Наскальная живопись

Виртуальное прошлое

У посетителей музея добраться сюда тоже не выйдет: слишком опасно. Однако увидеть найденные в этих местах рисунки они все же смогут — благодаря дополненной реальности. 

«Мы работаем над тем, чтобы с помощью технологии дополненной реальности все могли через смартфоны и планшеты увидеть наскальную живопись в мельчайших деталях и получить научную информацию о памятнике, на котором эти рисунки расположены. Благодаря цифровизации можно будет увидеть даже те петроглифы, которые недоступны для посетителей из-за сложностей рельефа и были знакомы лишь немногим ученым-петроглифистам», — говорит Илья Арефьев. 

Цифровизацию петроглифов проведут в рамках национального проекта «Культура», одной из задач которого как раз и является создание таких виртуальных цифровых версий музейных экспозиций по всей стране. Первые экскурсии с виртуальным мобильным гидом на писанице планируется провести уже этой осенью, но и до этого времени для туристов и гостей здесь готовят немало интересных событий и открытий. 

Томскую писаницу в Кузбассе давно привыкли считать не просто музеем. Это большой исторический и природный парк площадью 156 гектаров. 

Писаные скалы занимают лишь небольшую его часть, на остальной территории расположены единственный в Кузбассе стационарный зоопарк, где можно увидеть около 70 зверей и птиц, настоящая шорская деревня, перевезенная из населенного пункта Ближний Кезек этнографом Валерием Кимеевым, интерактивные экспозиционные комплексы, которые позволяют гостям музея в буквальном смысле погрузиться в прошлое, а не просто прикоснуться к нему. 

Совсем недавно здесь открыли новую интерактивную экспозицию «Стан охотника». 

«Это история про сибирскую охоту и быт промысловиков-сибиряков, в который могут окунуться все желающие, перенестись в прошлое на 150−200 лет назад, научиться разводить огонь, как это делали наши предки, пострелять из лука, познакомиться и пообщаться с настоящим сибирским охотником, который расскажет историю развития промысловой охоты в Сибири начиная с XVII века», — рассказывает о новой экспозиции Илья Арефьев. 

Путешествуя по музею-заповеднику, можно узнать, как жили наши предки, посетить жилой дом зажиточного шорца в реконструированной усадьбе c аутентичными хозяйственными постройками, заглянуть в монгольскую юрту и окунуться в традиционный жизненный уклад монголов, а можно перенестись еще в более далекое прошлое — на II тыс. лет до н. э. Реконструированные жилища эпохи бронзы и железного века тоже есть на Томской писанице и наглядно знакомят гостей с бытом и укладом жизни тех далеких эпох. 

Древние наскальные рисунки первобытных людей

Древние наскальные рисунки представляют собой не что иное, как хронику самых далеких времен, когда единственным способом передачи впечатлений об окружающем мире и происходящих в нем событиях были рисунки, сделанные наиболее распространенными в ту пору средствами труда и творчества – камнем и углем.

В этих несложных, но иногда очень впечатляющих сюжетах, с удивительной выразительностью передана повседневная жизнь первобытного человека, его размышления о вечности и своем месте во Вселенной, о том кто или что он такое, откуда появился и в чем смысл его полной страхами и беспокойства жизни. Сохранившиеся петроглифы являются немыми свидетелями повседневного быта исчезнувших племен и народов, их обрядов и традиций. Именно благодаря древним наскальным рисункам мы можем узнать о прошлом человечества, путях его развития, обычаях древних народов, формировании цивилизаций и т.п.

Один из самых известных памятников наскальной живописи находится в пещере Шове на юге Франции. Здесь сохранились рисунки, которым 32 тысяч лет. На стенах пещеры можно увидеть изображения животных, сцены охоты, приготовления пищи, предметы домашнего обихода и др. Первые древние рисунки одноцветные. Позже появились двухцветные изображения, в которых чаще всего использовалась красная охра.

Многие наскальные рисунки очень живописны: выразительные фигурки людей, преследующих дичь, сцены обрядов, изображения животных и растений. В эпоху скотоводов на смену картинам охоты приходят визуальные рассказы о жизни пастухов. В этот период на стенах чаще встречаются изображения стад крупного рогатого скота, где тщательно выписаны фигуры быков, коров, антилоп, коз.

Создание наскальных рисунков вызвано естественной потребностью человека передать свое понимание об окружающем мире. С этим связано и появление первых изображений богов, мифических существ, масок.

Галерея фото наскальных рисунков:

Смотрите наскальные рисунки пещеры Альтамира в Испании:

Видео: Копия грота Шове – новая достопримечательность Франции (новости)

Видео: Наскальные рисунки в пещерах по … (UNESCO/NHK)

Видео: Наскальные Рисунки в Долине Твифелфонтейн

Видео: Рисунки пещеры Альтамира оказались старше

Видео: Загадочные наскальные рисунки. Древние петроглифы шаманов.

https://youtube.com/watch?v=bj8Re4SosQ4

Маленькие ручки Сахары


То ли ребенок, то ли варан, то ли пришелец

В 2002 году, в Сахаре была обнаружена так называемая «пещера зверей». Название она получила от огромного количества рисунков безголовых фигур на своих сводах. Впрочем, не они послужили объектом пристального внимания исследований. Загадкой стали 13 отпечатков маленьких ладоней. Некоторые из них находились внутри оттисков ладоней взрослого человека. Подобное проявление родительской любви долгое время вызывало умиление, пока один антрополог не заметил, что пальцы «детей» непропорционально длинны, а размер ладоней не соответствует даже новорождённому. Более того, согласно исследованиям, эти отпечатки, возраст которых насчитывает 8000 лет, вообще не принадлежат человеку.

Анализ показал, что «ладошки» созданы с помощью лап зверей, скорее всего — пустынного варана. Для всех оттисков был использован один и тот же пигмент, поэтому остаётся загадкой причина столь милого родства с рептилиями.

История первого найденного наскального рисунка

«После работ в Альтамире все искусство пошло на спад.» Пабло Пикассо

Наскальные рисунки бережно были сокрыты в многочисленных пещерах не в одном месте, а по всему миру

Впервые они обратили на себя внимание общественности лишь 120 лет назад

Почему это случилось  относительно недавно, несмотря на то, что они, наверняка были неоднократно найдены ранее?  Судя по всему, их простота выполнения, зачастую похожая на детские рисунки, просто была непримечательна.

В ХIХ-ХХ веках происходит систематизация и осмысление всего художественного наследия нашей планеты. В середине ХIХ века не было известно искусства древнее египетского или кельтского.

Предполагалось существование каких-либо древнейших зачаточных форм искусства, но считалось, что они должны были бы быть крайне примитивны. Наверное, поэтому потребовалось полвека, чтобы признать и осмыслить уже найденные, весьма содержательные и многоплановые наскальные рисунки.

Марселино де Саутуола считается первооткрывателем наскальной живописи. Он исследовал пещеры, которые располагались в местности, где жил начиная с 1875 года. В 1879 году, исследуя пещеру Альтамира, его девятилетняя дочь обнаружила удивительные рисунки, которые впоследствии назвали “Сикстинской капеллой первобытного искусства” пещеры Альтамира.

Марселино де Саутуола потребовался целый год, чтобы осмелиться сделать общественное заявление. Он волновался не зря, поскольку его заявление вызвало невероятную бурю волнений в научных кругах.

Потребовалось много времени и открытий, чтобы признать подлинность наскальных рисунков Альтамира. По прошествии времени и многочисленных подобных находок эксперты были вынуждены признать правоту Марселио, он, к сожалению, не дожил до этих дней.

Следы невиданных зверей

Принято считать, что первые люди на этих берегах появились еще в эпоху палеолита — около 25 тысяч лет назад. Но они в основном охотились на мамонтов, а вот художниками были их потомки уже много веков спустя — в эпоху неолита, VI–IV тысячелетие до н. э., и бронзы, IV–II тысячелетие до н. э., именно к этим периодам историки относят наскальную живопись на кузбасском берегу. 

«Окаменевший эпос» — так еще принято называть рисунки на расписных скалах, их здесь около 300, и в каждом сюжете есть своя застывшая история. Несмотря на кажущийся примитивизм изображений, они не так просты. 

«Выполнены они в различной технике: выбитые, прочерченные тончайшими линиями, прошлифованные, есть даже нанесенные краской», — рассказывает о наскальной живописи сотрудница музея, обращая отдельное внимание на сюжеты и их героев, главный из которых — лось. Этот персонаж наскальной живописи встречается здесь чаще всего в различных художественных вариациях. . «Особенно много на Томской писанице изображений лосей, — подтверждает Ирина Аболонкова

— Очевидно, что лоси были не только объектами охоты, но и поклонения, воплощением мощи и сосредоточения жизненных сил». 

«Особенно много на Томской писанице изображений лосей, — подтверждает Ирина Аболонкова. — Очевидно, что лоси были не только объектами охоты, но и поклонения, воплощением мощи и сосредоточения жизненных сил». 

Примечательны и позы животных: все они широко шагают на длинных сухих ногах, словно поднимаясь вверх по склону горы. 

«Эти рисунки отражают первобытный реализм, подтверждают, как тонко знали древние художники натуру животных. В таких же реалистичных чертах изображены на писанице и медведи. Этот зверь издавна занимал видное место в мировоззрении и верованиях народов Западной Сибири и Урала, считался божеством, с которым они связывали свое происхождение», — говорит Аболонкова. 

Застыли в своем полете на скалах и перелетные птицы — цапли, журавли, утки. Фигуры каждой из них выполнены очень искусно и ювелирно, особенно если представить, насколько трудно работать инструментом на монолитном камне. Но, несмотря на это, линии тонки, изящны, все оперение выполнено филигранно. Одно из таких изображений и стало визитной карточкой музея. 

«На логотипе Томской писаницы у нас изображена сова, она стала своеобразной визитной карточкой музея, очень узнаваемой. Это не выдуманный художниками рисунок, это действительно один из петроглифов на скале, выполненный в необычной технике. Если присмотреться, оперение совы передано ее создателем на камне в виде мелких выбоин», — показывает Аболонкова. 

В некоторых наскальных рисунках можно разглядеть и целые истории, рассказывающие о быте, жизни художников и их эпохе. 

«Лодки со схематичными фигурками «гребцов», например, иллюстрируют мифологический сюжет о том, как перевозят души мертвых в мифическую страну предков», — толкует значение символов на скале хозяйка экспозиционного отдела музея. 

Несмотря на то, что история наскальной живописи насчитывает несколько тысячелетий и ученые-археологи не раз исследовали эти места, на писанице до сих пор удается найти новые рисунки. Очередное такое открытие сделано совсем недавно. 

Как рассказал Илья Арефьев, заместитель директора музея-заповедника «Томская писаница» по научной работе, прошлой осенью работники музея проводили съемку скальных плоскостей с воды с помощью телеобъектива и обнаружили новые рисунки, типичные для уже известных плоскостей Томской писаницы. Фигуры лосей сохранились фрагментарно и едва читаются, но на одном из силуэтов удалось обнаружить следы древней краски. 

«Обнаружили мы их между той частью скального массива Томской писаницы, которую видят посетители музея, и группой рисунков в устье реки Писаной», — рассказывает Арефьев. 

Неудивительно: этот участок труднодоступен, с обеих сторон окружен скалами, спускающимися в воду, из-за чего тут образуется небольшая бухта. Добраться сюда по берегу возможно только по реке. 

«Сохранность найденных рисунков не очень хорошая, они сильно выветрены, расположены довольно высоко от земли и к ним нет прямого доступа. Добраться до плоскости возможно только при помощи альпинистского оборудования», — рассказал Арефьев. 

Как рисовал первобытный человек

Наскальная живопись пещеры Альтамира выполнена древесным углём, желто-красной охрой, гематитом и другими натуральными красками.

Интересна техника нанесения рисунков. Древние художники рисовали не только пальцами, но и специальными приспособлениями. Скорее всего, это были примитивные кисти, палочки или кусочки кожи.

Выступы и впадины на потолке и стенах мастерски использовались художниками для придания естественного объема будущих рисунков. Возможно это первый 3D эффект в истории человечества.

Для рисунков в пещере характерны четкие продуманные линии. Они нанесены буквально одним движением без отрыва от поверхности. Большинство рисунков выполнено с фотографической точностью.

Ученые до сих пор спорят о назначении этих рисунков. Основные версии сводятся к первобытной религии. Возможно, создавая такие картины, древний человек совершал обряд плодородия или удачной охоты. Не исключено, что люди просто рисовали обычные сцены из своей повседневной жизни.

Зоны пещеры Ласко

Ученые формально разделяют пещеру на отдельные участки.

Зал быков

Иногда его называют Ротонда. Протяженность этого отрезка 17 метров, ширина 6 метров, высота до 7 метров. Здесь находятся изображения четырех огромных черных быков. Один из них имеет размер более 5 метров. Это самый крупный наскальный рисунок когда-либо обнаруженный археологами. Возможно, этих быков нарисовали в натуральную величину.

Зал быков

В этом зале сосредоточена самая внушительная коллекция изображений. Кроме быков, здесь десяток лошадей, несколько оленей и медведь. А также непонятное животное с рогом на лбу. Конечно же, его стали называть единорогом (может быть они все же существовали?).

Осевой проход

Он следует сразу после Зала быков. Его длина тоже около 17 метров, а вот ширина и высота меньше. Здесь также можно увидеть лошадей, оленей и быков. К тому же есть некоторые простые символы.

Неф

Путь прямо через осевой проход ведет в Неф. Он уже выше, и длина его 20 метров. Здесь можно выделить корову, оленей и бизонов. Плюс к этому много непонятных знаков. В частности участок, поделенный на квадраты. Предположительно это жилище, одежда из лоскутов, а возможно доисторическая ловушка для животных.

Кошачий лаз

Сразу за Нефом есть часть пещеры, где нет рисунков. Затем следует участок под названием «Кошачий лаз». Он очень узкий. Его длина 20 метров. Большинство изображений на этом участке показывают семейство кошачьих.

Апсида

Эта часть представляет собой круглый грот. Он расположен в месте, где сходятся «Осевой проход» и «Неф». Здесь порядка 1000 изображений животных и различных знаков. Только в Апсиде можно увидеть единственный рисунок северного оленя во всей пещере Ласко.

Шахта

Или как его еще называют «Колодец» лежит сразу после Апсиды. Чтобы попасть в него, нужно спуститься в нижнюю часть пещер на глубину около 5 метров.

Именно здесь есть один из самых таинственных рисунков во всей пещере Ласко. На нём показан человек, который стоит (или лежит, а может падает) между носорогом и бизоном. Причем у человека голова птицы, бизон проткнут небольшим копьем, а носорог, по всей видимости, не выдержав этого безумия, спешит покинуть сюрреалистичный рисунок. Есть версия, что это иллюстрация какого-то мифа.

Возможно это иллюстрация древней легенды

Схематичное расположение участков представлено на рисунке ниже.

Общеизвестные местонахождения наскальной живописи.

  1. Картина расположена в низовье реки Пеко, её возраст 4000 лет. Парк Какаду (Австралия). Является одним из самых красивых мест. Тут собрана коллекция картин местных аборигенов, одним из них до 20000 лет.
  2. Лаас-Гааль, дословно Верблюжий колодец (Сомали). Французская экспедиция обнаружила этот пещерный комплекс в декабре 2002 года. Идеально сохранившиеся наскальные росписи, возраст некоторых 5000 – 12000 лет. На них нарисованы животные, и люди в церемониальных одеждах с различными украшениями.
  3. Скальные жилища Бхимбетка (Индия). В естественно скальных пещерах хранятся рисунки, которым примерно 30000 лет. На них воспроизводятся сцены из каждодневной жизни (охота, сбор урожая, религиозные обряды, рождение детей, танцы). Рисунки выполнены белым и красным цветом. Они передают эволюцию человека и цивилизации от мезолита до конца доисторического времени.
  4. Магура (Болгария). Рисункам 4000 – 8000 лет. Для начертания использовали довольно необычную краску — гуано (помёт) летучей мыши.
  5. Куэва-де-лас-Манос (Аргентина). Наскальные картины 9000 – 13000 годов. Обширная коллекция оттисков и изображений рук, вдобавок изображены геометрические фигуры.
  6. Пещера Альтамира (Испания). Шедевр древней культуры эпохи палеолита, 14000 – 20000 лет. При первом обнаружении, учёные посчитали их поддельными, из-за того, что они хорошо сохранены, практически в первозданном состоянии. В конце 1970 года пещера была закрыта. Причина в том, что большое количество диоксида углерода от дыхания посетителей стало приводить к разрушению живописи.
  7. Пещера Ласко (Франция). Самая значительная коллекция наскальных рисунков. Здесь собраны красивые, сложные и тщательно продуманные картины в мире. Также была закрыта из-за разрушения живописи. Однако для туристов к 1983-му году была создана Ласко II — точная копия двух главных залов пещеры в естественную величину.

Презентация на тему: » Пещерная живопись ( часто называют наскальной живописью ) изображения в пещерах, выполненные людьми эпохи палеолита. Большинство подобных объектов найдено.» — Транскрипт:

2

Пещерная живопись ( часто называют наскальной живописью ) изображения в пещерах, выполненные людьми эпохи палеолита. Большинство подобных объектов найдено в Европе, т. к. именно там древние люди были вынуждены жить в пещерах и гротах, спасаясь от холодов. пещерах палеолита

3

На стенах своих пещер кроманьонцы рисовали изображения животных, на которых они охотились. Они первыми из людей стали рисовать, пользуясь красками, хотя неандертальцы, вероятно, задолго до того раскрашивали свои тела истолченной породой красного цвета, так называемой охрой. Они верили, что рисунки защитят от злых сил и помогут во время охоты, от успеха которой зависело само их существование. До сих пор не найдено никаких рисунков, выполненных более древними людьми. Возможно, они рисовали или царапали чем — то острым на кусочках дерева, которые давным — давно сгнили.

4

Кроманьонцы рисовали лошадей, бизонов и оленей. Часто на рисунках встречаются и изображения копий, что должно было, по замыслу художника, принести удачу во время настоящей охоты.

5

Один из кроманьонских художников приложил ладонь к скале, а затем напылил вокруг неё краску через тростинку. Изображение людей или растений встречаются на ранних рисунках крайне редко.

6

Перед вами высеченное на стене пещеры изображение шерстистого мамонта, на котором отчетливо видна его длинная косматая шерсть. Наскальная живопись часто показывает нам как выглядели доисторические животные.

7

Магические фигурки Кроманьонцы высекали на камне фигурки очень толстых или беременных женщин. Они также лепили статуэтки из глины, после чего обжигали их на огне. Вероятно, первобытные люди верили, что такие фигурки принесут им удачу.

8

Наскальные рисунки Наскальные рисунки кроманьонцев были во множестве обнаружены во Франции и Испании. Краски и по сей день сохранили яркость, хотя возраст этих рисунков превышает лет. На ранних наскальных рисунках запечатлены исключительно животные и всякого рода охотничьи сцены, из чего можно заключить, что художники были мужчинами. Пещера освещалась пучками горящей шерсти или мха, смоченного в животном жире. Иногда они сперва обозначали контуры животного, а затем закрашивали силуэт при помощи пучков мха или обрывков шкур, смоченных в краске. Краски изготовлялись из окрашенной мягкой породы. Художник растирал породу в порошок костью и камнем, а затем смешивал этот порошок с животным жиром. Краску хранили в полых костях животных, концы которых затыкались комками жира. Зеленой и голубой краски древние живописцы не знали, так как пород такого цвета им не попадалось. Художники делали кисти из кусочков шерсти, привязанных к небольшим костям. Иногда они наносили краску на рисунок пальцами или же использовали для этого маленькие кусочки меха либо пучки мха.

9

Эти рисунки были сделаны примерно лет назад в Испании. В отличие от более ранних рисунков, слева запечатлены человеческие фигурки. Этот охотник стреляет из лука в оленей. На этом наскальном рисунке справа изображена женщина, извлекающая мед из пчелиного гнезда на дереве. Здесь же изображены и пчелы, сердито кружащиеся вокруг своего гнезда.

Темы живописи первых художников

Наскальный рисунок древнего человека отражал ту действительность, которая его окружала. Он отображал то, что волновало его больше всего. В палеолите основным занятием и способом добычи пищи была охота. Поэтому животные – главный мотив рисунков того периода. Как уже говорилось, в Европе были обнаружены во множестве изображения бизонов, оленей, лошадей, коз, медведей. Они переданы не статично, а в движении. Животные бегают, прыгают, резвятся и умирают, пронзенные копьем охотника.

В пещере Ласко, расположенной на территории Франции, находится самое большое древнее изображение быка. Его размер – более пяти метров. В других странах древние художники также рисовали тех животных, которые жили рядом с ними. В Сомали были найдены изображения жирафов, в Индии – тигров и крокодилов, в пещерах Сахары есть рисунки страусов и слонов. Кроме животных, первые художники рисовали сцены охоты и людей, но крайне редко.

Краски и инструменты

Для создания рисунков первобытные художники использовали особую технику. Сначала они процарапывали резцом изображение животного на поверхности скалы или камня, а затем наносили на него краску. Ее изготавливали из природных материалов – охры разных цветов и черного пигмента, который добывали из древесного угля. Для фиксации краски использовали органику животных (кровь, жир, мозговое вещество) и воду. Цветов в распоряжении древних художников было мало: желтый, красный, черный, коричневый.

Рисунки древних людей имели несколько особенностей. Иногда они наслаивались друг на друга. Часто художники изображали большое количество животных. В этом случает фигуры на переднем плане изображались тщательно, а остальные – схематично. Первобытные люди не создавали композиций, в подавляющем большинстве их рисунки – хаотичное нагромождение изображений. На сегодня найдено лишь несколько «картин», которые имеют единую композицию.

В период палеолита уже были созданы и первые инструменты живописи. Это были палочки и примитивные кисти, изготовленные из меха животных. Древние художники заботились и об освещении своих «холстов». Были обнаружены светильники, которые делали в виде каменных плошек. В них наливали жир и клали фитиль.

Изображение древней охоты

В 2017 году австралийским археологам удалось найти самый загадочный наскальный рисунок. В одной из пещер Сулавеси они увидели картину, на которой изображена охота на двух карликовых быков аноа. Их окружают охотники с копьями и веревками в руках. Так как возраст рисунка был оценен в 43 тысячи лет, он считался самым древним изображением с сюжетом. Теперь же этот статус принадлежит описанной выше картине с четырьмя свиньями. Но этот рисунок все равно считается самым древним из тех, на которых изображена охота на животных.

Изображение охоты на животных

Но больше всего в этой картине удивляет то, что охотники были изображены с хвостами и свиными рылами. Об этой особенности древней картины я уже писал в этом материале. Можно было бы предположить, что неизвестный художник нарисовал охотников, которые надели на лица маски для устрашения зверей. Но у них также есть хвосты, а сами животные изображены очень крупными. Какой именно сюжет рассказывает картина, до сих пор неизвестно. Но ученые склонны предполагать, что они имеют дело с первой фантастической картиной в мире.

Помимо наскальных рисунков, на острове Сулавеси обнаруживаются и другие древние объекты. В 2009 году на территории местной деревни Талепу были найдены каменные орудия первобытных людей. Их возраст оценивается примерно в 194 тысячи лет — возможно, они принадлежали первым жителям острова.

Переход

16 августа в ходе тайной встречи Гиля с руководством партизанского отряда «Железняк» на нейтральной территории были оговорены условия присоединения эсэсовцев к партизанам. Всем «дружинникам» (кроме белогвардейцев) была обещана неприкосновенность, шанс реабилитировать себя перед Родиной, восстановление в воинских званиях и возможность вести переписку с родственниками. Гиль настоял на том, чтобы командование бригадой осталось за ним.

Полиция порядка в Минске — Bundesarchiv

В тот же день начался переход бригады на советскую сторону. Гиль с офицерами и преданными солдатами объезжал деревни, где были расквартированы полки «дружинников» и перед строем произносил речь, в которой утверждал, что немцы их обманули, что «ни о какой «новой России» они не думают и что у них лишь одна цель — порабощение русского народа». «Давая обещания и заверения, — говорил командир «Дружины», —  фашистские гады в то же время производили свои кровавые расправы над невинными безоружным мирным населением». Роль себя и свои подчиненных в этих расправах, он, кончено, не озвучивал.

Следовавший за этим приказ Гиля-Родионова «беспощадно истреблять фрицев до последнего их изгнания с русской земли» встречался бойцами бурным ликованием. Они немедленно уничтожали ошеломленных немцев и брали под арест белоэмигрантов и оппозиционных командиру офицеров.

Евгений Халдей/МАММ/МДФ/russiainphoto.ru

В итоге, 16 августа 1943 года 1175 «дружинников» с оружием перешли на сторону партизан. Позже к ним присоединились еще около 700. Однако не все из эсэсовцев были рады таким переменам: больше 500 человек сбежали в сторону немецких гарнизонов. Тех из них, кого «дружинники» смогли поймать, они тут же расстреляли.

Пещера Альтамира

Сантандер, Испания

Альтамира (La cueva de Altamira) — пещера в Испании с полихромной (многоцветной, ваш Кэп) каменной живописью эпохи верхнего палеолита (Солютрейская культура). Находится около Сантильяна-дель-Мар в Кантабрии, Испания, в 30 км западнее Сантандера. Собственно сам город Сантандер находится на севере Испании, на берегу Атлантического океана.

Пещера с наскальными росписями эпохи позднего палеолита (Мадленская культура, 15-8 тыс. лет до н. э.) — объект всемирного наследия ЮНЕСКО с 1985 года.

Открытие

По поводу точной даты открытия пещеры в источниках единства нет. Википедия сообщает, что это был 1879 год, Дэвлет настаивает на 1876 году (говорят, что  пещере повезло стать открытой после того, как в её входе чуть не застряла собачка местного священника Модесто Кубильяса Переса, ),  где-то мелькает 1868 год.

Брейль и Обермайер в книге «Пещера Альтамира в Сантильяна-дель-Мар (Испания)» называют 1875 год, сам же виновник торжества  Марселино Санс де Саутуола  в своей брошюре 1890 года писал, что это случилось  4 года назад, т.е. в 1876 году.

Мария де Саутуола

Итак, где-то в 1870-х годах Саутуола набрел на Альтамиру, но всю её красоту ему помогла увидеть его дочь Мария, которую он взял с собой во время второго посещения пещеры.

Низкие потолки пещеры не позволяли взрослому человека передвигаться внутри нее в полный рост. Именно поэтому яркие фигуры животных на потолке увидела девятилетняя дочь археолога.

Именно ее фраза: «Папа, смотри! Там быки!» вошла в учебники истории и стала отправной вехой в развитии новой науки — изучении наскальной живописи.

В общем, фактом остается лишь то, что честь открытия пещеры Альтамира принадлежит археологу-любителю Марселино Санс де Саутуоле. Вместе с Хуаном Виланова-и-Пьера — археологом из Мадридского университета — они раскопали пещеру.

В 1880 году они опубликовали результаты раскопок, где отнесли рисунки к эпохе палеолита. Другие учёные восприняли это сообщение неоднозначно, Саутуолу обвинили в фальсификации рисунков, пока позже не были открыты пещерные росписи в других местах — пещерах Южной Франции Фон-де-Гом, Ласко, Монтиньяк и др., но к этому времени Саутуола уже умер.

Раскопки в пещере проводились в 1902-04, 1924-25 и 1981 гг.

 Что есть

Пещера длиной 270 м состоит из серии двойных коридоров и залов. Главный зал составляет в длину 18 м и от 2 до 6 м в высоту. Некоторое время в пещере никто не жил, кроме животных.

Всего удалось найти 15 различных рисунков животных, на которых находятся 23 изображения. На потолке и стенах нарисованы бизоны, олени, кабаны, лошадей, а также оставлены отпечатки ладоней.

Рисунки выполнены углем, охрой, гематитом и другими естественными красками. И не только пальцами рук, но и специальными приспособлениями, сделанными первобытными людьми.

Рисунки расположены на потолке и стенах не только главного зала, но и в главном коридоре и других залах. Древние художники использовали естественные контуры стены для создания трёхмерного эффекта, возможно, это было связано с их религиозным взглядом на мир.

В природе эти животные вместе не встречаются. Более того, шерстистые бизоны на территории современной Испании вымерли несколько тысячелетий назад. Это было одним из основных доводов в пользу того, что создателями этого своеобразного полотна были древние люди.

Наиболее известная часть росписи – это так называемый плафон, низкий потолок, который расположен в небольшом зале слева от центрального тоннеля пещеры. Общая площадь рисунка около 100 квадратных метров.

Но самое удивительное то, как грамотно использовал древний художник естественные выпуклости рельефа потолка. В результате мы можем видеть не только очень красочное, но объемное изображение.

А посмотреть?

В 2001 году в музейном комплексе Альтамира, расположенном рядом с пещерой, были открыты копии знаменитого живописного панно Большого плафона, а также некоторых других изображений пещеры, позволяющие ознакомиться с рисунками, не посещая пещеру. В музее воссоздана сама пещера и росписи стен и потолка.

Копии рисунков также можно увидеть в музеях Мадрида, Барселоны, Мюнхена, Брно и нескольких других музеях мира.

Ещё у Альтамиры есть сайт.

Галерея

Кто рисовал и кого

Наскальные рисунки пещеры Ласко относятся к солютрейской археологической культуре, их возраст 18 — 15 тысяч лет до н.э. Всего рисунков насчитывают больше 2000, среди них изображения быков, зубров, коров, лошадей, кошек, бизонов, одно изображение северного оленя, нечёткие и схематичные, людей, а также какие-то знаки, символы, точки.

Из красителей широко применялась охра, окись марганца и окись железа. Древние художники измельчали минерал, и получившийся краситель смешивали с водой или с животным жиром. Техника нанесения краски с водой напоминает акварельную технику. Кроме такой техники художники использовали гравировку — прорезали в стенах пещеры контуры изображения и заполняли их краской.

Ниже представлен план пещеры Ласко. Названия отдельных частей были даны ещё Анри Брейлем, их используют до сих пор.

Пещера Ласко во Франции, примерный план

Изображения Зала Быков (Ротонды):

Эта часть пещеры в длину достигает 20 метров, ширина колеблется от 5,5 до 7,5 метров. Самый яркий и содержательный зал. Стены пещеры здесь светлые, почти белые, что усиливает эффект от наскальных рисунков.

Единорог. Это одно и первых изображений в пещере, уникальное. Многие исследователи считают, что это мифический зверь.

Группа из пяти оленей, на фотографии уместилось только 3

Это самое большое изображение быка, которое когда-либо было обнаружено, в длину он достигает более 5 метров. Шесть точек над его головой заинтриговали многих исследователей, выдвигается даже гипотеза, учёными Шанталем Жеге-Валькиви, Михаэлем Раппенглюком и Фрэнком Эджем, что это отсылка к созвездию Тельца (точки символизируют скопление Плеяд)

Изображения Осевого прохода:

Большой черный бык, 3,71 метра в длину и 1,93 ширину. Краска была нанесена двумя способами: распылением через специально сделанную трубочку и кистью

Большой Чёрный бык, фрагмент

Корова с чёрной головой

Корова с чёрной головой, фрагмент

Изображения Кошачьего зала:

Этот зал получил название такое из-за изображённых здесь шести представителей кошачьих (в пещерной живописи хищников редко изображали). Кроме кошек на стенах снова присутствуют быки, олени, лошади, а также какие-то знаки.

В этой части встречается единственное изображение лошади анфас (животных, как видно выше, древние художники чаще всего рисовали сбоку).

Лошадь анфас

Изображение колодца:

На этом рисунке изображена целая сцена, в том числе и редкое изображение человека с птичьей головой. Человек нарисован схематично, в отличие от животных. Искусствоведы любят интерпретации, и эта сцена не осталась в стороне. Вариантов много. Лично я не вижу принципиального смысла в толкованиях сюжета и гадания на кофейной гуще; всё это полезно для ума, но мало что даёт для понимания истинного замысла первобытного художника. Созерцание в этом случае (и во многих других более поздних) гораздо ближе к истине.

Для посещений пещера закрыта, так как углекислый газ, выдыхаемый человеком повышает влажность, тем самым создавая хорошие условия для развития сине-зелёных водорослей, разрушающих наскальную живопись.

Для туристов создана копия пещеры, Ласко 2. Также копия Ласко есть и в Японии. Посетить пещеру можно и виртуально на .

Ещё почитать:

  • Дадаизм: разочарование культуры // 14 мая 2011 // 16
  • Альтамира. Импрессионизм 15 000 лет до н.э.? Часть 2 // 13 апреля 2011 // 16
  • Пещерная живопись Альтамиры, часть 1 // 28 марта 2011 // 7
  • Наскальные рисунки пещеры Шове // 25 мая 2012 // 7

Метки: Ласко, пещерная живопись.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий