Порфирий корнеевич иванов

Культ «Ивановство»

Тоталитарный культ «Ивановство» соответствует всем признакам тоталитарной секты. В ней есть Учитель, мнение которого принимается всеми участниками сообщества как абсолютная истина. У «ивановцев» отсутствует критическое мышление к своей деятельности, они используют навязчивую пропаганду для привлечения новых адептов. Жизнь в общине подразумевает социальную локализацию, уход из семьи, отказ от привычного распорядка дня, отказ от материальных благ в пользу секты (в 60-ые годы Порфирий Иванов купил себе новую «Волгу»).

Справа: Порфирий Иванов

В 1992 году в одной из школ Луганской области «ивановцы» начали свой эксперимент над детьми. На протяжение четырех лет они заставляли младшеклассников «добровольно-принудительно» обливаться водой, поставили в классах высокие парты, за которыми нужно было стоять, проводили уроки пропаганды, на которых рассказывали детям про учение Порфирия Иванова.  Итогом этой деятельности стало резкое ухудшение здоровья детей, сколиоз, ослабление зрения… Куда только смотрели родители?

Второй справа: Порфирий Иванов

Незадолго до смерти Иванова, Порфирий Корнеевич со своими приближенными собрались на священном для них Чувилкином бугре, где пытались принять роды одной из»ивановок». Учитель уверял, что рожденный ребенок будет аутотрофным, то есть бессмертным. Младенца собирались отлучить от матери и кормить не молоком, а своей биоэнергией.

В центре: Порфирий Иванов

Ивановцы верили, что новорожденный откроет собой эру бессмертных людей, а после смерти Иванова его душа перейдет в ребенка. В ритуал вмешалась милиция. Роженица была отправлена в роддом, где благополучно родилась девочка. «Ивановцы» до сих пор верят, что родился мальчик и, хотя был подменен, но спасся и тайно растет… и еще скажет человечеству свое слово.

Вызовите врачей

Главными оппонентами Иванова всегда выступали представители традиционной медицины и представители Православной церкви. Последние называют учение Порфирия Иванова сектантским.

Мнение официальной медицины противоречиво. Так, к. м. н. Алексей Катков считал Иванова психически нездоровым человеком. Его слова в своей книге «Истории йоги в России» приводит Виктор Бойко: «Дело в том, что Порфирий не чувствует холода по одной простой причине: у него это сверхценная идея, он параноик. Когда я это понял окончательно, то даже как-то расстроился, я думал, что он владеет каким-то методом быть неподвластным холоду. А это вообще не лежит в сфере биологии либо физиологии, чистая психиатрия: просто он в это абсолютно верит, что не чувствует холода».

Если к общим идеям закаливания организма и к разумным ограничениям в питании современная наука относится нормально, то подход Порфирия Иванова к голоданию, особенно к «сухому» (пункт 4 из «Детки»), вызывает серьезные вопросы.

Диетолог первой категории Рудольф Воробьев, автор книги «Питание: мифы и реальность»: «При ряде заболеваний и патологических состояний полный отказ от пищи приводит к значительному вреду для здоровья и может даже привести к летальному исходу. Так, например, при сахарном диабете при полном отказе от пищи в течение 24–48 часов больной может впасть в гипогликемическую кому, что является угрожающим жизни состоянием и может привести к смерти».

В «Популярной медицинской энциклопедии» под редакцией академика Б. В. Петровского также рекомендуется воздержаться от самолечения голоданием: «Резко уменьшать количество принимаемой пищи можно только в стационарных условиях в исключительных случаях и в определенных лечебных заведениях под наблюдением специалистов-врачей, имеющих опыт такого лечения».

«Детка»

Война кончилась, а Иванов продолжил свои необычные практики. Он по-прежнему пытался раскрыть истину как можно большему количеству людей, но в результате еще несколько раз попадал на лечение в психиатрические больницы разных городов или же оказывался в заключении. За свою жизнь он провел около 12 лет в тюрьмах, изоляторах и психбольницах. Порфирий Иванов выходил на свободу и опять начинал лечить людей и провозглашать свои взгляды, из-за которых его считали сумасшедшим.

Его правила постепенно оформились в целое учение, которое Иванов называл «Детка» — так он обращался к каждому человеку, считая всех людей чадами природы. Умер Порфирий Иванов в возрасте 85 лет 10 апреля 1983 года. Тысячи учеников Иванова продолжают дело Учителя, как они его называют, и стараются следовать заветам:

Милые вы мои люди, гляньте вы на солнце,

Увидите вы свою правду, свое выздоровление —

Быть такими, как я:

Победитель природы, Учитель народа, Бог Земли.

Наталья ТРУБИНОВСКАЯ

Биография Иванова Порфирия Корнеевича

Годы жизни

Согласно информационным источникам, духовный наставник с инновационной идеей, оформленной в свод заповедей, прожил 85 лет. Он был рожден в феврале, 20-м числом, 1898-м годом. Умер в результате невыясненной причины в апреле, 10-м числом, 1983-м годом.

Ранние годы

Порфирий Иванов был рожден ночью, между 19 и 20 числами в последнем месяце зимы, феврале, 1898-м годом. Местом рождения стало село под названием Ореховка, располагающееся на Луганщине. Семья мальчика являлась многодетной, а отец был шахтером. Мать звали Матреной Игоревной, а отца – Корнеем Ивановичем. Ребенок оказался старшим из сыновей. Его нарекли в честь святого Парфения.

Он закончил начальную школу (4 класса) в церковной школе при приходе, оставив обучение в возрасте 12 лет. С этого же времени, 1910-м годом, стал работать батраком, а по прошествию трех лет – устроился в шахту.

Кнорре К.Б. отметил, что Иванов имел задиристый тип характера, был склонен к хулиганскому поведению и часто принимал активное участие в кулачных боях при деревенских стычках. Революционные события положительно оценивались Порфирием, он стал читать литературные сочинения К. Маркса, принимал активное участие в коллективизации и даже был принят в партию коммунистов, из которой, однако, вскоре был отчислен.

Последующие годы

1917-м Порфирия признали годным к военной службе в Русской Армии, однако он не участвовал в боевых действиях вследствие заключенного между сторонами перемирия. 1918-м годом юношу демобилизовали и, по прибытию в родные края, он женился на У.Ф. Городовиченко, в браке с которой родилось двое сыновей. Старшего назвали Андреем, младшего – Яковом.

Его жена умерла в результате падения с сеновала, получив тяжелые повреждения, несовместимые с жизнью. Это произошло летом 1974-го года. Данное событие негативно сказалось на психическом состоянии Порфирия Иванова, который с трудом пережил потерю.

Спустя 3 года мужчина активно занимается поиском своего призвания, сменив множество рабочих мест. 1930-м годом он занимает должность экспедитора. В 1928-м, вместе со своей семьей, Иванов уезжает в город под названием Красный Сулин, где живет 47 лет (по 1975-е года). Согласно официальным сведениям, исключением был период с 1931-го по 1933-е года, когда семья проживала в Армавире.

В следующие полвека, после харизматического пробуждения 1933-го года, Порфирий Иванов, система которого являлась инновацией в СССР, продемонстрировал чудеса в результате овладения возможностей человеческого организма. Балагушкин Е.Г., оценивая вклад духовного наставника в исцеление больных людей, подчеркивал огромную значимость аскетического положения учителя, которому он учил своих последователей. Благодаря созданной мужчиной системе закаливания, болезненные проявления в организме человека нивелировались вплоть до полного исцеления.

25 апреля 1933 года: харизматическое пробуждение

1933-м, по данным записей Порфирия Иванова, ему пришла в голову мысль о неразрывном единстве человека и природы. Так, согласно выкладкам из его дневниковых записей, причина болезненного состояния людей кроется в том, что они зависимы от пищи, одежды и жилого помещения. Совокупность этих факторов создает «умирание» человеческого организма, которое возможно нивелировать благодаря позитивным воздействиям естественных условий: воды, земли и воздуха.

Став проповедником собственного учения, мужчина уменьшил количество одежды на своем теле, приспособившись к условиям окружающей среды. 25-м апрелем Порфирием и его последователями отмечался праздник «День Рождения Идеи». Именно этим днем Иванову пришла в голову мысль о том, что взаимодействие между человеком и природой является важным условием для комфортного существования индивида.

https://youtube.com/watch?v=bSTxKrxDP5A

Смерть Порфирия Иванова

Живший с супругой, последовательницей его идеи о ценности единства природы и человека, В.Л. Сухаревской, «Бог Земли» последние семь лет принимал людей в доме, расположенном в окрестностях Верхнего Кондрючего. Он умер в апреле, 10-м числом, 1983-м годом. Был похоронен спустя четыре дня напротив усадебного участка, где проживал ранее.

https://youtube.com/watch?v=VPwu6kQ9aQ4

Причина смерти

В связи с тем, что вскрытие тела не осуществлялось, историографы не могут достоверно судить о том, какая причина смерти стала роковой, послужив кончине знаменитого целителя. По мнению некоторых исследователей, одной из причин могла быть гангрена, возникшая в результате переохлаждения организма. Второй вероятной причиной может служить ослабление организма в результате содержания в психиатрических учреждениях.

Точный диагноз невозможно установить, так как мужчина никогда не посещал врачей. Жизнь Порфирия Иванова была отражена в дневниках. Последние заметки содержали данные о болях в ноге, периодически мучающих его.

https://youtube.com/watch?v=gImRrBVuDMg

На основании изложенных выше фактов из биографии «Бога Земли», можно сформулировать выводы о системе, которую придумал Иванов Порфирий Корнеевич. Исследователи сходятся во мнении, что оздоровительная система, созданная мужчиной, имеет много черт с буддизмом, даосизмом и йогой. Особенно четко это выражено в постулате о единстве человека с природой, стремлении к слиянию с биоритмами окружающей среды и упражнениям на позитивное восприятие мира.

Помимо сходства с восточными техниками, многие правила соотносятся с неохристианскими законами. Можно уверенно утверждать, что «Детка» вобрала в себя такие свойства, как милосердие, справедливость и равенство. Для Страны Советов подобная вещь была инновационной, так как она соединяла в себе черты нескольких религиозных течений, качественно воплощаясь в новом обличье: неоязычества.

Общие оценки учения Иванова

В учении Иванова специалисты находят много элементов неоязычества и неохристианства. Наблюдается сходство с традициями даосизма, йоги, буддизма. При этом подчёркивается чисто российское происхождение учения и отсутствие влияния восточных традиций.

В современном движении последователей Иванова (ивановцах) можно выделить два направления: одни придерживаются в основном идей закаливания, оздоровления организма, другие — склоняются к религиозно-мистической составляющей учения. Частью своих последователей Иванов фактически обожествляется. По их мнению, он явил в себе все нравственные идеалы христианства. В религиоведческой литературе ивановцы рассматриваются как новое религиозное движение. Однако отмечается, что наблюдается значительное преобладание светского направления над религиозно-культовым.

Положительные

Религиовед С. И. Иваненко относит движение последователей Порфирия Иванова к движениям духовно-нравственного и физического совершенствования. Иваненко отмечает, что конфессиональное религиоведение рассматривает подобные движения в качестве «сект», то есть религиозных по своей сути организаций, играющих деструктивную роль по отношению к личности, обществу и государству. В светском же российском религиоведении такие движения в большинстве случаев рассматриваются в качестве новых религиозных движений. Однако, по мнению Иваненко, «движения и организации духовно-нравственного и физического совершенствования не следует однозначно и категорично воспринимать и оценивать в качестве религиозных».

Кандидат философских наук Ю. А. Казновская характеризует Иванова как «оригинального русского мыслителя и практика». По мнению Казновской, несмотря на то, что Иванов не является философом в академическом смысле, его жизнь есть «своего рода прецедент применения на практике основных идей экологической этики, причём доведённых до некого логического конца». По мнению автора, появление таких практических прецедентов представляется симптоматичным в наш век наибольшего обострения экологических проблем.

Критика

Религиовед и социолог Л. С. Астахова отмечает, что объединение «ивановцев» во главе с П. К. Ивановым является примером «гуруизма», что по её мнению является деструктивным элементом, вносимым в социальную жизнь.

Религиовед Е. Г. Балагушкин характеризует «Систему Учителя Иванова» и движение ивановцев как «неоязыческий культ и антисоциальную утопию», а также как «религиозный культ совершенствования человеческого организма», «религиозно-мистический культ», «религиозный культ автохтонного происхождения, обладающий откровенно „языческим“, оккультно-мистическим характером». Вместе с этим, Балагушкин отмечает, что ивановцы «получили общественное признание и вызвали определённый интерес у государственной власти прежде всего своей светской тенденцией, направленной на здоровый и умеренный образ жизни, на использование естественных средств оздоровления и бережное отношение к природе». По оценке Балагушкина движение ивановцев «стоит в одном ряду с наиболее влиятельными в стране новыми религиозными движениями».

Иеромонах Иов (Гумеров) считает, что Иванов «был в самой крайней степени прелести и полагает, что идеи Иванова несут пагубную опасность. Православный исследователь сект и историк-медиевист А. Л. Дворкин характеризует Иванова как человека психически больного или одержимого.

Религиовед Б. К. Кнорре считает, что «ивановство представляет собой синкретический культ автохтонного происхождения, сочетающий в себе доморощенные языческие представления, неохристианскую интерпретацию и осмысление в русле концепций энергизма и ноосферологии». По мнению Кнорре «обстановка постоянной материальной нужды наложила неизгладимый отпечаток на характер Иванова» и, в качестве примера, приводит одно из «радикальных высказываний» Иванова: «Они в труде хлеб едят, лучше его не есть» отсюда он делает вывод, что «данная позиция, по всей видимости, определяла его жизненное кредо отказа от пищи и одежды, а вместе с тем и от „ненужного“ труда». По данным Кнорре численность ивановцев составляет «несколько сот активных последователей (представителей Культа) и около 10000 участников Движения Порфирия Иванова».

В Итоговой декларации международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты — угроза религиозного экстремизма» (Уральская академия государственной службы, 10 декабря 2002 года) к списку «Наиболее известных деструктивных тоталитарных сект и групп, обладающих значительным числом признаков таковых, действующих в Российской Федерации» отнесён «Иванова Порфирия культ („Оптималист“, клуб)».

ЗАГАДКА УДИВИТЕЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА

По сей день Порфирий Иванов остаётся
неразгаданной тайной. Одни называют его язычником, другие – народным целителем.
Кто-то поклоняется ему как идолу. Есть и те, кто полагают его шарлатаном,
еретиком или просто сумасшедшим. Известный мистик блаженный Иоанн утверждает,
что Порфирий – великий помазанник божий, провозвестник нового человечества.
Такие выдающиеся личности, как Порфирий, приходят на землю с миссией открыть
миру сокровище человека: в каждом существует неисчерпаемый духовный потенциал,
о котором даже и не догадывается обычный смертный. Помимо физического тела,
учат помазанники, в человеке существуют бессмертные тела и нетленные составы. В
них человек способен жить на земле сотни и тысячи лет, быть не подверженным
болезням, находиться длительное время под водой (в особом морском теле),
одновременно пребывать в разных местах, восхищаться на небеса и сходить в
подземные сферы.

Порфирий Корнеевич Иванов известный
целитель и «русский йог», автор собственной методики и целостной системы по
достижению физического здоровья человека, в своих работах он разъяснил причины
болезней и здоровья людей. Он является автором методики оздоровления человека,
которая основана на сочетании системы физического закаливания и нравственных
нормах. Его неординарная личность вызывала споры¸ восхищение, недоумение,
слухи, почитание и легенды. Каждая страна имеет свои национальные особенности и
традиции, в России тоже существуют свои системы оздоровления, которые не
уступают по эффективности тибетской медицине или йоге. Одной из таких систем
является уникальная методика, разработанная российским самородком Порфирием
Ивановым.

КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ

Порфирий Иванов родился под Луганском в
селе Ореховка 20 февраля 1898 года в бедной семье шахтера, в которой было
девять детей. Образование Порфирий получил в церковно-приходской школе, с 12
лет начал работать по найму, в 15 лет пошел работать в шахту, где были очень
тяжелые условия. Другой профессии, кроме шахтёрской, у него не было и позднее
он работал в разных местах. С юных лет Порфирий отличался смекалкой и
сообразительностью и был «сорвиголова», он был хулиганом, пил, любил погулять с
друзьями. Такой была его жизнь до 35 лет, а потом его жизнь резко изменилась.
Какие причины этому послужили? Как Порфирий Иванов избавился от своего недуга В
возрасте чуть более 30 лет у него было обнаружено раковое заболевание, которое
поразило руку. Была определена последняя стадия, и никто ему не мог помочь. В
отчаяние он решил заболеть, чтобы быстрее уйти из жизни. И он раздетым пошел в
мороз на улицу, чтобы простудиться. Но того, чего он хотел, не добился, тогда
на следующий день он облился ледяной водой и снова повторил то же самое. Но
опять безрезультатно. Порфирий повторял эти попытки несколько дней подряд и
почувствовал прилив сил, жизнерадостность и желание жить. Болезнь стала
отступать. Заметив улучшения, он продолжил эксперименты и выздоровел. Он стал
сближаться с природой и постепенно закаляться. Сначала снял шапку и не одевал
ее даже в сильные морозы. Он стал предлагать людям, страдающим от различных
заболеваний делать то же, что и он. Закалка им помогла — они исцелялись, но не
все имели такую смелость и волю, чтобы начать эти процедуры. Тогда Порфирий
Иванов решил исцелять людей теми силами, которые дала ему природа в результате
закали. И у него это получилось, он помог женщине, которая не ходила уже в
течение семнадцати лет.

Эксперимент продолжался, а Порфирий
старался быть ближе к природе. После того как он снял шапку, он перестал носить
обувь, затем одежду и стал ходить только в шортах. Стараясь больше времени
проводить на природе. Здоровье его укреплялось, он шел в природу с доверием и любовью,
не испытывая страха. Природа давала ему силы и учила его, проверяя его
искренность и указывая ему на ошибки. В результате он смог добиться того, что
неделями мог находиться в степи в морозы раздетым и без обуви, управляя своим
телом и психикой, сознанием и волей, не допуская в себя слабость, болезнь и
лень. Мог обходиться без воды и пищи.

Советы Порфирия Иванова

Мы уже упоминали, что после себя Учитель народа оставил множество рукописных дневников и писем. Все они содержат его размышления о жизни, советы и рекомендации. В советские времена их распространяли с помощью фотокопий, в дальнейшем выходили публикации с отредактированным текстом. Однако на сегодняшний день, если вы заинтересуетесь работами Иванова, скорее всего, наткнетесь в интернете на его оригинальную стилистику. Ведь в простом и незамысловатом языке таится глубокая народная мудрость.

Особой популярностью пользуются советы Паршека относительно здорового образа жизни и взаимоотношений с миром. Причем медики и ученые считают, что они не лишены определенного смысла и с некоторой оговоркой могут использоваться любым человеком.

Документальные материалы

Известно около 300
рукописных тетрадей (дневников) П. К. Иванова, охватывающих период
1933—1983 гг. и множество его писем. Данные материалы размножаются
ксерокопированием, публикуются в виде фотокопий, а также в виде печатных
отредактированных и не отредактированных вариантов.

Иванов имел только
начальное образование (4 класса церковно-приходской сельской школы,
оставил школу в возрасте 12 лет в 1910 году) и писал простонародным деревенским
языком, без знаков препинания, не выделяя предложения и абзацы.

Большинство
дневников П. К. Иванова были опубликованы в виде фотокопий рукописей
с параллельным печатным текстом (отредактированным или подстрочным), а также
отдельно от оригиналов в виде отредактированных печатных работ.

После выхода в свет большой статьи о П. К. Иванове в журнале «Огонёк» (№ 8, 1982) Иванов написал одно из последних своих писем, содержащее «Детку» — его 12 советов здоровья. Эти советы оформлены на одном листке и представляют собой практическую часть учения Иванова — кодекс нравственно-оздоровительного образа жизни. В настоящее время «Детка» опубликована во многих статьях и книгах об Иванове.

Известны
аудиоматериалы (интервью, беседы с людьми), документальные кадры и фотографии
Иванова. Эти материалы представлены в печатной литературе (фотографии,
распечатки магнитофонных записей), демонстрировались в кинофильмах.

Видеофильмы о Порфирии Иванове

  • Самый первый 10-минутный фильм для широкого показа, смонтированный только из документальной кинохроники и аудиозаписей голоса Иванова, вышел в 1987 году.
  • В 1993 году киностудией Центрнаучфильм выпущен первый полнометражный (88 мин.) фильм о П. К. Иванове «Живая жизнь» (режиссёры: Неля Гульчук, Вадим Иванов).

Начиная с 2006 года, на телевидении по Первому каналу, а также по телеканалам «Россия», РТР-Планета, 5 каналу и телеканалу «Моя планета» неоднократно демонстрировались фильмы «Порфирий Иванов. 12 заповедей» и «Бог моржей. Порфирий Иванов» (первый фильм снят по заказу Первого канала, второй — по заказу телеканала «Россия»).

В 2012 году Первый канал представил документальную ленту «Холод. В поисках бессмертия». Центральное место в фильме уделено личности и учению П. К. Иванова.

Имеются также другие
документы, связанные с жизнью П. К. Иванова. Например, документы из
мест заключения, публикации о нём в прессе при его жизни, свидетельства
очевидцев и т. п.

В последние годы в
связи с развитием информационных технологий многие документальные материалы
(тексты, фото, видео, аудио) переведены в цифровую форму, опубликованы в сети
Интернет, где находятся в свободном доступе.

В 1971 году на
хуторе Верхний Кондрю́чий (Украина, Луганская обл., Свердловский р-н)
был построен Дом (ул. Садовая, д. 58), где последние 7 лет жил и принимал
посетителей П. К. Иванов. В настоящее время Дом также открыт для
приезда людей. Недалеко от хутора Верхний Кондрючий в краеведческом музее
города Свердловск экспонируется выставка, посвящённая жизни и учению
П. К. Иванова.

Первый вор на деревне

Порфирия Иванова трудно назвать святым (его сторонники с этим, конечно, не согласятся). В селе, где он жил в молодости, он считался первым вором на деревне. Революцию принял со всем рвением, участвовал в коллективизации, разрушал церкви, играл на крупные суммы в карты.

В 1928 он уже был кандидатом в члены ВКП(б), учился в партийной школе, но в 1930 был арестован за мошенничество, попал в лагерь, где активно сотрудничал с администрацией и вышел по УДО через 11 месяцев. В это время его терзала только одна мысль. Он думал о том, как «попасть вожаком в историю».

После «прозрения», которое случилось с ним, по основной версии, во время болезни, он понял — как. Учение Главной целью жизни «по Иванову» является достижение человеком бессмертия. Учитель обещал людям то, чего хочет каждый человек — крепкое здоровье. Это было корнем его Системы.

Порфирий Иванов считал: для избавления от болезни мало вылечиться, надо сменить свою жизнь. Ведь болезнь – это наказание, и если не исправиться, недуг обязательно вернется. Первое правило Порфирия – купаться утром и вечером.

Второе – нужно найти бедного человека и помочь ему. Далее – надо не пить, не курить, обязательно здороваться с людьми. Если кто-нибудь отказывался выполнять эти советы, Порфирий Иванов его просто не принимал.

Он требовал беспрекословного подчинения – такой же веры, как была у него самого. В 1974 году заболела жена Порфирия Иванова. Она получила тяжелую травму: во время укладки сена упала с высокого сеновала.

Порфирий был неуклонен: Ульяна должна была попросить его, как и все. Но она так и не смогла назвать своего мужа «Учителем». Порфирий ничем не смог помочь своей жене. Она так и не оправилась от болезни и в том же году умерла.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий