Музыкальный фольк­лор: ре­гио­наль­ные осо­бен­но­сти

Введение

На этом уроке мы с вами повторим основные сведения о фольклоре, полученные в предыдущих классах. Познакомимся с новым жанром устного народного творчества – лирической песней. Фольклор (folk-lore) – международный термин английского происхождения, впервые введенный в науку в 1846 году ученым Вильямом Томсом. В буквальном переводе он означает «народная мудрость», «народное знание» и обозначает различные проявления народной духовной культуры.

В русской науке закрепились и другие термины: народное поэтическое творчество, народная поэзия, народная словесность. Термин «устное творчество народа» отражает устный характер фольклора в отличие от письменной литературы.

Фольклор – сложное, синтетическое искусство. Нередко в его произведениях соединяются разные виды искусств – словесное, музыкальное, театральное. Фольклор является предметом изучения не только литературоведов. Им интересуются историки, социологи, этнографы. В фольклоре отражаются быт и традиции народа. Вспомним основные жанры, изученные вами в пятом, шестом и седьмом классах.

Жанры фольклора

  1. народные сказки
  2. предание
  3. обрядовые песни
  4. пословицы
  5. поговорки
  6. загадки
  7. былины

Свойства фольклора

  1. Анонимность (отсутствие автора).
  2. Вариативность (существует несколько вариантов одного сюжета).
  3. Неотъемлемая связь с жизнью народа.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ НАРОДНОЙ ПЕСНИ

Народная
песня
— музыкально-поэтическое произведение, наиболее распространённый вид
вокальной народной музыки. Народная песня — одна из древнейших форм
музыкально-словесного творчества. В некоторых древних и отчасти
современных видах народной музыки она существует в синкретическом
единстве с танцем, игрой, инструментальной музыкой, словесным и
изобразительным фольклором. Обособление её — результат длительного
исторического развития фольклора. Народную песню отличает богатство
жанров, различных по происхождению, характеру и функции в народной
жизни. Существенная черта большинства традиционных жанров —
непосредственная связь народной песни с бытом, трудовой
деятельностью (например, песни трудовые, сопровождающие различные
виды труда – бурлацкие, покосные, прополочные, жатвенные,
молотильные и другие, обрядовые, сопровождающие земледельческие и
семейные обряды и празднества, — колядки, масленичные, веснянки,
купальские, свадебные, похоронные, игровые календарные и т. п.).
Плясовые народные песни неотделимы от разнообразных народных танцев.
Наибольшее музыкальное развитие в фольклоре всех народов получили
лирические песни. Они поются соло, ансамблем, хором. Именно в этом
жанре откристаллизовались высшие формы многоголосия, сложные
мелодические и музыкально-поэтические композиционные структуры.
Разнообразие содержания лирических народных песен обусловлено прежде
всего разнообразием социальных групп, создающих и исполняющих их
(земледельцы, ремесленники, рабочие, студенты и другие). Каждая
социальная группа общества имеет свою песенную лирику.

В народной песне преобладает строфическая и куплетная форма, часто с
композиционно выделенными запевом, припевом или рефреном (особенно в
хоровой народной песне). Различным по содержанию поэтическим строфам
(куплетам) каждой народной песни соответствует обычно один напев,
варьируемый при неоднократном повторении (на протяжении всей песни).
Традиционной крестьянской песенности, особенно архаичной по истокам
(связанной с трудом и обрядом), свойственны так называемые
напевы-формулы – короткие мелодии, соответствующие обычно одной
стиховой строке или двухстишной строфе и употребляемые с текстами
разного содержания, но одинаковой бытовой (или ритуальной) функции
(например, многочисленные свадебные песни одной деревни могут
исполняться на одну-две мелодические формулы).

Народный певец обычно не мыслит мелодию песни вне её текста, и наоборот.
Создание слов и музыки народной песни – единый творческий процесс, в котором
решающее значение имеет традиция: народная песня возникает на основе
законов, эстетически действенных в каждом данном песенном
коллективе, и потому подчиняется нормам музыкально-поэтической
типологии. Так, в каждом жанре народной песни существуют ведущие и
периферийные по значению песенные типы (ритмические, мелодические),
на основе которых познаётся вариантность народной песни. Наряду с
варьированием основных песенных типов в народном творчестве часто
используются перетекстовка старых мелодий и переинтонирование старых
текстов. Особое место в народно-песенном репертуаре занимают песни
на стихи поэтов (с фольклорными мелодиями) и фольклорные варианты
авторских (композиторских) мелодий (принятых за народные). Известны
также так называемые «бродячие» мелодии, исполняемые у разных
народов со своими песенными текстами. В фольклоре каждого народа
существуют подлинные шедевры песенного мелоса. Народная песня
занимает огромное место в жизни, культуре каждого народа.

Герои русских народных песен

В древнерусских и старинных русских народных песнях основными персонажами были:

  • Былинные богатыри – Микула Селянинович, Вольга, Ставр Годинович, Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.
  • Языческие божества – Масленица и Кострома и другие, а позднее – и ассоциирующиеся с ними православные святые, например, Агафья-Коровница.
  • Члены семьи – это касалось обрядовых песен, которые посвящались жениху и невесте, их друзьям и родственникам (в свадебных песнях), младенцу (вьюнишные и колыбельные песни), покойному (плачи и причитания).
  • Животные – такие персонажи характерны для колыбельных («Придёт серенький волчок»).

Во времена Российской Империи, а затем и Советского Союза стали выделяться некоторые другие персонажи:

  • Представители всех слоёв тогдашнего общества: солдаты, офицеры, подьячие, сельские старосты, обычные крестьяне, рабочие, разбойники, бурлаки и т. д.,
  • Любимый человек (лирические песни и озорные/хулиганские частушки).
  • Отдельно следует сказать, что некоторые частушки на военные темы высмеивали неприятеля, поднимая боевой дух солдат и населения.

Народные песни

Характерной чертой народной песни является отсутствие у нее авторства.
Народным песням свойственно нести в себе смысл, связанный с бытом, либо трудовой деятельностью.
Народная поэзия в виде песен, по сути, являлась источником информации, так как там часто описывалось не только ведение быта, но также и различные исторические события. Деревенские дети в детстве учились истории благодаря такому виду творчества.
Народную песню можно назвать разновидностью общения, так как информация в ней была рассчитана на слушателя, а целью было рассказать что-либо или поделиться.
Основными составляющими частями песни были: многоголосие, мелодия и стих. Однако, они отнюдь не являются обязательными атрибутами песни, и ее могли исполнять и в одиночку.
Народные песни и музыка имеют свою классификацию: песни повествования (эпос), песни для детей, песни-обряды, частушки, а также песни и музыка, которые неразрывно связаны с танцами (хороводы и прочие).
Песни повествования или эпические песни составляют достаточно обширный пласт творчества. В них входят рассказы об известных русских богатырях, а также о героических поступках, о походах на войну и прочие. Одной из целей эпоса было укрепление боевого духа и веры в силу русского народа.
Песни для детей это, преимущественно, колыбельные.
Обрядовое песенное творчество – это творчество, связанное непосредственно с различными календарными событиями. К ним можно отнести: свадьбы, похороны, дни рождения, а также различные праздники вроде масленицы или коляды.
Частушки являются одним из самых поздних подвидов народного песенного творчества. Чаще всего содержат в себе сатирический настрой. Однако в более поздние годы частушка начала развиваться и стали появляться различные направления частушки, в том числе романтические и плачевные.
В связи с тем, что песни чаще всего передавались устно, из поколения в поколение, и, преимущественно, происходили из сельской местности, достаточно сложно отследить, когда именно они появились.
Первоначально, песни имели яркий оттенок языческого верования. Так, к примеру, колыбельные пелись у кроватки ребенка, чтобы защитить его от злых духов, либо являлись призывом к божествам о защите малыша.
В период царствования Алексей Михайловича Романова был издан указ, по которому музыкальные инструменты следовало изымать и уничтожать. Это было связано с тем, что у русской народной песни были языческие истоки. Единственное песнопение, признанное полезным и правильным, было церковное.
Со временем пришлось менять тексты песен под христианский контекст. Божеств заменяли именами святых.
Первое упоминание о русской народной песне (шутливой) было зафиксировано в 17 веке в труде «Домострой». Шутливые песни считались аморальными, и их запрещалось петь.
Несмотря на это, народные песни в России постепенно развивались. С приходом новой власти и изменением обстановки в стране появлялись и новые жанры, и новые герои.
Русские народные песни характеризуются по географическому признаку. Например, конкретный диалект или смысл, и даже жанр. Так, былины исполнялись только на территории бывшей Новгородской республики.
В России одним из первых музыкально-фольклорных коллективов был «Славянская капелла» Д. А. Агренева-Славянского (середина 19-го века)

Их целью было сохранение, развитие и пропаганда русской народной песни и музыки, как важного культурного наследия.
В свое время обработкой народного музыкального творчества занимались такие известные деятели, как П. И

Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Лядов и другие.
В 1904-1909 годах впервые было записано народное творчество на фонограф.
В 20-ом веке стало все больше появляться различных фольклорных коллективов.
В свое время систематизацией и собиранием русского народного творчества занимались следующие личности: фольклорист П. А. Бессонов, композитор И. И. Веретенников, музыкант Кирша Данилов (один из первых составил сборник русских народных песен), английский поэт Джеймс Ричард и прочие.
В современности русские народные песни являются частью фольклора, сохраняются, передаются, а также создаются новые. Существует несколько конкурсов народной песни. Среди них: «Поет село родное» (Российский фестиваль), «Кубанский казачок» (Российский фестиваль), «Каравон» (Поволжский фестиваль) и другие.

Обрядово — календарные песни

Еще в дохристианские времена языческие календарные праздники сопровождались песнями, в которых земледельцы обращались к силам природы, просили даровать им хорошую погоду и обильный урожай. Это были заклички, прославления богов солнца, ветра, дождя. Ритуалы поклонения им сопровождались обрядовыми песнями, плясками, подношениями даров. Дни зимнего и летнего равноденствия, начало весны и сбор урожая — основные знаменательные события в жизни земледельца. Они сопровождались народными песнями.

Языческие обряды постепенно утрачивали магическое значение и уходили в прошлое, а традиции, связанные с ними, адаптировались к христианским праздникам и продолжали жить. Календарный цикл начинался с праздника Рождества Христова, Святок, встречи Нового года. Они совпадали с днем зимнего солнцестояния по языческому календарю и сопровождались песнями соответственно дню и обряду. Например, обряд колядования заключался в прославлении щедрых хозяев, пожелании им здоровья, прибавления в семействе, урожая и всех благ, важных для сельского жителя. Пелись во время этого обряда колядки, великодные, волочебные песни. Русские композиторы использовали народные песни в операх, инструментальных произведениях. Так, записанная в Саратовской губернии «Каледа – Маледа», была использована в опере «Снегурочка» Римского-Корсакова в сцене проводов Масленицы. Во время Святочной недели девушки и женщины гадали на события будущего года, сопровождая гадания подблюдными песнями. Зиму провожали шумно, весело, радуясь скорому теплу. Масленичная неделя предшествовала Великому посту. Проводы Масленицы превращались в гулянья с играми. Встреча весны — Жаворонки, отмечали прилет первых птиц. Хозяйки пекли пряники в виде жаворонков и раздавали их детям и гостям. В песне «Ой, кулики-жаворонушки» речитативно звучат призывы к весне.

Летние праздники Ивана Купалы, русальная неделя, несут в себе отголоски языческих обрядов, связанных с колдовством и ворожбой. В купальскую ночь проводили обряд очищения от болезней и скверны, прыгая через костер. Безудержные по удальству и веселью, похожие на ритуальные языческие, пляски, сопровождались купальскими песнями. Важным на деревне был праздник урожая. Крестьяне в народных песнях благодарили силы природы за обильные дары, радовались окончанию тяжелых работ. Песни этого периода называются обжиночные. Веселые ярмарки после сбора урожая шумели частушками и плясовыми.

Календарные обрядовые песни — самые близкие к языческим, самые древние. Их язык полон эпитетов и сравнений, символов и метафор. Мелодии этих песен простые и даже примитивные. Они похожи на заклички, прославления и мольбы. Неравномерный ритм близок к говору, а не к музыке.

Что представляет собой песня

То, что нами воспринимается сегодня как народная песня, носителями вокальной культуры может восприниматься совершенно по-разному. Про одни песни говорят, что поют их, про другие, что голосят, выкликают, плачут и т. д. Другими словами, каждая песня связана с каким-либо действием.

Общение с духами леса и прочее. Проводы в армию или еще куда-нибудь. Закликание весны. Все это непосредственные жизненные действия человека, живущего на природе и непосредственно общающегося с ней и со своими товарищами.

В связи с этим стоит говорить не о каких-то музыкальных талантах народа (какая там музыка, три-пять нот чаще всего), а о глубокой культуре вокализации общения. Только это является ключом к пониманию самого явления русской песни. Вокализируется все, что не является повседневным бытовым общением (хотя частушка опровергает это, в большинстве своем — это «бытовуха»).

Современным аналогом вокализации может являться только крик, визг. Но ни о какой культуре тут говорить, конечно, не приходится. И именно поэтому нам не всегда понятно то, что мы слышим и воспринимаем как народную песню. Но раньше людям требовалось знание особых технологий. Вокальных.

Взаимосвязи с другими музыкальными направлениями

Религиозная музыка

Сложен и мало изучен вопрос о взаимосвязях народной музыки с музыкой религиозного культа. Религиозные песни, распространяемые в ряде культур, после частичной переработки и переосмысления становились частью народной музыкальной традиции (например, рождественские коляды в Польше, английские Christmas-carols, немецкие Weihnachtslieder, французские Nokl и т. п.). Аналогичным образом народная музыка влияла на религиозную музыку, в частности, в григорианский хорал проникали элементы народной музыки через гимны, секвенции и тропы.

Академическая музыка

Влияние народной музыки на академическую музыку впервые проявилось в XVIII веке, когда люди из высших классов начинают интересоваться традициями, осознавая свою к ним непосредственную принадлежность. Такие композиторы, как Моцарт и Шуберт пишут народные танцы для оркестров и небольших групп инструментов. Народная музыка была использована многими композиторами периода романтизма, в том числе Малером.

Музыкальный фольклоризм

К музыкальному фольклоризму относят некоторых композиторов XX века, творчески мыслящих в системе музыкального языка той или иной народной музыки, использующих при этом инструменты и жанры серьёзной музыки. К истокам фольклоризма относят течение примитивизма (варваризма) и неопримитивизма (в России начала 1920-х гг.), для которых характерно антиромантическое понимание народного искусства и главенство «первобытной» эмоции, повторяющиеся чёткие ритмические формулы и небольшие мелодические попевки. Игорь Стравинский является одним из наиболее значительных композиторов XX века. К сочинениям его раннего фольклорного периода относятся балеты «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная» и прочие произведения. Венгерские композиторы Бела Барток и Золтан Кодай с 1905 по 1914 гг. проводили полевые исследования музыкального фольклора на территории Венгрии, Болгарии, Румынии, Турции, Алжира. «Фольклорные» сочинения Бартока были широко известны в Европе (одним из символов фольклоризма является пьеса «Варварское аллегро»), однако в дальнейшем всё большее усложнение и обновление его музыкального языка нередко вызывали яростные протесты консервативно настроенных музыкантов и публики. У Кодая наибольшей известностью пользуется «Венгерский псалом». Музыкальный фольклоризм в Европе становится устойчивой традицией, в 1920—1940-е гг. это направление развивают чех Богуслав Мартину, польские композиторы Кароль Шимановский и Витольд Лютославский, выдающийся румынский скрипач и композитор Джордже Энеску. В США становится популярным композитор Джордж Гершвин, автор национальной «фолк-оперы» «Порги и Бесс».

Композиторы второй половины XX века также обращались к народной музыке. Так, американский эксперименталист Лу Харрисон часто создавал свои сложные партитуры «по образцам» традиционной музыки оркестра гамелан. Итальянский новатор Джачинто Шельси находил вдохновение в музыке Востока.

Популярная музыка также подвержена влиянию народной музыки[источник не указан 646 дней].

Народная песня

Народная песня на Белгородчине

Существенная черта большинства жанров русской народной песни — непосредственная связь народной песни с бытом и трудовой деятельностью,: песни трудовые (сопровождающие различные виды труда — бурлацкие, покосные, прополочные, жатвенные, молотильные и др.), обрядовые (сопровождающие земледельческие и семейные обряды и празднества, — колядки, масленичные, веснянки, купальские, свадебные, похоронные), игровые, календарные и т. п.

Предположительно в XVI—XVII веках образовалась русская лирическая песня и её высшая форма — протяжная. С этим видом связывают возникновение народного многоголосия полифонического или гетерофонного видов голосового пения с подголосочной полифонией — голосовым пением со смещённой тональностью относительно средней тональности ведущего голоса в хоре. В разных регионах России традиция пения с подголоском различается. Народное пение почти всегда многоголосное, за исключением былин, плачей, колыбельных и детских потешек, исполняемых одноголосно. Развитыми в мелодическом отношении являются некоторые виды плачей, входящих в свадебный обряд, и погребальных плачей (причитаний): для них характерна экспрессивность, возникающая в результате сочетания обрядовых формул с личной импровизацией исполнителя (обычно женщины)>.

Ладовая система русского народного пения уникальна: ей близка пентатоника китайской или шотландской гаммы, тетрахордовая и полная диатоника. Одноголосное и многоголосное народное пение имеет свою систему модальных тонов, отличающуюся от тональной функциональности, построенной на аккордах.

К русским народным песням нерусского происхождения относятся, например, «Валенки». К русским народным песням, популяризованным русскими классическими музыкантами и советской эстрадой, относятся «Во поле берёза стояла», «Ой ты, степь широкая», «Яблочко», «Порушка-Параня».

О родине

Наверное, самые первые песни, которые появились на Земле – это песни о родине. Они возглавляют раздел «жанры народных песен». Примеры такого творчества можно найти в культуре народов Франции, Германии, Англии и Шотландии.

Песни о родине, в свою очередь, делятся на:

— баллады;

— былины;

— исторические песни;

— небылицы.

Первый тип народных песен несёт в себе некий мрачный характер. Их содержание было чётким, ясным и последовательным. Появление самых первых баллад приписывают ещё к средневековью, в России же этот жанр появился лишь в XIX веке.

Самые знаменитые примеры этого типа песен: «Громвал», «Людмила», «Солнце и месяц», «Воздушный корабль», «Песнь о вещем Олеге».

Былины также появились в Средние века и означают «рассказ, согласно фактам». Яркий пример – «Слово о полку Игореве». Основу таких песен составляли рассказы о предметах быта и некоторые факты истории.

В содержание исторических песен входили всевозможные исторические события, которые происходили с народом. Но этот тип творчества закончил своё существование ещё в XIX веке, так как был вытеснен новыми появившимися народными формами фольклора. Эти песни отображали события начиная от второй половины XIV в. («Взятие Казани», «Оплошность казаков», «Полтава») и до окончания Второй мировой войны.

Небылицы были неким типом песен, который соединял в себе все предыдущие, только вот написаны они были в шуточной форме и не имели никакого реального отношения к истории.

О природе

Природа России очень богата и разнообразна, соответственно, и песен о ней просто не сосчитать. Придумывали эти песни земледельцы и пахари, в свободное время, так как им хотелось отдохнуть от работы, и они всегда находились среди живой природы.

Многие жанры народных песен, календарно-обрядовые, трудовые, солдатские, приписывают этот вид песен к подразделу своего основного. Но это вовсе не правильное суждение. Песен о природе очень много, они проводят параллель между самой природой и существованием человека, а также созданного мира вокруг него. Здесь нет места работе или военным разборкам, или же каким-либо празднованиям. Они созданы лишь с целью рассказать обо всей красоте вокруг рабочих людей.

Поэтому песни о природе явление самостоятельное и не может быть частью ни одного из разделов «жанры русской народной песни». Примеры песен о природе просто не сосчитать: «Снежки белые, пушистые», «Слушай, жаворонок», «Спускается солнце за степи», «Весна. Большая вода», «Вечерний звон».

Об исторической народной песне

Она возникла очень давно. Первые произведения были созданы в XIII в. — во времена монгольского нашествия, например, знаменитая песня «Авдотья-Рязаночка» о защите города Рязани.

Исторические народные песни всегда посвящались конкретным историческим событиям: в XVI в. — взятию Иваном Грозным города Казани и покорению Сибири донским казачьим атаманом Ермаком, его победе над сибирским ханом Кучумом. В XVII в. были сложены песни о Степане Разине, в XVIII в. — о Емельяне Пугачёве. Тогда же появились и песни о Полтавской битве. Воспето и грандиозное событие в жизни России — война с Наполеоном в 1812 г. В своей совокупности эти произведения воссоздают всю историю России, начиная с XIII в.

Слагались песни зачастую самими участниками событий. Обычно поэт-песенник избирал какой-то отдельный эпизод в большом историческом событии. Рассказ о событиях в исторических песнях часто излагался в форме монолога или диалога героев. Например, в «Песне о взятии Казани» поётся о том, как царь Иван Грозный заподозрил своих пушкарей в измене и сразу хотел казнить их. Один из приговорённых осмелился и говорит:

Погоди нас, государь, казнить-вешати,

А позволь-ка, государь, слово молвити,

Словечушко молвити, речь возговорити.

Характер героя исторической песни раскрывается и в действиях, и в переживаниях. Так, царя Ивана Грозного изображали не только мудрым правителем, но и гневливым, безрассудно жестоким человеком. Была сложена песня о том, как он убил собственного сына.

Исторические народные песни о наиболее важных событиях и героях объединены в циклы. Есть циклы песен об Иване Грозном, Ермаке, Степане Разине и др.

Традиционные инструменты

Советская почтовая марка с изображением традиционных русских музыкальных инструментов.

Народные инструменты в фольклоре используются обычно в быту пастухов или для некоторых видов танцев и песен. Среди инструментов есть общерусские (балалайка, гармонь) и характерные только для отдельных регионов. Наиболее распространены: струнные инструменты (балалайка, гудок, гусли, домра, скрипка), духовые инструменты (жалейка, рожок, кугиклы). В летописях упоминаются: военные трубы, охотничьи рога, бубны. Такие инструменты как баян (гармонь), мандолина, семиструнная гитара, распространились в России сравнительно поздно (XIX—XX века).

Частушки

Для русской культуры характерны различные смешные мотивы и самые разнообразные жанры народных песен. 4 класс, например, в обязательном порядке разучивает частушки и делает это с большим удовольствием, так как это очень лёгкие четверостишья, которые имеют музыкальное сопровождение. В древние времена эти песни сочиняла сельская молодёжь и исполняла на различных гуляньях под балалайку или гармонь. Со временем частушки приобрели более бытовой характер и имеют отображение даже в сегодняшней культуре.

Существует мнение, что первые частушки появились в XVII веке. Но они были больше похожи на сатирические стихотворения, а не на песни.

Частушки включают в себя и другие жанры народных песен:

— лирические (с самым различным содержанием);

— страдания (о любви);

— матаня (обращение к возлюбленной/ному);

— плясовые (самый распространённый сатирический вариант частушек).

Семейные обрядовые песни

Родинные, крестинные песни пели ребенку и родителям на «зубок». В них желали здоровья и счастья малышу.Семейные праздники были значительными и радостными вехами в жизни русского человека. Отмечали они рождение, проводы в армию, свадьбу, и даже тризну. Каждому событию соответствовало определенное мелодическое сопровождение. В жанрах русских народных песен обрядовые песни имеют особый статус. По поверьям, они носили магический смысл.

Свадебные песни были очень многообразны. Свадьба представляла собой сложный поэтапный обряд из сватовства, смотрин, девичника и самого свадебного торжества.

Одевание новобрачной к венцу (расплетение косы) традиционно проходило под плач невесты и пение печальных песен, в которых говорилось об утраченной девичьей свободе и переселении в чужую семью.

Свадебному пиру предшествовал выкуп невесты из родительского дома. Подружки пели веселые шуточные песни и частушки, подначивали друзей жениха. К венчанию молодых провожали под поздравительные величальные песни («Во горнице, во светлице»). В них виновников торжества сравнивали с белым лебедем и лебедушкой, с князем и княгинюшкой. Свадебный пир был веселым, шумным, с плясками и частушками. Второй день праздновали в доме тещи и тестя. Теща привечала зятя, угощала блинами. На третий день свадьбу «тушили». Праздник завершался.

Не только радостные события случались в русских семьях. Ведь обряды соблюдались не только по праздникам. Ведь они являются, по сути, определенными магическими ритуалами, призванными оградить, оберечь от беды, порчи и т.п. Например, когда юноша уходил на службу, из дома его выводили вперед спиной, чтобы лицо смотрело в дом. Тогда, считалось, он вернется с войны или из армии живым и здоровым. При этом читались молитвы и особые причитания.

Плачи и причитания сопровождали так же и похороны близких. В них покойный упоминался как достойнейший человек, по которому скорбят и горюют живые. Перечислялись его лучшие качества, даже если таковых не было. Были даже особые певчие — плакальщицы, которых приглашали сопровождать похороны.

Семейные обрядовые песни отличаются трогательностью, душевностью, глубоким смыслом. В них заключена вся жизнь, переживания человека.

Хороводные и плясовые

Хороводное и плясовое творчество – самые весёлые и любимые жанры русской народной песни. Примеры этого типа сохранились в очень большом количестве: «Просо», «На Иванушке чапан», «Не спасибо те, игумну тебе», «У ворот, ворот батюшкиных», «Катенька веселая».

Хороводные и плясовые песни состоят из приглашения к танцу (хороводу), самого действия и заключительной его части.

Эти жанры народных песен несли в себе сатирическое содержание, которое было связано с танцами и поэзией. Какое-то время этот тип творчества был неким магическим обрядовым ритуалом. Но с годами эти песни потеряли свою актуальность и стали просто способом развлечения на праздниках. Чаще всего хороводы водили весной, так как считалось, что так можно призвать тепло, намного реже народ развлекался в летнее время, так как работы и так хватало. А вот зимние посиделки заканчивались очень быстрыми танцами и песнями.

Как сочинить текст песни? Практические советы поэта-песенника новичкам в творчестве.

Итак, как сочинить текст песни? Что же должен знать будущий композитор для того чтобы сочинять качественную и душевную лирику? Прежде всего, определимся с пониманием предмета: песня – это взаимодополняющее ритмическое сочетание слов с музыкой, эмоциональная окраска которой подчеркивает смысл текста песни. Основные составляющие песни – музыка, слова, их сочетание.

Содержание текста – вольный выбор автора, зависящий исключительно от его вдохновения. Песня может повествовать как о событиях реальной жизни, так и напротив, художественно передавать поток сознания и образы, навеваемые эмоциями.

Обычно композитор оказывается в одной из трёх ситуаций:

  1. нужно написать песню «с нуля», когда изначально нет ни слов, ни музыки;
  2. нужно написать тематическую лирику под уже имеющуюся музыку;
  3. нужно сочинить музыкальное сопровождение под готовый текст.

В любом случае, ключевым моментом является ритмика будущей песни, а также её разбивка на смысловые части

Очень важно добиться гармоничного сочетания ритма музыки и смысловых структур текста – чтобы музыка переплеталась со словами и выгодно их оттеняла. При этом нельзя забывать про полёт души автора, вдохновение, таким образом, держать баланс между конструктивизмом и душевностью

Музыкальное направление песни

Жанр, стиль музыки, в которых будет написана песня – конечно же, зависят от музыкальных предпочтений, мировоззрения автора. Но прежде всего – надо очертить перед собой цель, которую будет преследовать будущая композиция, определиться с целевой аудиторией.

К примеру, для достижения высокого рейтинга, нужно выбрать популярный среди меломанов стиль. После этого, как сочинить текст песни – в значительной степени будут диктовать рамки и особенности выбранного стиля.

Мелодика текста. Выбор между стихотворной формой и речитативом.

В построении песен музыкальных направлений мейнстрима на данный момент существует 2 конструктивных подхода. Это стихотворная форма подачи материала, при которой слова «распеваются» по музыкальной основе, и речитатив

В первом случае рекомендуем обратить внимание на стихотворный размер в строчках текста. Во втором случае текст просто вписывается в композицию опираясь больше на её ритм, чем на мелодическую составляющую

Выбор между этими двумя подходами почти полностью зависит от выбранного музыкального стиля песни.

К примеру, современная поп-музыка, шансон, народные песни используют «пение» текста, когда слова неотделимы от мелодии. С другой стороны, такие жанры, как рэп, хип-хоп, ритм-энд-блюз используют наложение текста на ритм – секцию, используя мелодию песни исключительно как элемент оформления композиции.

Тема и идея песни

Говоря о содержании и идейном наполнении песни, ее следует рассматривать как своего рода произведение литературы – ведь именно литературе присущи понятия «тема» и «идея». Каждый композитор должен уметь в содержании текста, образующем тему, доступно и выразительно преподнести слушателю ту идею, которую он хочет выразить данной композицией. Поэтому, задаваясь вопросом, как сочинить текст песни, нужно понимать, что основная цель – это выражение определённой идеи, а содержание текста – это только инструмент для достижения этой цели.

Структурирование текста. Деление на куплеты и припев.

Несмотря на то, что творчество – понятие чаще иррациональное, его плоды для удобства восприятия должны иметь форму. В текстах песен это – структура. Как всем известно, выделяют 2 основных структурных единицы – куплет и припев, между которыми возможны (но необязательны) связующие вставки.

С точки зрения содержания текста, в куплетах должен излагаться основной смысл, а в припеве – главный слоган, идея песни. При этом припев должен быть мелодически и эмоционально ярко выделен. В классическом варианте происходит чередование структурных единиц, и, как показывает опыт, такая схема – наиболее удобна для восприятия.

Авторская оригинальность

И все же, несмотря на все рамки, правила и рекомендации, главное, что делает песню запоминающейся – это личная изюминка автора. Это его оригинальность, полёт вдохновения, заставляющий слушать песню снова и снова. Индивидуальная выразительность должна быть в тексте каждой композиции, какого бы жанра или стиля она ни была.

Автор – Любовь Болотова

О том, как сочинить текст песни быстро и легко – буквально прямо сейчас, смотрите в этом забавном видео. Восхищайтесь лёгкостью и помните, что ценным в мире творчества является и то, что проще простого!

Примечания

  1. .
  2. ↑ .
  3. , с. 105.
  4. fRoots magazine, quoted in N’Dour 2004, p. 1
  5. Songlines magazine
  6. Баженова Л. М., Некрасова Л. М., Курчан Н. Н., Рубинштейн И. Б. Часть III. Музыкальная культура XX века // Мировая художественная культура. XX век. Кино, театр, музыка. — СПб.: ООО «Питер Пресс», 2008. — 432 с. — (Мировая художественная культура). — ISBN 978-5-91180-718-4.
  7. , с. 319–320.
  8. , с. 320.
  9. «Стиль народных песен и культура» — «Folk song style and culture», 1968
  10. Словацкая музыкальная энциклопедия, 1969
  11. «Оксфордская история музыки» — «New Oxford History of Music», 1959
  12. ↑ Jones, A. M. (1959). Studies in African Music. London: Oxford University Press. 1978 edition: ISBN 0-19-713512-9.
  13. .
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий