224,живопись и наука эпохи возрождения: кратко

Таблица на все времена

Основатель научной химии французский естествоиспытатель второй половины XVIII в. А.Л. Лавуазье выявил мельчайшую химическую единицу, сохраняющую свои свойства — химический элемент, — и создал список 33 химических элементов, попытавшись систематизировать их, исходя из их сходств и различий. К середине XIX в. были известны уже 63 элемента. Главной задачей химии стал поиск закономерностей в распределении свойств элементов. Учёные пытались систематизировать их, исходя из понимания, что химический элемент — это совокупность атомов с одинаковым зарядом ядра.

В 1869 г. русский учёный Д.И. Менделеев открыл периодический закон — фундаментальный закон природы, выражающий зависимость свойств химических элементов от величин их атомной массы (веса). Графическое выражение закона — таблица Менделеева, где химические элементы расположены в порядке возрастания их атомной массы и составляют группы со сходными свойствами. Периодический закон позволил предсказывать свойства ещё не открытых веществ. Каждый из открытых на сегодняшний день 118 химических элементов занимает в таблице место, согласно своей атомной массе, и его свойства оказываются схожи со свойствами других элементов группы, в которую он попадает.

Периодическая таблица химических элементов Д. И. Менделеева

Позднее Возрождение. Позднее итальянское Возрождение

Конец шестнадцатого столетия отразился на Италии тем, что экономика и торговля начали терять свои позиции, а в искусстве правил кризис. В нём господствовали тенденции, противоречившие классическому Возрождению . Активнее всего они проявлялись в маньеризме .

Венеция практически не пустила маньеризм в свои врата, однако в этом периоде времени она стала центром искусства позднего итальянского Возрождения. Роскошь и величие её культуры прикрывали собой упадок самого государства.

Тинторетто

Одним из гениальных мастеров позднего Ренессанса являлся Тинторетто . Его идеи были сугубо индивидуальными и просто шедевральными, по величию он по пятам следовал за Микеланджело и Тицианом . Современники видели в нём неиссякаемое трудолюбие, умение больше всех прочувствовать трагизм эпохи, внедрение в искусство собственных идей и замыслов. Вместо ранее принятых в живописи строгости и симметрии, на его произведениях господствует динамичность, драматичность, размах эмоций.

Тинторетто. Рай.

Венецианская погода не позволяла украшать стены зданий с помощью фресковой живописи . Вместо неё использовались большого размера картины, созданные с применением техники масляной живописи, творцом которых и был Тинторетто. На его счету довольно большое количество произведений такого плана. Они украшают залы школы Святого Роха. Именно произведения Тинторетто становятся заключительными в итальянской живописи Ренессанса.

Эпоха Возрождения интересные факты. Интересные факты эпохи Возрождения

— Длилась эта эпоха с середины 14 до середины 17 века.

— Человек в данную эпоху рассматривался со всех сторон . В связи с этим был создан анатомический театр. На данное событие собирались огромные толпы простых людей. Что же это такое? Перед началом представления работники развешивали таблички с местом и временем проведения сего мероприятия. Вся суть была в том, что какой-то знаменитый хирург на глазах толпы анатомировал труп человека.

— Почему вернулись именно к античным представлениям Древней Греции? В Греции была та же философия антропоцентризма: в скульптурах изображались мышцы, движения, тела людей. В Риме, наоборот, изображались мимика, взгляды, лица людей и была другая философия. Но в средневековье данный виды искусства были запрещены.

— В эпоху Ренессанса вновь появляется перспективное изображение вместо плоского.

— Некоторые идеи Возрождения до сих пор присутствуют в системе образования. Например, идея всестороннего развития человека.

— Помимо подражания классической древности в искусстве на первом месте стояла тяга к знаниям. Знание в философии Возрождения рассматривается как главная добродетель. В этом смысле греческая и римская философии были главными источниками. Второй принцип философии — понятие истины. Оно совпадало с понятием блага и прекрасного. Постижение прекрасного начиная от низших форм (про анатомический театр) до постижения красоты души и одухотворённый мира в целом. Ещё один важный момент – понимание роли гражданина и гражданского общества (именно подготовка)

— Принцип гуманизма призывал к активной жизни, наслаждению . — Гелиоцентризм сменил геоцентризм. То есть было официально признано,что Земля вращается вокруг солнца, а не наоборот. Но на пути к этому признанию было сожжено множество учёных и научных деятелей.

Культура Возрождения

Ренессанс подарил истории плеяду великих художников, ученых, писателей и мыслителей. Вот имена некоторых, самых известных из них: Леонардо да Винчи, Дезидерий Эразм, Рене Декарт, Галилей, Николай Коперник, Томас Гоббс, Джотто, Данте, Никколо Макиавелли, Тициан, Уильям Тиндейл, Уильям Шекспир, Донателло, Сандро Боттичелли, Рафаэль, Микеланджело.

В эпоху Возрождения искусство, архитектура и наука были тесно взаимосвязаны. Фактически они слились воедино. Некоторые художники, например, да Винчи, в своих творениях опирались на научные принципы, такие как анатомия, чтобы иметь возможность воссоздать человеческое тело с необычайной точностью. Чтобы безошибочно проектировать и сооружать огромные здания с обширными куполами, архитектор Филиппо Брунеллески изучал математику.

Научные открытия привели к серьезным изменениям в мышлении. Галилей и Декарт представили новый взгляд на астрологию и математику, в то время как Коперник предположил, что Солнце, а не Земля, является центром Солнечной системы.

Искусство эпохи Возрождения характеризовалось реализмом и натурализмом. Художники стремились изобразить людей и предметы максимально правдоподобно. Они использовали такие приемы, как перспектива, тень и свет, чтобы добавить глубину и размерность своим работам. Эмоции стали еще одной особенностью, которую художники пытались привнести в свои творения.

Архитектура и скульптура

Основоположниками нового архитектурного стиля стали выдающиеся мастера Флоренции, прежде всего Филиппо Брунеллески, создавший монументальный купол собора Санта-Мария дель Фьоре. Но главным типом архитектурного сооружения в этот период становится уже не церковное, а светское здание — палаццо (дворец). Ренессансный стиль характеризуют монументальность, создающая впечатление величия, и подчёркнутая простота фасадов, удобство просторных интерьеров. Сложной конструкции готических зданий, подавлявших человека своим величием, была противопоставлена новая архитектура, которая создавала принципиально новую среду обитания, более соответствующую человеческим потребностям.

Собор Санта-Мария дель Фьоре. Флоренция

Палаццо Медичи-Рикарди. Флоренция. Фасад

Палаццо Медичи-Рикарди. Флоренция. Внутренний двор

В эпоху Возрождения произошло отделение скульптуры от архитектуры, появились отдельно стоящие памятники как самостоятельный элемент городского ландшафта, быстро развивалось искусство скульптурного портрета. Портретный жанр, широко распространившийся в живописи, скульптуре и графике, отвечал гуманистическому настрою ренессансной культуры.

ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.

В литературе Возрождения наиболее полно выразились гуманистические идеалы эпохи, прославление гармонической, свободной, творческой, всесторонне развитой личности.

Любовные сонеты Франческо Петрарки (1304—1374) открыли глубину внутреннего мира человека, богатство его эмоциональной жизни. В XIV—XVI веке итальянская литература пережила расцвет — лирика Петрарки, новеллы Джованни Боккаччо (1313—1375), политические трактаты Никколо Макиавелли (1469—1527), поэмы Лудовико Ариосто (1474—1533) и Торквато Тассо (1544—1595) выдвинули её в число «классических» (наряду с древнегреческой и древнеримской) литератур для других стран.

Литература Возрождения опиралась на две традиции: народную поэзию и «книжную» античную литературу, поэтому часто рациональное начало сочеталось в ней с поэтической фантастикой, а комические жанры получили большую популярность.

Это проявилось в наиболее значительных литературных памятниках эпохи: «Декамероне» Боккаччо, «Дон Кихоте» Сервантеса, и «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле. С эпохой Возрождения связано появление национальных литератур — в отличие от литературы средних веков, создававшейся преимущественно на латыни. Широкое распространение получили театр и драма. Самыми известными драматургами этого времени стали Уильям Шекспир (1564—1616, Англия) и Лопе де Вега (1562—1635, Испания)

Ренессанс и искусство

Особенности эпохи Возрождения – это то, что тело человека стало основным началом воодушевления и предметом исследования для художников этого времени. Так, делался акцент на похожести скульптуры и живописи с действительностью. К основным чертам искусства периода Возрождения относится сияние, утонченное владение кистью, игра тени и света, тщательность в процессе работы и непростые композиции. Для художников Ренессанса главными являлись образы из Библии и мифов.

В живописи эпохи Возрождения сходство реального человека с его изображением на том или ином полотне было настолько близко, что вымышленный персонаж казался живым. Об искусстве ХХ столетия этого сказать никак нельзя.

Эпоха Возрождения (кратко основные тенденции ее изложены выше) воспринимала тело человека как бесконечное начало. Ученые и художники регулярно улучшали свои умения и знания, изучая тела индивидуумов. Тогда преобладало мнение, что человек сотворен по подобию и образу Бога. Это утверждение отображало физическое совершенство. Главными и важными объектами искусства Ренессанса были боги.

Культура

Основой культуры Ренессанса считается принцип гуманизма, который говорил о красоте и достоинстве человека, его творческих возможностях, разуме и воле. Жизнеутверждающая культура гуманизма имела светский характер, что в корни отличалось от культуры средневекового времени. Европа освободилась от мощного церковного влияния, что способствовало быстрому подъему и развитию науки. Буржуазный строй, набирающий силы, оказал влияние на победу светского движения. Но гуманистический характер направленности искусства выражал поддержку не только развивающейся буржуазии, но также и прогрессивным слоям населения. Непреодолимое стремление познания окружающего мира отразилось на изобразительном искусстве. Огромную популярность в монументальной живописи Италии получила фреска. Зарождается пейзажная и историческая живопись, воздвигается портрет. В Нидерландах и Германии широкое применение получает гравюра. Ее часто используют при оформлении книгопечатных изданий.


Тайная вечеря, Леонардо да Винчи

Что открыли в эпоху Ренессанса

Америго Веспуччи открывает Америку. Гравюра Теодора Галле по оригиналу Страдануса. XVI век 

Прежде всего, конечно, Америку. Старый Свет внезапно осознал, что он ста­рый, а за морями есть еще новый, который предстоит разведать, покорить, поделить и как следует исследовать. Помимо золота, в порты Португалии, Италии, Испании и Англии хлынули экзотические сокровища: одушевленные трюфели инков (известные нам как картошка), декоративные плоды любви (так поэт сэр Уолтер Рэли презентовал королеве Елизавете помидоры), а заодно по­пугаи, подсолнух, индейки, какао, кукуруза и морские свинки. А без карто­феля, к примеру, радикальный прирост населения Европы в XVII–XVIII веках вряд ли стал бы возможен. Но Великие географические открытия на этом не закончились: пор­тугальцы высадились в Китае (1513), голландцы — в Австралии (1606), Тасма­нии и Новой Зеландии (1642); они же исследовали Арктику (Виллем Баренц, 1594–1597) и вывели принципы современной карто­графии (Герард Меркатор в 1540-е научил весь мир применять равноугольную цилиндрическую проек­цию — так карты обрели свой привычный вид, с парал­лельными линиями долготы и широты). Тем временем еще один уроженец Нидерландов, Андреас Везалий, досконально разобрался во внутренностях человека: он установил, что у мужчин и женщин одинаковое число ребер и зубов (до Везалия врачи были уверены, что мужчинам положено 32 зуба, а женщинам — 28), и выяснил, как устроены скелет, мышцы и сосудистая система. Кстати, иллюстрации к анато­мическим атласам Везалия рисовал ученик Тициана — Ян Юст ван Калкар.

микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Дневник дня

Даниил ХармсКомикс дня

Про Че ГеваруРеклама дня

Сигареты Winston

Архив

Искусство Возрождения

Ренессанс стал временем расцвета художественного творчества, породил знаменитых гениев Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Альбрехта Дюрера, Рафаэля Санти и многих других. Художественное искусство Ренессанса отличалось от Средневекового следующими особенностями:

  1. Художники научились передавать объем на своих картинах, пейзажи и все объекты на полотнах стали выглядеть объемно, трехмерно.
  2. Помимо религиозных сюжетов живописцы стали изображать сцены природы и обыкновенных людей (раньше изображали в основном только святых). Пейзаж и портрет выделились как самостоятельные виды живописи.
  3. В творчестве большинства художников прослеживались идеалы античности, культ красоты человеческого тела.

Самым знаменитым гением эпохи Возрождения стал Леонардо да Винчи, живший с 1452 по 1519 год. Итальянский художник, скульптор, архитектор увлекался также изучением точных наук: математики, механики, физики, астрономии. Кроме того, Леонардо хорошо играл на музыкальных инструментах, пел, создавал модели и чертежи различных изобретений (чертеж танка, модель катапульты, бронированного фургона, самолета).На весь мир прославились картины Леонардо да Винчи: «Джоконда», «Тайная вечеря», «Мадонна Литта», «Дама с горностаем». Особенностью всех его портретов было достижение необыкновенного реализма, которому он научился благодаря изучению законов перспективы и анатомии.

 «Джоконда»

Микеланджело Буонарроти — крупнейший итальянский мастер эпохи Ренессанса, соперник Леонардо да Винчи, живший с 1475 по 1564 год. Микеланджело был художником, поэтом, философом, архитектором, однако больше всего он прославился как скульптор. Скульптуры Микеланджело были признаны гениальными еще при его жизни. «Давид», «Моисей», «Скорбящая Мадонна» (Оплакивание Христа), «Лаокоон и его сыновья» — все они словно живые герои, случайно застывшие в камне.

Самым сложным и грандиозным проектом, который удалось реализовать гению Возрождения, стала роспись Микеланджело Сикстинской капеллы. Более четырех лет трудился Микеланджело над росписью потолка знаменитой папской часовни в Ватикане. Он писал фрески без перерыва на отдых, спал менее 5 часов в сутки, но выполнил свою работу в рекордно короткие сроки. Микеланджело прожил целых 89 лет, когда средняя продолжительность жизни в Европе едва доходила до 40 лет.

 «Оплакивание Христа»

Рафаэль Санти, в отличие от Микеланджело, прожил всего лишь 37 лет, однако остался в истории одним из самых знаменитых художников Ренессанса. Большинство своих картин Рафаэль Санти посвятил религиозной тематике: «Святое семейство», «Сикстинская мадонна», «Мадонна с гвоздиками», «Мадонна в кресле», «Мадонна с рыбой», «Положение во гроб» и многие другие. За недолгие годы своей жизни Рафаэль успел написать 200 картин, которые были признаны шедеврами.

Высокий Ренессанс

Вторая эра Возрождения считается самым грандиозным временем его существования. Высокое Возрождение также продолжалось 80 лет (1500-1580). В этот период столицей искусства становится Рим, а не Флоренция. Все это стало возможным из-за восхождения на престол папы Юлия II. Это был честолюбивый человек. Также он славился своей честностью и предприимчивостью. Именно он привлек к своему двору наилучших итальянских артистов. При Юлии II и его преемниках сооружается огромное количество монументальных ваяний, лепятся непревзойденные скульптуры, пишутся фрески и картины, которые и сегодня считаются шедеврами мировой культуры.

Архитектура

Главное, чем характеризуется эта эпоха — возвращение в архитектуре к принципам и формам античного, преимущественно римского искусства. Особенное значение в этом направлении придаётся симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры. Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши, эдикулы. Наибольший вклад в развитие ренессансной архитектуры внесли пять мастеров:

Церковь Святого Духа во Флоренции (архитектор Ф. Брунеллески)

  • Филиппо Брунеллески (1377—1446) — основоположник ренессансной архитектуры, разработал теорию перспективы и ордерную систему, вернул в строительную практику многие элементы античной архитектуры, создал впервые за многие столетия купол (Флорентийского собора), до сих пор доминирующий в панораме Флоренции.
  • Леон Баттиста Альберти (1402—1472) — крупнейший теоретик ренессансной архитектуры, создатель её целостной концепции, переосмыслил мотивы раннехристианских базилик времён Константина, в палаццо Ручеллаи создал новый тип городской резиденции с фасадом, обработанным рустом и расчленённым несколькими ярусами пилястр.
  • Донато Браманте (1444—1514) — зачинатель архитектуры Высокого Возрождения, мастер центрических композиций с идеально выверенными пропорциями; на смену графической сдержанности архитекторов кватроченто у него приходят тектоническая логика, пластичность деталей, цельность и ясность замысла (Темпьетто).
  • Микеланджело Буонарроти (1475—1564) — главный архитектор Позднего Возрождения, руководивший грандиозными строительными работами в папской столице; в его постройках пластическое начало выражается в динамичных контрастах как бы наплывающих масс, в величественной тектоничности, предвещающей искусство барокко (собор Святого Петра, лестница Лауренцианы).
  • Андреа Палладио (1508—1580) — родоначальник первой фазы классицизма, известной как палладианство; с учётом конкретных условий бесконечно варьировал различные сочетания ордерных элементов; сторонник открытой и гибкой ордерной архитектуры, которая служит гармоничным продолжением окружающей среды, природной или городской (Палладиевы виллы); работал в Венецианской республике.

За пределами Италии итальянские влияния наслаивались на местные средневековые традиции, порождая национальные изводы ренессансного стиля. Для иберийского ренессанса характерно сохранение готического и мавританского наследия вроде мелкой ажурной резьбы (см. платереско и мануэлино). Во Франции эпоха Возрождения оставила памятники в виде причудливо декорированных луарских шато с готическими наклонными крышами; эталоном французского ренессанса считается Шамборский замок Франциска I. В елизаветинской Англии архитектор Роберт Смитсон проектировал рационально-прямолинейные особняки с огромными окнами, заливавшими интерьеры светом (Лонглит, Хардвик-холл).

Третий этап развития философии эпохи Возрождения

Последний третий этап развития философии эпохи Возрождения — со второй половины XVI в. до начала XVII в. Этот период отмечен творчеством Пьера-Анжело Мандзоли, Мишеля Монтеня (1533 — 1592), Бернардино Телезио (1509 — 1588), Франческо Патрици (1529 — 1597), Джордано Бруно (1548 — 1600), Томмазо Кампанеллы (1568 — 1639), Якоба Беме (1575 — 1624), Галилео Галилея (1564 — 1642). Названные мыслители интересовались разной философской проблематикой. Так, например, Мандзоли и Монтень исследовали вопросы существования человека в мире. М. Монтень написал объемное сочинение “Опыты”, которое вплоть до нашего времени служит образцом нравоучительной литературы. Монтеню в своем сочинении удалось обобщить опыт нравоучительной литературы прошлого и разобрать такие модели нравственных оценок поведения, которые воспринимаются и современным читателем как вполне приемлемые.

Значительное приращение философского знания с середины XVI в. шло по линии развития представления о философии природы.

Синтез натур философских идей был осуществлен в сочинениях Джордано Бруно. Основными его трактатами считаются “О причине, начале и едином” (1584), “О бесконечности вселенной и мирах” (1584).

Центральной категорией его философии является Единое. Оно понимается им как высшая ступень космической иерархии бытия. В диалоге “О причине, начале и едином” Д. Бруно утверждал, что Вселенная едина, бесконечна и неподвижна. В едином материя совпадает с формой, множественность и единство, минимум и максимум. Материю он рассматривает как субстрат и возможность.

Д. Бруно вслед за своими предшественниками полагал, что природа одушевлена и свидетельством тому, по его мнению, является ее самодвижение. Ему принадлежит гипотеза о неразрывной связи пространства, времени и движущейся материи. Мыслитель считал, что Вселенная бесконечна и равна Богу, который отождествляется с миром.

Познание, согласно Д. Бруно, возможно. Конечной целью познания является созерцание божества. Такое созерцание открывается лишь движимым героическим энтузиазмом.

Этическое учение Д. Бруно направлено против средневекового аскетизма и ханжества. Мыслитель стал провозвестником новых нравов, входящих в европейскую жизнь, с формированием в ней буржуазного образа жизни.

Особенность заключительного этапа развития философии эпохи Возрождения заключается в том, что она наращивает свой потенциал вместе с развитием науки. Этот синтез философии и науки, дающий прирост в области методологии, характерен для трудов Галилео Галилея. Примером могут служить такие его труды, как: “Диалог о двух главнейших системах мира — птолемеевской и коперниковой”; “Пробирных дел мастер”.

Разработанное философией эпохи Возрождения диалектически цельное представление о неразрывном единстве человека и природы, Земли и бесконечного космоса было подхвачено философами последующего времени.

Идеи гуманизма, талантливо отстаивавшиеся мыслителями Возрождения, оказали широкомасштабное влияние на все общественное сознание Европы.

Культура эпохи возрождения

Возрождение — качественно новый этап в истории западноевропейской культуры. Суть его — переход от эпохи средневекового видения мира к культуре Нового времени. Переход этот совершался во всех областях мировоззрения и мироощущения человека — в науке, религии, искусстве.

Ярче всего этот «культурный переворот» выразился в изменении целей и способов творческой деятельности.

Новые методы приобретения научных знаний и образования, новая изобразительная система в живописи, новые жанры в литературе, новые формы социального поведения.

Культурное движение Возрождения, несмотря на формулу, заключенную в названии, было не возвращением античности (человечество не может вернуться к своему прошлому), а диалогом античной философии и эстетики, христианского мировидения и реалистического сознания нарождавшегося буржуазного общества.

В этом диалоге рождались гармония реального и идеального, материально-природного и духовно-божественного, рождался новый тип эстетического сознания.

Эпоха Возрождения была не временем воскрешения античной древности, а эпохой рождения принципиально новой европейской культуры.

Музыка и танцы

В эпоху Возрождения (Ренессанса) профессиональная музыка теряет характер чисто церковного искусства и испытывает влияние народной музыки, проникается новым гуманистическим мироощущением. Высокого уровня достигает искусство вокальной и вокально-инструментальной полифонии в творчестве представителей «Ars nova» («Нового искусства») в Италии и Франции XIV в., в новых полифонических школах — английской (XV в.), нидерландской (XV—XVI вв.), римской, венецианской, французской, немецкой, польской, чешской и др. (XVI в.).

Появляются различные жанры светского музыкального искусства — фроттола и вилланелла в Италии, вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал, возникший в Италии (Лука Маренцио, Якоб Аркадельт, Джезуальдо да Веноза), но получивший повсеместное распространение, французская многоголосная песня (Клеман Жанекен, Клод Лежён). Светские гуманистические устремления проникают и в культовую музыку — у франко-фламандских мастеров (Жоскен Депре, Орландо ди Лассо), в искусстве композиторов венецианской школы (Андреа и Джованни Габриели). Почти все крупные композиторы Возрождения в своих сочинениях ориентировались на современную им танцевальную культуру.

В период Контрреформации ставился вопрос об изгнании многоголосия из религиозного культа, и только реформа главы римской школы Джованни Пьерлуиджи Палестрины сохраняет полифонию для католической церкви — в «очищенном», «прояснённом» виде. Вместе с тем в искусстве Палестрины нашли отражение и некоторые ценные завоевания светской музыки эпохи Возрождения. Складываются новые жанры инструментальной музыки, выдвигаются национальные школы исполнения на лютне, органе, вёрджинеле.

В Италии расцветает искусство изготовления смычковых инструментов, обладающих богатыми выразительными возможностями. Столкновение различных эстетических установок проявляется в «борьбе» двух типов смычковых инструментов — виолы, бытовавшей в аристократической среде, и скрипки — инструмента народного происхождения. Эпоха Возрождения завершается появлением новых музыкальных жанров — сольной песни, кантаты, оратории и оперы, способствовавших постепенному утверждению гомофонного стиля.

Рафаэль

Продолжительность жизни: 6 апреля 1483 г. — 6 апреля 1520 г.

Национальность: итальянец

Рафаэль

Высокое Возрождение это термин, используемый для обозначения верхушки изобразительного искусства в Италии эпохи Возрождении. Раффаэлло Санцио да Урбино, наряду с Леонардо да Винчи и Микеланджело, образует троицу великих мастеров Высокого Возрождения. Рафаэль был, пожалуй, самым популярным художником эпохи Возрождения, и даже до конца 19 века его работы ценились больше, чем чьи-либо еще, и его считали лучшей моделью для исторической живописи. Хотя слава Микеланджело и Леонардо превзошла его, Рафаэль по-прежнему считается одним из величайших художников в истории. Он, как никто другой, был мастер в реалистическом изображении эмоций, которые привели его картины в чувство. Его искусством восхищаются во всем мире за его чистоту формы, простоту композиции и визуальный блеск. Многие из его картин, в том числе его шедевр «Афинская школа», считаются краеугольными камнями искусства эпохи Возрождения.

Шедевр: Афинская школа (1511)

Афинская школа (1511)

Другие известные работы: —

  • Сикстинская Мадонна (1512 г.)
  • Преображенский (1520)

Золотой век хирургии

XIX в. — век бурного развития медицины. Открытие микроорганизмов и их влияния на человеческий организм позволило провести идею антисептики. Этот комплекс мер борьбы с микробами, включающий стерилизацию медицинских инструментов и антисептическую обработку хирургических ран, значительно снизил послеоперационную смертность. Б 1846 г. американский врач У. Мортон впервые применил обезболивание (анестезию) при операции, усыпив пациента эфиром, веществом, об обезболивающих свойствах которого знал ещё Парацельс.

В России анестезию широко внедрял врач и физиолог Н.И. Пирогов

Пирогов также осознавал важность доскональных анатомических знаний для хирурга и видел, что исследование трупов не даёт истинной картины расположения внутренних органов (после смерти мышцы перестают поддерживать органы в прижизненном положении). Для верного описания внутреннего строения организма он делал распилы трупов, замороженных сразу после смерти

Свои описания и иллюстрации к ним Пирогов собрал в книге «Топографическая анатомия», ставшей лучшим учебником хирургов всего мира. Исследования Пирогова превратили анатомию в «мёртвую» науку, в которой уже нечего открывать.

Николай Иванович Пирогов

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий