Блокада ленинграда: историческая хроника событий, потери, итоги и значение

Память

В беседе с RT доктор исторических наук профессор СПбГУ Никита Ломагин отметил, что советские войска не могли снять блокаду Ленинграда раньше 1944 года в силу множества объективных причин

В частности, он обратил внимание на отсутствие необходимого опыта у бойцов и командиров РККА

«Воевать под Ленинградом было тяжело. Во-первых, неприятель был очень силён: немцы, даже проигрывая сражения, умело оборонялись и контратаковали. Красной армии из-за огромных потерь не хватало опытных кадров. Во-вторых, стоит понимать, что Ленинградский фронт был периферийным театром военных действий. Ставка опасалась удара немцев по Москве и на южных направлениях», — пояснил Ломагин.

  • Встреча бойцов Волховского и Ленинградского фронтов в районе рабочего посёлка №1 во время операции «Искра» по прорыву блокады Ленинграда
  • РИА Новости

Залог успеха РККА в 1943—1944 годах заключался в улучшении уровня подготовки военнослужащих. Кроме того, советское командование смогло решить основные проблемы, связанные с материально-техническим обеспечением войск. Не последнюю роль, как полагает Ломагин, сыграл коренной перелом, наступивший в середине 1943 года.

В комментарии RT военный историк, автор книг о Великой Отечественной войне Юрий Лебедев подчеркнул, что сражение за Ленинград стало «символом несгибаемости и героизма советского народа». Снятие блокады позволило вернуть нормальную жизнь сотням тысяч мирных жителей и высвободило значительные силы Красной армии.

Кратко о блокаде Ленинграда

Город-герой Ленинград долгих 872 дня находился в условиях блокады. Период с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года остался в памяти, как самый трудный период в истории Великой Отечественной Войны. Войска фашистских оккупантов преследовали цель завладеть городом для полнейшего его уничтожения.

На протяжении 1941-1942 годов предпринимались неоднократные попытки прорвать блокаду, но успеха получилось достигнуть только в январе 1943-го. Уже в феврале того же года в него удалось отправить составы с продовольствием и боеприпасами.

Ленинградско-Новгородская операция 1944-го года увенчалась успехом и позволила полностью снять блокаду. Планы фашистского командования по уничтожению Ленинграда потерпели полнейший крах. Ожидаемой капитуляции не последовало, а проявленный героизм ленинградцев стал символизировать мужество и стойкость советского народа, непоколебимого даже в ужасных условиях блокады.

Период осады Ленинграда можно охарактеризовать, как один из самых трагичных моментов за всю историю Великой Отечественной Войны. Советские войска проявляли величайший героизм и ценой неимоверных усилий сдерживали вражеские силы на подступах к городу, но 20 августа 1941 противнику удалось занять город, перекрыв железнодорожное сообщение со столицей. Вопреки планам руководства фашистских захватчиков, им не удалось молниеносно захватить Ленинград, однако подступить вплотную к городу они смогли.

https://www.youtube.com/embed/VdDEsquqRLQ

Последнее железнодорожное сообщение со страной было прервано 30 августа с прорывом вражеских сил на станции Мга. 8 сентября 1941, с захватом города Шлиссельбург, сообщение с городом со стороны суши перестало быть возможным. Остался лишь вариант воздушного сообщения и по Ладожскому озеру. Ленинград был отрезан от страны и вынужден был существовать в тяжелейших блокадных условиях. Ситуация ухудшалась суровой зимой. Температура снижалась до рекордно низких цифр, усугубляя положение осажденных и увеличивая количество смертей.

Дорога жизни

Запасы продовольствия, топлива и боеприпасов, находившееся в городе на момент начала блокады, были недостаточными и не могли удовлетворить потребности города в период длительной осады. Единственное сообщение со страной, осуществляемое авиацией и путь через Ладожское озеро обеспечивали потребности города не в полной мере.

Была установлена норма хлеба – 200 грамм рабочим, 125 – иждивенцам и детям. Этого катастрофически не хватало. Смертность от голода набирала обороты с ужасающей быстротой. По данным Нюрнбергского процесса за время блокады погибло более, чем 630 тысяч жителей. По данным другого источника приводятся ошеломляющие цифры в 1,5 миллиона ленинградцев. Всего 3% смертей были следствием обстрелов, причина остальных 97% голод и лишения.

Имели место ужасные случаи людоедства, причем голод мог толкать людей даже на преднамеренные убийства. 22 ноября 1941 года считают днем когда запустили легендарную “Дорогу жизни”. Первая колонна грузовиков, состоящая из 60 автомобилей, покинула город, пересекла Ладогу, а затем вернулась в Ленинград уже груженая хлебом. Двигаясь по льду, рискуя провалиться под воду, грузовики везли муку и прочие продукты, давая надежду на выживание огромному количеству жителей осадного города.

Водители стремились сделать больше рейсов, проявляя мужество и героизм во спасение соотечественников. По дороге также проводилась эвакуация жителей, и перебрасывались войска. Просуществовав 152 дня, дорога растаяла, а вновь была создана лишь в декабре следующего года.

Герои у станка

Являясь одним из крупнейших промышленных центров Советского Союза в довоенное время, Ленинград не остановил работу предприятий и во время блокады. Многие заводы были эвакуированы, но все же производственный процесс продолжался, пусть и в меньших объемах. Голодные и истощенные ленинградцы демонстрировали пример мужества и героизма во благо Родины.

У станков стояли даже дети. Было выпущено сотни танков, тысячи полковых и противотанковых орудий, более 10 тысяч минометов, сотни бронемашин, десятки бронепоездов, миллионы различных снарядов и многое другое. Это была высшая степень патриотизма и самоотдачи. Подвиг ленинградцев увековечен в истории и сердцах новых поколений.

27 января 1944 года — День полного снятия блокады. Приказом Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина от 1 мая 1945 года Ленинград был удостоен чести носить гордое звание город-герой за проявленное жителями города мужество во время блокады.

Попытка деблокады города

В 1942 г. все попытки прорвать блокаду в знаменитых боях на невском пятачке оказались безуспешными. Однако и стремление немцев покончить с городом при помощи новых танков «Тигр» также оказалось безрезультатным. В конце лета 1942 г. гитлеровские машины были «пущены в расход» не во время штурма города, а при отражении неожиданного наступления ударной армии советского генерала Андрея Власова. И хотя эта армия была окружена и уничтожена, а сам генерал попал в плен и впоследствии перешел на сторону врага, на удар по Ленинграду сил фашистам уже не хватило. А в январе 1943 г. наши войска смогли прорубить коридор южнее Шлиссельбурга — и блокада была прорвана. В качестве трофея советскому командованию достался секретный немецкий танк «Тигр» в исправном состоянии. Поэтому к началу боев на Курской дуге уже было понятно, как с ним бороться.

Огонь зенитных орудий, развернутых в районе Исаакиевского собора

Огневая помощь Балтийского флота

Большой помощью защитникам города являлась мощная огневая поддержка флотской (как корабельной, так и береговой) артиллерии. Всего Балтийский флот задействовал против противника 345 орудийных стволов, калибром от 100 до 406 мм, выпустил по его войскам около 25 тыс. снарядов. Роль артиллерии Балтийского флота была высоко оценена даже немецкими офицерами. Так, например, в немецкой мемуарной литературе можно встретить мнение о том, что, если бы не артиллерия флота, Ленинград непременно был бы взят.

406-мм морская пушка Б-37, установленная на подступах к Ленинграду

Город высшей пробы

Ленинград. Для людей, которые лично помнят ту войну, этот город стал символом невообразимого героизма и запредельных испытаний. Жители города, его защитники пронесли с честью через ад звериной жестокости врага свою честь, проявив такую решимость, о которой даже думать страшно.

Современные историки и пропагандисты, слегка смущаясь, выпячивают жалость к людям прошедшим блокаду, при этом стараются не заострять внимание на том, что Ленинградцы именно ПОБЕДИЛИ в этой запредельно жестокой схватке. Наверное потому, что победа в этой битве была одержана городом, носящим имя Ленина

Родоначальника идеологии, которая в настоящий момент очень неудобна олигархическому строю, находящемуся у власти сейчас в РФ

Наверное потому, что победа в этой битве была одержана городом, носящим имя Ленина. Родоначальника идеологии, которая в настоящий момент очень неудобна олигархическому строю, находящемуся у власти сейчас в РФ.

Эвакуированных блокадников принимали в дома и делились последними продуктами даже многодетные семьи, у которых кормильцы воевали и погибали на передовой. Какой силы идеология воспитала такое сплочение людей? Сможем ли мы сейчас хоть отдаленно приблизиться к той человечности и вере в правильность пути, по которому идет наша Родина?

Легендарная «Дорога жизни»

«Дорога жизни» являлась единственной транспортной магистралью через Ладожское озеро в блокадный Ленинград. В периоды навигации она проходила по воде, а зимой — по льду. Благодаря такой «трассе» удалось наладить подвоз в блокадный город боеприпасов, вооружения, продовольствия, медикаментов, топлива и эвакуировать из Ленинграда больных, раненых и нетрудоспособных. Только за период с ноября 1941 г. по апрель 1942 г. из города на «Большую землю» было вывезено более 500 тыс. человек. Работа трассы не прекращалась ни на один день, несмотря на бомбежки, обстрелы и плохую погоду. Это позволило несколько улучшить снабжение людей продуктами питания и, начиная с 25 декабря 1941 г., увеличить хлебный паек до 200—350 г. А с 24 января 1942 г. ленинградцы стали получать 400 г хлеба на рабочую карточку, 300 г — для служащих и 250 г — по детской и иждивенческой карточкам.

Грузовик ГАЗ-АА, более известный как «полуторка» (грузоподъемность 1,5 т) стал основным автомобилем на перевозках по «Дороге жизни»

Почему так долго длилась блокада Ленинграда

На подступах к Ленинграду фашистская армия пыталась занять Пулковские высоты. Эти холмы расположены к югу от Ленинграда и должны были стать точкой для обстрела из артиллерии всего города с целью его полного уничтожения. Но яростное сопротивление советской армии не позволило фашистам занять эту выгодную точку.

Героические действия советской обороны под Ленинградом (в Южном Приладожье) лишили фашистские войска значительной части боеприпасов, танков и солдат. Им пришлось срочно укреплять другие фронта. Часть войск из-под Ленинграда была перекинута на другие позиции. Дальнейшее наступление на город было прекращено.

Фашистские войска сфокусировались на фронтах южнее Ленинграда, а сам город был окружён и каждодневно подвергался мощнейшим артиллерийским обстрелам и бомбежке.

По плану Гитлера, следовало уничтожить город и всех его жителей. Это должно было лишить советскую армию военных заводов и подорвать геройский дух.

Несмотря на отсутствие электричества, нехватку продовольствия, жесточайший голод и холод, город продолжал функционировать и сопротивляться захватчикам. Заводы работали, люди устанавливали баррикады и препятствия для танков.

Осаждённый Ленинград героически продолжал производить боеприпасы для советской армии, ремонтировал технику и оружие для солдат.

Были сформированы народные ополчения — то есть группы жителей города. Они сооружали огневые точки для ответного обстрела, укрепляли оборону.

Работали и театры: без электричества, в мороз, иной раз при бомбёжках. В блокадном Ленинграде был снят легендарный фильм режиссёра Виктора Эйсымонта «Жила-была девочка» о судьбах двух детей 7 и 5 лет (уже после прорыва блокады некоторые сцены снимались в центре города). В осаждённом городе жила и творила поэтесса Ольга Бергольц.

Наперекор планам фашистов, город не только не умер, он — жил. Жил и яростно сопротивлялся.

Блокадный Ленинград

Фашисты уже с начала сентября начали активно обстреливать и бомбить Ленинград. Гитлер намеривался войти в пустой город: ни население, ни сам город фашистам был не нужен.

8 сентября одна из бомб упала на Бадаевские склады. В результате пожара тонны муки и сахара сгорели.

Зима 1941 года стала самой тяжёлой. Ударили сильные морозы, закончились запасы еды, перестало работать электричество, остановились трамваи и троллейбусы.

Люди жгли печки «буржуйки». На растопку шло всё — мебель, книги, деревянные дома. За водой с вёдрами ходили к реке.

Ещё 17 июля в Ленинграде вводят карточки, с помощью которых можно было получить в магазинах еду. А с 1 сентября стало запрещено продавать товары: их можно было получить только по карточкам.

Причём норма дневного пайка постоянно снижалась. Так, к 20 ноября из еды ленинградцы могли получить только хлеб: 250 грамм хлеба в день для рабочих (а по некоторым данным — 200 гр.), остальным – 125 граммов.

Из-за нехватки муки хлеб делали из жмыха, мучной пыли и целлюлозы. Ели и столярный клей, и цветы (из них получались лепёшки), ботву и корни растений. В еду шёл и корм для птиц.

Люди умирали от дистрофии, цинги, туберкулёза.

Сообщение с городом происходило только через воздушное пространство с помощью самолётов и по Ладожскому озеру. Путь по озеру называли «Дорогой жизни».

«Дорога жизни» блокадного Ленинграда

«Дорога жизни» была жизненно необходима осаждённому Ленинграду. В город доставляли боеприпасы, еду, топливо. По этой же дороге эвакуировали людей.

12 сентября приплыли первыми корабли с зерном и оружием. Навигация была очень сложной задачей: Ладожское озеро всегда было неблагоприятным местом для судоходства из-за сильного ветра и волн.

Когда пришла зима, навигация прекратилась. Нужно было дождаться сильных морозов, чтобы лёд замёрз.

Первым грузом стали санные упряжки с 63 тоннами муки, которые прошли по льду 21 ноября 1941 года. Доставка груза и эвакуация людей были крайне опасными занятиями. Фашистские войска постоянно бомбили и обстреливали этот путь. Второй проблемой был незамёрзший лёд, который не выдерживал веса груза.

Для обеспечения города топливом и электричеством в июне 1942 года советская армия проложила трубу и кабель по дну Ладожского озера. Город стал получать горючее и электроэнергию.

Ленинград сопротивлялся, на заводах 75% рабочих составляли женщины. Мужчины сражались на фронте. Главной задачей по-прежнему было прорвать блокаду и отбросить врага.

Операция «Искра»

2 декабря 1942 года в Ставке Верховного Главнокомандующего принято решение прорвать фашистскую оборону и объединить два фронта — Ленинградский и Волховский.

Эту операцию назвали «Искра». За её проведение отвечали маршал К. Е. Ворошилов и генерал Г. К. Жуков. Операция проводилась с 12 по 30 января 1943 года.

12 января 1943 года советская армия начала наступление. 18 января двум фронтам удалось прорвать блокаду и объединиться. Тогда же враг был выбит из Шлиссельбурга и с южного берега Ладожского озера.

От Шлиссельбурга за 18 дней была построена железная дорога в Ленинград. Её назвали «Дорогой победы». В город стали поставлять топливо, электричество, продовольствие. Наладилась работа военных предприятий.

Полностью освободить город советским войскам удалось 27 января 1944 года после 872 дней блокады. В тот же день в городе был победный салют.

Любанская наступательная операция

Фото: Любанская наступательная операция/ warstory.ru

7 января 1942 года войска второй ударной армии прорвали оборону противника в районе населённого пункта Мясной Бор. Но, не имея сил для дальнейшего наступления, армия оказалась в тяжёлом положении. Всего в ходе четырехмесячных жесточайших боев, 54-я армия, очередной раз, потеряв почти весь свой состав, надолго застряла в местных лесах и болотах.

Операция второй ударной, 52-й и 59-й армий оказала заметную поддержку защитникам Ленинграда, которые могли не выдержать нового штурма. Три армии оттянули на себя более 15-ти дивизий противника, позволив советским войскам под Ленинградом захватить инициативу.

Но 54-я армия не смогла соединиться в Любани с войсками Волховского фронта, и операция в целом была обречена. В середине апреля армия перешла к обороне. Результатом действий армии в течение четырёх месяцев стал прорыв обороны по железной дороге и захват территории в глубину до 20 километров, по фронту до 22 километров. Горловина прорыва по железной дороге составляла всего 15 километров, из них 8 — болота.

Жизнь блокадного Ленинграда

Одновременно с этим ленинградцы всеми силами старались выжить и не дать умереть родному городу.

Мало того: Ленинград помогал армии, выпуская военную продукцию — заводы продолжали работать и в таких условиях. Восстанавливали свою деятельность театры и музеи. Это было необходимо — доказать врагу, а, главное самим себе: блокада Ленинграда не убьёт город, он продолжает жить!

Один из ярких примеров поразительной самоотверженности и любви к Родине, жизни, родному городу является история создания одного музыкального произведения. Во время блокады была написана известнейшая симфония Д.Шостаковича, названная позже «Ленинградской». Вернее, композитор начал её писать в Ленинграде, а закончил уже в эвакуации.

Когда партитура была готова, её доставили в осаждённый город. К тому времени в Ленинграде уже возобновил свою деятельность симфонический оркестр.

В день концерта, чтобы вражеские налёты не могли его сорвать, наша артиллерия не подпустила к городу ни одного фашистского самолета! Все блокадные дни работало ленинградское радио, которое было для всех ленинградцев не только живительным родником информации, но и просто символом продолжающейся жизни.

Усть-Тосненская операция

Фото: Высадка усть-тосненского десанта/ volk.gq

19 августа одна из советских дивизий перешла в наступление. Атакующие, ворвавшись в Усть-Тосно, стремительно форсировали реку в районе устья Тосно и заняли шоссейный мост, который немцы не успели взорвать. К 15:00 части 268-й стрелковой дивизии заняли посёлки Усть-Тосно и Ивановское, а передовые части достигли станции Пелла. На второй день операции противник, получив подкрепления, перешёл в контрнаступление и отбросил части 268-й стрелковой дивизии на исходные позиции.

23 августа советские войска предприняли попытку переломить ход сражения: в бой была введена 136-я стрелковая дивизия. Однако этот одиночный удар силами одной дивизии не привёл к существенному изменению ситуации.

8 сентября обе стороны в районе Усть-Тосно перешли к обороне.

По итогам операции советскими войсками удалось отвоевать посёлок Усть-Тосно и удержать плацдарм у Ивановского. Вместе с тем, Усть-Тосненская операция внесла определённый вклад в расходование резервов противника и как следствие, в отказ немецкого командования от штурма Ленинграда в 1942 году. Этот результат был достигнут ценой высоких потерь.

Издания о Ленинграде

Помимо материалов общего характера (Сообщения Советского информбюро, Сборник указов, постановлений, решений, распоряжений и приказов военного времени и др.), имеются издания специально о Ленинграде.
Ленинградским институтом истории КПСС издан Сборник статей «Героический Ленинград 1917/1942» (Л., 1943) и Сборник документов и материалов «Ленинград в Великой Отечественной войне Советского Союза». Т. 1 (Л., 1944). Сборник материалов, очерков и стихов «Прорыв» посвящен соединению войск Ленинградского и Волховского фронтов и прорыву блокады. В книге «Города-герои» (Л., 1943) страницы 9-153 посвящены Ленинграду, первому из городов, получившему звание «Города-героя» и орден Ленина. Можно указать также и сборники статей Н. Тихонова «Ленинград принимает бой», И. Эренбурга «Ленинграду», книгу А. Фадеева «Ленинград в дни блокады», сборники «Женщины города Ленина» и «Комсомол города Ленина». Много книг и брошюр посвящено Ленинградскому фронту, боевым действиям защитников Ленинграда, партизанам и Партизанскому краю.

Разные стороны жизни Ленинграда во время войны и блокады получили отражение в многочисленных книгах и брошюрах. Ботаническим институтом им. В. Л. Комарова Академии наук СССР в 1942- 1944 гг. изданы брошюры о «заменителях» продуктов, о дикорастущих пищевых растениях, употреблении ботвы овощных растений в пищу, приготовлении витамина С из хвои и листьев кустарников, об использовании грибов в пищу.
В 1942-1943 гг. Земельный отдел Исполкома Ленгорсовета выпустил ряд популярных брошюр в помощь «огородникам» по выращиванию, заготовке и хранению овощей.
Ленинградский Дом санитарного просвещения, Военно-санитарное управление Ленинградского фронта и другие учреждения издали ряд популярных брошюр-памяток, имевших целью — дать населению и воинам необходимые практические знания. Труды по изучению травм и ранений, алиментарной дистрофии и авитаминозам — заболеваниям, связанным с войной и блокадой, свидетельствуют о том, что ленинградские ученые-медики одновременно с практической работой в госпиталях вели углубленную творческую работу.

После снятия блокады Жилищное управление Ленгорисполкома выпустило ряд популярных брошюр, знакомящих с работами по восстановлению города — «В помощь начинающему» — маляру, стекольщику, каменщику, кровельщику, штукатуру, печнику и т. д. Все эти брошюры, в основном, изданы в 1944 году.

Нужно остановиться на материалах, которые свидетельствуют о том, что Ленинград не был одинок в своей борьбе. Несмотря на трудности сообщения, в блокированный город со всех концов Советского Союза идут приветствия и слова одобрения и поддержки. Брошюры «Братья ленинградцы» (Алма-Ата, 1942) и «Родной Ленинград» (Ташкент, 1942) являются следом пребывания в Ленинграде делегаций из Казахстана и Узбекистана.
Нельзя не вспомнить обращения к ленинградцам Джамбула Джабаева, о котором уже упоминалось. Каждый ленинградец ощущал слова казахского акына: «Мы родня вам с давней поры, Ближе брата, ближе сестры Ленинграду Алма-Ата».

ДОКУМЕНТЫ:

I. Нацистские планы относительно будущего Ленинграда

1. Уже на третий день войны против Советского Союза Германия информировала руководство Финляндии о своих планах уничтожить Ленинград. Г. Геринг заявил финскому посланнику в Берлине, что финны получат «также Петербург, который, все-таки, как и Москву, лучше уничтожить».

2. Согласно записи, сделанной М. Борманом на совещании 16 июля 1941 г. «На область вокруг Ленинграда претендуют финны, фюрер хотел бы Ленинград сровнять с землей, а затем передать финнам».

3. 22 сентября 1941 г. в директиве Гитлера говорилось: «Фюрер принял решение стереть город Ленинград с лица земли. После поражения Советской России дальнейшее существование этого крупнейшего населённого пункта не представляет никакого интереса Предполагается окружить город тесным кольцом и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землёй. Если вследствие создавшегося в городе положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты, так как проблемы, связанные с пребыванием в городе населения и его продовольственным снабжением, не могут и не должны нами решаться. В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения».

4. Директива германского военно-морского штаба 29 сентября 1941 г.: «Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли. После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого населенного пункта. Финляндия также заявила о своей незаинтересованности в дальнейшем существовании города непосредственно у новой границы».

5. Еще 11 сентября 1941 года президент Финляндии Ристо Рюти заявил германскому посланнику в Хельсинки: «Если Петербург не будет больше существовать как крупный город, то Нева была бы лучшей границей на Карельском перешейке… Ленинград надо ликвидировать как крупный город».

6. Из показаний А. Йодля на Нюрнбергском процессе: Во время осады Ленинграда фельдмаршал фон Лееб, командующий группой армий «Север», сообщил ОКВ, что потоки гражданских беженцев из Ленинграда ищут убежища в германских окопах и что у него нет возможности их кормить и заботиться о них. Фюрер тотчас отдал приказ (от 7 октября 1941 года) не принимать беженцев и выталкивать их обратно на неприятельскую территорию

II. Миф о «жировавшем» руководстве Ленинграда

В СМИ проходила информация, что в блокадном Ленинграде А.А. Жданов якобы объедался деликатесами, в роли которых фигурируют обычно персики или пирожные буше. муссируется и вопрос о фотографии с «ромовыми бабами», выпекавшимся в блокадном городе в декабре 1941 г. Приводятся также дневники бывших партийных работников Ленинграда, в которых говориться о том, что партийные работники жили почти как в раю.

На самом деле: снимок с «ромовыми бабами» сделан журналистом А.Михайловым. Он был известным фотокорреспондентом ТАСС. Очевидно, что Михайлов, действительно, получил официальный заказ с целью успокоить советских людей, проживающих на Большой земле. В этом же контексте следует рассматривать появление в советской прессе в 1942 году информации о Государственной премии директору московского завода шампанских вин А.М. Фролову-Багрееву, как разработчику технологии массового производства игристых вин «Советского шампанского»; проведении состязаний лыжников и футбольных соревнований в блокадном городе и т.д. Подобные статьи, репортажи, фотографии имели одно главное предназначение – показать населению, что не все так плохо, что даже в жесточайших условиях блокады или осады мы может делать и кондитерские изделия и шампанские вина! Мы будем праздновать победу с нашим шампанским, проводить соревнования! Мы держимся и победим!

Операция «Искра»

Фото: Наступление войск при операции «Искра»/ structure.mil.ru

Операция «Искра» в официальной российской историографии имеет точные временные рамки. Широко известен и подробно описан только начальный период наступления – до момента прорыва блокады 18 января. О ходе операции во второй половине января известно гораздо меньше. Боевые действия в феврале и в марте в ходе второго этапа наступления вовсе не имеют устоявшихся обозначений и обозначаются историками по-разному.

Войска Ленинградского и Волховского фронтов 18 января 1943 г. прорвали блокаду Ленинграда. Хотя достигнутый военный успех был достаточно скромен, политическое и символическое значение прорыва блокады невозможно переоценить. В кратчайшие сроки были построены железнодорожная линия Поляна – Шлиссельбург, новый мост через Неву и автомобильная магистраль. Уже с середины февраля в Ленинграде начали действовать нормы продовольственного снабжения, установленные для других промышленных центров страны. Все это коренным образом улучшило положение жителей города и войск Ленинградского фронта.

Прорыв блокады стал переломным моментом в битве за Ленинград. Была окончательно снята даже теоретическая возможность штурма Ленинграда немецкими войсками. Инициатива на Северо-Западном направлении окончательно перешла к советским войскам.

Разгром немецкого десанта на острове Сухо

Фото: Дорога жизни через Ладожское озеро/ my-cccp.ru

Сухо — искусственный остров в виде подковы размером — 90х60 метров. Расположен в 37 км к северу от порта Новая Ладога, где во время войны находилась главная база Ладожской флотилии. Для защиты ладожской трассы Балтика послала свои корабли, из которых была сформирована Ладожская военная флотилия.

22 октября сигнальщики заметили на горизонте суда, быстро приближавшиеся к острову. В самом начале боя были подбиты три немецкие десантные баржи, уничтожен десантный катер и повреждено два десантных судна.

Немцы разрушили советский командный пункт и дальномерный пост, появились погибшие и раненые.  Окруженные врагами, израненные, уставшие от невероятного напряжения боя, защитники героически отстаивали свой рубеж.

В 09:00 наши самолеты нанесли первый бомбово-штурмовой удар по судам противника. С юга к месту боя уже подходили корабли Ладожской флотилии. Вновь загремела артиллерийская канонада. Начался разгром вражеской флотилии. В это время горстка защитников Сухо бросилась в атаку на растерявшихся немцев. Натиск увенчался полным успехом.

В панике, бросая оружие и раненых, немцы беспорядочной толпой побежали к лодкам. Большинство их было перебито и утонуло в Ладоге, и лишь немногим удалось достичь своих судов. Из 30 вражеских кораблей 16 были уничтожены, а остальные имели серьезные повреждения.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий