Биография, жизнь и творчество островского

Интересовался культурой Индии

Лев Николаевич с детства интересовался Востоком. Огромное влияние на него оказали книги: «Тысяча и одна ночь», «40 разбойников». В юности он даже поступил на восточное отделение филфака, правда, потом решил перевестись на юридический.

Толстой мог похвастаться обширной библиотекой, в которой было много трудов восточных писателей. Его привлекала древняя индийская философия и культура.

Любовь к Индии нашла отражение в его творчестве. Он писал рассказы и сказки, в основе которых лежали религиозные идеи Востока, занимался переводами. Также Лев Николаевич переписывался с представителями интеллигенции Востока, обсуждал с ним вопросы религии и устройства мира.

Голод и холод

Если описывать жизнь и творчество Островского кратко, то все равно это будет интересная, содержательная история про волевого, целеустремленного человека. Шли тяжелые послевоенные годы, в стране царила разруха, не хватало продуктов, угля, медикаментов. Учащиеся техникума и Николай Островский в их числе занялись заготовкой дров, чтобы хоть как-то обеспечить замерзающий Киев теплом. Помимо этого, студенты строили железнодорожную ветку, по которой можно было возить заготовленные дрова в город. Вскоре Островский простудился и слег. В тяжелом состоянии его отправили домой, где он пролежал несколько месяцев. Жизнь и творчество Островского кратко описать сложно, это руководство по жизни для целых поколений о том, как нужно преодолевать трудности.

В конце концов болезнь отступила, и Николай вернулся к учебе и работе. В то время техникум был преобразован в институт, но стать учащимся вуза Островский не успел, так как вновь его подкосила болезнь. С тех пор будущий писатель стал постоянным пациентом больниц, санаториев, клиник и диспансеров. Учебу пришлось оставить, восемнадцатилетнему юноше грозила больничная койка на неопределенный срок.

В 1922 году оправдались самые худшие опасения врачей и самого Николая Островского, ему был поставлен страшный диагноз — болезнь Бехтерева. Это означало полную неподвижность, боль и страдания, которые спустя несколько лет с пронизывающей психологической глубиной писатель сумеет передать через образ героя романа «Как закалялась сталь» Павки Корчагина. В произведении отражены факты из жизни Островского, прослеживается биография самого писателя. Стойкость характера Павла Корчагина — это прямая аналогия с автором романа.

Другие биографии:

  • Платонов Андрей Платонович

    Андрей Платонов – знаменитый драматург, писатель, поэт и публицист знаком российским читателям своими интересными рассказами и публикациями. По мотивам его рассказов сняты кинофильмы

  • Баратынский Евгений Абрамович

    Евгений Баратынский, русский поэт польского происхождения. Он прожил очень короткую жизнь и умер на чужбине. Одни называют его великим писателем XIX века, другие говорят, что его талант слишком преувеличен.

  • Осеева Валентина

    Валентина Александровна Осеева – великая писательница советского времени. Родилась в 1902 году в городе Киев. В семье, кроме Валентины, росли две старшие сестры.

Александр Николаевич Островский родился 12 апреля (31 марта по старому стилю) 1823 года в Москве.

В детстве Александр получил хорошее домашнее образование — изучал древнегреческий, латинский, французский, немецкий, впоследствии — английский, итальянский, испанский языки.

В 1835-1840 годах Александр Островский учился в Первой Московской гимназии.

В 1840 году поступил в Московский университет на юридический факультет, но в 1843 году из-за столкновения с одним из профессоров оставил учебу.

В 1943-1945 годах служил в Московском совестном суде (губернский суд, рассматривавший гражданские дела в порядке примирительной процедуры и некоторые уголовные).

1845-1851 — работал в канцелярии Московского коммерческого суда, уйдя в отставку в чине губернского секретаря.

В 1847 году Островский опубликовал в газете «Московский городской листок» первый набросок будущей комедии «Свои люди — сочтемся» под названием «Несостоятельный должник», затем комедию «Картина семейного счастья» (впоследствии «Семейная картина») и очерк в прозе «Записки замоскворецкого жителя».

Признание Островскому принесла комедия «Свои люди — сочтемся» (первоначальное название «Банкрот»), которая была окончена в конце 1849 года. До публикации пьеса получила одобрительные отзывы писателей Hиколая Гоголя, Ивана Гончарова, историка Тимофея Грановского. Комедия была напечатана в 1950 году в журнале «Москвитянин». Цензура, усмотревшая в произведении оскорбление купеческого сословия, не разрешила ее постановку на сцене — впервые пьеса была поставлена в 1861 году.

С 1847 года Островский сотрудничал как редактор и критик с журналом «Москвитянин», публикуя в нем свои пьесы: «Утро молодого человека», «Неожиданный случай» (1850), комедии «Бедная невеста» (1851), «Не в свои сани не садись» (1852), «Бедность не порок» (1853), «Не так живи, как хочется» (1854).

По прекращении издания «Москвитянина», Островский в 1856 году перешел в «Русский Вестник» , где во второй книжке за этот год была напечатана его комедия «В чужом пиру похмелье». Но в этом журнале он работал недолго.

С 1856 года Островский — постоянный сотрудник журнала «Современник» . В 1857 году им были написаны пьесы «Доходное место» и «Праздничный сон до обеда», в 1858 году — «Не сошлись характерами», в 1859 году — «Воспитанница» и «Гроза».

В 1860-е годы Александр Островский обратился к исторической драме, считая подобные пьесы необходимыми в репертуаре театра. Он создал цикл исторических пьес : «Козьма Захарьич Минин-Сухорук» (1861), «Воевода» (1864), «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» (1866), «Тушино» (1866), психологическую драму «Василиса Мелентьева»(1868).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Александр Николаевич Островский – российский драматург и писатель, на произведениях которого строится классический репертуар театров России. Его жизнь полна интересных событий, а литературное наследие исчисляется десятками пьес.

Другие пьесы

Александр Николаевич по-прежнему оставался верным своей любимой теме. В 1860-х годах он написал множество «бытовых» драм и пьес. Среди них: «Тяжелые дни», «Пучина», «Шутники». Эти произведения закрепляли уже найденные писателем мотивы. С конца 1860-х годов творчество Островского переживает период активного развития. В его драматургии появляются образы и темы «новой», пережившей реформу России: дельцы, приобретатели, вырождающиеся патриархальные толстосумы и «европеизированные» купцы. Александр Николаевич создал блестящий цикл сатирических комедий, развенчивающих пореформенные иллюзии граждан: «Бешеные деньги», «Горячее сердце», «Волки и овцы», «Лес». Нравственным идеалом драматурга являются чистые душой, благородные люди: Параша из «Горячего сердца», Аксюша из «Леса». Представления Островского о смысле жизни, счастье и долге воплотились в пьесе «Трудовой хлеб». Почти все произведения Александра Николаевича, написанные в 1870-х годах, публиковались в «Отечественных записках».

Несостоявшийся редактор

В Москве тех лет был только один литературно-художественный журнал. Это был «Москвитянин», который издавал М.П. Погодин. Скупой, непростой в общении человек, он, тем не менее, понимал необходимость обновления своего начавшего терять популярность детища. Островский и сформировавшийся вокруг него круг молодых людей давал шанс на это, но издатель передал им только два отдела журнала.

Вскоре, однако, у Островского появляется возможность стать полноправным издателем и редактором «Москвитянина». Но переговоры не привели к желаемому результату. Погодин решился только на создание при журнале «молодой редакции» с ограниченными правами. Тем не менее благодаря новым сотрудникам, там стали появляться произведения новых, прогрессивных литераторов. Событием стала публикация нескольких романов Жорж Санд.

Биография Островского самое главное

Островский Александр Николаевич — известный в России писатель и одаренный драматург.

Александр Островский родился и вырос в Москве весной, в 1823 году. Умер от серьезных проблем со здоровьем в 1886 году. Его мать умерла, когда писатель был ещё совсем ребенком.

Можно отметить, что Александр — 4-ый ребенок в семье. Поэтому следует добавить, что его детство было весьма трудным.

Александр Николаевич обучался дома, и был достаточно образованным человеком. Библиотека отца у него вызвала явный интерес, и именно поэтому Островский также был начитанным. Но его отец очень хотел, чтобы мальчик владел юридическим образованием.

Александр поступил в Гимназию в 1835 году. В то время ему было всего лишь 12 лет. После окончания Гимназии, он стал обучаться в университете на юридическом факультете. Однако получить законченное образование так и не мог: литература увлекла его настолько, что он забросил учебу.

В будущем Островский стал очень увлекаться театром. В числе его первых пьес можно упомянуть такие, как: «На бойком месте» и «Гроза». Всего, по подсчётам, написал около 50 пьес. Самое первое произведение, которое принесло большую волну популярности, называется «Свои люди — сочтемся!». Также стал автором таких произведений, как: «Бесприданница», «Волки и овцы», «Доходное место», «Бедность — не порок», «Лес» и другие.

Интересные факты об Александре Николаевиче

1. Популярность и слава.

Как уже упоминалось выше, после выпуска произведения Островского «Свои люди — сочтемся!», к писателю пришла заслуженная слава. Однако, очень большой промежуток времени произведение просто запрещали допускать к публикации, так как оно содержало нецензурную лексику и элементы оскорбления.

2. Жизненные приоритеты.

Александр Островский очень высоко ценил литературу и театр. Именно из-за этого он ушел с университета. Но когда об этом узнал его отец, он силком заставил сына работать в Московском суде по заброшенной специальности.

3. Стиль в одежде.

Писатель обладал очень специфическим вкусом. Предпочитал одеваться, как нравится именно ему самому. Однако часто не хотел выходить из дома, так как боялся общественного мнения. Часто думал, что его «засмеют».

4. Характер или вредные привычки?

Александр Николаевич Островский имел довольно сложный и тяжёлый характер. Он часто был излишне уверен в себе и безумно любил хвастаться. Мог сильно обидеться на замечания других или обидеться за недостаточно оцененное произведение.

5. Проблемы при постановках.

У Островского часто бывали и проблемы с постановкой пьес в театре. Из-за его вспыльчивости, нередко ругался с актерами и кричал на них. Ему непросто было найти общий язык с людьми.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что Александр Николаевич Островский внес огромный вклад в развитие русской литературы и русского театра. Островский — очень яркая и неординарная личность в истории. Его произведения увлекательные, и читаются на одном дыхании. Александр был упорным человеком, и именно поэтому достигал того, чего хотел. Думаю, именно этим он запомнился читателю.

Жена переписывала все его книги

Софья Андреевна внесла неоценимый вклад в творчество Льва Николаевича. В молодости она дарила ему вдохновение. Появлением самых известных романов Толстого, русская литература обязана не только ему, но и его жене. Она выступала в качестве цензора, давала мужу советы.

Софья Андреевна переписывала его рукописи на чистовую. Сколько трудов ей пришлось приложить, чтобы переписать «Войну и мир»! Их союз можно описать одной фразой: «Хорошая жена – половина успеха мужчины».

Она обеспечила Толстого всеми необходимыми условиями, освободила супруга от всех забот, дала ему возможность заниматься любимым делом.

«Глубокое понимание русской жизни»: экспедиция на Волгу и театральные премьеры

Группа писателей-авторов журнала «Современник». Слева направо: Лев Толстой, Дмитрий Григорович (верхний ряд); Иван Гончаров, Иван Тургенев, Александр Дружинин, Александр Островский (нижний ряд). 1856. Библиотека Всероссийского музея А.С. Пушкина, Санкт-Петербург

В 1852 году Островский сочинил пьесу «Не в свои сани — не садись» о попытке отставного кавалериста нажиться с помощью выгодного брака. Это было первое произведение драматурга, которое поставили на сцене. Писатель отдал текст Малому театру бесплатно. Помимо этого, он сам репетировал вместе с актерами и помогал им вжиться в роли. Главную героиню сыграла известная актриса Любовь Никулина-Косицкая. Прозаик Иван Горбунов вспоминал: «Посреди глубокой тишины публика прослушала первый акт и восторженно, по нескольку раз, вызывала исполнителей. В коридорах, фойе, в буфете пошли толки о пьесе. Восторгу не было конца».

Во время репетиций в Малом театре Островский подружился с актером Провом Садовским. Именно ему в 1853 году драматург посвятил новую пьесу «Бедность не порок». По сюжету купец Торцов хотел выдать дочь за богача, но случайно благословил ее брак с бедным возлюбленным. Премьера прошла в январе 1854 года, чуть раньше произведение напечатали в «Москвитянине». Это была последняя пьеса, которую опубликовало издание. В 1856 году из-за финансовых споров с владельцем Островский уволился и вскоре перешел в журнал «Современник».

Летом 1856 года Александр Островский поехал в этнографическую экспедицию по Волге. Ее организовало Морское министерство. Он побывал в Твери, Городне, Торжке, Осташкове, Ржеве и многих других городах. В его задачи входило описать быт и нравы местных жителей, их основные промыслы, особенности интерьеров, диалекты. В самом начале экспедиции с Островским произошел несчастный случай: лошади понесли, и тарантас перевернулся. За несколько месяцев, пока драматург лежал со сложными переломами, он написал пьесу «Доходное место».

Во время поездки Островский записывал истории местных купцов. Одна из них легла в основу произведения «Не сошлись характерами» о браке между обедневшим дворянином и богатой купеческой дочерью. Вскоре писатель закончил пьесу «Воспитанница», а в 1859 году при содействии графа Григория Кушелева-Безбородко напечатали первое собрание сочинений Островского в двух томах. Спустя несколько месяцев драматург написал драму «Гроза». Действие происходило в вымышленном городе Калинове. Молодая Катерина, которую изводила деспотичная свекровь Кабаниха, изменила мужу и от отчаяния бросилась в Волгу. В 1860 году критик Николай Добролюбов опубликовал знаменитую рецензию «Луч света в темном царстве», где трактовал самоубийство девушки как протест против мира невежественных и жестоких купцов. Публицист о. В 1863 году за пьесу «Гроза» Островского наградили Уваровской премией, которую вручали за сочинения по русской истории.

В 1865 году Александр Островский вместе с пианистом Николаем Рубинштейном и писателем Владимиром Одоевским создал в Москве Артистический кружок — общественную организацию для деятелей искусства. Ее члены устраивали публичные концерты и литературные вечера, открыли библиотеку и частный публичный театр. В этом же году Островский провел там чтения своих новых пьес «Воевода» и «На бойком месте». Беллетрист Сергей Максимов писал: «Снисходительной и уступчивой натуре Островского значительною долею обязан был этот кружок тем, что дружно вел свое дело и не расходился долгое время, несмотря на замечательное разнообразие составных элементов. В московском разобщенном обществе… эта возможность сближения составляет немалую заслугу». В 1867 году Островский написал либретто к опере «Гроза» композитора Владимира Кашперова, одного из членов кружка.

Бесприданница

Над этим произведением Островский работал более четырех лет. Первый спектакль состоялся в конце 70-х годов XIX века, он вызвал огромный протест и у зрителей, и у критиков. Настоящий успех пришел к «Бесприданнице» только после кончины автора.

В те годы Островский был мировым судьёй в уезде под Костромой и находил сюжеты для своих произведений в местных криминальных хрониках. Сюжет этой пьесы основан на реальных событиях.

Судьба главной героини Ларисы Огудаловой во многом повторяет трагическую судьбу Катерины из «Грозы» того же автора. Однако, многие критику посчитали, что автор потратил время напрасно на молоденькую мещанку.

Первой актрисой, сыгравшей роль Ларисы, была Вера Комиссаржевская, критики посчитали, что она сыграла слишком мелодраматично. Многим хорошо известны отечественные экранизации «Бесприданницы» с Пашенной, Алисовой, Гузеевой.

Смерть писателя

Здоровье драматурга истощалось с учетом той нагрузки, которую он взваливал на себя. Островский вел активную творческую и общественную жизнь, но постоянно был в долгах. Постановки спектаклей давали хорошую прибыль. При этом он имел 3000 рублей пенсии, однако этого все время не хватало.

Плохое финансовое состояние не могло не отразиться на здоровье драматурга. Он все время был в заботах, что серьезно отразилось на его сердце. Активный и полный жизненной энергии писатель постоянно находился в веренице новых задумок, которые требовали срочного воплощения.

Большинство творческих идей не были реализованы из-за плохого здоровья Островского. 2 июня 1886 г. он умер в Щелыково. Причина — стенокардия. Его похороны происходили около родового гнезда, в деревне Николо-Бережки. Могила находится на кладбище храма Св. Николая.

Пьесы этого драматурга не один раз переиздавались. Островский был значимой фигурой для классического русского театра. Произведения и сегодня ставят на театральных сценах зарубежных и российских подмостках. Его творчество поспособствовало развитию актерского мастерства, режиссуры и литературного жанра. Все пьесы продаются огромными тиражами даже через сто лет после смерти, причем все они уже давно разобраны на афоризмы и цитаты.

Смерть

Здоровье Островского истощалось пропорционально нагрузке, которую писатель брал на себя. Он вел бурную общественную и творческую деятельность, но все время оказывался в долгах. Постановки пьес приносили немалые сборы. Также Островский имел 3 тыс. рублей пенсии, но этих средств постоянно было недостаточно.

Плохое материальное положение не могло не влиять на самочувствие автора. Он находился в заботах и хлопотах, которые сказывались на работе сердца. Активный и живой, Островский был в веренице новых планов и идей, требующих скорейшего воплощения.

Многие творческие задумки не реализовались из-за ухудшения здоровья писателя. 2 июня 1886 года он скончался в костромском имении Щелыково. Причиной смерти считают стенокардию. Похороны драматурга прошли вблизи семейного гнезда, в селе Николо-Бережки. Могила литератора расположена на кладбище церкви .

Похороны писателя организованы за счет пожертвования, которое приказал сделать император . Он передал родственникам почившего 3 тыс. рублей и такую же пенсию назначил вдове Островского. На воспитание детей писателя государство выделяло 2400 рублей ежегодно.

Произведения Александра Николаевича Островского неоднократно переиздавались. Он стал знаковой фигурой для классической русской драматургии и театра. Его пьесы до сих пор ставятся на сценах российских и зарубежных театров. Творчество драматурга способствовало развитию литературного жанра, режиссуры и актерского мастерства.

Книги, в которых собраны пьесы Островского, расходятся большим тиражом спустя несколько десятилетий после его гибели, а произведения разобраны на цитаты и афоризмы. Фото Александра Николаевича Островского опубликованы в Интернете.

Формирование взглядов

Литературно-эстетические взгляды А.Н. Островского формировались в 40-е годы XIX века. Это было время накануне отмены крепостного права. По воспоминаниям самого Александра Николаевича, в Москве тогда насчитывалось почти сорок литературных кружков. Наиболее ярким человеком из окружавших молодого Островского был А.Ф. Писемский, писатель и драматург, с которым он долго сохранял дружеские отношения.

Особенное внимание Островский уделял крестьянам, их бытом и нравам. Любовь к устной поэзии, народной песне и обычаям заметна на всём протяжении его творческой жизни

Сохранились варианты песен, записанные им на бланке коммерческого суда. Некоторыми записями начинающий литератор делился с известными собирателями фольклора: П.И. Якушкиным, П.В. Штейном и другими.

Литература

Литературой Островский увлекся в юности, зачитываясь произведениями и . В какой-то степени молодой человек подражал своим кумирам в первых произведениях. В 1847 году состоялся дебют писателя в газете «Московский городской листок». Издательство опубликовало две сцены из комедии «Несостоятельный должник». Это первый вариант известной читателям пьесы «Свои люди – сочтемся».

В 1849 году автор закончил работу над ней. Характерная манера писателя просматривается в первом же его произведении. Он описывает общенациональные темы сквозь призму семейно-бытового конфликта. Персонажи пьес Островского – обладатели колоритных и узнаваемых характеров.

Язык произведений легок и прост, а финал ознаменован моральной подоплекой. После публикации пьесы в журнале «Москвитянин» на Островского обрушился успех, хотя цензурный комитет запретил постановку и повторную публикацию произведения.

Островского внесли в перечень «неблагонадежных» авторов, что сделало его положение невыгодным. Ситуацию усложнил брак драматурга с мещанкой, который не благословил отец. Островский-старший отказал сыну в финансировании, и молодые люди испытывали нужду. Даже сложное материальное положение не помешало писателю отказаться от службы и с 1851 года полностью посвятить себя литературе.

Пьесы «Не в свои сани не садись» и «Бедность не порок» допустили к постановке на театральных подмостках. Их созданием Островский совершил революцию в театре. Публика шла смотреть на простую жизнь, и это в свою очередь требовало иного актерского подхода к воплощению образов. Декламация и откровенная театральность должны были смениться естественностью существования в предлагаемых обстоятельствах.

С 1850 года Островский стал членом «молодой редакции» журнала «Москвитянин», но материальную проблему это не исправило. Редактор был скуп на оплату большого объема работы, которую проводил автор. С 1855 по 1860 годы Островский вдохновлялся революционными идеями, влиявшими на его мировоззрение. Он сблизился с и , стал сотрудником журнала «Современник».

В 1856 году участвовал в литературно-этнографическом путешествии от Морского министерства. Островский побывал на верховьях Волги и использовал воспоминания и впечатления в творчестве.

1862 год ознаменовался путешествием по Европе. Писатель посетил Англию, Францию, Германию, Италию, Австрию и Венгрию. В 1865 году он оказался в числе основателей и руководителей артистического кружка, из которого вышли талантливые российские артисты: Садовский, Стрепетова, Писарева и другие. В 1870-м Островский организовал Общество русских драматических писателей и был его председателем с 1874 года до последних дней жизни.

За всю жизнь драматург создал 54 пьесы, переводил произведения зарубежных классиков: Гольдони, Сервантеса, . К популярным произведениям автора относятся «Снегурочка», «Гроза», «Бесприданница», «Женитьба Бальзаминова», «Без вины виноватые» и другие пьесы. Биография писателя была тесно связана с литературой, театром и любовью к родине.

Творческая деятельность

  1. 1843 год. Островский поступил работать канцеляристом в Совестный суд. Зарплата была небольшая, 4 рубля в месяц. Она увеличилась в четверо, когда в 1845 году он перевелся в Коммерческий суд. На своей работе он имел возможность наблюдать за сценами из жизни крестьян, купцов, мелких дворян, должников, городских мещан и родственников, разрываемых наследственными дрязгами. Все это было подпиткой и подспорьем для творчества. Островский описывал купеческий быт и задумывал сочинить пьесу.
  2. 1847 год. Пьеса «Картина семейной жизни» и очерк «Записки замоскворецкого жителя» были впервые напечатаны в журнале «Московский Городской Листок». Вскоре вышел в свет первый набросок пьесы «Несостоятельный должник» (впоследствии названой «Свои люди-сочтемся!»)
  3. 1850 год. В журнале «Москвитянин» была опубликована пьеса «Свои люди-сочтемся!», которая принесла Островскому долгожданную славу. Еще до публикации о ней было множество положительных отзывов. Автором пьесы также значился Дмитрий Горев-Тарасенков, актер, с которым Александр Николаевич состоял в творческом союзе. Это сотрудничество стало основой для множества неприятностей в будущем. Мало того, что оно не стало плодотворным (участие соавтора было лишь в написании одной сцены), так и дало почву завистникам обвинить самого Островского в заимствовании чужих идей. Высмеянное в пьесе состоятельное купечество было крайне недовольно пьесой. В результате жалоб комедия была запрещена к постановке. Также по указу императора Островский был уволен и определен под надзор полиции.
  4. 1853 год. Впервые ставится пьеса «Не в свои сани не садись», опубликованная в том же году в «Москвитянине».
  5. 1855 год. После вступления на трон Александра II, полицейский надзор с Островского был снят.
  6. 1856 год. Островский поступает на службу в журнал «Современник», ставший идейным центром революционно-демократической мысли, полемически устранив консерваторов и либералов, составлявших ранее основной состав редакции. Также в этом году, по инициативе князя Константина Николаевича, Островский был отправлен на Волгу, в командировку по описанию всех местностей России.
  7. 1859 год. Выходит первое собрание сочинений, опубликованное в 2 томах, после которого Островский был удостоен хвалебной критики Н. А. Добролюбова.
  8. 1860 год. Пьеса «Гроза» появилась в печати. Это самая известное произведение драматурга. Знаменательно оно и из-за личной драмы писателя. У Любови Косицкой, которая была прототипом Катерины, а также первой исполнила её роль, и Островского были сложные взаимоотношения. Их любовная связь продолжалась недолго, так как они были несвободны, но оставила глубокий след в сердце писателя.
  9. 1861 год. Пьеса «Свои люди сочтемся» была допущена к постановке. Спектакли по этому произведению были поставлены сразу в нескольких театрах — в Петербургском, Александрийском и московском Малом театрах.
  10. 1863 год. Островский был удостоен премии имени Уварова за свою пьесу «Гроза» и стал членом-корреспондентом Петербургской академии наук.
  11. 1866 год. Островский создает новый Артистический кружок. Его целью было оказание помощи талантливым актерам и создание творческой атмосферы взаимодействия всех работников искусства. В кружке читались новые произведения, проводились художественные выставки, звучала новая музыка известных композиторов, в том числе Рубинштейна и Чайковского.
  12. 1874 год. Островский становится председателем нового Общества русских драматических писателей и оперных композиторов. Целью этого собрания было установление авторских прав на пьесы и композиции и недопущение их показа без разрешения автора или его уполномоченного.
  13. 1881 год. Создается комиссия при дирекции имперских театров. Островский занимается тем, что составляет разнообразные проекты по организации работы театров, стремится упростить постановку спектаклей и повысить оплату труда актёрам.
  14. 1883 год. Выходит новая пьеса драматурга «Без вины виноватые». Этот образец классической мелодрамы с неожиданным и интригующим сюжетом, был написан под влиянием посещения Кавказа. После премьеры Островский получил почетное право на ежегодную денежную выплату от императора Александра III.
  15. 1885 год. Островский становится начальником театрального училища и определяет репертуар всех московских театров. Он покровительствует самым талантливым актёрам и пытается сформировать в стране новую актерскую школу, стремится к реализму на сцене.

Первая комедия

В сорок лет Островский Александр Николаевич, краткая биография которого содержит всего несколько страниц, был избран член-корреспондентом Академии Наук Петербурга. Это высокое звание никак не влияло на творчество драматурга, он науки не касался. Всю свою жизнь писатель посвятил русскому начиная с 1847 года Островский писал пьесы и комедии, которые пользовались неизменным успехом у столичной публики. Первая комедия «Семейная картина» была прочитана узкому кругу единомышленников и безоговорочно ими одобрена. Таким образом, биография Островского, краткая по сути, отмечает начало творчества писателя.

«Пьеса обидна для русского купечества»: первое известное произведение

В 1843 году отец устроил Островского в канцелярию Совестного суда, где в основном рассматривали семейные имущественные споры. Будущий драматург вел протоколы заседаний. Самые интересные дела он втайне переписывал в отдельную тетрадь, там же помечал поведение и внешность истцов и ответчиков. В 1845 году Островский перешел на ту же должность в Коммерческий суд и принимал жалобы от просителей.

Вечерами он пробовал сочинять и к 1847 году закончил свой первый очерк «Записки замоскворецкого жителя». В предисловии литератор писал: «Автор описывает Замоскворечье в праздник и в будни, в горе и в радости, описывает, что творится по большим длинным улицам и по мелким, частым переулкам». Произведение удалось опубликовать в газете «Московский городской листок». В 1847 году там же напечатали его первую пьесу «Картина семейного счастья» о браке по расчету. Островский вспоминал: «Самый памятный день в моей жизни 14 февраля 1847 года. С этого дня я стал считать себя русским писателем и уже без сомнений и колебаний поверил в свое признание». Это был день, когда драматург прочитал свою пьесу на вечере у профессора Московского университета Степана Шевырева.

С большим одушевлением вспоминал он свои первые литературные шаги, а особенно отзыв профессора Шевырева о его одноактных сценах «Семейная картина». И в самом деле, как не закружиться было голове, когда бывшему студенту и чиновнику Сиротского суда, получавшему шесть рублей в месяц жалованья, предрекал славу один из самых выдающихся профессоров, друг Гоголя: «Работайте, у вас большой талант».Петр Невежин, драматург. «Воспоминания об Островском»В 1849 году Александр Островский написал комедию «Свои люди — сочтемся», или «Банкрот». По сюжету купец Самсон Большов решил объявить себя банкротом и не возвращать деньги кредиторам, но в результате его самого обманули дочь Липочка и ее муж и он отправился в тюрьму. Первое публичное чтение пьесы прошло в доме историка Михаила Погодина, где среди слушателей был Николай Гоголь. Поэт Николай Берг писал: «Вся интеллигенция Москвы заговорила об этой пьесе как о чем-то чрезвычайном. <…> Никто не видал его постепенного развития, робких, отроческих статей. Сразу явилось мужественное произведение, совершилось нечто вроде чуда!» В 1850 году «Свои люди — сочтемся» напечатал журнал «Москвитянин»: до публикации у издания было 500 подписчиков, а после число читателей увеличилось до 1100 человек. Тираж «Москвитянина» с пьесой стал дефицитным. Беллетрист Сергей Максимов вспоминал: «Давно уже мы бегали по трактирам… где выписывались журналы. Понапрасну мы съели много пирогов в двадцать пять копеек ассигнациями и выпили несколько пар чаю, пока добились книжки для прочтения второпях, так как настороженные половые трактира стояли над душой, выжидая, когда отложена будет книжка в сторону, схватить и унести ее к более уважаемому посетителю».

Однако в 1850 году Николай I запретил постановку пьесы и ее переиздание. Императору подали жалобу купцы. Цензор Михаил Гедеонов писал: «Все действующие лица… отъявленные мерзавцы. Разговоры грязны, вся пьеса обидна для русского купечества». Государь установил за автором полицейский надзор, а в январе 1851 года Островского уволили со службы. Тогда драматург нашел работу в журнале «Москвитянин». Вскоре он написал для издания пьесы «Утро молодого человека», «Неожиданный случай», «Бедная невеста».

Бытовой репертуар, если он художественен, т. е. правдив, — великое дело. Он покажет, что есть хорошего, доброго в русском человеке и что в нем дикого и грубого, с чем он должен бороться.Александр Островский

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий