Внимательность

Топ 10 способов

1.Окружающая действительность

Ежедневно, когда вы куда-то едете, к примеру, на работу, старайтесь приметить как больше различных деталей по пути, вместо того, чтобы погружаться в свои мысли. А то бывает, что мы настолько задумываемся, что упускаем из вида большое количество событий и вообще, жизнь пролетает очень быстро.

А вот на обратном пути вспоминайте о том, что видели ранее. Первое время придётся прилагать усилия для того, чтобы «возвращать» каждый раз себя в окружающую действительность.

Но за время тренировок такой способ научит вас наблюдательности, вы неосознанно начнёте улавливать нюансы, которые будут «бросаться» в глаза, а также запоминать больше информации.

2.Осознанность

Выберите время, чтобы вас никто не потревожил в течение 15 минут, сядьте удобно, засеките время и выполняйте пошагово:

  • Первые 5 минут мысленно или вслух перечисляйте то, что вы видите перед собой.
  • Следующие 5 минут отслеживайте все звуки, которые доносятся.
  • И последние 5 минут сконцентрируйтесь на чувствах, которые проживаете в данный момент и на ощущениях в теле.

Эти задания помогут вам научиться осознанности, когда вы комплексно будете улавливать информацию с помощью различных органов чувств.

3.Внешние помехи

Тренируйтесь не отвлекаться на внешние раздражители. К примеру, выполняя работу или читая книгу, включите для фона свои любимые песни, которые обычно вызывают желание подпевать или танцевать.

4.Нюансы

А теперь, наоборот, включите музыку очень тихо и прислушивайтесь к словам

Важно, чтобы песни были не знакомы вам. Старайтесь расслушать слова, перемены тембра голоса, музыкальные переходы. Сразу одновременно всё не получиться сделать

Сразу одновременно всё не получиться сделать

Поэтому при первом прослушивании уделяйте всё внимание именно словам, а вот уже на втором замечайте другие нюансы и так далее

5.Медитация

Мы не раз говорили об эффективности медитации и выполнении техник правильного дыхания, и о том, что с помощью практики у человека очень быстро развивается внимательность, потому что все упражнения в основном состоят из концентрации на дыхании, внутренних ощущениях, пламени свечи, мыслях и прочее. Для тех, кто ни разу не пробовал медитировать, предлагаю почитать мою статью «Самый простой для освоения и эффективный способ медитации».

6.Раздражители

Каждый раз, когда вы отвлекаетесь, не стоит ругать себя, потому что это нормально. Попробуйте, когда вас отвлечёт какой-то раздражитель, не злиться и пытаться поскорее забыть, а, наоборот, на нём сосредоточиться. Прям даже мысленно представив, как вы его ловите руками, рассматриваете с разных сторон, задаваясь вопросом: «зачем он мне?», а потом отпускаете.

7.Внимание к мелочам

Каждый день осматривайте свою комнату или кабинет. Вроде бы это ваше привычное пространство, которым вы распоряжаетесь и всё знаете, но вы будете удивлены, как столько банальных и простых вещей не замечаете. Поэтому, когда у вас перерыв, или есть свободная минута, осмотритесь, а затем закройте глаза и попробуйте представить как можно больше деталей: что именно лежит на столе, каким образом…

8.Два полушария мозга

Отлично помогают развивать концентрацию способы, с помощью которых включатся в работу одновременно оба полушария мозга.

  • К примеру, возьмите лист бумаги и две ручки. Засеките время, допустим, 1 минуту, во время которой одновременно нарисуйте как можно больше кругов одной рукой, и треугольников другой. Круги должны быть ровными, а треугольники острыми. Минимальное количество пар должно составлять число 5.
  • В одной руке закрепите две ручки разными пальцами, которыми одновременно также следует нарисовать разные фигуры. Это упражнение сложнее, в таком случае, выделите себе не менее 5 минут, чтобы получилась хоть одна пара.

9.Незнакомец

Где-то на улице, либо в помещении, неважно, обратите внимание на незнакомого человека, посмотрев на него в течение 4-5 секунд, затем отведите взгляд и попробуйте вспомнить детали его внешности и одежды. Их должно быть не менее 10. Затем посмотрите на него обратно, чтобы сверить результат

Затем посмотрите на него обратно, чтобы сверить результат

Затем посмотрите на него обратно, чтобы сверить результат.

10.Концентрация

Положите перед собой какой-то предмет, к примеру, карандаш. И в течение 5 минут концентрируйтесь только на нём. Каждый раз, когда будете отвлекаться, ставьте галочку и возвращайтесь дальше выполнять задание. Со временем вы заметите, что этих галочек станет меньше, потому что благодаря постоянной практике вы будете улучшать свои результаты, к тому же отслеживать, в какой момент уровень вашей внимательности падает, а в какой возрастает.

Как получить яркое впечатление

Впечатления человека от запоминаемой информации имеют 2 полезных свойства, помогающих нашей памяти. Во-первых, интерес к объекту запоминания делает нас более внимательными, а во-вторых, эмоции помогают лучше закрепить объект в нашей долгосрочной памяти.

Ниже приведены несколько принципов, используя которые, вы сможете повысить значение эмоционального восприятия для запоминания информации. Эти принципы помогут вам создать сильное, яркое первое впечатление об объекте запоминания и сохранить его в вашей памяти.

  • Первое впечатление. Полезно создавать первое эмоциональное впечатление о запоминаемом объекте, и заносить его в память как можно точнее.
  • Зрительный образ. Прежде всего, старайтесь получить зрительное впечатление, так как оно прочнее. Нервы, ведущие от глаза к мозгу, в двадцать раз толще, чем нервы, ведущие от уха к мозгу.
  • Большое впечатление. Если есть возможность, помимо зрительного восприятия, старайтесь получить впечатления при помощи как можно большего числа органов чувств, что поможет испытать его сильнее.
  • Воспроизводите заново. Старайтесь чаще оживлять в своей памяти первое впечатление о запоминаемом объекте. Лучше находиться именно под первым впечатлением и не пытаться получить новое.
  • Найти подобное. Воспроизводя про себя первое впечатление об объекте, подумайте, на что похоже это впечатление и испытывали ли вы что-то подобное раньше.

Помимо этих принципов вы также можете использовать специальные приемы организации процесса запоминания информации. Эти приемы позволяют усилить эмоциональную отдачу и пробудить интерес к изучаемому материалу.

Игры. Пытайтесь всегда находить что-то интересное в рутине, превращая любое действие в игру. Так поступают хорошие родители, которые хотят, чтобы их чадо выполнило какую-то скучную работу. Игры свойственны многим живым существам, это вложено в нас на генетическом уровне. В игре важен азарт!

Азарт в переводе с французского языка означает увлечение, задор, запал, излишняя горячность. Чтобы создать азартную игру, вы должны определиться с правилами этой игры и установить четкие условия победы в этой игре. Тогда ваш азарт будет вынуждать вас быть более внимательным и сконцентрированным.

Состязательность. Подавляющее большинство людей азартны в попытке «быть лучше» соперника. Поэтому индивидуальные занятия не так эффективны, как групповые. И в тренировке памяти вы можете найти себе соперника и пытаться его превзойти.

Личные рекорды. Еще одним фактором, создающим азарт при чтении, может стать борьба с самим собой для достижения определенного результата. Личные рекорды можно ставить в скорости запоминания, в количестве усвоенной информации и во многом другом.

Итак, первое правило гласит:

Чтобы лучше запомнить какую-то информацию, важно сконцентрироваться на ней и попытаться получить эмоциональную отдачу

Особенности развития внимания и памяти

Объекты внимания — одушевленные, неодушевленные предметы, природные явления, наука, искусство, присутствующие в поле зрения. Все это представляет собой достаточный интерес или предопределяется необходимостью исследования. Для развития внимания важны возрастные факторы людей, наличие целеустремленности. Помимо заинтересованности предметом или явлением требуется систематическое выполнение упражнений. Перечисляя особенности развития функции, рассмотрим свойства и характеристики, от которых зависит процесс.

Три вида внимания

  1.  Непроизвольное, в котором отсутствует сознательный выбор со стороны субъекта. Оно появляется при воздействии раздражителя, заставляющего отвлекаться на другой объект. Данная разновидность плохо поддается управлению, будучи связанной с внутренней организацией человека.
  2.  Произвольная форма — это сознательное сосредоточение на объекте. Процесс возникает при наличии мотивации и понимания. Его характеристика — устойчивость. Развитие произвольного внимания связано с формированием усидчивости, силы воли при активизации психики. При интенсивном умственном труде нужно делать перерывы. Активизируется мозг, деятельность получает мотивацию. Развитие произвольного внимания сопряжено с наличием значительного интереса.
  3.  Послепроизвольный вид проявляется в такой форме, когда субъект выполняет задачу без напряжения. Целеустремленность здесь весьма значительна, а внутренняя мотивация преобладает по сравнению с внешней.

Свойства внимания

 Концентрация или удержание внимания на предмете хорошо реализуется при наличии мотивации. При этом сознание управляет параметром интенсивности в процессе

Подсчитано, что человек может непрерывно фокусироваться от получаса до 40 минут, после чего необходим перерыв.
 Объем внимания — свойство, характеризующееся числом объектов, которые могут одновременно удерживаться в сознании.
 Способность долго уделять внимание одному объекту без переключения на другой называют устойчивостью. Данное свойство позволяет обнаруживать новое в обыденных вещах.
 Переключаемость — свойство, характеризующееся осмысленным изменением фокусировки внимания, что обусловлено внешними обстоятельствами

Разновидность — простая отвлекаемость.
 Распределение — это способность сосредотачиваться сразу на нескольких предметах. Переходы с одного объекта на другой зависят от соотношения между ними. Процесс может привести к усталости.

Особенности видов внимания

От чего может зависеть развитие внимания человека, включая особенности данной функции? Процесс связан с умением сосредотачиваться на одном или нескольких предметах какое-то время без отвлечения. Для этого нужна заинтересованность. Развитие произвольного внимания требует целенаправленности, усилия воли. А также владения чувствами, от чего зависит концентрация без неуместного отвлечения. Непроизвольная разновидность предусматривает наличие интересного взгляду предмета. Послепроизвольная форма особенно продуктивна. Ведь дополнительных усилий по преодолению не требуется. Таковы особенности, которыми наделяется развитие внимания человека.

Программа работы с дошкольниками

А. Ты любишь играть? А шалить? Можно мне пошалить? (взрослый разбрасывает кубики на полу).

Б. Помоги мне, пожалуйста, поднять кубики, дай самый большой кубик, самы й маленький. А теперь большой красный… Маленький желтый и т.д.

В. Давай посчитает, сколько всего кубиков? (от 1 до 9)

Г. А сможешь посчитать в обратную сторону? (от 9 до 1)

Д. Каких кубиков больше? (4 больших каубика, 5 маленьких)

Е. Попробуй собрать и сложить кубики вместе.

А. Оценивается контактность, сила социальных запретов;

Б. Развивается восприятие величины, цвета, по одному признаку и по двум признакам;

В. Навык прямого счета;

Г. Навык обратного счета;

Д. Формируем понятие числа;

Е. Мышление (пробы и ошибки — наглядно-действенное мышление; внутренне представление — наглядно-образное мышление);

Чудесные окошки

5 карточек различной формы (круг, овал, прямоугольник, квадрат, прямоугольник).

А. Один волшебник построил дворец с «чудесными окошками». Чтобы найти свое окошко, надо знать цвета и формы. Давай рассмотрим эти окошки и попробуем назвать цвет и форму. (карточки раскладываются на столе и ребенок называет каждое окошко).

Б. А теперь выбери свое «окошко», которое тебе больше всего нравится по цвету, по форме.

А. Восприятие цвета, формы

Б. Анализируются эмоциональные предпочтения.

Упражнение семена

А. Продавец семян разложил пакетики на три группы, но подул сильный ветер и пакетики с семенами перемешались. Помоги продавцу разложить пакетики. (Ребенок раскладывает пакетики и называет семена.)

Б. Один пакетик у продавца забрал покупатель. (Ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает одну карточку.) Что купили у продавца. Чего не стало? Где лежал этот пакетик?

А. Способность ребенка классифицировать, используя логические операции (анализ, синтез);

Б. развитие зрительного внимания и памяти.

Попугайчик

то-ца (ребенок повторяет);

то-ца-му (ребенок повторяет);

то-ца-му-дэ (ребенок повторяет);

то-ца-му-дэ-ни (ребенок повторяет);

то-ца-му-дэ-ни-зу (ребенок повторяет);

то-ца-му-дэ-ни-зу-па (ребенок повторяет);

то-ца-му-дэ-ни-зу-па-ки (ребенок повторяет);

то-ца-му-дэ-ни-зу-па-ки-ча (ребенок повторяет);

Б. Попугайчик научился не только повторять звуки, но даже запоминать слова. Попробуй запомнить как можно больше слов. (Взрослый называет 10 слов: стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко.)

А. упражнение на развитие кратковременной слуховой памяти (эхо-памяти), слухового внимания, фонематического слуха (хороший результат — более пяти слогов);

Б

объем слуховой памяти (словесной памяти), слуховое внимание (хорооший результат — влспроизведение пяти слов с первой попытки).

Волшебные картинки

а) три картинки: 1-я разрезана на две части; 2-я — на четыре части; 3-я на шесть частей;

б) серия сюжетных рисунков (3-4 картинки)

А. в этих конвертах у меня лежат волшебные картинки. Дети пытаются их сложить, а они опять ломаются. Попробуй сложить картинку. (Взрослый предлагает сначала сложный уровень — 6 частей, затем средний — 4 части, последний — простой — 2 части. После того, как ребенок сложит картинку, предлагается апридумать рассказ или рассказать, что на ней изображено.)

Б. А другие картинки не ломаются, зато они все авремя путаются. Какая картинка должна быть первой, второй…? Разложи их по порядку и придумай рассказ.

А. Целостность восприятия образа; наглядно-образное мышление, умение рассказывать по одной картинке, контекстность речи;

Б. Развитие логического мышления, умение рассказывать по серии сюжетных картинок, связанность и контекстность речи.

Зайчик

А. Помоги зайчику дойти до его дома. Карандашом нарисуй ему путь посередине лорожки. Постарайся не отрывать карашдаш от листа бумаги.

А. Развитие мелкой моторики руки (нажим, плавность линий, равномерность)

Факты о внимании человека

Напоследок приводим некоторые цифры, отражающие степень вовлечённости людей в инофрмационно-цифровое измерение:

➨10 лет назад время концентрации внимания на чём-то одном было примерно 5-10 минут. Теперь — меньше минуты. Снижение концентрации внимания у современного человека налицо.

➨Молодые чаще подвержены расконцентрации, чем взрослые и пожилые.

➨Каждый четвёртый любитель виртуальной жизни забывает имена и детали биографии (как друзей, так и ближайших родственников, а иногда и свои собственные). Это показывает уровень концентрации внимания общества в целом.

➨Каждый день к Твиттеру присоединяется около 500 000 человек. Причём 12 миллионов пользователей следят за 64 и более аккаунтами, а 1, 5 миллиона следят более чем за 500 аккаунтов.

➨Ежемесячно люди проводят в Фейсбуке 700 миллиардов минут. Это катастрофа, особенно для подрастающего поколения. Внимательность подростков падает небывалыми темпами.

➨Пользователи этой соцсети каждый день устанавливают себе свыше 20 миллионов приложений. Эти приложения в большинстве своём их только отвлекают.

➨Люди, предпочитающие воспринимать информацию в виде текста, могут лучше запомнить прочитанное, чем те, кто предпочитает смотреть видео, совмещённое с текстом

Видео отвлекает внимание

Более половины молодых пользователей соцсетей используют видео для восполнения недостатка внимания в реальной жизни и для самопозиционирования, чтобы хоть как-то повысить себе самооценку.

➨Если сидеть в интернете от 5 часов и более, то образ мышления и когнитивные алгоритмы претерпевают глубокую перестройку. Развитие памяти и внимательности приостанавливается.

С задачами по решению проблем и принятию решений лучше справляются те, кто не посвящает интернету много времени.

➨Если человек находится «он-лайн» практически 24 часа в сутки, то могут появиться галлюцинации вроде фантомных звонков и внезапного желания ответить на звонок.

➨Вред для глаз с трудом поддаётся описанию. Постоянная готовность прореагировать на сигнал из виртуального мира держит глаза в напряжении.

В перспективе это может сказаться на способности воспринимать до 90% информации об окружающем мире.

Методики исследования переключаемости внимания

«Таблицы Шульте». Субъекту предлагаются 5 неидентичных таблиц с числами от одного до двадцати пяти. Прежде чем начать исследование, дается четкая инструкция: «Покажите и назовите все числа от 1 до 25. Постарайтесь сделать как можно быстрее и без ошибок». Исследователь должен зафиксировать время, потраченное на каждую таблицу, для дальнейшей расшифровки результатов теста.

Поиск чисел с переключением. Для проведения опыта понадобится таблица Горбова-Шульте. В таблицу занесены числа 1-25 черного цвета и 1-24 красного цвета. Необходимо поочередно называть черные числа в порядке возрастания и красные числа в порядке убывания. Время на исполнение в среднем 90 секунд.

Важно проводить опыт индивидуально с каждым испытуемым, а также заранее подготовить протокол. В протоколе отмечают время на каждый из 5 этапов (10 чисел) и регистрируют ошибки

Анализ данных проводят по специальной формуле, рассчитывая сначала каждый этап отдельно, а затем общий результат. Рост количества ошибок и затраченного времени указывает на истощаемость нервных процессов.

Протокол исследования оценки переключения внимания:

Регистрация времени по этапам, с Черные цифры Регистрация ошибок Красные цифры Регистрация ошибок
t1 1
2
3
4
5
24
23
22
21
20
t2 6
7
8
9
10
19
18
17
16
15
t3 11
12
13
14
15
14
13
12
11
10
t4 16
17
18
19
20
9
8
7
6
5
t5 21
22
23
24
25
4
3
2
1

Свойства внимания

Также внимание дошкольника обладает следующими свойствами: объем, устойчивость, концентрация, избирательность, распределение, переключаемость. Объем внимания характеризуется количеством объектов, за которыми ребенок может следить

К шести годам ребенок способен одновременно воспринять не один предмет (как в четыре-пять лет), а три, причем с достаточной полнотой и детализацией. Объем внимания сужается, если ребенок видит предметы впервые. При этом яркий внешний вид или размер объектов в возрасте 6 лет становятся менее важны, чем в 3-4 года

Объем внимания характеризуется количеством объектов, за которыми ребенок может следить. К шести годам ребенок способен одновременно воспринять не один предмет (как в четыре-пять лет), а три, причем с достаточной полнотой и детализацией. Объем внимания сужается, если ребенок видит предметы впервые. При этом яркий внешний вид или размер объектов в возрасте 6 лет становятся менее важны, чем в 3-4 года.

Устойчивость показывает, как долго ребенок может сосредотачиваться на объекте или выполняемой деятельности

Считается, что к 5-6 годам дети могут удерживать внимание до 2 часов, в зависимости от вида деятельности – игра или же монотонное, скучное занятие

Концентрация внимания показывает, насколько интенсивно ребенок может сосредоточиться на объекте, способен ли он сопротивляться отвлекающим моментам.

Избирательность внимания позволяет ребенку сосредоточиться на определенной части объекта, что помогает ему успешно решить задачу.

Распределение означает возможность уделять равнозначное внимание нескольким объектам, выполнять несколько различных действий без ошибок. Переключаемость внимания способствует быстрому переключению с одного вида деятельности на совершенно иной, при этом ребенок испытывает определенное нервное напряжение, которое с возрастом становится менее выраженным

Переключаемость внимания способствует быстрому переключению с одного вида деятельности на совершенно иной, при этом ребенок испытывает определенное нервное напряжение, которое с возрастом становится менее выраженным.

Обычно в дошкольном возрасте распределение и переключаемость недостаточно развиты, поэтому следует делать на них акцент во время занятий с ребёнком. При этом следует учитывать личностные особенности малыша и не требовать от него невозможного.

Важно, чтобы ребенок расширял возможности своего внимания, не испытывая при этом большого нервного напряжения, тогда любопытство, жажда познания и живость мышления очень помогут ему в дальнейшей школьной жизни. 14.07.2011

14.07.2011

Типы внимания

По отношению к сознанию и воле

Непроизвольное

Непроизвольное внимание не связано с определенной целью, оно возникает стихийно, соответственно, в его возникновении не участвует воля. Основной функцией является ориентация субъекта в условиях окружающей среды, а также выделение тех объектов, которые могут быть значимы в данный момент времени

Факторы, которые определяют непроизвольное внимание:

  • интенсивность и качество раздражителя;
  • внезапность и повторное появление;
  • движение раздражителя;
  • новизна объекта;
  • соответствие объекта содержанию сознания субъекта.

Произвольное

Произвольное внимание регулируется волей человека и находится под его осознанным контролем, оно позволяет субъекту достигать заранее поставленной цели. Этот вид является основным в организации психических процессов

Он связан с выделением значимой информации, а также с регулированием протекания психических процессов.

Послепроизвольное

Послепроизвольное внимание может возникнуть на основе произвольного и его суть заключается в сосредоточении субъекта на определенном объекте в силу его значимости, однако усилий воли для его проявления не требуется

По характеру происхождения

Природное

Природное внимание проявляется у человека с момента рождения в качестве способности избирательно реагировать на различные стимулы как внешние, так и внутренние. Оно работает автоматически и направлено на жизненно значимые объекты

Социальное

Социально обусловленное, в свою очередь, не является врожденным, оно развивается в течение жизни человека. Этот вид направлен не на базовые потребности человека, а на такие как культура, самовыражение и так далее и требует использования усилий воли.

По типу объекта

Внешненаправленное внимание ориентированно на определение важных объектов во внешней среде.
Внутринаправленное — на определение значимых объектов в самой психике субъекта.

Эмоциональное внимание регулируется эмоциями человека и направлено внутренние переживания субъекта. Оно возникает благодаря стимулам, которые имеют личностную мотивацию, то есть чем значимей стимул, тем ярче реакция на него.

Интеллектуальное внимание — то, которое управляется мышлением человека или направлено на его мысли.

Сенсорное внимание связано с органами чувств человека и может быть тактильным, слуховым, зрительным и так далее.

Двигательное внимание обеспечивает осмысление и контроль движений.

Особенности внимание дошкольников и детей младшего школьного возраста

Индивидуальные особенности внимания детей дошкольного возраста существенно отличаются от учеников младших классов. Дошкольники проявляют интерес к окружающим его предметам, а также его привлекают действия, которые выполняются с тем или иным объектом. Дети сосредоточены на предмете, который их заинтересовал, только до того момента, пока данный объект привлекательный. Если же предмет становится неинтересным или же появляется новый объект, то деятельность и интерес моментально переключаются. Это можно понаблюдать во время детской игры. Стоит появиться новой игрушке, старые тут же на некоторое время забываются, даже если до этого они очень нравились.

Дети дошкольного возраста только начинают учиться контролировать свое внимание и осознанно сосредотачивать его на предлагаемых предметах, чтобы проанализировать их. В психологии этот процесс называется формирование произвольного внимания

На его развитие влияют окружающие ребенка взрослые, которые показывают новые предметы, виды деятельности, ситуации и предлагают описать объект, попробовать объяснить ситуацию.

Для этого дошкольник должен быть внимательным, то есть учиться самостоятельно управлять своими действиями. Поэтому взрослые должны систематически ставить перед дошкольником какие-то новые трудности, чтобы решая их, он учился сосредотачиваться на выполнении. Так вырабатываются индивидуальные навыки заранее фокусироваться на каком-либо занятии, словесно его объяснять и понимать его смысл. Все это дети могут выполнять, когда начинает развиваться у них навык планирующей речи.

Младший школьник еще не в состоянии управлять своим вниманием, поэтому нередко оказывается под влиянием внешних впечатлений. У школьника доминирует непроизвольное внимание

Из этого следует, что дети, как правило, сосредотачиваются на отдельных предметах, их деталях, которые сразу бросаются в глаза. Довольно часто ученики не могут сфокусироваться на нужном объекте из-за слабого развития мышления

Для младших школьников развитие мышления, а также интереса способствует укреплению его внимания, таким образом идет формирование этого важного показателя как индивидуального свойства личности

Улучшение произвольного внимания наблюдается тогда, когда начинается реализация цели деятельности. Эту цель сначала ставит перед учеником взрослый, и только потом он сам. Когда происходит развитие внимания, развиваются и другие индивидуальные умения: самоконтроль, личная ответственность за знания, поступки.

Все это вместе взятое позитивно влияет на развитие личности.

Обзор видов

Классификация давно уже не вызывает споров в научных кругах. Выделены основные виды внимания, каждый из них подробно описан.

Непроизвольное

Такой вид нередко называют пассивным. При нем человек не прилагает никаких сознательных усилий к выбору объекта, к регуляции остальных механизмов

Внимание самостоятельно устанавливает некие «цели», поддерживает с ними связь и переходит на новые. Считается, что таким оно бывает на основе глубинных установок личности, которые сам человек, по сути, даже не осознает

Таким внимание может быть недолго, оно обычно оперативно переходит в произвольный вид. Непроизвольная реакция зависит от особенностей объекта и раздражителя, личного ранее пережитого опыта и даже от того, в каком состоянии и настроении находится человек. Например, он может фиксировать пение птиц на улице, если проснулся в хорошем настроении, или не замечать его, если у него с самого утра начался водоворот проблем и забот.

Недооценивать непроизвольную фокусировку нельзя. Она полезна в нашей повседневной жизни, поскольку дает шанс вовремя найти странные или опасные раздражители и принять меры, чтобы предотвратить негативные последствия. Есть у него и минусы — именно оно лежит в основе неприятного и неэффективного отвлечения, при котором наша продуктивность снижается

Непроизвольное внимание «включается» тогда, когда раздражитель не ожидается, он силен или является новым и необычным для человека. Часто оно реагирует на движущиеся объекты, контрастные или внезапно совпавшие с внутренним состоянием индивида

Произвольное

Физиологические его основы связаны с возбуждением в коре мозга определенного очага, в который поступают сигналы. Исследователи считают, что оно сформировалось на заре человеческой цивилизации, и его развитие связано с трудовой деятельностью. Без сознательного направления внутренней фокусировки человек не смог бы заточить камня и сделать первые орудия, не смог бы охотиться и выживать.

В той или иной степени направление произвольного внимания на объект всегда связано с определенными усилиями со стороны человека. Если дело требует длительного сосредоточения и концентрации, человек испытывает усталость, утомление и даже стресс, которые ничуть не меньше, чем при физических действиях, а порой и превосходят их эффект в несколько раз

Чтобы наше избирательное внимание не переутомлять и не нарушать своего восприятия и общего самочувствия, специалисты рекомендуют чередовать виды деятельности, требующие высокого напряжения, с действиями, которые не нуждаются в трудоемкой селективной концентрации

Послепроизвольное

Установив с объектом осознанным усилием связь, человек более легко воспринимает остальное поступление информации

Таким образом произвольное внимание переходит в так называемое вторичное непроизвольное или послепроизвольное. Чем более четким оно будет, тем легче человеку выполнит работу, изучит что-то

Главный признак этого вида — отсутствие напряжения.

Вывод

Устойчивость внимания – это способность человека сосредотачиваться на изучении определенного объекта или же выполнении конкретного вида деятельности. Именно этот фактор во многом обуславливает работоспособность и объемы воспринимаемой информации

Важно понимать, что концентрация внимания позволяет отбросить все второстепенные факторы на второй план, но это вовсе не значит, что исключена смена акцентов

Если говорить о видах внимания, то можно выделить произвольное и непроизвольное. Первое из них является сознательным. В центре внимания оказывается именно тот объект, который непосредственно интересует индивида. При этом, если такое сосредоточение происходит регулярно, мозг начинает концентрироваться автоматически. Такой вид внимания называется послепроизвольным. Но часто бывает так, что индивид совершенно неожиданно переключается на объекты или явления, которые не имеют никакого непосредственного отношения к его деятельности. В данном случае можно говорить о непроизвольном внимании. Это могут быть резкие звуки, яркие цвета и прочее.

Внимание обладает рядом свойств. Основным из них является концентрация. Она подразумевает способность на протяжении определенного периода времени удерживать в центре внимания конкретный объект

Объем характеризует количество предметов или видов деятельности, на которых одновременно может сосредоточиться человек, а вот устойчивость – это время, на протяжении которого может сохраняться данное состояние

Она подразумевает способность на протяжении определенного периода времени удерживать в центре внимания конкретный объект. Объем характеризует количество предметов или видов деятельности, на которых одновременно может сосредоточиться человек, а вот устойчивость – это время, на протяжении которого может сохраняться данное состояние.

Довольно интересным является такое явление, как распределение внимание. Имеется в виду, что человеку вовсе не обязательно концентрироваться только на одном единственном виде деятельности. Иногда в силу специфики деятельности приходится одновременно выполнять несколько процессов

При этом некоторые из них доведены до автоматизма, а другие требуют определенных умственных и психологических усилий. Наиболее яркими примерами может послужить профессиональная деятельность педагога или же водителя транспортного средства

Иногда в силу специфики деятельности приходится одновременно выполнять несколько процессов. При этом некоторые из них доведены до автоматизма, а другие требуют определенных умственных и психологических усилий. Наиболее яркими примерами может послужить профессиональная деятельность педагога или же водителя транспортного средства.

Важно понимать, что далеко не каждый человек способен на протяжении длительного времени сохранять в центре внимания один и тот же объект или же выполнять однородную деятельность. Для того чтобы выяснить свои способности, можно пройти определенные психологические тесты. По их результатам легко определить уровень устойчивости внимания

Если он окажется неудовлетворительным, рекомендуется прибегнуть к ряду специальных упражнений

По их результатам легко определить уровень устойчивости внимания. Если он окажется неудовлетворительным, рекомендуется прибегнуть к ряду специальных упражнений.

Довольно активно психологами изучается такое явление, как избирательная концентрация. Этот механизм позволяет выделить нужный объект из ряда аналогичных. Причем речь может идти о зрительных, слуховых, тактильных и других видах восприятий. Среди шума голосов человек может выделить речь собеседника, из нескольких мелодий он слышит только одну, а если речь идет о двух изображениях, то невозможно уловить их каждым глазом по отдельности.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий