Толстой лев николаевич

Сочинение-описание по картине Портрет Л.Н. Толстого Репина

Портрет, всем известного русского писателя, Льва Николаевича Толстого, Репин написал где-то в конце лета 1887 года. Портрет был, написал Ильей Ефимовичем в имении Толстого в Ясной поляне.

Несмотря на то что взгляды Репина и Толстого очень сильно расходились, художник очень уважительно относился к поэту. Их дружба, была очень крепкой и продолжалась очень длительное время.

Портрет Льва Толстого был одним из лучших творений из его очень большой коллекции художника. Даже сам художник считал эту картину одной из самой лучшей.

Многие критики говорили об этой картине, что так можно было описать только человека, которого ты давно знаешь, ценишь и понимаешь все его мысли и чувства. Даже старинное кресло обрисованное на портрете, кажется очень необычным. Художнику удалось нарисовать портрет Толстого очень красиво, поэт выглядит на нем очень величественно.

Л. Н

Толстой был описан художником, в кресле, в левой руке у него была книга, а правой он облокотился на то самое необычное кресло, к которому многие критики уделяют большое внимание

Одежда на нем была темного цвета, именно поэтом на первый взгляд, она похожа на рясу священника. Глядя на портрет, писатель кажется задумчивым, и смотрящему невольно приходят в голову различные мысли.

Кажется, что писатель очень серьезно над чем то размышляет, и рассматривая картину хочется узнать о чем он так задумался.

Толстой был описан очень интересно, если пристально взглянуть ему в глаза, то возникает ощущение что поэт, своим смотрит прямо в душу, и своим пронзительным взглядом может прочитать мысли человека.

Репин этим портретом хотел передать зрителю, всю значимость этого великого поэта. Он хотел выразить свое уважение, и описав его портрет многие читатели его произведений, узнали в нем великого человека.

Репину удалось превосходно описать портрет этого великого писателя, показав всю рацию и величие Льва Николаевича.

Вариант 2

На данной картине изображён великий писатель все времён и народов! Его зовут Лев Николаевич Толстой. Именно этот человек выпустил за свою долгую и продолжительную жизнь, множество полезных и поучительных книг. Именно книги Льва Николаевича Толстого дарят читателю не то, что важные знания. А даже очень поучительные.

Его книги можно было не только читать, но так же учиться по ним. Искать в них что-то новое, записывать различные идеи и цитаты. У Толстого есть замечательный портрет, который выполнен очень качественно, мы даже можем разглядеть все детали на лице Толстого, походу его рисовал очень хороший художник. А точнее его рисовал Илья Ефимович Репин.

Портрет получился очень качественным и харизматичным.

Кому интересна история данной картины, то могу рассказать. Результат, который получил художник, мягко говоря, его не впечатлил. И он несколько раз перерисовывал картину, доводя её до абсолютного идеала. Данная картина была оставлена у жены Толстого, так как сам Толстой отказался от неё по некоторым фактам.

На картине видео нам всем Лев Николаевич толстой. Данная картина не вызывает ощущения присутствия данного человека. Ведь взгляд самого Льва Толстого направлен вдаль. Он смотрит и видит свои новые идеи и возможности, он так сказать не с нами. Он находится где-то отдалённо от нас, в своих мыслях и так сказать в своём собственном мире. Его взгляд очень грубый и серьёзный.

В руках он держит книгу. Возможно, это его новое произведение. А может быть, это его блокнот с записями и набросками текстов. Лев сидит в чёрном кресле, в очень старом кресле. Фон картины зеленоватого цвета. Очень жаль, что мы не можем увидеть, то, что написано в книги.

Ибо там совершенно не чего не разобрать, и эти отрывки останутся только в голове Толстого.  Поза писателя очень спокойная и блаженная. Лицо блестит на свету. Видятся даже морщины на лице, ибо картина очень хорошо детализирована.

На лбу много морщин, губы сжаты, а так же его восхитительная борода, так прям и украшает его физиономию и картину в целом.

`

Картины в спальне

1 / 2

Георгий Сапожников / Arzamas

2 / 2

Георгий Сапожников / Arzamas

Софья Андреевна жила в угловой комнате яснополянского дома с 1897 года до своей смерти в 1919 году. Над кроватью она создала своеобразный иконостас из изображений людей, которых она любила, и видов их последних пристанищ. Тут висит фото­портрет Льва Николаевича, ее фотография с внуками, фото­порт­рет любимого сына Ванечки, умершего в семилетнем возрасте, сына Але­ши, Андрея Львовича и живописные работы, в частности «Могила Льва Нико­лаевича Толстого» 1911 года и «Могила Вани и Алеши» 1895 года (прах детей находился на Покровском кладбище близ села Никольское под Москвой, а потом был перенесен в деревню Кочаки, недалеко от Ясной Поляны, где находятся семейные захоронения Толстых).

Могилу мужа Софья Андреевна написала сама (она занималась живописью, и в доме много ее работ), а могилу детей изобразил передвижник и будущий основатель социалистического реализма Николай Касаткин.

Вообще, комната Софьи Андреевны един­ственная, которая сохранила свой облик по 1919 году — году ее смерти. Остальные комнаты были аккуратно описаны вместе со всеми вещами и показывались посети­телям в том виде, который был при жизни Льва Нико­лаевича на момент 1910 года.

Александра Львовна

Дочь Александра родилась в 1884 г., в 16 лет стала секретарем графа. Отличалась одаренностью и активным отношением к жизни. Сестрой милосердия Александра Львовна участвовала в Первой мировой войне и руководила военно-медицинским отрядом. В 1920 г. арестована и осуждена на 3 года, после досрочного освобождения вернулась в Ясную Поляну. С 1924 г. стала хранителем музея и вела просветительскую работу.

В 1929 г. эмигрировала в Америку, где: читала лекции, публиковала воспоминания об отце, создала и возглавила Толстовский фонд. В том числе помогала русским эмигрантам в США. Имя Александры за антисоветские высказывания запрещалось упоминать во время музейных экскурсий, фотоматериалы и кинохроника с ее участием убраны из экспозиций.

Прожила 95 лет.

Начало литературной деятельности

Выйдя в отставку, Алексей Толстой принимает решение заняться активной литературной деятельностью. Всего за два года он подготавливает к публикации сборник рассказов, а также фантастическую повесть «Упырь». В 1841 году обе книги были изданы под псевдонимом Краснорогский и получили определенную известность в литературных кругах. Критики отмечали новаторство идей молодого писателя, особенный стиль изложения, а также интересную философскую составляющую произведений.

Легендарный критик и литературовед Виссарион Белинский, прочтя обе книги, отметил, что в них наличествуют все признаки еще слишком молодого, но тем не менее весьма замечательного дарования.

Подушечка с укором

Георгий Сапожников / Arzamas

Подушечка — это подарок Марьи Николаевны Толстой, младшей сестры Льва Николаевича, монахини Шамординского монастыря, которую граф очень лю­бил и к которой направился, когда осенью 1910 года ушел из дома. Она часто бывала в Ясной Поляне и подолгу гостила у Толстых. Однажды Лев Николаевич пошутил про монастырь, что там, мол, «700 дур монахинь, ничего не дела­ю­щих», на что сестра ответила: «Мы за вас молимся, не все же мы дуры», и в сле­дующий приезд подарила вышитую своими руками поду­шечку с надписью «Одна из 700 шамординских дур».

Кроме того, на подушечке вышиты многочисленные православные символы: крест — это скорби, болезни и другие тяготы земной жизни, посылаемые Богом; пальма — символ мученичества; ключи — от Царствия Небесного; якорь — надежда на помилование и получение Царствия Небесного; корона — царский венец, уготованный тому, чье сердце всецело принадлежит Богу; замок — тому, кто хранит уста от многословия; лира — тому, кто славословит Бога; бабочка — тот, кто живет не заботясь о завтрашнем дне; фонарь — све­тильник из притчи о десяти девах («Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взявши светильники свои, вышли навстречу жениху», Мф. 25:1); потир — церковная чаша, в которой выносятся Святые Дары во время Божественной литургии; петух — напоминание христианам об отре­чении апо­стола Петра и милости Божией, прощающей грехи раскаявшимся грешникам.

Толстой ценил юмор, очень любил поду­шечку и всегда клал ее подле себя. Одна­ко, несмотря ни на что, сестра не могла изме­нить скептическое отноше­ние писателя к православию.

«Война и мир»

Лев Толстой недолюбливал свой роман «Война и мир», называя эпопею «многословной дребеденью». Произведение классик писал в 1860-х, живя с семьей в Ясной Поляне. Первые две главы, названные «1805 год», напечатал «Русский вестник» в 1865 году. Спустя три года Лев Толстой написал еще три главы и завершил роман, вызвавший бурные споры критиков.

Лев Толстой пишет «Войну и мир»

Черты героев произведения, написанного в годы семейного счастья и душевного подъема, романист взял из жизни. В княжне Марье Болконской узнаваемы черты матери Льва Николаевича, ее склонность к рефлексии, блестящее образование и любовь к искусству. Чертами отца – насмешливость, любовь к чтению и охоте – писатель наградил Николая Ростова.

При написании романа Лев Толстой трудился в архивах, изучал переписку Толстых и Волконских, масонские рукописи, побывал на Бородинском поле. Молодая жена помогала ему, переписывая черновики набело.

Лев Толстой читает книгу

Роман читался взахлеб, поразив читателей широтой эпического полотна и тонким психологическим анализом. Лев Толстой характеризовал произведение как попытку «написать историю народа».

По подсчетам литературоведа Льва Аннинского, к концу 1970 годов только за рубежом произведения российского классика экранизировали 40 раз. До 1980-го эпопею «Война и мир» сняли четырежды. Режиссеры Европы, Америки и России сняли 16 фильмов по роману «Анна Каренина», «Воскресение» экранизировано 22 раза.

Впервые «Войну и мир» экранизировал режиссер Петр Чардынин в 1913 году. Более всего известен фильм, снятый советским режиссером Сергеем Бондарчуком в 1965 году.

Изложение: Толстой л. н. — Роль портрета в романе л. н. толстого воскресение

Роман “Воскресение” был задуман писателем как обличение существовавшего положения в стране, когда чрезмерная нищета и забитость одних соседствовала с непомерной роскошью других. Если подходить к проблеме раскрытия характеров, героев и их быта с этой позиции, то станет ясно, что портрет в “Воскресении” выступает не как самостоятельная деталь текста, а как часть полностью охватывающего произведение противопоставления, контраста между простым народом и представителями высшего общества. Эту мысль можно доказать на примере повседневной жизни Дмитрия Нехлюдова, человека состоятельного, и Катюши Масловой, девушки из народа. В самом начале романа Толстой дает нам некоторое представление о скитаниях, злоключениях, и унижениях Масловой. В конце концов, после всех мытарств она попадает в дом терпимости: “Масловой предстоял выбор: или унизительное положение прислуги, в котором, наверное, будут преследования со стороны мужчин и тайные временные прелюбодеяния, или обеспеченное, спокойное и хорошо оплачиваемое постоянное прелюбодеяние, и она избрала последнее, она этим думала отплатить и своему соблазнителю, и приказчику, и всем людям, которые ей сделали зло… И с тех пор началась для Масловой та жизнь хронического преступления заповедей божеских и человеческих, которая ведется сотнями и сотнями тысяч женщин и кончается девятью из десяти мучительными болезнями, преждевременной дряхлостью и смертью”. Совсем по-другому прожил все эти годы ее соблазнитель- Дмитрий Нехлюдов. Толстой рассказывает о нем сразу же после истории Катюши. Тут и проявляется особая роль портрета, который позволяет создать у читателя впечатление о том, что жизнь одного человека — это жизнь всего общества, которому он принадлежит: “Он спустил с кровати гладкие белые ноги, нашел ими туфли, накинул на полные плечи шелковый халат и, быстро и тяжело ступая, пошел в соседнюю со спальней уборную, всю пропитанную искусственным запахом эликсиров, одеколона, духов. Там он вычистил особенным порошком пломбированные во многих местах зубы, выполоскал их душистым полосканьем, потом стал со всех сторон мыться и вытираться разными полотенцами. Вымыв душистым мылом руки, старательно вычистив щетками, отпущенные ногти и обмыв с большого мраморного умывальника себе лицо и толстую шею, он пошел еще и в третью комнату у спальни, где приготовлен был душ. Обмыв там холодной водой мускулистое, обложившееся жиром белое тело, он надел чистое выглаженное белье и как зеркало вычищенные ботинки”. До чего не похоже это описание на тусклые картины жизни Масловой и подобных ей. Таким образом, портрет в романе “Воскресение” призван показать не только особенности какого-либо одного героя, но и отдельный класс, им представленный.

Александра Львовна

Она была трудным ребенком. Гувернантки и старшие сестры занимались с ней больше, чем Софья Андреевна и Лев Николаевич. Однако в 16 лет произошло ее сближение с отцом, с тех пор она всю жизнь посвятила ему: выполняла секретарскую работу, освоила стенографию, машинопись. По завещанию Толстого, Александра Львовна получила авторские права на литературное наследие отца.

Александра Львовна. (wikipedia.org)

После Октябрьской революции 1917 года Александра Толстая не захотела примириться с новой властью, которая жестоко преследовала инакомыслящих. В 1920 году была арестована ВЧК и была приговорена к трем годам заключения. Благодаря ходатайству крестьян Ясной Поляны, ее освободили досрочно в 1921 году, она вернулась в родную усадьбу, а после соответствующего декрета ВЦИК стала хранителем музея. Организовала в Ясной Поляне культурно-просветительный центр, открыла школу, больницу, аптеку.

В 1929 году покинула Советский Союз, уехав в Японию, затем в США, где выступала с лекциями об отце во многих университетах. В 1941 году она приняла гражданство США и в последующие годы помогала многим русским эмигрантам обосноваться в США, где скончалась сама 26 сентября 1979 года в возрасте 95 лет.

В Советском Союзе Александру Толстую убрали из всех фотоснимков и кинохроник, ее имя не упоминалось в примечаниях и мемуарах, экскурсионных рассказах и музейных экспозициях.

Сочинение по картине Портрет Л.Н. Толстого Крамского

  • Сочинения
  • По картинам
  • Крамской — Портрет Л.Н. Толстого

Картина Ивана Николаевича Крамского «Портрет Льва Николаевича Толстого» написана в 1873 году. Портрет выполнен в темных и спокойных тонах, но портрет не кажется темным. Лев Николаевич изображен сидящим на стуле вполоборота в серо-синей рубахе большого размера, напоминающей деревенскую одежду, но приглядевшись ближе можно отметить прекрасный покрой рубахи, что означает индивидуальные пошив. Его руки расслаблены и аккуратно сложены на коленях, а выразительный взгляд направлен на зрителя. Деревенская одежда характеризует его как простого человека, подчеркивая его близость к народу, сочетая в себе простоту и элегантность.

Лицо писателя изображено достаточно выразительно. Взглядом он проникает в душу каждого, кто смотрит в его глаза. В его глазах отражается разнообразие мыслей и можно сделать вывод, что поток творческих мыслей ни на минуту не покидает Льва Николаевича. Во взгляде читается не только колоссальная сила духа, целеустремленность, но и твердость характера.

Помимо рубахи, во внешнем виде писателя есть еще детали, делающие его похожим на обычного деревенского мужчину и подчеркивающие его исконно русские корни. К таким деталям можно отнести густую бороду, неухоженные усы, худое лицо и широкий нос. Однако, несмотря на эти детали, внешний вид Льва Николаевича элегантен. Большая рубаха ничуть не портит его образ.

В углу картины можно увидеть часть ноги Льва Николаевича. Мы видим на нем простые темные штаны, созданные из грубого полотна.

Рассматривая портрет можно увидеть спинку стула, которая выполнена из темного дерева. Простой стул также приближает известного художника к народу.

Комната, в которой живописец изобразил великого писателя, также максимально проста

Ее немного наполняет солнечный свет, нет различных мелких деталей, которые могли бы отвлечь внимание зрителя

Иван Николаевич смог передать через написанный портрет всю мудрость, душевность, искренность и целеустремленность писателя, запечатлев его не только внешний вид, но и передал состояние внутреннего мира. Портрет излучает энергию силы и спокойствия. Живописец специально изобразил Льва Николаевича в простой одежде, показывая, что, несмотря на его популярность и богатство, он всегда оставался верен себе и не пытался быть выше других, что характеризует его как сильного духом человеком с выраженной индивидуальностью.

Крамской — Портрет Л.Н. Толстого Сейчас читают:

  • Сочинение Смелость 9 класс 15.3 ОГЭ рассуждение Это очень редкое качество в людях, и поэтому, очень ценное. Смелость воспитывается с детства. Да, пусть это будет шаг в тёмную комнату без мамы. Но это уже первый шаг к смелости. Мальчик защищает девочку от хулиганов. Смелость? Да ещё какая.
  • Сочинения «Зачем нужно учиться» или «Знания — сила» Часто я слышу от своих родителей призывы хорошо учиться, много читать, и при необходимости применять знания. Понимая это, стремлюсь, получить глубокие знания, по всем предметам. Но особенно я увлечен математикой, информатикой,
  • Сочинение Большая маленькая радость 6 класс В наше время к большему сожалению, много людей попросту перестали замечать радости, которые окружают нас ежедневно. Независимо от того маленькая — это радость или наоборот большая необходимо научиться принимать и замечать их
  • Любимый герой Толстого в романе Война и мир (Пьер Безухов) сочинение Читая знаменитое произведение великого русского читателя многие люди переживают целую бурю различных эмоций, чувств, переживаний и так далее. Какие-то герои многим приходятся по душе, становясь любимыми, какие-то наоборот вызывают
  • Сочинение на тему 18 мая международный день музеев 4 класс В 1977 году российский комитет музеев предложил учредить новый праздник – международный день музеев. Идея была поддержана в более чем 150 странах мира.
  • Характеристика и образ Репетилова в комедии Горе от ума сочинение Комедию «Горе от ума» нельзя назвать «густонаселенной». Количество персонажей увеличивается ближе к развязке, когда гости съезжаются в дом Фамусова на именины его дочери Софьи. И публика здесь самая пестрая. В образной системе пьесы имеется несколько

Семья

Даже излагая биографию Льва Толстого в краткой форме, непременно следует упомянуть историю его личных взаимоотношений. В 50-х годах Лев Николаевич знакомится с дочерью московского доктора Софьей Андреевной Берс — на тот момент ей было всего 17, в то время как Толстому было уже за 30. Такая большая разница в возрасте волновала писателя: он был уверен, что их союзу не суждено увенчаться успехом. Исходя из этих мыслей, он пишет «Семейное счастье». Однако роман Толстого пошел по совершенно иному пути. Три года храня в сердце любовь к Софье, Толстой все же женится на ней, и на их долю выпадает огромное счастье, о котором Лев и мечтать не смел. В лице своей жены он обретает верного друга и незаменимого помощника практически во всех делах. В жизни Толстого наступает самый светлый период: упоение семейным счастьем, устойчивость материального состояния, неисчерпаемое литературное вдохновение. Брак Льва и Софьи не был бездетным: в 1863 году на свет появился Сергей, а в 1864-м родилась Татьяна.

Проводы новобранца


Созданная в 1897 году, она сейчас находится в Русском музее Санкт-Петербурга. Особенность ее в том, что она смогла точно передать чувства, которые испытывают люди в такой переломный момент их жизни.

Идея написать эту картину появилась после того, как он посетил имение своего друга Мамонтова, где в усадьбе Абрамцево стал свидетелем этой сцены.

Крестьяне собрались, чтобы проститься с призывником. Вместе с родителями пришли даже маленькие дети. Все понимают, что для его семьи – это горе, даже собаки, как кажется, им сочувствуют.

Мать призывника положила на плечо сына голову, т.к. не хочет с ним расставаться и отпускать. Мужики и старики, которые также много повидали на своем веку, уныло смотрят на происходящее, т.к. ничего не могут изменить. Они знают, что ждет этого юношу.

Эта картина – целый рассказ, т.к. можно представить, что чувствует каждый изображенный на ней человек.

Несмотря на трагизм ситуации, слезы, каждый из участников сцены занят своим делом, т.к. крестьянин не может не работать.

Татьяна Львовна

Татьяна, как и ее сестры Мария и Александра, была последовательницей учения Толстого. От матери старшая дочь писателя унаследовала практичность, способность заниматься самыми разными делами, как и мать, она любила туалеты, развлечения и была не лишена тщеславия. От отца унаследовала способность к письму, стала писательницей.


Татьяна Львовна. (wikipedia.org)

В 1925 году вместе с дочерью Татьяна Львовна уехала за границу, жила в Париже, где ее гостями были Бунин, Моруа, Шаляпин, Стравинский, Александр Бенуа и многие другие представители культуры и искусства. Из Парижа она переехала в Италию, где провела остаток своей жизни.

Карьера и военная служба

Отечественная война 1812 года побудила юношу перейти из гражданской службы в военную, несмотря на отчаянное сопротивление родных. 11 июня 1812 года Николая зачислили корнетом в 3-й Украинский казачий полк.


Портрет Николая Толстого

Этим же летом он переведен в Московский гусарский полк и вскоре, после ряда преобразований последнего, стал служить в Иркутском гусарском полке. Война оказалась большим потрясением для неискушенного юноши, который в первый раз вылетел из родного гнезда.

Граф Толстой участвовал в ключевых сражениях войны 1812 года, а также отличился в битвах за освобождение других территорий, проходивших в рамках преследования и уничтожения наполеоновской армии. Награжден чином поручика и орденом Святого Владимира IV степени с бантом за отличие при баталиях под Дрезденом и при переправе через Эльбу. За проявленную отвагу при Генеральном сражении под Лейпцигом удостоен чина штабс-ротмистра.


Отечественная война 1812 года

В октябре 1813 года при доставке генеральских депеш в Санкт-Петербург Николай Ильич был взят в плен в местечке Сент-Обен и освобожден уже только по окончании антинаполеоновской кампании в 1814 году. Вернувшись в Россию 8 августа 1814-го, Толстой продолжает военную службу. Молодого графа перевели в кавалергардский полк и назначили адъютантом к генерал-лейтенанту князю Андрею Ивановичу Горчакову, троюродному брату его матери.

После 3 лет службы, в 1817 году Николай Ильич подал прошение императору Александру I о переводе в гусарский Принца Оранского полк. Историки объясняют это решение ухудшением материального положения дворянина. Впрочем, и здесь молодой человек прослужил недолго, выйдя в отставку в 1819 году в чине подполковника.


Андрей Иванович Горчаков

В 1820-м умер отец Николая Ильича. На попечении мужчины остались мать и сестры. Он перевез их из Казани в Москву и, чтобы покрыть долги отца, вынужден был поступить на службу помощником воспитателя в военно-сиротское отделение Московского комендантского управления. Но, конечно, быстро и значительно поправить покосившееся материальное положение могла только выгодная женитьба.

Семейный рецепт пирога

1 / 2

Государственный музей Л. Н. Толстого

2 / 2

Государственный музей Л. Н. Толстого

Пирог Анке1 фунт муки, ½ фунта масла, ¼ фунта толченого сахару, 3 желтка, 1 рюмка воды. Масло чтоб было прямо с погреба, похолоднее.
К нему начинка: ¼ фунта масла растереть, 2 яйца тереть с маслом; толченого сахару ½ фунта, цедру с 2 лимонов растереть на терке и сок с 3 лимонов. Кипя­тить до тех пор, пока будет густо, как мед.

Пирог получил название «анковского» по имени домашнего врача тещи Тол­стого — Николая Богдановича Анке. Сначала она, а потом и сама Софья Андре­евна пользовались этим рецептом по случаю всех важных мероприятий в Ясной Поляне. Со временем анковский пирог стал символом семейной тради­цион­но­сти и богатой помещичьей жизни со всеми ее составляющими.

Ско­рее всего, сама жена писателя не пекла: в семье были повар, кухарка и кон­дитер. К плите она вставала только в случае форс-мажорных обстоя­тельств, когда «повар заболевал или напивался». Кулинария ее интересовала скорее как необходимость сбалансированного питания для семьи, чем как искусство.

Вообще же, теме еды в воспоминаниях Толстых уделялось не очень много вни­мания. Сам Лев Николаевич в последние годы жизни ел главным образом овся­ную кашу с пшеничным хлебом, щи, картофельный суп, гречку, пил компоты и квас, в общем — простую деревенскую пищу. Но для гостей заказы­вали спе­циальные обеды. Например, в один из приездов Ивана Тургенева в меню был манный суп с укропцем, пирог с рисом и курицей, гречневая каша. На праздни­ки, конечно, тоже готовили что-то особенное. Дети вспоминают праздничный пломпудинг, рецепт которого привезла гувернантка Толстых — англичанка Ханна Терсей: пудинг, который готовился шесть часов, обливали ромом, под­жигали и торжественно выносили в залу. Еще один десерт, который любили дети, — это «вздохи Николая», пирожки с вареньем, которые повар Николай Румянцев, служивший когда-то у деда Толстого флейтистом, надувал с одной стороны, чтобы они не слипались.

Образование

Поначалу Толстой получал образование под руководством Сен-Тома́, который послужил прообразом для M-r Жерома в «Отрочестве». Позднее его сменил немец Ресельман, которого с большой теплотой изобразил Лев Николаевич в «Детстве», дав его герою имя Карла Ивановича. В 1843 году образование Толстого стало более академичным: когда ему исполнилось 15, он пошел по стопам старшего брата и поступил в Казанский университет, который был одним из наиболее престижных в те времена. 4 года своей биографии Лев Толстой посвятил подготовке к поступлению на единственный в России Восточный факультет по направлению арабско-турецкой словесности. Однако, ввиду конфликта с преподавателем российской истории и немецкого языка, Толстой должен был остаться на второй год и повторно пройти программу первого курса. Во избежание потери времени, он перевелся на юридический факультет. Здесь он задержался не более чем на 2 года — его тяготили навязанные дисциплины.

Весной 1847 года Толстой бросает университет и начинает бурную литературную деятельность. Он поселяется в Ясной Поляне, а дальнейшие его занятия отражены в «Утре помещика». Лев Николаевич увлекся идеями Руссо, который являлся ненавистником цивилизации и пропагандировал возвращение к первобытной простоте, что ярко заметно по его произведениям, написанным в тот период.

Следующим значимым событием в биографии Льва Николаевича Толстого стало возвращение в Петербург. Здесь он планировал сдать экзамены на кандидата прав. Однако он не доводит дело до конца — ему просто надоедает это занятие, и он возвращается в деревню. В этот период жизни Толстой набегами наезжал в Москву, что не лучшим образом сказывалось на его материальном положении — от отца ему досталась азартность. Также в эти годы Лев особенно интересовался музыкой, и даже умел неплохо играть на рояле. Развитию его увлечения способствовала поездка в Петербург в 1848 году, где он встретился с одаренным, но сбившимся с пути музыкантом из Германии, которого позднее описал в повести «Альберт». Толстому пришла мысль, что он сможет вытащить этого человека из жизненной ямы, и он увез его в Ясную Поляну.

Много времени они тратили на кутеж, азартные игры, охоту и другие развлечения. С тех пор как он бросил университет, прошло 4 года, и в Ясную Поляну вернулся служивший на Кавказе Николай Толстой — старший брат Льва — и стал звать его туда. Тот сопротивлялся до тех пор, пока крупный проигрыш в Москве не заставил его образумиться. Чтобы расплатиться с долгами, он был вынужден сократить расходы, так что в 1851 году Толстой отправился на Кавказ, не имея определенной цели. Вскоре он решает поступить на службу, но ввиду отсутствия необходимых документов его план рушится. Почти полгода он жил в полном одиночестве в Пятигорске, проводя большую часть времени на охоте. В то же время он знакомится с казаком Епишкой, которого описывает в «Казаках» как Ерошку.

В том же году Толстой вновь предпринимает попытку что-то поменять: сдав экзамен в Тифлисе, он попадает в 4-ю батарею 20-й артиллерийской бригады в качестве юнкера. Стояли они в казацкой станице Старогладове, под Кизляром, близ берега Терека. Эту часть биографии Лев Николаевич Толстой кратко опишет в «Казаках», где жизнь персонажа Оленина во многом перекликается с его собственной. Вдалеке от родного края Толстой обрел лучшую часть себя. Именно тогда он начал писать первую часть автобиографической трилогии под названием «Детство». Это произведение само стало краткой биографией Толстого Льва Николаевича: несмотря на довольно внушительный объем, едва ли книга способна уместить в себе во всех подробностях столь насыщенную событиями и идеями жизнь.

Коса

1 / 2

Георгий Сапожников / Arzamas

2 / 2

Георгий Сапожников / Arzamas

19 июля 1908 года владелец торгового дома Лазарь Зелигович Фишман из горо­да Пружаны Гродненской губернии прислал к юбилею Толстого сто кос для яс­но­полян­ских крестьян. Почти все были розданы, а две остались в доме Льва Николаевича.

Эта коса никогда не была использована для работы: она даже не отбита. Хотя писатель действительно занимался косьбой в 1870–80-е годы, и описание покоса из «Анны Карениной» в красках передает страсть графа к этому заня­тию. Но тех именно кос, которыми он работал, скорее всего, не сохранилось, по­скольку инструмент продолжал использоваться в хозяйстве долго после того, как писатель уже перестал ходить на покос.

Дарители графа, не нуждающегося в вещах, деньгах и предметах искусства, зна­ли, что лучшим подарком ему было сделать что-то для его людей. Толстой понимал их нужды, и в этом случае косы были очень хорошим подношением. В ответном письме Фишману из Ясной Поляны Лев Николаевич писал: «Благо­дарю вас, Лазарь Зелигович, за ваш подарок. Мне было очень приятно раздать их крестьянам».

Эта коса, по всей видимости, была сохранена Софьей Андреевной Толстой как па­­мять и описана ею среди прочих вещей после смерти мужа.

Филателия

Помимо марок СССР, посвящённых Л. Н. Толстому, изображения которых приведены здесь, в честь него были выпущены почтовые марки Чехословакии  (Yt #744,745), Румынии  (Yt #1681), Болгарии  (Yt #2363), почтовая марка Венгрии 1948 года  (Yt #88), Франции 1978 года  (Yt #1989), Индии  (Yt #568), кроме того, его скульптура представлена на марке СССР 1964 года, посвящённой её автору — А. С. Голубкиной  (ЦФА № 2989). В XXI веке, кроме изображенной здесь марки Молдовы была выпущена серия почтовых марок  (Yt #3584-3589) и почтовый блок  (Yt #562) Сан-Томе и Принсипи, посвященные Льву Толстому и его произведениям, почтовая марка Ватикана  (Yt #1539) и ещё несколько выпусков.

Художественные маркированные конверты, посвященные писателю, издавались в СССР в 1959 и 1960 гг. (на последнем был изображён памятник Толстому в Москве), а также в 1978 году (художник — П. Э. Бендель) и в 1988 году. В 1978 году два конверта с изображением Льва Толстого было выпущено в Болгарии. В России конверты в честь него выпускались в 2003 году и в 2008 году. В СССР и России также было выпущено немало конвертов, так или иначе связанных со Львом Толстым — с его произведениями, музеем.

Семья графа Н. И. Толстого

Отец Николая Ильича Толстого — Илья Андреевич Толстой — был рожден в 1757 году, проходил гражданскую службу на флоте, далее был зачислен в лейб-гвардию и за год до рождения первенца Николая вышел в отставку, возведенный в чин бригадира.

По словам внука, Илья Андреевич был человеком мягким и щедрым, однако «бестолково мотоватым». Он бесконечно устраивал пиршества, балы и обеды, в результате чего разорился и, умерев, оставил семью в долгах. Пелагея Николаевна, бабушка Льва Толстого, принадлежала к прославившемуся на военном поприще роду Горчаковых, была женщиной малообразованной и избалованной.

Родившийся 26 июня 1794 года Николай стал первым ребенком в их семье. После него появились дочь, затем брат, которому родовая травма не дала дожить до восьми лет, и еще одна девочка.

Диван

1 / 2

Георгий Сапожников / Arzamas

2 / 2

Георгий Сапожников / Arzamas

Диван принадлежал еще отцу Льва Нико­лае­вича. На нем родились сам Лев Николаевич, его братья и сестра, 11 из 13 его собственных детей и две внучки. Диван упоминается в «Войне и мире» при описании родов княгини Лизы Бол­конской и в описании кабинета Константина Левина в «Анне Карениной».

Диван путешествовал за писателем по всему дому: в какой бы комнате ни нахо­дился кабинет Льва Николаевича, диван переносили за ним (в ящиках дивана Толстой хранил свои рукописи). Но когда Софье Андреевне приходило время рожать, диван переносили в ту комнату, где будут роды. Ритуал семьи Толстых в точности описан в «Войне и мире»:

Изначально диван был сафьяновый — из кожи козы, зеленого цвета, но уже в XX веке, когда обивка пришла в негодность, решено было обить диван дер­матином — самым новым и модным на тот момент материалом, — тоже зеленым. Со временем дерматин потемнел.

Памятники

В России памятники Льву Николаевичу Толстому установлены в ряде городов:

  • В Москве — три памятника:
    • на Девичьем поле.
    • на Пречистенке.
    • на Поварской перед так называемым Доме Ростовых.

Также на этом доме установлена мемориальная доска.

  • В Туле (как уроженцу Тульской губернии).
  • В Пятигорске (бюст).
  • В Оренбурге.
  • В Подольске.
  • В Гаспре (отдельно стоящий барельеф и мемориальная доска).
  • В станице Старогладовской(памятник и бюст)
  • В Пушкино.
  • В Казани, на одноименной улице (бюст).
  • В Новокузнецке (2010 год).
  • В Химках (поясной бюст)
  • В Махачкале (2012, скульптор — Ш. Карагаджиев).
  • Памятник Льву Толстому и Хаджи-Мурату в Хунзахе (2012 год).
  • Мемориальные доски в Санкт-Петербурге, на доме, где жил Л. Толстой (Набережная Фонтанки, 38) и на станции Крёкшино Московской железной дороги (2010 год)

и др.

Чечня

В Чеченской Республике два памятника (большой памятник и бюст) установлены в станице Старогладовской Шелковского района. Там же располагается Литературно-этнографический музей Л. Н. Толстого. Кроме того, изображение Льва Толстого имеется в мемориальной галерее писателей, расположенной на здании Театрально-концертного зала в Грозном. Также до боевых действий 1995 года в Грозном был установлен памятник писателю в сквере имени Льва Толстого на площади Борьбы (утрачен, во время войны площадь и сквер очень сильно пострадали).

Республика Беларусь

В Белоруссии памятник Толстому установлен в Полоцке, возле городской детской библиотеки им. Толстого (бывший домик Петра I)).

Франция

Впервые замысел сооружения памятника Льву Толстому появился во французском литературном сообществе ещё при жизни писателя. Литераторами был заказан памятник для Парижа известному скульптору Паоло (Павлу Петровичу) Трубецкому. Князь Паоло Трубецкой начал свою работу над памятником в 1904 году, уже имея к этому времени международную известность и получив высшую награду на Всемирной парижской выставке в 1900 году. За основу памятника для Парижа была взята композиция, вылепленная им в 1900 году в Ясной Поляне. На ней Толстой изображён сидящим верхом на лошади. К сожалению, памятник так и не был установлен по причине споров и несогласия заказчиков, которые считали, что в памятниках изображаются на лошадях только короли, полководцы, генералы, но никак не писатели

Бюст русского писателя был установлен в Париже, выполненный его современником Н. Л. Аронсоном, который ещё в 1901 году рисовал и лепил портреты Толстого в Ясной Поляне.

США

Памятник на территории Американского университета (Вашингтон), открыт 15 ноября 2012. Скульптор Григорий Потоцкий.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий