Андрей боголюбский

Затухание торговли по «пути из варяг в греки»

Киевская Русь сложилась в своё время как государство торговое, получавшее большую выгоду от торговли по знаменитому «пути из варяг в греки». Некоторые историки считают, что и Рюрик был призван на княжение в русских землях, а столица государства основана именно в Киеве, на Днепре, благодаря решающей роли этого пути.

Трудно сказать, что было сначала — упадок торговли «из варяг в греки» и последовавшее ослабление Киевского государства или же неумение Рюриковичей преодолеть междоусобицы и наладить торговлю — однако всё способствовало упадку этого пути. Тем не менее, к XIII веку происходит серьёзное снижение значения этого торгового маршрута, примерно в одно время с ослаблением самой Византии и усилением раздробленности на Руси. С началом монгольского нашествия «путь из варяг в греки» был окончательно уничтожен.

Основные события 1157–1174 гг.

Князь Андрей продолжил агрессивную политику своего отца по отношению к Волжской Булгарии. Самым крупным был военный поход 1164 года. Тогда Боголюбский нанёс булгарам поражение, захватил и сжёг несколько их городов. В 1171-1172 гг. князь совершил ещё один поход на Булгарию. От него уклонился ряд знатных боярских семейств: Андрей напрасно ждал их дружины в условленном месте. Бояре, по выражению летописца, «идучи не идяху». Этот эпизод демонстрирует напряжённость в отношениях между Андреем Боголюбским и родовой аристократией.

В 1169 году Андрей ввязался в очередную междоусобицу южно-русских князей. Собрав большое войско, он взял Киев штурмом и выгнал киевского великого князя Мстислава Изяславича (1167–1169). Город подвергся трёхдневному разграблению. Андрей Боголюбский не только не остановил бесчинств своего воинства, но наоборот, поощрял их. На север было вывезено много имущества киевских храмов и монастырей.

Андрей Боголюбский стал великим князем, однако править из Киева не стал, посадив там своего младшего брата Глеба. Тем самым он подчеркнул главенство своей новой столицы и приниженное положение Киева.

Далее Андрей Боголюбский решил покорить Новгород. В феврале 1170 года его дружины с союзниками осадили этот город, но потерпели неудачу и были вынуждены вернуться с большими потерями. Однако вскоре в Новгороде начался сильный голод, из-за чего его жители были вынуждены заключить мир с князем Андреем и принять его ставленника. Продовольственную блокаду города, видимо, организовал Боголюбский. Новгород был зависимым от поставок из Владимиро-Суздальской земли.

В 1173 году, спустя полтора года после смерти Глеба, Андрей Боголюбский обвинил некоторых киевских бояр в отравлении брата, а князьям братьям Ростиславичам велел убираться вон из русских земель. Когда они отказались, Боголюбский вновь повёл на Киев большое войско. Главное сражение произошло под Вышгородом, где закрепилась дружина Мстислава Ростиславича. После безуспешной 9-недельной осады крепости войско Андрея Боголюбского было обращено в бегство и разгромлено. Это тяжёлое поражение обострило отношения князя с боярством. Был организован заговор, в результате которого Андрей Боголюбский был убит в ночь с 28 на 29 июня 1174 года.

Правление

Правление Андрея Боголюбского началось в Ростово-Суздальском княжестве. Очень быстро он переименовал его во Владимиро-Суздальское княжество. Это был типичный князь эпохи феодальной раздробленности. Он стремился возвысить свое княжество, и подчинить своему влиянию остальные княжества.

Подъем Владимира

Я не случайно говорил, что изначально княжество называлось Ростово-Суздальским. В нем было 2 главных города Ростов и Суздаль. В каждом городе были сильные боярские группировки. Поэтому молодой князь Андрей решил править не в этих городах, а в сравнительно молодом Владимире.  Именно поэтому и произошло переименование княжество, и именно отсюда берет начало возвышение города Владимира.

С 1157 году Андрей был полноправным и самостоятельным правителем Владимиро-Суздальского княжества.

Религия

Религиозная составляющая является важной для понимания личности князя и тех задач, которые он решал. Главная черта правления Андрея Боголюбского – стремление к независимости и к самостоятельному правлению

 Именно этого он хотел для себя, для своего княжества, и для религии своего княжества. Фактически он пытался создать новое ответвление в христианской религии – культ Богородицы.  Сегодня это может показаться диким, поскольку Богородица важна во всей религии. Поэтому нужно привести описание того какие храмы строились в крупных городах:

  • Киев и Новгород – храм в честь святой Софьи.
  • Владимир – храм Успения Богородицы.

С точки зрения религии это разные мировоззрения и в какой-то мере даже противоречия. Стремясь это подчеркнуть князь Андрей Боголюбский обратился в Константинополь, стремясь разделить Киевскую и Ростовскую епархии, перенеся последнюю во Владимир. Византия эту идею отклонила и разрешила только в рамках княжества перенести епархию из Ростова во Владимир.

В 1155 году Андрей вывез из Вышгорода икону, которая сегодня считается одной из главных православных святынь – Владимирская икона Божьей Матери. Именно во время его правления были впервые установлены такие церковные праздники как Спаса (1 августа) и Покрова (1 октября).

Военные успехи

В летописях отмечают, что Андрей Боголюбский был отличным воином. На его счету были у победы и поражения, но во всех битвах он проявлял себя храбро. Стремясь создать единственное могущественное княжество, ему нужно было ликвидировать отставание Владимира от Киева и Новгорода. Для этого был избран путь войны.

8 марта 1169 года войска Андрея Боголюбского штурмом взяли Киев.  Князь не хотел здесь править, а  рассматривал победу исключительно как удельный правитель – разграбить противника и ослабить его. В результате Киев был разграблен, а на княжение в городе Андрей утвердил своего брата: Глеба. В дальнейшем в 1771 году, после смерти Глеба,  киевский трон был передан князю Роману  Смоленскому. Примечательно, что когда князь Андрей потребовал ль Романа Ростиславича Смоленского выдать бояр, которых подозревали в убийстве Глеба – великий князь получил отказ. В итоге была новая война.  В этой войне армия Андрея Боголюбского была разбита армией Мстислава Храброго.

Решив проблему Киева князь Андрей устремил взор своей армии на Новгород, но 25 февраля 1770 года Боголюбский проиграл сражение новгородскому войску. После поражения он решил действовать хитростью и перекрыл доставку в Новгород зерна. Опасаясь голода, новгородцы признали главенствующее положение Владимиро-Суздальского княжества.

Ход осады и штурм

Реконструкция Золотых ворот в Киеве

Сбор всех сил состоялся в Вышгороде. 9 марта 1169 года в «Фёдоровы недели» войско подошло к Киеву. Союзники Мстислава Изяславича помощь не прислали, а у него самого не было достаточно сил для полевого сражения. На третий день осады защитники предложили Мстиславу покинуть город, поскольку победить в таком противостоянии не представлялось возможным. Князь вырвался из города и уехал на Волынь. После этого осаждающие войска вошли в город и подвергли его страшному разгрому. В летописи он описан так:

Взятие Киева воспринималось современниками как нечто беспрецедентное: «егоже не было никогдаже», писал суздальский летописец.

Дальнейшие события

Киевский престол был передан младшему брату Андрея Боголюбского — Глебу Юрьевичу Переяславскому. В 1170 году Боголюбский послал войска под руководством своего сына Мстислава со смолянами, рязанцами и муромцами на Новгород, где ещё княжил сын изгнанного из Киева князя, Роман Мстиславич. Формальной причиной послужил спор за «Двинскую пошлину», которую получал Новгород от финно-угорских племен и которую с 1169 года двинцы начали платить Суздалю. 22 февраля 1170 года союзники окружили город, однако Новгород выстоял. Тогда Андрей Боголюбский применил экономическую блокаду против Новгорода, и через полгода новгородцы попросили мира и князя на престол.

Между тем Мстислав, собрав войска, в начале 1170 года пошёл на Киев. Глеб Юрьевич, не имея сил защищаться и поддержки местного

Михаил Фартух «Москали разрушают Киев». Иллюстрация к учебнику «История для детей школьного возраста». Польша, Львов. 1934 год. Изображены события 1169 года.

населения, отошёл в Переяславль и послал к половцам за помощью, а его соперник вошёл в город. Однако и пребывание Мстислава в Киеве оказалось коротким. В очередной раз оставив великокняжеский стол и направляясь на Волынь за новыми войсками, Мстислав заболел и умер (1170). Вскоре умер и Глеб (1171; предположительно, был отравлен, как и его отец Юрий Долгорукий). По распоряжению Боголюбского киевский стол занял Роман Ростиславич, но после отказа расследовать смерть Глеба был отослан Андреем обратно в Смоленск. Однако младшие братья Романа не собирались подчиняться указам Андрея, заявив ему: «Мы до сих пор почитали тебя как отца; но если ты прислал к нам с такими речами, не как к князю, но как к подручнику, то делай, что задумал, а Бог нас рассудит».

Пытаясь вновь подчинить себе Киев, Боголюбский послал туда огромное войско. В течение 9 недель оно безуспешно осаждало Вышгород, в котором укрылся Мстислав Ростиславич, и в ночь на 19 декабря 1173 года было разбито подошедшей армией под руководством луцкого князя Ярослава Изяславича.

В 1174 году Андрей был убит в результате боярского заговора. На владимирский стол после войны между родственниками Андрея взошёл Всеволод Большое Гнездо. К концу века он добился положения неформального лидера среди всех русских князей, но не предпринимал попыток лично сесть в Киеве, предпочитая быть арбитром в спорах за него между южнорусскими князьями.

Ранняя биография

В 1146 году Андрей вместе со старшим братом Ростиславом выгнал из Рязани союзника Изяслава Мстиславича — Ростислава Ярославича, тот бежал к половцам.

В 1149 году, после занятия Юрием Долгоруким Киева Андрей получил от отца Вышгород, участвовал в походе против Изяслава Мстиславича на Волынь и проявил удивительную доблесть при штурме Луцка, в котором был осаждён брат Изяслава Владимир. После этого Андрей временно владел Дорогобужем на Волыни.

В 1153 году Андрей был посажен отцом на рязанское княжение, но вернувшийся из степей с половцами Ростислав Ярославич выгнал его.

После смерти Изяслава Мстиславича и Вячеслава Владимировича (1154) и окончательного утверждения Юрия Долгорукого в Киеве Андрей снова был посажен отцом в Вышгороде, но уже в 1155 году вопреки воле отца уехал во Владимир-на-Клязьме. Из Вышгородского женского монастыря он украл и увёз с собой чудотворную икону Богородицы, которая впоследствии получила название Владимирской и стала почитаться как величайшая русская святыня. Вот как это описано у Н. И. Костомарова:

Была в Вышгороде в женском монастыре икона Св. Богородицы, привезённая из Цареграда, писанная, как гласит предание, Св. евангелистом Лукою. Рассказывали о ней чудеса, говорили, между прочим, что, будучи поставлена у стены, она ночью сама отходила от стены и становилась посреди церкви, показывая как будто вид, что желает уйти в другое место. Взять её явно было невозможно, потому что жители не позволили бы этого. Андрей задумал похитить её, перенести в суздальскую землю, даровать таким образом этой земле святыню, уважаемую на Руси, и тем показать, что над этою землёю почиет особое благословение Божие. Подговоривши священника женского монастыря Николая и диякона Нестора, Андрей ночью унёс чудотворную икону из монастыря и вместе с княгинею и соумышленниками тотчас после того убежал в суздальскую землю.

По дороге в Ростов, ночью во сне князю явилась Богородица и велела оставить икону во Владимире. Андрей так и поступил, а на месте видения построил город Боголюбово, который со временем стал его любимым местопребыванием.

Реконструкция облика

В межвоенные годы останками князя Андрея Боголюбского заинтересовался антрополог М. М. Герасимов, и череп был отправлен в Москву, где академик восстановил облик князя своим методом — подлинник (1939) хранится в ГИМ; в 1963 году Герасимов выполнил повторную работу для Владимирского краеведческого музея. Герасимов считал, что череп «европеоиден с определённым тяготением к северо-славянским или даже нордическим формам, но лицевой скелет, особенно в верхней части (орбиты, нос, скуловые кости), имеет несомненные элементы монголоидности» (наследственность по женской линии — «от половцев»).

В 2007 году по инициативе Московского Фонда международного сотрудничества имени Юрия Долгорукого, созданного Распоряжением Правительства Москвы № 211-РМ от 16 марта 1999 года, ФГУ Российский центр судебно-медицинской экспертизы Минздравсоцразвития России произвёл новое медико-криминологическое исследование черепа князя. Исследование было проведено профессором В. Н. Звягиным с использованием программы СranioMetr. Оно подтверждает краниологическую экспертизу черепа князя, выполненную коллегой Герасимова В. В. Гинзбургом, добавляя к ней такие детали как горизонтальная профилировка лица, седловидная деформация темени и поворот плоскости лица на 3-5° вправо, однако относит облик князя к среднеевропейскому варианту большой европеоидной расы и отмечает, что признаки североевропейской или южноевропейской локальных рас отсутствуют в нём с вероятностью Pl > 0,984, в то время как монголоидные особенности полностью исключаются (вероятность Pl ≥ 9 х 10-25).

Славянская колонизация Залесья

Василий Ключевский писал, что во времена Андрея Боголюбского между жителями Южной и Северо-Восточной Руси уже существовала отчетливая неприязнь, которая «первоначально имела не племенную или областную, а социальную основу: она развилась из досады южнорусских горожан и дружинников на смердов и холопов, вырвавшихся из их рук и уходивших на север; те платили, разумеется, соответствующими чувствами». Действительно ли уже в XII веке киевляне и суздальцы настолько ненавидели друг друга?

Я с уважением отношусь к Василию Осиповичу Ключевскому, но тут он не совсем прав. Славянская колонизация территории нынешней Центральной России осуществлялась в основном лично свободными людьми, а не смердами и холопами. Причем это был длительный процесс, который начался лишь в X веке, а в XII веке, при Андрее Боголюбском, славянское расселение в Залесском крае (как тогда называлось междуречье Волги и Оки) еще не завершилось.

Осваивая эти территории, переселенцы из Южной Руси давали местным географическим объектам знакомые им по южнорусским землям наименования. Например, отец Андрея Боголюбского Юрий Долгорукий, основывая в 1152 году городок на берегу Плещеева озера, назвал его по имени места, где он родился, — Переяславля-Русского на берегу Днепра южнее Киева (ныне — Переяслав-Хмельницкий Киевской области Украины).

Вы говорите про Переславль-Залесский Ярославской области?

Да, конечно — потому он и Залесский. Река Трубеж, при впадении которой в Плещеево озеро стоит Переславль-Залесский, названа так по имени левого притока Днепра Трубежа, где находится нынешний украинский Переяслав-Хмельницкий.

Что касается якобы взаимной неприязни жителей Киевской земли к суздальцам, то не надо ее преувеличивать. Существовали, конечно, какие-то противоречия между населением различных русских городов, но это было нормальным явлением в Средневековье. Ни о каком особенном антагонизме между Киевом и Суздалем говорить нельзя.

Об убиении Андрея.

В том же году убит был великий князь Андрей, сын великого князя Георгия, внук Мономаха Владимира. Об убиении его после скажем. Этот благоверный и христолюбивый князь Андрей с молодости Христа возлюбил и всепречистую Его Мать. Смысл ведь очистив и ум его, палату прекрасную эту создал во Владимире и в Боголюбове, золотом и камнями драгоценными и жемчугом украсил ее, иконами бесценными и всякими произведениями искусства сделал ее дивной, в ней же чудотворная Матерь Божия, к которой все христиане со страхом прибегают и с верою, исцеления получают, и иные всякие святыни. И монастыри многие создал. На весь ведь церковный чин и на церковников открыл ему Бог очи сердечные. Не омрачил ведь он ума своего пьянством, кормителем был чернецам, и черницам, и убогим. И всякому чину как возлюбленный был он отец. Особенно же на милостыню был он очень охоч, ибо брашно свое и мед по улицам на возах посылал больным и по затворам. Ибо слышал Господа, говорящего: Если сделаете братии Моей меньшей, то Мне сделаете. И еще Давид говорит: Блажен муж, милующий и дающий весь день. С Господом ходящий не споткнется. Мужество же и ум в нем жили, правда же и истина с ним ходили, и иного благодеяния много в нем было. Вторым мудрым Соломоном был он. За то достойно от Бога победный венец воспринял ты, Андрей, мужеству тезоименитый. Братьям ведь богоумным последовал ты. Кровью омылся страдания ты. Ведь если не напасть, то не венец, и если не мука, ни дары. Всякий ведь держащийся добродетели не может без многих врагов быть. И о замышляемом врагами убийстве слышав прежде, до сего, духом божественным разгорелся и ни во что вменил. Этому в память убиения твоего удивились небесные ангелы, видя кровь твою, проливаемую за Христа. Рыдает же множество правоверных, видя отца сиротам и кормителя омраченным, звезду светоносную помрачаемую. Окаянные же твои убийцы огнем будут крещены конечным, который сжигает всякого греха купину, то есть деяние. Ты же, страстотерпче, молись ко всемогущему Богу дать мир миру.Приход вооруженных заговорщиков к дворцу Андрея Юрьевича Боголюбекого и взлом дверей в спальню.
Убиен же он был месяца июня в 26 день, на память святых апостолов Петра и Павла, в субботу на ночь. Начальник же убийц Петр, Кучков зять, Анбал, Ясин ключник, Иоаким Кучкович, а всех неверных убийц было числом 20, которые спали на окаянный свет того дня у Петра, у Кучкова зятя. Когда ведь наступила ночь субботняя, взяв оружие, как звери дикие, пришли они туда, где блаженный князь лежал в спальне, и силою проломали двери у сеней. Блаженный же вскочил и хотел взять меч, и не было тут меча, ибо его вынул Анбал в тот день, ключник его. То ведь меч был святого Бориса. Окаянные же всунулись в спальню все, секши его саблями и мечами, пошли прочь.Нападение на Андрея Юрьевича Боголюбекого заговорщиков Кучковичей.
Он же второпях вскочил после их ухода, начал кричать и говорить в болезни сердца. Они же, голос услышав, вернулись к нему назад. Он же подбежал под сени. Найдя его, там и убили его. Петр же ему отрубил руку правую.Отсечение левой руки (!) и убийство Андрея Юрьевича Боголюбского заговорщиками-боярами при активном участии злокозненной жены князя.
Убит же он был в субботу ночью, и на рассвете утром был мертв. В воскресенье, на память 12 апостолов, нашли его под сенями лежащим. Взяв его, на ковре клирошане боголюбские внесли его в церковь, пев над ним, вложили его в гроб каменный.Отпевание и погребение убитого Андрея Юрьевича Боголюбского.
Горожане же боголюбские и дворяне разграбили дом князя, и мастера, которые пришли для дела, золото и серебро, и паволоки и именье, которому не было числа. И много зла сотворилось в волости его. Посадников его и тиунов его дома пограбили, а самих избили, отроков княжеских и мечников избили, а дома их пограбили, не ведая сказанного: где закон, там и обид много.Избиение горожанами в Боголюбове посадников, тиунов и мечников Андрея Юрьевича.
И еще Павел апостол говорит: Всякая душа властям да повинуется, ибо власти от Бога учинены. Естеством ведь земным подобен всякому человеку царь, властью же сана он как Бог. Вещал ведь великий Златоуст: Те, кто противятся власти, противятся закону Божию. Князь ведь не зря меч носит. Божий ведь слуга он. Но мы к прежнему возвратимся.

Феодул же, игумен Святой Богородицы Владимирской, с клирошанами поехали по князя в Боголюбово и, взяв тело его в 5 день, в четверг, привезя его во Владимир, с честью положили его у чудной и хвалы достойной у Святой Богородицы Златоверхой, которую он сам создал.

Дальнейшие события[править | править код]

Киевский престол был передан младшему брату Андрея Боголюбского — Глебу Юрьевичу Переяславскому. В 1170 году Боголюбский послал войска под руководством своего сына Мстислава со смолянами, рязанцами и муромцами на Новгород, где ещё княжил сын изгнанного из Киева князя, Роман Мстиславич. Формальной причиной послужил спор за «Двинскую пошлину», которую получал Новгород от финно-угорских племён и которую с 1169 года двинцы начали платить Суздалю. 22 февраля 1170 года союзники окружили город, однако Новгород выстоял. Тогда Андрей Боголюбский применил экономическую блокаду против Новгорода, и через полгода новгородцы попросили мира и князя на престол.

Между тем Мстислав, собрав войска, в начале 1170 года пошёл на Киев. Глеб Юрьевич, не имея сил защищаться и поддержки местного населения, отошёл в Переяславль и послал к половцам за помощью, а его соперник вошёл в город. Однако и пребывание Мстислава в Киеве оказалось коротким. В очередной раз оставив великокняжеский стол и направляясь на Волынь за новыми войсками, Мстислав заболел и умер (1170). Вскоре умер и Глеб (1171; предположительно, был отравлен, как и его отец Юрий Долгорукий). По распоряжению Боголюбского киевский стол занял Роман Ростиславич, но после отказа расследовать смерть Глеба был отослан Андреем обратно в Смоленск. Однако младшие братья Романа не собирались подчиняться указам Андрея, заявив ему: «Мы до сих пор почитали тебя как отца; но если ты прислал к нам с такими речами, не как к князю, но как к подручнику, то делай, что задумал, а Бог нас рассудит».

Пытаясь вновь подчинить себе Киев, Боголюбский послал туда огромное войско. В течение 9 недель оно безуспешно осаждало Вышгород, в котором укрылся Мстислав Ростиславич, и в ночь на 19 декабря 1173 года было разбито подошедшей армией под руководством луцкого князя Ярослава Изяславича.

В 1174 году Андрей был убит в результате боярского заговора. На владимирский стол после войны между родственниками Андрея взошёл Всеволод Большое Гнездо. К концу века он добился положения неформального лидера среди всех русских князей, но не предпринимал попыток лично сесть в Киеве, предпочитая быть арбитром в спорах за него между южнорусскими князьями.

Предыстория

К середине XII века на Руси на смену периоду относительного единства пришёл период феодальной раздробленности. Древнерусское государствофактически распалось на отдельные земли, в большинстве из которых утвердились отдельные ветви династии Рюриковичей. Наиболее влиятельными из русских княжеств были Владимиро-Суздальское, Волынское (до 1199 существовало отдельно от Галицкого княжества), Смоленское и Черниговское. Соперничество между этими четырьмя регионами во многом определяло ход всех княжеских междоусобиц.

Миниатюра из Радзивилловской летописи. На миниатюре, в частности, изображено пленение жены киевского князя Мстислава Изяславича, Агнешки Болеславовны.

Тем не менее, Киев оставался столицей Руси и считался общим владением княжеского рода. Занять его стремились все сильные князья. Киевское княжество с этого времени стало именоваться «Русской землей» в узком смысле слова и собственной династии оно не имело: все его столы занимались князьями, приходившими из других земель. Тот, кто контролировал Киев, получал титул «великого князя», и мог претендовать на главенство в династии Рюриковичей. При этом даже с учётом уменьшения реального политического влияния Киевская земля оставалась одним из наиболее развитых и густонаселенных регионов Руси. Поскольку в Киеве жил митрополит и находились главные храмы и монастыри, он являлся неоспоримым культурным и религиозным центром всей Руси.

Наступление раздробленности являлось закономерным процессом. Её положительной стороной стало появление и динамичное развитие новых региональных центров при одновременном сохранении общерусских религиозных, культурных и династических связей. А отрицательной — нарастающие усобицы, которые вели к ослаблению оборонного потенциала и ожесточению нравов.

В ходе борьбы за киевское княжение против Изяслава Давыдовича черниговского Мстислав Изяславич дважды одерживал победы и занимал Киев, но оба раза отдавал его своему дяде Ростиславу Мстиславичу по праву старшинства. Время великого княжения Ростислава (1161—1167) стало временем ослабления междоусобной борьбы, в том числе благодаря его уступкам (им были признаны права потомства Святополка Изяславича на Туровское княжество, а Поросье после короткого конфликта передано Мстиславу. После смерти Ростислава (14 марта 1167) на киевский престол, по своему положению семейного старшинства, могли претендовать Святослав Всеволодович, Владимир Мстиславич и Андрей Боголюбский. Однако киевские бояре пригласили на княжение Мстислава Изяславича, князя Волынской земли. Ему принадлежала слава победителя половецких ханов, он активно помогал своему дяде Ростиславу удержать за собой Киев и был по сути его соправителем. А потому, заручившись поддержкой Ярослава Галицкого и мобилизовав небольшую дружину, Мстислав Изяславич легко овладел городом.

Большим достижением Мстислава Изяславича на великокняжеском столе стала успешная борьба с половцами. В 1168 году киевский князь возглавил масштабный поход, в котором объединённые силы черниговских, волынских, переяславских и других князей, разгромили половецкие кочевья над Орелью и Снопородом и забрали много пленных и скота. Была организована также охрана торговых караванов, которые ходили Залозным, Солёным и Греческим шляхами, где их перенимали половцы. Летописец с восторгом описывает эти походы: «вложил Бог хорошую мысль в сердце Мстиславу».

Однако у Мстислава возник конфликт за уделы Киевской земли с Ростиславичами, к которым примкнули младшие (северские) Ольговичи, а возглавил коалицию владимиро-суздальский князь Андрей Юрьевич Боголюбский, который до того не проявлял особого интереса к киевским делам.

В 1168 году ставший новгородским князем Роман Мстиславич провёл походы на Полоцкую землю (войска не дошли 30 вёрст до Полоцка) и в Смоленскую землю под Торопец. Возможно, неправильно оценив стратегическую обстановку, Мстислав послал Михаила Юрьевича с частью дружины и чёрными клобуками в Новгород на помощь Роману (поход на Новгород Андрей Боголюбский предпринял следующей зимой). Но по дороге Михаил из-за измены чёрных клобуков был перехвачен Рюриком и Давыдом Ростиславичами возле Мозыря и взят в плен.

Примечания

  1. Точная дата и даже год рождения неизвестны.
  2. Соловьёв С. М. датирует это событие 1154 годом. Подробнее см. .
  3. В. В. Богуславский. Славянская энциклопедия. Том 1. Стр. 204.
  4. Воронин Н. Н. Андрей Боголюбский и Лука Хризоверг (из истории русско-византийских отношений XII в.) // Византийский временник. — Т. 21. — 1962. — С. 48—50.
  5. ↑ В. О. Ключевский. Курс русской истории. Лекция 18
  6. Пресняков А. Е. Княжое право в Древней Руси. Лекции по русской истории. Киевская Русь — М.: Наука, 1993. ISBN 5-02-009526-5.
  7. Ипатьевская летопись // Полное собрание русских летописей. – Санкт-Петербург, Типография М.А.Александрова
    (Надеждинская, 43), 1908. — C. 402 – 405
  8. — Т. III — Глава I
  9. Ипатьевская летопись // Полное собрание русских летописей. – Санкт-Петербург, Типография М.А.Александрова (Надеждинская, 43), 1908. — C. 406
  10. Фроянов И. Я. Древняя Русь IX—XIII веков. Народные движения. Княжеская и вечевая власть. — М.: Рус. издат. центр, 2014. — С. 571.
  11. Шахматов А. А. Разыскания о русских летописях. — М.: Академич. проект, 2001. — 880 с. — ISBN 5-8291-0007-X
  12. Рохлин Д. Г., Майкова-Строганова В. С. Рентгеноантропологическое исследование скелета Андрея Боголюбского // Проблемы истории докапиталистич. об-в. — 1935. — № 9-10. — С. 156—163.
  13. Рохлин Д. Г. Болезни древних людей. — М.-Л.: Наука, Ленингр. отд., 1965. — С. 261—269.

  14. Герасимов М. М. Основы восстановления лица по черепу. — М.: Советская наука, 1949. С. 144—151.
  15. Звягин В. Н. Медико-криминалистическое исследование останков Андрея Боголюбского. Проблемы экспертизы в медицине. № 41-42-1-2 / том 11 / 2011. С. 26
  16. Шереметевский В. В. Глеб Андреевич // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий