Научное мышление: суть, основные особенности и место в современном мире

Что это такое?

Формирование научной мыслительной деятельности осуществляется в процессе познания мира. Научное мышление является особым видом познавательного процесса, нацеленного на внедрение объективных сведений в человеческое сознание. Познавательная функция отражает сущность науки.

Все продукты научного мышления обоснованы и собраны в единую систему. Классификация наук по предметным областям вычленяет общественные (социально-гуманитарные), естественные, технические и математические науки.

  • Социально-гуманитарные науки нацелены на получение знаний об обществе и человеке. История и правоведение пронизывают все области общественной жизни. Общие знания о социуме зафиксированы в философии и социологии. Антропология, эстетика, этика, филология, психология, политология, культурология, экономика раскрывают конкретную область общественной сферы. Научное мышление в гуманитарной области исследует человеческие помыслы, побуждения, намерения и личностные ценности.
  • Естественные науки предполагают изучение природы. Биология, химия, география, геология, экология, физика, астрономия вооружают людей новыми познаниями, способствующими улучшению качества жизни. Например, в медицинской отрасли научные открытия способствуют выздоровлению пациентов, страдающих ранее считавшимися неизлечимыми заболеваниями. Учёные-экологи исследуют водоёмы и окружающую среду, предупреждают население об опасности их загрязнения.
  • К техническим наукам относят механику, робототехнику, информатику, агрономию, архитектуру, которые ускоряют научно-технический прогресс. Многие технические науки призваны автоматизировать производство предприятий, снабжая их новейшими технологиями. В современном мире успешно используют роботов, новые виды энергии, ультразвуковые методы обработки, лазеры в технике.
  • Математические теории снабжают все другие науки формальными языковыми средствами. Подсчёты, измерения, описания формы объектов применяются для нахождения общих законов природы. Наблюдается их структурная взаимосвязь. Математические модели используются в мыслительном научном процессе при изучении большинства наук.

Все науки периодически пересекаются. При научном исследовании мышление направлено на изучение сведений, законов конкретных процессов и на анализ, выявление в них закономерных, повторяющихся явлений.

Как развивать понятийное мышление

Начнем с детского возраста. Ранее мы выяснили, что у маленьких детей понятийного мышления нет, они способны воспринимать мир только так, как они его видят. В этом контексте интересен эксперимент, поставленный швейцарскими психологами Жаном Пиаже и Барбель Инхельдер. Суть в следующем: детям дошкольного возраста демонстрировали макет, на котором было сооружено три горы разной высоты. Каждая из них имела свою особенность – домик, речка, заснеженная вершина. Также детям давали посмотреть фотографии, где все три горы были сфотографированы с разных сторон, и просили указать на те фото, где гора выглядела так, как они ее видят. На этом этапе с заданием справлялись все.

Затем с другой стороны макета помещали куклу, у которой вместо головы был гладкий шар, и просили детей выбрать фото, где изображение совпадает с тем, как его могла бы видеть кукла. Глаз у куклы не было, т.к. вместо головы был гладкий шар, а просто предположить, где могли бы быть у куклы глаза и как она могла бы видеть горы, у детей стабильно не получалось. В итоге все дети выбирали фото, где гора изображена так, как видят ее они сами.

Напомним, макет был сфотографирован со всех сторон, и если бы дело было лишь в неточном угадывании направления взгляда, дети ошиблись бы только с ракурсом обратной стороны горы. Однако в отсутствие четкого указания, где у куклы глаза и куда она смотрит, дети, не обладающие понятийным мышлением, просто давали ответ из своего уже знакомого опыта, не пытаясь анализировать ситуацию.

К слову, работая учителем в школе и помогая директору обрабатывать итоги тестов IQ, которые проходили школьники, Жан Пиаже обратил внимание, что дети примерно одного возраста совершают одни и те же ошибки. Это дало толчок новым исследованиям, в результате чего Пиаже вывел классификацию стадий развития интеллекта у детей

Стадии развития интеллекта у детей по Пиаже:

  1. Сенсомоторный интеллект (0-2 года) – простейшее восприятие с помощью органов чувств.
  2. Дооперациональные представления (2-7 лет) – дети создают свои образы и аналогии.
  3. Конкретные операции (7-11 лет) – начинают развиваться навыки абстрактного мышления – математические операции с невидимыми предметами, понимание родовой и видовой классификации животных и т.д.
  4. Формальные операции (после 12 лет) – способность понимать метафоры, точку зрения других людей, если она отличается от собственной, и прочее.

Можно ли как-то ускорить интеллектуальное созревание ребенка и помочь ему овладеть понятийным мышлением? В разумных пределах – да. Ключевые слова – в «разумных пределах». Естественно, что годовалый ребенок не поймет объяснение, предназначенное для младшего школьника. Однако помочь детям подниматься по ступеням познания и сделать этот подъем более легким и приятным мы, взрослые, вполне можем.

Фиксированное мышление

Основная мысль ставшей очень популярной книги Кэрол Двек «Новая психология успеха. Думай и побеждай» сводится к тому, что существует два типа мышления: первое заставляет человека деградировать и обвинять всех окружающих в своих неудачах, второе же приводит к росту личности и ответственности за свою жизнь. Люди, обладающие фиксированным мышлением, верят, что их способности «высечены в камне», то есть не могут измениться в течение жизни. Они не работают над своим развитием. Люди с мышлением роста, наоборот, уверены в том, что всему можно научиться и освоить практически любой навык. Они считают, что их базовые способности – лишь отправная точка. В статье мы детально поговорим именно о фиксированном мышлении, ведь врага нужно знать в лицо. Читать подробнее…

7

Зачем нужно понятийное мышление

Самые внимательные читатели могут удивиться подзаголовку: как зачем? Ведь, вроде, уже подробно расписали, что понятийное мышление предполагает понимание сути явлений и процессов, их причинно-следственных связей и т.д. Вопрос в другом: зачем нам это все понимать? Действительно, а что изменится, если мы, подобно детям, каждый день будем открывать мир по-новому и видеть только самые яркие его стороны? И что с того, что они окажутся второстепенными?

В общем-то мы уже начали говорить о том, что некоторые врожденные заболевания, связанные с поражением участков головного мозга, исключают или сильно ограничивают возможность формирования абстрактного и понятийного мышления. Такие люди изначально считаются умственно неполноценными, не могут освоить сложные профессии, требующие высшего или среднего специального образования.

Более того, они не в состоянии полностью адекватно понимать окружающих, которые оперируют абстрактными понятиями, необходимыми для описания процессов, которые нельзя наблюдать в режиме «здесь и сейчас». А такая необходимость есть. Как минимум, это запрет движения на красный сигнал светофора, потому что движение на красный свет может привести к аварии. Увидеть последствия нарушения запрета, конечно, можно, однако это слишком дорогая цена для такого способа объяснения.

Также мы начали говорить о том, что среди умственно и физически здоровых людей тоже возможно недопонимание, связанное с неодинаковым уровнем развития понятийного аппарата, а также разным жизненным опытом, уровнем знаний, сферой деятельности и т.д. Тут проблему могло бы решить приведение всех понятий к единому знаменателю.

Как говорил французский философ и математик Рене Декарт, цитируем: «Договоритесь о терминах, и половина человеческих споров исчезнет». Другими словами, значительная часть разногласий возникает не по существу обсуждаемой темы, а потому, что люди по-разному понимают понятия, которыми оперируют.

Это особо заметно, когда что-либо обсуждают представители разных профессий, т.к. в разных сферах одно и то же слово может иметь разные значения. Так, если в психологии слово «реализация» обычно подразумевает воплощение в жизнь планов, идей, целей, то в торговле «реализация» – это факт продажи чего-либо покупателю. Такая путаница может наблюдаться и в более близких сферах. Например, реализация лекарств в аптеке – это продажа, а под реализацией лекарственных препаратов в больнице в условиях стационара подразумевается расход лекарств для лечения больных.

Еще более разительными могут быть отличия в трактовке юридических терминов правоведами и обычными гражданами без юридического образования. Именно поэтому в договорах часто прописано, что следует понимать под тем или иным термином. Теперь подытожим сказанное.

Для чего нужно понятийное мышление:

  1. Для синтеза, анализа, сравнения, обобщения и систематизации явлений, признаков, процессов.
  2. Для понимания причинно-следственных связей явлений и процессов.
  3. Для понимания сути, родовой и видовой иерархии предметов, процессов, явлений.
  4. Для понимания процессов и явлений, которые нельзя проверить эмпирическим путем.
  5. Для донесения окружающим информации, которую нельзя продемонстрировать наглядно.
  6. Для принятия решений и адекватного осознания их последствий.
  7. Для взаимопонимания в обществе, семье, на работе.

Как видим, роль понятийного мышления многогранна. Встает вопрос: а можно ли его развить? Или нужно лишь ожидать естественного взросления ребенка и уповать на то, что его понятийное мышление сформируется на должном уровне само по себе? Вовсе нет! Более того, свои мыслительные навыки можно улучшить даже во взрослом возрасте! Например, наша программа «Когнитивистика» позволяет освоить самые разные типы и способы мышления, которые вам обязательно пригодятся в жизни. А сейчас подробнее остановимся на развитии понятийного мышления у детей.

Закон достаточного основания – А ⊃ В

Любая мысль (тезис) для того, чтобы иметь силу, обязательно должна быть доказана какими-либо аргументами, причем эти аргументы должны быть достаточными для основания исходной мысли, то есть она должна вытекать из них.

Четвертый из основных законов формальной или классической логики был сформулирован по прошествии значительного периода времени после обоснования Аристотелем первых трех. Его автор – видный немецкий ученый (философ, логик, математик, историк; этот список занятий можно продолжить) – Готфрид Вильгельм Лейбниц. В своей работе о простых субстанциях («Монадология», 1714 г.) он писал: «…ни одно явление не может оказаться истинным или действительным, ни одно утверждение справедливым, – без достаточного основания, почему именно дело обстоит так, а не иначе, хотя эти основания в большинстве случаев вовсе не могут быть нам известны».

В чем суть

Помните, что такое презумпция невиновности? Она основана на законе достаточного основания. Принцип презумпции невиновности предписывает считать человека невиновным, даже если он дает показания против себя, до тех пор, пока его вина не будет достоверно доказана какими-либо фактами. Другими словами, признание вины не гарантирует, что человек действительно совершил преступление, а вот улики и доказательства — вполне могут. То есть признание вины — недостаточное основание, а факты и улики, указывающие на преступника, — достаточное.

Пример нарушения

«Не ставьте мне двойку. Я прочитал весь учебник и, возможно, что-то отвечу». Вывод не вытекает из основания: студент мог прочитать весь учебник, но из этого не следует, что он сможет что-то ответить.

Как применять в жизни

Закон достаточного основания предостерегает от поспешных выводов. Если мы помним о том, что любое утверждение должно быть подкреплено фактами, это поможет распознавать дешевые сенсации и небылицы.

При копировании материала ссылка на сайт sauap.org обязательна

Ссылки: https://lifehacker.ru/4-glavnyx-zakona-logiki/, https://fil.wikireading.ru/4731, https://4brain.ru/blog/,

Главное фото: https://cs8.pikabu.ru/post_img/2017/11/14/10/og_og_151068032821849374.jpg

Литература

Исследования

  • Гуссерль Э. Логические исследования. Т. 1 // Философия как строгая наука. — Новочеркасск: Сагуна, 1994. — 357 с. — ISBN ISBN 5-7593-0138-1.
  • Васильев Н. А. Воображаемая логика. Избранные труды. — Наука, 1989. — 264 с. — 6200 экз. — ISBN 5-02-007946-4.

Учебная и справочная литература

  • Ивлев Ю. В. Учебник логики: Семестровый курс: Учебник. — М.: Дело, 2003. — 208 с — ISBN 5-7749-0317-6
  • Бочаров В. А., Маркин В. И. Основы логики: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 296 с. — ISBN 5-16-000496-3

Литература по истории логики

  • Бажанов В. А. История логики в России и СССР. — М.: Канон+, 2007. — 336 с. — ISBN 5-88373-032-9
  • Попов П. С. История логики нового времени. — М., Издательство МГУ, 1960.
  • Стяжкин Н. И. Формирование математической логики. — М., 1967.
  • Scholtz H. Geschichte der Logik, 1931. (Concise History of Logic. — New York, 1961).
Литература по китайской логике
  • Спирин B. C. О «третьих» и «пятых» понятиях в логике древнего Китая // Дальний Восток. Сборник статей по филологии, истории, философии. — М., 1961.
  • Кроль Ю. Л. Спор как явление культуры древнего Китая // Народы Азии и Африки. — 1987. — № 2.
  • Крушинский А. А. Имена и реалии в древнекитайской логике и методологии (Обзор) // Современные историко-научные исследования: наука в традиционном Китае. — М., 1987.
  • Пань Шимо (КНР). Логика Древнего Китая (краткий очерк) // Философские науки. — 1991. — № 12.
  • Чжоу Юньчжи. Основные вехи развития древнекитайской логики мин бянь, её главные особенности и реальные достижения // Рационалистическая традиция и современность. Китай. 1993. №. — С. 152—178.
  • Крушинский А. А. Логика «И цзина». Дедукция в древнем Китае. — М., 1999.
  • Кварталова Н. П. Логические идеи трактата «Гунсунь Лун-цзы» // Человек и духовная культура Востока. Альманах. Вып. I. — М., 2003. — С. 167—172.
  • Кобзев А. И. Школа имен (мин цзя): коллизия логики и диалектики // Китай в диалоге цивилизации: К 70-летию академика М. Л. Титаренко. — М. 2004. — С. 550—557.

Инструменты понятийного мышления

Понятийное мышление не является врожденным. Оно нарабатывается в процессе взросления, более глубокого знакомства с окружающим миром, обретения нового опыта и знаний. Более того, его формирование требует определенного уровня развития и владения определенными инструментами когнитивного восприятия.

Основные инструменты понятийного мышления:

  1. Анализ – изучение составных частей или признаков предметов и явлений.
  2. Синтез – способность объединять части в целое.
  3. Сравнение – сопоставление явлений или событий между собой.
  4. Абстракция – выделение основных признаков и способность оперировать ими вне конкретной ситуации и безотносительно данного предмета в будущем.
  5. Обобщение – сведение разных понятий в единую категорию.
  6. Систематизация – сведение категорий в логическую систему.

Понятие как таковое имеет две особенности. С одной стороны, это итог некоего мыслительного процесса. С другой стороны, это начало и возможность нового мыслительного процесса, но уже на более высоком уровне. Чтобы лучше понять эти особенности, следует рассмотреть составные элементы понятийного мышления.

Классическая математическая логика

Основные статьи: Математическая логика и Классическая логика

Классическая традиционная логика создавалась в первую очередь для нужд математики поэтому её называют также математической логикой.

Классическая логическая теория далеко не совершенна: основное её содержание формулируется на особом, созданном для своих целей языке, использует предметное мышление. В ней не предполагается использование контроля прагматических ошибок, погрешностей, нелинейностей используемых систем отсчёта, пограничных ошибок описания, релятивизма масштабирования (относительность предметов и их пространственных характеристик, к примеру: человек велик относительно муравья, но в то же время мал относительно слона) и т. п. Вследствие чего принято считать нормальным факт наличия в её языке парадоксов и априорных утверждений, кустовых эффектов словаря и т. п.

Основная статья: Логика предикатов

  • Логика кванторов
  • Логика первого порядка
  • Логика второго порядка

Логическая семантика

Основная статья: Логическая семантика

  • Алгебраические семантики
  • Теоретико-множественные семантики
  • Реляционные семантики возможных миров
  • Проблема содержательности семантик логических систем
  • Категорная семантика
  • Теория семантических категорий[источник не указан 262 дня]

Теории логического вывода

  • Теории логического вывода (теория логического вывода)
  • Теории следования (теория следования)
  • Теории импликаций (теория импликаций)
  • Материальная импликация[источник не указан 262 дня]

Математическое мышление

Математическое мышление – это абстрактное теоретическое мышление, объекты которого лишены вещественности, но при этом они могут быть интерпретированы любым произвольным образом с одним лишь условием – должны сохраняться заданные между объектами отношения. Учитывая то, что математика – это наука не только об уравнениях и формулах, но и о структурах, порядке и отношениях, главное отличие математического мышления от обычного (повседневного) состоит в том, что оно прививает и развивает у человека навык критического восприятия окружающего мира, желание и умение «копнуть глубже» и найти истину, понять причины и суть самых разных понятий и явлений. Поговорим о нем подробнее. Читать подробнее…

2

Что такое аналитическое мышление и как его развивать

Каждый из нас в своем роде индивидуален и по причине личностных особенностей тяготеет к конкретному типу мышления. Подобные предрасположенности определить очень просто, т.к. проявляются они в поведении, стратегии действий, мировосприятии, отношении к происходящему и окружающим людям. Нет людей, принадлежащих к какому-то одному типу, но у каждого какой-то один всегда преобладает. Установить ведущий тип сегодня помогают различные методики, тесты и прочее. Мы же в представленной статье хотим поговорить конкретно о том, что такое аналитический тип мышления и как происходит формирование аналитического мышления, а также представить несколько упражнений и рекомендаций на эту тему. Читать подробнее…

3

Онлайн-программа «Когнитивистика: развитие мышления»

В течение двух месяцев с помощью специальных тренировок мозга вы научитесь применять в своей жизни более 20 техник мышления. Это позволит вам логично и последовательно рассуждать, быстро принимать эффективные решения и находить нестандартные подходы в трудных задачах. На уроках не просто тренируются общие навыки памяти и логики, а даются конкретные модели и алгоритмы мышления. Занимаясь на программе, вы научитесь применять свои знания и умения на практике, получите примеры, задания-кейсы, специальные игры и упражнения. А короткие занятия по 15-20 минут помогут без отвлечения от основной деятельности развивать свое мышление и показать результаты уже на первой неделе. Узнать подробнее…

Чем больше видов мышления сумеет развить в себе человек, тем боле «универсальным» он станет. Это значит, что он сможет эффективно подстраиваться под любую ситуацию или задачу и грамотно с ней справляться. Желаем вам удачи в развитии мышления, у вас обязательно все получится!

Логика по Аристотелю

Древние греки вообще любили рассуждать о том, как устроен наш мир и в чём его смысл. У них это, кстати, получалось вполне неплохо. Так, учёный и философ Левкипп и его ученик Демокрит открыли атомы, не имея при этом наших микроскопов. Сделать это им удалось в том числе благодаря логике.

В Античности очень часто пользовались рассуждениями об объекте для его познания. Строился этот принцип на том, что во Вселенной есть законы, которые человек способен понять через мысли и опыт.

Вот и Аристотель был парень не промах. Он вывел четыре основных закона логики и определил, что это наука, которая является вспомогательной для познания мира. Она изучает законы и форму мышления, ведь только структурировавший своё мышление учёный будет способен совершать открытия.

Презентация на тему: » Формы мышления. ЛОГИКА Логика – это наука о формах и способах мышления Аристотель заложил основы формальной логики. Он отделил логические формы мышления.» — Транскрипт:

1

Формы мышления

2

ЛОГИКА Логика – это наука о формах и способах мышления Аристотель заложил основы формальной логики. Он отделил логические формы мышления от его содержания. Логика позволяет строить формальные модели окружающего мира, отвлекаясь от содержательной стороны. Основными формами мышления являются понятие, высказывание (суждение), умозаключение.

3

ПОНЯТИЕ Понятие – это форма мышления, отражающая наиболее существенные признаки предмета, отличающие его от других предметов. Содержание понятия составляет совокупность существенных признаков предмета. Объём понятия определяется совокупностью предметов, на которую понятие распространяется. Чем больше объём понятия, тем меньше его содержание, и наоборот, чем больше содержание понятия, тем меньше его объём. Понятие «компьютер» объединяет множество электронных устройств, которые предназначены для обработки информации и обладают монитором и клавиатурой. Понятие «карманный компьютер» охватывает меньший объём, чем понятие «компьютер», но обладает большей содержательностью.

4

ДИАГРАММА ЭЙЛЕРА-ВЕННА Диаграмма Эйлера –Венна используется для наглядной геометрической иллюстрации объёмов понятий и соотношений между ними. Если имеются какие-либо понятия А, В, С и т.д. то объём каждого понятия (множество) можно представить в виде круга, а отношения между этими объёмами (множествами) – в виде пересекающихся кругов Соотношение между объёмами понятий «натуральные числа» и «чётные числа» Чётные числа Натуральные числа А С В Объём понятия «натуральные числа» включает в себя множество целых положительных чисел А. Объём понятия «чётные числа» включает в себя множество отрицательных и положительных чисел В. Множества А и В пересекаются, так как оба включают в себя множество положительных чётных чисел С.

5

ВЫСКАЗЫВАНИЕ Высказывание – это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о реальных предметах, их свойствах и отношениях между ними. Высказывание может быть либо истинно, либо ложно. В простом высказывании никакая его часть сама не является высказыванием. «Наступила весна» Составное (сложное) высказывание состоит из простых высказываний. «Наступила весна, и прилетели грачи» В истинном высказывании связь понятий правильно отражает свойства и отношения реальных вещей. «Два умножить на два равно четырём» В математической логике рассматриваются предикаты, т.е. функциональные зависимости от неопределенных понятий (терминов), которые можно сравнить с переменными в уравнении. В ложном высказывании связь понятий искажает объективные отношения, не соответствует реальной действительности. «Два умножить на два равно пяти» Порядок предикатов равен числу неопределенных терминов. В предикатах первого порядка не определен один термин, в предикатах второго порядка – два…

6

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ Умозаключение – это форма мышления, с помощью которой из одного или нескольких высказываний (посылок) может быть получено новое высказывание (вывод). Умозаключения бывают дедуктивные, индуктивные и по аналогии. «Все металлы электропроводны» «Ртуть является металлом» ___________________________________________________ «Ртуть электропроводна» В дедуктивных умозаключениях рассуждения ведутся от общего к частному В умозаключениях по аналогии движение мысли от общности одних свойств и отношений у сравниваемых предметов или процессов к общности других свойств и отношений В индуктивных умозаключениях рассуждения ведутся от частного к общему «Металлы железо и цинк электропроводны» ___________________________________________________________________ «Все металлы электропроводны» «Химический состав Солнца и Земли сходен» «На Солнце есть химический элемент гелий» ___________________________________________________________________ «На Земле тоже должен быть химический элемент гелий»

7

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО Доказательство есть мыслительный процесс, направленный на подтверждение или опровержение какого-либо положения посредством других несомненных, ранее обоснованных доводов. Доказательство по своей логической форме не отличается от умозаключения. Однако, в умозаключении заранее исходят из истинности посылок, а в доказательстве подвергается логической проверке истинность самих посылок. «Все углы треугольника равны» ___________________________________________________________________ «Этот треугольник равносторонний» Пример умозаключений – геометрические доказательства

Методы

Научное мышление стремится к применению определённых приёмов познавательного процесса.

Он позволяет объективную закономерность превратить в правило действия исследователя. Универсальными способами такого познания являются анализ и синтез, дедукция и индукция, моделирование, аналогия, абстрагирование и идеализация.

Анализ предполагает расчленение целого на составные части, синтез – соединение частей в единое целое. При дедукции доказательство выводится из одного или нескольких достоверных утверждений, основанных на законах логики. При индукции отдельные факты приводят к общему положению. Метод моделирования предполагает воссоздание характеристик объекта с помощью специально созданной другой модели. Этот способ применяют при затруднениях, возникающих во время исследования самого объекта.

Абстрагирование заключается в мысленном отвлечении от некоторых свойств явлений и отношений между ними, выделении какого-нибудь их качества. Результатами абстракции могут быть различные категории и понятия. Идеализация представляет собой мыслительный процесс, сопряжённый с образованием неких абстрактных понятий, не всегда сбыточных в реальности.

К методам научного исследования относят измерение, сравнение, описание, систематизацию и классификацию. В мыслительной деятельности, связанной с наукой, широко распространены эмпирические и теоретические методы.

Эмпирические

Научные методы и эмпирические способы познания предполагают проведение экспериментов для получения определённых сведений. Они опираются на эксперимент и наблюдение. Для проведения эксперимента создают специальные условия, устраняют препятствующие ему факторы, применяют соответствующие технические устройства. Исследование явлений и предметов проходит путём воздействия субъекта познания на объект исследования. При наблюдении подобное воздействие отсутствует.

Для организованного и продуктивного уяснения исследуемого материала возможно использование приборов и инструментов.

Теоретические

Всю информацию, полученную экспериментальным способом, учёные фиксируют в форме теории. В её структуру входят фундаментальные представления, принципы, законы, аксиомы, ценностные факторы.

Теоретический подход включает формализацию и математизацию. При первом способе научная информация проявляется через знаки специально созданного языка. Второй метод подразумевает внедрение математических достижений в исследуемую область знаний.

Исторический метод предусматривает описание процесса с учётом его уникальных особенностей. Логический метод предполагает воссоздание системы абстракций в теоретической форме. Все объекты представлены на разных ступенях своего развития, иными словами, фиксируется весь их исторический путь. Логический метод тесно связан с историей, которая освещает этапы развития событий в их конкретных формах проявления с соблюдением их хронологии. Единство всех методов, используемых в научном мышлении, обеспечивает дальнейший научно-технический прогресс.

Презентация на тему: » ЛогикаЛогика. Логика – это наука о формах и способах мышления. Это учение о способах рассуждений и доказательств. Мышление всегда осуществляется через.» — Транскрипт:

1

ЛогикаЛогика

2

Логика – это наука о формах и способах мышления. Это учение о способах рассуждений и доказательств. Мышление всегда осуществляется через понятия, высказывания и умозаключения. Понятие – это форма мышления, которая выделяет существенные признаки предмета или класса предметов, позволяющие отличать их от других. Например: прямоугольник, проливной дождь, компьютер.

3

Высказывание – это формулировка своего понимания окружающего мира. Высказывание является повествовательным предложением, в котором что-либо утверждается или отрицается Высказывание бывает истинным или ложным. Истинным будет высказывание, в котором связь понятий правильно отражает свойства и отношения реальных вещей. Ложным высказывание будет в том случае, когда оно противоречит реальной действительности.

4

Какие из предложений являются высказываниями? Определите их истинность. 1.Какой длины эта лента? 2.Послушайте сообщение. 3.Делайте утреннюю зарядку! 4.Назовите устройство ввода информации. 5.Кто отсутствует? 6.Париж – столица Франции. 7.Число 11 является простым = 10 9.Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. 10.Некоторые медведи живут на севере. 11.Все медведи – бурые. 12.Чему равно расстояние от Москвы до Ленинграда?

5

Логические выражения и операции. Логическая переменная – это простое высказывание, содержащее одну мысль. Значением логическое переменной может быть только ИСТИНА и ЛОЖЬ (1 и 0). Обозначается латинской буквой (A,B,X,Y). Логическая функция – это составное выражение, содержащее несколько простых мыслей, соединенных между собой логическими операциями. (обозначается F) Логические операции – логические действия.

6

Логические операции Инверсия (логическое отрицание). Соответствует частице НЕ. Обозначается или Таблица истинности АА Если выражение истинно, то инверсия – ложна, и наоборот.

7

Конъюнкция (логические умножение) Соответствует союзу И. Обозначается &, ^ Таблица истинности АВА^ВА^В Конъюнкция двух выражений истинна в то и только в том случае, если оба выражения истинны.

8

Дизъюнкция (логическое сложение) Соответствует союзу ИЛИ. Обозначается v. Таблица истинности АВАvВАvВ Конъюнкция двух выражений ложна в том и только в том случае, когда оба высказывания ложны.

9

Импликация (логическое следование) Соответствует связке «если…, то…» Обозначается А В («если А, то В», «когда А, тогда В», «коль скоро А, то и В») А-условие, В-следствие Таблица истинности АВА В Импликация двух высказываний ложна тогда и только тогда, когда из истинного условия следует ложное следствие

10

Эквивалентность (логическое равенство) Соответствует связке «…тогда и только тогда, когда….» Обозначается, Ξ Таблица истинности АВА В Результат будет истинным тогда и только тогда, когда оба высказывания одновременно истинны или одновременно ложны.

11

Если логическую функцию выразить в виде формулы, в которую войдут логические переменные и знаки логических операций, то получится логическое выражение, значение которого можно вычислить. Значением логического выражения могут быть только ЛОЖЬ или ИСТИНА. При составлении логического выражения необходимо учитывать порядок выполнения логических операций, а именно: 1) действия в скобках 2) инверсия, конъюнкция, дизъюнкция, импликация, эквивалентность. Пример: записать в виде логического выражения следующее высказывание: «Летом Петя поедет в деревню и, если будет хорошая погода, то он пойдет на рыбалку».

12

Запишите логические высказывания в виде логических выражений: Число 17 нечетное и простое. Неверно, что корова – хищное животное. На уроке физики ученики выполняли лабораторную работу и сообщали результаты исследований учителю Если число делится на 2, то оно – четное. Если Маша – сестра Саши, то Саша – брат Маши. Если компьютер включен, то можно на нем работать. Водительские права можно получить тогда и только тогда, когда тебе исполниться 18 лет.

13

Составьте и запишите истинные сложные высказывания из простых с использованием логических операций. 1.Неверно, что 2.Любое из чисел X, Y, Z положительно. 3.Любое из чисел X, Y, Z отрицательно 4.Хотя бы одно из чисел K, L, M не отрицательно 5.Хотя бы одно из чисел X, Y, Z не меньше 12 6.Все числа X, Y, Z равны 12 7.Если Х делится на 9, то Х делится и на 3

14

Найдите значения логических выражений: F = (0 v 0) v (1 v 1) F = (1 v 1) v (1 v 0) F = (0^0)^(1^1) F = ¬1^(1 v 1) v (¬0 ^1) F = (¬1 v 1) ^ (1 v ¬1) ^(¬1 v 0)

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий