Что такое морфологическая парадигма?

Что представляет собой парадигма?

В последнее время стало модным употреблять слово «парадигма». Оно употребляется и в научных статьях и в общественной жизни, в психологии. Попробуем разобраться в его значении. Слово имеет греческие корни и буквально обозначает – модель, образец.

Парадигма – это определенные истины, в границах которых находится все известное, доказанное и принятое всеми. Исходя из определения, парадигма устанавливает явления и предметы, требующие исследования, разрабатывает вопросы в данной области и их структуру, ограничивает общепризнанные теории, предлагает изменения, которые происходят в результате научных исследований, составляет план и предлагает оборудование для эксперимента. Можно сказать, что это общепризнанный и общепринятый взгляд на вещи, действующий в определенных временных рамках.

Этапы развития

В научной концепции – это система средств, методов и суждений, которая проходит несколько этапов своего развития:

  • Проявление каких-то трудно доказуемых аномальных явлений.
  • Формирование определенного знания, последовательно раскрывающего суть явления (учебники, пособия).
  • Формирование «нормальной» науки, ищущей новые доказательства известного знания.
  • Развитие «экстраординарной» науки, приводящее к отвержению старой парадигмы, старого знания и рождению новых истин.

Такое развитие парадигмы предложил американский физик и историк науки Томас Кун в начале двадцатого века.  То есть, всегда существуют группы ученых, одна из которых поддерживает и доказывает известные истины, а другая – ищет что-то новое, неординарное. Это «новое» приводит к научно-технической революции и смене парадигмы. Это актуально и в наши дни.

Виды парадигм

Парадигмы условно можно разделить на три большие группы:

  1. Естественнонаучная парадигма. Она вбирает в себя все научные знания о мире. Здесь необходимы строгие доказательства тех или иных теорий. Гипотезы и закономерности проверяются экспериментально. Именно в данной группе выявляются предыдущие заблуждения и рождается «экстраординарная» наука.
  2. Гуманитарная парадигма. Основой изучения является духовный мир человека. Точные научные методы здесь «не работают». Исследуются чувства, ощущения объекта. Проводится анализ возможностей человека и его психики. Какие-либо доказательства здесь всегда условны, ведь душа человека не материальна.
  3. Практическая. В отличие от гуманитарной, изучает не эмоциональные установки, а мышление, умение преобразовать в знание полученную информацию, использование накопленного опыта в повседневной жизни. Можно ли создать искусственный мозг, не уступающий человеческому. Эта тема интересует и в ней работают: философы, психологи, социологи, лингвисты, биотехнологи. И каждый из них имеет или разрабатывает свою отраслевую парадигму.

В психологии парадигмы делят на:

  • абсолютные – доказанные с помощью различных научных экспериментов;
  • общепринятые – методы принятия решений, принятые большим количеством сторонников и не оспариваемы ими;
  • личные – субъективная модель поведения конкретного человека, живущая у него в подсознании.

Рассмотрим пример личной парадигмы. Она чаще всего формируется в детстве или закрепляется в процессе определенной деятельности человека. Например, двум молодым людям поступила выгодное деловое предложение. Один из них в детстве жил в семье успешного бизнесмена. И реализация такого предложения ассоциируется у него с новыми связями, деньгами, карьерным ростом и т.д. Его парадигма: «бизнес – успех». А у второго отец разорился из-за неудачной сделки и всегда рассказывал сыну об этом. Его личная парадигма: «бизнес – крах, долги». Естественно предположить, что первый молодой человек будет более успешным в делах, чем второй, заранее настроенный на «провал».

Теоретические парадигмы в социологии

В рамках социологической традиции существуют два основных вида парадигм, которые исследователи используют в качестве основы для анализа обществ:

  1. Структурный функционализм — это перспектива, которая связана с тем, как отдельные части общества или культуры пересекаются и полагаются друг на друга, чтобы сформировать функционирующее целое. Пример парадигмы: в городах и поселках есть официальное правительство, которое существует для предоставления услуг и обслуживания жителей, таких как школы и автострады, и в свою очередь эти жители платят налоги правительству, чтобы оно продолжало работать. Функциональная перспектива будет рассматривать их как взаимозависимые отношения, в которых каждая сторона сотрудничает с другой, чтобы обеспечить всю функцию города.
  2. Научная парадигма представляет собой структуру, содержащую все общепринятые взгляды на предмет, конвенции о том, какое направление исследования следует предпринять и как оно должно выполняться. Философ Томас Кун предположил, что парадигма включает «практики, которые определяют научную дисциплину в определенный момент времени». Исследование парадигмы содержит все четкие, установленные закономерности, теории, общие методы и стандарты, которые позволяют нам признать экспериментальный результат как принадлежность на поле или нет. Наука идет путем накопления поддержки гипотез, которые со временем становятся моделями и теориями. Но все они существуют в более крупных теоретических рамках. Словарь и понятия в трех законах Ньютона или центральная догма в биологии являются примерами парадигмы научных «открытых ресурсов», которые ученые приняли.

Парадигма как основа системности и стабильности

Одна из главных вещей, которые нужно знать о парадигмах это то, что все они создаются отдельными людьми или обществом в целом. Поэтому, здесь сложно отыскать абсолютную истину и за короткий промежуток времени постигнуть сущность всего, что окружает человека. Именно поэтому, большая часть моделей, взглядов и теорий могут действовать только в определенный период времени.

Но, после того, как будет получена информация, которая базируется на полученных результатах исследований или будут внедрены какие-либо разработки, парадигмы начинают устаревать, а некоторые из них приходятся заменить. Возвращаясь к учениям Куна, парадигмы несут в себе положительный контекст, хотя многие из них имеют множество недостатков. Основной их плюс состоит в том, что они помогают систематизировать имеющуюся информацию и структурировать приоритеты общества.

Таким образом, можно избежать хаоса и достигнуть стабильности, что есть важной составляющей для достижения прогресса. Но, можно выделить и некоторые минусы

Один из них, это реакционность или закостенелость парадигм на конкретном этапе. Это происходит, когда парадигма благодаря многолетнему авторитету подавляет попытки применения часто появляющейся новой информации.

Но, как только стремление общества к прогрессу побеждает данный недостаток, формируется новая парадигма, которая означает начало нового этапа прогресса. Смена, возникновение и существование парадигмы в целом можно воспринимать как постоянно протекающий процесс, где регулярно сменяются реакционные и прогрессивные функции парадигм. Данный цикл длится уже десятки веков, и вряд ли общество сможет как-то повлиять на это.

Заключение

Парадигму можно назвать двигателем системного развития некоторых отраслей и сфер. Но, поскольку человек не является во всех смыслах совершенным существом, то и созданные на основании его убеждений и знаний парадигмы, сложно назвать примерами абсолютных истин. Это означает, что через некоторое время любая парадигма будет ликвидирована или изменена.

Парадигмы в социологии

В общественных науках под парадигмой понимают преобладающую на определенном историческом этапе концепцию, которая определяет механизм поиска проблем и их решения.

В зависимости от конкретной социологической школы выделяют несколько базовых концепций:

  • Социальные факты . Положение, установившееся в обществе, не зависят от волеизъявления отдельных его членов;
  • Понимание . Всякий участник общественного процесса руководствуется в своих действиях определенной логикой;
  • Социальное поведение . Человек действует на основании импульсов, заложенных от рождения;
  • Социально-исторический детерминизм . Роль отдельной личности в истории ничтожна в сравнении с ролью коллектива;
  • Психологический детерминизм . Инстинкты индивида находятся в непрерывной борьбе со стереотипами;
  • Натурализм . В исследованиях должны довлеть математические методы;
  • Интерпретация . Необходимо становиться на место каждого индивида для понимания его поступков;
  • Оценивание . Ученый должен предпочитать чистое исследование критическому взгляду на проблему.

Новые теории: сдвиг парадигмы

Ученые очень часто отбрасывают существующие модели и собирают новые теории. Но время от времени в определенной области накапливаются достаточные аномалии, и сама научная парадигма должна меняться для их размещения. Кун считал, что наука имеет периоды терпеливого сбора данных в рамках парадигмы, смешанных с периодической революцией по мере ее созревания. Сдвиг парадигмы не является угрозой для науки, в отличие от самой манеры, в которой она прогрессирует.

Нормальная наука — это пошаговый научный процесс , который бережно относится к предыдущим исследованиям. Революционная наука (часто «краеугольная наука») ставит под вопрос парадигму. Кун считал, что если парадигма внезапно перескакивает с одного фундамента на другой, происходит сдвиг. Можно привести следующий пример. Многие физики в XIX века были убеждены, что ньютоновская парадигма, которая царила на протяжении 200 лет, была вершиной открытия, и научный прогресс был более или менее вопросом уточнения.

Парадигма в социологии

Социальная парадигма — понятие, применяемое в общественном ряде наук. Под ней подразумевают исходную концептуальную схему, модель проблемы, а также изучают способы ее постановки и пути решения. Изменение содержания парадигмы расценивают как научную революцию. Другими словами, данный термин является общим углом зрения определенного количества субъектов, изучающих конкретный феномен.

С. А. Кравченко говорит о том, что появление соц. теорий реальным становится только тогда, когда общество приходит к конкретному уровню сложности динамического характера. Это выражается в возникновении критических взглядов людей, которыми анализируются изменения в соц. институтах и самих себя. Социологические науки выделяют несколько отчетливых и крайне важных парадигм, которые разделяются по принадлежности к конкретной школе или направлению исследования и динамики развития.

Другие существующие виды

Что такое парадигма и какие бывают ее значения?

Рассматривая сущность и концепцию парадигмы, человечество создало некую классификацию парадигм, среди которых выделяют:

  • лингвистическую;
  • философскую;
  • парадигму программирования;
  • образовательную;
  • риторическую — исторический или морфологический пример для сравнения (басня, парабола и т. д.);
  • парадигма для научной методологии — набор ценностей, технических возможностей и навыков, различные виды подходов и методов, что приняли в сообществе ученых для создания устоявшейся традиции на конкретный промежуток времени;
  • политологическая парадигма — познавательные принципы и приемы для отображения политических реалий, которые задают логику организациям знания; это форма теоретической трактовки явлений социального характера.

Что такое сдвиг парадигмы?

Смещение происходит, когда одна теория парадигмы заменяется другой. Вот некоторые примеры:

  • Астрономия Птолемея уступает место астрономии Коперника.
  • Физика Аристотеля (в которой утверждалось, что материальные объекты имели существенную природу, определяющую их поведение) уступает место физике Галилея и Ньютона (которые рассматривали поведение материальных объектов как управляемых законами природы).
  • Ньютоновская физика (которая удерживала время и пространство одинаково везде, для всех наблюдателей) уступает место физике Эйнштейна (которая удерживает время и пространство относительно системы отсчета наблюдателя).

Концепция парадигмы

Когда Эйнштейн опубликовал свои теории общей теории относительности, это была не просто еще одна идея, которая могла бы удобно вписаться в существующую парадигму. Вместо этого сама ньютоновская физика была отнесена к тому, чтобы быть специальным подклассом большей парадигмы, выдвинутой общей теорией относительности. Три закона Ньютона по-прежнему преподаются в школах, однако теперь мы действуем в рамках парадигмы, которая ставит эти законы в более широкий контекст.

Концепция парадигмы тесно связана с платоническим и аристотелевским взглядами на знание. Аристотель считал, что знание может основываться только на том, что уже известно, на основе научного метода. Платон считал, что знание должно оцениваться тем, что может стать конечным результатом или конечной целью. Философия Платона больше похожа на интуитивные скачки, которые вызывают научную революцию.

Переходящее значение парадигмы

Парадигма напрямую зависит от научных исследований в определённый период развития цивилизации. Если рассматривать её на примере веры людей в прошлые века в то, что Земля круглая, на данный момент такое утверждение уже не является актуальным, так как всем известно, что Земля имеет форум сферы и не является центром мироздания. Она лишь микроскопическая часть бесконечной вселенной.

В данном случае, смена одной парадигмы на другую очевидна. Это произошло в результате развития науки и цивилизации в целом. Подобные ситуации возможны и в других сферах. Сначала признаётся одна модель, но со временем, на фоне эмпирических и теоретических изысканий, она перестает быть актуальной и на смену приходят другие шаблоны. Как пример в данном случае можно рассмотреть развитие философских и научных концепций.

На протяжении всей жизни, они периодически меняют друг друга. Если говорить о науке, смена одной теории на другую часто сопровождалась настоящими революциями. Учения Прометея в астрономии, которые считались догмой в Древние века, в Средневековье были заменены другой парадигмой, базировавшейся на геоцентрической системе Коперника. Таким же образом шаблон в физике, который возник на фоне исследований Аристотеля, был заменён на более актуальный и продвигаемый идеями Ньютона, а также несколькими его коллегами.

С приходом XX века происходит ещё одна революция на фоне которой, принципы, заложенные Ньютоном, признали несостоятельными. Их заменили основы квантовой механики, а также знаменитая теория относительности Альберта Эйнштейна. Но, на данном этапе развития, некоторые современные ученые подвергают сомнению данное учение.

Томас Кун – один из философов, который в своё время внимательно изучал процессы смены парадигм на фоне научных революций и открытий. Считается, что впервые именно он ввел данное понятие, используя его в своих работах. Также он говорил о том, что все парадигмы противоречивы независимо от этапа развития мира.

Он считал, что постепенно они становятся критическими в итоге, это приводит к конфликтам разных систем мировоззрения при оценке каких-либо явлений и событий. В своё время, парадигмы были тесно связаны не только с наукой, а и с философией. Здесь термин использовался достаточно часто. Его применяли в процессе создания концепции, которая описывала взаимоотношения между духовным и материальным миром.

Научные революции и смена парадигм

Мы уже договорились о том, что парадигма – это базовая идея, принимаемая как научный факт и отправная точка для исследований. Так как же получилось, что не нуждающаяся в доказательствах теория о том, что Земля плоская вдруг перестала быть актуальной? Дело в том, что согласно теории Куна, любая, даже самая устойчивая и, казалось бы, нерушимая парадигма рано или поздно сталкивается с появлением так называемых аномалий – необъяснимых явлений в рамках принятой аксиоматической базы; в этот момент наука приходит в кризисное состояние. Изначально это замечают один-два ученых в мире, начинают проверять текущую парадигму, верифицировать, находят слабые места, и, в конце концов, получается, что эти революционеры ведут альтернативные исследования в направлении, перпендикулярном современникам. Публикуют статьи, выступают на конференциях и… встречают полнейшее непонимание и неприятие коллег и общества. На том-то и погорел Джордано Бруно, кстати! А Эрнест Резерфорд и Нильс Бор с их идеями о структуре атома долгое время считались фантазерами. Однако жизнь течет своим чередом, и семя сомнения, зароненное «оппозиционерами» из мира науки, прорастает в умах все большего числа ученых, появляются противоборствующие научные школы.

Так происходит научная революция, в результате которой рано или поздно формируется новая парадигма, а старая, как мы уже договорились, покидает насиженное место.

Виды парадигм

В зависимости от способа формирования:

  • абсолютные – основаны на доказательствах ученых и исследователей своих теорий в ходе экспериментов;
  • общепринятые – связанные с преобладающими методами принятия решений, с которыми согласно большинство людей;
  • личные – сложившиеся на основе личного опыта, установок из детства, привитых родителями ценностей, на примере авторитетов субъективные модели поведения людей (субъективное мнение конкретной личности).

В зависимости от области возникновения:

  • философские (шаблон мышления, на основе которого строятся все дальнейшие рассуждения и умозаключения);
  • религиозные (существование огромного количества религий);
  • научные (фиксируются в научных трудах, учебниках и монографиях);
  • политологические (задают направления изучения различных проблем в политике);
  • риторические (истина в басне);
  • образовательные (лежат в основе той или иной образовательной системе, тех правил, по которым должен осуществляться образовательный процесс);
  • лингвистические (грамматика, орфография);
  • технические (понятия, определяющие стиль написания компьютерных программ и организацию вычислений, которые можно выполнить с помощью компьютера).

Теория научных парадигм Томаса Куна

Как образно представить себе развитие науки? Можно ли в качестве иллюстрации взять, например, ведро, в которое с самого зарождения научной мысли и до сегодняшнего дня ученые всего мира скидывают «знания»? Теоретически, почему бы и нет… Но каков будет объем этого ведра? «Бездонным», — ответите вы и, вероятно, будете правы. Но можно ли сказать, что некоторая «единица» знания, попадая в это ведро, навсегда и безвозвратно обретает там свое место? Давайте не будем торопиться отвечать на этот вопрос.

Вернемся в мир материальный и обсудим, где хранятся научные знания. Откуда каждый из нас знает о том, что Земля круглая, а человек принадлежит к царству животных? Конечно же, из книг, хотя бы из учебников. Какова средняя толщина учебника? Страниц 200-300… Неужели, этого объема хватает, чтобы отразить содержание нашего бездонного сосуда, над заполнением которого люди работают уже несколько тысяч лет?

«Хватит морочить нам голову, – скажете вы, — ведь в школьных учебниках находят отражение только основы той или иной области, та база, которой достаточно для понимания элементарных закономерностей мироустройства»! И опять будете совершенно правы! Но дело в том, что если бы «попадание» любой научной идеи в наше ведро было необратимым, то учебники начинались бы с безапелляционного утверждения о том, что Земля плоская, а оканчивались бы противоречивым заявлением о том, что она-таки еще и круглая… Но на самом-то деле, будучи некогда общепризнанным научным фактом, черепахи и слоны, держащие Землю, в один прекрасный момент пулей вылетели из ведра, а на их месте воцарился шар, который, кстати, относительно недавно тоже покинул свое теплое местечко, уступив место эллипсоиду (а если идти до конца в своем занудстве, то ныне в ведре плотно обосновался геоид)!

Итак, выражаясь простыми словами, парадигма – это и есть те базовые идеи и подходы, принимаемые научным сообществом в качестве аксиом, служащие исходной точкой для дальнейших исследований.

Что такое парадигма и с чем её едят

Не раз и не два мы встречаемся в СМИ и литературе со словом «парадигма». Иногда кажется, что Парадигма – дальняя родственница пелевинских Гламура и Дискурса. Что же это такое, парадигма, и почему она встречается в текстах самой разной направленности – от политологических, искусствоведческих и философских до посвящённых программированию – мы попытаемся разобраться.

Начнём хотя бы с того, что единого и чёткого определения для слова «парадигма»… нет. На древнегреческом слово «парадигма» означает «образец, шаблон, пример». Но этот «шаблон», используемый в разных областях, имеет множество значений.

Чаще всего в науке и философии под парадигмой понимается типичный случай или образец чего-либо. Идеальная модель, если верить Оксфордскому словарю английского языка. Советская наука, которая была отличной (прежде всего от зарубежной) определяла парадигму как строгую научную теорию, воплощённая в схеме понятий или же концептуальную схему постановки проблем и их решения, принятую в том или ином научном сообществе. Как всегда, Россия оказалась родиной слонов, а советский слон – старшим братом болгарского слона. Скорее всего, с этим и связана путаница в понятиях.

Свою лепту, конечно, внесли и СМИ. Советские факультеты журналистики являлись прежде всего фабрикой ковки идеологических кадров. Курсы журналистики отсутствовали, потому основным источником работников СМИ стали факультеты филологии. А в филологии парадигма – это, дословно, совокупность словоформ, присущих данному слову, либо морфеме. И всё смешалось в доме Облонских…

Разные трактовки

Поэтому слово «парадигма» теперь стало чуть ли не синоним слов «катавасия» и «ахинея». Катавасия первоначально также означало не «беспорядок», а особый порядок, строй церковного пения, ахинеей же называлась псевдоучёная речь средневековых студентов в подражание древнегреческим философам, а ещё раньше проафинская агитация в Спарте.

https://youtube.com/watch?v=GUanzLdlJh0

Но не всё так грустно. Давайте узнаем, что же подразумевается под парадигмой в разных отраслях человеческого знания.

  • Философия и методология науки. Тут парадигма – философские или теоретические рамки, в которых проводится философско-теоретические рамки научной школы или дисциплины, в рамках которых формулируются теории, законы, обобщения и эксперименты, проводимые в их поддержку. Например, парадигма Лобачевского сменила Евклидову парадигму в геометрии. Смене научных парадигм посвящена любопытная книга Томаса Куна, которая так и называется – «Смена парадигм».
  • Филология. В филологии парадигма – это, прежде всего, вся совокупность форм слов, которые образуют лексему, а лексема – это, в свою очередь, слово как единица морфологического анализа. То есть все формы слова, условно, говоря, дуб. Дуб, дуба, дубах… Их совокупность и образует морфологическую парадигму этого слова.
  • Есть также парадигма лексическая – слова, с которыми «дуб» имеет что-то общее(или наоборот, противоположное) по своему смыслу. Дуб, берёза, сосна… Словообразовательная парадигма – «задубелый»(твёрдый, как дуб), «дубрава»(дубовая роща). Существует также синтаксическая парадигма. Изучением таких связей занимается парадигматический анализ.

Параллельно с парадигмой существует также синтагма – для дуба синтагматическая группа это те слова, с которыми он имеет общее(или противоположное) по признакам. К примеру, стол, заяц – это тоже имена существительные мужского рода.

Некоторые примеры

  • Риторика. Тут парадигма представляет собой пример, взятый из мифологии или истории. К примеру, «Ватерлоо» или «Авгиевы конюшни». Тут синонимом парадигмы является понятие архетипа.
  • Программирование. Парадигма программирования – это совокупность тех идей и понятий, которые использует программист при написании кода. К примеру, объектно-ориентированное программирование это и есть одна из парадигм программирования. Зависит от языка программирования, задачи и самого программиста.
  • Социология. Тут парадигма – это система наиболее общих исходных и важных обоснований достаточно признанной социологической теории, определяющий её подход к постановке и решению задач. К примеру, парадигма теории игр, в которой есть игра с ненулевой суммой, с нулевой суммой и т.д…
  • Политология. Словари дают слишком громоздкое определение, поэтому для большей понятности лучше объяснить так – парадигма это те принципы, слова, термины, и методы, которые описывают некое социальное явление и его развитие. К примеру, парадигма демократии – это всеобщее голосование, а парадигма коммунизма – это диктатура пролетариата, а рептилоиды относятся к парадигме теории заговоров.

Парадигма в философии

Применительно к философии набор базовых концепций имеет следующий вид:

  1. Спекуляция . Взгляд на проблему не должен иметь ничего общего с реальностью. Логические методы не применяются. Роль философии сводится к отвлеченному рассуждению о судьбах мира;
  2. Сциентизм . Логический метод является базисным для познания. Всякая посылка должна быть подкреплена рациональными аргументами. Знания должны подвергаться критическом осмыслению и классификации;
  3. Аналитика . Философ должен изучать точное значение слова, поскольку проблемы исходят из-за неправильного обозначения предметов и явлений;
  4. Антисциентизм . Проблематика предыдущих эпох не имеет никакого значения для истинной сути человеческого бытия;
  5. Эстетикос . Всякий философ есть художник и творец, который исходит скорее из своей интуиции, чем из здравого смысла;
  6. Практицизм . Наука должна быть основой для смены несправедливого строя;
  7. Метафизика . Предметом изучения являются материя, дух и Бог;
  8. Религиозная философия . Изучения духовных методов и реригии.

Парадигмы исторически и культурно связаны (Томас Кун)

Современный китайский медицинский исследователь с опытом в восточной медицине будет действовать в рамках другой парадигмы, чем западный врач 1800-х годов. Откуда возникает парадигма? Философ Томас Кун интересовался тем, как всеохватывающие теории, которые мы имеем от самой реальности, влияют на модели и теории, которые мы используем в рамках парадигмы, которая диктует следующее:

  • что наблюдается и измеряется;
  • вопросы, которые мы задаем об этих наблюдениях;
  • как эти вопросы формулируются;
  • как интерпретировать результаты;
  • как проводится исследование;
  • какое оборудование подходит.

Многие студенты, которые предпочитают изучать науку, делают это с уверенностью, что они проводят наиболее рациональный путь к изучению объективной реальности. Но наука, как и любая другая дисциплина, подвержена идеологическим особенностям, предубеждениям и скрытым предположениям. Фактически Кун решительно предположил, что исследования в глубоко укоренившейся парадигме неизменно завершают эту парадигму, поскольку все, что противоречит ей, игнорируется или преследуется заданными методами до тех пор, пока оно не будет соответствовать уже установленной догме.

Тело уже существующих доказательств в полевых условиях и формирует сбор и интерпретацию всех последующих доказательств. Уверенность в том, что нынешняя парадигма является самой реальностью, именно то, что делает ее настолько трудной для принятия альтернатив. Хотя Кун сосредоточился на науках, его наблюдения о научных парадигмах применимы к другим дисциплинам.

Что такое парадигма и что это слово означает

Слово парадигма имеет греческие корни и в переводе означает образец, модель или пример. В общем-то, этим все и исчерпывается — можно заканчивать заметку так ее и не начав. Ну, уж нет, не дождетесь…

Парадигма — это модель (чего угодно, но чаще всего это слово употребляется в применении к науке или общему мировоззрению). По сути — это общепризнанный образец или пример того, как на данном этапе развития стоит подходить к решению проблем в данной области.

Понятие парадигмы может быть применено как к глобальным вещам (та самая картина мира, объясняющая мироустройство, которая меняется со сменой вех), так и к довольно узким предметам изучения (отдельные научные дисциплины, философия, морфология и т.п.).

Примером общепризнанных парадигм в языкознании для русского языка могут служить правила сопряжения слов, т.е. те самые падежи, которые мы все учили в школе (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный).

Говоря простыми словами, парадигма — это та самая печка, от которой все сейчас пляшут. Она является устоявшимся на данный момент времени шаблоном, используя который можно решать стоящие перед наукой или любой другой областью применения знаний проблемы. Она помогает получаемые знания и опыт «раскладывать по уже имеющимся полочкам», систематизировать их и упрощать работу.

Например, главная парадигма, формирующая нашу сегодняшнюю картину мира — теория большого взрыва (не путать с одноименных сериалом). Примером устаревшей парадигмы может служить еще относительно недавно популярная модель плоской земли (как ни странно, но и сейчас есть те, кто ее придерживается) или земли находящейся в центре мироздания.

Обычно, смена научных взглядов (революционные изменения) связана именно со сменой парадигмы. Как правило, в любой модели изначально есть изъяны, которыми пренебрегают, стараются не замечать или даже намерено замалчивают.

Но когда количество выявленных изъянов превышает определенное значение, то могут начаться процессы приводящие к поиску новой парадигмы, которая на данном этапе будет иметь более общий характер и меньшее число изъянов. По закону диалектики — количество переходит в качество.

Эта модель становится потихоньку общепризнанной, пока не накопится опять достаточное число противоречий для ее всеобщего отрицания и перехода к новой модели, лучше удовлетворяющей новой реальности (имеющей большее число подходящих полочек, на которые можно расставить новые знания полученные о предмете изучения). Так происходит смена парадигм.

Например, картина мира сформулируемая во времена Аристотеля была заменена на новую парадигму классического естествознания во времена Ньютона. А сейчас уже больший вес имеет релятивистская теория Эйнштейна. Таким же революционным явлением приведшим к смене модели была теория Дарвина о происхождении видов. Сейчас ее активно пытаются оспаривать, но пока еще смены вех не произошло.

Однако, далеко не всегда парадигмы сменяют друг друга. Иногда они успешно сосуществуют и дополняют друг друга. Например, волновая и квантовые теории, а так же ряд других теорий, которые стараются устранить их дуализм. Хотя, это может быть только затянувшийся этап смены модели, когда «идеал» удовлетворивший большинство пока еще не найден.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий