сказках, ни в фольклоре. Остается предполагать, что главные герои произведения – исключительно плод фантазии великого мистика.
  • Вопросы вызывает не только творчество писателя, но и личность Гоголя, окутанная мрачным таинственным ореолом. Много непонятного и необъяснимого в обстоятельствах его неожиданного недомогания и скоропостижной смерти. Действительно, почему умер сравнительно молодой сорокадвухлетний гений?

  • Буквально за месяц до кончины самого Гоголя умирает жена его близкого друга – Екатерина Михайловна Хомякова. Эту трагедию он, вполне здоровый, во цвете лет мужчина, принимает близко к сердцу и с того времени впадает в некое нервное расстройство, носившее характер религиозного помешательства. Он мало ест, много молится, то и дело попрекая себя в обжорстве. С каждым днем силы покидают его. Но происходит это не от болезни, и не от говенья – точный диагноз врачи так и не установили. Он сам был уверен в неотвратимости скорого конца. А что его заставило так думать – неизвестно.
  • За несколько дней до смерти Гоголь видел со стороны своё бездыханное тело и слышал какие-то потусторонние голоса.
  • Ночью с 11 по 12 февраля он приказал своему верному слуге Семену открыть задвижки на печи и принести портфель. Из него он достал связку тетрадей, положил их в камин и поджег. Так сгорел второй том поэмы «Мёртвые души» – главное произведение его жизни. На следующее утро он раскаялся в содеянном, и обвинял во всём лукавого, который заставил его совершить ужаснейшее «преступление».
  • 21 февраля 1852 года Николай Васильевич Гоголь умер. Говорили, что не было на его лице ни терзания, ни муки, наоборот – оно выражало спокойствие и какое-то ясное понимание, недоступное для живых.
  • Через семьдесят девять лет тело Гоголя было без огласки извлечено из могилы и перезахоронено на старом кладбище Новодевичьего монастыря. Но главное не это. Когда вскрыли тяжелую, дубовую крышку гроба, все присутствующие ахнули от недоумения: череп скелета был повернут набок. Страхи и суеверия начали плодиться и размножаться. Одни говорили, что это некий рок: Гоголь при жизни был будто неживой, а после смерти обнаружился и не таким уж мертвым. Другие распространяли молву, будто автор «Ревизора» всегда страшился быть похороненным заживо в состоянии летаргического сна. Но версия эта была захватывающей, таинственной, но не вызывающей доверия. Было немало свидетелей, которые видели своими глазами «следы неминуемого разрушения» на теле писателя.

Награды

Американский фестиваль Accolade Global Film Competition отдал 1-ое место «Гоголю», который победил в номинации Award of Excellence за выдающийся кинематографический уровень картины.

Фильм «Гоголь. Начало» удостоен специального приза за вклад в развитие индустрии телевизионного кино с формулировкой «За успешный кинопрокат телесериала» на VI церемонии вручения премии Ассоциации продюсеров кино и телевидения России (АПКиТ)

Оригинальный саундтрек к кинофраншизе «Гоголь», сочинённый российским композитором Райаном Оттером, удостоен международной американской премии Global Music Awards.

Киносериал «Гоголь» покорил аудиторию фестиваля Biografilm в Болонье (Италия) и завоевал приз зрительских симпатий в секции Biografilm Series 2018, оставив позади популярные сериалы из США, Великобритании, Бразилии, Германии, Италии, Бельгии и других стран.

Легендарный режиссёр Джон Ву («Миссия невыполнима 2», «Без лица») назвал «Гоголя» лучшим иностранным проектом на международном фестивале нестандартного кино и фильмов новых форматов The Indie Gathering Intronational Film Festival в США.

Фильм «Гоголь. Начало» производства телеканала ТВ-3 и продюсерской компании «Среда» стал победителем национальной премии «ТЭФИ» в номинации «Событие телевизионного сезона». Торжественная церемония вручения прошла в Москве 3 октября в театре «Россия». За бронзовым «Орфеем» на сцену поднялись продюсеры картины – генеральный директор «Газпром-медиа Развлекательное телевидение» Артур Джанибекян, генеральный директор ТВ-3 Валерий Федорович и генеральный продюсер канала Евгений Никишов – а также режиссёр «Гоголя» Егор Баранов. Ещё один продюсер, Александр Цекало, в этот вечер не смог присутствовать в зале.

Добавить фото в галерею

Была ли шизофрения?

Было время, когда по Москве ходили слухи о том, что писатель, только что вернувшийся из Рима, немного не в себе, страдает шизофренией. Его современники полагали, что именно из-за подобного психического расстройства он сам довел себя до полного истощения. На самом же деле все было немного не так, и несколько другие обстоятельства вызвали смерть Гоголя. Биография этого писателя, если в нее более детально вчитаться, рассказывает о том, что последние 20 лет своего бытия автор страдал от маниакально-депрессивного психоза. То бишь, у него были периоды, когда настроение становилось особо веселым, но они быстро сменялись противоположными – тяжелейшей депрессией. Не зная подобного определения в те годы, медики выставляли самые нелепые диагнозы Николаю – «катар кишок», «спастический колит» и другие. Ныне полагают, что именно лечение этих мнимых недугов сыграло фатальную роль в его судьбе.

Гоголь Николай Васильевич

Николай Васильевич Гоголь родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии (ныне на Украине) в семье помещика Василия Афанасьевича Гоголь-Яновского (1777-1825), коллежского асессора в отставке. Детские годы Н. В. Гоголь провел в имении родителей Васильевке (другое название — Яновщина). В 1818-1819 годах будущий писатель обучался в Полтавском уездном училище, в 1821-1828 годах — в Нежинской гимназии высших наук.

После окончания гимназии в декабре 1828 года Н. В. Гоголь отправился в Санкт-Петербург, рассчитывая посвятить себя юриспруденции. В начале 1829 года, безуспешно хлопоча о месте, Н. В. Гоголь попробовал свои силы в литературе. Опубликованная им под псевдонимом В. Алов идиллия «Ганц Кюхельгартен» вызвала насмешливые отзывы критики и успеха не имела.

В конце 1829 года Н. В. Гоголю удалось определиться на службу в департамент государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел. С апреля 1830 до марта 1831 годов он служил в департаменте уделов (вначале писцом, потом помощником столоначальника). Пребывание в канцеляриях вызвало у него глубокое разочарование в государственной службе, но зато снабдило богатым материалом для будущих произведений, запечатлевших чиновничий быт и функционирование государственной машины.

К этому времени Н. В. Гоголь все больше времени уделяет литературной работе, которая вытесняет все другие его занятия. Вслед за первой повестью «Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала» (1830) он опубликовал ряд художественных произведений и статей. В 1831 году состоялось знакомство Н. В. Гоголя с В. А. Жуковским, П. А. Плетневым, А. С. Пушкиным. К лету 1831 года его отношения с пушкинским кругом стали довольно близкими. Живя в Павловске, Н. В. Гоголь часто бывал в Царском Селе у А. С. Пушкина и В. А. Жуковского, выполнял поручения по изданию «Повестей Белкина». Материальное положение писателя упрочилось благодаря педагогической работе: он давал частные уроки, в 1831-1835 годах преподавал историю в Патриотическом институте, в 1834-1835 годах был адъюнкт-профессором по кафедре всеобщей истории при Санкт-Петербургском университете.

Литературную известность Н. В. Гоголю принесли «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831-1832), вызвавшие всеобщее восхищение читающей публики. Выход в свет двух следующих сборников повестей – «Миргорода» и «Арабесок» (1835) — сделал его знаменитым писателем.

Осенью 1835 года Н. В. Гоголь принялся за написание комедии «Ревизор», ставшей вершиной его драматургии. Работа над сюжетом, подсказанным А. С. Пушкиным, продвигалась столь успешно, что 18 (30) января 1836 он читал комедию на вечере у В. А. Жуковского (в присутствии А. С. Пушкина, П. А. Вяземского и других), а в феврале-марте уже занимался ее постановкой на сцене Александрийского театра. В апреле 1836 года состоялась премьера пьесы в Санкт-Петербурге, в мае – в Малом театре в Москве.

В июне 1836 года Н. В. Гоголь уехал за границу и пробыл там до 1848 года (дважды приезжал в Россию). Он жил главным образом в Риме, где завязалась его дружба с художником А. А. Ивановым. В Италии Н. В. Гоголь работал над главным своим произведением — романом-поэмой «Мертвые души». Согласно окончательному замыслу, она должна была состоять из трех томов. Н. В. Гоголь издал только 1-й том (1842), который вызвал еще более сильный общественный резонанс, чем «Ревизор».

Последующее творчество Н. В. Гоголя протекало все более тяжело и неровно. Чувствуя себя не в силах дать дальнейшему замыслу «Мертвых душ» реалистичное воплощение, Н. В. Гоголь выпустил книгу «Выбранные места из переписки с друзьями» (1847), где в форме наставлений стремился указать русскому обществу путь к моральному обновлению. В 1848 году, вернувшись на родину, пытался продолжать работу над «Мертвыми душами». Однако чувство творческой неудовлетворенности не покидало писателя. В ночь на 12 (24) февраля 1852 года, находясь в болезненном состоянии, он сжег рукопись 2-го тома романа.

21 февраля (4 марта) 1852 года Н. В. Гоголь умер в своей последней квартире в доме Талызина в Москве. Он был погребен на кладбище Свято-Данилова монастыря в Москве, в 1931 году прах писателя был перенесен на Новодевичье кладбище.

Гоголь за границей

Летом 1836 г. Николай Васильевич Гоголь поехал в первую продолжительную поездку за границу, где пробыл до октября 1841 г. Поводом к поездке было болезненное состояние писателя, от природы некрепкого (известия об его болезненности идут со времени поступления его в нежинскую гимназию), сверх того сильно расшатавшего свои нервы в той житейской и душевной борьбе, которая вывела его на настоящий путь. За границу его влекла и потребность дать себе отчет в своих силах, в том впечатлении, которое произвел на общество «Ревизор», вызвавший бурю негодования и всколыхнувший против писателя всю бюрократическую и чиновную Россию, но давший, с другой стороны, Гоголю еще новый круг почитателей в передовой части русского общества. Наконец, заграничная поездка необходима была для продолжения того «жизненного дела», которое было начато в Петербурге, но требовало, по словам самого Гоголя, взгляда на русскую жизнь извне – «из прекрасного далека»: для продолжения «Мертвых душ» и новых, более соответствовавших настроению обновленного духом писателя переработок начатого. Гоголь, с одной стороны, представлял себя совершенно как будто раздавленным впечатлением, которым завершилось появление «Ревизора». Он обвинял себя в роковой ошибке, взявшись за сатиру. С другой же, Гоголь энергично продолжает развивать свои мысли о великом значении театра и художественной правды, продолжает перерабатывать «Ревизора», пишет «Театральный разъезд» и упорно работает над «Мертвыми душами», печатает кое-что из прежних набросков (Утро делового человека, 1836), перерабатывает «Портрет» (1837 – 1838), «Тараса Бульбу» (1838 – 1839), кончает «Шинель» (1841).

Во время первого заграничного путешествия Николай Васильевич Гоголь живёт в Германии, Швейцарии, в Париже (со своим школьным товарищем и другом А. Данилевским), где частью лечится, частью проводит время среди русских кружков. В марте 1837 г. он попадает в Рим, к которому искренно привязывается, очарованный итальянской природой, памятниками искусства. Гоголь остается здесь надолго и в то же время работает усиленно, главным образом, над «Мертвыми душами», заканчивает «Шинель», пишет повесть «Аннунциата» (позднее – «Рим»). В 1839 г. осенью он приезжает по семейным делам в Россию, но вскоре возвращается в Рим, где в 1841 г. летом и кончает первый том «Мёртвых душ». Осенью Гоголь посылает его из-за границы в печать в Россию: книга, после целого ряда затруднений (московская цензура ее не пропускала, петербургская сильно колебалась, но, благодаря содействию влиятельных лиц, книга была наконец пропущена), вышла в Москве в 1842 г. Около «Мёртвых душ» поднялся литературный шум критики «за» и «против», как и при появлении «Ревизора», но Гоголь уже иначе реагировал на этот шум. Ко времени окончания «Мёртвых душ» он успел сделать дальнейший шаг в направлении этико-религиозного мышления; ему уже предносилась вторая часть, которая должна была выражать иное понимание жизни и задач писателя.

В июне 1842 г. Гоголь опять за границей, где видимо уже наметился тот «перелом» духовного настроения, которым отмечен конец его жизни. Живя то в Риме, то в Германии или Франции, он вращается среди людей, более или менее подходивших к нему по консервативному настроению (Жуковский, А. О. Смирнова, Виельгорские, Толстые). Постоянно страдая телесно, Гоголь все сильнее и сильнее развивается в направлении пиетизма, зачатки которого были у него уже в детстве и молодости. Его мысли об искусстве, нравственности все больше окрашиваются христианско-православной религиозностью. «Мёртвые души» становятся последним художественным произведением Гоголя в прежнем направлении. В это время он готовит собрание своих сочинений (вышло 1842 г.), продолжает перерабатывать, внося в них новые уже черты тогдашнего настроения, прежние свои работы: «Тараса Бульбу», «Женитьбу», «Игроков», и др., пишет «Театральный разъезд», известное «Предуведомление» к «Ревизору», где старается дать то толкование своей комедии, которое подсказывалось его новым настроением. Николай Васильевич Гоголь работает и над вторым томом «Мёртвых душ».

В городе на Неве

Окончив в 19 лет гимназию, юный гений из Украины переехал в столицу Российской империи, строил большие планы на будущее. Однако в чужом городе его ожидало множество проблем – нехватка средств, безуспешные попытки в поисках достойного занятия.

Литературный дебют – издание в 1829 г. сочинения «Ганц Кюхельгартен» под псевдонимом В. Акулов – принес массу критических рецензий и новые разочарования. В подавленном настроении, имея с рождения слабые нервы, он скупил ее тираж и сжег, после чего уехал на месяц в Германию.

К концу года ему все же удалось устроиться на госслужбу в один из департаментов Министерства внутренних дел, где он впоследствии собрал ценный материал для своих петербургских повестей.

В 1830-м Гоголь издал ряд удачных литературных работ («Женщина», «Мысли о преподавании географии», «Учитель») и вскоре вошел в число элитных художников слова (Дельвиг, Пушкин, Плетнев, Жуковский, начал преподавать в учебном заведении для детей-сирот офицеров «Патриотический институт», давать частные уроки. В период 1831-1832 гг. появились «Вечера на хуторе близ Диканьки», получившие признание благодаря юмору и мастерскому переложению мистического украинского эпоса.

В 1834-м он перешел на кафедру истории Петербургского университета. На волне успеха он создал и опубликовал сочинение «Миргород», куда включил историческую повесть «Тарас Бульба» и мистическую «Вий», книгу «Арабески», где изложил свои взгляды на искусство, написал комедию «Ревизор», идею которой ему подсказал Пушкин.

На премьере «Ревизора» в 1836 году в Александрийском театре присутствовал император Николай I, подаривший автору в качестве похвалы перстень с бриллиантом. В полном восхищении от сатирического произведения были Пушкин, Вяземский, Жуковский, в отличие однако от большинства критиков. В связи с их отрицательными отзывами литератор впал в депрессию и решил сменить обстановку, отправившись в путешествие по Западной Европе.

Навигация по персонажам

Персонажи сериала «Гоголь»
Главные
Николай Гоголь | Яков Петрович Гуро | Тёмный Всадник / Лиза Данишевская | Оксана | Александр Бинх
Второстепенные
Алексей Данишевский | Безносый | Яким | Тесак | Кузнец Вакула | Леопольд Бомгарт | Василина | Отец Варфоломей
Эпизодические
Август Гофман | Чернозуб | Мария | Казимир Мазовецкий | Дьявол | Александр Пушкин | Михаил Лермонтов | Ведьма | Чорт | Захар | Петрусь | Девушка в мешке | Ковлейский | Иван Сомов | Приказчик за прилавком | Никифор | Лаврентьев | Тарасевич | Ганна | Попович | Хавронья | Солопий Черевик | Параська Черевик | Грицко | Богдана | Петро | Дарина | Фёдор | Корж | Басаврюк | Бажана | Отец Гоголя | Мать Гоголя | Лекарь | Ульяна | Хома Брут | Вий | Атаман Данила | Жених Марии | Старуха-отшельница | Тарас | Остап | Степан | Елена Аташинская | Родион Манилов | Сапожник |
Животные
Конь Всадника | Серко | Вороны | Лошадь Данишевского | Лошадь Лизы | Овцы Фёдора | Конь Басаврюка
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий