«окно овертона» как инструмент конспирологических теорий. к истории использования понятия в российских реалиях

Окно Овертона в психологии массовых коммуникаций. ЭТАП №1: «ОТ НЕМЫСЛИМОГО ДО РАДИКАЛЬНОГО» — ГРАДАЦИЯ СЕРОГО

Тема каннибализма пока ещё отвратительна и совершенно не приемлема в обществе. Рассуждать на эту тему нежелательно ни в прессе, ни, тем более, в приличной компании. Пока это немыслимое, абсурдное, запретное явление. Соответственно, первое движение Окна Овертона — перевести тему каннибализма из области немыслимого в область радикального.

« У нас ведь есть свобода слова. Ну, так почему бы не поговорить о каннибализме?»

Учёным вообще положено говорить обо всём подряд — для учёных нет запретных тем, им положено всё изучать. А раз такое дело, соберём этнологический симпозиум по теме « Экзотические обряды племён Полинезии ». Обсудим на нём историю предмета, введём её в научный оборот и получим факт авторитетного высказывания о каннибализме.  Видите, о людоедстве, оказывается, можно предметно поговорить и как бы остаться в пределах научной респектабельности.

Окно Овертона уже двинулось, обозначив пересмотр позиций. Тем самым обеспечив переход от непримиримо отрицательного отношения общества к отношению более позитивному. Одновременно с околонаучной дискуссией непременно должно появиться какое-нибудь « Общество радикальных каннибалов ». Хотя оно будет представлено лишь в интернете — радикальных каннибалов непременно заметят и процитируют во всех нужных СМИ.

Во-первых , это ещё один факт высказывания. А «за слово не сажают». Во-вторых, эпатирующие отморозки такого специального генезиса нужны для создания образа радикального пугала. Это будут «плохие каннибалы» в противовес другому пугалу — « фашистам, призывающим сжигать на кострах не таких, как они ». Но об этом чуть ниже. Для начала достаточно публиковать рассказы о том, что думают про поедание человечины британские учёные и какие-нибудь радикальные отморозки иной природы.

Результат первого движения Окна Овертона: неприемлемая тема введена в оборот, табу десакрализовано, произошло разрушение однозначности проблемы — созданы « градации серого ».

Как работает Окно Дискурса Овертона

Работает Окно Овертона достаточно просто. Ведь технология программирования общества существовала во все времена. Не случайно Натан Ротшильд, основатель династии миллиардеров Ротшильдов говорил: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Великие и сильные мира сего всегда скрывали истинное значение тех или иных событий, вызванных искусственным путем.

К примеру, глядишь, в какой-то «хромающей» стране появился иностранный благодетель, который с помощью своих миллиардных фондов способствует якобы важнейшим реформам. Однако вследствие этого государство доходит до дефолта, а все его активы оказываются в руках «благодетеля». Как вам кажется, это совпадение?

Итак, окно дискурса делится на шесть четких этапов, в процессе которых общественное мнение безболезненно меняется на диаметрально противоположное:

Окно Оберона

Основная суть данной концепции заключается в том, что все происходит незаметно и, как кажется, естественным образом, хотя на самом деле совершается искусственным путем навязывания.

Используя Окно Овертона можно легализовать что угодно в самом буквально смысле этого слова. Манипулирование обществом – это тема стара, как мир, и господствующие классы мировой элиты превосходно об этом знают.

Но давайте рассмотрим принцип действия технологии Овертона на классическом примере каннибализма.

Окно Овертона презентация. Окно Овертона пошаговая схема внедрения аморально недопустимых явлений

Окно Овертона пошаговая схема внедрения аморально недопустимых явлений в обществе.Слайд 8 из презентации «Наступление ЛГБТ»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как…». Скачать всю презентацию «Наступление ЛГБТ.ppt» можно в zip-архиве размером 9161 КБ.

Без темы

краткое содержание других презентаций

«Четыре замечательные точки треугольника» — Биссектрисой треугольника. Биссектриса. Отрезок биссектрисы угла, соединяющий вершину и точку на противолежащей стороне, называется. Перпендикуляр, опущенный из вершины треугольника на прямую, содержащую противолежащую сторону, называется. Задача №2. Высотой треугольника. Отрезок, соединяющий вершину с серединой противолежащей стороны, называется.

«Бажов» — После войны занялся журналистикой. Свои литературные произведения Бажов тоже назвал сказами . Смолоду интересовался Бажов уральским фольклором , изучал народную мудрость . Вспомните «Серебреное копытце» ,где старик девочка любуются радужной россыпью самоцветов на снегу. Мирное течение жизни нарушала революция .

«ПервоЛого» — Альбом можно сопровождать текстовой и звуковой информацией. Инструменты ? Рисовалка. Команды управления черепашкой. Таким образом, ученики получают мощный инструмент для создания собственных проектов, в том числе мультимедийных презентаций на любую тему. Формы черепашек можно редактировать и создавать заново.

«Биография Ивана Бунина» — Какова основная тема всех произведений И.А.Бунина. Какие чувства испытывает автор. Юлий и Иван Бунины. Первая мировая война. В 1890 году отец pазоpился, пpодал имение в Озеpках без усадьбы. Какие чувства рождает стихотворение. Докажите связь стихотворения с рассказом «Косцы». С осени 1889 года началась его pабота в pедакции газеты.

«Уроки в школе» — Античность. Обучение. Слова писались слитно, непрерывной строкой; знаков препинания не было. УроК. Я иду на урок… Наказания. Средневековье. XXI. В программу школ грамоты входило церковное пение. Таким образом прогресс в сфере образования не стоит на месте. Чтению учились по азбукам и букварям. Когда бы не писал слова и цифры Мел, — Никто бы на тебя и не смотрел!

«Животные и растения» — Результаты выпаса (положительные). Корни растений также часто повреждаются личинками животных-вредителей (см. рис.). Результаты выпаса (отрицательные). Источниками питания для животных являются и травы, и древесные растения, и лишайники. Пузырчатка. Травоядными часто называют животных, питающихся растениями.

Всего в теме23688 презентаций

История «окна Овертона»

14 января 2014 года в тогда еще живом «Живом журнале» пользователь zuhel опубликовал пост «Технология уничтожения». В нем автор описал якобы существующую методику легализации в общественном сознании таких новых явлений, как однополые браки и права ЛГБТ на примере использования концепции «окна Овертона».

По мнению написавшего пост под ником zuhel москвича Евгения Горжалцана, под видом такой легализации происходит «расчеловечение» общества. В комментарии для Republic Евгений отметил, что растабуирование социальных запретов, долгое время бывших неотменяемыми, влечет гибель общества.

Евгений Горжалцан — активист, борющийся за традиционные семейные ценности. В 2013 году присоединился к движению «Суть времени» (создатель — Сергей Кургинян) и его «дочке» «Родительскому всероссийскому сопротивлению». «Сопротивление» проявило оппозиционную по отношению к ювенальной юстиции и иным «западническим» явлениям позицию. А побывавший на Первом съезде родителей России Владимир Путин пообещал поддержать начинания активистов. К тому моменту Евгений, в 90-е годы бывший корреспондентом «Коммерсанта», спецкором «Аргументов и фактов» и копирайтером в BBDO, уже начал сотрудничество с Кургиняном.

Интересно, что, несмотря на одиночные упоминания «окна Овертона» в российских СМИ до 2014 года, волнения на эту тему в медийной сфере начались лишь после поста Горжалцана, в то время как на Западе идея Джозефа Овертона, представленного в многочисленных публикациях российских медиа, прижилась значительно раньше. В 2011-м Джо Картер, христианский консерватор из США, в своем материале рассказывал о подрыве культурных ценностей нации при помощи «окна Овертона». Картер аргументировал свое мнение примерами легализации абортов, однополых браков и безнаказанных разводов. Джо первым назвал теорию Овертона «окном»: Горжалцан скопировал многие постулаты, изложенные в материалах Картера, и взял на вооружение звучное название концепции. Евгений даже обсудил планируемый материал с верхушкой «Сути времени». И пост с изложением давно известных западному читателю пунктов теории Овертона действительно «выстрелил».

Окно Овертона примеры из жизни. Окно возможностей Овертона и легализация греха

Сегодня для многих стал очевидным тот факт, что разговоры, письма, круглые столы, митинги в защиту прав гомосексуалистов и прочих извращенных меньшинств – признак не взросления или демократизации общества, но процесс совершенно иной природы. Это хорошо заметно именно в России и других «нетолерантных» обществах, в отличие от «толерантных» Европы и США, где борьба за права « сексменьшинств » проходила менее остро.

Но обо всем по порядку.

Западное общество, как сегодня в России, долгое время убеждали, что защита прав сексменьшинств – элемент демократии и естественный процесс развития общественных институтов и общества в целом.

Но, как убедительно доказал в 1990 г. социолог Джозеф Овертон (1960–2003)в своей «теории окон», это совершенно не так. Оказывается, существует целая технология разрушения общественных институтов и легализации морально недопустимых идей. А проделать-то нужно всего-навсего 5 шагов!

1-й шаг. От немыслимого до радикального

Неким человеком, группой лиц или организацией предлагается для обсуждения, скажем, в академических кругах, совершенно табуированная тема. Например, педофилия .

2-й шаг. От радикального до приемлемого

Параллельно с обсуждением возникает или дает о себе знать партия педофилов, как это было в Голландии. И вот уже СМИ тиражируют эту новость в своих изданиях. Табу снято. При этом педофилов начинают сравнивать с другими радикалами, например, неонацистами. Возникает градация серого. Педофилы страшны, но уже стали реальностью. Они уже часть общества. Главное на этом этапе – эвфемизм. Нужно ввести в оборот новый политкорректный термин. Не содомиты, а «геи», не людоеды, а «антропофаги», не педофилы, а «детолюбы».

3-й шаг. От приемлемого до разумного

Поднимается тема любви. «Вы ведь любите своих детей, почему другие не могут любить ваших детей? А если эта любовь взаимная? Люди должны иметь право на счастье. Разумно ли им бороться за свои права? Конечно, да!» В это время американские ученые признают педофилию нормой.

4-й шаг. От разумного до популярного

Интервью, откровения, ток-шоу на тему педофилии. «А знаете ли вы, что такой-то писатель / музыкант / известный общественный деятель был педофилом? Нужно принимать человека таким, каков он есть. Вам же нравятся их произведения?»

5-й шаг. От популярного до политики / нормы

«Слушайте, так много известных людей оказались “детолюбами”. В Норвегии – это вообще часть культуры. Зачем лишать людей права быть счастливыми? Давайте легализуем эти отношения, закрепив их законодательно!»

Жутко? Но вспомните: ведь именно так западный мир шел к легализации однополых браков. От недопустимого до законодательной нормы.

И этот путь продолжится хотя бы потому, что в Голландии действительно существует, правда уже на полулегальном положении, партия педофилов , а «ученые» из США действительно признали педофилию нормой .

Впрочем, и это еще не конец. Есть еще и 6-й шаг , как это можно видеть в некоторых европейских странах. Это шаг от нормы к диктатуре. Всех не согласных будут сначала штрафовать , потом сажать в тюрьмы , а потом, возможно, и казнить – это лишь вопрос времени.

Первый этап

Начальная стадия такой теории, как «Окна Овертона», — что это за ступень, какую цель она преследует? Для получения желаемого результата на первом этапе следует:

— устранить табу на обсуждение того или иного явления;

— сделать так, чтобы идея стала известна широкому кругу членов общества;

— привести к обыденности обсуждение данного явления;

— поднять идею до статуса важной общечеловеческой темы

Для достижения поставленной цели то или иное явление вводят в информационную сферу в качестве радикально-вызывающего

Такое положение идеи будет привлекать к ней внимание общества

Далее стихийное обсуждение темы постепенно перейдет в организованное. «Немыслимое» постепенно перейдет в область «Радикального». Незаметно для общества то или иное явление, находящееся в зоне запрета, будет раскручиваться информационными источниками на каком-либо конкретном примере. При этом будет поставлена на первый взгляд благая цель – выяснить, такое ли ужасное это явление и почему нельзя это делать? Далее последует вывод о том, что некоторые люди поступают именно так, и при этом они счастливы.

Вполне может «раскрутить» теория «Окна Овертона» каннибализм. Для того чтобы перевести его из немыслимого явления в область радикального, можно собрать этнологический симпозиум, рассматривающий такую тему, как «Экзотические обряды полинезийских племен». Здесь ученые будут предметно говорить о таком явлении, как людоедство, что явится начальным движением теории под названием «Окна Овертона». Эта ступень, на которой наметится пересмотр существующего общественного мнения, позволит изменить непримиримое отношение на позитивное. Цель первого этапа достигнута. Тему ввели в оборот и разрушили табу на ее обсуждение.

Данная теория и в нашей стране имеет свои яркие примеры. «Окно Овертона» попытались сдвинуть, задав вопрос в средствах массовой информации о вероятности сдачи Ленинграда во избежание гибели большого количества людей, а также приведя сравнение олимпийской чемпионки России с офицером СС. Это типичные случаи первого этапа данной теории, когда тема выводится из зоны запрета. Если общество согласится сделать такой шаг, то остальные этапы оно пройдет автоматически. К счастью, россияне не стали обсуждать предложенные им темы, считая их явно кощунственными.

История появления

Американский социолог Джозеф Овертон окно возможностей для внедрения аморально недопустимых явлений изучил и представил общественному мнению в 1990 г. В этот период он занимал пост вице-президента Центра публичной политики Mackinac Center.

«Окна Овертона» — что это за воздействие на мнение общества? Это вовсе не промывание мозгов, а более утонченная технология. Эффективной ее делает системное последовательное применение, а также завуалированность жертвы факта воздействия.

К примеру, человечество уже приняло субкультуру геев, а также их право усыновлять детей, заключать браки и пропагандировать свою сексуальную ориентацию. При этом ведутся разговоры о том, что все это является естественным ходом вещей. Однако это совсем не так, что убедительно доказал нам Джозеф Овертон в 1990 г. Автор раскрыл целую технологию, способствующую разрушению общественных институтов, в результате чего происходит легализация аморальных идей. А для того, чтобы добиться нужного результата, необходимо проделать всего пять шагов, пройдя 5 «Окон Овертона». При этом общество сперва начнет осуждать какую-либо неприемлемую для него идею, переведя ее в ранг уместных, а затем смирится с новым законодательным актом, в котором будет закреплено право на существование еще совсем недавно чего-либо немыслимого.

Рассмотрим «Окна Овертона» на примере каннибализма. На сегодняшний день идея легализации прав граждан на поедание друг друга совершенно невообразима. Пропаганду данного явления развернуть на данный момент просто невозможно. Общество непременно выскажет протест этому ужасному действию. Однако если начнут использоваться «Окна Овертона», что это даст тем, кто пожелает продвинуть данную идею? Согласно теории американского социолога, решение такой проблемы на данный момент находится на нулевой стадии, которая называется «Немыслимое». Идею можно реализовать только после прохождения всех этапов окон возможностей. Работает способ безотказно.

О данной теории, которая опутывает ложью умы людей, популярно рассказывает Никита Михалков в своей творческой программе «Бесогон». «Окна Овертона» по его мнению, нередко оказываются экраном нашего телевизора, через который в сознание человека может внедриться что угодно.

Окно Овертона и его возможности

Давайте рассмотрим возможности Окна Овертона. При помощи этой теории в сознание самого ортодоксального общества можно насадить, в принципе, совершенно любую идею. Делается это в несколько этапов, которые детально прописаны.

Возьмем, к примеру, гомосексуализм. Если это явление и существовало в предыдущие века, то оно, как минимум, считалось чем-то постыдным. Однако во второй половине XX и в начале XXI веков общество могло реально наблюдать, как действует Окно Овертона.

Сначала в СМИ стали появляться многочисленные публикации о том, что гомосексуализм – это если и отклонение, то оно естественное. Ведь мы же не осуждаем чрезмерно высоких людей, так как их рост обусловлен генетикой. То же самое, писали журналисты, происходит и с гомосексуальным влечением.

Затем стали появляться многочисленные так называемые исследования, которые доказывали тот факт, что гомосексуализм является естественной, хоть и непривычной стороной человеческой жизни. Проходили годы, а окно дискурса Овертона продолжало выполнять свое назначение.

Вскоре стало выясняться, что многие выдающиеся представители человеческой культуры были сторонниками однополых отношений. После этого в масс-медиа начали появляться признания политиков, шоу-звезд и других заметных людей в своей гомосексуальности.

В конечном счете, теория Овертона сработала с потрясающей точностью, и то, что еще 50 лет назад считалось немыслимым, на сегодняшний день является нормой.

Женоподобные мужчины с бородами в обтягивающих колготках и кружевном белье заполонили собой буквально все медийное пространство. И теперь во многих развитых странах считаться гомосексуалистом не только нормально, но и престижно.

Ты можешь стать победителем крупного мирового шоу только потому, что твой образ идеально вписывается в один из шагов окна Овертона, а не благодаря своему таланту.

Окно Овертона. «Окно Овертона». Как нами манипулируют

Окно овертона — это теория, описывающая методологию манипулирования человеком и обществом, с помощью социально — информационного управления, поясняющая, как достигается дегуманизация, растление, обезличивание и разчеловечивание.

Проще говоря, исследователь овертон показал, как бывшие некогда довольно жесткими табу, теряют свою абсолютную неприемлемость, и общество становится к ним более лояльным. Такого результата можно достичь центральными СМИ, используя специальные технологии управления общественным мнением.

Представим, что для каждой проблемы выделено, как бы окно возможностей. За счет того, что оно сдвигается постепенно, общество не замечает этих изменений, и лишь потом, оглядываясь назад, может вспомнить, что то, что сейчас кажется вполне приемлемым, когда-то было страшным табу. Движение этого окна может занять несколько лет, и поддерживаться активной работой СМИ над промывкой наших мозгов.

На первой стадии «Окна Овертона», некое явление из немыслимого превращается в радикальное. Примером может послужить нечто, порицаемое обществом, вроде каннибализма, инцеста, гомосексуализма и прочего. Используя некий раскрученный пример (скандал, серию запрограммированных событий), тема этого явления поднимается перед нами, и требует к себе внимания. Склоняя нас к обсуждению данной проблемы, где-то в конце маячат, якобы благие цели. То есть мы ставим вопрос таким образом: почему это табу, если есть люди, которые это делают, и никому не вредят? Мы сами не замечаем, что повестка уже сформирована: да, это запрет, но ведь мы можем говорить о нем и выражать свое мнение. Опираясь на свою цивилизованность, свободу слова и сознательность, мы отдаем себе отчет в том, что обсуждение табу еще не приводит к его нарушению. Окно сдвинулось. Однозначность проблемы разрушена, явление больше не является немыслимым, оно перешло в область радикального.

Общество проигрывает в тот момент, когда соглашается обсудить предложенную тему. Даже если оно высказывает полное несогласие, и возмущение, шаг уже сделан. Нам подкидывают провокацию, с целью проверить, как она сработает, и обычно, все начинает двигаться по запрограммированному сценарию.

На второй стадии «Окна Овертона», первоначальный смысл табу подменяется новой смысловой окраской, а также находится прецедент, оправдывающий греховное явление. То есть то, что сейчас мы воспринимаем, как абсолютное табу, нам показывают в новом свете, связывая явление с некой знаменитостью, с благими намерениями. Отсюда выводится формула вроде «Бывает и Такое, все мы Грешные».

Третья стадия разделяет одну проблему на детали, часть которых мы вполне можем принять и допустить, а другая часть все еще остается запретной. Это обуславливает появление разности взглядов на одно и то же явление. Нам предлагается взглянуть на поле боя за ту или иную проблему. Возьмем, к примеру, тему людоедства. По краям, как бы стоят искусственно созданные радикалы — те, кто категорически за, и те, кто также категорически против. Тех, кто адекватно воспринимает эту проблему, не в силах молча наблюдать, как людоедство может стать вполне приемлемым, определяют во фланг тех, кто против. Эти пугала по краям создают образ настоящих психов, они не просто выступают против людоедов, но призывают к жестокой расправе над ними. То есть, мы не видим реальных противников, а только агрессию и ненависть, и не можем принять чью-то сторону. Тут же подоспевают СМИ с доказательствами того, что человек во все времена периодически ел своего брата, и это не такая уж дикость. Тема антропофилии из области рационального движется в категорию популярного.

Четвертая стадия «Окна Овертона» характеризуется легализацией табу, обсуждением его в телепрограммах, и постепенным привыканием человека к нему. А на пятой явление становится настолько популярным, что переходит в область актуальной политики. Здесь общество побеждено уже окончательно. Под вчерашнее немыслимое табу уже готовят законодательные базы, о нем публикуют соцопросы, доказывающие, что большинство готово к легализации греха.

Шаг пятый: Стандартно

Теперь окно дискурса почти добилось своей цели. Переходя от разумности каннибализма к обыденному стандарту, в массовое сознание начинает насаждаться мысль о том, что эта проблема весьма остро стоит в обществе. Толерантность и ученая подоплека данного вопроса уже ни у кого не вызывают сомнений. Наиболее независимые публичные особы выступают с нейтральной позицией: «Сам я не такой, но мне все равно, кто и что поедает». 

В масс-медиа появляется огромное количество телевизионных продуктов, которые «окультуривают» идею поедания человеческого мяса. Выпускаются фильмы, где каннибализм – это обязательный атрибут наиболее популярных кинолент. 

Сюда же подключается статистика. В новостях можно регулярно слышать о том, что процент антропофилов, населяющих землю, оказался неожиданно большим. В Интернете предлагаются различные тесты на проверку скрытой склонности к каннибализму. Внезапно оказывается, что тот или иной популярный актер или писатель имеет прямое отношение к антропофагии. 

Тема окончательно выходит на первый план мировых СМИ по типу вопроса гомосексуализма в наше время. Эту идею берут в оборот политики и бизнесмены, ее используют, как хотят для достижения любых личных выгод. 

Серьезно рассматривается вопрос влияния человеческого мяса на развитие интеллекта. Обязательно будет замечено, что IQ у каннибалов существенно выше, чем у простых людей. 

Технология манипуляции

В качестве примера можно взять, скажем, каннибализм, который в современном обществе, безусловно, находится вне Окна Овертона, то есть в области немыслимого.

Первый шаг — сделать немыслимое радикальным. Некая группа лиц предлагает научному сообществу изучить тему каннибализма, ведь для науки не может быть табу. Таким образом, намечается пересмотр ранее единой позиции. Параллельно появляется анонимное общество «Каннибалы на научной основе», которое публикует свой манифест, расклеивает листовки и провокационные плакаты, чем вызывает всеобщее возмущение и требования немедленно покарать, но тем самым притягивает интерес желтых изданий, обожающих всякие радикальные выходки.
Второй шаг — превратить радикальное в возможное. В солидной печати появляются авторитетные высказывания ученых, проделавших большую работу по теме каннибализма, причем цитируется широчайший спектр мнений, с помощью которых закладывается полемическая основа будущей дискуссии. Тот, кто отказывается обсуждать вопрос, объявляется ретроградом или ханжой. Для того чтобы тема на этом этапе не вызвала инстинктивного отторжения у масс, «каннибализм» заменяется элегантным научным термином, например «антропофагия», которая позднее превратится в еще более изящную «антропофилию».
Третий шаг — возможное становится разумным. Здесь канни… простите, антропофагия выводится из-под уголовного преследования за счет искусственного разделения темы на множество дискуссионных направлений, а общество потихоньку втягивается на «поле боя», причем каждый может себе найти там направление по вкусу

При этом важно, чтобы сторонники традиционной точки зрения оказались причислены к радикальным ненавистникам канни… простите, антропофилов

Сами антропофилы оказываются как бы наиболее вменяемыми из всех участников общественной дискуссии, пафосно осуждая любой радикализм.
Четвертый шаг — разумное подается как модное. Антропофилия проникает в массовую культуру. Внезапно выясняется, что многие выдающиеся люди прошлого были антропофилами, но скрывали свое пристрастие из-за угрозы преследования со стороны темных невежественных современников. Теперь важно отсечь от дискуссии серьезных специалистов, привыкших оперировать фактами и способных высказать компетентное мнение на их основе.
Пятый шаг — легализация. Поскольку тема перегрета и находится на пике моды, возникают политические двйжения, выступающие за полное снятие каких-либо ограничений для антропофилов. Публикуются данные социологических опросов, свидетельствующие, что число сторонников легализации антропофилии неуклонно растет. Безусловная поддержка новой политики становится признаком человека, разделяющего наиболее прогрессивные ценности. Следующее поколение, воспитанное в этой среде, уже считает поедание себе подобных нормой. Больше того — право на поедание закреплено в законодательстве.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий