Русская народная музыка

Инструментальная музыка

Инструментальная музыка по сравнению с вокальной занимает более скромное место в народной музыкальной культуре. Вместе с тем известный у славян инструментарий достаточно разнообразен и включает в себя духовые, струнные и ударные инструменты. В русской народной культуре часто в качестве музыкальных инструментов используются предметы быта (такие как коса, рубель, гребень, пила, печная заслонка, самоварная труба и пр.) и природные объекты: береста, древесный и травяной лист, рыбья чешуя и т. п.

В славянских традициях на музыкальных инструментах играют в основном мужчины, хотя у русских известны и чисто женские инструменты, к которым относятся кугиклы (флейты Пана) и трещотки.

Жанры русских народных песен

Песня и слово родились, наверное, одновременно. Постепенно с развитием своего эмоционального и духовного мира, человек осознал красоту окружающих его предметов и явлений и захотел ее выразить красками, звуками, словом. Мелодия родилась из души. Она завораживала, сливалась с пением птиц, журчанием воды. Магический голос матери успокаивал дитя монотонной ласковой песней, веселая мелодия зажигала огонь внутри, будила радость безудержного веселья, лирическая песня лечила растревоженную душу, дарила покой.

Жанры русских народных песен отражают многогранность души нашего народа. Люди всегда пели песни, прославляли в них героев, описывали исторические события, рассказывали о красоте родного края, о чувствах, бедах и радостях. Не всякий человек мог сложить песню, спеть ее. Но талантливых людей всегда хватало на Руси. Поэтому так много народных песен пришло к нам из глубины столетий. Иногда мелодия рождалась раньше стиха, но чаще смысл песни, ее текст диктовал характер, лад, темп, тембровую окраску музыки.

Рубель

Ударный инструмент, относящийся к одним из самых древних изделий. Наши предки создавали их из подручных материалов: дерево, кожа, кости, металл. Им приписывали волшебную силу и порой использовали для связи с духами. Ударные инструменты, характеризующиеся отсутствием звукового ряда, имеют большие выразительные возможности. Поэтому находят широкое применение в народной музыке.

Рубель или пральник – это предмет домашнего обихода. В старинные времена девушки применяли его для разглаживания белья после стирки. Вещи вручную отжимали, наматывали на скалку и раскатывали ребраком. В итоге даже плохо выстиранное бельё приобретало белоснежный оттенок. Отсюда и появилась в народе пословица: «Не мытьём, так катаньем».

Рубель представляет собой пластину из древесины твердых пород, оснащенный на конце ручкой. С одной стороны пральник был идеально гладким, с другой имел ребристую поверхность. В разных регионах изделие отличалось по форме или декоративным элементам.

Например, во Владимирской губернии, рубели украшали геометрической резьбой и были необычайно длинными. На речке Мезень их делали широкими, слегка расширяющимися к низу. В Ярославской области, помимо геометрической резьбы, пральник порой декорировали объемными фигурами. Иногда ручка рубеля была полой, внутрь нее помещали горошины или иные мелкие элементы. При раскатывании они издавали дополнительный шум.

Для создания пральников используют исключительно твердую древесину лиственных пород: рябина, дуб, клён и т.д. Порой местные умельцы брали для работы отходы от деревянных досок, вручную либо на станке их обрабатывали. Торцы изделия опиливают, острые грани закругляют с помощью напильника. Затем на нижней поверхности проводят нарезку валиков.

Бубенцы

Язычковый музыкальный инструмент. Наверняка вы хоть раз в жизни сталкивались с тройкой лошадей, которые бегут, весело звеня бубенчиками. Разве можно с чем-то перепутать подобный звук? Однако, спешим вас разочаровать. Это вовсе не бубенцы, а обычные колокольчики.

Перевернутые чашечки из металла, оснащенные язычком, издают столь знакомый звенящий звук. Получить мелодию от колокольчиков можно лишь в вертикальном положении. А вот бубенцы издают характерный звук при встряхивании.

Они представляют собой полый шарик из металла, внутри которого перекатывается несколько шариков. На нею лошадям их подвешивают исключительно для красоты, а вот другой домашней живности (коровы, козы) помогают не потеряться при выгуле.

Со временем бубенчики из разряда украшений перешли в категорию музыкальных инструментов. С их помощью можно получить красивые мелодии. В наши дни бубенцы навешивают по несколько штук на специальный ремешок. Некоторые исполнители крепят их к деревянным ложкам или бубну.

Саундтреки

Из фильма В центре вниманияИз фильма Ван ХельсингИз сериала Дневники ВампираИз фильма Скауты против зомбииз фильмов ‘Миссия невыполнима’Из фильма Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 2OST ‘Свет в океане’OST «Большой и добрый великан»из фильма ‘Новогодний корпоратив’из фильма ‘Список Шиндлера’ OST ‘Перевозчик’Из фильма Книга джунглейиз сериала ‘Метод’Из фильма ТелохранительИз сериала Изменыиз фильма Мистериум. Тьма в бутылкеиз фильма ‘Пассажиры’из фильма ТишинаИз сериала Кухня. 6 сезониз фильма ‘Расплата’ Из фильма Человек-муравейиз фильма ПриглашениеИз фильма Бегущий в лабиринте 2из фильма ‘Молот’из фильма ‘Инкарнация’Из фильма Савва. Сердце воинаИз сериала Легко ли быть молодымиз сериала ‘Ольга’Из сериала Хроники ШаннарыИз фильма Самый лучший деньИз фильма Соседи. На тропе войныМузыка из сериала «Остров»Из фильма ЙоганутыеИз фильма ПреступникИз сериала СверхестественноеИз сериала Сладкая жизньИз фильма Голограмма для короляИз фильма Первый мститель: ПротивостояниеИз фильма КостиИз фильма Любовь не по размеруOST ‘Глубоководный горизонт’Из фильма Перепискаиз фильма ‘Призрачная красота’Место встречи изменить нельзяOST «Гений»из фильма ‘Красотка’Из фильма Алиса в ЗазеркальеИз фильма 1+1 (Неприкасаемые)Из фильма До встречи с тобойиз фильма ‘Скрытые фигуры’из фильма Призывиз сериала ‘Мир Дикого Запада’из игр серии ‘Bioshock’ Музыка из аниме «Темный дворецкий»из фильма ‘Американская пастораль’Из фильма Тарзан. ЛегендаИз фильма Красавица и чудовище ‘Искусственный интеллект. Доступ неограничен»Люди в черном 3’из фильма ‘Планетариум’Из фильма ПрогулкаИз сериала ЧужестранкаИз сериала Элементарноиз сериала ‘Обратная сторона Луны’Из фильма ВаркрафтИз фильма Громче, чем бомбыиз мультфильма ‘Зверопой’Из фильма БруклинИз фильма Игра на понижениеИз фильма Зачарованнаяиз фильма РазрушениеOST «Полный расколбас»OST «Свободный штат Джонса»OST И гаснет светИз сериала СолдатыИз сериала Крыша мираИз фильма Неоновый демонИз фильма Москва никогда не спитИз фильма Джейн берет ружьеИз фильма Стражи галактикииз фильма ‘Sos, дед мороз или все сбудется’OST ‘Дом странных детей Мисс Перегрин’Из игры Contact WarsИз Фильма АмелиИз фильма Иллюзия обмана 2OST Ледниковый период 5: Столкновение неизбежноИз фильма Из тьмыИз фильма Колония Дигнидадиз фильма ‘Страна чудес’Музыка из сериала ‘Цвет черёмухи’Из фильма Образцовый самец 2из фильмов про Гарри Поттера Из фильма Дивергент, глава 3: За стеной из мультфильма ‘Монстр в Париже’из мультфильма ‘Аисты’Из фильма КоробкаИз фильма СомнияИз сериала Ходячие мертвецыИз фильма ВыборИз сериала Королек — птичка певчаяДень независимости 2: ВозрождениеИз сериала Великолепный векиз фильма ‘Полтора шпиона’из фильма Светская жизньИз сериала Острые козырьки

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ НАРОДНОЙ ПЕСНИ

Народная
песня
— музыкально-поэтическое произведение, наиболее распространённый вид
вокальной народной музыки. Народная песня — одна из древнейших форм
музыкально-словесного творчества. В некоторых древних и отчасти
современных видах народной музыки она существует в синкретическом
единстве с танцем, игрой, инструментальной музыкой, словесным и
изобразительным фольклором. Обособление её — результат длительного
исторического развития фольклора. Народную песню отличает богатство
жанров, различных по происхождению, характеру и функции в народной
жизни. Существенная черта большинства традиционных жанров —
непосредственная связь народной песни с бытом, трудовой
деятельностью (например, песни трудовые, сопровождающие различные
виды труда – бурлацкие, покосные, прополочные, жатвенные,
молотильные и другие, обрядовые, сопровождающие земледельческие и
семейные обряды и празднества, — колядки, масленичные, веснянки,
купальские, свадебные, похоронные, игровые календарные и т. п.).
Плясовые народные песни неотделимы от разнообразных народных танцев.
Наибольшее музыкальное развитие в фольклоре всех народов получили
лирические песни. Они поются соло, ансамблем, хором. Именно в этом
жанре откристаллизовались высшие формы многоголосия, сложные
мелодические и музыкально-поэтические композиционные структуры.
Разнообразие содержания лирических народных песен обусловлено прежде
всего разнообразием социальных групп, создающих и исполняющих их
(земледельцы, ремесленники, рабочие, студенты и другие). Каждая
социальная группа общества имеет свою песенную лирику.

В народной песне преобладает строфическая и куплетная форма, часто с
композиционно выделенными запевом, припевом или рефреном (особенно в
хоровой народной песне). Различным по содержанию поэтическим строфам
(куплетам) каждой народной песни соответствует обычно один напев,
варьируемый при неоднократном повторении (на протяжении всей песни).
Традиционной крестьянской песенности, особенно архаичной по истокам
(связанной с трудом и обрядом), свойственны так называемые
напевы-формулы – короткие мелодии, соответствующие обычно одной
стиховой строке или двухстишной строфе и употребляемые с текстами
разного содержания, но одинаковой бытовой (или ритуальной) функции
(например, многочисленные свадебные песни одной деревни могут
исполняться на одну-две мелодические формулы).

Народный певец обычно не мыслит мелодию песни вне её текста, и наоборот.
Создание слов и музыки народной песни – единый творческий процесс, в котором
решающее значение имеет традиция: народная песня возникает на основе
законов, эстетически действенных в каждом данном песенном
коллективе, и потому подчиняется нормам музыкально-поэтической
типологии. Так, в каждом жанре народной песни существуют ведущие и
периферийные по значению песенные типы (ритмические, мелодические),
на основе которых познаётся вариантность народной песни. Наряду с
варьированием основных песенных типов в народном творчестве часто
используются перетекстовка старых мелодий и переинтонирование старых
текстов. Особое место в народно-песенном репертуаре занимают песни
на стихи поэтов (с фольклорными мелодиями) и фольклорные варианты
авторских (композиторских) мелодий (принятых за народные). Известны
также так называемые «бродячие» мелодии, исполняемые у разных
народов со своими песенными текстами. В фольклоре каждого народа
существуют подлинные шедевры песенного мелоса. Народная песня
занимает огромное место в жизни, культуре каждого народа.

Обрядово — календарные песни

Еще в дохристианские времена языческие календарные праздники сопровождались песнями, в которых земледельцы обращались к силам природы, просили даровать им хорошую погоду и обильный урожай. Это были заклички, прославления богов солнца, ветра, дождя. Ритуалы поклонения им сопровождались обрядовыми песнями, плясками, подношениями даров. Дни зимнего и летнего равноденствия, начало весны и сбор урожая — основные знаменательные события в жизни земледельца. Они сопровождались народными песнями.

Языческие обряды постепенно утрачивали магическое значение и уходили в прошлое, а традиции, связанные с ними, адаптировались к христианским праздникам и продолжали жить. Календарный цикл начинался с праздника Рождества Христова, Святок, встречи Нового года. Они совпадали с днем зимнего солнцестояния по языческому календарю и сопровождались песнями соответственно дню и обряду. Например, обряд колядования заключался в прославлении щедрых хозяев, пожелании им здоровья, прибавления в семействе, урожая и всех благ, важных для сельского жителя. Пелись во время этого обряда колядки, великодные, волочебные песни. Русские композиторы использовали народные песни в операх, инструментальных произведениях. Так, записанная в Саратовской губернии «Каледа – Маледа», была использована в опере «Снегурочка» Римского-Корсакова в сцене проводов Масленицы. Во время Святочной недели девушки и женщины гадали на события будущего года, сопровождая гадания подблюдными песнями. Зиму провожали шумно, весело, радуясь скорому теплу. Масленичная неделя предшествовала Великому посту. Проводы Масленицы превращались в гулянья с играми. Встреча весны — Жаворонки, отмечали прилет первых птиц. Хозяйки пекли пряники в виде жаворонков и раздавали их детям и гостям. В песне «Ой, кулики-жаворонушки» речитативно звучат призывы к весне.

Летние праздники Ивана Купалы, русальная неделя, несут в себе отголоски языческих обрядов, связанных с колдовством и ворожбой. В купальскую ночь проводили обряд очищения от болезней и скверны, прыгая через костер. Безудержные по удальству и веселью, похожие на ритуальные языческие, пляски, сопровождались купальскими песнями. Важным на деревне был праздник урожая. Крестьяне в народных песнях благодарили силы природы за обильные дары, радовались окончанию тяжелых работ. Песни этого периода называются обжиночные. Веселые ярмарки после сбора урожая шумели частушками и плясовыми.

Календарные обрядовые песни — самые близкие к языческим, самые древние. Их язык полон эпитетов и сравнений, символов и метафор. Мелодии этих песен простые и даже примитивные. Они похожи на заклички, прославления и мольбы. Неравномерный ритм близок к говору, а не к музыке.

Что представляет собой песня

То, что нами воспринимается сегодня как народная песня, носителями вокальной культуры может восприниматься совершенно по-разному. Про одни песни говорят, что поют их, про другие, что голосят, выкликают, плачут и т. д. Другими словами, каждая песня связана с каким-либо действием.

Общение с духами леса и прочее. Проводы в армию или еще куда-нибудь. Закликание весны. Все это непосредственные жизненные действия человека, живущего на природе и непосредственно общающегося с ней и со своими товарищами.

В связи с этим стоит говорить не о каких-то музыкальных талантах народа (какая там музыка, три-пять нот чаще всего), а о глубокой культуре вокализации общения. Только это является ключом к пониманию самого явления русской песни. Вокализируется все, что не является повседневным бытовым общением (хотя частушка опровергает это, в большинстве своем — это «бытовуха»).

Современным аналогом вокализации может являться только крик, визг. Но ни о какой культуре тут говорить, конечно, не приходится. И именно поэтому нам не всегда понятно то, что мы слышим и воспринимаем как народную песню. Но раньше людям требовалось знание особых технологий. Вокальных.

Народные песни

Характерной чертой народной песни является отсутствие у нее авторства.
Народным песням свойственно нести в себе смысл, связанный с бытом, либо трудовой деятельностью.
Народная поэзия в виде песен, по сути, являлась источником информации, так как там часто описывалось не только ведение быта, но также и различные исторические события. Деревенские дети в детстве учились истории благодаря такому виду творчества.
Народную песню можно назвать разновидностью общения, так как информация в ней была рассчитана на слушателя, а целью было рассказать что-либо или поделиться.
Основными составляющими частями песни были: многоголосие, мелодия и стих. Однако, они отнюдь не являются обязательными атрибутами песни, и ее могли исполнять и в одиночку.
Народные песни и музыка имеют свою классификацию: песни повествования (эпос), песни для детей, песни-обряды, частушки, а также песни и музыка, которые неразрывно связаны с танцами (хороводы и прочие).
Песни повествования или эпические песни составляют достаточно обширный пласт творчества. В них входят рассказы об известных русских богатырях, а также о героических поступках, о походах на войну и прочие. Одной из целей эпоса было укрепление боевого духа и веры в силу русского народа.
Песни для детей это, преимущественно, колыбельные.
Обрядовое песенное творчество – это творчество, связанное непосредственно с различными календарными событиями. К ним можно отнести: свадьбы, похороны, дни рождения, а также различные праздники вроде масленицы или коляды.
Частушки являются одним из самых поздних подвидов народного песенного творчества. Чаще всего содержат в себе сатирический настрой. Однако в более поздние годы частушка начала развиваться и стали появляться различные направления частушки, в том числе романтические и плачевные.
В связи с тем, что песни чаще всего передавались устно, из поколения в поколение, и, преимущественно, происходили из сельской местности, достаточно сложно отследить, когда именно они появились.
Первоначально, песни имели яркий оттенок языческого верования. Так, к примеру, колыбельные пелись у кроватки ребенка, чтобы защитить его от злых духов, либо являлись призывом к божествам о защите малыша.
В период царствования Алексей Михайловича Романова был издан указ, по которому музыкальные инструменты следовало изымать и уничтожать. Это было связано с тем, что у русской народной песни были языческие истоки. Единственное песнопение, признанное полезным и правильным, было церковное.
Со временем пришлось менять тексты песен под христианский контекст. Божеств заменяли именами святых.
Первое упоминание о русской народной песне (шутливой) было зафиксировано в 17 веке в труде «Домострой». Шутливые песни считались аморальными, и их запрещалось петь.
Несмотря на это, народные песни в России постепенно развивались. С приходом новой власти и изменением обстановки в стране появлялись и новые жанры, и новые герои.
Русские народные песни характеризуются по географическому признаку. Например, конкретный диалект или смысл, и даже жанр. Так, былины исполнялись только на территории бывшей Новгородской республики.
В России одним из первых музыкально-фольклорных коллективов был «Славянская капелла» Д. А. Агренева-Славянского (середина 19-го века)

Их целью было сохранение, развитие и пропаганда русской народной песни и музыки, как важного культурного наследия.
В свое время обработкой народного музыкального творчества занимались такие известные деятели, как П. И

Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Лядов и другие.
В 1904-1909 годах впервые было записано народное творчество на фонограф.
В 20-ом веке стало все больше появляться различных фольклорных коллективов.
В свое время систематизацией и собиранием русского народного творчества занимались следующие личности: фольклорист П. А. Бессонов, композитор И. И. Веретенников, музыкант Кирша Данилов (один из первых составил сборник русских народных песен), английский поэт Джеймс Ричард и прочие.
В современности русские народные песни являются частью фольклора, сохраняются, передаются, а также создаются новые. Существует несколько конкурсов народной песни. Среди них: «Поет село родное» (Российский фестиваль), «Кубанский казачок» (Российский фестиваль), «Каравон» (Поволжский фестиваль) и другие.

Этапы развития армянской народной музыки

Музыкант. Средневековая рукопись

Гусан исполняет песню на свадьбе. Миниатюра XVI века

Из глубины веков доходят до нас сведения об армянских народных певцах (рапсодах) — гусанах, творчество которых, в свою очередь, восходит к ещё более ранней музыкальной традиции випасанов — народных певцов-сказителей эпических поэм древней Армении.

В частности, о гусанских песнях сообщают древнеармянские авторы V века: Агатангелос, Фавстос Бузанд, Мовсес Хоренаци, Егише и другие..

Первоначально «гусанами» называли служителей в храме бога Гисанэ, а в эпоху эллинизма — участников фарсовых и сатирических представлений.

Гусаны пели песни, сопровождаемые игрой на музыкальных инструментах, преимущественно на пирах, свадьбах, похоронах. Исполняли они также песни скитальцев-бездомных («гариби»), эпические песни, мифические сказания и др..

Этническая дифференциация

У славян

Подробнее см. Народная музыка славян

У славян народная музыка являлась одной из важнейших составляющих духовной культуры. Она звучала во время проведения обрядов, трудовой деятельности, на праздниках и во время досуга. Считалось, что она имела магическое воздействие на людей, природу и потусторонние силы.

Все тексты хранились устно и передавались из поколения в поколение. Большинство произведений рождались на стыке музыки и поэзии, музыки и танцев, или всех этих видов искусства.

Для вокальных жанров музыкального фольклора основополагающим является ритм произнесения слова в пении. Во всех славянских традициях преобладающими являются стих силлабической структуры и отвечающие ему цезурированные музыкальные формы. Исключение составляет севернорусская традиция, где распространение получили тонический стих и связанные с ним равномерно и неравномерно сегментированные музыкальные формы.

Славяне имеют развитые формы многоголосия, включающие в себя: а) гетерофонию или функциональное одноголосие; б) бурдонную диафонию, где одна (иногда две) голосовая партия представляет собой бурдон, а другая, чаще всего в виде гетерофонного пучка голосов, ведет основной напев; в) функциональное двухголосие, где главная мелодия звучит у «басов», а над ними «парит» верхний голос, нередко в виде сольного подголоска. Изредка встречается и функциональное трехголосие.

Вокальные жанры народной музыки делятся на приуроченные (к определённому времени, сезону, календарному или сонному обряду, событию) и неприуроченные. Календарные песни, обслуживающие обряды годового круга, относятся к наиболее раннему пласту музыкального фольклора.

Влияние, оказанное армянской народной музыкой на армянскую духовную и классическую музыку

Тигран Чухаджян

Как об этом свидетельствуют исследования многих крупных музыковедов, армянская духовная музыка заимствовала интонационный строй армянской крестьянской песни.

Первые шараканы отмечены лаконичностью формы и ясностью содержания, их мелодии, в отличие от традиционных псалмов, где главенствует речитатив, отличаются ярко выраженной народной напевностью.

Непосредственную связь трёх ветвей армянской национальной музыки (крестьянской, гусано-ашугской и духовной) с большой убедительностью показал Комитас.

Армянская христианская музыка, наряду с арамейской и греко-каппадокийской, лежит в основе всей общехристианской музыкальной культуры, представляя большой интерес для изучения как музыкальная культура страны, которая раньше всех остальных стран мира (в самом начале IV века) приняла христианство в качестве государственной религии.

При этом, исследования армянских, русских и зарубежных музыковедов, в первую очередь Комитаса и Х. С. Кушнарёва, дают основание рассматривать развитие армянской раннехристианской музыкальной эстетики в качестве вполне самостоятельного и самобытного явления культуры, глубоко усвоившего лучшие традиции армянской народной музыки.

Богатые традиции армянской народной музыки оказали очень сильное воздействие также и на развитие армянской классической музыки, что позволило выдающемуся армянскому композитору Тиграну Чухаджяну стать автором эпохального произведения («Аршак II», 1868 год) — первой национальной оперы в истории музыкальной культуры не только одного армянского, но и всех остальных народов Востока.

Т. Г. Чухаджян явился также автором первых на Востоке национальных оперетт и симфонических произведений, в которых были органичным образом синтезированы достижения передовых композиторских школ Европы с лучшими традициями армянской народной и духовной музыки.

Ярким колоритом армянской народной музыки отмечены также симфонические произведения армянских композиторов последующих поколений: А. Спендиарова , А. Тер-Гевондяна, К. Закаряна, А. Степаняна , С. Баласаняна, А. Хачатуряна , Т. Тер-Мартиросяна, Г. Егиазаряна , Л. Сарьяна, А. Арутюняна, А. Бабаджаняна, Э. Мирзояна, Э. Оганесяна, Э. Хагагортян, А. Тертеряна и других.

Жанровая дифференциация

Задолго до возникновения письменных музыкальных традиций из различных форм и типов первобытного синкретизма (обрядовые действа, игры, песнепляски в сопровождении музыкальных инструментов и другие) сформировались и развились самостоятельные жанры народной музыки — песенные, инструментальные и танцевальные. Игра на музыкальных инструментах, песни и танцы находятся в тесной связи между собой, за редким исключением — в Лесото, например, песни делятся на ка маото (сопровождающие танцы) и хо энгое (песни без движений, исполняющиеся во время обряда инициации, а также колыбельные, поминальные и др.). Исключение составляют также пигмеи Центральной Африки, у которых инструментальная музыка, как отдельный вид искусства, практически не существует.

При изучении народной музыки, И. И. Земцовский отмечал сложности в применении музыковедческих категорий, которые зачастую неадекватны самосознанию культур и не совпадают с традиционными для них понятиями. Поэтому любая групповая дифференциация народной музыки свидетельствует об условности и псевдонаучности определения жанровых универсалий. Исследователь отмечал незаменимость жанровой характеристики при обобщении основных черт народной музыки, и необходимость комплексного подхода при жанровой классификации.

Тематическая дифференциация

Музыкальные жанры можно распределить также по трём универсальным категориям содержания. Это эпос (героическое повествование о прошлом), лирика (повествование, основанное на личном чувственном отношении) и драма (повествование с серьёзным сюжетом, но без трагического исхода). Наиболее распространённый жанр вокальной народной музыки — это народная песня. Так, в русской народной музыке, к эпическим песенным жанрам относятся: былина, сказ, скоморошины и небылицы, некоторые духовные стихи, баллады, исторические песни. А к лирическим: песни о любви — счастливой и неразделённой, трагической, протяжные песни, «страдания», городские песни и канты.

Дифференциация по назначению

Разновидности (поджанры) народной песни часто имеют непосредственную связь с бытом и трудовой деятельностью. Так, трудовые песни бывают бурлацкие, покосные, прополочные, жатвенные, молотильные и другие. К обрядовым песням относятся колядки, масленичные, веснянки, купальские, свадебные, похоронные, игровые календарные и другие.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий