Клинопись и зиккураты

Уровень медицины

В Ниверийской библиотеке сохранились медицинские таблички, написанные на языке шумеров. В специальных справочниках представлено описание процедур с содержанием сведений об удалении катаракты, гигиенических правилах, использовании дезинфицирующего средства спирта при проведении хирургического вмешательства. Медицина древнего народа отличалась научным подходом, точностью при постановлении диагноза. Назначалось адекватное терапевтическое или хирургическое лечение. В то же время в процедурах прослеживались нотки религиозности и мистики.

Врачами того времени были жрецы. Каста состояла из трех групп:

  1. Бару отвечали за гадания, пророчества. Жрецы свободно ставили диагноз, пользуясь сверхспособностями.
  2. Ashipu занимались очищением тела от злых духов. Лечили с помощью заклинаний. Проводили магические ритуалы.
  3. Аsu и iazu лечили людей. Использовали в практике заклинания, амулеты, лекарства. Их основными атрибутами считались священная вода, эфирные масла, травы.

При раскопках 1936 года обнаружили керамические сосуды с медными цилиндрами и железными стержнями. При заполнении сосудов водой ионы меди и железа превращаются в жидкость. При добавлении фруктовых соков и уксуса получается средство, обогащенное железом. В медицинской практике используется для лечения анемии.

Воду врачи рекомендовали хранить в серебряных сосудах, поскольку были осведомлены об обеззараживающем свойстве серебра. При помещении в сосуд меди антисептические свойства жидкости усиливаются в разы. В связи с этим кувшины делали из двух металлов. При добавлении в них сока и вина получали оздоровительный напиток и эликсир молодости.

Хирургия

Врачи древней цивилизации делали сложные операции больным. Примечательно, что ставился правильный диагноз, а результат врачевания был положительным. Многих больных спасали от верной смерти.

Лечение катаракты

Хирургическое вмешательство на зрительных органах требует особых знаний и медицинской практики. Неверные действия приводят к полной потере зрения. Шумеры успешно выполняли операции по удалению катаракты, о чем свидетельствуют записи в специальном медицинском словаре.

Использование спирта

Врачи знали о дезинфицирующих свойствах спирта, поэтому использовали его для обеззараживания поверхностей и рук. Спирт был неотъемным атрибутом хирургов.

Что уже известно про эламское линейное письмо?

К 2020 году известно всего 40 довольно коротких надписей. В них можно идентифицировать 258 знаков. Это число говорит скорее о смешанном характере письменности: силлабарий и логограммы. Например, в сопоставимом по количеству знаков микенском линейном письме Б 87 слоговых знаков и 120 логограмм. Однако предполагается, что некоторые из 258 эламских знаков на самом деле — варианты друг друга. Хотя известно не так много памятников, но они разбросаны по территории около 1000 километров от Суз до Конар-Сандала и охватывают несколько веков. В такой ситуации должны были возникать географические и хронологические варианты. Франсуа Дессе предполагает, что в одном месте единовременно употреблялось около сотни знаков. А это уже может быть чисто силлабическое письмо.

До Франсуа Дессе было предпринято две попытки дешифровки. Вальтер Хинц в 1960-х думал, что знает значение почти 60 знаков. Пьеро Мериджи в 1970-х считал, что достоверно можно говорить о значении 30 знаков. Франсуа Дессе в 2018 году делал более-менее надежные выводы о 13 знаках.

Отправной точкой для всех дешифровок является билингвальная аккадско-эламская надпись с упоминанием царя Пузур-Иншушинака. Существуют еще десять надписей, где встречается цепочка символов, которую можно отождествить с именем этого царя. Эти десять надписей группируются в три независимых текста: первый существует в четырех вариантах (надписи А, B, C, E), второй — в трех (надписи F, G, H) и третий — в одном (надпись I).

Цепочка знаков в серой рамке под цифрой 2 во всех трех текстах обозначает имя царя и читается pu-zu-r-šu-ši-na-k. В тексте A/B/C/E под цифрой 1, по всей видимости, должно быть имя бога, от которого произведено имя царя и которое с аккадского переводится ‘Тайна Иншушинака’. Предполагается чтение ᵈin-šu-ši-na-k. Первый символ — детерминатив.

В цепочке под цифрой 5 есть два уже известных знака — ši и in. Это позволяет предположить, что ее следует читать ši-in-piš-huk. Шинпишхук, как следует из клинописных источников, — отец Пузур-Иншушинака. Цепочки под цифрами 3 и 4 — вероятнее всего, титулы Пузур-Иншушинака.

Может быть интересно

В 2018 году Франсуа Дессе приступил к изучению корпуса металлических сосудов гунаги. Он заметил, что тексты на них имеют формульный характер, то есть состоят из устойчивых блоков с небольшой вариативной частью. Надписи на восьми сосудах начинаются с одного и того же символа (на рисунке отмечен зеленым), за ним следует вариативная часть, скорее всего, это имя. Дальше указывается титул (на рисунке обозначен голубым). Франсуа Дессе заметил, что на десяти сосудах в титуле присутствует та же цепочка знаков, что шла за именем Пузур-Иншушинака (на рисунке ниже — под цифрой 6, на рисунку выше — под цифрой 3). Он решил, что это значит ‘царь’, и стал подбирать имена эламских царей. Известно, что одно имя должно начинаться на ši (цепочка под цифрой 2), а другое должно содержать в середине r (цепочка под цифрой 3). И это должны быть цари, жившие между 2050 и 1800 годами до н. э. — именно так датируются сосуды. Нашлось всего по одному кандидату: Шилхаха (цепочка 2) и Эбарат II (цепочка 3). Так стало известно значение еще некоторых символов, и Франсуа Дессе открылась дорога к полной дешифровке.

Образование

Начнем с основы всего — с образования и истории. Шумерская клинопись — это крупнейший вклад в историю современной цивилизации. Интерес к обучению у шумеров появляется с III тыс. до н.э. Во второй половине III тыс. до н.э. происходит расцвет школ, в которых насчитывается тысяча писцов. Школы, помимо образовательных, были и литературными центрами. Они отделились от храма и представляли собой элитарное заведение для мальчиков. Во главе стоял учитель, или «отец школы» — уммиа. Изучались ботаника, зоология, минералогия, грамматика, но лишь в виде списков, то есть опора делалась на зубрежку, а не на выработку системы мышления.

Шумерская табличка, город Шуруппак

Среди работников школы были некие «владеющие хлыстом», видимо, для мотивации учеников, которые должны были обязательно посещать занятия каждый день.

Важно отметить, что обучение медицине проходило фактически без вмешательства религии. Так, на найденной табличке с 15 рецептами медицинских препаратов не было ни одной магической формулы или религиозного отступления

Язык и письменность

Основная статья: Шумерский язык

Шумерский язык — агглютинативный, формы и производные слова в нём образуются путём присоединения однозначных аффиксов (в отличие от флективных языков, таких как русский, где аффиксы как правило многозначны). Агглютинация характерна для уральских, алтайских, филиппинских, дравидских языков, языка басков, некоторых индейских народов и др. С точки зрения стратегии кодирования глагольных актантов шумерский является эргативным языком, то есть в его грамматике доминирует не противопоставление субъекта и объекта, проводимое в языках номинативного строя, а противопоставление агенса (производителя действия) и пациенса (носителя действия). Такая особенность характерна для языков кавказских народов, бурушаски, басков, папуасских, австралийских, чукотско-камчатских, эскимосско-алеутских, индейских языков. Фонология реконструируется в самых общих чертах. Имя делилось на классы, имело категории числа (1 единственное и 6 множественных), падежа (всего 9) и притяжательности. Глагол обладал категориями лица, числа, класса, вида, наклонения и ориентации. Имелось 12 наклонений. Обычный порядок слов в шумерском — SOV (подлежащее — дополнение — сказуемое). Известно о существовании двух диалектов: эме-гир и эме-саль.

Шумерская письменность претерпела эволюцию от полупиктографического письма, восходящего, согласно Дениз Шмандт-Бессера, к знакам учёта (известным на Ближнем Востоке ещё с IX тыс. до н. э.), до относительно упорядоченной клинописи. После исчезновения шумерского из повседневного общения, он ещё долго использовался как язык богослужений и науки.

Протоэламское письмо

В строгом смысле протоэламское письмо остается недешифрованным, то есть пока не удалось приписать знакам (большинство из которых довольно абстрактные) конкретные значения и понять, как должны были звучать эти тексты. Однако общее представление о том, что написано на этих табличках, у нас есть. По структуре они похожи на шумерские протоклинописные таблички из Урука, содержащие хозяйственные записи.

Типовая протоэламская табличка устроена примерно как современный кассовый чек.

Табличка Sb 15166, ориентированная так, как ее держал писец. Лицевая сторона с основным текстом справа. Слева — обратная сторона с суммой имущества и оттиском цилиндрической печати. Фото: проект CDLI

Писать начинали в правом верхнем углу. Сначала шел заголовок, в котором указывался владелец имущества. Дальше следовал список этого имущества. Каждая позиция в нем была устроена так: название предмета, затем какая-то единица измерения и количество. Когда строка заканчивалась, на следующей писали уже слева направо, а за ней — снова справа налево. Такое направление письма называется бустрофедон. Строки отделяли друг от друга чертой. Если список нужно было продолжить на обратной стороне, то табличку переворачивали по вертикальной оси. В конце списка подсчитывали сумму. Для этого табличку переворачивали по горизонтальной оси относительно лицевой стороны. На обратной стороне иногда ставили печать. Чтобы непосвященному читателю жизнь медом не казалась, протоэламские таблички принято публиковать развернутыми на 90 градусов против часовой стрелки.

Памятники линейного эламского письма, в отличие от протоэламских табличек, уже представляют собой то, что можно назвать текстами и читать в более привычном смысле слова. Самые ранние из них датируются примерно 2500–2400 годами до н. э., а последние 1900–1800 годами до н. э. В основном это монументальные надписи, надписи на глиняных табличках и конусах и надписи на металлических сосудах гунаги. Последние в итоге сыграли ключевую роль в дешифровке.

Другие типы клинописи[ | код]

Клинописными по форме, но самостоятельными по происхождению являются древнеперсидская клинопись и угаритский алфавит. Последний, по мнению А. Г. Лундина, представлял собой адаптацию к написанию на глине иной письменности (протоханаанейской или синайской), от которой произошло также финикийское письмо, в пользу чего свидетельствует порядок знаков и их чтение.

Кипро-минойское письмо также представляло собой попытку адаптировать письмо эгейского типа к написанию исключительно на глине. Наиболее близкими к клинописному начертанию являются знаки таблички, найденной в Ашдоде (см. также филистимский язык).

Философия и этика

Как писал Самюэль Крамер, пословицы и поговорки «лучше всего взламывают панцирь культурных и бытовых наслоений общества». На примере шумерских аналогов можно сказать, что беспокоящие их вопросы не слишком отличались от наших: траты и экономия средств, оправдания и поиск виноватого, бедность и богатство, моральные качества.

Что касается натурфилософии, у шумеров к III тысячелетию сложился ряд метафизических и теологических понятий, оставивших след в религии древних евреев и христиан, однако четко сформулированных принципов не было. Основные представления касались вопросов мироздания. Так, Земля для них представлялась плоским диском, а небо — пустым пространством. Мир же произошел из океана. Шумеры обладали достаточным интеллектом, но им не хватало научных данных и критического мышления, поэтому они воспринимали свой взгляд на мир как правильный, не подвергая его сомнению.

Шумеры признавали созидательную силу божественного слова. Для источников о пантеоне богов характерна красочная, но нелогичная манера повествования. Сами шумерские боги — антропоморфны. Считалось, что человек создан богами из глины для удовлетворения их потребностей.

Божественные силы признавались идеальными и добродетельными. Зло же, причиной которого были люди, казалось неизбежным.

В произведениях шумеров можно уловить отзвуки библейских мотивов. Одним из таких является идея небесного рая. У шумеров рай носил название Дильмун. Особенно интересна связь с библейским сотворением Евы из ребра Адама. Существовала богиня Нин-Ти, что можно перевести и как «богиня ребра», и как «богиня, дарующая жизнь». Хотя исследователи считают, что именно из-за схожести мотивов имя богини было изначально переведено неверно, так как «Ти» означает одновременно и «ребро», и «дарующая жизнь». Также в шумерских легендах имелся великий потоп и смертный человек Зиусудра, который строил по указанию богов огромный корабль.

Часть ученых видит в шумерском сюжете убийства дракона связь со святым Георгием, пронзающим змея.

Развалины древнего Шумерского г.Киш

Повседневная жизнь и ремесло

Если брать за основу ряд дошедших повестей о жизни шумеров, то можно сделать вывод, что трудовая деятельность стояла на первом месте. Считалось, что если ты не работаешь, а гуляешь по паркам, то ты не только не мужчина, но и не человек. То есть идея труда как основного фактора эволюции воспринималась на внутреннем уровне даже древнейшими цивилизациями.

Для шумеров было принято уважать старших и помогать своей семье в ее деятельности, будь то работа в поле или торговля. Родители должны были правильно воспитать своих детей, чтобы те позаботились о них в старости. Именно поэтому так ценилась устная (через песни и сказания) и письменная передача информации, а вместе с ней и передача опыта из поколения в поколение.

Шумерский кувшин

Шумерская цивилизация была аграрной, отчего сельское хозяйство и ирригация развивались относительно быстрыми темпами. Существовали специальные «календари землевладельца», которые содержали советы по правильному ведению хозяйства, пахоты и управлению работниками. Сам документ не мог быть написан земледельцем, так как они были неграмотными, следовательно, он был издан в образовательных целях. Многие исследователи придерживаются мнения, что мотыга обычного земледельца пользовалась не меньшим уважением, чем плуг зажиточных горожан.

Большой популярностью пользовались ремесла: шумеры изобрели технологию гончарного круга, ковали инструменты для сельского хозяйства, строили парусные лодки, владели искусством литья и пайки металлов, а также инкрустации драгоценных камней. К женским ремеслам относилось умение искусно ткать, варить пиво и заниматься садоводством.

Инструкции Шуруппака

Эта табличка, называемая «Инструкции Шуруппака», была одной из многих, найденных в храмовой библиотеке Ниппура (современный Ирак). Ее письмена содержат сведения из шумерской литературы мудрости. Табличка является одной из старейших известных литературных произведений в мире и датируется около 2600 г. до н. э.

Текст этой инструкции содержит совет человека по имени Шуруппак своему сыну, шумерскому герою повествований о потопе Зиусудре. Записи на табличке были полностью переведены. Они содержат несколько мудрых советов, таких как: никогда не покупайте осла, который много ревет; никогда не ходите вокруг дерущихся из простого любопытства и не позволяйте себя втянуть в бой; не проклинайте очень сильно других, так как проклятие может обернуться против вас самих.

Культура, искусство и архитектура

Владение письменностью способствовало развитию шумерской поэзии. Уже переведены стихи, песни, элегии, оды, миф о Гильгамеше – герое, выжившем во время великого потопа. Наблюдается схожесть многих текстов Библии и текстов из клинописных табличек. Это объясняется просто — библейский пророк Авраам родился в городе Ур, и он прекрасно был знаком с месопотамской мифологией, которая в значительной степени отображала реальные события прошлых лет.

На шумерских рисунках можно увидеть певцов, танцоров, музыкантов и музыкальных инструментов, на которых они играли — это арфа, лютня, свирель, барабаны. Сохранились и записи музыкальных нот.

Художественное мастерство применялось при изготовлении предметов религиозного культа, и статусных вещей, владение которыми определяло положение человека в обществе. Золотые статуэтки, короны, кубки, печати из драгоценного камня особо тонкой работы могли принадлежать только жрецам и правителям, их украшали цветными камнями, металлическими чеканными пластинками, кусочками перламутра.

Шлем из золота

Храмовое зодчество являлось основой развития архитектуры. Храмы строили на искусственных возвышенностях, снизу их окрашивали битумом в черный цвет, середина была красной, а вершина — белой. Среди украшений храмов впервые используется барельеф и скульптура. Деревянные скульптуры покрывали слоем битума и тонкими пластинами меди с рисунком из чеканки, инкрустировали цветными камнями.

Первую ступенчатую пирамиду – зиккурат построили шумеры. Жрецы и работники храма жили внутри зиккурата, а самая вершина пирамиды с небольшим помещением, устроенным в ней, считалась жилищем языческого бога.

Из-за дефицита камня и дерева строительным материалом была глина, солома и песок. Из глины делали кирпичи, которые не обжигали, добавляя в них солому, увеличивали их прочность. Ремесло кирпичника оплачивалось очень хорошо, и работа была постоянно, так как постройки из такого кирпича быстро разрушались, и нуждались в постоянном ремонте.

Шумерская цивилизация исчезла безвозвратно, оставив множество открытий и множество загадок. Многие научные достижения этой древней цивилизации используются в наше время.

Язык шумеров

Шумерский язык – весьма интересное лингвистическое явление. Вероятнее всего, он пришел в Южную Месопотамию из Индии. В течение 1-2 тысячелетий население говорило на нем, однако вскоре его вытеснил аккадский.

Шумеры все же продолжали пользоваться своим исконным языком в культовых мероприятиях, на нем велась административная работа, обучались в школах. Так продолжалось вплоть до начала нашей эры. Как оформляли свой язык на письме шумеры? Клинопись использовалась именно для этого.

К сожалению, фонетический строй шумерского языка восстановить не удалось, ведь он относится к тому типу, когда лексическое и грамматическое значение слова заключается в многочисленных аффиксах, присоединяющихся к корню.

Наука и технологии

Этой древней цивилизации приписывается изобретение колеса и гончарного круга. Глиняную посуду мастеровые обжигали в печах, а наиболее ценные вещи покрывали глазурью и эмалью, разрисовывали мифологическими сюжетами, изображениями священных птиц и животных или сценами обыденной жизни.

Была доступна плавка металлов. При раскопках археологи нашли изготовленные из золота, серебра и меди кинжалы, шлемы, топоры, изделия религиозного культа, статусные предметы, принадлежавшие жрецам и знати – ожерелья, маски, диадемы.

Язык шумеров содержит названия нефтепродуктов, что говорит о широком использовании нефти как источника энергии и средства химического производства битума, красок и искусственных полудрагоценных камней. Асфальт служил покрытием дорог и облицовочным камнем храмовых построек, материалом для изготовления предметов погребального культа.

Глиняные таблички содержат сведения из области высшей математики, формулы решения уравнений со многими переменными, способы извлечения квадратных корней, расчета площади сложных фигур. В математических вычислениях шумер присутствуют числа Фибоначчи – числа бесконечной последовательности, где каждое следующее число равно сумме двух предыдущих. Сейчас числа Фибоначчи используются в современных ЭВМ.

В записях шумеров есть описания последовательности действий во время хирургических операций, указания использовать антисептику и поддерживать гигиену. Уже тогда они умели получать спирт и знали о его антисептических свойствах. Развивали фитотерапию, производили косметические кремы и масла.

Шумеры построили первые в мире морские корабли для путешествий и торговли. Дефицит дерева привел к технологии постройки кораблей из тростника, но весла, мачты и рули были деревянными. Схемы и чертежи построек, а так же руководства по ремонту кораблей были зафиксированы на табличках.

Кто такие шумеры?

Определение

Шумеры — это первая, городская и развитая цивилизация на Земле, в которой:

  1. Действовал 1-ый, двухпалатный парламент. Шумерская цивилизация — это носитель демократии и парламентского правления.
  2. Динамично совершенствовалась торговая деятельность. Шумеры были древнейшими купцами. Они первые сформировали дороги торговли как по морю, так и по суше.
  3. Обсуждались общефилософские темы. Философы шумерской цивилизации разработали учение, ставшее постулатом на всем Ближнем Востоке, созидающая силе божественного слова.
  4. Функционировала законодательная и исполнительная база. Они ввели первые законы, установили налоги и имели суд присяжных.

Шумеры обладали навыками в таких науках, как:

  1. Математика.
  2. Астрономия.
  3. Физика.
  4. Медицина.
  5. География
  6. Строительство.

Именно шумерская цивилизация:

  • Разработала всем известные — зоны Зодиакального круга.
  • Распределила год на 12 месяцев.
  • Неделю на семь дней.
  • Сутки на 24 часа
  • Час на 60 минут.
  • С поразительной точностью исчисляла координаты небесных тел.
  • Рассчитывала фазы лунных и солнечных затмений.
  • Именно шумерская цивилизация — составила лунный календарь.

Уже в те времена эскулапы этой расы организовывали сеансы психотерапии, врачевали катаракту, давали рекомендации и рассказывали людям о полезностях здорового образа жизни.

Таким образом, полагаясь на вышенаписанное, можно сказать, что шумеры — это раса, которая обладала знаниями высшего уровня на те времена.

Прорыв в науке, который совершили Шумеры в столь короткий промежуток времени не укладывается в сознании ученых.

Также ученые не соглашаются и с толкованиями, предоставленные самими Шумерами. В этом случае нужно будет признать, что знаниями, которыми обладали Шумеры, поделилась внеземная раса — Ануннаки. Шумерская общественность называла их богами, потому что, их внешний вид и технологические возможности внушали страх и трепет.

На данный момент, Ануннаки — это завоеватели и прямая угроза для всего человечества.

В конце 19 века был поставлен, так называемый — шумерский вопрос, который актуален и по сей день.

Использование клинописи для других языков[ | код]

К середине 3-го тыс. до н. э. клинопись, использовавшаяся теперь как минимум для шумерского и аккадского языков, развилась в более-менее стабильную словесно-слоговую систему, включавшую около 600 знаков, для которых была характерна как полифония, так и омофония. В последующие века все 600 знаков никогда не использовались одновременно в одном месте, и в каком-то смысле дальнейшая история клинописи — это история выборок форм знаков и их значений, в зависимости от времени, места и жанра, с добавлением некоторых значений и неиспользованием многих других, упрощением отдельных знаков и формированием характерных местных пошибов.

Вслед за распространением по Передней Азии шумеро-аккадской культуры повсеместно начинала распространяться и клинопись. В первую очередь вместе с аккадским языком, но постепенно адаптируясь и для местных языков. От некоторых языков нам известны лишь отдельные глоссы, имена собственные или изолированные тексты (касситский, аморитский, амарнско-ханаанский, хаттский). Известны лишь 4 языка, которые адаптировали и систематически использовали клинопись для большого корпуса текстов: эламский, хурритский, хеттский и урартский:

  • эламская клинопись (2500—331 гг. до н. э.);
  • хурритская клинопись (2000—XII/XI вв. до н. э.);

Древнеперсидская клинопись

  • хеттская клинопись (XVII—XIII вв. до н. э.);
  • урартская клинопись (830—650 гг. до н. э.).

В таблицах в соответствующих статьях приводятся наборы силлабограмм, использовавшихся в соответствующем виде клинописи. В заголовках строк указывается предполагаемая согласная фонема (или аллофон), а в заголовках столбцов — последующие или предшествующие гласные. В ячейках, соответствующих пересечению согласного и гласного, указывается стандартная транслитерация данного слога — при этом выбирается значение, наиболее близкое к предполагаемому фонетическому звучанию. Например, знак 𒍢, который транслитерируется как zí, используется в эламском для передачи слогов ʒi/ci и ʒe/ce, а возможно также и ǰi/či и ǰe/če. Когда близкое по звучанию транслитерационное значение оказывается не самым основным (например, pí для 𒁉 в хурритском), более обычная транслитерация указывается в скобках прописными (BI). Более редкие силлабограммы даются курсивом.

Родственные или производные пиктографии

Шумерское письмо родилось из древней пиктографии, истоки которой могут быть и не в
Древнем Междуречье.
Вероятно, были родственные и дочрние пиктографические системы, например, петроглифы Ингушетии.
Возможно, и китайские пиктограммы в родстве с шумерскими.
Если так, то пиктографические надписи должны обнаружитья и на промежуточных территориях между Дальним и Ближним Востоком —
на Центральном Востоке, в первую очередь, в Средней Азии, где были не только протоиндские, но и, наверное, шумерские колонии
(«Бухара» — шумерские топоним). Жаркутанские пиктограммы эту гипотезу подтверждают (см. ниже).

Жаркутанские пиктограммы

Свидетельства упрощенного письма были найдены на археологических памятниках Сурхандарьинской области, относящихся к периоду Бактрийской государственности
(5-6 века до н.э.).

Жаркутанская пиктография – родоначальник письменности

Зарождение слогового письма

Как писалось выше, перед тем как появилась клинопись, у шумеров существовал другой тип начертания – пиктография, затем идеография. Позже знаки стали упрощенными, например, вместо целой птицы изображалась только лапа. Да и количество используемых знаков постепенно сокращается – они становятся более универсальными, начинают означать не только прямые понятия, но и отвлеченные – для этого достаточно изобразить рядом другую идеограмму. Так, стоящие рядом «другая страна» и «женщина» обозначали понятие «рабыня». Таким образом, значение конкретных знаков становилось понятным из общего контекста. Этот способ выражения называется логография.

Все же изображать на глине идеограммы было сложно, поэтому со временем каждую из них заменили определенной комбинацией черточек-клиньев. Это толкнуло процесс письменности дальше, позволив применять соответствие слогов определенным звукам. Таким образом, начало развиваться слоговое письмо, которое просуществовало достаточно долго.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий