Восставший из пепла: история большого театра

Театр имени Евгения Вахтангова

Театр находится в сердце столицы на Старом Арбате. Истоки берут начало в 1913 г., Вахтангов Е.Б. стал руководить Студенческой драматической студией. Официальным зарождением считают дату 13.11.1921, когда состоялась премьера «Чудо святого Антония». В большом зале находится больше одной тысячи посадочных мест. Есть еще малая сцена.

11. Зимний театр

Он является одной из главных достопримечательностей города Сочи. Возведен он был в 1937 году в центральном районе города.

Окруженное коринфскими колоннами в количестве 88 штук, это консервативное здание сразу привлекает взгляд гостей курортной столицы России и является одним из лучших архитектурных памяток государственного значения. Театральный зал выполнен в золотом, синем и белом цветах. Он может вместить чуть более девятисот зрителей.

В этом же здании находится и Сочинская государственная филармония – хоть собственная театральная труппа в Зимнем театре отсутствует, но имеется свой замечательный оркестр. Тем не менее, Зимний является отличной площадкой для театральных гастролей. Первым произведением, которым он был открыт в 1938 году, является «Царская невеста» – опера Николая Римского-Корсакова. Впоследствии здесь играли лучшие труппы со всего Советского Союза, и до сих пор выступают коллективы многих городов России, Украины, Грузии и других стран.

12. Театр «Современник»

Основатели театра — Олег Ефремов, Галина Волчек, Игорь Кваша, Лилия Толмачева, Евгений Евстигнеев, Олег Табаков и другие, были недавними выпускниками Школы-студии Московского Художественного театра. «Современник» родился в годы, когда театр отделяла от жизни невидимая, но глухая стена, когда косность театральной системы практически мумифицировала наследие основателей МХАТ. Именно в протесте против этой «мертвечины», для того, чтобы в новых условиях, осваивая и развивая метод К. С. Станиславского, доказать жизнеспособность психологического театра, молодые актеры создали свой театр.

Уже более тридцати лет ведет «Современник» Галина Борисовна Волчек — режиссер и актриса, с именем которой связаны многие победы театра. Но, думается, главная победа Галины Волчек состоит в том, что все эти годы ежедневно она трудилась над тем, чтобы реализовать мечту основателей «Современника» — создать ансамбль единомышленников.

История Большого театра

История театра началась в марте 1776 года, когда московский губернский прокурор Пётр Урусов, известный меценат, получил от императрицы Екатерины II разрешение организовать и содержать «театральные всякого рода  представления, <…> концерты, воксалы и маскарады». Для театра было выбрано место на Петровке, поэтому он получил название Большой Петровский театр.

К сожалению, театр сгорел ещё до окончания строительства, и Урусов дистанцировался от затеи, передав стройку своему компаньону — английскому предпринимателю Майклу Меддоксу (в русской традиции — Михаил Медокс). Под руководством Меддокса по проекту архитектора Христиана Розберга было построено трёхэтажное кирпичное здание с белокаменными деталями; в зале были оборудованы партер, 3 яруса лож и галерея, вмещавшие в общей сложности около 1000 человек. Торжественное открытие Большого Петровского театра состоялось 30 декабря 1780 года. В 1794 году у Меддокса возникли финансовые трудности, и предприниматель передал театр государству: он превращается в Московский Императорский театр.

К сожалению, в 1805 году здание театра опять сгорело, и труппа стала выступать на разных площадках в домашних театрах московской знати. В 1806 году по проекту архитектора Карла Росси был построен новый деревянный театр на Арбатской площади, но уже в 1812 году он сгорел при городском пожаре, и труппа стала выступать в доме Апраксиных на Знаменке (в котором тоже время от времени случались пожары, но без фатальных последствий).

В 1816 году Комиссия о строении Москвы, организованная для ликвидации последствий пожара 1812 года, объявила конкурс на строительство нового здания театра на прежнем месте, обязательным условием которого было включение в новое здание обгоревшей стены бывшего театра Меддокса. В конкурсе приняли участие Доменико Жилярди, Пьетро ди Готтардо Гонзаго, Алексей Бакарев и другие именитые архитекторы, но ни один из представленных проектов не был принят. После повторного конкурса был выбран проект профессора Императорской Академии художеств Андрея Михайлова, однако, его признали слишком дорогим и чрезмерно масштабным, и проект поручили переработать архитектору Осипу Бове. Бове сохранил основы композиции Михайлова, но изменил пропорции, уменьшив размер здания, и внёс коррективы в отделку. Главный фасад был акцентирован портиком, на вершине которого размещалась скульптура Аполлона. По замыслу Бове, театр должен был включиться в разработанный им план послепожарной реконструкции Москвы и стать новым композиционным центром города, для чего перед ним была запланирована большая прямоугольная площадь, сначала называвшаяся Петровской, но в 1820-х переименованная в Театральную.

Императорский Большой театр открылся 18 января 1825 года представлением «Торжество муз», сюжет которого в аллегорической форме передаёт историю театра и повествует, как Гений России объединился с музами и создал из руин сгоревшего театра новый.

К сожалению, в 1853 году театр опять сгорел. Пожар длился несколько дней и уничтожил всё, кроме внешних стен и портика. В объявленном конкурсе на восстановление здания победил главный архитектор Императорских театров Альберт Кавос. Новое здание театра в основном сохраняло объём и планировку старого, но его высота была увеличена, а архитектурное оформление полностью переработано. Вместо скульптуры Аполлона портик увенчала бронзовая квадрига работы Петра Клодта, а на фронтоне разместили барельефного двуглавого орла — герб Российской империи. Обновлённый театр открылся 20 августа 1856 года.

После Революции 1917 года Большой театр стал называться академическим. Изначально ему грозило закрытие, но в конечном итоге театр был сохранён, а обветшавшее здание укреплено; имперскую символику на фасаде заменили советской. В 1976-1991 годах он носил название Государственный дважды ордена Ленина академический Большой театр СССР.

В 2005 году театр был закрыт на реконструкцию, которая должна была завершиться в 2008 году, но продолжалась до 2011. Реконструкция здания была неоднозначно принята общественностью: в конечном итоге от него остались всего 3 несущих стены (главный и боковые фасады), всё остальное было полностью перестроено. Тем не менее, в ходе реконструкции главный фасад Большого театра был качественно отреставрирован, а советский герб был заменён историческим двуглавым орлом.

На сегодняшний день театр носит название Государственный академический Большой театр России (ГАБТ), но гораздо чаще его называют просто Большим театром.

Реконструкция XXI века

В советский период Большой достиг своего наивысшего расцвета, но зданию по-прежнему не хватало репетиционных помещений внутри и устойчивого фундамента — снаружи. В конце 80-х гг. было принято решение о реконструкции и возведении дублирующего здания, в которое должна была переехать труппа на время проведения работ. Прошло долгих 15 лет, пока открылись двери Новой сцены Большого театра, а старое здание наконец-то закрыли для ремонта.

Главной задачей реконструкции было не только укрепление здания, но и восстановление исторических интерьеров. За годы косметических ремонтов, проводимых в советские времена, Большой театр существенно утратил свой первоначальный облик, а реставрационные работы позволили ему обрести свою былую красоту. Внутренние интерьеры вновь заиграли малиновыми драпировками и золотой отделкой, расписной штукатуркой и живописными плафонами.

Во время работ тщательно изучались десятки архивных документов, карт и схем, на которых сохранились старинные параметры здания. К примеру, императорское фойе было полностью восстановлено по чертежам конца XIX века.

Создавая утраченные раритетные интерьеры, строители не забыли и о современной технологичной начинке здания. Новые механизмы сцены позволяют легко менять её положение, форму и глубину. В спектаклях используются инновационные световые и звуковые эффекты. Во время реконструкции:

  • площадь здания увеличена вдвое без изменения внешних параметров;
  • расширена оркестровая яма;
  • восстановлена легендарная акустика;
  • построен подземный концертный зал.
  • Как попасть в Большой театр

Обновлённый Большой театр РФ приглашает всех желающих на свои спектакли. Здание находится по адресу: Театральная площадь, д. 1.

Добраться до главного театра российской столицы можно на метро, доехав до станции Театральная, расположенной на «зелёной» ветке (выход в сторону Большого театра), или же станции «Охотный ряд» — «красная ветка» (выход к Театральной площади).

Купить билеты на спектакли можно в кассах театра, на сайте или у официальных распространителей. Цена билетов варьируется по стоимости и зависит от вида постановки и расположения места в зрительном зале.

Если вас интересуют и другие достопримечательности столицы России, рекомендуем обратить внимание на наш раздел экскурсий по Москве – тут вы найдете путешествия на любой вкус

Большой театр — храм российской культуры

В самом центре Москвы на красивой площади расположен главный храм российской культуры – Большой театр. Гордость всей России – Большой театр – является одним из самых значительных в мире театров оперы и балета, стоя в одном ряду с такими «глыбами» как «Ла Скала» в Италии и «Ковент Гарден» в Англии. Словом, переоценить значение Большого театра для России нельзя. Можно лишь с замиранием сердца наслаждаться его бессмертным творчеством и любоваться его великолепным зданием, которое тоже является выдающимся образцом русской архитектуры.

История Большого театра, сколь величественна, столь же и запутана. Взять хотя бы тот факт, что даты рождения у Большого театра две – март 1776-го и январь 1825-го. Вот как это получилось…

Именно в марте 1776 г., губернский прокурор князь Пётр Васильевич Урусов получил высочайшее соизволение императрицы Екатерины II о содержании театральных представлений, концертов, маскарадов. В связи с чем князь начал строительство театра, который — по месту расположения на площади Петровской — был назван Петровским. Увы, первый русский театр в Москве на Большой Петровской улице сгорел еще до открытия. Это привело в упадок дела князя. Он передал дела своему компаньону, англичанину Михаилу Медоксу. Именно благодаря ему на пустыре, регулярно затопляемом Неглинкой, вопреки всем пожарам и войнам, вырос театр, со временем потерявший свою географическую приставку Петровский и оставшийся в истории просто как Большой театр.

Петровский театр Медокса простоял 25 лет – в 1805 году здание сгорело (кстати, горело и перестраивалось потом неоднократно). В 1821-1824 г.г. по проекту Михайлова и Бове для Большого театра построено монументальное здание, которым мы любуемся сегодня. На Театральной площади возник исполненный великолепия восьмиколонный театр с колесницей бога Аполлона над портиком – символом вечного движения искусства и жизни. Прекрасное здание в классическом стиле, внутри декорированное в красно-золотые тона, по признанию современников, было лучшим театром в Европе и уступало только миланскому «Ла Скала». Его открытие состоялось в январе 1825 года.

Большой театр в Москве — одно из лучших театральных зданий мира. Пятиярусный зрительный зал славится своей величиной, превосходной акустикой. Его украшает золоченая лепнина, росписи на потолке, огромная хрустальная многоярусная люстра. Высота зала — 21 метр, длина — 25 метров, ширина — 26 метров. В нем 2153 места. Перед Большим театром раскинулся сквер с фонтаном.

И все же свое летоисчисление Большой театр начинает с 1776 года. Поэтому в 2006-м широко отмечалось 230-летие Большого театра России.

Большой театр по праву называют гордостью русской культуры. На протяжении всей своей жизни он был центром притяжения лучших сил русского оперного и балетного искусства. На сцене этого театра впервые увидели свет многие выдающиеся творения русских композиторов, его труппу украшают и поныне имена самых прославленных отечественных певцов, танцоров, дирижеров, режиссеров, хореографов. Слава Большого театра давно уже вышла за пределы страны.

Екатеринбургский театр оперы и балета

Как уже отмечалось, нередко провинциальные театры ни в чем не уступают столичным. Классический пример — Екатеринбургский театр оперы и балета, который входит в список театров балета в России, где можно встретить самые значительные постановки.

Театр был основан в 1912 году в здании, построенном по проекту инженера Семенова

В середине 20-х годов театр обратил на себя внимание постановками режиссера Александра Улуханова. Это оперы «Ветер» и «Сказка о царе Салтане»

Затем в репертуаре появились преимущественно произведения советских авторов.

Стоит отметить балеты «Красный мак», «Бахчисарайский фонтан», «Доктор Айболит», «Барышня и хулиган», «Левша», «Конек-горбунек», «Слуга двух господ».

Особое место он занимает в списке оперных театров России, благодаря «Орлиному бунту», «Декабристам», «Емельяну Пугачеву», «Пророку».

Малый театр

В списке театров 19 века в России важное место отводится Государственному академическому Малому театру. Он является одним из старейших в стране, играет ключевую роль в развитии отечественной национальной культуры

Он появился в 1824 году в Театральном проезде Москвы. Считается одним из старейших в стране.

Сейчас им руководит народный артист СССР Юрий Соломин, который занимает этот пост с 1988 года. Стоит отметить, что современное поколение режиссеров и артистов опираются на богатый опыт предшественников и традиции театра. Даже в наши дни основу репертуара составляют пьесы Островского, которые пользовались большой популярностью в XIX веке.

Интересно, что в начале XX столетия на сцене Малого театра не удавались постановки произведений Чехова, шли только смешные водевили, но сейчас ситуация в корне изменилась

Важное место в афише занимают «Дядя Ваня», «Вишневый сад», «Чайка». Его особенной визитной карточкой считается историческая трилогия Алексея Константиновича Толстого, в которую входят пьесы «Царь Борис», «Царь Иоанн Грозный» и «Царь Федор Иоаннович»

Композитор Свиридов специально написал музыку для Малого театра, которая звучит в этих спектаклях.

Среди зарубежной классики чаще всего можно увидеть на сцене произведения Стриндберга, Шиллера, Скриба. В списке театров России Малый театр остается любимым у многих почитателей этого искусства.

Большой театр в Москве — история

В марте 1736 года губернский прокурор, князь Петр Васильевич Урусов начал строительство театрального здания на правом берегу реки Неглинки, на углу Петровки. Тогда он и стал называться Петровским. Но строительство Петру Урусову завершить не удалось. Здание сгорело. После пожара завершил постройку театрального здания его компаньон, английский предприниматель Майкл Медокс. Это был первый профессиональный театр. В его репертуаре были драматические, оперные и балетные спектакли. В оперных спектаклях принимали участие и певцы и драматические актеры. Петровский театр был открыт 30 декабря 1780 года. В этот день был показан балет-пантомима «Волшебная лавка» в постановке Я. Парадиза.

Особой популярностью у зрителей пользовались балеты с национальным колоритом, такие как Деревенская простота, Цыганский балет и Взятие Очакова. В основном, балетная труппа формировалась воспитанниками балетной школы московского Воспитательного дома  и крепостными актерами труппы Е. Головкиной. Это здание прослужило 25 лет. В пожаре 1805 года оно погибло.  Новое здание, построенное под руководством  К. Росси на Арбатской площади, также сгорело в 1812 году.

По проекту А. Михайлова в 1821–1825 гг. строится новое театральное здание на прежнем месте. Руководил строительством архитектор О. Бове. По своим размерам оно было значительно увеличено. Поэтому в то время оно и получает название Большой театр. 6 января 1825 года здесь было дано представление «Торжество муз». После пожара в марте 1853 года здание восстанавливали три года. Работой руководил архитектор А. Кавос. Как писали современники, вид здания  «пленял глаз соразмерностью частей, в которых легкость соединялась с величием». Таким оно и дошло до наших дней. В 1937 и в 1976 гг. театр был награжден орденом Ленина. Во время Великой Отечественной войны он был эвакуирован в город Куйбышев. 29 ноября 2002 года премьерой оперы Римского-Корсакова «Снегурочка» открылась Новая сцена.

Загадка названия: почему «Большой»?

Первое здание театра было построено на деньги Меддокса на правой стороне Неглинки и выходило на улицу Петровка. Поэтому и название у него изначально было Петровский.

Трехэтажное здание из кирпича с белыми деталями возвышалось на пять метров и обошлось в 130 тысяч серебряных рублей. В 1805 году оно сгорело. В 1812 во время Отечественной войны сгорело вторично Арбатское деревянное здание театра по проекту К. Россини.

В 1820 году началось строительство нового здания по проекту Осипа Бове. Новое здание театра возвышалось над Театральной площадью на 32 метра. Здание было величественным и красивым, превосходило знаменитую Петербургскую оперу и получило название Большой Петровский театр. Вот, что писал по поводу открытия нового здания театра С. Аксаков:

Оно прослужило культуре 30 лет, но в 1853 году его постигла прежняя печальная участь – пожар.

Конкурс на восстановление выиграл архитектор Альберт Кавос, который специализировался на создании театров и отлично разбирался в тонкостях таких помещений. Ему удалось создать исключительное сооружение театра оперы и балета в Москве.

  1. Высота здания была увеличена с 32 до 36 м.
  2. К портикам с колоннами Бове добавился второй фронтон.
  3. Знаменитая алебастровая тройка Аполлона заменена на квадригу из бронзы.
  4. Алебастровые барельефы с летящими гениями с лирой украсили внутреннее пространство фронтона.
  5. Изменились капители колонн. Боковые фасады украшали наклонные козырьки на чугунных столбах.

Ниже вы можете видеть старинное фото 1883 года, на котором изображен Большой театр оперы и балета в Москве.

Вот, что говорил об этом архитектор Кавос:

В связи с открытием нового здания Большого театра оперы и балета было принято решение впредь праздновать коронацию императора в Москве. В честь этого события на сцене был дан особый спектакль, а над царской ложей размещен вензель императора Александра Второго.

На фото ниже – большой акустический зал (Бетховен холл) театра оперы и балета в Москве. Можно встать в центре зала и говорить обычным голосом, а слышно будет во всех уголках. Когда-то император произносил здесь свои речи перед собравшимися гостями.

Музей Большого театра

Понимая важность сохранения исторической памяти о Большом театре, его выдающихся спектаклях, афишах, программах и знаменитых артистах, в 1921 г. в залах бельэтажа была открыта первая экспозиция музея, которую могли посетить зрители, пришедшие на постановку

Со течением времени музей превратился в крупный научно-исследовательский центр, к котором проводят свои исследования известные российские и зарубежные театральные критики, публицисты, искусствоведы и другие культурные деятели.

Сегодня в фондах музея находится более 200 000 историко-художественных и документальных памятников: детали бутафории, рукописные материалы, эскизы костюмов и декораций, фотографии, афиши, макеты спектаклей, костюмы и личные вещи выдающихся артистов, портреты деятелей театра и многое другое.

Каждая коллекция экспонатов обладает своими особенностями и уникальными экземплярами, аналогов которым не существует. Особый интерес для посетителей представляют собрания декорации и костюмы к спектаклям от всемирно известных мастеров – А. Головина, К. Коровина, А. Васнецова, В. Поленова, А. Бенуа, Е. Лансере, Б. Кустодиева, П. Кончаловского, Ф. Федоровского, С. Вирсаладзе, Б. Мессерера и др.


Экспонаты выставки Музея Большого театра

В музее Большого театра собрана уникальная коллекция сценических костюмов, которые принадлежали самым ярким артистам сцены – Ф. Шаляпину, Е. Гельцер, А. Неждановой, Г. Улановой, С. Лемешеву, И. Козловскому, М. Плисецкой, И. Архиповой, Е. Максимовой, В. Васильеву. Почетное место в этой коллекции занимает театральный гардероб Л. Собинова.

Коллекция памятных предметов от прославленных театральных деятелей: евангелие М. Глинки, веера М. Тальони, А. Павловой, А. Неждановой, ларец для грима М. Максаковой, фортепиано В. Дуловой с автографами Д. Шостаковича, А. Хачатуряня, А. Мелик-Пашаева.

Также в фонде рукописей музея хранятся автографы гениальных русских композиторов – П. Чайковского, М. Мусоргского, А. Бородина, А. Глазунова, Н. Римского-Корсакова, С. Прокофьева, С. Рахманинова Д. Шостаковича.

Особое место в иконографическом ряду занимают фотографии, обладающие исключительной документальной точностью. Среди экспонатов – произведения отечественных театральных фотографов – К. Фишера, М. Сахарова, А. Горнштейна, Е. Умнова, Г. Соловьева. Самая ценная часть – изображения 1860‑х – 1910‑х гг.

Музей Большого ведет активную экспозиционно-выставочную деятельность. Сегодня в залах фойе театра можно увидеть временные экспозиции, посвященные выдающимся постановщикам и артистам театра, знаменитым спектаклям. Музей принимает активное участие в организации выставок в России и за ее пределами.

Ежегодно музей участвует в крупных международных выставочных проектах и художественной жизни Москвы, и других городов России

Его богатейшие коллекции привлекают к себе внимание многих музеев и востребованы ими

Музей Большого театра принимает участие в проекте Google Art & Cul­ture, который позволяет интернет-пользователям ознакомиться с виртуальными выставками или совершить виртуальный тур по зданиям театра.

Центр им. Мейерхольда

ЦИМ возник в 1991 году по инициативе Комиссии по творческому наследию Мейерхольда, председателем которой был режиссер В. Фокин. Он и стал первым художественным руководителем Центра.

С 2001 года занимает собственное, великолепно оснащенное здание.

ЦИМ — это не театр. Это место для поисков и экспериментов, огромное творческое пространство, в котором всегда что-то происходит: спектакли, перформансы, выставки, встречи, лекции, мастер-классы. Эту площадку очень часто используют для проведения фестивалей.

Афиша всегда очень плотно составлена: во всех пространствах центра что-нибудь показывают, чем-то занимаются, что-то творят.

Руководителями ЦИМа были В. Фокин, В. Рыжаков. Сейчас эту должность занимает Д. Волкострелов.

Адрес: ул. Новослободская, 23.

Детский музыкальный театр им. Н. Сац

Это первый в России профессиональный стационарный музыкальный театр для детей и юношества.

Возник он в 1965 году по инициативе Натальи Ильиничны Сац, театрального деятеля и активнейшего пропагандиста театрального искусства для детей. Она организовала и руководила шестью детскими театрами. В их числе и Музыкальный театр.

С 1979 года театр занимает специально для него построенное здание на проспекте Вернадского. Театр им. Сац по сей день верен завету основателя Ленинградского ТЮЗа А. А. Брянцева: «Работать для детей надо так же, как и для взрослых, только еще лучше».

С 2010 года театром руководит замечательный оперный режиссер Г. Исаакаян. В репертуаре часто встречаются редкие произведения, которые не всегда могут себе позволить поставить театры, ориентированные на взрослую искушенную публику.

Спектакли театра им. Сац адресованы зрителям любого возраста. Это всегда высокая музыкальная и исполнительская культура, изысканный вкус, колоссальный профессионализм и неугасимая жажда творческих открытий.

Адрес: проспект Вернадского, 5.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий