Плутарх

Содержание

Объектом пародии являются не только биографические перипетии и характерные исторические типажи, в основном второй половины XIX — первой половины XX века (художники, писатели и актёры-эпигоны, учёные, изобретатели, религиозные деятели), но и стиль биографического текста. Пародируются такие источники, как гимназические учебники, энциклопедии, либеральная «прогрессистская» журналистика начала века, пропагандистские тексты об успехах русской науки и техники времён «борьбы с космополитизмом», когда и создавался «Новейший Плутарх» (рассказ о путешествии русского воздухоплавателя Генисаретского в Тибет).

Несколько раз прототипом героя статьи «Новейшего Плутарха» является конкретная личность: например, граф А. А. Игнатьев, чьи известные мемуары «Пятьдесят лет в строю» высмеиваются в статье «Иниго ди Виченца», М. Ф. Кшесинская, прототип балерины Знобинской, В. Д. Спасович, изображённый в образе адвоката Красовича, Тоётоми Хидэёси, чья биография спародирована в статье о Иосихидэ Тачибана, Алкивиад, выведенный как Тимей Галикарнасский.

Все статьи снабжены портретами героев, некоторые — также дополнительными иллюстрациями. В текст ряда биографий включены пародийные «цитаты» из воспоминаний, художественной прозы и стихов.

С[править]

  • С народом надо обращаться как с влюбленным, держась от него подальше и заставляя тосковать о своем отсутствии.
  • Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах.
  • Сластолюбивый муж делает жену распутной и похотливой; супруга порядочного и добродетельного человека становится скромной и целомудренной.
  • Слово, доколе известно одному человеку, действительно остается тайным, а перейдя ко второму, становится достоянием молвы.
  • Смелость — начало победы.
  • Сострадание — есть горе о чужом несчастье, зависть — есть горе о чужом счастье.
  • Совершать дурные поступки — низко, делать добро, когда это не сопряжено с опасностью,- вещь обычная. Хороший человек — тот, кто делает большие и благородные дела, даже если он при этом рискует всем.
  • Справедливый муж повелевает женою не как хозяин собственностью, а как душа телом, считаясь с ее чувствами, и неизменно благожелательно.
  • Супружеский союз, если он основан на взаимной любви, образует единое сросшееся целое; если он заключен ради приданого или продолжения рода, то состоит из сопряженных частей; если же — только затем, чтобы вместе спать, то состоит из частей обособленных, и такой брак правильно считать не совместной жизнью, а проживанием под одной крышей.
  • Суровость делает отталкивающим целомудрие жены, равно как и неопрятность — ее простоту.

Биография

Плута́рх (др.-греч. Πλούταρχος) (ок. 46, Хе­ро­нея, Бе­о­тия — ок. 127, место смерти неизвестно) — древнегреческий писатель и философ, общественный деятель. Наиболее известен как автор труда «Сравнительные жизнеописания», в ко­то­ром вос­соз­да­вал об­ра­зы вы­даю­щих­ся по­ли­тических дея­те­лей Гре­ции и Ри­ма. Публицистические, литературные и философские сочинения Плутарха на различные темы принято объединять в серию под названием «Нравственные сочинения» («Моралии»), в которую среди прочего включены популярные «Застольные беседы» (в 9 томах).

Плутарх происходил из состоятельной семьи, проживавшей в небольшом городе Херонее в Беотии. В молодости в Афинах Плутарх изучал философию (главным образом у платоника Аммония), математику, риторику. В дальнейшем значительное влияние на философские взгляды Плутарха оказали перипатетики и стоики. Сам он считал себя платоником, но на самом деле был скорее эклектиком, причём в философии его интересовало главным образом её практическое приложение. Ещё в молодости Плутарх вместе с братом Ламприем и учителем Аммонием посетил Дельфы, где ещё сохранялся пришедший в упадок культ Аполлона. Это путешествие оказало серьёзное влияние на жизнь и литературную деятельность Плутарха.

Вскоре после возвращения из Афин в Херонею Плутарх получил от городской общины поручение к римскому проконсулу провинции Ахайя и успешно выполнил его. В дальнейшем он верно служил своему городу, занимая общественные должности. Обучая собственных сыновей, Плутарх собирал в своём доме молодёжь и создал своего рода частную академию, в которой играл роль наставника и лектора.

Бюст Плутарха на его родине в Херонее

Плутарх был хорошо известен современникам и как общественный деятель, и как философ. Он многократно бывал в Риме и других местах Италии, имел учеников, занятия с которыми вёл на греческом языке (латынь он начал изучать лишь «на склоне лет»). В Риме Плутарх встретился с неопифагорейцами, а также завязал дружбу со многими выдающимися людьми. Среди них были Арулен Рустик, Луций Местрий Флор (соратник императора Веспасиана), Квинт Сосий Сенецион (личный друг императора Траяна). Римские друзья оказали Плутарху ценнейшие услуги. Став чисто формально членом рода Местриев (в соответствии с римской юридической практикой), Плутарх получил римское гражданство и новое имя — Местрий Плутарх. Благодаря Сенекиону он стал самым влиятельным человеком своей провинции: император Траян запретил наместнику Ахайи проводить какие-либо мероприятия без предварительного согласования с Плутархом. Такое положение позволяло Плутарху свободно заниматься об­щественной и про­све­тительской дея­тель­но­стью на родине в Хе­ро­нее, где он за­ни­мал не толь­ко почётную долж­ность архонта-эпо­ни­ма, но и бо­лее скром­ные ма­ги­ст­ра­ту­ры.

На пятидесятом году жизни Плутарх стал жрецом Храма Аполлона в Дельфах. Пытаясь вернуть святилищу и оракулу былое значение, он заслужил глубокое уважение амфиктионов, которые воздвигли ему статую.

История создания

Авторами отдельных вымышленных биографий книги стали четыре разных человека: Даниил Альшиц, Даниил Леонидович Андреев, Василий Васильевич Парин и Лев Львович Раков — товарищи по тюремной камере в конце 1940-х годов в заключении во владимирском централе. Идея книги принадлежала Л. Л. Ракову.

Одно время единственный в книге текст Д. Альшица «Хрипунов О. Д. — деятель опричнины» по ошибке приписывался Д. Л. Андрееву, хотя там достаточно явно заметны нехарактерные для последнего черты.

Книга содержит юмористические биографические статьи ряда вымышленных персонажей различных времён и народов. Название книги связано с трудом Плутарха «Сравнительные жизнеописания». Серию биографий под названием «Новый Плутарх» планировал издавать также Михаил Кузмин, с которым Раков был близок в молодости (вышла только одна книга — жизнеописание Калиостро).

После освобождения в середине 1950-х годов Л. Л. Раков изготовил три экземпляра книги, по которым позже было осуществлено печатное издание.

Trivia

  • In a deleted scene, it reveals that Plutarch was the one who switched the Quarter Quell to have the victors fight, not President Snow like Katniss thought.
  • The actor for Plutarch, Philip Seymour Hoffman, died on February 2, 2014 while shooting the last film (Mockingjay).
  • It is likely that he is a relative of Hilarius Heavensbee.
The Hunger Games trilogy
Novels The Hunger GamesCatching FireMockingjayThe Ballad of Songbirds and Snakes
Main Characters Katniss Everdeen • Peeta Mellark • Gale Hawthorne • Haymitch Abernathy • Effie Trinket
Supporting Characters Primrose Everdeen • President Snow • Cinna • Mrs. Everdeen • Mr. Everdeen • President Coin • Claudius Templesmith • Caesar Flickerman • Madge Undersee • Paylor • Plutarch Heavensbee • Seneca Crane
Tributes Marvel • Glimmer • Cato • Clove • Foxface • Thresh • Rue • Maysilee Donner • Titus
Past Victors Augustus Braun • Annie Cresta • Beetee Latier • Blight • Brutus • Cashmere • Cecelia • Chaff • Enobaria • Finnick Odair • Gloss • Johanna Mason • Lyme • Mags Flanagan • Morphlings • Porter Millicent Tripp • Seeder • Wiress • Woof
Groups Rebellion • Gamemakers • Prep team • Tributes • Victors
Locations Panem • The Capitol • District 1 • District 2 • District 3 • District 4 • District 5 • District 6 • District 7 • District 8 • District 9 • District 10 • District 11 • District 12 • District 13
Behind the Scenes Suzanne Collins • Gary Ross • Francis Lawrence
Films The Hunger Games (film) • Catching Fire (film) • Mockingjay — Part 1 • Mockingjay — Part 2

Рецепция

Несмотря на компилятивный метод и эклетичный стиль Плутарха, его наследие активно изучается, переводится и переиздаётся начиная с эпохи Возрождения вплоть до сегодняшнего дня.

Влияние Плутарха сказывается уже в творчестве историков Аппиана Александрийского и Аминтиана, о Плутархе с уважением отзываются Апулей и Авл Геллий.

Трагедии Шекспира «Антоний и Клеопатра», «Юлий Цезарь» и «Кориолан» во многих деталях следуют за Плутархом. Плутарха ценили Рабле, Монтень, Мольер. Руссо отмечал огромное влияние его образов героев, которое он испытал в юности, с особенным интересом относился к бытовой детализации жизнеописаний. «Моралистический психологизм» его сочинений оказал существенное влияние на развитие биографической литературы в европейской традиции, а также романов. Возникли литературные подражания — например, сборники «Немецкий Плутарх», «Французский Плутарх», «Плутарх для юношества», «Плутарх для дам». В России обобщающим термином «Плутарх» даже стали называть любые биографии знаменитых людей, независимо от того, кому принадлежало их авторство. В драме «Разбойники» Ф. Шиллера Карл Моор восклицает: «О, как мне гадок становится этот век бездарных борзописцев, лишь стоит мне почитать в моём милом Плутархе о великих мужах древности».

В 1935 году Международный астрономический союз присвоил имя Плутарха кратеру на видимой стороне Луны.

Философия и литература

Плутарх всегда считал себя последователем учений Платона. Тем не менее, правильнее будет его отнести к эклектикам – приверженцам течения, полностью сформированного уже после смерти Плутарха александрийским философом Потамоном.

На формирование взглядов Плутарха влияло много факторов, среди которых платоник Аммоний сыграл главную роль. Однако стоит отметить, что еще во время обучения будущий философ успел завести знакомства с перипатетиками (учениками Аристотеля) и со стоиками. И если последователи Аристотеля показались ему более-менее убедительными, то стоиков, как и эпикурейцев, Плутарх в дальнейшем серьезно раскритиковал.

Философ Плутарх

Также во время одного из своих путешествий по миру Плутарх успел познакомиться и с римскими неопифагорейцами. Литературное наследие философа действительно обширно. Согласно каталогу, составленному братом философа Ламприем, Плутарх написал порядка 210 сочинений, основная часть которых сохранилась до наших дней. Из этой массы исследователи особняком ставят «Сравнительные жизнеописания» и цикл «Моралии», состоящий из 78 произведений (плюс еще 5 со спорным авторством).

«Сравнительные жизнеописания» представляют собой 22 парные биографии древних греков и римлян, среди которых Юлий Цезарь, Александр Македонский, спартанский царь Леонид, а также ораторы Демосфен и Цицерон. Пары были подобраны по схожести характеров и деятельности.

Книга Плутарха «Сравнительные жизнеописания»

При описании жизни философ свободно оперировал фактами, утверждая, что пишет биографию, а не историю. Главной же задачей данного сочинения являлось знакомство с великими деятелями прошлого и несло в себе чисто воспитательных характер. К слову, в оригинале было больше пар для сравнения, однако некоторые не сохранились.

Цикл «Моралии» также нес воспитательную функцию, поскольку основная часть входящих в него произведений была написана в бытность Плутарха лектором и наставником. К наиболее ярким примерам относятся такие произведения: «Об излишней робости», «О болтливости», «О том, как пользоваться лекциями», «О мудрости», «О воспитании детей».

Книга Плутарха «Моралии»

Были и труды политического характера – «Наставление о государственных делах» и «О монархии, демократии и олигархии». Их Плутарх написал, получив гражданство и государственную должность в Риме (произошло это благодаря знакомству с Квинтом Сосием Сенеционом). Когда начались гонения ученых и философов со стороны императора Тита Флавия Домициана, вернулся обратно в Херонеи, рискуя быть казненным за свои высказывания.

Плутарх побывал во всех крупных городах Греции (в том числе и в Коринфе), посетил Сарды, Александрию и ряд других городов. На основе своих путешествий по миру философ написал такие сочинения, как «Об Исиде и Осирисе», в котором изложил свою точку зрения на понимание древнеегипетской мифологии, двухтомник «Греческие вопросы» и «Римские вопросы».

В этих произведениях была рассмотрена история двух влиятельных государств, две биографии Александра Македонского (помимо вошедшей в «Сравнительные жизнеописания») – «О славе Александра» и «Об удаче и доблести Александра Великого», а также ряд других произведений.

Свои философские взгляды Плутарх изложил в толковании произведений Платона («Платоновские вопросы»), в критических сочинениях («О противоречиях у стоиков», «О том, что даже приятная жизнь невозможна, если следовать Эпикуру»), в сборнике «Застольные беседы», состоящем из 9 книг, а также в пифийских диалогах («О том, что пифии больше не прорицают стихами», «Об упадке оракулов», «Пусть божество медлит с воздаянием»).

История

Хронология написания

Исследователи отмечают, что определение относительной хронологии сочинений Плутарха сложнее установления абсолютной хронологии. Последовательность написания биографий точно не установлена, но ряд биографий содержат отсылки к сочинениям, уже существовавшим на момент написания. Так, биография Диона была написана после Тимолеонта, Брута — после Цезаря, Камилла — после Ромула, Тесея и Ромула — после Ликурга и Нумы, Демосфена и Кимона и т. д. Трижды Плутарх называет порядковые номера отдельных биографий: пара Демосфен—Цицерон была пятой по счёту, Перикл—Фабий Максим — десятой, Дион—Брут — двенадцатой.

Наиболее ранними биографиями Плутарха чаще всего считают непарные (Артаксеркс, Гальба, Отон, Арат), которые обычно рассматриваются отдельно — в них ещё не сформировался стиль, характерный для собственно «Сравнительных жизнеописаний».

Существует версия, что несколько пар биографий могли быть завершены и распространены группами: к первой группе относят биографии Фемистокла—Камилла, Ликурга—Нумы, Тесея—Ромула, ко второй — Диона—Брута, Тимолеонта—Эмилия Лепида, Александра—Цезаря. Таким образом, упоминания о других произведениях позволяют говорить не о хронологической последовательности, а о синхронности нескольких произведений.

Исследователь C. P. Jones составил следующую последовательность создания биографий:

  • 1: Эпаминонд—Сципион;
  • 2—4: Кимон—Лукулл, Пелопид—Марцелл, Эвмен—Серторий или Филопемен—Фламинин;
  • 5: Демосфен—Цицерон;
  • 6: Ликург—Нума;
  • 7—9: Тесей—Ромул, Фемистокл—Камилл, Лисандр—Сулла;
  • 10: Перикл—Фабий Максим;
  • 11: Эвмен—Серторий, Солон—Попликола, Филопемен—Фламинин; в случае, если последняя пара относится к 2—4, то Аристид—Катон или Агис и Клеомен — Гракхи;
  • 12: Дион—Брут;
  • 13—14: Тимолеонт—Эмилий Лепид, Александр—Цезарь;
  • 15: Агесилай—Помпей;
  • 16—23: остальные; Алкивиад-Кориолан после Солон—Попликола, Фокион—Катон-младший после Аристид—Катон-старший.

Опираясь на указания в тексте, традиционно считают, что биографии Гальбы и Отона могли быть написаны в период с 79 по 96 год, а «Сравнительные жизнеописания» — с 96 по 120 год.

Биографии Лисандра—Сулла были написаны в 104—114 годах, поскольку Плутарх упоминает, что прошло почти двести лет после битвы при Орхомене. По схожим свидетельствам определяют, что биографии Ликурга—Нумы, Тесея—Ромула, Фемистокла—Камилла, Солона—Попликолы, Тимолеонта—Эмилия Лепида были написаны не раньше 96 года, биографии Диона—Брута были написаны не раньше 99 года, биографии Кимона—Лукулла были написаны не позже 114 года, а биографии Демосфена—Цицерона, Тесея—Ромула, Диона—Брута, Тимолеонта—Эмилия Лепида, Агиса и Клеомена — Гракхов были написаны не позже 116 года.

Work

Plutarch works as a Head Gamemaker, but is also a leader for the underground rebellion of District 13. He is only revealed to be part of the rebellion at the end of Catching Fire when he reveals that they are heading to District 13, a district believed to have been destroyed when the first rebellion took place. In District 13, he is head of propaganda and makes videos of Katniss as the Mockingjay.

Plutarch is given the job of Secretary of Communications by President Paylor at the end of Mockingjay, which means he is in charge of the programming on the airwaves.

Plutarch and his secretary, Fulvia, both survive the series.

Общая характеристика

Единственная рукопись, в которой сохранились все 78 сочинений, входящих в сборник, датируется началом XIV века.

Некоторое отношение к истории имеют и описания странных обычаев римлян и греков, заимствованные Плутархом у Варрона, Аристотеля и других, а также несколько риторических опытов об афинянах, Александре Великом, римлянах. Философские сочинения Плутарха называются обыкновенно «моральными» (Moralia); есть между ними, однако, и трактаты религиозные, политические, литературные и естественноисторические. По форме между этими трактатами преобладают диалоги. Мы имеем здесь, прежде всего, ряд сочинений, в которых даются педагогические указания и советы молодым людям, приступающим к занятию философскими науками.

Далее, несколько сочинений посвящено объяснению трудных мест в диалогах Платона и полемике со стоиками и эпикурейцами. Диалог «Против Колота» многочисленными своими выдержками из Гераклита, Демокрита, Парменида, Эмпедокла и эпикурейцев весьма важен для истории греческой философии. Специально этике посвящено Плутархом около 20 сочинений, являющихся в большинстве случаев как бы проповедями, в которых автор старается «научить добродетели» множеством примеров из жизни и цитат из поэтов. Они схожи с некоторыми сочинениями Сенеки.

На определённые случаи написаны Плутархом три «утешительные речи» (παραμυθικοί): одна к собственной его жене по случаю смерти дочери, другая к изгнанному из родины другу, третья к отцу, потерявшему сына. Мораль у Плутарха всегда тесно связывается с религией; он стремится к очищению веры и культа и к согласованию их с философией. Плутарх восставал против суеверий, а также и против атеизма эпикурейцев и прагматического рационализма евгемеристов.

Собственная его религиозная система составлена из демонологии, мантики и аллегорического объяснения мифов. Очень глубок по мысли и богат содержанием диалог «О позднем наказании безбожника», подобно «Политии» Платона оканчивающийся фантастическим изображением загробного мира. К теософическим сочинениям Плутарха относится также диалог «О демонионе Сократа». Из естественноисторических сочинений Плутарха наиболее значителен диалог «О видимом на диске луны лице», в котором сохранены любопытные известия о предшественнике Коперника, астрономе Аристархе Самосском.

Характерны для Плутарха его сочинения о животных, в душевную жизнь которых он пытается проникнуть; он сильно восстает против мучения людьми животных. Плутарх был врагом эпикурейского принципа «Λάθε βιώσας» («живи в тиши») и настаивал на необходимости общественно-политической деятельности. На эту тему им написано несколько рассуждений, многие из которых вызваны случайными поводами.

Основой государства Плутарх считал семью, восхвалению которой посвящены им особые сочинения; из них особенно выдаются «Γαμικά παραγγέματα». Плутарху принадлежат также комментарии к Гесиоду, Арату и Никандру, дошедшие до нас в отрывках, критическая статья о Геродоте, сравнение Аристофана с Менандром.

Более всего отразилась личность Плутарха в его «Застольных беседах» (Συμποσίακα), в 9 книгах, содержащих диалоги о самых разнообразных предметах: об удобоваримости пищи, о воздержании евреев от свинины, вопрос о том, что было раньше, курица или яйцо, проблема количества муз, дискуссия о видах танцев и т. д. Эти диалоги пересыпаны обильными цитатами из античной литературы. К «Застольным беседам» примыкает «Пир семи мудрецов».

Диалог Псевдо-Плутарха «О музыке» (Περὶ μουσικής, № 78), написанный в русле традиции аристоксеников,— ценный памятник античной музыкальной историографии. Кроме этого диалога, не принадлежащими Плутарху в «Моралиях» считаются сочинения «Истории греков и римлян в параллельном изложении» (др.-греч. Συναγωγὴ ἱστοριῶν παραλλήλων Ἑλληνικῶν καὶ Ρωμαϊκῶν, № 22), «О судьбе» (№ 45), «Биографии 10 ораторов» (лат. Vitae decem oratorum, № 58) и «О мнениях философов» (лат. De placitis philosophorum, № 61).

Плутарх — характерный представитель лучших сторон эллинского миросозерцания; его отличительные свойства — добродушная искренность, нравственная теплота, спокойная умеренность в суждениях, оптимистичный взгляд на вещи. Жалкое положение современной ему Эллады отразилось, однако, и на нём: он далек от свободолюбивых мечтаний и горячего стремления вперёд, консервативен во всех своих воззрениях, обо всем судит с односторонней этической точки зрения и ни в чём даже и не старается пролагать новых путей.

Детство и юность

О детстве древнегреческого писателя и философа известно мало. Родился он в 46 году нашей эры. Родители мальчика, хотя и были людьми обеспеченными, но к аристократам или другим привилегированным сословиям не относились. Тем не менее, этот факт не помешал Плутарху и его брату Ламприю читать книги и получить хорошее образование в Афинах.

Обучаясь философии, риторике и математике, Плутарх сдружился с учителем Аммонием – приверженцем учения Платона. Эта дружба привела к тому, что по окончании обучения Плутарх вместе с братом и учителем отправился в Дельфы.

Портрет Плутарха

Целью этого путешествия было личное знакомство с культом Аполлона, а также деятельностью оракулов и пифий. Это событие серьезно повлияло на молодого Плутарха, в последующие годы он не единожды вспоминал об этом (в том числе, и в своих произведениях).

Вернувшись обратно в родной город Херонеи, Плутарх поступил на государственную службу, став архонтом-эпонимом. Первым заданием молодого архонта был доклад проконсулу провинции Ахайя о требованиях жителей города. Успешно справившись с поручением, Плутарх продолжил работу общественным деятелем.

У[править]

  • У наказываемого не остается повода упорствовать против исправления, если он сознает, что наказан не в порыве гнева, а на основании беспристрастного изобличения.
  • У эллинов говорят умные, а дела делают дураки.
  • Украшает женщину то, что делает ее более красивой, но делает ее таковою не золото, изумруды и пурпур, а скромность, благопристойность и стыдливость.
  • Умная жена, пока разгневанный муж кричит и бранится, хранит молчание, и лишь когда он умолкает, заводит с ним разговор, чтобы смягчить его и успокоить.
  • Учёность — единственное, что в нас божественно и бессмертно; величайшие преимущества, которыми одарена человеческая природа, это разум и речь.
  • Ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь.

Список статей с указанием авторов

  • Агафонов Ф. А. — художник-баталист (Л. Раков)
  • Альте-Торре А.-Л.-М. — герцог, государственный деятель (Л. Л. Раков)
  • Бэрд Д.-Л. — птицевод (В. В. Парин и Л. Л. Раков)
  • Вараксин Н. Н. (Рост. Полынский) — поэт (Л. Л. Раков)
  • Гальбидий Э. Л. — философ (В. В. Парин)
  • Гё Нан Джён — политический и военный деятель (Д. Л. Андреев)
  • Генисаретский С. П. — воздухоплаватель (Д. Л. Андреев)
  • Джонс Р. Т. — основатель секты акцелерантов (В. В. Парин)
  • Жанэн П. — конструктор сверхскоростных локомотивов (Л. Л. Раков)
  • Знобинская М. Ф. — балерина (Л. Л. Раков)
  • Иззагардинер И. — стоматолог (Д. Л. Андреев)
  • Иниго ди Виченца А. Б., маркиз, военный деятель (Л. Л. Раков)
  • Квак-Ма-Лунг (Браунинг Э. А.) — миссионерша, супруга вождя племени Лу (Д. Л. Андреев)
  • Красович Г. В. — адвокат (Л. Л. Раков)
  • Левенштерн К., барон Штрейхенфельд, — рыцарь, участник III крестового похода (В. В. Парин и Л. Л. Раков)
  • Леко-де-Лягиш М.-Ж.-Б. — археолог (Л. Л. Раков)
  • Лигейро Э. — биохимик (В. В. Парин и Л. Л. Раков)
  • Менандр — врач (В. В. Парин)
  • Монкс У. — киноартист (Л. Л. Раков)
  • Нисики-Коодзи Кикумаро — артист, художник и политический деятель (Л. Л. Раков)
  • Ноорден ван Д. — писатель (Д. Л. Андреев)
  • Осборн М.-Б.-О. — религиозная деятельница (Д. Л. Андреев)
  • Пинар Э.-М.-А. — писатель (Л. Л. Раков)
  • Поркутелла — философ (В. В. Парин)
  • Пучков-Прошкин Н. А. — военный педагог (Л. Л. Раков)
  • Пшедомбский С. — живописец (Л. Л. Раков)
  • Рамадас А. Ч. — мыслитель, религиозный и общественный деятель (Д. Л. Андреев)
  • Росс Р.— биолог (В. В. Парин)
  • Смит Р. (Риччи Рэй) — дрессировщик (Л. Л. Раков)
  • Тачибано И. — полководец и политический деятель (Д. Л. Андреев)
  • Тимей Галикарнасский — полководец (Л. Л. Раков)
  • Умберти Б. — архитектор (Д. Л. Андреев)
  • Феншоу Д.-Э. — филолог, этнограф и путешественник (В. В. Парин)
  • Филиппов М. Н. — писатель (Д. Л. Андреев)
  • Хозенкант аф X. — историк культуры (Л. Л. Раков)
  • Хрипунов О. Д.— деятель опричнины (Д. Альшиц)
  • Цхонг И. М. К. — мыслитель и общественный деятель (Л. Л. Раков)
  • Ченчи Э. — графиня-актриса (Л. Л. Раков)
  • Четтерс Г. В. — писатель (Л. Л. Раков)
  • Шварцдорф ф. Моргенштраль — дипломат (Л. Л. Раков)
  • Эриксен Э. (Сигурд Мйольнир) (Д. Л. Андреев)
  • Эскимосьянц В. Т., князь — военный деятель (Л. Л. Раков)
  • Ящеркин Е. Л. — педагог (Д. Л. Андреев)
  • Ящеркин П. Л. — изобретатель (В. В. Парин и Л. Л. Раков)

Цитаты

  • «Предатели предают, прежде всего, самих себя».
  • «Болтун хочет заставить себя любить — и вызывает ненависть, хочет оказать услугу — и становится навязчивым, хочет вызвать удивление — и делается смешным; он оскорбляет своих друзей, служит своим врагам и все это на свою погибель».
  • «Кто рассчитывает обеспечить себе здоровье, пребывая в лени, тот поступает так же глупо, как и человек, думающий молчанием усовершенствовать свой голос».
  • «Мы часто задаем вопрос, не в ответе нуждаясь, а стремясь услышать голос и снискать расположение другого человека, желая втянуть его в беседу. Опережать с ответами других, стремясь захватить чужой слух и занять чужие мысли, — все равно, что лезть целоваться к человеку, жаждущему поцелуя другого, или устремленный на другого взор стараться привлечь к себе».
  • «Подчас не без пользы бывает заткнуть обидчику рот остроумной отповедью; такая отповедь должна быть краткой и не обнаруживать ни раздражения, ни ярости, но пусть она умеет со спокойной улыбкой немного укусить, возвращая удар; как стрелы отлетают от твердого предмета обратно к тому, кто их послал, так и оскорбление словно бы летит от умного и владеющего собой оратора назад и попадет в оскорбителя».
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий