Конспект занятия «животные осенью»

Как животные реагируют на погоду.

Не секрет, что домашние животные точно так же, как и человек, подвержены влиянию различных факторов окружающей среды.Тем не менее, нередко владельцы кошек неподдельно удивляются, узнавая о том, что их питомец страдает от повышенной метеочувствительности. Как это проявляется и почему такое происходит?

1

Обратите внимание на то, как ваша кошка ведет себя при перемене погоды. Вообще многие кошки еще более зависят от перепадов атмосферного давления и смены теплой солнечной погоды на дождливую и ветреную, чем самые метеочувствительные люди

В отличие от своего хозяина, кошка не может пожаловаться на плохое самочувствие или принять таблетку для нормализации давления, перепады которого неизменно случаются у животного следом за скачками давления атмосферного.

Поэтому она всего лишь становится более вялой и флегматичной, больше времени спит и может отказываться от еды и вообще выглядеть уставшей.

2

Если вы заметили, что ваш питомец относится к числу метеочувствительных животных, не досаждайте ему повышенным вниманием. Когда кошка страдает от перепадов давления, она много спит и не следует в этот период времени пытаться растормошить животное или увлечь его игрой

Если кошка из-за перемены погоды теряет аппетит, то не пытайтесь накормить ее насильно – ничего страшного не произойдет, если она не будет есть на протяжении некоторого времени. Вскоре самочувствие животного нормализуется, и вместе с тем его аппетит естественным образом восстановится.

3. Не удивляйтесь тому, что метеочувствительные животные, как и люди, неподдельно радуются теплой и солнечной погоде. Когда долгожданное солнышко выходит из-за туч, самочувствие кошки нормализуется, она становится бодрой, активной и жизнерадостной. Если в дождливую погоду животное может временно утратить аппетит, то с изменением погоды в лучшую сторону оно может даже есть больше обычного, как бы компенсируя временную голодовку.

Многие удивляются тому, что кошки до самого преклонного возраста не оставляют привычку охотиться за солнечным зайчиком. Как только на улице становится ясно, любая глянцевая поверхность начинает отражать солнечные лучи, которые ярким золотистым пятном двигаются по стенам и полу квартиры.

Даже самая невозмутимая и спокойная от природы кошка в этот момент превращается в неразумного котенка, который азартно охотится на солнечный зайчик. Даже не верится, что некоторое время назад это же животное лежало и меланхолично смотрело на то, как капли дождя стекают по оконному стеклу.

Ход ОД

1. Вступительное слово воспитателя.

О жизни диких животных написано много книг. Конечно, было бы здорово осенью понаблюдать за их жизнью в природе! Но только как и кого мы можем увидеть в парке или пригородном лесу? Звери на воле очень осторожны. Причём многие из них ведут ночной образ жизни.

Не будем отчаиваться. Воспользуемся книгами и картинками, чтобы узнать о жизни диких животных осенью.

2. Рассказ воспитателя «Осень – пора подготовки диких животных к зиме».

Осень для диких животных – это пора подготовки к зиме, самой тяжёлой для них поре года. Зверям и птицам зимой кормиться нечем. Нет ни ягод, ни грибов, ни зелёных растений. Попрятались в землю червяки, скрылись ящерицы. Трудно находить жуков и лягушек. А зима длится три месяца – это очень долгий срок. Ранняя осень предоставляет обитателям леса полное довольствие и для откорма и для заготовки запасов для зимних дней.

3. Беседа «Кто как из зверей готовится осенью к зиме».

Многие звери и птицы могут найти себе пищу зимой. Это лисы, волки, зайцы, лоси, сороки, вороны, воробьи. Они не делают запасы на зиму.

— А кто запасает себе пищу на зиму? (Ответы детей: белка, мыши, кроты, хомяки, барсуки, крысы).

— Расскажите, какие запасы делает белка осенью? (Ответы детей: сушит грибы, натыкая их на острые ветки, жёлуди и орехи закапывает в ямки, которые выкапывает сама среди кустов).

— Зимой она свои запасы ищет, но, к сожалению, не всегда находит. Зато на том месте, где были спрятаны шишки или орешки, весной может появиться маленький росточек, и через несколько лет здесь будет расти новое дерево или куст.

— Чем заполняют свои зимние кладовые мыши и хомяки? (Ответы детей: зерном).

Некоторых животных осень переодевает в тёплые шубы, подбитые густым подшёрстком и пухом, чтобы им легче было пережить зиму. Это не значит, что звери снимают свои шкурки и надевают новые. Просто у них отрастает другой, более тёплый мех. Такой период в жизни животных называется линька.

— Каких животных вы можете назвать, которые меняют шубки? (Ответы детей: белка, заяц).

— Какой была белка летом? (Ответы детей: белка была рыженькой).

— В первой половине сентября белка начала менять рыжую шубку на серую. Новая шубка вырастала клочками серых волос. И только в ноябре шубка белки стала полностью серебристо – серого цвета.

— Запомните, как интересно белеет заяц. Сначала белеет хвост, затем задние лапы. Поглядишь на такого зайца, словно на нём белые штаны надеты. Потом белеет спина, за ней – уши,но не до самых кончиков: они остаются чёрными.

— Знаете ли вы, что волк и лиса тоже осенью готовятся к зиме? (Ответы детей: нет, не знаем).

— Шерсть волка за лето и осень отрастает и становится очень густой и тёплой. А лиса наряжается в пушистую ярко-рыжую шубку.

— Некоторые животные будут всю зиму мирно спать в своих жилищах. Назовите этих животных. (Ответы детей: еж и медведь).

— Как готовятся еж и медведь к зиме? (Ответы детей: осенью эти животные много едят, накапливают жир, чтобы не замерзнуть и не проголодаться до весны).

— Где устраивает себе осенью берлогу медведь? (Ответы детей: в углублении под старым пнём. Зимой его берлогу закроет снежное одеяло, и медведю будет в берлоге тепло).

— Как ежик готовит осенью свою нору для зимней спячки? (Ответы детей: натаскает в ямку листьев, устроит мягкую постельку, зароется в неё, свернётся и заснёт на всю зиму).

— Но есть животные, у которых нет никакого жилища, и они всю зиму будут бегать по лесу, искать себе пропитание. Назовите этих диких животных. (Ответы детей: заяц,

лось).

— Где же тогда прячется заяц? (Ответы детей: в укромных местах – под поваленным деревом, под пнём или в кустах. В сильные морозы заяц роет в снегу глубокую нору).

4. Физкультминутка «Зайчата»

Зайцы утром рано встали,

Весело в лесу играли.

По дорожкам прыг-прыг-прыг!

Кто к зарядке не привык? (Прыжки на месте)

Вот лиса идет по лесу.

Кто там скачет, интересно? (Ходьба на месте)

Чтоб ответить на вопрос,

Тянет лисонька свой нос. (Потягивания – руки вперед)

Но зайчата быстро скачут.

Как же может быть иначе? (Прыжки на месте)

Тренировки помогают!

И зайчата убегают. (Бег на месте)

Вот голодная лиса (Ходьба на месте)

Грустно смотрит в небеса. (Потягивания – руки вверх)

Тяжело вздыхает. (Глубокие вдох и выдох)

Садится, отдыхает. (Дети садятся за столы)

5. Дидактическая игра «Кто здесь живёт?»

Медведь залез в … (берлогу).

Волк шмыгнул в … (логово).

Белка юркнула в … (дупло).

Заяц укрылся под… (кустом).

6. Итог.

Сегодня мы говорили об особенностях жизни диких животных в период подготовки к зиме. Мы убедились, что существует связь между изменениями в жизни диких животных с изменениями в растительном мире.

Лето – созревающий урожай

После 21 июня в Северном полушарии начинается уже настоящее лето. Бурно идет развитие всех растений, и для травоядных животных наступает время усиленного питания. Хищники, в свою очередь, активно охотятся на любителей зеленого корма. Все сезонные изменения в природе летом происходят очень быстро. Отличная погода позволяет людям вырастить за летние месяцы столько овощей и фруктов, что их запасов может хватить на очень длительное время. Многолетние растения также набирают основную мощь именно в летние месяцы.

В конце лета начинается сбор созревшего урожая. На многих кустарниках, деревьях и других растениях поспевают плоды. Но летнее производство овощей и фруктов иногда резко сокращается из-за обезвоживания почвы и невозможности предоставить растениям достаточное количество воды.

Летом многие птицы обучают своих птенцов и готовят их к длительному осеннему перелету. Лето и сезонные изменения в природе летом — это замечательная тема для изучения поведения не только птиц, но и многих насекомых, и других представителей животного мира. Обучающая экскурсия «Сезонные изменения в природе» будет очень интересной для детей.

Календарь природы

Для закрепления знаний о смене сезонов и лучшего знакомства с природой вместе с дошкольниками можно составлять календари природы. Это могут быть детские тематические рисунки или аппликации с использованием летнего или осеннего природного материала. Явления природы могут быть представлены в виде схематического изображения или при помощи разнообразных наклеек тематического содержания.

Различные сюжетные картинки размещаются в календаре в соответствии с проходящим сезоном.

В зимнее время это могут быть изображения спящих медведей или животных с белым меховым покровом. Весну можно иллюстрировать изображениями талых снегов и прилетом перелетных птиц. Для визуальной передачи летнего сезона существует множество доступных способов. Это демонстрация созревших плодов и различных природных летних явлений. Осенний сезон также демонстрируется наглядно при помощи опавшей листвы деревьев.

В целом рассказ о природных изменениях во время разных сезонов и создание календаря наблюдений за существенными переменами в окружающей природе способствует развитию детей и воспитанию в них любви к родному краю.

Животные осенью. Звери осенью

У большинства зверей к зиме отрастает густая и пушистая шерсть. Вот и становится им теплее. Звери заботятся об утеплении своего жилья. Так, белочка гнездо своё в дупле дерева выстилает мхом, сухой травой и шерстью. Ежик выстилает гнездо сухими листьями и мхом, зарывается в них, свернувшись клубочком, и засыпает на всю зиму, потому что лягушки, мыши, ящерицы, разные насекомые, червяки, которыми он питается, с наступлением холодов тоже прячутся в укромные места. За лето и осень ежи под кожей запасают много жира, поэтому зимой можно и отдохнуть. Залегают в спячку и барсуки. Они живут в лесах и кустарниках, питаются различными корнями, плодами, червяками, личинками насекомых, мышами.

Бурый медведь старательно готовит себе берлогу под корнями деревьев или в сушняке. Бурый медведь — всеядное животное. Он питается корешками, ягодами, мелкими животными, яйцами муравьев, мёдом диких пчёл. Зимой ему не найти такой пищи: прячутся животные, снег покрывает растения. К зиме у медведей откладывается много жира под кожей, и они тоже залегают в зимнюю спячку.

Белка питается семенами, которые всегда найдёт в лесу.

Лиса и волк постоянно рыщут в поисках добычи. Пищу они не запасают и в спячку не впадают. Это хищные звери. Они питаются различными животными. Лиса охотится на мышей, зайцев и других мелких животных. Волки же нападают и на крупных животных: лосей, оленей, диких кабанов.

Зайцы не строят жилища. Каждый кустик для них может быть домом. Пищу, они не запасают. Хотя и голодно бывает зимой, когда снегом покрыты поля, но молодые веточки кустов, кору деревьев всегда можно погрызть в лесу или лесополосе. Ведь зайцы — травоядные звери. Поздней осенью они лакомятся на полях листьями капусты, морковью, свеклой.

Маленькие зверьки — ласки на зиму меняют цвет своего меха с рыжего на снежно-белый. Они питаются преимущественно мышами и похожими на них полёвками и этим приносят пользу сельскому хозяйству. Уничтожать ласок запрещено законом.

Летним вечером можно увидеть летающих зверей — летучих мышей. Их передние лапы превратились в крылья. Осенью часть летучих мышей улетает в тёплые края, а остальные зимуют в пещерах и постройках. Там они спят, повиснув вниз головой и сложив крылья. Летучие мыши — полезные животные, они поедают много вредных насекомых. Их нужно охранять. Есть виды летучих мышей, занесенные в Красную книгу.

Красная книга — не совсем обычная книга. В неё записывают названия животных и растений, которых осталось мало или они уже вовсе исчезают. Красный цвет — это предупреждение, сигнал тревоги: сохраните животных и растения, не допустите их исчезновения.

Растения и животные

Осень – это переходная пора от жаркой погоды к холодной зиме. Она необходима, чтобы все живые существа успели подготовиться к затяжным холодам.

Первыми на приход осени реагируют растения. Травы начинают постепенно желтеть, подсыхать и увядать, на клумбах и лугах уже почти не найдешь цветов – многие из них к середине осени увядают.

Только осенью можно любоваться деревьями, одетыми в желтые и багряные наряды. Окраска листвы меняется с зеленой на желтую, красную, бордовую. Этой первый этап подготовки деревьев к предстоящим холодам. Далее листья начинают высыхать и опадать с веток.

Листопад – уникальное природное явление, благодаря которому деревья получают возможность отдохнуть и накопить свежие силы. Без листьев деревья могут обходиться меньшим количеством влаги, на ветвях скапливается меньше снег и снижается риск их повреждений. Кроме того, вместе с листьями деревья избавляются и от многих насекомых, которые погибают на холоде.

Рис. 3. Листопад.

Во время листопада еще царит теплая, комфортная погода. В этот период поспевают поздние фрукты, садоводы собирают последний в году урожай.

Осенью животные не сидят без дела, ведь нужно основательно подготовиться к холодной и голодной зиме.

  • Белки, бурундуки, полевые мыши готовят запасы – собирают и прячут в дуплах или норах еду: орехи, желуди, зерна.
  • Осенью уже почти не встретишь насекомых – многие из них впадают в продолжительную зимнюю спячку, укрываясь под землей, в коре деревьев, под опавшей листвой.
  • Осенью перелетные птицы готовятся отправиться в дальний путь – теплые страны, где они проведут всю зиму, чтобы с наступлением весны вновь вернуться в родные края.

Что мы узнали?

При изучении темы «Наблюдения осени» по программе окружающего мира 2 класса мы узнали, как меняются погодные условия с приходом осени. Также мы выяснили, как готовятся к предстоящим холодам животные и растения.

  1. Вопрос 1 из 5

Начать тест(новая вкладка)

Изменения в погоде

Когда осенняя прохлада приходит на смену жаркой летней погоде, в природе начинают происходить перемены. Благодаря им все живое в природе понимает, что не за горами – зима, и к ней нужно успеть подготовиться.

Осенью погода меняется следующим образом:

Ветра меняют свое направление, становятся более сильными, порывистыми. Именно они приносят с собой непогоду и атмосферные осадки. Если это происходит постепенно, то погода осенью не радует – бесконечный дождь и слякоть способны кому угодно испортить настроение.

Рис. 1. Дождливая погода.

Начиная с середины осени, с появлением различных циклонов, может идти дождь со снегом. Иногда он может пройти и в начале сентября.

При резких перепадах температуры рано утром можно наблюдать такое природное явление как туман. Это ни что иное, как густое, плотное облако, которое образуется у самой поверхности земли. Как только температура воздуха достаточно прогреется, туман рассеется: влага, сконцентрированная в воздухе, вновь выпадет на землю в виде росы или инея.

  • Осенний ледоход – это природное явление, когда при понижении температуры поверхность воды сковывает первый тонкий лед.
  • Гололед – образование льда на поверхности земли. Происходит при небольшом морозе, при котором дождь еще не может превратиться в снег.
  • Рано утром на жухлой траве может появляться иней – частички застывшей росы. Они напоминают колючие снежинки, которые покрывают все неровным слоем. Появление инея часто указывает на скорое приближение зимних холодов.

Рис. 2. Иней.

За страницами учебника

Проведите один или несколько осенних праздников по обычаям народов вашего края.

Познакомьтесь с Красной книгой вашего края. Узнайте, есть ли редкие растения и животные края в ботаническом саду, в зоопарке. Постарайтесь их увидеть.

Узнайте, какие заповедники есть в вашем крае. Проводятся ли там экскурсии? Если да, постарайтесь побывать в одном из заповедников.

Познакомьтесь с одной из главных старинных женских и мужских работ народов вашего края осенью. Придумайте к ним загадки.

Есть ли в вашем крае обычай собираться вместе для того, чтобы справиться с трудной работой и помочь друг другу? Расскажите, как проходят такие работы, как они называются.

Узнайте и выучите старинные игры народов вашего края для забав на свежем воздухе и в помещении.

Животные осенью интересные факты. НОД по экологии «Жизнь животных осенью в лесу»

Инна Лопатина НОД по экологии «Жизнь животных осенью в лесу»

Жизнь животных осенью в лесу . Старший возраст.

Цель: развивать интерес к объектам природы, расширять кругозор детей и представления об изменениях в жизни зверей осенью , развивать речь,обогащать словарный запас детей, развивать грамматический строй речи. Воспитывать чувство заботы о животных .

1. Какое сейчас время года?

Осень ранняя , золотая или поздняя?

Как называется месяц?

2. Как вы думаете, нам людям хорошо живется осенью ? (ответы детей)

-есть теплый дом, одежда, продукты

А как живется в лесу осенью животным , как вы думаете? (ответы детей)

3. Сегодня я расскажу вам, чем же заняты животные в лесу осенью .

Медведь. Он, одет в теплую шубу, неповоротливый, косолапый готовится к зиме с лета, запасает жир, готовит уютную берлогу. Медведь боится мороза, поэтому и спит всю зиму в берлоге. Острыми когтями отрывает с сосны и ели полоски коры и перемешивает их со мхом. И такую мягкую постель он готовит себе в яме. Сворачивается калачиком и спит до весны.

Ежик по – своему заготавливает подстилку. Он кубарем катается по траве и накапливает листву на свои иголки. Затем несет он свой матрац из листьев в свою нору под корнями дерева. На зиму он запасов не делает. Когда наступают холода, забирается он в свой домик и спит до весны.

А вот белочка сушит грибы, собирает шишки, орехи, желуди – зимой все пригодится. Белки очень хозяйственные. У нее в лесу кладовочки есть . Найдет орешек, зароет в ямку под деревом. Еще найдет, в ту же ямку складывает. В таких кладовочках под разными деревьями белка делает много запасов, за зиму даже сама не съедает. Очень трудолюбивая.

Целый день я все скакала, осенью ведь дел немало

Выбрать на зиму дупло, чтобы было в нем тепло,

Застелить его ковром- теплым пухом, мягким мхом.

День-деньской скачу по лесу собираю мягкий мох ,

А орешек если встречу, в кладовую с ним я скок!

Ну а если на полянке я грибочек разыщу, то зимою приходите- непременно угощу.

Лист осенний облетает , льется с веток листопад.

Посмотрите, посмотрите, я меняю свой наряд.

Была рыжая, теперь шубка гуще и светлей,

Хвостик серебристый- серенький, пушистый.

Но совсем по-другому готовятся осенью к холодам звери , которые не укладываются в зимнюю спячку и не делают себе запасов. Как вы думаете, о каких животных идет речь ? (лиса, заяц, волк, кабан, олень) .

Всем им щедрая осень дарит теплые пушистые шубки. В таких шубках можно пережить морозы.

— кто меняет шубку? (лиса, заяц)

Лиса свою шубку меняет на более пушистую, красивую, теплую. На лапках появляется густая шерсть, хвост становится пушистым. Летом у лисы корма много. Это и лягушки, и ящерицы, и мышки, и птенцы. А вот зимой только мышки спасают лису от голода. (Заранее подготовленный ребенок делает маленькое сообщение о жизни лисы в лесу )

Волку тоже нужен пушистый хвост. Он спит зимой прямо на снегу и своим хвостом прикрывает нос и лапы. Цвет своей шубы волк не меняет, но шерсть его становится гуще. И запасов волк не делает, помогают ему выжить сильные быстрые ноги, острые зубы.

Про жизнь волка в лесу нам расскажет Артем (ребенок заранее подготовил рассказ о жизни волка в лесу )

Труднее всего в лесу осенью и зимой приходится , как вы думаете, кому?

Конечно, зайцу. У зайца нет своего домика, прячется он где придется, всего боится. И врагов у него полным-полно. Спасает его шубка неприметная. Летом серая зимой белая. Глаза косые не случайно, заяц видит спереди, сзади и по сторонам. Чуткий но и уши тоже выручают зайца. Кормится заяц по ночам, так безопаснее. Любит полакомится веточками молодых деревьев.

Физминутка «Мы сейчас в лесу »

Дети встают в круг. В центре круга один ребенок с закрытыми глазами. Дети ходят по кругу и произносят следующиеслова:

Рома, мы сейчас в лесу , мы зовемтебя: АУ, Рома глазки открывай, кто позвал тебя узнай.

4. Вторая часть НОД дидактическиеигры:

Игровое упражнение «Какие» на подбор прилагательных к слову животные .

(травоядные, злые, большие, добрые, маленькие, хитрые)

Игра «Кто кем был?» когда был маленьким

Медведь был….медвежонком белка была… заяц был…

Ежик был… волк был… барсук был.

Лиса была… лось был…

Игра «Чья семья»

Волк, волчица, волчонок — это чья семья? (волчья)

Заяц, зайчиха, зайчонок …

Лиса, лис, лисенок…

Медведь, медведица, медвежонок

Еж, ежиха, ежонок…

Лось, лосиха, лосенок .

Барсук, барсучиха, барсучонок.

«Кто с кем живет» (составление предложения)

Волк живет с волчицей и волчатами (лиса, заяц, медведь, еж)

В заключении можно загадать загадки о животных .

Можно как вариант – зарисовка любого животного .

Живая природа

Живая природа – это все, что не создано человеком, но может питаться, расти и дышать. Мир живой природы многообразен: к нему относятся растения, птицы, животные, грибы, рыбы, бактерии и другие существа. 

Классификация живой природы 

Разделяется живая природа на царства: бактерии (самые распространённые существа, которые первыми появились на Земле), растения, грибы и животные. 

Также подразделяются классы живой природы. Четыре главных царства организмов делятся ещё на «ветви». Например, самые распространённые классы:

  • животных – птицы, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся млекопитающие и насекомые;
  • бактерий – почвенные и болезнетворные;
  • растений – однодольные (кукуруза, рис, тюльпан) и двудольные (фасоль, яблоня, горох).

Существует ещё множество подобных видов, которые и по сей день не изучены до конца или же вовсе не открыты. 

Уровни живой природы – это иерархия жизни на Земле, разделение организмов на главные (включающие все природные явления) и второстепенные (связанные только с одним организмом). Существуют шесть уровней:

  • экосистемный (все организмы и явления жизни на Земле, а также среда их обитания);
  • биогеоценотический (совокупность разных видов и царств организмов);
  • популяционно-видовой (совокупность организмов одних и тех же видов и популяций);
  • организменный (отдельный живой организм, его функции и роль в мире природы);
  • клеточный (клетка, её структура и среда обитания), молекулярный (молекулы различных веществ, которые являются составляющими клеток и организмов). 

Уровни организации живой природы 

Живые существа

Ежегодно в природе происходит множество явлений, которые связаны с живыми существами (с растениями, в том числе):

  • птицы летят на юг,
  • животные кормят потомство,
  • осенью деревья сбрасывают листву,
  • некоторые виды зверей впадают в спячку.

Появление живых существ на свет и прорастания семян будущих растений – также явления природы. 

Человек – живое существо, ему также свойственны явления, происходящие в мире природы:

  • выпадение волос, ресниц и рост новых,
  • сужение кровеносных сосудов зимой и их расширение летом.

Появление человека – явление природы, как и цветение деревьев, появление на свет живых существ, выпадение осадков и образование засухи.

Человек – часть природы 

Наиболее распространённые явления живой природы

Явления живой природы всюду окружают человека: утром распускаются цветы, поют птицы, просыпаются люди и животные, а вечером выползают сверчки, а на охоту выходят ночные животные (такие, как совы и летучие мыши). 

Явления живой природы 

Заметна связь между живой природой и человеком: организм людей приспосабливается к условиям, которые меняются вокруг них. Так, летом, когда воздух нагревается, в качестве защитной реакции кожа выделяет пот, который охлаждает её. Когда же температура понижается – щитовидная железа, один из жизненно важных органов человека, выделяет гормоны (тиреоидные), которые поддерживают нормальную температуру тела. 

Учитель имеет ключевое значение в процессе обучения, он хорошо знает свой предмет и сможет доступным языком объяснить даже самую сложную тему

Группировка объектов неживой природы по консистенции

Твёрдое агрегатное состояние 

К этой группе относят горные породы, камни, лёд, планеты и их спутники, почву и снег. Также к группе твёрдых объектов неживой природы относится песок, так как он состоит из множества крупинок, по составу не отличающихся от камня.

Жидкое агрегатное состояние

Вода, дождь, и все, что не имеет формы и растекается, находится в жидком агрегатном состоянии.Такие вещества не имеют объема и формы, но их можно придать, поставив емкость с жидким объектом неживой природы в морозильник. 

Газообразное агрегатное состояние

Вещества, состоящие из газов (В том числе и атмосфера Земли, туманы, холодные и тёплые потоки воздуха). У них, как и у объектов с жидким агрегатным состоянием, нет формы, они не материальны и не обтекаемые. 

Интересный факт: от некоторых явлений неживой природы образовались наименования древнеславянских месяцев. Так, например, «Студень» (декабрь) получил название от такого явления как стужа, которое характерно для зимы. 

Весна – пора цветения

С 20 марта продолжительность дня значительно увеличивается, повышается среднесуточная температура, начинают расцветать первые цветы. Зимовавшие в холодах животные начинают линять, а впадавшие в спячку — возвращаться к прежнему образу жизни. Птицы строят гнезда и начинают обзаводиться птенцами. Рождается многочисленное потомство и у млекопитающих животных. Появляются различные насекомые.

В Северном полушарии весна приходит в день весеннего равноденствия. Долгота дня сравнивается с длиной ночи. Весной начинаются обильные дожди и таяние снегов. Водные бассейны переполняются и начинаются весенние паводки. Расцветают первые цветы, и начинается активное их опыление появившимися насекомыми. Первыми из цветов появляются подснежники, ирисы и лилии. На деревьях появляются листья.

Осенние явления в жизни растений

Пожалуй, самым величественным и красочным явлением, происходящим в живой природе можно назвать осенний листопад, когда растения сбрасывают не только листву, но вместе с ней – и насекомых вредителей, укрывшихся в ней. Правда, под корой деревьев еще прячутся и продолжают спать их личинки.

Процесс опадения листвы у деревьев, кустарников и травянистых растений связан с уменьшением в них полезных веществ и повышением вредных веществ, поэтому древесные и травянистые растения и освобождаются от вредных продуктов обмена.

Но некоторые питательные вещества концентрируются в корнях и корневищах, клубнях и луковицах растений, где сохраняются про запас до теплого времени года.

Однако невидимый рост растений полностью не останавливается, а лишь замедляется обмен веществ.

В этот период замедления жизнедеятельности в растении осуществляется зарождение зачатков вегетативных почек, из которых в теплый весенний период активного оживления, появляются первые склеенные зеленые листочки и бело-розовые ароматные соцветия.

Как известно для полноценной жизни растений требуется достаточное количество:

  1. дневного света,
  2. солнечного тепла
  3. и живительной влаги.

Недостаток любого из этих природных факторов вызывает в растении биологические изменения, к приостановке и дальнейшему прекращению внутри растения всех жизненных физиологических процессов. С изменением погоды и резким изменением температуры осенью:

  • жизнедеятельность растений и движение жидкостей в них прекращается, ведь световой день уменьшается,
  • солнечные лучи уже не так согревают землю,
  • а количество влаги в почве заметно уменьшается.

Именно в этот период года жизненный цикл живых растений, находящихся в естественных природных условиях завершается и идет подготовка к встрече зимы, как и отдельные виды животных, впадая в зимнюю спячку.

Этот процесс приспособления растений вызван недостатком основных источников жизни – света, тепла и влаги.

С приходом осени листья и травы растений вступают в процесс увядания, где сильно меняются, начиная окрашиваться в различные цветовые оттенки: золотистые и желтые, красные и оранжевые, сбрасывая с себя все ненужное, поэтому цветной яркий наряд у растений сохраняется не надолго. Первыми начинают терять листву:

  1. белоствольные березы и душистые липы,
  2. остролистные клены и обыкновенные ясени,
  3. вековые дубы и колючий боярышник,
  4. стройные тополя и трепещущие осины.

Причиной таких кардинальных перемен является потеря зеленого пигмента хлорофилла, так необходимого для процесса фотосинтеза в клетках растений, а также для совокупного биоценоза всех живых организмов населяющих жизненное пространство.

Цветной ковер листьев растений покрывших землю естественным образом разлагается, что прекрасно отражается на состоянии почвы, удерживая дождевую и паводковую воду, тем самым регулируя необходимый растениям водный режим и защищая корни растений от вымерзания и дальнейшего разрушения.

Однако не все растения сбрасывают свои листья, к ним относятся некоторые хвойные и покрытосеменные растения торфяников:

  • сосна, ель и пихта,
  • брусника и багульник,
  • андромеда, вереск и кассандра,

зимующие листья, которых сохраняются в скрученном виде до появления новых весенних листочков.

Осенняя пора в живой природе ознаменовывается завораживающей волшебной красотой изумительно живописных пейзажей, раскрашенных в нереально фантастические красочно цветные тона, вызывающие безмерный восторг и неописуемое восхищение.

Осенние изменения в живой природе

О листопаде у деревьев и его значении для жизнедеятельности растений мы уже говорили в начале статьи. Следует подчеркнуть, что деревья относятся также к живой природе, так как живут и умирают, дышат и дают потомство. У растений осень – тщательная подготовка к зимнему периоду, когда все они (живущие в естественных условиях) впадают в зимнюю спячку: жизнедеятельность и обмен соками уменьшается многократно.
Насекомые с наступлением холодов прячутся и впадают в спячку. Это защитная реакция на понижения температурных показателей. Множество насекомых (например, мухи или жуки) заползают в уютные щели и на первый взгляд кажутся мертвыми. Но это не так. С наступлением весны они оживут и снова будут летать.
Холоднокровные животные «засыпают» в результате того, что не могут поддерживать температуру, необходимую для существования. Змеи, лягушки, рептилии и амфибии – все впадают поздней осенью в спячку.
В самом начале осени птицы готовятся к перелетам в теплые края. Затем начинается их отлет. Зимующие пернатые никуда не улетают и усиленно кормятся в осенних лесах.
Некоторые млекопитающие также впадают в спячку в конце осени-начале зимнего периода. Но связано это скорее не с наступлением холодов, а с отсутствием кормовой базы для них зимой. К таким животным относятся: медведь, барсук, сурок, еж, некоторые грызуны (суслик, хомяк, соня).
Зимующие млекопитающие усиленно накапливают вес, чтобы в зимние холода расходовать собственный жир для обогрева и питания.

Таким образом, животный мир готовится к приближению зимнего холодного периода, по разному реагируя на осенние изменения в природе.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий