Что такое «петергоф»? государственный музей-заповедник: описание, как добраться

Коротко о современном виде Петергофа

Территория Петергофа состоит из двух парков – Верхнего и Нижнего. Площадь верхнего парка составляет 15 гектаров. На этой территории расположенного огромное количество небольших садов, беседок, цветников. Центр композиции – зеркальные бассейны с фонтанами, находящимися в центре:
• Межеумный – морской дракон в окружении четырех дельфинов;
• Нептун ;
• Дубовый – Амур, окруженный шестью дельфинами;
• Квадратные пруды.
Верхний и Нижний парки разделяет дворец.

На территории Нижнего парка расположено 150 фонтанов и 6 огромных каскадов. Самый крупный — Большой каскад. Он признан самым большим каскадом в мире – в его состав входит 60 фонтанов и 250 скульптур.

В центре Большого Каскада расположены Большой и Малый гроты. Вся вода, перетекающая по Большому каскаду, попадает в Чашу.

Морской канал соединяет Финский залив в Большим каскадом, вдоль которого установлены фонтаны. Канал является центральной осью Нижнего парка. До разработки Большого каскада канал был судоходным. Через него заходили суда, подвозившие гостей во дворец Летней резиденции.

На территории Нижнего парка расположено огромное количество фонтанов в форме скульпур, каждая из которых повествует свою историю: Нимфа и Данаида, Адам и Ева, Китовый, Тритон и т.д.

Петергоф в годы войны

Тяжёлым периодом в истории Петергофа стала его оккупация фашистскими захватчиками. С самых первых дней войны проводилась активная эвакуация ценностей музея. Уже через три месяца после начала военных действий, после продолжительных и разрушительных боёв, Петергоф был взят немецкими войсками. Во время атак Большой дворец был уничтожен пожаром, также практически полностью разрушены фонтанные композиции. Два с половиной года на территории комплекса находились вражеские войска, которые сравняли с землёй половину Петергофа, остатки ценностей — вазы, статуи, барельефы, чаши — вывезли в Германию. Перед отступлением немцы заминировали территорию, вследствие чего от сдетонировавшей бомбы был разрушен дворец Марли.

В дни освобождения руины разрушенного музея вызывали боль и горечь потери. После снятия блокады Петергоф сразу же стали активно восстанавливать рабочие, сапёры и добровольцы из Петербурга. С этого времени и до 1997 года он назывался Петродворцом. Вскоре после победного мая заработал Нижний парк, а спустя год стали функционировать некоторые фонтаны. В 1947 году в музей вернулась скульптура Самсона, вывезенная немцами, а ещё спустя 5 лет был восстановлен Большой дворец. Первый этап восстановительных работ длился почти 30 лет.

Дворцово-парковый ансамбль в Петергофе

Нижний парк Петергофа, самый яркий и грандиозный, площадью более сотни гектаров, где изумленному взору посетителя предстают знаменитые петергофские фонтаны, начали строить в 1714 году.  Одной из самых ранних построек на территории  Нижнего парка в Петергофе считается дворец Монплезир, который являет собою небольшой одноэтажный дом, стоящий на берегу Финского залива. Монплезир (название означает «мое удовольствие» в переводе с французского языка) был любимым местом отдыха императора Петра Великого. Постройка и отделка дворца велась в 1714-1723 гг. европейскими архитекторами Браунштейном, Шлютером, Леблоном и Микетти, приглашенными Петром работать в России. Здание отделано в голландском стиле, столь любимом царем. Примерно в эти же годы Петр приказал построить павильон  Эрмитаж  на берегу залива и небольшой дворец Марли для размещения семьи и гостей императора. Для официальных праздников и церемоний на вершине 16-метрового холма, возвышавшегося над парком, строился Большой дворец. с 1715 по 1725 годы над Большим дворцом трудились зодчие Браунштейн, Леблон и Микетти. У подножия дворца, так, как и задумывал Петр Великий, был выстроен Большой каскад с гротами – уникальным комплексом фонтанов. Нижний парк был украшен множеством фонтанных сооружений, здесь Петр непременно мечтал превзойти Версаль. Иностранные дипломаты с изумлением следили, как быстро строилась грандиозная приморская резиденция – уже в 1723 году, когда большинство построек уже было готово, Петр сам продемонстрировал гостям дворцы и фонтаны Петергофа. Для последующих поколений русских императоров Петергоф стал олицетворением памяти о Петре Великом и его морских победах на Балтике. В девятнадцатом веке в восточной части парка было завершено строительство Екатерининского и Банного корпуса. Также были выстроены еще несколько фонтанов, что полностью завершило работы над обликом Нижнего парка. Если говорить о Верхнем саде, который располагается между Большим дворцом и дорогой на Петербург, то он на протяжении всей истории г. Петергоф являлся более скромным по размеру и декору, нежели Нижний парк. Сад имеет строгую геометрическую планировку и украшен пятью фонтанными комплексами.

«Петров двор»

Так назвал место, приглянувшееся для возведения нового парадного дворца, император Петр I. Петергоф или Петродворец, как правильно все-таки называется архитектурно-парковый ансамбль сегодня? Как известно, многие пристрастия и вкусы русского императора были сформированы под влиянием западных культур. Видимо, поэтому он решил назвать свое детище в голландской манере.

До начала Великой Отечественной войны это название звучало абсолютно естественно и привычно. Все переменилось после оккупации пригородных районов.

Во время войны 1941–1945

Блокада, которую пришлось пережить населению осажденного города, разорение и вандализм по отношению к национальным святыням, все это вызывало стойкое неприятие к любым напоминаниям о Германии.

Обратите внимание! В 1944 году, сразу же после отступления немецких войск, было принято решение о переименовании, вследствие которого появился Петродворец – город в Ленинградской области

Немного истории

Оглавление

Свою историю Петергоф ведет с 1709 года. Тогда было положено строительство летней резиденции. В переводе с немецкого название означает «двор Петра». Фонтанный комплекс был впервые запущен 20 августа 1721 года. Официальное открытие Петергофской приморской резиденции состоялось 15 августа 1723 года.

Интересные исторические факты:

Идея строительства принадлежала Петру Первому. Императору, который обрел выход к Балтийскому морю, хотелось показать всю мощь своего государства. Необходимо было «грозить шведу» и другим соседям, но делать это красиво. А значит на берегу Финского залива нужно было возвести что-то мощное, завораживающее своей красотой. К тому же он был сражен величием Версаля и мечтал превзойти его. Петру удалось осуществить обе цели. Петербургские водные конструкции превзошли все европейские парки подобного типа. И обрели статус одних из лучших в мире.
Дворцово-парковый комплекс с фонтанами изначально должен был появиться в другом месте. «Русским Версалем» должна была стать Стрельна. Уровень воды необходимо было поднять до 10 метров

Это было важное условие для полноценного существования фонтанного комплекса такого масштаба. Но это привело бы к затоплению бассейнов местных рек: Стрелки и Кикенки, и, соответственно, к наводнению

Проблему можно было решить только путем сооружения сложных и дорогих гидротехнических сооружений. Инженер Б. Миних соорудил этот сложный гидротехнический комплекс, который учитывал рельеф местности.
Будущую столицу фонтанов строили больше века. В постройке участвовали лучшие мастера, инженеры и гидротехники. За это время здесь возникло более 173 фонтанов и 4 больших водных каскада.
Во время Второй Мировой войны комплекс сильно пострадал. Удалось спасти и вывезти 8 тысяч предметов дворцового интерьера и около 50 статуй. Но эвакуировано было далеко не все. Некоторые из крупных скульптур, чтобы спасти, просто закопали, они сохранились частично. Хранение в земле и раскопки сильно испортили их внешний вид. Много других скульптур и фонтанов погибли под артиллерийскими обстрелами. Часть убранства было вывезено за границу и до сих пор не найдено, возможно, многое из вывезенного было переплавлено. Скорее всего, пошло на переплавку. Пропали четыре самые большие скульптуры комплекса: «Самсон», «Тритоны», «Волхов» и «Нева».
В 1944 году появилась возможность приступить к реставрации. Продолжается она и по сей день. Сейчас восстановительные работы ведутся в Большом дворце и большинстве малых — Монплезире, Марли и других.

Петергоф после Петра I

У парков императорской резиденции Петергоф — богатая история. И после смерти основателя его преемники старались поддерживать резиденцию в достойном виде, преумножать её красоту и богатство, оставить свой след в её истории. Для строительства и реконструкции приглашались скульпторы, инженеры, художники, архитекторы, создававшие поистине шедевральные композиции ансамбля и великолепные интерьеры. Первоначальный дворцово-парковый ансамбль был построен в очень короткие для такого масштабного проекта сроки — за 13 лет. На момент открытия комплекс включал — дворцы Большой, Монплезир, Марли, а также Большой каскадный и ещё полтора десятка фонтанов.

К сожалению, Петру наслаждаться своим детищем пришлось совсем недолго. После его кончины в течение нескольких лет резиденция была забыта и дальнейшее строительство свёрнуто

Но уже в 1730 году правящая на тот момент Анна Иоанновна уделила внимание дворцовой зоне. В частности, были упорядочены места проживания челяди и придворных, а центральным звеном фонтанно-скульптурной композиции Нижнего парка стал созданный Бартоломео Растрелли «Самсон, раздирающий пасть льва»

Самсон увековечил победу России в главном сражении Северной войны — битве под Полтавой. Таким образом императрица претворила в жизнь задумку Петра.

Пришедшая к власти Елизавета Петровна не осталась в долгу перед батюшкой и начала реконструкцию Большого дворца. К проекту был привлечён младший представитель архитектурной династии Растрелли — Франческо. В течение 10 лет итальянец работал над экстерьером главного здания. Главный особняк после проведения работ сменил свой сдержанный барочный облик на более пышный, а также обзавёлся двумя новыми флигелями. В оформлении залов появилась характерная для оформительской манеры Растрелли золочёная деревянная резьба, а стены и потолки помещений украсили многочисленные зеркала и расписные подлюстренные плафоны. В том облике, который им придал Растрелли, посетители сегодня видят Танцевальный зал, Голубую приёмную и зал для аудиенций.

Петергоф очень любила Екатерина II. Тем не менее самая из российских императриц не стала проводить масштабные работы. Она лишь ограничилась небольшой переделкой единичных интерьеров. При Екатерине Петергоф приобрёл статус города и к концу её царствования вокруг резиденции уже было несколько десятков домов. Длительность правления Екатерины II и отсутствие в этот период полноценных ремонтов привели к тому, что дворцово-парковый комплекс существенно обветшал и требовал серьёзных вложений. Масштабную реконструкцию фонтанных сооружений начал её сын, Павел. Ремонт продолжался несколько десятилетий и полностью завершён был уже при Александре I, в начале XIX века. После смерти Екатерины царский двор мало посещал великое творение Петра, предпочитая другие загородные резиденции. Только при Николае I Большой дворец вновь услышал голоса королевской семьи, фонтаны были отделаны мрамором и гранитом, а в Верхнем саду создали новые парки:

Город становится уездным центром Санкт-Петербургской губернии приняв управу от соседнего Ораниенбаума. При сыне Николая, Александре II, от Петербурга до дворца была проложена железная дорога.

Во времена Первой мировой войны территория была отдана под школы прапорщиков. Дворцовый комплекс сохранял свои функции королевской резиденции вплоть до революции 1917 года, а спустя год после неё был превращён в музей.

Музеи города Петергоф

Экспозиция музея не богата, зато имеет уникальные экспонаты, среди которых вы увидите : куртку и шинели Петра1, мундирное платье Екатерины 2, яхта «Штандарт», принадлежавшая Николаю 2. В музее находится множество уникальных чертежей яхт, старинные фотографии императоров и матросов, навигационные приборы и элементы интерьера яхт, со времен 17-19 столетия.

Музей Часов представляет собой несколько экспозиций.

А с конца 19 века завод перепрофилировали и он стал изготавливать часы, чем и занимается по сей день. Завод изготавливает механизмы для многих швейцарских брендов.

Здесь Вам проведут экскурсию о работе завода со времен камнеобработки до нынешнего времени.

Музейный комплекс «Острова» включает в себя искусственные острова.

Острова были созданы во времена правления Николая 1, на Ольгином пруду, для уединения царских особ. На островах расположены Царицын павильон и Ольгин павильон, которые предназначались для супруги и дочери царя.

Павильоны выполнены, как небольшие одноэтажные здания, в древнеримском стиле, олицетворяющие роскошь в своем убранстве.

По мимо павильонов на островах расположены сады с деревьями, экзотические кустарники, фонтаны и скульптуры.

Посетить музейный комплекс «Острова», может каждый желающий, но в летний период. Открывается музей в конце мая и работает до осени, с наступлением сезона дождей, посещение островов закрывают.

Музей игральных карт вырос из частной коллекции игральных карт.

Среди экспонатов находятся уникальные карты, самые старинные датируют 17 столетием.

Музей состоит из 6 залов. В которых представлены более 8000 экспонатов из игральных, гадальных и прочих карт. Карты, многие из которых ручной работы, собраны здесь со всего мира.

Среди экспонатов множество книг, посвященных карточной игре.

Всех туристов, державших хоть раз в руках карты, заинтересует данная уникальная коллекция.

Парк Александрия — это живописное место для прогулок.

Образование парка началось еще во времена Петра1, но окончательное завершение парк получил во времена правления Николая 1, свое название получил в честь супруги царя.

На территории парка расположено множество зданий. Часть из которых описана выше.

Так же парк дополнен старинными беседками, лавочками, цветущими аллеями, ажурными мостами.

Территория парка составляет 115 гектаров, поэтому прогулка по парку займет достаточно времени.

Живописный парк имеет разнообразный растительный мир, здесь растут множество различных деревьев, кустарников, расположенных среди ландшафтных декораций.

Сейчас парк популярен для семейных прогулок Петербуржцев и гостей города, туристов здесь на много меньше, чем в при дворцовой зоне, поэтому здесь можно неспешно прогуляться, отдохнуть на скамейках, сделать фото в беседках.

История царского сада

В XVII-XVIII веках европейскую моду на придворные сады задавали французы и голландцы. Монаршие семьи и состоятельные вельможи вкладывали много денег, чтобы устраивать вокруг своих дворцов и поместий регулярные парки. Прямые дорожки, ровные террасы и геометрические формы газонов символизировали абсолютную власть над природой, демонстрировали гостям огромное богатство и высокий статус владельцев.

Идею роскошного регулярного парка Петр I привез из своей поездки во Францию. Российский царь побывал во владениях французского короля и был восхищен устройством парковых клумб и фонтанов. Чтобы новая резиденция под Санкт-Петербургом выглядела не хуже, царь нанял Иоганна Фридриха Браунштейна. В 1714-1716-х годах немецкий архитектор отвечал за все строительство и проектирование садов в Петергофе.

Вид на Большой каскад, фонтан «Самсон» и Воронихинские колоннады

Зелеными насаждениями занимался опытный мастер садово-парковой архитектуры Жан-Батист Александр Леблон. По просьбе Петра I в 1716 году он приехал в Россию из Франции и занял должность генерал-архитектора при русском дворе. Леблон участвовал в проектировании Большого дворца в Петергофе и обустраивал прилегающий к нему Нижний парк.

Однажды сподвижник государя – Александр Данилович Меньшиков оболгал Леблона. Он донес Петру I, что царский зодчий самовольно вырубил деревья, которые с таким трудом были выращены в Петергофе. Разгневанный царь устроил французу разнос, оскорбил его и даже ударил палкой. Вскоре навет Меньшикова открылся, но выросший в другой культуре Леблон слег от унижения, сильно заболел и в марте 1719 года умер.

Вид на павильон Эрмитаж в Нижнем парке Петергофа

После кончины первого садовника Петергофа Браунштейн продолжил работы по его проектам. Он составил подробный план Нижнего парка, создал перед дворцом Большой грот с каскадами, спроектировал несколько фонтанов, построил дворец Марли, Большую оранжерею, павильон Эрмитаж, а также Сад Венеры и Бахуса в западной части парка.

В 1720-е годы немецкий архитектор отошел на второй план, уступив свое место итальянскому зодчему Николо Микетти. В годы правления Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны обустройством Нижнего парка руководил Бартоломео Франческо Растрелли. В начале XIX века русский зодчий Андрей Никифорович Воронихин построил в Нижнем парке каскад, обелиски и колоннады.

Дворец Монплезир в Нижнем парке Петергофа

Последние штрихи в оформление парковой зоны Петергофа внес талантливый архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер. Благодаря ему, в Нижнем парке появился удивительный по красоте «Львиный каскад». Во второй половине XIX века дворцовые сады обросли новыми царскими имениями. В правление Николая I Штакеншнейдер разбил на заболоченных пустошах два пейзажных парка – Колонистский и Луговой.

Кроме знаменитых архитекторов, в Нижнем парке трудились известные мастера садового искусства. С 1715 по 1738 год в царской резиденции работал голландский садовник Леонард фон Гарнихфельт. Он руководил фигурной стрижкой деревьев и кустарников, разбивал партерные цветники со сложным декором и устраивал голландский сад перед дворцом Монплезир. Красота Нижнего парка приумножалась руками садовых дел мастеров А. Борисова, Б. Фока, В. Башиловского и Т. Тимофеева.

Памятная скамья в Нижнем парке Петергофа

За полтора века сложился огромный дворцово-парковый ансамбль Петергофа. В него входили 11 парков, роскошные имения членов монаршей семьи и великих князей. До 1917 года они были закрыты для посещения. Лишь изредка жителей Санкт-Петербурга пускали на публичные гуляния в парки, но вход на такие праздники стоил дорого – 10 копеек серебром.

После революции царские имения национализировали и превратили в музеи. Первая экскурсия трудящихся по залам Большого дворца и аллеям Нижнего парка прошла в мае 1918 года. Музейный комплекс рос и развивался. Перед началом Великой Отечественной войны в Петергоф приезжали до 1,5 млн человек в год.

Вид на фонтан Пирамида в Нижнем парке Петергофа

Фашисты вырубили много парковых деревьев. Тут и там виднелись противотанковые завалы, которые немцы устроили из старых спиленных стволов. Подземные водопроводы были сломаны, а ценные монументальные скульптуры и барельефы – пропали.

Вид на Большую оранжерею в Нижнем парке Петергофа

Первыми за работу по восстановлению Нижнего парка взялись саперы. Они очистили территорию от неразорвавшихся снарядов и мин. Ленинградцы выровняли траншеи и убрали мусор. В середине июня 1945 года старинный парк был открыт для прогулок, а к концу лета 1946 года реставраторы и строители сумели запустить 38 водометов.

Фонтаны Петергофа

Большой петергофский дворец находится на огромной площадке, откуда открывается вид на прорытый канал, связывающий в единое целое водоемы парка и фонтанов с водами Финского залива. Особый восторг вызывает пейзаж, соединяющий гармонично Морской канал и фонтаны перед дворцом. Еще в те времена гости отзывались о Петергофе восторженно, говорили о том, что словами описать эту красоту невозможно, здесь надо побывать.

Удивительным считается тот факт, что для обеспечения деятельности фонтанов в Петергофе не установлено ни единого насоса. Инженеры, которые работали здесь в 18 веке, соорудили специальную систему водоводов, длиной около 40 км.

Трасса содержит на своем протяжении 18 водохранилищ с объемом содержащихся в них воды более 1,3 млн. кубических метров воды на площади около 100 гектар. Под руководством русского инженера, занимающегося гидравлическими сооружениями, была создана система водометов по простому принципу сообщающихся сосудов.

Петергоф носит гордое звание столицы фонтанов, ему нет равных во всем мире по сложности, великолепию и многообразию вариантов оформления. Например, система фонтанов у Большого дворца включает в себя 60 фонтанирующих устройств, рельефных композиций и почти четверть тысячи статуй.

Значимое место во всем каскаде занимает фонтан «Самсон». Эта знаменитая статуя золотого Самсона в центральном водоеме появилась по велению императрицы Анны Иоанновны, он посвящен победе России в Полтавской битве 1709 года.

Столб поднимающейся воды по указу должен быть ровно 21 метр, потому что в 1721 г. закончилась Северная война. Такую высоту струи смог обеспечить специально построенный водопровод. Историки могут рассказать о символе каждой детали в петергофском дворцовом комплексе, поэтому здесь постоянно проводятся выставки, музейные экспозиции, экскурсии.

Петергоф – история

Петр I оставил в русской истории заметный след не только указами и нововведениями, написанными на бумаге, но и вполне осязаемыми деяниями: кораблями, парками и дворцами. Построив новую российскую столицу, он также решил основать Петергоф – город, олицетворяющий собой «морскую» резиденцию морской державы.

В основе чертежей лежали карандашные рисунки Петра

Версальский тракт

Петр задумал создать дворец, окруженный парками, который ни в чем не уступал бы жилищам европейских монархов. Лучшим из лучших творений той эпохи считался Версаль. Дорога из Парижа в Версальский дворец была окружена поместьями первых лиц Франции.

По этому примеру Петр начал строительство дороги, соединяющей Санкт-Петербург с новыми апартаментами. Дорога, отправной точкой которой был Екатерингофский парк в Санкт-Петербурге, скоро была окружена усадьбами петербуржской вельможной знати. По обеим сторонам пути виднелись изумительно красивые дворцы, окруженные парками и садами. Европейские путешественники находили неоспоримое сходство с Версальским трактом.

Это интересно! Официальной датой основания считается 1723 год. Гостей, присутствовавших на этом торжественном мероприятии, восхитили и подчеркнуто парадный облик дворца, и парки, разбитые по всем правилам паркового искусства того времени. Но самое сильное впечатление осталось от фонтанных сооружений, которые вполне заслуженно можно назвать памятником инженерной мысли.

Дорога начинается от парка Екатерингоф Санкт-Петербурга и продолжает свой путь в другую сторону от Петродворца, заканчиваясь в парке Ольденбургского (Петергоф) Ораниенбаума.

Среди «созвездия» располагающихся на Петергофской дороге дворцов и парков особенное место занимает Знаменка. Парковый ансамбль, церкви, располагающиеся на территории Знаменской дачи, являются примером паркового искусства XVIII-XIX в.  

Лучшее время для посещения

С начала мая по сентябрь работают фонтаны. И большинство посетителей стремится попасть в парк именно в это время. Особенно много народа собирается в день открытия сезона. В это время проходят тематические представления, зрителей развлекают пиротехническими и лазерными шоу.

После выключения фонтанов вход парк бесплатный. Если вы хотите погулять по Петергофу и не тратить деньги на билет, приезжайте в парк не в сезон.

В окрестностях Петербурга есть и другие красивые парки. Советуем посетить экскурсии прославленное Пушкиным Царское село и впечатляющий своими размерами Павловский Парк.

Большой каскад как символ величия России

Удачное расположение всемирной столицы фонтанов и выход к морю призваны показать неоспоримую мощь России. В центре внимания — Большой каскад как олицетворение этой силы. Состоит из 2 подземных гротов и 3 лестниц-водопадов, а также включает 75 фонтанов и 255 скульптур из бронзы, мрамора и свинца. История каскада начинается с мая 1716 года. Его создание стало возможным благодаря слаженной работе архитекторов Николы Микетти, Михаила Земцова и Жана Батиста Леблона, а также специалистов по гидротехнике Василия Туволкова и Питера Суалема.

У подножия Большого каскада расположена одна из самых известных скульптур — Самсон, раздирающий пасть льва, установленная в 1735 году. Высота самой фигуры достигает 3 метра, а струи воды устремляются на высоту до 21 метра. Данная скульптура создана мастером Бартоломео Карло Растрелли (скульптурная группа) и архитектором Михаилом Земцовым (каменное основание).

Интересно, что создание фонтана связывают с празднованием в 1734 году двадцатипятилетия со дня победы русских войск над шведами в Полтавском сражении. Сама победа состоялась в день покровителя Самсона Странноприимца, с которым и ассоциируется Самсон. Лев сравнивается со шведским врагом по причине его изображения на гербе этой страны.

Морской канал, который называет еще Самсониевским, связывает Большой каскад с Финским заливом. Имеет 12-метровую ширину. Создан архитектором Михаилом Земцовым. При Петре I он был доступен для прохождения легких судов. Двадцать два фонтана, высота которых достигает 4-х метров, установлены вдоль канала и напоминают деревья из хрусталя.

Достопримечательности Петергофа: фото с описанием

Верхний парк

Вход бесплатный и открыт с 9 утра до 8-9 вечера.

Парк начинается с цветочных ковров, а причудливо подстриженные деревья и кусты образуют лабиринты. Восхитительное место с множеством скульптур и зелеными тоннелями. Фонтаны есть и здесь — с водным покровителем Нептуном и золотыми рыбками. Обычно здесь многолюдно, но на такой большой территории это почти незаметно.

Верхний сад Петергофа — чудо природы, усовершенствованное человеком. Своим ухоженным видом готовит к тем красотам, которые начнутся позади дворца.

Большой Петергофский дворец

Дворец — граница между верхним и нижним парками. Попасть в него очень непросто, если вы едете в Петергоф в первый раз, не планируйте посещение дворца. Понедельник и последний вторник месяца — выходные дни. В кассы бесконечные очереди, и билеты продаются ограниченное время. Но внутри так красиво, что посетить стоит.

Даже несмотря на то, что интерьеры — художественная имитация (оригинальные мрамор и наборный паркет были взорваны фашистами), выглядят залы роскошно. Комнаты или густо позолочены, или вплоть до потолка украшены картинами. В воссозданной столовой выставлен Веджвудский сервиз. Мебель, статуэтки, вазы — всё соответствует статусу императорской семьи.

Нижний парк Петергофа

Работает ежедневно с 9 утра до 8 вечера, но все фонтаны запущены только с 11 утра до 6 вечера. Вход платный, но действуют обычные музейные скидки для учащихся.

Нижний парк — это знаменитая лестница с фонтанами, Большой каскад, переходящий в морской канал. То самое место, ради которого едут в Петергоф. Самая большая коллекция фонтанов в России. К их созданию подошли творчески: вода спускается каскадами или бьет вверх из скульптур. Фонтан-пирамида, фонтан — шахматная доска, фонтан с античными колоннами и львами. Есть и фонтаны с исчезающей в основании водой: в них резвятся дети. Все и не перечислить: на неспешный осмотр всех фонтанов с фотографиями на память уйдет часов пять.

Если в Верхнем парке в военные годы был вырыт ров, то Нижний парк пострадал меньше. Здесь сохранилось больше старых деревьев, уходящих ввысь, на них живут белочки, которые доверчиво спускаются к туристам. Из новых веяний — живые зеленые скульптуры: медвежата, зайчики и бегемотики. Много цветочных полянок и большой луг.

Тут есть и доступный Нептун без фонтана: ему трут ступни на счастье.

Памятник истории — скамья в честь дочери императора Николая Первого Александры. Судьбы трех императорских дочерей сложно назвать счастливыми, но Александре даже пожить не удалось: она умерла после тяжелых родов в 19 лет.

Екатерининский корпус

Альтернатива Большому дворцу, но с более адекватной очередью. Такие же прекрасные интерьеры бальных залов и кабинетов. Картины, парадный сервиз, декоративная бронза, деревянная мебель необычных форм — поскольку музей небольшой, возможно осмотреть экспозицию более тщательно. Экскурсовод расскажет о полезном практическом значении на первый взгляд странных предметов.

Во дворе Екатерининского корпуса расположен фонтан-шутиха с бьющей из скамьи водой. Рядом дворец Монплезир — музей, посвященный быту Петра Первого.

Парк Александрия

Царская дача, именно во дворце Александрийского парка родился последний наследник престола Алексей Николаевич Романов. Если вы решили посетить парк, имея в запасе больше 2-3 часов времени, берите комплексный билет, чтобы не только погулять, но и познакомиться с дворянским бытом.

После шумного Санкт-Петербурга тихие аллеи Александрии отлично успокаивают. Коттедж можно посмотреть изнутри, капеллу только снаружи. Хорошее место для отдыха и фотосессий — людей в парке не слишком много.

Финский залив

Побывать на море? Почему бы и нет. На холодном Балтийском море не позагораешь и не поплаваешь, зато бесконечная водная гладь в наличии и можно смотреть вдаль, представляя, что на другом берегу уже другие страны — Финляндия и Эстония.

На берегу Финского залива на окраине Нижнего парка вполне устойчиво расположились каменные горки. Накопив в себе счастливые эмоции после посещения фонтанов, можно побегать по этим камням.

Что здесь примечательного? В летнее время проходят яхтенные регаты, и близко к берегу стоят белобокие красавицы с флагами самых разных стран.

Интересно: Форт Александр Первый в Финском заливе

Дворец Петергофа

Строительство главного дворца Петергофа проходило в несколько этапов: при Петре I в 1714—1723 гг. появилась центральная часть дворца и некоторые фонтаны (архитекторы Иоганн Браунштейн, Михаил Земцов, садовник Жан-Батист Леблон и автор проектов фонтанов Никколо Микетти). Полная перестройка дворца осуществлялась в 1745—1755 гг. по проекту Бартоломео Растрелли «под Версаль» по приказу императрицы Елизаветы в стиле барокко. Длина обращённого к морю фасада дворца — 268 м, всего 30 залов, авторы интерьеров — Растрелли и его ученик Юрий Фельтен. Посетить дворец без парка не получится. А вот дворец может быть закрыт, но парк открыт ежедневно с 9 до 19. Кроме того, отдельно оплачиваются входы в некоторые павильоны парка.

Парадная лестница дворца (1751 г.) волею Растрелли находится не в центре дворца, а в его дальнем конце

Стоит обратить внимание на классический, характерный для Растрелли декор — золочёная резьба по дереву. Обильно присутствуют также кариатиды, скульптуры, вазы, лепнина и барельефы

Поднявшись по парадной лестнице, вы поворачиваете налево и оказываетесь в Танцевальном (Купеческом) зале. Следующий, Чесменский зал носит название в память о сражении с турками и украшен 12 картинами на эту тему (1771—1773 гг.). К нему слева примыкает Голубая приемная (канцелярская), названная по цвету обитых шёлком стен. Но вам направо, в Большой тронный зал (интерьер Юрия Фельтена, 1778 г.), начинающий анфиладу комнат второго этажа. Там снова картины, парадные портреты монархов, центральное место среди которых занимает конный портрет Екатерины II (1762 г., В. Эриксен), у которого стоит красный бархатный трон Петра I, сделанный по заказу Меншикова. Следующий небольшой Аудиенц-зал сохранил интерьер Растрелли — опять золочёная резьба по дереву, зеркальные рамы, плафон «Освобождённый Иерусалим». Отсюда налево — в Белую столовую, там интерьер уже работы Фельтена (1775 г.), и упор сделан на лепнину (амуры с плодами и цветами, охотничьи трофеи, музыкальные инструменты). Выставлен «Веджвудский сервиз» из кремового английского фаянса, приобретённый Екатериной II в 1779 г. Дальше начинаются дворцовые покои, и вы входите в ту часть дворца, которая существовала изначально при Петре I. Там два Китайских кабинета (Западный и Восточный) в модном в начале XVIII в. псевдокитайском стиле «шинуазри»: лаковые ширмы, миниатюры, панно, фонари на потолках.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий