Как бог упоминается в конституциях стран мира

Виды конституций

Конституции различают по форме, структуре, содержанию, политическому режиму, форме правления, порядку принятия, порядку изменения, сроку действия и уровню территориального устройства.

По форме

Выделяют два вида Основного закона по форме бытования: писаные и неписаные.

Писаные имеют письменную форму, являются единым нормативным актом (в России, США, Франции) или совокупностью законов (в Испании, Швеции).

Неписаные Конституции в официальных источниках не отражены. Они содержат в себе нормы, определяемые различными актами, обычаями. Каждый по отдельности источник цельной картины не дает.

Такое практикуется в Великобритании, Новой Зеландии. В России до 1918 г. не было Конституции как таковой. Ее роли исполняли Основные законы Российской империи.

По структуре

В большинстве современных государств Конституция представляет собой единый документ. Однако в некоторых странах она продолжает оставаться совокупностью законов, принятых в разное время.

Различают Конституции:

  • кодифицированные, которые присущи большинству государств и выглядят как единый нормативно-правовой акт;
  • некодифицированные, которые не представляют собой сформированной совокупности законов (Израиль, Финляндия).

По содержанию

Конституции можно рассматривать с позиции их содержания на момент принятия. Они подразделяются на два вида:

  • оригинальные – включают в себя новые институты власти, принципы общественных отношений;
  • заимствованные – применяющие идеи других Конституций к условиям своей страны. Таких Конституций большинство.

По политическому режиму

В зависимости от закрепляемого в Конституции политического режима, делятся на три возможные категории:

  • демократические – провозглашают права и свободы граждан, создают условия для их реализации;
  • авторитарные – ограничивают права людей, политические и экономические свободы;
  • тоталитарные – запрещают идеологическое и политическое многообразие.

По форме правления

В соответствии с принятой в государстве формой правления конституции могут быть:

  • монархическими – в странах с ограниченной монархией (Швеция, Бельгия, Япония, Испания);
  • республиканскими – в государствах, чье устройство определяется как республика (Россия, США, ФРГ).

По порядку принятия

Здесь рассматриваются виды Конституций по субъекту их издания. Это может быть монарх, парламент, народное собрание.

Поэтому Конституции можно разделить на следующие группы:

  • Дарованные (октроированные) – изданные главой страны без участия представительных органов. Это вынужденная мера, диктуемая обстоятельствами. Является результатом борьбы народа за свои права. Такое происходит в странах Ближнего Востока: Кувейт, Катар, Непал.
  • Принятые парламентом (конвентом, учредительным собранием) – выражают пожелания народа (Болгария, США).
  • Принятые референдумом (Россия в 1993 г., Армения).

По порядку изменения

По отношению к принятию поправок различают гибкие и жесткие Конституции. Порядок внесения дополнений и поправок установлен в самом документе. Рассмотрим подробнее:

  • Изменение гибких Конституций возможно в законодательном порядке. К таким относятся Основные законы Великобритании, Израиля.
  • Осуществить поправки к жестким Конституциям сложнее. Это делается только для поддержания стабильности закона. Такими конституциями обладают Австрия, Дания, Египет, Япония.
  • Комбинированные Конституции возможно подвергнуть лишь частичным изменениям. Примеры: Основной закон РФ, Конституция Индии.

По срокам действия

Время действия некоторых Конституций ограничивается определенными сроками. В связи с этим выделяют:

  • Постоянные Конституции, чей срок действия неограничен. К ним относятся Конституции большинства стран.
  • Временные Конституции создаются в переходный для страны период государственных переворотов.

По уровню территориального устройства

По форме государственного устройства по территориальному признаку Конституции могут быть федеративными и унитарными. Кроме того, субъекты федерации могут создавать свои Конституции.

Разграничение по охвату территории:

  • Федеративные – провозглашают принципы государства, правовое положение его субъектов. Это Конституции ФРГ, Индии, России, США.
  • Унитарные – закрепляют общую для всей страны систему права, систему органов государственной власти (Франция, Италия, Испания).

Текст Конституции служит основой конституционного права. В российской правовой системе оно является основополагающей отраслью, определяет порядок организации и работы органов государственной власти, права граждан. Нормы конституционного права имеют высшую юридическую силу в нашей стране.

Выбери ответ

Что в ней есть?[править]

Правительство, как правило, состоит из людей никому не подчиняющихся
— Мальколм Рейнольдс

Типичная писаная конституция состоит из нескольких частей или глав, в которых описываются механизмы функционирования государства. К примеру, в первой главе конституции даются общие сведения (например, «наша Руритания — конституционная парламентская монархия и федерация из 6 деревень». Во второй описаны права и свободы, которыми пользуются граждане или подданные Руритании. В третьей описан, к примеру, пост главы государства: «Король Руритании есть глава государства, стоящий над всеми ветвями власти. Полномочия короля Руритании таковы: быть верховным главнокомандующим армии, присваивать звания, титулы и госнаграды, покровительствовать королевским богадельням и сиротским домам, надувать щёки и говорить „Да уж!“ на заседаниях парламента». В четвёртой описывается исполнительная власть, в пятой — законодательная, в шестой — судебная. В последующих главах описываются принципы федеративного или унитарного устройства, международных отношений и договоров, отношения руританских властей к частной коммерции, торговле, образованию, науке и т. д.

Общая часть тех глав конституции, которые повествуют о ветвях власти — это система сдержек и противовесов. Это означает, что ни одна ветвь монополизировать власть не может. Например, если президент или премьер-министр слишком много о себе воображает, то парламент может общим решением выкинуть этого зарвавшегося чинушу на мороз. А если уже в парламенте начинаются бред и беспорядки, то президент или премьер, в свою очередь, может распустить парламент. Верховный или конституционный суд, со своей стороны, может объявить незаконным то или другое. То есть, никто не главнее прочих, все друг от друга зависят.

Но во все эти главы может быть вложено различное содержание. Например, если конституция уделяет законодательной власти больше полномочий и меньше сдержек и противовесов, а исполнительную ставит в зависимость от законодательной, то такое государство называется парламентским (парламентской монархией или республикой). Если конституция выделяет президента как обладателя большинства рычагов власти, то это президентская или даже суперпрезидентская республика. Именно это различие — причина того, почему в новостях вы чаще слышите о канцлере (премьер-министре) Германии, но не о президенте, а если речь идет о Франции, то почти всегда о президенте: первая — парламентская республика с практически декоративным президентом, а вторая — президентская.

Обычно то, какое перед нами государство, написано в самой первой главе конституции. В ней прямым текстом написано, монархия перед нами, или республика; если республика — то парламентская или президентская, а если монархия — то парламентская или дуалистическая; а также федеративное государство или унитарное, то есть составные части государства имеют собственные органы власти, или управляются наместниками из центра.

Некоторые конституции выбиваются из стандарта, к примеру, описывают экзотические ветви власти. Например, Конституция СССР 1977 года описывала Коммунистическую партию не как общественную организацию, а как «руководящую и направляющую силу», то есть конституционный орган власти, который, при этом не был связан никакими сдержками и противовесами и не был подотчетен другим ветвям.

Значимость текста конституции

Несмотря на то, что в последнюю половину двадцатого века произошёл качественный скачок в принятии государствами по всему миру национальных конституций, существует проблема утраты значимости непосредственно самого текста конституции

К примеру, опросы населения Соединённых Штатов выявили, что основная часть американцев признаёт важность конституции США, но при этом мало кто мог сказать, каково содержание текста конституции, о чём она говорит. Известная слабость конституций, когда принципы, в них заложенные, могут с достаточной лёгкостью попираться властью, также не способствует утверждению их важности.

Тенденция потери текстом конституции своей значимости прослеживается и в научной среде. В основе этого несколько причин. Одна из них — частое рассмотрение основного закона исключительно в юридическом его значении. Зачастую всестороннему анализу подвергаются законы и институты, основанные на конституции, рассматривается юридическое применение основного закона в судах, его влияние на формирование законодательной и исполнительной власти. Попытки приблизиться к самому тексту зачастую заканчиваются той или иной интерпретацией текста, а не ответом на вопрос о необходимости текста как такового. Другой стороной медали оказывается подход, когда конституции рассматриваются в жёсткой привязке к конкретным условиям, что означает значимость документа лишь для ограниченной территории, ограниченного числа людей и на ограниченное время. Когда какой-либо текст начинает приобретать значение только исходя из обширности и глубины анализа условий его появления или интерпретаций его применения, это означает снижение значимости самого текста.

На самом деле непосредственно значим сам текст основного закона, который создаётся с определёнными целями и имеет важное символическое значение. Конституции могут формировать гражданский характер страны, помогать в самоидентификации нации

Тексты лучших конституций обладают столь сильным духом, что служат предметом гордости и почитания народа. Худшие же способны подчеркнуть всю разобщённость населения.

Несмотря на огромные различия, большинство конституций схожи по выполняемым ими функциям, что означает значимость самого текста, а не только порождённых им политических и юридических институтов

Изначальной и наиболее важной функцией является ограничение власти правящего лица. Это является ответом на главные вопросы создателей: для чего нужен текст конституции и что он должен делать

Среди других функций можно назвать: разрушение старого политического режима и образование нового; создание образа политического будущего, который будет источником вдохновения для населения; обозначение структуры политических институтов; разрешение конфликта институтов в стране; обеспечение прав для меньшинств и их включение в политический диалог и др. Разные конституции могут иметь или не иметь в своём тексте те или иные функции, они могут оставаться лишь словами на бумаге, однако создание текста конституции как такового служит вполне определённым целям.

Тексты конституций, начиная с самых первых и до наших времён, ощутимо изменились. Они стали более длинными, а если раньше в них закреплялись лишь базовые принципы, то теперь они более детальны, что, возможно, означает снижение их эффективности. Особенно подробными являются конституции стран восточной Европы, когда в тексты встраивались все сложнейшие экономические и политические особенности перехода от социализма к новым общественным порядкам.

История конституции

Основные законы Древнего мира

Деталь из стелы Хаммурапи показывает, что он получает законы Вавилона от сидящего божества солнца.

Прообразами современных конституций можно считать учредительные законы, устанавливавшиеся в древнегреческих полисах, как правило, особыми законодателями, из которых наиболее известны законы Солона и Клисфена в Афинах. В Риме в роли такого законодателя выступил царь Сервий Туллий. Спартанская неписанная конституция приписывалась легендарному Ликургу (её истинный автор неизвестен). Конституционный характер в Спарте носила устно передававшаяся «Большая ретра» (постановление), гласившая: Пусть народ будет разделён на филы и обы, пусть в герусию входит вместе с царями 30 человек, а народ время от времени собирается у реки Еврота на собрания. Там пусть народу предлагают решения, которые он может принять или отклонить. У народа пусть будет высшая власть и сила.

Средневековые своды законов

Предшественниками современных конституций стали средневековые своды законов.

В частности, Законоправило (номоканон) святого Саввы было первым уставом Сербии с 1219 года, сборником гражданского права, основанного на римском праве и каноническом праве Вселенских соборов, и его основной целью было организовать функционирование молодого сербского королевства и сербской церкви. Святой Савва начал работу над сербским Номоканоном в 1208 году, находясь на горе Афон, используя «Номоканон в четырнадцати титулах», «Синопсис Стефана Ефесянина», «Номоканон Иоанна Схоластика», документы Вселенских соборов, которые он модифицировал каноническими комментариями Аристиноса и Иоанна Зонара, местные церковные собрания, правила святых отцов, закон Моисея, перевод Прохирона и новеллы византийских императоров (большинство из них были взяты из новелл Юстиниана и Corpus iuris civilis). Номоканон был новым сводом гражданских и канонических правил, взятых из византийских источников и приспособленных к сербским условиям. Юридические трансплантации римско-византийского права стали основой сербского средневекового закона.

Стефан Душан, император сербов и греков, принял Законник в Сербии на двух государственных съездах: в 1349 году в Скопье и в 1354 году в Сере. Этот свод законов регулировал все социальные сферы. Кодекс был основан на римско-византийском праве. Юридическая трансплантация примечательна статьями 171 и 172 Кодекса Душана, которые регулируют юридическую независимость. Они были взяты из византийского кодекса Василики (книга VII, 1, 16-17).

В 1529 году был принят Статут Великого Княжества Литовского, состоявший из 13 разделов (283 статьи). Уже на берестейском сейме 1544 года статут был подвергнут пересмотру, а окончательная версия была издана в 1588 году и действовала до полной отмены в 1840 году.

Одной из самых старых и ныне действующих конституций мира является основной закон Сан-Марино, который был принят ещё в 1600 году, при том что базировался этот закон на городском уставе, принятом ещё в 1300 году. Следует, однако, учитывать, что Декларацией прав граждан и основных принципов государственного устройства он был дополнен только в 1974 году.

Конституции Нового времени

Первая страница оригинального текста Конституции Соединённых Штатов

Первой конституцией в современном смысле этого понятия, — то есть документ, описывающий и устанавливающий разделение властей и компетенцию каждой из них, — является Конституция США(принята 17 сентября 1787 года), ратифицированная штатом Делавэр 7 декабря 1787 года. К первым писаным конституциям на Европейском континенте также относят Конституцию Речи Посполитой (принята 3 мая 1791 года) и Конституцию Франции (принята 3 сентября 1791 года). Обе конституции просуществовали недолго, в Речи Посполитой — из-за окончательного раздела страны, во Франции — из-за развития революционных событий.

Есть ли жизнь без Конституции? Страны, в которых ее нет

Сегодня, 5 мая, в Кыргызстане отмечается День Конституции. Ровно 23 года назад на XII сессии Верховный совет принял Конституцию уже суверенной Кыргызской Республики. За это время в нее не раз вносили поправки и меняли.

Нынешнюю редакцию документа утвердили на референдуме 27 июня 2010 года. Но красным днем календаря в Кыргызстане по-прежнему остается 5 мая, который мы ежегодно отмечаем.

То, что именно Конституция является основным законом страны, по которым живем мы и государство, для нас совершенно естественно. Однако в мире есть страны, которые прекрасно обходятся и без конституции.

1. Саудовская Аравия

Основным законом Саудовской Аравии является “Книга Всевышнего Аллаха и сунна Его Пророка, да благословит его Аллах”, то есть Коран. Об этом говорится в ст. 1 Основного низама правления, второго после Конституции по юридической силе закона страны:

“Королевство Саудовская Аравия – суверенное арабское государство. Его религия – ислам, Конституция – Книга Всевышнего Аллаха и сунна Его Пророка, да благословит его Аллах, язык – арабский, столица – г. Эр-Рияд”.

2. Великобритания

В Великобритании нет какого-либо единого документа, который можно было бы назвать основным законом страны. Нет даже точного перечня документов, которые бы относились к нему.

Так что Конституция Соединенного Королевства носит совершенно абстрактный характер и представляет собой совокупность законов, прецедентов и конституционных обычаев Великобритании, которые определяют порядок формирования и полномочия органов государства, принципы взаимоотношений государственных органов между собой, а также государственных органов и граждан.

3. Новая Зеландия

Будучи долгие годы колонией Великобритании, Новая Зеландия переняла у нее конституционное устройство и ряд законов. Так что единого документа, который бы представлял собой конституцию страны, здесь тоже нет.

4. Израиль

Израиль также не имеет конституции в привычном нам смысле этого слова. Ее роль выполняет так называемый свод “Основных законов”, в котором регулируется и демократичный характер государства, и парламентская власть.

В 1950 году парламент Израиля решил принимать законы, имеющие силу конституции, раздел за разделом. Первый из ныне действующих “Основных законов” – О кнессете (парламенте) – был принят в 1958 году. Затем было принято еще 10 Основных законов.

5. Ватикан

В ноябре 2000 года Папа обнародовал новый Основной закон Ватикана, который фактически закрепил систему разделения властей.

Из документа, состоящего из 20 статей, следует, что Папа имеет высшую юридическую силу: недействительными объявляются все правовые нормы в Ватикане, которые ему противоречат. Вместе с тем в любое время, когда Папа сочтёт необходимым, он может изменить Основной закон или заменить его на новый.

6. Сан-Марино

Единого документа, который бы представлял собой свод основных законов, в Сан-Марино нет. Конституция состоит из двух нормативных актов – Законодательного статута республики Сан-Марино (Leges Statutae Republicae Sancti Marini) и Декларации прав граждан и основных принципов государственного устройства Сан-Марино.

Leges Statutae Republicae Sancti Marini считается самым старым сводом законов из используемых независимыми государствами. Он был написан на латыни и состоит из шести книг.

Первая книга – это 62 статьи, в которых регулируется деятельность советов, судов и различных учреждений исполнительной власти.

Обратите внимание

Остальные пять книг содержат в себе криминальное и гражданское право, описания юридических процедур и судебных мер.

Написанный в 1600 году, этот документ основан на Statuti Comunali (Городском законе) 1300 года, который, в свою очередь, был написан под влиянием Кодекса Юстиниана. В силе он остается и по сей день.

7. Канада

Единого документа, действующего в качестве конституции, в Канаде нет. Под конституцией понимают серию объединённых Конституционных актов, а также иных документов, представленных письменными текстами и устными традициями и соглашениями.

Кроме того, “специальная статья” Канадской хартии прав и свобод предоставляет федеральному парламенту и провинциальным законодательным собраниям возможность устанавливать законы в любое время и в той мере, которая подходит законодателям, преступая на время некоторые положения Хартии (в фундаментальных свободах, юридических гарантиях, в праве на равенство – раз в пять лет).

Предыстория

Элементы конституционной монархии наличествовали в России в начале XVII века — власть царя Василия Шуйского была ограничена крестоцеловальной записью. Документы конституционного содержания появились в России в первой половине XVIII века. В 1730 году Дмитрий Михайлович Голицын попытался ввести в России конституционную монархию. Власть императрицы Анны Иоанновны была ограничена «кондициями», но полноценная конституция не была введена. Опираясь на нижние чины армии, агитированные за абсолютную монархию Прокоповичем, Анна «разодрала» кондиции и стала абсолютной монархиней; члены Верховного тайного совета, к которому переходила полнота власти по кондициям, были почти все репрессированы.

В 1773 году, по гипотезе Н. Я. Эйдельмана, дипломат Никита Иванович Панин и литератор Денис Иванович Фонвизин попытались осуществить переворот, возвести на престол царевича Павла Петровича (воспитателем которого был Панин), и ввести в России конституцию. Екатерина II узнала о заговоре, но не подвергла заговорщиков репрессиям. Панин был лишь удалён от Павла, но при этом отблагодарствован императрицей.

В начале своего царствования Александр I хотел ввести в России конституцию, но отказался от этой идеи. В 1815 году конституцию получило Царство Польское. Конституцию требовали ввести в России и декабристы, организации которых возникли в 1810-х годах. Проекты конституции, предлагавшиеся декабристами, были самыми различными: от проекта Никиты Муравьёва, который придерживался самых умеренных позиций, до радикальной «Русской правды» Павла Пестеля.

Существовал проект конституционной реформы, предложенный министром внутренних дел графом М. Т. Лорис-Меликовым на рассмотрение императора Александра II, однако он не был реализован из-за гибели последнего.

Основные государственные законы Российской империи, впервые кодифицированные в 1832 году под руководством М. М. Сперанского, в результате опубликования Манифеста Николая II «Об усовершенствовании государственного порядка» были значительно изменены и в редакции от 23 апреля 1906 года стали фактически первой конституцией России. Однако «Третьеиюньский переворот» 1907 года практически восстановил абсолютную монархию.

Известно, что после Февральской революции Временное правительство готовило проект Конституции Российской демократической республики (т. н. «Кадетский проект»), который, однако, не был реализован в связи с приходом к власти большевиков. Россия провозглашена советской (социалистической) республикой.

Писаная конституция. Писанные и неписанные

По способу объективирования Основного закона, то есть по тому, как внешне, реально и объективно выражена воля учредителя, конституции подразделяются на писанные и неписаные. Писаные конституции составлены в виде единого документа, построенного по определенной схеме и имеющего стандартную структуру, разделы и содержание, естественно, различающиеся в каждом конкретном случае, но в целом имеющем много общего. Обычно писаная конституция включает преамбулу, основной текст и переходные положения или сопроводительные приложения.

Неписаные конституции представляют собой редкое исключение. В настоящее время они существуют только в Великобритании и Новой Зеландии. Неписаная конституция имеет тот же круг предметов правового регулирования, что и писаная. Иными словами, неписаная конституция закрепляет форму правления, форму государственного устройства, структуру высших органов государственной власти, правовое положение личности и т.д., но ее предписания содержатся не в едином документе, а в огромном числе источников права. Таким образом, форма объективирования неписаной конституции неопределенная. Например, в Британии в течение небольшого срока (1653 — 1660 гг.) действовала писаная конституция — орудие управления О. Кромвеля, но она не оставила заметного следа в развитии британского конституционализма. Современная неписаная конституция Британии представляет собой весьма сложный конгломерат различного рода источников. Эта конституция непрерывно дополняется и изменяется. Она весьма гибка и удобна в практическом смысле, и в отличие от своих писаных собратьев, не нуждается в сложной процедуре принятия дополнений и изменений. Для этого существует масса более простых способов — от парламентского закона до создания нового прецедента.

Конституция как основной нормативный правовой акт

Каждая конституция обладает признаками (юридическими свойствами), определяющими её в качестве основного нормативного правового акта государства. К ним относятся:

Конституция относится к числу правовых актов и обладает всеми его чертами. Она имеет как юридическое верховенство над всеми другими нормативными актами, так и политическое верховенство — органы высшего управления государства не могут действовать вразрез с её положениями.

Примером такого единого высшего акта является Конституция РФ. В конституционном праве подобный документ принято называть «писаной конституцией». При отсутствии единого документа в качестве конституционного признаются акты разных лет, т. н. «неписанные конституции».

В некоторых странах к основному нормативному правовому акту могут быть привязаны один или несколько нормативных актов, которые обычно именуются конституционными законами. Иногда в качестве основного нормативного правового акта выступают священные тексты, нормам которых не могут противоречить законы, принимаемые в государстве.

  • Верховенство Конституции означает наличие у неё высшей юридической силы по отношению к другим нормативным документам. Это касается не только федеральных законов, но и федеральных конституционных законов. Они должны в полной мере соответствовать положениям, закреплённым в Конституции и не могут им противоречить ни при каких обстоятельствах.
  • Конституция — законодательная база, которая определяет характер и содержание существующего в стране законодательства.

Законодательство развивает предписания Конституции. Оно исходит из её положений при регулировании различных общественных отношений. Конституции часто предусматривают необходимость принятия нормативных актов, развивающих их положения.

Особый порядок принятия и изменения конституции.

Принятие конституции происходит с соблюдением принципа гласности и при наличии повышенного общественного интереса. Также особый порядок принятия может заключаться в специальной организации всенародного обсуждения проекта Конституции. В нашей стране подобные мероприятия проводились в 1936 и 1977—1978 годах.

Кроме того, особый порядок выражается в вынесении вопроса о принятии Конституции на референдум. Его результаты являются обязательными для всех и означают принятие либо непринятие предложенного населению варианта основного закона. В случае её принятия она принимает обязательную силу. Однако, это не исключает факта официального провозглашения принятия Конституции и вступления её в силу парламентом, президентом государства или центральной избирательной комиссией.

Особым порядок изменения конституции называются специально усложненные процедуры представления проектов, обсуждения и принятия законов о внесении в неё изменений.

Закон о порядке внесения изменений и дополнений в конституцию принимается парламентом, который обычно сопровождается требованием квалифицированного большинства голосов в пользу принятия такого закона.

Специальные требования к процедуре изменения и дополнения конституции вызваны необходимостью обеспечения её стабильности.

В какой стране нет писаной конституции. Страны без конституции

Конституция – это основной государственный закон, имеющий высшую юридическую силу и регулирующий все основополагающие правовые нормы. Практически все державы мира имеют этот закон, однако мы хотим рассказать вам интересные факты про страны без конституции. Вы вообще знали, что такие правовые феномены существуют?

В каких государствах нет конституции

Всего таких стран семь, причем в их числе есть такие, каких вы точно не ожидали тут увидеть. Вот сам список:

  1. Великобритания
  2. Канада
  3. Новая Зеландия
  4. Швеция
  5. Сан-Марино
  6. Израиль
  7. Ливия

Хотя, если говорить строго, то в этих государствах имеются так называемые некодифицированные конституции. Что это значит?

Это значит, что основные правовые нормы регулируются не единым документом, являющимся основой государственного устройства, а неким сводом законодательных актов. Некодифицированная конституция является своего рода набором доктрин, правовых обычаев и судебных прецедентов.

А вот обычная конституция называется кодифицированной . Ее отличительная особенность состоит в том, что она имеет верховенство на всей территории государства, независимо от региональных законов округов, областей и федераций.

Теперь вам известен такой интересный факт как то, что в мире существуют вполне себе преуспевающие страны, не имеющие конституции в обычном понимании этого слова.

Подписание Конституции США

К слову сказать, самая старая конституция в мире, в современном понимании этого юридического документа, была принята в 1787 году в Соединенных Штатах Америки. За время своего существования она была дополнена всего 27 правками. Вот первая страница оригинального текста Конституции США:

Кстати, подписывал этот документ удивительный человек, один из отцов-основателей США – Бенджамин Франклин .

После прочтения этой статьи Ваша эрудиция расширилась еще больше, поздравляем, Вы стали умнее и теперь знаете государства без конституции и страну с самой древней конституцией!

Рекомендуем подписаться на  InteresnyeFakty.org в любой социальной сети. У нас много интересных фактов, которые не дадут Вам скучать в минуты досуга.

Функции Конституции

Вне зависимости от социальной системы государства, каждой конституции присуще некоторые функции:

Учредительная функция.

Согласно этой функции конституция, которая появляется в результате существенных изменений в общественной жизни, становится политической и правовой основой для её дальнейшего развития. Таким образом, Конституция либо закрепляет уже существующие человеческие деяния, либо создаёт предпосылки для создания новых общественных отношений, созревших в обществе, но не возникнувших из-за отсутствия для них правовой базы, которая и учреждается с принятием Конституции. Также учредительные начала проявляются по отношению к политической (общественной) системе государства в целом к конкретным государственно-правовым институтам, существующим в данной стране.

  • Организаторская функция не только закрепляет достигнутые результаты, но в то же время ставит перед обществом и государством новые задачи. Также она увеличивает политическую активность, направляет государственные органы и общественные объединения, всех граждан на осуществление деятельности в духе и рамках нового основного закона. Таким образом, Конституция не только отражает роль соответствующих факторов, но в то же время содержит определённые механизмы, которые необходимы для их достижения.
  • Внешнеполитическая функция обращена не только к политической жизни, но одновременно является фундаментом внешнеполитической деятельности государства.
  • Идеологическая функция заключается в закреплении в Конституции положений определённого политического учения в качестве господствующих. Примером осуществления этой функции могут служить Конституции СССР.
  • Гуманистическая функция. Конституция воплощает общечеловеческие ценности, закрепляет права и свободы, характерные для цивилизованного общества, объявляет составной частью правовой системы государства общепризнанные принципы и нормы международного права.
  • Юридическая функция.

Сущность юридической функции заключается в том, что она становится основой новой правовой системы и правопорядка в стране, а также сама регулирует общественные отношения и как документ прямого действия является почвой для их возникновения. Кроме того, она дает импульс для развития законодательства и принятия большого количества новых нормативно-правовых актов, воплощающих общие идеи и отдельные положения Конституции.

Для контроля за соответствием конституции принимаемых решений может существовать специальный орган судебной власти — Конституционный суд. В некоторых странах его функции выполняет другой орган власти, например Верховный суд.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий