Никколо паганини: биография, личная жизнь, творчество, интересные факты

Ранние годы

Лучший скрипач всех времен и народов Никколо Паганини родился в 27 октября 1782 года в маленьком переулке Черная кошка итальянского города Генуя. Он был третьим ребенком в семье. Его отец, Антонио Паганини (1757-1817), в молодости работал портовым грузчиком, а потом открыл мелкую лавку. При переписи населения во времена оккупации Италии Наполеоном он записался как «держатель мандолин». Мама, Тереза Боччардо, занималась воспитанием детей и вела домашнее хозяйство. Всего в семье Паганини было шестеро детей. Николло родился немного раньше срока, был болезненным и хрупким ребенком. Проблемы со здоровьем во многом были потом усугублены строгостью воспитания.

Изучая биографию Паганини, нельзя найти сведения о том, получил ли он систематическое образование. Письма, написанные им уже в зрелом возрасте, имеют многочисленные орфографические ошибки. Многие думают, что писать он научился достаточно поздно. Однако письма свидетельствуют о наличии положенных образованному человеку того времени знаний в литературе, мифологии и истории.

Самостоятельность

В 1801 г. Никколо покинул родительский дом и переехал в Лукку. Здесь он стал руководителем и первым скрипачом местного оркестра. Но не только музыка неудержимо влекла его к себе. Освободившись от отцовской опеки, он с головой окунается в радости жизни, включая такие сомнительные, как карточная игра. А некая «сеньора Диде» на несколько лет даже отодвинула музыку на второй план.

С 1805 г. Паганини – придворный скрипач в Лукке. Правителем города был Феликс Бачокки. С его женой – сестрой Наполеона Элизой Бонапарт, у Никколо возникла любовная связь. Выполняя её желания, Паганини создаёт скрипичные пьесы для двух («любовная сцена») и одной («Наполеон») струны.

С 1808 г. Паганини возобновил гастрольную деятельность. Несколько раз его приглашали для выступлений в знаменитом миланском театре «Ла Скала». Увиденная на его сцене пляска колдуний из балета «Орех Беневенто» Вигано-Зюсмайера, вдохновила Паганини на создание вариаций для скрипки с оркестром «Ведьмы». Это произведение стало одним из наиболее заметных в его творчестве.

Эта дьявольски божественная скрипка Никколо Паганини

В 1814 г. с огромным успехом прошли его концерты в родной Генуе. Здесь у него возникает связь с дочерью портного Анджелиной Каванна, от которой родится ребёнок (вскоре умерший). Никколо подвергся судебному преследованию со стороны отца Анджелины и крупному штрафу.

К этому периоду относится дружба и увлечение музыкой Джоакино Россини. Паганини сочиняет Интродукцию и вариации на темы его опер «Моисей», «Танкред» и Золушка».

В 1821 г. обострившиеся проблемы со здоровьем вынудили Паганини прервать музыкальную карьеру. Он страдал от ревматизма, туберкулёза и желудочных болей. Никколо переезжает в Павию, где практиковал известный врач Сиро Борда. Лечение не сразу, но помогло. Остался, правда, «невыносимый кашель».

С 1824 г. Паганини возобновил концерты. Одновременно он создаёт новые произведения, в числе которых – 3 скрипичных концерта. Рондо «Кампанелла» из второго концерта – одно из самых популярных произведений музыкальной классики. Паганини возобновляет и отношения с бывшей любовницей – Антонией Бьянки, ставшей к тому времени известной певицей. У них рождается сын Ахилл.

В кинематографе

  • Das Dreimäderlhaus (1918). Германия. Райол Ланг
  • «Паганини», производство Германия, в главной роли Конрад Фейдт, 1923 г.
  • Franz Schuberts letzte Liebe (1926) Германия. Отто Шмуль.
  • Die lachende Grille (1926) Германия. Ханс Вашатко.
  • Paganini in Venedig (1929) Германия. Андреас Вейсгербер.
  • Gern hab’ ich die Frau’n geküßt (1934) Германия. Иван Петрович.
  • Casta diva (1935) Италия. Гуальтьеро Тумиати.
  • The Divine Spark (1935) Англия. Хью Миллер
  • Фантастическая симфония / La symphonie fantastique (1942) Франция. Морис Шульц.
  • Россини / Rossini (1942) Италия. Чезаре Фантони.
  • Heavenly Music (1943) США. Фриц Фельд
  • A Song to Remember (1945) США. Рокси Рот.
  • The Magic Bow (1946) Англия. Стюарт Гренджер.
  • Housle a sen (1947): Bohemian Rapture (1948) Чехословакия. Карел Достал.
  • Молодость Шопена / Mlodosc Chopina (1952) Польша. Франтишек Ямры.
  • Casta diva (1956) Италия — Франция. Данило Берардинелли.
  • Оправдание Паганини (1969, СССР). Всеволод Якут
  • Паганини / Paganini (1973) (ФРГ) Антонио Теба.
  • Паганини / Paganini (1976) (Италия) Тино Ширинци.
  • Весенняя симфония / Frühlingssinfonie (1983) ФРГ. Гидон Кремер.
  • Зигфрид / Zygfryd (1986) Польша. Криштоф Стопа.
  • Ужас Паганини / Paganini Horror — итальянский фильм ужасов (1989). Луиджи Коцци.
  • «Паганини», производство Италия — Франция, 1989 г. В главной роли Клаус Кински.
  • Наполеон (2002) Англия — Франция. В роли Юлиан Рахлин.
  • Moi, Hector Berlioz (2003) Франция. Клод Джосто.
  • Паганини: скрипач дьявола (2013) Германия, Италия. В главной роли скрипач-виртуоз Дэвид Гарретт.

В поисках учителя

Под впечатлением от музыкального дарования известный меломан маркиз Джанкарло ди Негро, узнав, что талантливый мальчик растет в небогатой семье, берет Никколо под свое покровительство. Меценат организует поездку молодого музыканта в сопровождении его отца во Флоренцию. Здесь он на прослушивании у известного местного скрипача Сальваторе Тинти исполнил свое сочинение «Вариации…». По свидетельству составителя первой биографии Н. Паганини Конестабиле, тот был поражен удивительным мастерством юного генуэзца, его необычной техникой и чистотой исполнения.

Второй концерт, который тепло приняла местная публика, позволил собрать деньги, необходимые для поездки в Парму. Когда Паганини (отец с сыном) приехали к Ролла, он никого не принимал из-за болезни. В гостиной комнате, куда их провели, на столе лежала скрипка и ноты произведения, написанного хозяином. Никколо, воспользовавшись инструментом, сыграл с листа концерт, написанный накануне. Ролла, удивленный звуками своего произведения, вышел к гостям. Увидев играющего на скрипке мальчика, он сказал, что ничему уже не может того научить.

Начало концертной карьеры

В биографии Паганини отмечено, что его первое концертное турне состоялось в 1797 году. Оно проходило по нескольким итальянским городам, включая Милан и Флоренцию. После гастролей он вместе с семьей поехал в отцовский дом в долине Польчевера, где самостоятельно упражнялся, стремясь довести технику исполнения своей игры до совершенства.

В декабре 1801 года он избавился от опеки отца, получив должность первой скрипки оркестра города Лукки. В этом городе Никколо влюбляется в знатную даму. Вскоре они уезжают в ее поместье. Там он прожил три года, занимаясь сельским хозяйством и игрой на гитаре, для нее в дуэте со скрипкой он написал 12 сонат. В первые годы самостоятельной жизни у него были две страсти — женщины и карточные игры. Никкола мог проиграть все. Только музыка позволяла потом поправить финансовое состояние.

История жизни Николо Паганини

Отец Николо Паганини, ставшего впоследствии самым выдающимся скрипачом 19 века, был музыкантом-любителем. Именно он привил своему сыну любовь к музыке и скрипке. Николо научился виртуозной игре на скрипке еще в раннем детстве, и вскоре в Генуе, где он тогда жил, для него уже не могли найти учителя, который обучил бы юного исполнителя чему-нибудь новому. В юности Паганини посвящал игре на скрипке много часов ежедневно. Позже он стал брать свой инструмент в руки лишь для того, чтобы сыграть на репетиции или на концерте или просто для того, чтобы свой инструмент настроить. Он заявил: «Я достаточно много и упорно трудился, чтобы развить в себе свой талант. Пришло время, когда я могу отдохнуть». 

Паганини любили не только в Италии, но и во всей Европе, несмотря на то, что он обожал азартные игры и прекрасных женщин, хотя иногда это создавало для него проблемы. В Вене, например, его портреты были выставлены во всех присутственных местах и во всех магазинах. Все члены королевской семьи всегда посещали концерты, если в них принимал участие Паганини. Музыкальный талант скрипача привлекал к нему огромное количество поклонниц.

Скрипка Никколо Паганини

Стараниями клеветников и завистников вокруг Паганини сложилась репутация распутного и безнравственного человека. Даже сама внешность маэстро — бледное лицо, словно вылепленное из воска, длинные черные густые волосы, огромный шарф, в который он всегда, даже летом, кутался, чтобы избежать простуды, — способствовала появлению все новых слухов и сплетен вокруг его имени. Всю жизнь Паганини страдал от различных заболеваний. Он умер в мае 1840 года от болезни гортани в возрасте 57 лет. И после смерти Паганини о нем еще долго ходили всякие слухи и сплетни. Появилась даже легенда, что он был в сговоре с самим Сатаной. 

Паганини исполнилось 40 лет, прежде чем он перестал подбирать себе женщин по трем критериям: большая грудь, тонкая талия и стройные ноги. Он часто говорил, что хочет жениться, но ему так и не удалось устроить себе мирную семейную жизнь до конца своих дней. 

Жизнь великого маэстро состояла из концертов, поездок, болезней и всевозможных сексуальных приключений. После серии концертов он удалялся куда-нибудь в тихое место, обычно с женщиной, чтобы восстановить свои силы. Первой из таких женщин стала дама из богатой и знатной семьи, с которой он отправился на отдых в ее родовое поместье в конце девятнадцатого века, когда ему не было еще 20. 

В 1805 году Элиза Бонапарт Бакьоччи, сестра Наполеона, назначила Паганини директором музыкального учебного заведения в Пьомбино. Многие тогда заподозрили Паганини в том, что причиной такого назначения было не только его умение виртуозно играть на скрипке. В 1813 году Паганини отказался от этой должности, и все свое время посвятил концертным выступлениям. 

Испанский талант Паганини вызывал восхищение, чего нельзя сказать о его отношении к женщинам, которых сводила с ним судьба. Исключением была Элеонора де Л юкка, первая любовь Паганини, единственный человек, кроме родственников, упомянутый в его завещании. 

В 1808 году Паганини познакомился с Анжелиной Каванна, 17-летней дочерью портного из Генуи. Анжелина отказалась спать с Паганини, настаивая на том, что сначала они должны стать мужем и женой. Паганини сделал вид, что согласился с ее доводами, и уговорил ее съездить в небольшой итальянский городок, якобы для того, чтобы там на ней жениться. Свадьба не состоялась. Когда же Анжелина забеременела, Паганини тут же бросил ее. Отец девушки обратился в суд. Паганини арестовали и посадили в тюрьму. Его освободили после того, как он сумел доказать, что Анжелина вела себя «очень свободно» еще до знакомства с ним, и согласилась на сексуальную связь с ним добровольно, без всякого принуждения с его стороны. 

Никколо Паганини называли «скрипачом дьявола»

Самой длительной любовной связью Паганини стал его роман с танцовщицей Антонией Бьянчи. Он начался в 1815 году и продолжался 13 лет. Антония часто устраивала Паганини сцены ревности, и их роман закончился шумным скандалом. Паганини заплатил Антонии значительную сумму денег, чтобы она отказалась от всех прав на сына Ахилла и оставила их обоих в покое. 

И в зрелом возрасте Паганини продолжал пользоваться любовью своих поклонниц. Одна немецкая баронесса даже оставила своего мужа и стала жить с Паганини. Вскоре он, правда, бросил ее. Баронесса ушла в монастырь и умерла там много лет спустя, забытая всеми. Сам маэстро никогда не был одинок, но так уж сложилась его судьба, что гармонию ему удалось найти только в музыке, которую он так талантливо и виртуозно исполнял. 

БиографияПравить

Никколо Паганини был третьим ребёнком в семье Антонио Паганини (—) и Терезы Боччардо, имевших шестерых детей. Его отец был одно время грузчиком, позднее имел в порту лавку, а при переписи населения Генуи, выполненной по приказу Наполеона, назван «держателем мандолин».

В пять лет отец, заметив способности сына, начал учить его музыке сначала на мандолине, а с шести лет — на скрипке. По воспоминаниям самого музыканта, отец строго наказывал мальчика, если он не проявлял должного прилежания. Однако Никколо сам всё более увлекался инструментом и усердно упражнялся, надеясь найти ещё неизвестные сочетания звуков, которые удивили бы слушателей. Мальчиком он написал несколько произведений (не сохранились) для скрипки, которые были трудны, однако сам он их успешно исполнял. Вскоре отец Никколо отправил сына на обучение скрипачу Джованни Черветто. Сам Паганини никогда не упоминал, что учился у Черветто, однако его биографы, например Фетис, Джервазони, упоминают этот факт. С 1793 года Никколо стал регулярно играть на богослужениях в генуэзских церквях. В том же году он прошёл обучение у капельмейстера собора Сан Лоренцо Джакомо Коста.

В начале 1797 г. Паганини со своим отцом предпринял первое концертное путешествие по Ломбардии. Известность его как выдающегося скрипача росла необычайно. Вскоре избавившись от строгой ферулы отца, он, предоставленный себе, вёл бурную и активную жизнь, постоянно гастролировал, что отразилось как на его здоровье, так и на репутации «скряги». Впрочем, необычайный талант этого скрипача возбуждал всюду завистников, которые не пренебрегали никакими средствами, чтобы каким бы то ни было путём повредить успеху Паганини. Его слава ещё более возросла после путешествия по Германии, Франции и Англии. В Германии он купил титул барона, который передавался по наследству. В Вене ни один артист не пользовался такой популярностью, как Паганини. Хоть размер гонорара в начале XIX столетия далеко уступал нынешним, но тем не менее Паганини оставил после себя несколько миллионов франков.

27 декабря 1808 года Паганини исполнил в ложе Великого Востока Италии масонский гимн, написанный им на слова Ланчетти. В протоколах ложи подтверждено масонство Паганини.

В конце декабря 1836 года Паганини выступает в Ницце с тремя концертами. К тому времени он постоянно болеет, его здоровье подорвано. Несмотря на то, что скрипач прибегает к помощи многих именитых врачей, никто из них не сумел избавить его от многочисленных недугов.

В октябре 1839 года Паганини, в чрезвычайно нервном состоянии, в страшных болезнях, последний раз приезжает в родную Геную к семье.

Последние же месяцы своей жизни Паганини не выходил из помещения, у него постоянно болели ноги, а многочисленные болезни уже не поддавались лечению. Он оказался настолько истощен, что не мог взять в руку смычок, скрипка лежала рядом, и он перебирал ее струны пальцами.

Никколо Паганини скончался в Ницце 27 мая 1840 года.

Первые выступления

Знаменитая скрипка Никколо Паганини «Канон»

Было запланировано два концерта – в Генуе и Флоренции. Выручка от них предназначалась на покрытие расходов на поездку к известному пармскому скрипачу Алессандро Ролла для продолжения обучения. Выступления прошли с успехом, и вскоре отец и сын постучались в дом Ролла в Парме.

Однако тот болел, и отказался слушать юное дарование. Тогда мальчик взял находящуюся в комнате скрипку, и исполнил по лежащим на столе нотам одно из новых произведений хозяина дома. Ролла был восхищён, но заявил, что ему уже нечему учить юного виртуоза. Новым наставником Никколо стал виолончелист Гаспаре Гиретти. Он обучил мальчика гармонии и композиторской технике.

После возвращения в 1796 г. в Геную, Никколо в доме своего покровителя маркиза Джанкарло ди Негро, встретился со знаменитым французским скрипачом Родольфо Крейцером. Тот попросил мальчика исполнить несколько сложных пьес. Крейцер был восхищён услышанным и предсказал Никколо всемирную славу.

Первое концертное турне по итальянским городам состоялось в 1797 г. Гастроли 15-летнего музыканта прошли с ошеломляющим успехом. На волне вдохновения им Никколо создаёт большинство из своих знаменитых каприсов. Бывшие до него техническими упражнениями, каприсы Паганини засверкали яркими музыкальными красками. В них в полной мере воплотились его художественная фантазия, виртуозность и мощная экспрессия.

Музыка

Имя Паганини было окружено некой таинственностью, чему содействовал и он сам, говоря о каких-то необычайных секретах своей игры, которые он обнародует только по окончании своей карьеры. При жизни Паганини было напечатано очень мало его сочинений, что его современники объясняли боязнью автора к обнаружению многих тайн его виртуозности. Таинственность и необычность личности Паганини вызывала предположение в его суеверности и атеизме, и епископ Ниццы, где скончался Паганини, отказал в заупокойной мессе. Сын музыканта — Ахиллино — начал борьбу за право похоронить отца по католическим обрядам. Наконец вмешательство папы римского отменило это решение, а прах великого скрипача окончательно был захоронен в 1896 году.

Непревзойденный успех Паганини лежал не только в глубоком музыкальном даровании этого артиста, но и в необычайной технике, в безукоризненной чистоте, с которой он исполнял труднейшие пассажи, и в новых горизонтах скрипичной техники, открытых им. Работая усердно над произведениями Корелли, Вивальди, Тартини, Виотти, он сознавал, что богатые средства скрипки не вполне ещё угаданы этими авторами. Труд знаменитого Локателли «L’Arte di nuova modulazione» навёл Паганини на мысль воспользоваться разными новыми эффектами в скрипичной технике. Разнообразие красок, широкое применение натуральных и искусственных флажолетов, быстрое чередование пиццикато с арко, удивительно искусное и разнообразное применение стаккато, широкое применение двойных нот и аккордов, замечательное разнообразие применения смычка, сочинения для исполнения на струне соль, посвященная сестре Наполеона, княгине Элизе Бачокки «Любовная сцена» на струнах ля и ми — всё это приводило в удивление публику, знакомившуюся с доселе неслыханными скрипичными эффектами. Паганини был настоящим виртуозом, обладавшим в высшей степени яркой индивидуальностью, основывая свою игру на оригинальных технических приёмах, которые он исполнял с непогрешимой чистотой и уверенностью. Паганини обладал драгоценной коллекцией скрипок Страдивари, Гварнери, Амати, из которых свою замечательную и наиболее любимую и известную скрипку работы Гварнери завещал родному городу Генуе, не желая, чтобы какой-нибудь другой артист на ней играл.

Скрипка, на которой играл великий мастер, после его смерти получила имя «Вдова Паганини».

Детские годы

С раннего детства Никколо был хрупким и болезненным ребёнком. Проблемы со здоровьем были усугублены особенностями его детства.

Отец – Антонио Паганини, был музыкантом-любителем. Когда его надежды на музыкальную карьеру старшего сына Карло рухнули, он перенёс их на Никколо. Тот, в отличие от брата, с раннего возраста обнаружил уникальные музыкальные способности. Масла в огонь подлил вещий сон матери Никколо Терезы. Она увидела ангела, предрёкшего её сыну блестящую музыкальную карьеру. В результате Никколо практически был лишён обычного детства. Все его дни проходили в непрерывных упражнениях. Отец фанатично строго следил за этим, и даже лишал сына еды, пока тот не заканчивал разучивание очередного этюда.

Природа наградила Никколо тончайшим слухом. Кроме любимой скрипки, мальчик хорошо играл также на мандолине и гитаре. Уже в 8 лет он начал писать музыку, написав сонату и вариации для скрипки. С 1793 г. Никколо стал играть на богослужениях в местных церквях. Вскоре отец понял, что сыном должны заняться профессионалы. Ими стали Джованни Черветто, Франческо Ньекко и Джакомо Косто. Занятия с ними подготовили мальчика к первому концерту в 1895 г.

Придворный музыкант

Вернувшись в Лукки по приглашению Элизы Бонапарт, с которой у него был роман, Паганини становится придворным музыкантом и дирижером оркестра. Для своей возлюбленной он сочиняет и исполняет пьесу «Любовная сцена» для двух струн — ля и ми. Позже с большим успехом он исполняет при дворе сонату, посвященную дню рождения ее брата, — «Наполеон», которую он написал для струны соль. В это же время Паганини пишет «Большой скрипичный концерт» ми-минор.

В 1808 году Паганини отправляется в концертный тур по Италии, поражая всех не только своей невероятной техникой игры, но и загадочным видом, а порой и эксцентричным повелением. На одном из концертов у него лопнула струна, но он продолжил исполнение, поразив зрителей. Далее он работал во Флоренции, куда переехала Элоиза, получившая от брата во владение Тосканское герцогство. В конце 1812 года он покидает опостылевшую придворную службу и фактически сбегает в Милан.

На пике славы

Период с 1828 по 1834 г. – кульминационный в карьере Паганини. Он – желанный гость лучших концертных залов Европы. Его творчеством восхищаются не только рядовые зрители. Не жалеют лестных слов такие великие музыканты, как Шопен, Шуберт, Шуман. А Ференц Лист назвал игру на скрипке Паганини сверхъестественным чудом.

Во время гастролей в музыкальной столице Европы – Вене, Паганини начинает работу над «Венецианским карнавалом» – одним из своих главных шедевров. С огромным успехом проходят гастроли в Германии и во Франции. Заботясь о будущем сына, он покупает баронский титул для передачи по наследству.

О Паганини всегда ходило множество легенд и слухов. Внешность и поведение Никколо только способствовали их распространению. Восковая бледность кожи, крючковатый нос, горящие и запавшие глаза, удивительно длинные пальцы, худоба. Говорили, что за свой музыкальный дар он продал душу дьяволу. Паганини не опровергал этих домыслов. Он запрещал публикацию своих произведений, чтобы оставаться единственным исполнителем. Паганини говорил, что раскроет свои секреты по завершении карьеры.

Болезни и смерть

Приводящие зрителей в восторг мощные выплески таланта и энергии Паганини пагубно отражались на его здоровье. После концертов у него возникали конвульсии, замирал пульс, падала температура тела. Сам Паганини считал такое состояние следствием выхода из тела «божественно гармоничного электричества». Всё чаще ему приходилось делать перерывы в выступлениях. Слабость нарастала. Последние полгода жизни он даже не мог держать смычок. Паганини скончался 27 мая 1840 г. в Ницце, не дожив и до 58 лет.

Скандалы и разбирательства сопровождали Паганини и после смерти. У него всегда были непростые отношения с церковью, обвинявшей музыканта во многих грехах. Он не писал произведений по заказу церкви. Отказ причаститься перед смертью послужил поводом для церковного запрета на захоронение в Италии, снятого лишь 36 лет спустя. Его забальзамированное тело более года пролежало дома, после чего тайно было предано земле в местечке Валь-Польчевера. Только в 1876 г. Паганини официально похоронили в Парме.

Но его прах и тут не сразу обрёл покой. Поползли слухи, что из-под земли стали доноситься странные звуки. В 1893 г. гроб вскрыли в присутствии внука Паганини. Говорили, что лицо музыканта оказалось хорошо сохранившимся. Ещё одна эксгумация произошла 3 года спустя.

Обучение у мастеров

С 1793 года Никколо стал постоянно играть во время богослужений в лучших церквях города Генуи. В этот период истории в Генуе и других итальянских регионах в соборах играли и духовную, и светскую музыку. Однажды его игру услышал местный скрипач и композитор Франческе Ньекко, который стал помогать Никколо отточить мастерство и полнее раскрыть талант юного музыканта.

Постепенно большой (по меркам того времени) город наполнился слухами о том, что в семье мелкого лавочника Паганини растет музыкальный гений. Узнал об этом и Джакомо Коста, капельмейстер и ведущий скрипач капеллы собора Сан-Лоренцо. После прослушивания он пригласил Никколо поиграть в музыкальном ансамбле, которым руководил. Шесть месяцев он обучался у Косты секретам скрипичного искусства. В биографии скрипача Паганини это был важный период постановки уникальной техники исполнения.

Первый учитель

После выздоровления отец подарил Никколо скрипку, решил закончить самостоятельные занятия и отдал его на обучение профессиональному генуэзскому скрипачу Джованни Черветто. Сам Николло никогда не говорил об этом, но как отмечено в биографии Паганини в «Википедии», многие исследователи творчества великого скрипача упоминают об этом.

Мальчик рано начал сочинять музыку. Уже в восемь лет он порадовал родных исполнением собственной сонаты для скрипки. Детские произведения Паганини не сохранились. Хотя они требовали достаточно изощренной техники, он успешно их исполнял. Больше никому не удавалось сыграть его скрипичные экзерсисы.

Литература

  • Татьяна Берфорд, Николо Паганини. Стилевые истоки творчества, СПб.: Издательство имени Н. И. Новикова, 2010. 480 с.
  • Филипп Борер, The Twenty-Four Caprices of Niccolò Paganini: their significance for the history of violin playing and the music of the Romantic era (=Двадцать четыре каприса Никколо Паганини: их значение в истории скрипичного искусства и музыкальной культуре эпохи романтизма), Zurich: M. Scherrer, 1997. 299 c.
  • Константин Георгиевич Мострас, 24 каприса для скрипки соло Н.Паганини: методические комментарии, М.: Музгиз, 1959. 165 с.
  • Н. Ф. Соловьёв. Паганини // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Мария Тибальди-Къеза. Паганини. — М.: Молодая гвардия, 2008. — (Жизнь замечательных людей). — ISBN 978-5-235-03117-3.

Израиль Ямпольский, Никколо Паганини. Жизнь и творчество, M.: Музгиз, 1961. 378 с.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий