Внешняя и внутренняя политика ярослава мудрого

Правление Ярослава Мудрого — расцвет Киевской Руси

Ростовский период (ок. 988 — 1010) и начало новгородского (с 1010 по 1014 г.) периода правления князя Ярослава оставили крайне мало свидетельств, что неудивительно — он был посажен отцом на княжение в Ростов в возрасте около 9 лет и большую часть административных функций выполняли, скорее всего, специально приставленные люди.

К этому времени относится «Сказание о построении града Ярославля» — согласно легенде Ярослав путешествовал по Волге из Новгорода в Ростов, во время охоты на берегу на него напал медведь, которого князь зарубил секирой. После этого Ярослав приказал срубить на неприступном мысу над Волгой небольшую деревянную крепость, названную по его имени.

Памятный знак на легендарном месте основания ЯрославляНадпись: «На этом месте в 1010 году Ярослав Мудрый основал Ярославль»

Борьба за власть и удержание киевского престола

В 1014 году князь Ярослав отказывается выплачивать дань своему отцу, киевскому князю Владимиру. Предположительно, это было связано с намерениями Владимира передать престол одному из своих младших сыновей, князю Борису, которому ранее было поручено командование киевской дружиной. Ярослав начал готовиться к вооруженному противостоянию с отцом и нанял варягов.

Владимир собирался наказать сына и даже подготовил войска для похода, но заболел и в 1015 году умер.

После смерти князя Владимира, его старший сын Святополк, ранее заключенный отцом за попытку переворота и выпущенный незадолго до этих событий, был поддержан своими последователями и объявил себя новым киевским князем.

Схема — путь Ярослава Мудрого к киевскому престолу

Междоусобица Ярослава Мудрого и Святополка Окаянного
1015-1019

Во время дальнейшей борьбы за власть между наследниками Владимира Крестителя Киевская Русь погрузилась в междоусобные войны. Основные противники, Ярослав и Святополк, сражались друг с другом с переменным успехом:

  • 1015 —  убиты князья Глеб, Борис и Святослав.
  • 1016 — битва под Любечем (Ярослав побеждает)
  • 1017 — Святополк вместе с печенегами осаждают Киев (Неудачно)
  • 1018 — Святополк вместе с польским королем Болеславом I разбивают Ярослава в сражении на реке Буге и занимают Киев
  • 1019 — Ярослав побеждает в битве на реке Альте

Схема — вторая усобица на Руси

В итоге Ярослав Мудрый одержал победу и изгнал Святополка, прозванного впоследствии Окаянным, но цена победы оказалась высокой — были потеряны Червенские города, многие жители Киева, в том числе сестры Ярослава, стали польскими пленными, а земли, на которых братья сражались друг с другом, пришли в запустение.

Конфликт с Брячиславом Полоцким

В 1021 году племянник Ярослава, полоцкий князь Брячислав Изяславич, совершил нападение на Новгород, захватил пленных и много добычи.

Согласно официальной истории, Ярослав догнал нерадивого племянника на реке Судоме и смог отнять награбленное, обратив родственника в бегство. В следующем же году князья заключили мир, в знак которого Брячиславу под управление были переданы города Витебск и Усвят.

Согласно «Саге об Эйдмунде» все произошло гораздо менее благоприятно для князя Ярослава Мудрого.

Конфликт с Мстиславом Тмутараканским

В 1023 году Ярослав отлучился из Киева, чтобы усмирить вспыхнувший под Суздалем мятеж. Его брат, тмутараканский князь Мстислав решил воспользоваться этим и вместе с большим войском сначала подошел под стены Киева, но не стал долго осаждать город и вместо этого занял Чернигов.

Ярослав собрал дружину и выступил против брата, но потерпел поражение. Мстислав предложил заключить мир и разделить земли по Днепру.

В 1026 году братья-князья заключили мир у Городца, а впоследствии вместе отбили у Польши червенские города в 1031 году.

Биография князя

Родился будущий правитель примерно в 980 году. При крещении ему было дано имя Георгий. Женой князя стала Олава Ингигерда – дочь шведского конунга. После битвы под Лиственом внутренняя и внешняя политика Ярослава Мудрого была нацелена на увеличение популярности христианства среди народа. Таким образом, он продолжил дело своего отца.

Прозвище Мудрый ему досталось за его законодательные и просветительские дела. В детстве маленький Ярослав хромал, так как при рождении одна нога была немного короче другой. Из-за такой физической особенности отец не брал мальчика с собой на охоту.

Чтобы хоть как-то себя развлечь, Ярослав находил утешение в чтении книг. Благодаря этому, он стал первым образованным человеком, знавшим грамоту. Также можно встретить в древних источниках информацию о князе, где его называли «Хромым». Правда, так нарекли его не киевские славяне, а враги.

Внутренняя и внешняя политика Ярослава Мудрого отличилась благоразумием и несла пользу русскому народу. Именно поэтому в то время укрепилась правота выражения: «Хромой означает мудрый».

Первым периодом жизни Ярослава стала борьба за Киев. Когда он достиг зрелого возраста, Владимир Святославич назначил его ростовским князем. После скоропостижной смерти Вышеслава Ярослав Мудрый стал новгородским правителем.

Когда Владимир Великий умер, между его сыновьями возникла борьба за киевский престол. События междоусобной войны описаны в «Повести временных лет». Киев был захвачен Святополком I Окаянным, который был туровским князем. Он, имея цель убрать всех соперников, убивает братьев Ярослава Мудрого. И добрался бы и до последнего, но киевского князя предупредила об опасности его сестра Предслава.

Ранние годы и княжение в Тмутаракани

Родился, предположительно, в 983 году, чуть позже Святослава и Ярослава.

Между 990 и 1010 годами Мстислав был посажен отцом Владимиром княжить в Тьмутаракани, недавно завоеванной области на таманском побережье Керченского пролива. Через эти места с давних времен проходили важные торговые пути, связывающие страны Запада с Кавказом, Приуральем и Средней Азией.

Расположение Тмутаракани

Здесь прижились не только хазары и греки, но и булгары, и славяне, и представители почти всех народов, подпавших под власть Хазарии. В окрестностях жили многочисленные и воинственные адыгские племена, которых славяне стали называть касогами.

Подавление восстания в Крымской Хазарии

С 1015 года в Киевской Руси началась вторая междоусобица — умер князь Владимир и его дети принялись воевать друг с другом за право на киевский престол. Мстислав был слишком далеко, чтобы включиться в борьбу и занимался местными проблемами.

В 1016 году, сохранившие часть автономии крымские хазары под предводительством Георгия Цулы (в разных источниках именуемого «стратигом Херсона» и «архонтом Хазарии») подняли мятеж против власти Византийской империи.

Схема — вторая усобица на РусиПодробнее

По предположениям историков, за именем «Сфенг» может скрываться как сам князь Мстислав, так и посланный им воевода, ранее выполнявший функции родственника-соправителя, пока Мстислав был слишком юн для самостоятельного княжения.

После усмирения мятежа император уступил своему союзнику часть Восточного Крыма. В состав Тьмутараканского княжества вошел город Боспор, переименованный в Корчев (Керчь).

Единоборство князей Мстислава и Редеди

Единоборство Мстислава с Редедей. Художник Н.К. Рерих. 1943 г.

В 1022 году Мстислав поддержал Византию в войне с Грузией и выступил против союзного ей племени алан (касогов). Касогов возглавлял князь Редедя — предания и русские летописи сообщают, что он обладал большой физической силой, «не было в адыхейском народе никого, кто мог устоять против силы Редеди»

Когда оба войска встретились, богатырь Редедя, уверенный в своих силах, предложил Мстиславу Владимировичу:

Князья начали бороться — Мстислав не мог справиться с гигантом Редедей, он слабел, изнемогал и тогда впервые взмолился:

А.И. Иванов. Единоборство князя Мстислава Владимировича Удалого с косожским князем Редедей. 1812 г.

После поединка Мстислав убивает Редедю перед полками касожскими. Радзивилловская летопись.

После победы над Редедей Мстислав взял в плен жену его и детей, а касогов обложил данью. Сыновей Редеди Мстислав окрестил именами Юрий и Роман. За Романа он отдал замуж дочь свою Татьяну Мстиславну, однако Роман погиб в знаменитой битве при Листвене в 1024 году, не оставив потомства.

Этот поединок воспели скальды князя Мстислава и летописец Никон записал его детали в далекой Тамани (позднее этот эпизод упоминался также в «Слове о полку Игореве»).

В честь этой победы и в честь Богородицы, какую князь молил о помощи перед битвой, Мстислав заложил каменный храм в своей столице, следы которого были выявлены при раскопках:

Возвращение Мстислава Владимировича в Тмутаракань; воздвижение им по обету церкви Богородицы в Тмутаракани.

Власть Мстислава над ясами и касогами значительно увеличила военные возможности тмутараканского правителя, и он решил вмешаться в борьбу за отцовское великокняжеское наследство.

Происхождение будущего правителя

Точная дата рождения будущего великого князя неизвестна, о ней до сих пор спорят историки. Кто-то называет 978 год, кто-то 979, а некоторые, опираясь на более поздние исторические источники – 988 (дату крещения Руси).

В первом письменном литературном памятнике «Повести временных лет» подробно говорится о женитьбе Владимира Красно Солнышко и Рогнеды и о четырех сыновьях, которые произошли от этого брака: Изяслав, Мстислав, Ярослав и Всеволод.

Поскольку Ярослав был третьим сыном, он никак не мог родиться раньше 982 года, но летописец намеренно исказил дату его рождения, представляя именно его старшим и наиболее достойным преемником своего отца.

Эта же летопись повествует о том, что еще при жизни Владимир назначил каждому из сыновей свою вотчину. Ярославу достался Ростов, куда он и отправился еще в отроческом возрасте.

Чтобы лучше понять характеристику Ярослава Мудрого, нужно вспомнить летописную историю об основании города Ярославля.

Но недолго молодой князь правил в Ростове, вскоре отец переправил сына в Новгород. Но и там князь долго не просидел. А в 1014 году отказался платить дань Киеву, и этим вызвал справедливый гнев отца. Только скорая смерть помешала Владимиру выступить против непокорного сына.

Меры по укреплению государственной власти

Главным фактором, создававшим условия для междоусобиц, был нечёткий порядок престолонаследия на Руси. Владимир Святой использовал старинную систему передачи власти любому из родственников мужского пола. Великим князем мог стать не только старший сын правителя, но и брат, дядя, и любой другой мужчина.

Ярослав Мудрый заменил этот уклад наследственной лествицей (лестницей). Князь распределил княжества по значимости в порядке убывания. Пятеро сыновей Ярославичей получили уделы по старшинству:

  • Владимир — Новгород;
  • Святослав — Чернигов;
  • Всеволод — Переяславль;
  • Вячеслав — Смоленск;
  • Игорь — Владимир-Волынский.

Старший сын должен был после смерти Ярослава получить киевский престол.  Младшие князья обязывались беспрекословно подчиняться киевскому. Уделы не были вечными владениями. Наследником киевского князя считался второй брат, правящий в Чернигове. Князья как бы перемещались вверх по лестнице наследования. Порядок распространялся и на их потомков.

Второстепенные земли прикреплялись к главным княжествам — Новгород находился в подчинении у Киева, Тмутаракань и земли вятичей относились к Чернигову. Система Ярослава Мудрого на 30 лет избавила Русь от междоусобных войн. Это было главным направлением внешней политики Ярослава Мудрого – наведение порядка в плане наследования престола. Формально эта задача была решена, но возникла другая сложность – феодальная раздробленность только усугублялась.

«Ярослав Мудрый (1015—1054)»

После смерти Владимира киевским князем стал его старший сын Святополк (1015—1019 гг.), который сразу же начал войну со своими братьями с целью обезопасить себя от их посягательств на великокняжеский трон. Победителем из нее вышел второй сын Владимира — Ярослав, правивший в Новгороде.

Правление Ярослава, прозванного Мудрым (1019—1054 гг.), — время наивысшего расцвета и могущества Киевской Руси. Ярослав обезопасил южные границы державы, нанеся в 1036 г. сокрушительный удар печенегам. Эта победа укрепила власть Ярослава на западных границах, вернув в состав Руси захваченный Польшей Перемышльский район (1026 г.). Основал города Юрьев (современный Тарту), Ярославль, Новгород-Северский. При Ярославе возникли первые русские монастыри. В 1030 г. Ярослав основал монастырь Святого Георгия и Юрьев монастырь в Новгороде и Киево-Печерский монастырь в Киеве. В 1051 г. впервые без участия константинопольского патриарха Ярослав сам назначил первого русского митрополита Илариона. При Ярославе в Древнерусском государстве законодательно закрепляется система феодальных отношений («Русская правда»).

Великий князь.

Во главе Древнерусского государства стоял киевский великий князь, опиравшийся на военную силу — дружину. Совещательный орган при князе назывался Боярской думой. С членами думы обсуждались государственные вопросы и принимались решения по важным вопросам и текущим делам.

Киевскому князю подчинялись правители других княжеств. Территория Древней Руси состояла из уделов (частей) во главе с удельными (местными) князьями. Удельные князья подчинялись киевскому князю и опирались на собственную удельную дружину. Такая система государственной власти характерна для Средневековья и называется вассалитетом.
Великий князь был владельцем всех земель в государстве. Он наделял (жаловал) своих дружинников вотчинами (земли, отдававшиеся человеку во владение и закреплявшиеся за его потомками).

Правление Ярослава Мудрого.

Земледельческое население Древней Руси объединялось в соседскую общину — вервь. Свободных общинников называли людьми, или смердами. Община состояла из одного или нескольких поселений. В состав общины входили смерды-земледельцы и смерды-ремесленники (кузнецы, гончары, кожевенники).

Временно зависимого крестьянина называли закупом. Это был человек, получивший от землевладельца купу (кипу) — помощь в виде участка земли, денежной ссуды, семян, орудий труда и обязанный вернуть или отработать купу с процентами. Закуп имел право выкупиться на волю, вернув купу. Другой вид зависимого человека — рядович, т. е. человек, заключивший с феодалом определенный договор-ряд и обязанный выполнить различные работы согласно этому ряду. В Древнерусском государстве существовало рабство, не игравшее значительной роли в экономике страны. Рабы назывались холопами, или челядью. Рабами становились пленники. Было распространено временное долговое холопство, которое прекращалось после уплаты долга. Холопы обычно использовались в качестве домашних слуг.

«Русская Правда».

Традиция связывает составление «Русской Правды» с именем Ярослава Мудрого. Это сложный юридический памятник, опиравшийся на нормы обычного права (неписаных правил, сложившихся в результате неоднократного, традиционного их применения) и на прежнее законодательство. Для того времени важнейшим признаком силы документа были узаконенный прецедент и ссылка на древность. Хотя «Русская Правда» приписывается Ярославу Мудрому, многие ее статьи и разделы были приняты позже, уже после его смерти. Ярославу принадлежат только первые 17 статей «Русской Правды» («Древнейшая Правда» или «Правда Ярослава»).

«Правда Ярослава» ограничивала кровную месть кругом ближайших родственников. Это говорит о том, что нормы первобытного строя существовали при Ярославе Мудром уже как пережитки. Законы Ярослава разбирали споры между свободными людьми, прежде всего в среде княжеской дружины. Новгородские мужи стали пользоваться такими же правами, как и киевские.

Правда Ярославичей.

Первые признаки феодальной раздробленности Древнерусского государства появились в 1054 г. после смерти Ярослава Мудрого. В 1054—1068 гг. Киевская Русь находилась в совместном управлении сыновей Ярослава (триумвират Ярославичей) — Изяслава, Святослава и Всеволода. Братья пересмотрели «Русскую правду» и утвердили «Правду Ярославичей». Они совместно принимали решения о замещении освободившихся княжеских престолов. В 1068 г. триумвират распался, и между претендентами на киевский престол началась ожесточенная борьба.

Конспект урока Истории России «Ярослав Мудрый (1015—1054)».

Следующая тема: «Владимир Мономах (1113-1125)»

Полнокровные дети Владимира и Рогнеды

Изяслав I Владимирович

Изяслав I Владимирович

(980/981 — 1001)

Подробнее

Старший сын Владимира Крестителя и Рогнеды стал родоначальником династии князей Полоцка, где Изяслав княжил в 989-1001 годах. Остались лишь отрывочные сведения о князе.

Спустя 100 лет после его смерти летописец, желая объяснить причину вражды между потомками Владимира, занимавшими Киев, и теми, которые занимали Полоцкое княжество, приводит предание о покушении Рогнеды на жизнь Владимира и о спасении её от смерти сыном Изяславом. Тем не менее, по совету с боярами Владимир дал Изяславу с Рогнедой область отца последней (Рогволода), то есть Полоцкую, в которой отстроил для них город Изяславль (ныне Заславль). Изяслав восстановил разрушенный Полоцк, перенеся его на более высокое и неприступное место в устье реки Полота, на её левый берег. Вероятно, что на первых порах регентшей при нём была его мать Рогнеда.

Всеволод Владимирович

(983/984 — до 1013)

В 988 году киевский князь Владимир Святославич покорил город под названием Лодомер (Lodomer) на землях волынян и бужан на правом берегу реки Луги. Князь назвал город своим именем и передал в управление одному из своих сыновей — Всеволоду. Так третий по старшинству сын Рогнеды от Владимира получил в удел Волынь с центром во Владимире.

Существует несколько версий относительно судьбы князя: Д. Лихачёв поддержал гипотезу Брауна о тождественности Всеволода с Виссавальдом, которого Сигрид Гордая сожгла в бане; Браун считал, что варяжское окружение подбило мальчика на разрыв с отцом и вывезло в Швецию (к тому времени Всеволоду могло быть 11-12 лет); Войтович считает версию Брауна маловероятной.

Предслава Владимировна

(ок. 983 — после 1018)

Подробнее

Одна из старших дочерей великого князя Владимира Крестителя. В междоусобной борьбе братьев-Владимировичей в 1015—1019 годах выступала на стороне брата Ярослава Мудрого.

Предслава была образованной девушкой — впоследствии она будет известна благодаря своим письмам. Жила и росла Предслава вместе со своей матерью, а затем сёстрами в сельце Предславином, получившем название по её имени.

В 1015 году умер великий князь Владимир Святославич, что ознаменовало начало борьбы за власть между его сыновьями. В более поздних и ряде иностранных источников упоминается, что Болеслав I Храбрый, призванный на помощь Святополком для захвата Киева в 1018 году, сделал Предславу своей наложницей и силой увез в Польшу. После этого в летописях её имя не упоминается.

Премислава Владимировна

(неизвестно — 1015)

Информации практически не сохранилось. Существуют косвенные свидетельства, согласно которым эта дочь Владимира и Рогнеды в 1000 году вышла замуж за Ласло Лысого — герцога Венгрии, владеющего землями между реками Марош и Гран.

Мстислава Владимировна

(978/987 — неизвестно)

Упоминается Мстислава в числе трёх дочерей Владимира, взятых в наложницы королём Польши Болеславом I Храбрым в 1018 году. Согласно предположению польского историка Лябуды, в Польше захваченные дочери Владимира Святого (вместе с Предславой было захвачено несколько её сестёр) жили во дворце на Ледницком острове, и их не принуждали принимать католичество.

Время правления Ярослава Мудрого

Как и дата рождения, правление князя в абсолютном большинстве покрыто тайной, окутанной преданиями и легендами. Время его княжества, как и самого князя, одни историки идеализируют, другие же наоборот упрекают. Но, как и всегда, правда находится в золотой середине. 

Княжение Новгородом, где после Ростова правил Ярослав Мудрый, было более почетным, чем правление в Ростове. Но, тем не менее, новгородский князь был подчинен киевскому князю Владимиру. Таким образом, Ярослав Мудрый ежегодно должен был отдавать две трети, собранные со своих подчиненных земель. На тот момент эта сумма составляла 1000 гривен – огромнейшее состояние по тем временам.  

В этом видео представлена передача «Час истины: Ярослав Мудрый».

В 1014 году Ярослав Мудрый взбунтовался и отказался выплачивать собственному отцу дань. Стоит сказать, что его решение поддержало большинство новгородцев, об этом можно прочитать в сохранившихся писаниях. Отец разозлился на отпрыска и готовился к походу для усмирения несогласных, однако вскоре князь Владимир заболел и скоропостижно скончался. 

Киевское княжество перешло старшему сыну Святополку Окаянному. Для собственной безопасности, а так же для удержания власти, он убил своих братьев Глеба, Святослава и особо почитаемого киевлянами – Глеба. Эта же участь ждала и Ярослава Мудрого, но в 1016 году Ростовский князь победил Святополка, и его армия вошла в столицу. Братья разделили Киев на две части по линии Днепра и объявили перемирие, которое было всегда хрупким и час от часу все же имели место «горячие» стычки. Через 3 года Святополк скончался, и Ярослав безраздельно правил Киевом. 

Одна из самых больших заслуг Ярослава Мудрого считается победа над печенегами в 1036 году. Со страниц летописей можно узнать, что Киев осадили кочевники, а в это же время князь отлучился в соседний город, но молниеносно вернулся в столицу и разбил вражеское войско. На несколько лет кровавые набеги на земли Руси прекратились.

После ошеломительного разгрома печенегов Ярослав Мудрый занимался грандиозным строительством. На месте битвы с кочевниками заложили Софийский собор. Здание было точной копией цареградского храма. Его украсили фреской, мозаикой – он поражал своей красотой не только в те времена, но и сегодня Софийский собор считается по праву одним из самых красивых православных храмов. Ярослав Мудрый никогда не скупился на строительстве и отделки церквей, и всегда звал для украшения лучших мастеров Греции. Во время его правления появились легендарные Золотые ворота и церковь Благовещения.

Вклад в образование народа 

Внутренняя политика Ярослава Мудрого в корне отличалась от его предшественников. Он приложил немало усилий для развития культуры собственного народа и его просвещения. Можно отметить несколько основных событий, которые характеризуют правителя, действительно как мудрого князя:

  1. Благодаря Ярославу Мудрому удалось избавиться от зависимости русского православного духовенства от Византии. В 1054 году впервые на Руси церковь возглавил русский, а не греческий, митрополит Илларион. 
  2. Основной идеей внутренней политики князя было просветление народа и повышение его образованности, искоренение языческой веры. Христианство популяризировали с новой силой.
  3. За время правления было переведено множество книг с греческого на славянский язык. Ярослав Мудрый любил читать и прививал любовь к книгам всем родным и подчиненным. Именно благодаря этому в то время чтение стало модным. Церковь начала обучать детей письму и грамоте. Так же впервые на Руси было открыто училище для мальчиков. 
  4. Именно во время его княжества появились первые православные монастыри, в т.ч. и сохранившаяся до сегодня Киево-Печерская лавра. Это не только популяризировало православие, но и сыграло немаловажную роль в просвящении – здесь переводили книги и писали летописи.
  5. Ярослав Мудрый стал первым, кто опубликовал свод законов – «Русскую правду». Его последователи позже приумножили и дописали документ. 

Смерть Ярослава Мудрого

Последние несколько лет своей жизни Ярослав Мудрый провел в городе Вышгород. Он умер на руках у своего сына Всеволода в день Торжества Православия. Историки сходятся во мнении, что это произошло 20 февраля 1054 года. Он был похоронен в Софийском соборе (Киев) в саркофаге весом более шести тонн. Увы, останки князя пропали. Саркофаг вскрывали несколько раз, сначала в 1936 году, затем в 1939 и позже в 1964 году. 

В этом видео представлен документальный фильм о Ярославе Мудром. Не забывайте оставлять свои вопросы, пожелания и к статье.

↑ Годы жизни Ярослава Всеволодовича

Родился Великий князь Ярослав в 1190 или 91-м году, в феврале в роду Владимиро — суздальских князей. Год смерти – 1246-й, 30 сентября, возможно отравлен. За свою жизнь Ярослав Всеволодович, немало сделал для развития Руси, как государства. 

  1. Опорный признак государства – законодательство. Ярослав первый, кто упорядочил внутреннее управление с элементами правосудия. Начал формировать «писаные правила», запретив самосуды и кровную месть. Правила, «Русская правда», состояли из категорий: семейное право; взаимоотношения финансовые; ответ за злодеяния; судоустройства и др. 
  2. Просвещённый и начитанный, князь развивал образование и культуру в государстве и назывался русский просветитель. Открыта новгородская школа на 300 мест. В первой библиотеке киевского Софийского собора переведено и написано от руки 1000 книг. Каждый экземпляр – произведение искусства: пергаментные листы, сафьяновые обложки, украшения из золота и серебра, бриллиантов, изумрудов или из жемчуга. Этим книгам не суждено было сохраниться. Начали создаваться летописи. Например, в «Повести временных лет» сообщается о возведении в городах церквей, по распоряжению князя Ярослава, и обязывании попов обучать народ. 
  3. В крещёной Руси киевские митрополиты назначались Константинополем, поэтому ни одного раза не было русского предстоятеля. При Ярославе в первый раз за всю историю церкви, митрополит выбран из русских монахов (Илларион).

Политика внутренняя

Внешняя политика Ярослава Мудрого кратко описана выше. Но портрет исторической личности, выдающегося правителя был бы неполным без описания внутренних мер. Князь направлял свои усилия на градостроительство, развитие, а также постройку церквей и монастырей. Так, именно он в 1037 году велел заложить в златоверхом Киеве Софийский собор, который приурочил к своей победе над кочевниками. Таким образом он приравнял значение своей столицы и державы с Константинополем и Византией, где также существовал одноименный храм. Не менее величественные церкви Ярослав построил в Пскове, Юрьеве и других городах Руси.

Ярослав также известен своим пристрастием к книгам, приказами массово переводить их с греческого языка на славянский. Он открывал школы, где детей учили грамоте, благоприятствовал летописанию. И именно его перу принадлежит первый кодекс права, известный как «Русская правда».

Реформы и преобразования

Кроме борьбы за власть и военных походов против других государств, Ярослав Мудрый занимался проведением реформ, часть из которых стала основой культуры и быта для Киевской Руси на долгие годы.

Законодательство
Правда Ярослава

«Древнейшая Правда» (Правда Ярослава) — древнерусский сборник законов и судебных норм, выданный Ярославом Мудрым в виде грамоты новгородцам, помогавшим ему в сражении с войсками Святополка Окаянного под Любечем.

«Древнейшая Правда» состоит из 18 статей. Она предусматривала право на кровную месть, наказание за убийство в виде штрафа (вира), наказание за побои, езду на чужом коне, порчу имущества и др.

Впоследствии «Древнейшая Правда» была дополнена сыновьями Ярослава Мудрого (Правда Ярославичей), Владимиром Мономахом (Устав Мономаха) и вошла «Русскую Правду» — сборник правовых норм Киевской Руси, являющийся одним из основных письменных источников русского права.

Религиозная политика

Утверждение митрополита Иллариона

Согласно «Повести временных лет» в 1051 году («лето 6559») Ярослав собрал епископов и сам назначил Иллариона митрополитом. Событие являлось знаковым — до этого на данную должность утверждал только константинопольский патриарх, что лишний раз подчеркивало зависимость Киевской Руси от Константинополя и византийских императоров.

Церковный устав

По версии Я. Н. Щапова именно при содействии Ярослава Мудрого был составлен церковный устав, согласованный с митрополитом Илларионом.

Устав определял преступления подлежащие церковному суду и регулировал брачные отношения. Основное значение Устава состоит в разграничении церковной и светской судебной юрисдикции, а также выделение в составе церковного суда дел, решаемых совместно представителями обеих властей.

Образование и просвещение

Софийская первая летопись о школе в Новгороде:

В 1037 году, на месте успешного разгрома печенегов под Киевом в 1036, Ярослав Мудрый заложил Софийский собор, где монахам было поручено переписывание церковных книг и их перевод с греческого.

Именно в Софийском соборе князь Ярослав организовал библиотеку, в которой по разным оценкам насчитывалось от 130 до 500 томов — подобным богатством мог похвастаться далеко не каждый европейский правитель.

Б. А. Чориков. Ярослав Мудрый обучает детей. Гравюра.

Строительство храмов

Политика Ярослава Мудрого по отношению к церкви была положительной, более того, он всячески старался распространять христианство среди народа. По его приказу в 1036-1037 гг. были сооружены знаменитые Золотые ворота и церковь Благовещения. Помимо этого, были возведены собор Святой Софии и два монастыря – святых Георгия и Ирины. Примером для этих сооружений стали архитектурные постройки Иерусалима и Константинополя.

Ярослав Мудрый сделал Иллариона первым киевским митрополитом. Достоверно не известно, в 1050-м или в 1054 году было это событие, но главным остаются деяния, совершенные этим человеком. Илларион отстаивал независимость Руси от Константинополя и самостоятельность Киевской епархии.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий