Секрет никколо паганини

Детство и юность

Никколо Паганини родился 27 октября 1782 года в небольшом квартале итальянской Генуи под названием «Черная кошка» в семье Антонио Паганини и его супруги Терезы. Он оказался вторым ребенком и с раннего детства был очень болезненным.

Однажды во сне мать Никколо, которая была очень сентиментальной женщиной, увидела во сне ангела, который предрек ее сыну будущее великого музыканта. С детства родители заставляли его играть на скрипке, тем более, что старший брат Карло не отличался в этом деле особым дарованием. Поэтому Никколо приходилось отдуваться за двоих. Все его ранние годы были отданы монотонному обучению искусству игры на этом музыкальном инструменте.

Природа наградила итальянца огромным даром — тончайшим слухом, способным уловить малейшие детали в звуке. Каждый день мальчик открывал окружающий мир с помощью многочисленных музыкальных тонов, которые он воспринимал с особой остротой. Он пытался их воспроизвести на магдалине, гитаре или на любимой маленькой скрипке, которая со временем превратилась в часть души музыканта.

Отец рано обнаружил одаренность сына, рассчитывая на завоевание им славы и богатства. Поэтому маленького Никколо заставляли играть в чулане, непрерывно совершенствуя свое мастерство. За малейшие огрехи ребенка лишали еды. Все это негативно влияло на хрупкое здоровье мальчика. Уже в 8 лет Паганини написал скрипичную сонату и несколько трубных вариаций

Со временем талантливый музыкант заставил обратить на себя внимание, и его заметил первый скрипач местной капеллы Д. Косто, который стал заниматься с юным дарованием

В течение полугода он передал своему ученику бесценный опыт, позволивший тому впервые выйти на сцену.

Мемориалы

Соревнование Паганини (Премио Паганини) является международным конкурсом скрипачей, созданным в 1954 в его родном городе Генуи и названным в его честь.

В 1972 государство Италии купило большое количество рукописей Никколо Паганини из Библиотеки В. Хейера Кельна. Они размещены в Biblioteca Casanatense в Риме.

В 1982 город Генуя уполномочил тематический каталог музыки Паганини, отредактированным Марией Розой Моретти и Анной Сорренто, следовательно сокращением «MS», назначенная на его каталогизируемые работы.

Малую планету, которую 2 859 Паганини обнаружил в 1978 советским астрономом Николаем Черных, называют в честь него.

Начало концертной деятельности

После занятий с Коста жизнь Паганини изменилась. Он смог начать заниматься концертной деятельностью. Это произошло в 1794 году, когда юному музыканту едва исполнилось двенадцать лет. В этот время он познакомился с людьми, которые сильно повлияли на его дальнейшую судьбу. Необходимо отметить, что биография Паганини насыщена встречами с людьми, которые помогали юному дарованию совершенствовать свое мастерство.

Богатый аристократ и меломан Джанкарло ди Негро из Генуи стал не только поклонником творчества молодого скрипача, он стал его другом, взявшим на себя заботу о его дальнейшем образовании. Новым учителем Никколо стал Гаспаро Гиретти – хороший полифонист, сумевший привить молодому человеку отличную композиторскую технику. Он научил Паганини сочинять музыку без инструмента, используя внутренний слух.

Всего лишь за несколько месяцев музыкант сочинил двадцать четыре фуги для

Отец Никколо быстро сообразил, что настало время получать деньги за талант сына. Он взял на себя роль импресарио и организовал турне по Северной Италии. Во всех городах Никколо ожидал ошеломляющий успех. Молодой человек как губка впитывал новые невиданные впечатления, продолжая много тренироваться, совершенствуя свое мастерство.

Самостоятельная жизнь

Обрушившаяся на молодого человека слава стала тяготиться влиянием отца, и при первом же удобном случае Никколо покинул родительский дом, став первым скрипачом в Лукке. Он страстно отдает себя работе, возглавляя городской оркестр и параллельно с этим концертируя. В это время музыкант начинает наслаждаться многими радостями жизни, играя в карты и предаваясь любовным утехам. Увлеченный некой «сеньорой Диде», он даже на несколько лет оставляет гастроли, только «с удовольствием щупая струны гитары».

В 1804 году Паганини возвращается к творчеству, но уже на следующий год стал служить придворным скрипачом в Лукке. Здесь правил Ф. Бачокки, супругой которого была сестра Наполеона княгиня Элиза, с которой у музыканта возникают страстные отношения. С 1808 года он возобновляет гастрольную деятельность.

В 1814 году Никколо дает концерты на родине. Здесь его встречают с огромной теплотой, называя не иначе, как гением. Публику поражала необычайная легкость владения скрипкой и виртуозное исполнение сложных партий. Неслучайно музыканта неоднократно приглашали выступать в знаменитом театре «Ла Скала».

В 1821 году Паганини вновь оставляет концертную деятельность из-за большого букета обострившихся болезней — ревматизма, туберкулеза, кишечных и желудочных болей. Это вынуждает его переехать в Павию поближе к известному врачу С. Борда. Кровопускание, жесткая диета и втирание мазей помогли не сразу. От нахлынувшей слабости музыкант долго не рисковал брать в руки скрипку, и его единственной отдушиной оставались частные уроки с сыном генуэзского купца юным К. Сивори.

Победив болячки, кроме «невыносимого кашля», Паганини в 1824 году выступает в Милане, Павии и Генуе. Чуть позже музыкант создает новые произведения — «Военную сонату», «Польские вариации», а вместе с ними и три концерта для скрипки, наиболее известным из которых стал второй со знаменитой рондой «Кампанелла».

Придворный музыкант

Вернувшись в Лукки по приглашению Элизы Бонапарт, с которой у него был роман, Паганини становится придворным музыкантом и дирижером оркестра. Для своей возлюбленной он сочиняет и исполняет пьесу «Любовная сцена» для двух струн — ля и ми. Позже с большим успехом он исполняет при дворе сонату, посвященную дню рождения ее брата, — «Наполеон», которую он написал для струны соль. В это же время Паганини пишет «Большой скрипичный концерт» ми-минор.

В 1808 году Паганини отправляется в концертный тур по Италии, поражая всех не только своей невероятной техникой игры, но и загадочным видом, а порой и эксцентричным повелением. На одном из концертов у него лопнула струна, но он продолжил исполнение, поразив зрителей. Далее он работал во Флоренции, куда переехала Элоиза, получившая от брата во владение Тосканское герцогство. В конце 1812 года он покидает опостылевшую придворную службу и фактически сбегает в Милан.

Первые музыкальные опыты

Антонио Паганини очень любил музыку, часто играл на мандолине, раздражая этим жену и соседей. Не добивших особых успехов в музыке, он надеялся, что кто-то из детей станет знаменитым музыкантом. Старший сын Карло любил музыку, но не показал особых способностей. Тогда отец занялся Никколо, который с ранних лет демонстрировал уникальный музыкальный талант.

В биографии Никколо Паганини написано, что его первое знакомство с музыкой произошло в пять лет. Отец начал учить его играть на мандолине, а через год они перешли на скрипку — любимый инструмент Никколо. Согласно поздним воспоминаниям знаменитости, отец был очень строг, если не видел должного прилежания в занятиях искусством. Иногда мальчик оставался без еды, если не успевал вовремя выучить очередной этюд. Однако Никколо постепенно сам увлекся музыкой, пытаясь извлечь из инструмента звуки, которые поражали бы слушателей. Для этого ему пришлось придумать свою уникальную технику игры на скрипке.

Смерть

Бесконечные концерты нанесли большой вред здоровью Паганини. И хотя он имел много денег, позволявших ему лечиться у лучших докторов, избавиться от своих недугов ему так и не удалось.

В последние месяцы своей жизни мужчина уже не выходил из дома. У него сильно болели ноги, а болезни уже не поддавались лечению. Он настолько ослаб, что не мог даже удерживать смычок. В результате, рядом с ним лежала скрипка, струны которой он просто перебирал пальцами.

Никколо Паганини умер 27 мая 1840 г. в возрасте 57 лет. Он обладал драгоценной коллекцией скрипок Страдивари, Гварнери и Амати.

Свою любимую скрипку, работы Гварнери, музыкант завещал родному городу Генуе, поскольку не хотел, чтобы на ней играл кто-либо другой. После кончины виртуоза эту скрипку прозвали «Вдовой Паганини».

Тур по Европе

В 1828 г. Паганини впервые отправился в тур по Европе. Начав с 14 концертов в Вене, он останавливался в каждом большом городе Германии, Польши и Богемии и в конце концов обосновался в Страсбурге, где оставался до 1831 года. Его успех привел к формированию культа подражания ему во всем.

В 1832 году он посетил Великобританию и совершил поездку по Англии и Шотландии, заработав огромное количество денег. В 1833 г. музыкант поселился в Париже, оставаясь там до сентября 1834 года. В этот период он снова начал страдать от различных недугов, что приводило к частым отменам его концертов и мешало его карьере.

В кинематографе

  • Das Dreimäderlhaus (1918). Германия. Райол Ланг
  • «Паганини», производство Германия, в главной роли Конрад Фейдт, 1923 г.
  • Franz Schuberts letzte Liebe (1926) Германия. Отто Шмуль.
  • Die lachende Grille (1926) Германия. Ханс Вашатко.
  • Paganini in Venedig (1929) Германия. Андреас Вейсгербер.
  • Gern hab’ ich die Frau’n geküßt (1934) Германия. Иван Петрович.
  • Casta diva (1935) Италия. Гуальтьеро Тумиати.
  • The Divine Spark (1935) Англия. Хью Миллер
  • Фантастическая симфония / La symphonie fantastique (1942) Франция. Морис Шульц.
  • Россини / Rossini (1942) Италия. Чезаре Фантони.
  • Heavenly Music (1943) США. Фриц Фельд
  • A Song to Remember (1945) США. Рокси Рот.
  • The Magic Bow (1946) Англия. Стюарт Гренджер.
  • Housle a sen (1947): Bohemian Rapture (1948) Чехословакия. Карел Достал.
  • Молодость Шопена / Mlodosc Chopina (1952) Польша. Франтишек Ямры.
  • Casta diva (1956) Италия — Франция. Данило Берардинелли.
  • Оправдание Паганини (1969, СССР). Всеволод Якут
  • Паганини / Paganini (1973) (ФРГ) Антонио Теба.
  • Паганини / Paganini (1976) (Италия) Тино Ширинци.
  • Весенняя симфония / Frühlingssinfonie (1983) ФРГ. Гидон Кремер.
  • Зигфрид / Zygfryd (1986) Польша. Криштоф Стопа.
  • Ужас Паганини / Paganini Horror — итальянский фильм ужасов (1989). Луиджи Коцци.
  • «Паганини», производство Италия — Франция, 1989 г. В главной роли Клаус Кински.
  • Наполеон (2002) Англия — Франция. В роли Юлиан Рахлин.
  • Moi, Hector Berlioz (2003) Франция. Клод Джосто.
  • Паганини: скрипач дьявола (2013) Германия, Италия. В главной роли скрипач-виртуоз Дэвид Гарретт.

Биография

Мистический скрипач, руками которого руководил сам Сатана, до сих пор собственными произведениями будоражит людские сердца и заставляет задуматься о сокровенном, хотя со дня смерти гения минуло немало лет.

Поздней осенью 1782 года в небогатой генуэзской семье родился второй ребенок, которого назвали Никколо. Родители сильно переживали за кроху, так как младенец появился на свет раньше срока и был болезненным и тщедушным. Отчий дом Никколо стоял в узком проулке под названием Черная кошка. Антонио Паганини (папа) в молодости работал грузчиком в порту, но чуть позднее открыл собственную лавочку. Тереза Боччардо (мама) вела домашнее хозяйство.

Портрет Никколо Паганини

Однажды Терезе приснился ангел, который предрек второму ребенку блестящее музыкальное будущее. Когда женщина рассказала о сне супругу, тот невероятно обрадовался, ведь и сам обожал музыку. Антонио постоянно музицировал на мандолине, чем сильно раздражал соседей и супругу. Мужчина прививал любовь к музыкальным инструментам старшему ребенку, но успеха не возымел.

Отец, уверовав в вещий сон, начал усиленно заниматься с Никколо уроками игры на скрипке. С первых занятий становится ясно, что ребенок одарен от природы тончайшим слухом. Поэтому детские годы малыша прошли в изнуряющих занятиях, от которых даже сбегал. Но папа применял крайние меры, закрывая сына в темном сарае и лишая куска хлеба. Ребенок был вынужден играть на инструменте много часов подряд, что привело к каталепсии. Врачи констатировали смерть, а убитые горем родители приступили к процедуре похорон.

Никколо Паганини в детстве и молодости

Но на церемонии прощания произошло чудо – Никколо очнулся и сел в гробу. Как только малыш поправился, Антонио вновь вручил ему любимую игрушку-мучительницу – скрипку. Теперь мужчина прекратил самостоятельные уроки с сыном и пригласил учителя, которым стал генуэзский скрипач Франческе Ньекко. Паганини рано начал создавать первые композиции собственного сочинения. Таким образом, уже в 8 лет он порадовал родственников скрипичной сонатой.

Городок облетели слухи о том, что в бедной семье лавочника Паганини растет талантливый музыкант. Не прошли эти новости и мимо ушей главного скрипача капеллы собора Сан-Лоренцо, который решил лично убедиться в гениальности мальчика. После прослушивания Джакомо Коста предложил собственные услуги в развитии юного дарования. Коста шесть месяцев обучал Никколо, передавая ему навыки и секреты искусства.

Биография Паганини

В бедной многодетной итальянской семье третий ребенок увековечил себя, родителей и свой талант. Вот только его собственную жизнь сложно назвать счастливой. Рождение мальчика пришлось на октябрь 1782 года.

Никколо Паганини был болезненным, чувствительным, с женским хрупким телосложением, унаследованным от матери. А вот настойчивость, предприимчивость и темперамент вместе с любовью к музыке достались ему от отца.

Абсолютный слух мальчика был замечен родителями еще в раннем детстве. Он пытался воспроизвести все услышанное на различных музыкальных инструментах и даже стуком пальцев по столу. Вскоре отец приобрел ему скрипку небольших размеров, которая стала для мальчика и другом, и мучительницей.

Одаренность Никколо для отца была единственным способом разбогатеть. Старший Паганини заставляет ребенка по двенадцать часов в сутки играть на скрипке, мандолине или гитаре. Любое непослушание ребенка было наказуемо.

Видимо, благодаря таким истязаниям, Никколо быстро овладеет всеми музыкальными инструментами, которые находились в доме отца. Хрупкое здоровье маленького скрипача еще больше было подорвано непрерывными занятиями.

Несомненно, отец немало усилий приложил для развития редкого дара сына, и уже в восемь лет Никколо начинает сочинять музыку. Да и сам отец прекрасно играл на гитаре. Вполне возможно, он хотел свои несбыточные мечты стать известным музыкантом воплотить в сыне.

Как бы то ни было, мальчик превзошел своего отца. В двенадцать лет Никколо начал свою концертную деятельность и изменил историю не только европейской, но и мировой культуры, внес романтизм и авантюру в сознание людей.

Величество и гениальность

Когда гениальный композитор, импровизатор, артист, первый в мире шоумен начинал играть, казалось все живое и даже неживые предметы моментально замолкали. Он досконально знал природу своего инструмента и зрительского восприятия. Знал, что конкретно каждый слушатель ожидал в глубине своей души и хотел получить.

Этот артист дышал музыкой, жил в ней. Он доводил зрителя до обмороков и экстаза, до нервного срыва. Демоническая внешность, приемы игры, абсолютно противоречащие в то время классическим образцам, взрывной темперамент. В то же время предельная сосредоточенность заставляла многих восхищаться, а других завидовать и проклинать.

Все говорили, что в нем жила тайна, которая и была причиной власти над зрительным залом. Сказать, что игра этого виртуоза была идеальна, это ничего не сказать! Он вовлекал в свое исполнение всех присутствующих.

Каждый вздох, взгляд, каждое движение, все его черное, нервное, даже несколько уродливое существо, как не от мира сего. Но, тем не менее, завораживающее, заставляло зрителя вживаться в это волшебство.

«Упырь с гуслями». Почему Паганини отказывались хоронить по-человечески

27 октября 1782 г. на улице Чёрной кошки в семье язычников на свет появился урод. Впоследствии его прославят как сатаниста, убийцу, людоеда, а сравнительно недавно одна чешская музыкальная группа напишет в его честь песню Upir s houslemi, что по-русски читается как «Упырь с гуслями», а переводится как «Вампир со скрипкой».

В 1827 г. этот человек удостоится Ордена Золотой шпоры – второй по значимости награды Ватикана, которую выдаёт сам римский Папа и только за «значительный вклад в дело распространения католической веры и иные деяния во славу святой Церкви». И это при том, что церковь он не посещал, церковников недолюбливал, духовную музыку не писал и не исполнял. Звали его Никколо Паганини. Непревзойдённый виртуоз скрипки.

Международная слава

К концу 1809 года, после того как отношения с Великой княгиней осложнились, Никколо Паганини покинул Флоренцию, чтобы начать карьеру свободного музыканта. Теперь он путешествовал по Генуе и Парме и был признан местным зрителем виртуозом. Однако за их пределами он оставался неизвестным.

Первый большой прорыв в биографии Паганини произошел, когда 29 октября 1813 года он дал свой первый концерт в миланском театре «Ла Скала»

Выступление было чрезвычайно успешным и привлекло внимание выдающихся музыкантов Европы. В течение десяти недель он выступал там же еще 6 раз

Вскоре Паганини стали считать главным скрипачом в Европе. Он дал более ста концертов в разных городах Италии, таких как Генуя, Парма, Флоренция, Турин, Неаполь, Болонья, Венеция и Рим. Это был также период, когда из-за своего невоздержанного образа жизни он много болел.

Паганини: биография, личная жизнь

Паганини пишет и посвящает ей «Любовную сцену» для двух струн («Ля» и «Ми»). Во время исполнения сочинения другие струны снимались. Произведение произвело фурор. Затем княгиня пожелала, чтобы для нее была написана пьеса для одной струны, и Паганини принял вызов. Он создает сонату «Наполеон» для одной струны «Соль», которую с триумфом представил на Придворном концерте.

Через три года отношения с княгиней Элизой стали тяготить Никколо Паганини. Биография, личная жизнь маэстро насыщена любовными похождениями и скандалами. Однако таких чувств, которые он испытывал к своей первой пассии, знатной даме, которая вероятнее всего была старше его, он больше не испытывал ни к одной женщине.

В конце 1814 года маэстро приезжает с концертами на родину. Все его выступления

В мае того же года отец забрал Анджелину и подал на Паганини в суд. Судебный процесс продлился два года. Анжелина родила ребенка. К сожалению, он вскоре умер. Суд постановил выплатить девушке три тысяч лир.

Самостоятельность

В 1801 г. Никколо покинул родительский дом и переехал в Лукку. Здесь он стал руководителем и первым скрипачом местного оркестра. Но не только музыка неудержимо влекла его к себе. Освободившись от отцовской опеки, он с головой окунается в радости жизни, включая такие сомнительные, как карточная игра. А некая «сеньора Диде» на несколько лет даже отодвинула музыку на второй план.

С 1805 г. Паганини – придворный скрипач в Лукке. Правителем города был Феликс Бачокки. С его женой – сестрой Наполеона Элизой Бонапарт, у Никколо возникла любовная связь. Выполняя её желания, Паганини создаёт скрипичные пьесы для двух («любовная сцена») и одной («Наполеон») струны.

С 1808 г. Паганини возобновил гастрольную деятельность. Несколько раз его приглашали для выступлений в знаменитом миланском театре «Ла Скала». Увиденная на его сцене пляска колдуний из балета «Орех Беневенто» Вигано-Зюсмайера, вдохновила Паганини на создание вариаций для скрипки с оркестром «Ведьмы». Это произведение стало одним из наиболее заметных в его творчестве.

Эта дьявольски божественная скрипка Никколо Паганини

В 1814 г. с огромным успехом прошли его концерты в родной Генуе. Здесь у него возникает связь с дочерью портного Анджелиной Каванна, от которой родится ребёнок (вскоре умерший). Никколо подвергся судебному преследованию со стороны отца Анджелины и крупному штрафу.

К этому периоду относится дружба и увлечение музыкой Джоакино Россини. Паганини сочиняет Интродукцию и вариации на темы его опер «Моисей», «Танкред» и Золушка».

В 1821 г. обострившиеся проблемы со здоровьем вынудили Паганини прервать музыкальную карьеру. Он страдал от ревматизма, туберкулёза и желудочных болей. Никколо переезжает в Павию, где практиковал известный врач Сиро Борда. Лечение не сразу, но помогло. Остался, правда, «невыносимый кашель».

С 1824 г. Паганини возобновил концерты. Одновременно он создаёт новые произведения, в числе которых – 3 скрипичных концерта. Рондо «Кампанелла» из второго концерта – одно из самых популярных произведений музыкальной классики. Паганини возобновляет и отношения с бывшей любовницей – Антонией Бьянки, ставшей к тому времени известной певицей. У них рождается сын Ахилл.

1. Биография

Родился 27 октября года в Генуи. Одиннадцатилетним мальчиком Паганини впервые выступил публично в Генуе. В , после короткого периода занятий в городе Парма с А.Ролле, совершил свое первое концертное турне по Ломбардии. Своеобразие манеры игры, ни с чем не сравнимая легкость владения инструментом вскоре принесли ему известность в масштабах всей Италии. С по он дал сотни концертов в крупнейших городах Европы, заявив о себе как о удивительного виртуоза целой епохи.Паганини играл в Германии, Франции, Австрии, Англии. В Германии он купил себе титул барона, которому в Германии торговали несколько десятилетий.

Смерть

Осенью 1839 года Паганини приехал навестить Геную, но поездка далась нелегко. Великого виртуоза подкосил туберкулез, из-за которого мужчину мучил изнуряющий кашель и отечность ног. Последние месяцы перед смертью он даже не выходил из дома. В 1840 болезнь поглотила Никколо, который на смертном одре пальцами перебирал струны любимой скрипки, не в силах поднять смычок. В этом же году великий музыкант скончался.

Могила Никколо Паганини

По одной из версий, церковнослужители запретили предавать тело земле из-за того, что перед смертью мужчина не исповедовался. Паганини кремировали, а прах хранила Элеонора дэ Лука. Из другого источника следует, что Никколо похоронили в Валь-Польчевере, и спустя 19 лет Ахилл добился захоронения останков отца на Пармском кладбище.

Драматические изображения

Паганини был изображен многими актерами в фильме и телевизионном производстве, включая Стюарта Грейнджера в 1946 биографический портрет Волшебный Поклон, Рокси Рот в Песне, чтобы Помнить (1945), Клаус Кинский в Кинском Паганини (1989) и Дэвид Гарретт в Скрипаче дьявола (2013).

В советском мини-сериале 1982 года Никколо Паганини музыкант изображается армянским актером Владимиром Мсряном. Ряд сосредотачивается на отношениях Паганини с Римско-католической церковью. Другой советский актер, Армен Джигарханян, играет беллетризованного главного соперника Паганини, коварного Иезуитского чиновника. Информация в ряду вообще поддельная, и это также играет к некоторым мифам и легендам, необузданным во время целой жизни музыканта. Одна незабываемая сцена показывает противникам Паганини, саботирующим его скрипку перед высококлассной работой, вызывая все последовательности, но один, чтобы сломаться во время концерта. Не напуганный Паганини продолжает выступать на три, два, и наконец на единственной последовательности. В действительности Паганини иногда ломал последовательности во время выступления нарочно, таким образом, он мог далее показать свою виртуозность. В 1827 Папа Римский Лео XII удостоил Паганини Заказом Золотой Шпоры.

В сатирической комедии Дона Нигро Паганини (1995), великий скрипач ищет безуспешно его спасение, утверждая, что он бессознательно продал свою душу дьяволу. «Изменение после изменения», кричит он однажды, «но какое изменение приводит к спасению и чтобы к проклятию? Музыка — вопрос для который никто не отвечает». Паганини изображается как убивавший трех из его возлюбленных и погружающийся неоднократно в бедность, тюрьму и напиток. Каждый раз он «спасен» дьяволом, который появляется в различных обликах, возвращая скрипку Паганини, таким образом, он может продолжить играть. В конце спасение Паганини — управляемый богоподобным Часовщиком — оказывается, заключение в большой бутылке, где он играет свою музыку для развлечения общественности через всю вечность. «Не жалейте его, мое дорогое», Часовщик говорит Антонии, одной из убитых жен Паганини.» Он один с ответом, для которого нет никакого вопроса. Спасенным и проклятым является то же самое.»

Примечания

Источники

  • Леопольд Оер, Скрипка, играя, поскольку я преподаю его, Стокс, 1921 (переиздают Дувр, 1980).
  • Альберто Бахман, Энциклопедия скрипки, Da Capo, 1925.
  • Боскасси Анджело, Il Violino di Niccolò Paganini conservato nel Palazzo Municipale di Genova, Фрателли Пагано, 1909.
  • Джеральдин Ай. К. де Курси, Паганини Генуэзец, университет Оклахомы, 1957 (переиздают Da Capo, 1977).
  • Джеффри Пальвер, Паганини: романтичный виртуоз, Герберт Джозеф, 1936 (переиздают Da Capo, 1970).
  • Иэуди Менуин и Уильям Примроуз, Скрипка и альт, Макдональд и Джейн, 1976.
  • Иэуди Менуин и Кертис В. Дэвис, Музыка человека, Метуэна, 1979.
  • Джон Сагден, Паганини, Omnibus Press, 1980.
  • Бруно Монсэйнджен, Искусство скрипки, Искусства NVC (на фильме), 2001.
  • Владельцы гитары девятнадцатого века, Мэл публикации залива.
  • Филипп Боре, Двадцать четыре Каприза Никколо Паганини. Их значение для истории игры скрипки и музыки Романтичной эры, Stiftung Zentralstelle der Studentenschaft der Universität Zürich, Цюриха, 1 997
  • Данило Префумо, Никколо Паганини, L’Epos, 2006,

Музыка

Первый публичный концерт Паганини дал летом 1795 г. На собранные средства отец планировал отправить сына в Парму для обучения у известного виртуоза Алессандро Ролла. Когда его игру услышал маркиз Джан Карло ди Негро, он помог юноше встретиться с Алессандро.

Интересен факт, что в день, когда отец с сыном приехали к Ролла, тот отказался их принимать, поскольку плохо себя чувствовал. Рядом со спальней больного Никколо увидел партитуру концерта, написанного Алессандро, и лежащую рядом скрипку.

Паганини взял инструмент и безукоризненно сыграл весь концерт.  Услышав фантастическую игру мальчика, Ролла испытал огромное потрясение. Когда тот доиграл до конца больной признался, что уже ничему не сможет его научить.

Однако он порекомендовал Никколо обратиться к Фердинандо Паэру, который в свою очередь познакомил вундеркинда с виолончелистом Гаспаре Гиретти.  В результате, Гиретти помог Паганини усовершенствовать свою игру и достичь еще большего мастерства.

В тот период биографии Никколо с помощью наставника создал, используя только перо и чернила, «24 4-голосные фуги».

В конце 1796 г. музыкант вернулся домой, где по просьбе гастролировавшего Родольфа Крейцера с листа исполнил сложнейшие пьесы. Известный скрипач с восхищением слушал Паганини, предрекая ему всемирную славу.

В 1800 г. Никколо дал 2 концерта в Парме. В скором времени отец скрипача занялся организацией концертов в разных итальянских городах. Послушать Паганини стремились не только понимающие в музыке толк люди, но и простой народ, вследствие чего на его концертах не было свободных мест.

Никколо неустанно усовершенствовал свою игру, используя необычные аккорды и стремясь к точному воспроизведению звуков при наивысшей скорости исполнения. Скрипач упражнялся по многу часов в день, не жалея времени и сил.

Однажды во время выступления у итальянца лопнула струна на скрипке, однако он с невозмутимым видом все равно продолжил игру, вызвав бурные аплодисменты зрителей. Интересно, что для него не было в новинку играть не только на 3-х, но и на 2-х, и даже на одной струне!

В то время Никколо Паганини создал 24 фантастических каприса, совершивших переворот в скрипичной музыке.

Рука виртуоза коснулась к сухим формулам Локателли, и произведения приобрели свежие и яркие краски. Подобное не удавалось сделать ни одному другому музыканту. Каждое из 24 каприччо звучало бесподобно.

Позже Никколо решил продолжить гастролировать без отца, поскольку больше не мог терпеть его жестких требований. Опьяненный свободой он отправляется в длительные гастроли, которые сопровождаются азартными играми и любовными похождениями.

В 1804 г. Паганини вернулся в Генную, где создал 12 скрипичных и гитарных сонат. Позднее он снова отправился в герцогство Феличе Бачокки, где трудился дирижером и камерным пианистом.

На протяжении 7 лет музыкант служил при дворе, играя перед высокопоставленными лицами. К тому моменту биографии ему сильно захотелось сменить обстановку, вследствие чего он отважился на решительный шаг.

Чтобы избавиться от дворянских пут Никколо пришел на концерт в форме капитана, наотрез отказавшись переодеваться. По этой причине он был изгнан Элизой Бонапарт, старшей сестрой Наполеона, из дворца.

После этого Паганини обосновался в Милане. В театре «Ла Скала» его так сильно поразил танец колдуний, что он написал одно из самых известных своих произведений – «Ведьмы». Он продолжил гастролировать по разным странам, приобретая все большую популярность.

В 1821 г. здоровье виртуоза настолько ухудшилось, что он уже не мог выступать на сцене. Его лечением занялся Сиро Борда, который делал пациенту кровопускания и втирал ртутную мазь.

Никколо Паганини одновременно мучали лихорадка, частый кашель, туберкулез, ревматизм и кишечные спазмы.

Со временем здоровье мужчины пошло на поправку, вследствие чего он дал 5 концертов в Павии и написал около двух десятков новых произведений. Затем он вновь отправился на гастроли по разным странам, но теперь уже билеты на его концерты стоили значительно дороже.

Благодаря этому Паганини стал настолько богатым, что приобрел себе титул барона, который передавался по наследству.

Интересен факт, что в свое время в масонской ложе Великого востока скрипач исполнил масонский гимн, автором которого был он сам. Стоит заметить, что в протоколах ложи есть подтверждение того, что Паганини был ее членом.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий