Никола тесла — биография, информация, личная жизнь

Он принадлежал всем, он был от Бога

И в то же время он всегда избегал националистических или узкоконфессиональных терминов, когда говорил о Боге, о христианстве, о фундаментальном единстве и единении человечества, созданного по образу высшей Реальности, то есть по принципам Света, Красоты и Милости. Он был сербом, но и американцем, он был нашим, но и принадлежал всем.

Но так можно сказать и о самом Христе: он принадлежит отдельно тебе и мне, и всем «вообще», преодолевая границы времени и пространства, социальных и экономических классов, рас и полов.

Так бывает у Бога и у тех, кто от Бога: Тесла был от Бога. Он не стал священником Сербской Православной Церкви, хотя его отец искренне молился об этом – но он стал «священником» науки света и энергии, принесшей, как мы все видим, благие плоды.

Он родился в балканской деревушке Смиляне, а похоронили его в Нью-Йорке в соборе Святого Иоанна Богослова, одном из величайших неоготических соборов мира; начал заупокойную службу Епископ Епископальной церкви Уилльям Т. Мэнниг, а завершил ее протопресвитер, преподобный отец Душан Й. Шуклетович, священник храма Святого Саввы, принадлежащего Сербской Православной Церкви, вместе с пресвитером отцом Миланом Мрвичанином.

Так что нет ничего удивительного в том, что бюсты Михайла Пупина и Николы Теслы стоят рядом с бюстом Святого Николая (Велимировича) во внешнем дворе Сербского Православного Собора в Нижнем Манхэттене, освященного, обратите внимание, в честь Святого Саввы. Можно с уверенностью сказать, что Святой Савва просветил сербскую нацию
светом Православной веры, сам будучи светом Христовым силой Святого Духа

С такой же уверенностью можно утверждать, что сын священника, Никола Тесла, открыл для всего мира эру сияния, энергии и доселе невообразимого развития и роста

Можно с уверенностью сказать, что Святой Савва просветил сербскую нацию
светом Православной веры, сам будучи светом Христовым силой Святого Духа. С такой же уверенностью можно утверждать, что сын священника, Никола Тесла, открыл для всего мира эру сияния, энергии и доселе невообразимого развития и роста.

Оба этих человека работали над общим делом, добром для всех. Обобщая все вышесказанное, в 70-летнюю годовщину со дня кончины Теслы мы не можем не повторить слова его матери, благочестивой женщины из Смиляны, с которыми она на смертном одре обратилась к своему любимому сыну: «Ты пришел, Ниджо, моя гордость». Давайте же споем «Вечную память» нашей гордости, нашему Николе Тесле! Ибо он – наше наследие, и в то же время он унаследовал нас, Церковь. «Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф. 11:15).

С разрешения Организации сербских студентов Беркли эта речь была опубликована 9 февраля 2013 года в Serbica Americana по адресу: www.eserbia.org > Library > Lectures*.

Молодые годы

Никола Тесла появился на свет в селе Смиляны 10 июля 1856 года в семье сербского православного священника Милутина Теслы. Сегодня Смиляны находятся на территории Хорватии, а в то время это местечко размещалось в имперской Австро-Венгрии.

В 1862 году отец Николы был повышен в сане, и семья Теслы перебралась в город Госпич, находившийся в шести километрах от Смилян. На новом месте Никола закончил начальную школу и трехлетнюю нижнюю реальную гимназию. Осенью 1870 года он поступил в Высшее реальное училище, расположенное в городе Карловац.

К первому периоду жизни Николы Теслы в Госпиче относится любопытный эпизод, который, вероятно, определил тягу Николы к электричеству. Говорят, что в десятилетнем возрасте будущий ученый гладил пушистую черную кошку, сидя на крыльце дома. Никола заметил, что между его пальцами и шерстью кошки проскакивают искорки, хорошо заметные вечерней порой. Мальчик спросил находившегося рядом отца о природе этих искр. Тесла-старший ответил, что искры, вероятнее всего, — «родственники» молний. Ответ отца навсегда запал в душу впечатлительного мальчика, наглядно показав ему, что электричество (о котором Никола тогда еще ничего не знал) может быть и «ручным» как домашнее животное, и «диким» словно грозовая молния.

В 1873 году происходит событие, которое окончательно перевернуло всю жизнь Николы Теслы. Получив в июле 1873-го сертификат зрелости, Никола решает вернуться к родителям. В Госпиче свирепствовала эпидемия холеры, и Никола заболел. К этому времени юноша вполне созрел для принятия ответственного решения: пойти не по отцовским стопам, а выучиться на инженера. В Карловаце Никола много занимался математикой и физикой. Особенно его впечатлил профессор Мартин Секулич, преподававший физику. Этот профессор показывал в действии собственное изобретение — покрытую оловянной фольгой лампочку, которая быстро вращалась, будучи подключенной к статической машине. «Невозможно передать чувство, которое я испытал, глядя на демонстрацию этого удивительного явления. Каждый показ эхом отзывался в моем сознании», — вспоминал позднее великий серб.

Именно нежелание Николы становиться священником и вызвало достаточно серьезный спор между отцом и сыном. Некоторые источники даже связывают болезнь Николы с резким неприятием Милутина сыновьего решения, якобы, Никола так впечатлился, что от большого огорчения слег. На самом деле, все обстояло куда прозаичнее, что не отменяет всей серьезности положения Николы.

Организм Теслы, недавно перенесший лихорадку в болотах Карловица, был ослаблен, потому в постели Никола провалялся очень долго. Врачи даже предполагали самое худшее, однако затем произошло действительно странное. Очнувшись в один из дней долгой болезни, Никола обратился к отцу с настоятельной просьбой позволить ему поступить в училище. Милутину не оставалось ничего, как дать утвердительный ответ. И свершилось чудо — Никола поправился всего за несколько дней.

Однако страшная болезнь не прошла бесследно. Во-первых, у Теслы появилась маниакальная боязнь подцепить какую-нибудь заразу. Впоследствии он стал часто мыть руки, а если во время обеда на столе он замечал муху, то незамедлительно делал официанту новый заказ. Во-вторых, Николу стали посещать видения в виде вспышек света. «Сильные вспышки света скрывали картины реальных объектов и попросту заменяли мои мысли», — записывает Тесла в свой дневник.

Но эти вспышки зачастую появлялись не просто так, а сопровождая видение будущих изобретений. У Теслы был необычный дар — он в уме мог представить какой-либо прибор либо устройство, мысленно оттестировать его, чтобы затем воплотить в реальности уже полностью готовым к эксплуатации. В этом плане Никола разительно отличался от другого знаменитого изобретателя — Томаса Эдисона, с которым Теслу впоследствии сведет судьба. Эдисон тратил очень много времени на эксперименты, на доработку изобретений, в то время как Тесла проводил тесты в своей голове, работе которой «позавидовал» бы любой современный компьютер.

Личность

Еще в детстве Тесла отличался некоторыми странностями. Жемчуг, персики, листы бумаги, которые опускали в воду, вызывали у него неадекватную реакцию. Также ребенок любил читать и обладал прекрасной памятью. Мальчик обожал подвижные игры, а позднее — спортивные соревнования. Вряд ли тогда кто-то мог предсказать, что в будущем его работы станут всемирно известными.

Странно было то, что еще в юности Никола отличался серьезностью. Он всецело посвятил себя науке и в жизни был одиноким человеком. Он никогда не был женат и вообще отказался от личной жизни. Уже после приобретения известности Тесла пользовался популярностью у женщин, они часто безнадежно влюблялись в ученого. И это немудрено — он отличался достаточно презентабельной внешностью, а кроме того, это ведь был не кто иной, как знаменитый изобретатель Никола Тесла. Биография ученого многократно изучалась историками, и большинство из них пришли к выводу, что его отказ от личной жизни был абсолютным. Но платонические увлечения были — так, он хранил шарф великой Сары Бернар, с которой встречался несколько раз.

При том, что огромный интерес вызывают изобретения Николы Тесла, сама его фигура остается до сих пор довольно загадочной. В отличие от многих других инженеров, ученый практически все свои изобретения изначально конструировал в уме, лишь потом проверял свои мысли и идеи на практике. Такой метод довольно необычен и подходит далеко не всем. Он работал над собой и постоянно учился, не зная устали и не давая себе передышек. Исследователь проверял все, даже самые, казалось бы, абсурдные, свои идеи и полагался на интуицию. Именно эта настойчивость, живой ум, любопытство и вера в себя породили некоторые известные изобретения Николы Тесла. При этом он уделял

Кроме того, Тесле была свойственна некоторая, мягко выражаясь, чудаковатость. Так, он не терпел рукопожатий и вообще контакта с людьми. Персонал отеля, где жил ученый, не мог приближаться к нему на близкое расстояние. Зато он любил голубей, кормил их и разговаривал с ними. Птицы и наука заменяли ему женщин, он и не помышлял о женитьбе.

Была у ученого и склонность к некоторой эксцентричности. Воротники и перчатки он надевал ровно один раз и после этого их безжалостно выбрасывал. А из своих выступлений на выставках он иногда делал настоящие шоу. Так, в 1893 году, чтобы доказать, что утверждение об опасности переменного тока для человека неверно, Тесла пропустил сквозь свое тело примерно два миллиона вольт. И при этом не только выжил, вопреки опасениям, но и остался совершенно невредим. Как прекрасно показывает эта история, Тесла, можно сказать, стремился продемонстрировать результаты своих разработок максимально наглядно и эффектно. Ему не был чужд некоторый эпатаж.

Компании Nikola и Tesla

В 2014 году в США появилась компания Nikola, названная как раз в честь великого инженера. Целью фирмы было создание грузовиков, которые работали бы на экологически чистом водородном топливе.

Планировалось начать производство передовых автомобилей уже в 2020 году, а в 2023 году нарастить производство до 35-50 тысяч экземпляров в год. Пока компания отметилась пока лишь концептами и прототипами, но ее стоимость уже превысила 13 миллиардов долларов.

Крупный пакет акций Nikola приобрел гигант General Motors.

Но куда большую известность получила другая компания, чье имя еще более тесно связано с Теслой. Собственно, она так и называется – Tesla Motors.

Ее основали в 2003 году американские бизнесмены, пытаясь коренным образом пересмотреть концепцию современного автомобиля.

Ключевым изменением должно было стать использование в качестве топлива электричества вместо традиционных нефтепродуктов

Есть у компании и другое важное направление деятельности – решения для хранения электрической энергии. Сегодня компанию возглавляет Илон Маск, который, что интересно, своей деятельность напоминает больше Эдисона, чем самого Теслу

Капитализация автогиганта превысила 293 миллиарда долларов. Маск активно выступает перед публикой, своими яркими заявлениями умело влияя на курс акций компании.

Логотип компании «Тесла» напоминает причудливую букву «Т». Очевидно, что она отсылает к имени изобретателя, в честь которого и была названа фирма. На самом деле долгое время существовала и другая теория. В итоге ее подтвердил сам Илон Маск. Графический элемент представляет собой часть поперечного сечения электродвигателя, который и был впервые разработан самим Николой Тесла.

В автомобилях компании используются как раз асинхронные двигатели переменного тока, чей прадедушка, другой конструкции, был запатентован еще в 1888 году сербским изобретателем. Поэтому в его честь и была названа новая компания.

Является ли Никола Тесла кумиром для самого Илона Маска? На первый взгляд, ответ очевиден. Вот только Маск не стоял у истоков компании в 2003 году, а приступил к руководству только лишь в 2008 году. Да и в своих интервью американец прямо заявляет, что ему по душе подход соотечественника, Томаса Эдисона.

Ведь тот не столько изобретал сам, сколько выводил новые технологии на рынок и делал доступными всему миру. Илон Маск тоже считает себя не изобретателем, а бизнесменом. Но схожего с Николой Тесла тоже немало. Например, серб верил в инопланетную жизнь и пытался принять космические сигналы. Тема космоса для самого Маска – чуть ли не фетиш, а его компания Space X уже стала лидером рынка.

Оба инженера мечтали облагодетельствовать человечество бесплатными решениями: Тесла – беспроводным электричеством, а Маск – спутниковым Интернетом. Оба они любили заигрывать с публикой, шокируя на презентациях кто риском, а кто масштабами.

Не секрет, что и Тесла, и Маск обладают большим эго, не стесняясь бросать вызов устоям. А вот к инвесторам отношение у обоих не самое лучшее. Тесла считал, что не стоит требовать от него результатов и отчета о потраченных деньгах, раз он творит будущее человечества. Да и Маск, несмотря на всю эффектность, не сделал Tesla Motors эффективной – компания генерирует одни убытки, а сам ее глава довольствуется красивыми обещаниями и предлагает подождать.

Электричество – технология, которая определяет современный уклад человечества. И рядом с именем Томаса Эдисона всегда будет стоять имя Николы Тесла. Более того, сегодня электричество начинают воспринимать в качестве альтернативы традиционным видам топлива. И новые компании, продвигающие эти идеи, не без успеха используют образ великого сербского изобретателя и инженера.

Сеть «Суперзарядок»

Supercharger в Карлстаде, Швеция

Tesla разворачивает сеть «Суперзарядок» (англ. Supercharger) — станций для зарядки электромобилей, разработанных для того, чтобы на автомобилях Tesla можно было совершать длительные поездки. Некоторые станции используют энергию от солнечных батарей (в дальнейшем, планируется перевести все станции на использование солнечной энергии, на 2018 год таких насчитывается только 3). Возможность использовать станции есть во всех новых машинах, но некоторые старые 60 кВт⋅ч модели требуют покупки дополнительного модуля за 2500 долларов.

По состоянию на 2015 год в США покрыты основные транспортные коридоры, существует возможность добраться с одного побережья до другого, при этом бесплатно заряжаясь только на станциях быстрой зарядки Tesla. Одновременно сеть «Суперзарядок» активно развивается в Европе и Азии: так, к концу 2015 года ожидалось полное покрытие западной Европы и Японии, а также восточного побережья Китая и Австралии.

Планы Tesla по развёртыванию сети зарядок регулярно откладывались, так в 2018 году до сих пор отсутствуют станции Supercharger в Северной Дакоте, на Гаваях и Аляске. На 2018 год в Европе самые восточные станции находятся в Хорватии, Венгрии и Польше, проехать до Стамбула пользуясь только станциями Supercharger по прежнему невозможно (возможность проехать от Лиссабона до Стамбула пользуясь только Supercharger постулировалась на конец 2016 года).

Несмотря на некоторые задержки, сеть зарядок Supercharger очень быстро росла все эти годы и стала одним из главных преимуществ компании. Зарядки Supercharger от конкурентов отличает прежде всего высокая скорость зарядки (до 150 кВт), удобное расположение вдоль автомагистралей и большое количество зарядных стоек (stall) на каждой зарядной станции (8 в среднем, максимум до 50) и удобством оплаты. Таким образом, сеть зарядок Supercharger позволяет владельцам электромобилей Tesla совершать поездки на дальние расстояния существенно удобней и быстрее, чем владельцам электромобилей конкурентов.

На 3 квартал 2017 года сеть зарядок Supercharger находится на 2 месте по количеству произведённых электромобилей с соответвующим разъёмом (256 855), опережая CCS (187 481) и отставая только от CHADEMO (542.780).

В июне 2018 общее количество зарядных стоек Supercharger составило 10 000, при этом количество зарядных станций достигло 1263. Тесла утверждает, что 99% жителей США живут на расстоянии меньше 150 миль от зарядной станции Supercharger

В апреле 2016 года в Подмосковье появилась первая в России станция Supercharger.

Стоимость услуг при зарядке автомобилей Tesla:

  • Зарядка аккумуляторной батареи (до 80 % за 40 минут для 85 кВт⋅ч батареи) — включена в стоимость автомобиля (для Model S и X купленных до 1 апреля 2017 года). Model S, Model X, а также Model 3 (только Performance версии) купленные по партнёрской программе (referral) также получали бесплатную пожизненную зарядку, но в сентябре 2018 исчезла и эта возможность. Для автовладельцев Tesla купленных с сентября 2018 года пользование сетью зарядок Supercharger платное, стоимость зависит от цены электричества в штате/стране, но в любом случае дешевле чем заправка бензином на аналогичный пробег. Тарификация происходит по количеству потреблённого электричества. Владельцам Model S и X каждый год предоставляется бесплатных кредитов на 400 кВтч. (чего хватает приблизительно на 1000 миль — 1600 км.), владельцы Model 3 платят за каждую зарядку на Supercharger.
  • Фирменная технология быстрой роботизированной замены батареи на заряженную (занимает полторы минуты) — 60—80 долларов США. Эта возможность так и не была реализована, и компания отказалась от данной концепции.

Помимо станций быстрой зарядки Supercharger, владельцы электромобилей Tesla могут воспользоваться сетью медленных зарядок (до 22кВч) Destination charger, которые обычно расположены в отелях и ресторанах (так как медленная зарядка электромобиля обычно происходит за несколько часов).

Для электромобилей Model S и Model X существует адаптер (стоимостью в районе 600$), который позволяет заряжать электромобили от зарядных станций с разьёмом CHADEMO (наиболее распространённый в мире стандарт разъёма быстрой зарядки электромобилей) со скоростью до 50 кВт. Данный адаптер не работает c Model 3, которая, таким образом, не имеет доступа к быстрым зарядным станциям с разъёмом CHADEMO. Электромобили Tesla не могут совместимы с зарядными станциями с разьёмом CCS.

Мартин Эберхард и Марк Тарпеннинг — начало

История Tesla начинается в 1990 году — с момента знакомства молодого инженера-электротехника Мартина Эберхарда с компьютерным разработчиком Марком Тарпеннингом. На момент первой, случайной встречи обоим было чуть больше 30, и у обоих за плечами был довольно внушительный профессиональный опыт. Оба основателя Tesla родом из Калифорнии, в то время уже зараженной магией Кремниевой долины. Их юность пришлась на время колоссальных прорывов в развитии компьютерных, мобильных и энергетических технологий.

Марк Тарпеннинг родился 1 июня 1964 года в Сакраменто. Получив степень бакалавра в области компьютерных наук в Университете Калифорнии, он начал свою карьеру в конгломерате Textron в Саудовской Аравии. Мартин Эберхард родился 15 мая 1960 года в Беркли, получил степень бакалавра вычислительной техники и магистра электротехники в Университете Иллинойса, после чего занимал должность инженера-электрика в Wyse Technology (производитель систем облачных вычислений до 2012 года). Во время очередной отлучки из королевства в родную Калифорнию в 1990 году Тарпеннинг, заглянув в офис Wyse Technology к старому другу Грегу Ренду, и повстречал Эберхарда.

Мартин Эберхард и Марк Тарпеннинг во время выступления в дискуссионном клубе Стэнфордского университета

Они были полными противоположностями, возможно, поэтому их деловой союз и стал успешным, пишет Business Insider

Тихий, скромный и вдумчивый Марк Тарпеннинг сразу же обратил внимание на гиперэнергичного и харизматичного Мартина Эберхарда, который имел привычку завладевать всеобщим вниманием, как только входил в комнату. Очень быстро из приятельских их отношения переросли в деловые

Инженеры начали проводить совместные консультации для производителей портативных накопителей энергии, работая с зарождающимися формами мобильных компьютеров — ранними мобильниками и ноутбуками. Оба молодых человека понимали, что наступает идеальное время для того, чтобы воспользоваться технологическим импульсом и монетизировать свой опыт.

В 1997 году выбор был сделан. 15 апреля Эберхард и Тарпеннинг основали первую совместную компанию — NuvoMedia. Уже через год предприниматели вывели на рынок одно из первых в мире портативных устройств для чтения — электронную книгу под брендом Rocket eBook. Разработчики не прогадали. В 2000 году начинающие бизнесмены получили одно из тех предложений, от которых не отказываются: медиакомпания Gemstar — TV Guide International предложила за NuvoMedia девятизначную цифру. Вскоре стартап был продан за 187 млн$. К концу 2000 года теперь уже обремененные некоторым состоянием компаньоны начали думать над созданием новой компании. В это время Мартин Эберхард переживает развод.

Мартин Эберхард с электронной книгой Rocket eBook. Фото: businessinsider.com

«Я думал, что должен сделать то, что делает каждый парень после развода, — купить спортивную машину, — рассказывал Эберхард Business Insider в 2014 году. — Но я не мог заставить себя купить машину, которая, проходя 18 миль, съедала галлон топлива, в то время как на Ближнем Востоке шли нефтяные войны, а аргументы в пользу глобального потепления становились все более неоспоримыми».

Находчивость Теслы

В интервью National Geographic президент Научного центра Tesla Джейн Алкорн объясняет, что у Николы Теслы были финансовые проблемы, потому что, в отличие от своего конкурента Томаса Эдисона, он не ставил деньги во главу угла.  

Цель Николы состояла в том, чтобы изменить мир, о чем свидетельствуют его грандиозные амбиции. Однако, как и все в этом мире, Тесла должен был на что-то жить: иногда проблемы с деньгами заставляли его искать творческие пути решения.

Например, однажды Тесла заплатил за номер в гостинице, подарив менеджерам небольшую деревянную коробку. В ней, по его словам, содержалась рабочая миниатюра его печально известного «луча смерти».  

Да, вы правильно поняли. Нет наличных, пусто на банковском счету, зато есть маленькая коробочка с апокалиптическим оружием массового уничтожения внутри.  

Чтобы придать драматизма, Тесла предупредил менеджеров, чтобы они никогда не открывали коробку, для их собственной безопасности.  

Спустя годы после смерти Теслы, когда коробка была наконец открыта, в ней обнаружили только старые провода.  

Подробная биография Николы Теслы (видео 52 минуты)

Технические проблемы

Часть прототипов автомобилей Tesla представлялась публике с существенными недоработками. Так, первый представленный Tesla Roadster не мог ездить дольше 5 минут из-за перегрева батарей. Многие детали первого представленного Tesla Model S держались только на магнитах.

В ноябре 2015 года, после единичного случая обнаружения владельцем ненадёжности замка ремня безопасности переднего пассажирского сиденья на Model S (неправильно собранное болтовое соединение), несмотря на отсутствие дефекта в 3000 проверенных автомобилях, компания отозвала все 90 тысяч автомобилей для проверки и исправления, в случае обнаружения дефекта, через авторизованные станции техобслуживания.

В апреле 2016 года компания отозвала 2700 автомобилей Model X из-за обнаруженного в ходе испытаний дефекта крепления третьего ряда сидений, из-за которого сиденья могут опрокинуться вместе с пассажирами в случае лобового столкновения.

7 мая 2016 года следуя по трассе US 27a недалеко от городка Вилистон (Williston), Флорида, США автомобиль Tesla S столкнулся с полуприцепом, который буксировал трактор. Трактор поворачивал налево, когда автомобиль на полном ходу поднырнул под полуприцеп, при этом у него снесло крышу. Далее, автомобиль вылетел с дороги и перевернулся три раза. Находившийся за рулём 40-летний Джошуа Браун (Joshua Brown) погиб. По информации фирмы Tesla, в момент столкновения автомобиль двигался на автопилоте, но ни автоматика, ни водитель не начали торможение. Это первый в истории случай гибели водителя за рулём автомобиля, ведомого автопилотом. Национальное управление безопасностью движения на трассах США начало собственное расследование аварии. Расследование было закончено в январе 2017 года, в заключении говорится, что автопилот автомобиля Tesla был исправен и работал в полном соответствии с заданным алгоритмом. Далее следуют пояснения. Проведённое в 2007—2011 годах изучение систем автоматического торможения показало, что они неадекватно реагируют на быстро движущиеся в поперечном направлении объекты. Поэтому, было рекомендовано исключить этот сценарий из алгоритма работы системы. На 2016 модельный год ни один производитель автомобилей или автокомпонентов не заявил систему отслеживания поперечно двигающихся объектов. Доскональные испытания автомобиля Tesla Model S 85D, проведённые после аварии, показали, что автопилот автомобиля прекрасно реагирует на параллельно движущиеся автомобили, спереди и сбоку, в том числе и на маневрирующие. Реакции же на поперечно движущийся объект, как это произошло в аварии во Флориде, в системе не предусмотрено.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий