Песталоцци

Значение педагогического творчества И.Г. Песталоцци

И.Г. Песталоцци по праву можно назвать основателем подлинно народной школы. Исходя из выдвинутых им теоретических положений, он обосновал методику обучения родному языку, считая, что речь нужно развивать планомерно и последовательно, одновременно обогащая представления детей об окружающем мире. И.Г. Песталоцци считал необходимым расширить содержание начального образования, включив в него сведения из географии и природоведения, рисование, пение, гимнастику. Обучение арифметике должно строиться на основе наглядности и развития активности и сознательности детей.

Посвятив всю свою жизнь педагогике, живя зачастую впроголодь и отдавая последние скудные средства на основание воспитательно-образовательных учреждений, И.Г. Песталоцци свято верил и творил, следуя выдвинутой им идее: сущность подлинного воспитания, единого для всех людей – в воспитании истинной человечности.

Значение педагогического творчества И.Г. Песталоцци в том, что он заложил научные основы методики начального обучения. Его теория элементарного образования и созданные им учебники первоначального обучения на долгие годы стали образцом и исходным пунктом для творчества педагогов других поколений. На первое место Песталоцци ставил изучение родного языка, затем – развитие устной речи и на этой основе обучение чтению. Разработанные им приемы и упражнения для развития речи прочно вошли в практику начальной школы и соответствующие методики.

Выдвинутые педагогом положения о развитии самодеятельности детей в учении и труде, о взаимообучении, о соединении обучения с производительным трудом навсегда вошли в арсенал демократической научной педагогики. Его требование строить отношения воспитателей и воспитанников на основе взаимной любви и доброжелательности стало центральной идеей гуманистической педагогики.

Песталоцци намного опередил свое время в познании законов воспитания и развития личности. Он первым установил, что все естественные силы и способности детей развиваются в процессе их упражнения в жизни и провозгласил основной принцип – жизнь образует.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский справедливо называл И.Г. Песталоцци первым народным учителем и отцом новейшей педагогики.

Биография.

ПЕСТАЛОЦЦИ (Pestalozzi) Иоганн Фридрих
(12января 1749, Цюрих — 17 февраля 1827 Бругг,
кантон Ааргау) — швейцарский педагог и
социальный реформатор.

Изучал теологию и право в Цюрихе. Под
влиянием физиократов занялся сельским
хозяйством, для чего приобрел собственное
имение. Эта деятельность оказалась
неудачной. Вдохновленный идеями Руссо
и Лафатера, Песталоцци занялся практической
педагогикой, преобразовав для этой цели
свое имение в пансион для бедных детей.
Пансион закрылся в 1780 из-за недостаточности
финансирования.

В 1800 Песталоцци использовал начальную
школу в Бургдорфе для применения своих
идей. После того, как это заведение
посетили члены правительства, ему был
придан статус государственного. Этому
способствовал и благоприятный отзыв
Гербарта, пришедшего в восторг после
посещения школы.

В 1804 Песталоцци вместе со своими
учениками переехал в Иверден. Именно
этот период его деятельности (1805-25)
принес ему известность во всей Европе.
Со временем набор учеников стал
осуществляться все больше из высших
сословий, из-за чего Песталоцци закрыл
учреждение и вернулся в свое имение.

Из многочисленных трудов Песталоцци
(в т. ч. о Французской революции) наиболее
известным стал роман «Лингард и Гертруда»
(Lienhard und Gertrud, 1781), написанный в духе Руссо.
Свои педагогические идеи он излагал
также в трудах «Письмо к другу о пребывании
в Станце», «Как Гертруда учит своих
детей» и др.

Разработанная Песталоцци педагогическая
концепция исходила из того, что воспитание
и образование должны начинаться с первых
дней жизни («Час рождения ребенка
является первым часом его обучения»);
обучение должно строиться и развиваться
«сообразно природе»; его необходимо
начинать с выделения простейших
элементов, выражающих наиболее
фундаментальные свойства; таковыми
являются число, форма, слово, а элементарными
формами этих элементов соответственно
являются единица, прямая и звук; обучение
должно носить развивающий характер,
возбуждать ум детей к активной
деятельности; оно должно быть наглядным.
Необходимо гармоничное развитие
умственных, физических и нравственных
сил человека (головы, сердца и руки), —
Песталоцци одним из первых попытался
воплотить идеи воспитания физическим
трудом на практике

Важной новацией
стала также практика взаимного обучения.. Целью Песталоцци была не только реформа
школы, но и народного образования в
целом

Основой нравственного общества
он считал деревенское поселение с его
семейными связями, образующее замкнутый
круг: инстинктивная любовь младенца к
своей «естественной воспитательнице»
(матери) впоследствии переносится
сначала на отца, сестер и братьев, а
затем на учителя и школьных товарищей,
охватывая в конечном счете весь народ
и все человечество

Целью Песталоцци была не только реформа
школы, но и народного образования в
целом. Основой нравственного общества
он считал деревенское поселение с его
семейными связями, образующее замкнутый
круг: инстинктивная любовь младенца к
своей «естественной воспитательнице»
(матери) впоследствии переносится
сначала на отца, сестер и братьев, а
затем на учителя и школьных товарищей,
охватывая в конечном счете весь народ
и все человечество.

Высшая цель воспитания для Песталоцци
— способствовать подъему внутренних
сил человеческой природы и сознанию
«творческой близости к природе и
человеку» для деятельного труда в
обществе, которому должны сопутствовать
внутренний покой и внешний порядок.
Образование представляет собой
саморазвитие основных сил и способностей
человека, его головы (рассудок), сердца
(чувство) и рук (творчество).

Его «Nachforschungen iiber den Gang der Natur in der
Entwicklung des Menschengeschlechts»
(1797) привели его к убеждению, что воспитание
должно быть приспособлено к этому ходу
природы. В систематической форме его
программа воспитания была изложена
первоначально в работе «Abendstunde eines
Einsiedlers» (1780) (рус. пер.: Вечерний час
отшельника, 1961 — частично); а позднее — в
«Lenzburger Rede» (1809).

Идеи Песталоцци оказали громадное
влияние на последующее развитие
педагогики. Возник новый тип школьной
системы — независимой от церкви народной
школы. В Германии (в первую очередь в
Пруссии) возникло множество кружков
последователей Песталоцци, стимулировавших
практическую реализацию его идей.

Михайлов И. А. Песталоцци /
И. А. Михайлов // Новая философская
энциклопедия: в 4 т. Т.3.: Н – С / Ин-т
философии Рос. акад. наук, Нац. обществ.
— науч. фонд ; науч.-ред. совет.: В. С. Степин
. – М.: Мысль, 2001. – С.225;

Песталоцци // Философский
словарь: основан Г. Шмидтом /пер. с нем.;
под ред. Г. Шишкоффа, общ. ред. В. А.
Малинина. – 22-е, новое, переработ. изд.
– М: Республика, 2003. – С.338.

2.2. Нравственное воспитание

Песталоцци
полагал, что главная задача воспитания
— сформировать гармонически развитого
человека, который должен принять в будущем
полезное участие в жизни общества. Нравственность
вырабатывается в ребенке путем постоянных
упражнений в делах, приносящих пользу
другим. Простейшим элементом нравственного
воспитания является, по мнению Песталоцци,
любовь ребенка к матери, которая возникает
на почве удовлетворения повседневных
потребностей детского организма. В семье
закладываются основы нравственного поведения
ребенка. Его любовь к матери постепенно
распространяется на других членов семьи.
«Отчий дом, — восклицает Песталоцци,
— ты школа нравов». Дальнейшее развитие
и т.д……………..

2.1. Физическое и трудовое воспитание

Целью
физического воспитания ребенка
Песталоцци считал развитие и укрепление
всех его физических сил и возможностей,
а основой физического воспитания детей
— естественное стремление ребенка к
движению, которое заставляет его играть,
быть непоседливым, за все хвататься, всегда
действовать. Песталоцци считал физическое
воспитание первым видом разумного воздействия
взрослых на развитие детей. Мать, кормящая
ребенка и организующая уход за ним, должна
уже в это время заниматься его физическим
развитием. Упражнять и развивать физические
силы детей следует путем выполнения простейших
движений, которые ребенок производит
в повседневной жизни, когда он ходит,
ест, пьет, поднимает что-либо. Система
таких последовательно выполняемых упражнений
не только разовьет ребенка в физическом
отношении, но и подготовит его к труду,
сформирует у него трудовые умения. Большое
место в физическом воспитании Песталоцци
отводил военным упражнениям, играм, строевым
занятиям. В Ифертенском институте все
эти занятия военного характера тесно
сочетались со спортивными играми, туристскими
походами и экскурсиями по Швейцарии.
Физическое воспитание проходило в теснейшей
связи с нравственным и трудовым воспитанием.
Как указывалось выше, попытка соединения
обучения с производительным трудом была
одним из важных положений в педагогической
практике и теории Песталоцци. В школе
дети, по его мнению (роман «Лингард и Гертруда»),
проводят целый день за прядильными и
ткацкими станками; при школе имеется
участок земли, и каждый ребенок обрабатывает
свои грядки, ухаживает за животными. Дети
учатся обработке льна и шерсти, знакомятся
с лучшими хозяйствами в деревне, а также
с кустарными мастерскими. Во время работы,
а также в свободные от нее часы учитель
ведет занятия с детьми, обучает их грамоте,
счету, другим жизненно необходимым знаниям.
Песталоцци подчеркивал значение трудового
воспитания для формирования человека.
Он указывал, что «труд учит презирать
слова, оторванные от дела», помогает вырабатывать
такие качества, как точность, правдивость,
способствует созданию правильных взаимоотношений
между детьми и взрослыми и самими детьми.
Правильно организованная физическая
работа детей содействует развитию их
ума и нравственных сил. Песталоцци предполагал
создать особую «азбуку умений», которая
содержала бы физические упражнения в
области простейших видов трудовой деятельности:
бить, носить, бросать, толкать, махать,
бороться и т. п. Овладев такой азбукой,
ребенок мог бы всесторонне развить свои
физические силы и вместе с тем освоить
основные трудовые умения, необходимые
при всякой специальной, профессиональной
деятельности. Песталоцци стремился подготовить
детей трудящихся к предстоящей им работе
«в индустрии», на промышленных предприятиях.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий