Пирамида потребностей маслоу: характеристика 5 основных ступеней и ее применение в жизни человека

[править] Про аффтора

Пирамида, говоришь?

Чета Масловых свалила в СШП из ебеней под Киевом в самом начале XX века, чем избавила себя и будущего ребенка от ужосов Первой мировой войны, украинской государственности, гражданской войны, голодомора, сталинских репрессий, немецкой оккупации, Холокоста и борьбы с космополитизмом. Папа будущего светила, ломая устоявшиеся стереотипы про ЕРЖ, работал руками — делал бочки. Мамаша оказалось несколько ебанутой и пиздила отпрыска просто так, пока папаша ездил на блядки к клиентам.

Когда маленькому Абраше исполнилось девять лет, семья сменила еврейское гетто в Бруклине на какое-то другое гетто, и его стали пиздить не только мамаша, но и сверстники, за то что еврей. Абрам в отместку стал ботанить школьную программу, что вкупе со скопленными непосильным трудом папы деньгами позволило ему поступить в юридический колледж. Казалось бы, сбылась мечта идиота, но наш герой, следуя по стопам папы, поломал шаблоны и вылетел с первого курса.

Какими-то хитрыми путями Маслов прибился к психологической тусовке, закорешился с корифеями, был очарован бихевиоризмом и трудами его идеолога, Джона Уотсона. Но в мозгу молодого психолога бродили крамольные вопросы. Например: «почему кто-то становится приличным человеком, а кто-то — быдлом и пиздит его по почкам?» Модный тогда бихевиоризм, aka стимул -> реакция, ответов не давал. В 1943 Маслов тиснул статейку, где впервые прозвучали слова иерархия потребностей, и тут же был поднят на смех уже коллегами. Но, закалённый мамашей и антисемитизмом, продолжал гнуть свою линию

Впервые обратил внимание не на уродов, а на добившихся успеха, попытался вычислить, чем же внутри верхней головы успех достигается. Жил, работал, добился решпекта и уважухи

Помер в 1970 году. Ныне считается одним из основателей гуманистической психологии.

Хотя Маслов постоянно задвигал про потребности и их иерархию, слова пирамида, а тем более её изображения, в его работах не было. Самое раннее отрытое изображение идей Маслова в виде пирамиды датируется 1975 годом. Через пять лет после его кончины, в каких-то немецких учебниках.

Потребность в признании, уважении и почитании

Любой человек, не будучи постоянным клиентом психотерапевта, нуждается в признании и устойчивой, чаще высокой оценке достоинств,
которыми он располагает. Потребности в уважении окружающих и самого себя Маслоу делит на два класса.
К первому он относит стремления и желания, связанные с достижениями.
Они проявляют себя в жажде признания за человеком его адекватности, компетентности, интеллекта, дающих ощущение уверенности,
свободы и независимости.
Ко второму классу Маслоу относит потребность в репутации и престиже, проявляющейся в уважении окружающих, потребность в
статусе, внимании, признании, славе – все того, о чем упоминал в своих трудах автор концепции индивидуальной психологии
Альфред Адлер.
Удовлетворение потребностей этого уровня рождает ощущение собственной значимости, уверенности в том, что он нужен этому миру.

Напротив, неудовлетворенная потребность в признании становится постоянным источником слабости, неуверенности, беспомощности и
уныния. Прогрессируя, такое состояние запускает тектонические невротические процессы.
Чрезмерный акцент на мнении окружающих, в комплексе с недооценкой реальных способностей, возможностей и навыков – верный
путь к глубокой депрессии и серьезным соматическим сбоям.
Здесь Маслоу приходит к выводу: здоровой и адекватной можно считать только самооценку, основывающуюся на заслуженном признании
и уважении, а не на лести окружающих, единичном успехе или достижении.

Верна ли теория Маслу

А ведь по пирамиде потребностей Маслоу очень наглядно видно, что внизу имеются простейшие материальные и физические потребности, потом они становятся все более важными, затем соединяются с духовными потребностями и наверх выходят наиболее творческие, значимые духовные потребности.

Многие хотят пройти по ступеням и последовательно удовлетворить описанные потребности!

Некоторые стараются удовлетворять их все чаще и больше!

Другие вероятно хотели бы удовлетворять весь набор потребностей ежедневно!

И это все так и происходит, все просто — каждый человек ежедневно получает удовлетворение всей пирамиды потребностей сразу и при всех действиях и ежедневно!

А все привыкли осознавать, что пирамида потребностей является иерархией потребностей и достается ступенчато и 3,4 ступень будет когда-то потом, а 5,6 — вообще трудно достижима и ей пользуются только Олигархи, религиозные лидеры и избранные профессора и министры.

Все гораздо проще – все потребности, практически всех уровней удовлетворяются даже школьником тогда, (как мы привыкли говорить «пустая трата времени»), когда подросток банально играет в компьютерные игры. А между тем он в это время получает удовлетворение своих потребностей всех сразу комплексно. Каждая потребность удовлетворяется в маленьком приближении, так сказать, в домашних условиях. Какая-то побольше. Какая-то поменьше.

А смысл в том, что удовлетворение получается комплексным и полным, и происходит оно не на Мальдивах и не с олигархом, как многие привыкли думать, или, к примеру, с продвинутым йогом. А с самым обыкновенным Васей, и именно в момент, когда человек получает искреннее удовольствие и приятность, а это может происходить везде и всюду.

  • Дети играют в игры, без устали бегают в догонялки, с увлечением прячутся и водят.
  • Кто-то общается с другом на интересную им тему, например о конструировании корабликов.
  • Девочки общаются и веселятся, играя с куклами.
  • Парни играют в спортивную игру волейбол.
  • Женщины общаются и радуются со своими детьми.
  • Муж целует жену и счастлив.
  • Парень дарит девушке букет цветов и радуется, он счастлив и девушка тоже.
  • Менеджер радуется, что на работе получилось вовремя завершить отгрузку.
  • Собственник ликует, что вовремя и качественно завершили сделку.
  • Человек рад, что его похвалили и дали премию.
  • Человек гуляет с собакой во дворе и засмотрелся, как один голубь ухаживает за голубкой, созерцает природу и воркующих птиц, восторгаясь их грацией.
  • Человек смотрит на совершенный в своей красоте цветок и ему очень приятно смотреть на него
  • Человек приобрел долгожданный новый телефон, новую машину, радуется как младенец.

Все новые вещи, к которым у человека есть большой интерес и заинтересованность, дают полный набор удовлетворения и еще и комфорт. Становится лучше и в быту удобней, остается больше времени на духовные нужды, познание самого себя.

Если посмотреть на пирамиду потребностей аналитически, то сразу видно, что на вершине пирамиды есть люди, которые всего якобы уже достигли и почему то идут дальше, а не складывают руки. Значит, далее есть еще что-то.

Если посмотреть со стороны, то видно, что человек одновременно получает удовольствие и удовлетворяет потребности и просто расширяет диапазон = масштабно = растет = развивается.

Пирамида Маслоу

Пирамида Маслоу представляет собой особую диаграмму, в которой в иерархическом порядке представлены все потребности человека. Однако ни одна из публикаций учёного не содержит никаких схематических изображений, т.к. он придерживался мнения, что этот порядок динамического характера и может изменяться в зависимости от особенностей личности каждого отдельно взятого человека.

Первые упоминания о пирамиде потребностей можно найти в немецкоязычной литературе 70-х годов XX столетия. Во многих учебных материалах по психологии и маркетингу их можно встретить и сегодня. Сама же модель потребностей активно используется в экономике и имеет большое значение для теории мотивации и поведения потребителей.

Интересно также распространённое мнение о том, что сам Маслоу не создавал пирамиду, а лишь вывел общие особенности в формировании потребностей успешных в жизни и творческой деятельности людей. А пирамиду придумали его последователи, стремившиеся наглядно представить идеи учёного. Об этой гипотезе мы поговорим во второй половине статьи. Пока же разберемся в том, что такое пирамида Маслоу в подробностях.

Согласно исследованиям учёного, у человека есть пять основных потребностей:

1

Физиологические потребности (первая ступень пирамиды)

Физиологические потребности свойственны абсолютно всем существующим на нашей планете живым организмам, соответственно, и каждому человеку. И если человек не будет их удовлетворять, то он просто не сможет существовать, а также не сможет полноценно развиваться. Например, если человек сильно хочет в туалет, он наверняка не будет увлечённо читать книгу или спокойно прогуливаться по красивой местности, наслаждаясь удивительным пейзажем. Естественно, что, не удовлетворив физиологические потребности, человек не сможет и нормально работать, заниматься бизнесом и любой другой деятельностью. Такими потребностями являются дыхание, питание, сон и т.п.

2

Безопасность (вторая ступень пирамиды)

К этой группе относятся потребности в безопасности и стабильности. Чтобы понять суть, можно рассмотреть пример с младенцами – ещё будучи неосознанными, они на подсознательном уровне стремятся, после того как удовлетворили жажду и голод, к тому чтобы быть защищёнными. И дать им это ощущение может только любящая мать. Аналогично, но уже в другой, более мягкой форме, обстоит ситуация и со взрослыми людьми: из соображений безопасности они стремятся, например, застраховать свою жизнь, устанавливают прочные двери, ставят замки т.д.

3

Любовь и принадлежность (третья ступень пирамиды)

Здесь речь идёт о социальных потребностях. Своё отражение они находят в таких стремлениях, как завести новые знакомства, обрести друзей и спутника жизни, быть причастными к какой-либо группе людей. Человек нуждается в том, чтобы проявлять любовь и получать её по отношению к себе. В социальной среде человек может почувствовать свою полезность и значимость. И именно это мотивирует людей удовлетворять социальные потребности.

4

Признание (четвёртая ступень пирамиды)

После того как человек удовлетворяет потребность в любви и принадлежности к социуму, непосредственное воздействие на него окружающих снижается, и в центре внимания оказывается желание быть уважаемым, стремление к престижу и признанию различных проявлений своей индивидуальности (талантов, особенностей, умений и т.п.). И лишь в случае успешной реализации своего потенциала и после достижения признания важных для человека людей, он приходит к уверенности в себе и своих силах.

5

Самореализация (пятая ступень пирамиды)

Эта ступень последняя и на ней находятся духовные потребности, выражающиеся в желании развиваться как личность или духовный человек, а также продолжать реализовывать свой потенциал. Как следствие – творческая деятельность, посещение культурных мероприятий, стремление развить свои таланты и способности. К тому же, человек, сумевший удовлетворить потребности предыдущих ступеней и «забравшись» на пятую, начинает активно искать смысл бытия, изучать окружающий мир, стараться внести в него свою лепту; у него могут начать формироваться новые взгляды и убеждения.

Таково описание основных потребностей человека. Насколько эти описания имеют место быть, вы можете оценить самостоятельно, просто постаравшись взглянуть на себя и свою жизнь со стороны. Наверняка, вы сможете найти много подтверждений их актуальности. Но следует сказать, кроме всего прочего, и о том, что в пирамиде Маслоу присутствует несколько спорных моментов.

Критика

Многие психологи все-таки подвергают критике теорию о пирамиде потребностей. Они обосновывают это тем, что экономическая обстановка во времена создания теории оставляла желать лучшего, поэтому мнение о неудовлетворенности базовых потребностей было актуальным. Сейчас же человек пресыщен разными услугами, и у него нет необходимости страдать от нехватки чего-то, выживать уже не приходится.

Современные исследователи подтверждают, что сейчас у человека не такая последовательность потребностей, как в пирамиде. Совсем не обязательно получать сначала любовь, а потом ценность, и потом развитие. Сейчас мотивация немного преобразилась, есть другие мотиваторы, помогающие достигать успеха и изменяться. Подробнее об этом читайте в статье.

Иерархия потребностей по Маслоу

Итак, рассмотрим подробнее, что представляет собой иерархия потребностей, разработанная Абрахамом Маслоу. 

Главная потребность – физиологическая, согласно которой человеку нужна еда, вода, секс. Это основные потребности, без которых, по мнению ученого, человек не может. Вполне логично, что голодный человек предпочтет лучше поесть, чем снискать уважение коллег или знакомых. Физиология – превыше всего. Тем более, без еды и воды под вопросом само существование человека.
Вторая потребность заключается в безопасности

Человеку важно чувствовать себя защищенным. Поэтому он старается избегать каких-либо опасностей или потенциально опасных ситуаций. 

Некоторые ученые относят нужду в безопасности также к физиологическим потребностям, считая, что она берет начало в первобытном обществе

В те времена человеку важно было поесть, поспать, пить воду, иметь потомство и держаться в стороне от диких зверей, непогоды и других опасностей. Человек боялся за свою жизнь, поэтому искал убежища, пещеры, в которых мог чувствовать себя в безопасности

Третья потребность – любовь и уважение. Маслоу считал, что современный человек, удовлетворив первые две ступени, будет искать любовь и уважение. Людям свойственно испытывать чувства, вступать в отношения, обзаводиться семьями и детьми, чувствовать уважение к другим и видеть уважение или неуважение к себе. С этой целью каждый ищет ту группу людей, которая ближе всего подойдет для удовлетворения данных нужд

Человек – социальное существо, ему важно быть частью общества и занимать в нем определенное место. Именно стремясь избавиться от одиночества, люди становятся частью клубов, движений, кружков. 
Четвертая ступень пирамиды предполагает развитие потребности людей в признании, достижении определенных уровней развития, положения

Человеку важно осознавать, что он имеет способности к развитию и постепенно завоевывает в обществе определенную репутацию. Конечно, у каждого она своя, так как у каждого собственное понятие и стремление чего-то достичь. 

Статус в обществе дает человеку уверенность в себе и собственных силах, помогает добиваться цели, достигать новых вершин. Это может быть карьерный рост, увлечение, спорт, культурные достижения. Если человек не в состоянии добиться признания и достичь цели, он становится слабым, у него могут развиться неврозы и депрессия.

Пятая и высшая ступень пирамиды – потребность в самоактуализации, когда человек, удовлетворив в разных степенях все остальное, начинает искать возможности самореализоваться. 

Человек, дошедший до пятой ступени, начинает развивать творческие способности, заниматься духовным ростом, самосовершенствованием. Он может ходить на художественные выставки, посещать театр, культурные мероприятия, мастер-классы по личностному росту. Некоторые люди задаются поиском смысла жизни, своего места в социуме и предназначения. 

Спорное, недостатки пирамиды потребностей

В первых, саму пирамиду придумал не господин Абрахамом Маслоу, а маркетинговые компании, обучающие своих сотрудников для повышения продаж. Сам же Маслоу пол жизни посвятил изучению человеческих потребностей. Получается, что это — примитивная схема его трудов.

Она не выдерживает конструктивной критике. Например, человек постящийся (религиозный пост) – противоречит ее концепции.

Это теория, а не аксиома – теории должны быть доказаны, доказывать пирамиду потребностей довольно сложно. Как доказывать — если нет определенного универсального инструмента для каждого человека – «потребомера» (как измерить силу потребности?).

Критика

Теория иерархии потребностей, несмотря на свою популярность, не подтверждается и имеет низкую валидность (Hall and Nougaim, 1968; lawler and Suttle, 1972).

Когда Холл и Ноугейм (Hall и Nougaim) проводили своё исследование, Маслоу написал им письмо, в котором отметил, что важно учитывать удовлетворение потребностей в зависимости от возрастной группы испытуемых. «Счастливчики» с точки зрения Маслоу удовлетворяют потребности в безопасности и физиологии в детстве, потребности в принадлежности и любви — в подростковом возрасте и т. д

Потребность же в самоактуализации удовлетворяется годам к 50 у «счастливчиков». Именно поэтому нужно учитывать возрастную структуру.

Главная проблема при проверке теории иерархии в том, что нет надежного количественного измерителя удовлетворенности потребностей человека. Вторая проблема теории связана с разбиением потребностей в иерархии, их последовательностью. Сам Маслоу указывал, что порядок в иерархии может меняться. Тем не менее, теория не может объяснить, почему некоторые потребности продолжают быть мотиваторами даже после того, как они были удовлетворены.

Поскольку Маслоу исследовал биографии только тех творческих личностей, которые, по его мнению, были успешными («счастливчиками»), то из исследуемых личностей выпал, например, Рихард Вагнер, великий композитор, лишенный практически всех личностных черт, ценимых Маслоу. Учёного интересовали необычайно активные и здоровые люди, такие как Элеонора Рузвельт, Авраам Линкольн и Альберт Эйнштейн. Это, конечно, накладывает неизбежные искажения на выводы Маслоу, так как из его исследований не ясно было, как устроена «пирамида потребностей» большинства людей. Также Маслоу не проводил эмпирических исследований.

Иерархия потребностей – 5 ступеней

Изначально психолог выделял 7 уровней, примеры и их названия немного позже. Чуть позже последователи Маслоу сузили пирамиду до 5 ступеней основных потребностей человека. Но основная идея иерархии остается прежней.

Физиологические потребности

Это первый уровень пирамиды. Мы не можем прожить без удовлетворения физиологических потребностей. Человеку для сохранения жизни они нужны. Ведь что будет с ним, если он не позаботится о еде или сне? Да начнутся проблемы, такие, от которых хочешь или не хочешь, но придется поесть и поспать.

Многие психологи утверждают, что пока эта основная потребность не будет удовлетворена, человеческий мозг ни о чем другом думать не может. Но из всякого правила есть исключения. Я знаю случаи, когда человеку некогда было спать и есть, пока он не закончит диссертацию, находясь на финишной прямой.

Потребность в безопасности

Здесь играет роль инстинкт самосохранения

Еще в древности человеку важно было ощущать себя в безопасности, поэтому мы строим дома, заборы, выстраиваем личностные границы. Если по каким-то причинам у нас не получается удовлетворить ее, жизнь идет “наперекосяк”

Человек становится подозрительным, появляется страх, тревога. Они, конечно, могут появиться и по другим причинам…

Потребность в любви, дружбе, принадлежности

С этой ступени мы начинаем говорить о ценностях человека. Именно его окружение их определяет

Любому человеку важно ощущать себя в группе похожих на него людей, быть принятым в ней и найти среди таких членов группы наиболее близких, которые бы стали друзьями

В настоящее время семья – единственная группа, где человека принимают безусловно. Конечно, речь идет о настоящей семье, где все уважают и учитывают друг друга, где каждый ценен и нужен. В такой семье человек узнает, что значит любовь, чувство защищенности и принятие. Уже научно доказан факт: чем больше здоровой любви и принятия ребенок получает в семье, тем лучше он адаптируется в обществе.

Потребность в признании, уважении

Это следующая социальная потребность личности. Благодаря ее удовлетворению человек займет положение в обществе, в кругу знакомых, сможет показать себя. Для этого ему понадобятся адекватная самооценка и определенные достижения в своей сфере

Здесь важно “гнуть свою линию”, а не подчиняться чужому мнению. Как убрать от него зависимость, читайте тут

Человеку сложно справиться с этой неудовлетворенной потребностью. Когда его не уважают на работе, приходит время ухода с нее. Как это правильно сделать, читайте в этой статье. Если ребенка не уважают в семье, в более или менее самостоятельном возрасте он убегает из нее или в никуда, или за приключениями. Если супруга не слышат и не уважают, рано или поздно наступает развод.

Потребность в самореализации

На вершине пирамиды находится желание человека реализовать себя. Его еще называют когнитивной потребностью. Основа – путь к познанию и саморазвитию. Это стремление человека познавать новое, открывать для себя неизведанные стороны мира. У детей она выражается в разбирании игрушек, познании устройства предметов и явлений. Взрослые реализовывают ее через науку, религию, путешествия.

Такая потребность не может удовлетворяться без внутренней мотивации на изменения, начало новой жизни. Это высшая потребность человека, которая делает его мудрее, счастливее. Маслоу утверждает, что достичь ее удовлетворения могут далеко не все люди. Если человек попал в дружелюбную среду, у него адекватная самооценка, он не боится выражаться и развиваться, то ему удастся самореализоваться.

Нужно отметить, что формы проявления этих потребностей у каждого человека проявляются по-разному. Одним достаточно, чтобы им говорили приятные слова, а другие ищут признания на сцене. Одни хотят добиться уважения всей страны, а другим достаточно рукопожатий и радости после защиты диссертации.

Если говорить о расширенной пирамиде с 7 уровнями, то она представляет следующую иерархию потребностей:

  1. Физиологические – голод, жажда, половое влечение и т. д.
  2. Безопасность – чувствовать себя защищенным, не испытывать страх неудач.
  3. Принадлежность и любовь – принадлежность к общности, ощущать себя принятым, любить, принимать любовь.
  4. Уважение, почитание – достижение успеха, признание, одобрение, компетентность.
  5. Познавательные – понимание, умения, знания, исследования.
  6. Эстетические – красота, вкус.
  7. Самоактуализация – развитие, достижение гармонии с собой.

Наверху пирамиды находится идеальное ощущение человека – гармония с собой. Суть этой теории как раз и состоит в том, что при удовлетворении всех потребностей человек достигает идеального чувства.

О жизни великого ученого, мыслителя и идеолога

Известный во всем мире деятель науки и один из создателей гуманистической психологии Абрахам Маслоу является коренным американцем. Его биография начинается в 1908 году, когда в семье евреев появился на свет первенец. Некогда иммигрировавшие в Америку, родители новорожденного малыша проживали в Бруклине.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Благодаря стараниям родителей маленький Абрахам хорошо учился, занимался спортом и очень много читал. В то же время его отношения со старшим поколением оставляли желать лучшего: отец стал спиваться, а мать обратилась к религии и стала настоящей фанатичкой. К тому же мальчик постоянно сталкивался с придирками сверстников относительно поведения его родителей и физической неказистости самого мальчугана. Но он продолжал добиваться лучших результатов в спорте, одновременно читая книги из местной библиотеки одну за одной.

Рекомендуем: Карл Роджерс: биография

В юношеском возрасте ему отчасти пригодились те знания, которыми Абрахам Маслоу успел самостоятельно овладеть к тому времени. И если детские годы краткая биография психолога описывает несколькими фразами, то юношество и зрелый возраст А. Маслоу пестрит различными событиями.

И первым местом работы, где на практике стал применять полученные знания Абрахам Маслоу, стал его родной институт. После получения степени магистра молодой ученый принялся за изучение моделей поведения макак. Исследуя представителей такой разновидности обезьян, он сделал определенные выводы насчет половых и доминантных отношений самцов в рамках колонии, о чем и написал свою докторскую диссертацию.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Примерно в то же время Маслоу Абрахам Харольд контактирует с разными учеными, чьи взгляды на жизнь и психологию человека стали основным фундаментом, на котором была впоследствии создана знаменитая гуманистическая теория Маслоу.

Рекомендуем: Как выйти из зоны комфорта?

В возрасте 20 лет уже заявивший о себе в широких научных кругах Абрахам женился. Его избранницей стала Берте Рудман. Но так как она была двоюродной сестрой Абрахама Маслоу, представители старшего поколения с обеих сторон крайне отрицательно относились к этому браку. Несмотря на это, молодые люди узаконили свои отношения, результатом которых стало впоследствии рождение двух девочек – Энн и Эллен Маслоу (вторая известна как весьма успешный психотерапевт).

Пирамида Маслоу: что это такое?

Разберём, что значит пирамида Маслоу, по своему значению и построению.

Известная пирамида потребностей Маслоу — это наглядная модель идеи американского психолога Абрахама Маслоу, демонстрирующая, как выглядит иерархия потребностей человека. Диаграмма Маслоу — это теория мотивации человека, представленная в виде уровней.

В основе пирамиды Маслоу лежат жизненные потребности человека, которые последовательно формируются с рождения и далее при взрослении. В базовом уровне расположены потребности физиологические — нужда в тепле, утолении жажды, голода. В верхней части пирамиды, у её вершины, находятся другие потребности — эстетические (гармония, красота) и потребности в самовыражение, личностном развитии, реализации своих целей (самоактуализация).

Согласно теории, человеческие потребности более низких уровней должны удовлетворяться перед тем, как люди приступят к реализации «высоких» потребностей. Автор писал, что когда «живот человека регулярно полный», то у него возникают другие потребности, более высокого уровня.

Смотрите видео о пирамиде Маслоу:

Идею наглядно отражает классическая пирамида Маслоу — картинка-диаграмма показывает эволюцию потребностей человека от самых базовых примитивных до «высоких», духовных потребностей другого уровня.

Автор модели А. Маслоу полагал, что пика пирамиды способен достигать лишь очень незначительный процент всех людей. Те, кто входит в этот «процент», достигают высшей степени зрелости, они более независимы, демократичны, креативны. Люди, чьи потребности лежат на вершине уровневой пирамиды, философски воспринимают действительность и продуктивны в разных сферах деятельности.

Вопрос, когда была создана пирамида Маслоу, требует разъяснения. В работе «Мотивация и личность» в 1954 г. автор изложил общие этапы системы формирования потребностей людей, которые достигли успеха. При этом он не заключал свои выводы в какие-либо графики, диаграммы, таблицы.

Идея представить теорию упрощённо, в виде пирамиды, принадлежала не самому Маслоу, а его последователям. Впервые «треугольник Маслоу» опубликован в 70-е годы прошлого века.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий